Анализ социальных проблем, затронутых в рассказе «В аптеке»
Одной из главных социальных проблем, затронутых в рассказе «В аптеке» А.П. Чехова, является медицинская помощь населению. Главный герой рассказа, аптекарь, не имеет специального образования, но вынужден принимать решения о лечении своих клиентов, так как в маленьком городе, где происходят события рассказа, специализированных медицинских учреждений нет.
Еще одной проблемой, затрагиваемой в рассказе, является проблема социального неравенства. Аптекарь и его жена являются уважаемыми и богатыми людьми, которые могут себе позволить лучшее образование и лечение своих детей, в то время как другие жители города вынуждены обращаться к аптекарю искать помощи, не имея возможности обратиться в специализированное медицинское учреждение или к специалистам в этой области.
Таким образом, рассказ «В аптеке» А.П. Чехова является отражением не только жизни маленького города, но и проблем, связанных с медицинской помощью и социальным неравенством, которые встречаются во многих регионах России и других стран мира.
Анализ рассказа «В аптеке»
История создания
Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).
Литературное направление, жанр
«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.
Проблематика
Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.
Герои рассказа
В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» — т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.
Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет.
Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.
Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).
Сюжет и композиция
Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой.
Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».
Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).
Стилевые особенности
Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа.
В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.
А.П. Чехов — Припадок
Когда на следующее утро к нему пришли художник и врач, он в разорванной рубашке и укушенных руках носился по комнате и стонал от боли. — Ради бога! он рыдал, когда увидел своих друзей. — Отведи меня, куда хочешь, делай, что умеешь, но, ради бога, спаси меня скорее! Я убью себя! Художник побледнел и растерялся. Врач тоже чуть не расплакался, но, считая, что врачи во всех случаях жизни должны быть холодными и серьезными, холодно сказал: — У вас припадок. Но это нормально. Пойдем к врачу сейчас. — Куда угодно, одному, ради бога, поторопитесь! — Не волнуйтесь. Вы должны бороться с собой. Художник и врач дрожащими руками одели Васильева и вывели на улицу. «Михаил Сергеич давно хотел с вами познакомиться, — сказал по дороге врач. — Он очень приятный человек и хорошо знает свое дело. Он получил высшее образование в 1982 году и практика уже огромна. Со студентами ведет себя по-товарищески. — Скорее, скорее… — поспешил Васильев. Михаил Сергеич, пухлый блондин-врач, встретил друзей учтиво, солидно, холодно и улыбнулся лишь одной щекой. «Художник и Майер уже рассказали мне о вашей болезни», — сказал он. — Я очень рад служить. Хороший? Садитесь, смиренно прошу… Он усадил Васильева в большое кресло возле стола и подтолкнул к нему пачку сигарет. — Хороший? Он начал, поглаживая колени. — Приступим к делу… Сколько тебе лет? Он задавал вопросы, и доктор отвечал. Спрашивал, болен ли отец Васильева особыми заболеваниями, много ли пил, не отличался жестокостью и какими-то странностями. То же самое просили его дедушка, мать, сестры и братья. Зная, что у ее матери отличный голос и что она иногда играет в театре, она вдруг оживилась и спросила: — Простите, сэр, но разве вы не помните, был ли театр вашей матери страстью? Прошло двадцать минут. Васильеву надоело, что доктор гладит его по коленям и говорит все об одном и том же. «Насколько я понимаю ваши вопросы, доктор, — сказал он, — он хочет знать, является ли моя болезнь наследственной или нет. Она не наследственная. Кроме того, врач спросил, были ли у Васильева в молодости тайные пороки, синяки на теле» голова, увлечения., странности, исключительные пристрастия.На половину вопросов, которые обычно задают прилежные врачи, нельзя без вреда для здоровья ответить, но у Михаила Сергеича, врача и художника были такие лица, как будто Васильев не ответил хотя бы один вопрос, то все погибнет. Получив ответы, доктор почему-то записал их на листке бумаги. Узнав, что Васильев уже окончил естественный, а теперь и юридический факультет, доктор подумал… «В прошлом году он написал отличное эссе…» — сказал доктор. «Извините, не перебивайте меня, вы мешаете мне сосредоточиться», — сказал доктор и улыбнулся в одну щеку в анамнезе и вынужденно, непосильно… Да-да… Водку пьете? он обратился к Васильеву. — Очень редко. Прошло еще двадцать минут. Врач стал тихо высказывать свое мнение о непосредственных причинах припадка и рассказал, как позавчера они с артистом и Васильевым пошли в Ц — в палату. Безразличный, размеренный, холодный тон, которым его друзья и доктор говорили о женщинах и несчастном переулке, казался крайне странным .. проституция — это зло или нет? — Дорогой, а кто поспорит? — сказал доктор с таким выражением лица, как будто он уже давно решил сам все эти вопросы. — Кто воюет? — Вы психиатр? — грубо спросил Васильев. — Да, психиатр. — Может ты в порядке! — сказал Васильев, вставая и переходя из угла в угол. — Возможно! Но мне все это кажется прекрасным! Что я учился на двух факультетах — они видят в этом бизнес; за то, что я написал эссе, которое через три года будет заброшено и забыто, они хвалят меня до небес, и за то, что я не могу говорить о падших женщинах с такой же холодностью, как эти стулья, они относятся ко мне, они меня называют сумасшедшие, они раскаиваются! Почему-то Васильеву вдруг стало невыносимо жалко себя, своих товарищей и всех, кого он видел позавчера, и этого доктора, расплакался и упал в кресло. Друзья вопросительно посмотрели на доктора. С таким выражением лица, как будто он прекрасно понимал и слезы, и отчаяние, словно чувствуя себя специалистом в этой области, подошел к Васильеву и незаметно дал ему несколько капель выпить, а потом, когда он успокоился, раздел его и начал изучить его чувствительность, кожу, коленные рефлексы и т д. И Васильеву стало легче. Когда он уходил от доктора, ему уже было стыдно, шум карет не казался раздражающим, а тяжесть под сердцем становилась все легче и легче, как будто она таяла. У него в руках было два рецепта: один — бромид калия, другой — морфин… Все это он уже принимал раньше! По дороге он ненадолго остановился, подумал он, и, попрощавшись с друзьями, лениво направился к университету.
«В аптеке», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А. Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пестрые рассказы» .
Литературное направление, жанр
«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди ее постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры — и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.
Проблематика
Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нем человека — большие проблемы этого маленького рассказа.
Герои рассказа
В рассказе два говорящих героя , один бессловесный и еще два персонажа с одной репликой у каждого — фармацевты.
Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждет его до скончания лет.
Свойкин заболел и пришел в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.
Безымянный провизор — человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки .
Сюжет и композиция
Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашел несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул.
Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором».
Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот ; финал остается открытым .
Стилевые особенности
Основной стилевой прием рассказа — контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках ; в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель — о своей болезни, фармацевт — о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.
Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема рассказа — человеческая глупость.
Идея. Глупость человека может быть смешна и забавна (не всем же быть умными!), если человек не зол. Глупость в сочетании со злобой может вылиться в подлость — донос, сплетню.
Проблематика. Безграмотность, недостаточность образования и самомнение, амбициозное стремление заявить о себе, оставить напоминание о своей персоне.
11 стр., 5119 слов
Гончаров И. А. школьное по произведению , Обыкновенная история, …
… «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Литературный вечер» и др. Произведения И.А. Гончарова обогатили русскую литературу и внесли в неё огромный вклад. Сочинение на тему творчество гончарова Гончаров В. … публикует отрывок из нового романа («Сон Обломова»), задумывает роман «Обрыв» (первоначальное название – «Художник»), интенсивная работа над которыми была прервана в связи с кругосветным …
Эта примета серости жива и доныне. С заборов она перекочевала в интернет.
В целом «Жалобная книга» не имеет характера сурового обличения. Это юмореска. Молодой Антон Чехов просто задорно смеётся, весело шутит. Он воочию видел подобную книгу жалоб и просто поделился с читателями своим весельем.
Читать онлайн «В аптеке» автора Чехов Антон Павлович — RuLit — Страница 1
В аптеке
Антон Павлович Чехов
В АПТЕКЕ
Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
«Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, — думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!»
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами — по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:
— Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)
— Ja! (12) — послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.
Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.
— Ja! — послышалось из другого угла.
Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.
— Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.
— Нельзя ли поскорее? — пробормотал Свойкин. — Мне решительно невозможно ждать.
Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке
Где-то мерно и осторожно стучали часы
Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове… Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…
— Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. — Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum’ы, semen’ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
«Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! — подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!»
Темы
Тематика рассказа «В аптеке» не может устареть, потому что она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.
- Добро и зло – Чехов показывает, что в мире преобладают наиболее низкие человеческие стремления: эгоизм, равнодушие и чёрствость. В этом обществе нет места настоящему добру. При этом зло маскируется под инструкциями и формулярами, его узаконивают и считают нормой.
- Отзывчивость – для Чехова, наиболее важная черта в человеке – отзывчивость, умение сострадать другим людям. Общество, которое этих черт лишено, смертельно больно и обречено на гибель. Весьма символично, что человек остается без помощи и падает без чувств у себя дома.
- Профессиональный долг – на примере провизора писатель показал нам, как механическое выполнение официальных обязанностей полностью подменяет профессиональный долг, когда вместо оказания реальной помощи, реальной добродетели, мы видим только лишь равнодушный канцеляризм.
Жанр и направление
Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.
Сюжет
Доктор земской больницы уехал на собственную свадьбу, и во время его отсутствия больных принимал фельдшер Сергей Кузьмич Курятин. Это был мужчина средних лет в поношенной одежде, который любил курить зловонные сигары.
В приёмную вошёл местный дьячок Ефим Михеич Вонмигласов. Правый глаз его был с бельмом, а на носу виднелась крупная бородавка. Покрестившись за отсутствием иконы на бутыль с карболкой, он принялся жаловаться на сильную зубную боль, которая не давала ему покоя. Десна распухла, и дьякон промучился всю ночь, не сомкнув глаз. По совету близких он и прикладывал к больному месту водку с хреном, и даже надел на руку ниточку с Афонской горы, но ничего не помогало.
Курятин внимательно осмотрел рот дьячка и увидел зуб с большим дуплом. Он принял решение вырвать его. Вонмигласов обрадовался, что фельдшер разобрался в причине его страданий, и назвал его благодетелем. Курятин, подыскивая подходящий инструмент, принялся рассказывать, как вырвал зуб богатому помещику Александру Иванычу Египетскому
Он рассуждал о том, как важно выбрать правильный инструмент, чем вызвал ещё большее уважение у дьячка
Курятин надрезал десну, ухватился щипцами за зуб и принялся его тянуть. От сильной боли Вонмигласов стал кричать и хватать его за руки. Он умолял фельдшера тянуть быстрее, но тот его успокоил, сказав, что хирургия – дело тонкое. Однако усилия Курятина ни к чему не привели: после долгих усилий щипцы сорвались, а больной зуб остался на месте. Вонмигласов возмутился и принялся издеваться над бездарным фельдшером, но тот напомнил, что вырвал зуб самому помещику Египетскому, который не позволял себе подобных вольностей.
Дьячок немного успокоился, и вновь уселся в кресло. Курятин покрепче захватил зуб щипцами, и вскоре послышался громкий треск. Некоторое время Вонмигласов сидел неподвижно, словно без чувств. Его глаза бессмысленно смотрели в пространство, на лице проступили капли пота. Немного придя в себя, дьячок полез в рот и на месте больного зуба нащупал два осколка. Сконфуженный Курятин бормотал о том, что нужно было использовать не щипцы, а козью ножку. Вонмигласов обругал нерадивого фельдшера и, придерживая щеку рукой, отправился домой.
Сочинение по произведению В аптеке
Казалось бы, мегаполисы появились относительно недавно и основная проблематика больших городов тоже. К примеру, сейчас люди довольно ясно представляют себе обезличенность практически каждого жителя крупного города и проблематику отстраненности людей друг от друга. В городах отношения людей чаще сводятся к элементарным функциям, уходит душевность общения, понимание человечности каждого встречного.
Тем не менее, Чехов поднимает этот вопрос веком ранее нынешних дней. На самом деле не удивительно. Ведь, если в русской литературе была тема маленького человека, то вполне логично увидеть и тему большого города, в котором этот маленький человек обитает.
Свойкин – главный герой рассказа, работает частным учителем и представляет собой именно такого маленького человека, который сталкивается с проблематикой крупного города. Он приходит в аптеку, чтобы купить выписанные лекарства и встречает там надменного и строгого провизора, который олицетворяет собой безличие города. Когда главному герою не хватает шести копеек, ему не продают лекарства и отправляют обратно домой.
Провизор не может принять доводов клиента и упирает на простой факт: аптека не дает кредитов. Чехов, который был сам доктором, вероятно, глубоко лично понимает такую ситуацию, так как вообще для доктора и работника медицины не оказывать помощь другому является равным преступной деятельности. Тем не менее, суть не только в этом, но в отсутствии принятия провизором Свойкина как человека, для работников аптеки он – только клиент и не более.
Свойкин в свою очередь представляет собой своеобразный порыв души человека к общению, к взаимодействию с другими. Автор не особенно подробно рассказывает об этом герое, но, как известно, он приехал из деревни, где по большей части и преподавал. Тут тоже прослеживается проблематика структуризации человеческих сообществ.
Для деревни более характерным является, скажем так, человеческое (в смысле открытости, понимания и приветливости) отношения. Для города характерными являются цинизм, взаимная отстраненность, люди часто говорят как бы на разных языках. К слову, этот факт автор отлично иллюстрирует тем как общаются между собой герои.
Нравственная проблематика и философские аспекты в рассказе «В аптеке» А. П. Чехова
В рассказе А. П. Чехова «В аптеке» затрагивается ряд нравственных и философских проблематик. Действие происходит в небольшом городке, где чиновники и простые жители находятся на разных уровнях социальной лестницы. Рассказывая о пребывании главного героя, аптекаря Ивана Дмитрича в аптеке на ночь, Чехов проникает в глубину его души, показывая, что за физическим существованием скрывается множество внутренних проблем.
Автор использует мотивы смерти и одиночества как инструмент, чтобы показать, что жизнь человека в основном бессмысленна и что нет гарантии на долголетие. Чехова интересует не только повседневность, но и более важные, философские вопросы о ценностях жизни, о смысле человеческой жизни.
Также, Чехов раскрывает тему несправедливости общественного строя и неудовлетворенности человека своей жизнью. Аптекарь Иван Дмитрич, несмотря на свои усилия работать для общества, не может обеспечить скромный доход своей семье. Таким образом, Чехов говорит о том, что порой жертвы, сделанные во имя общества, бессмысленны, и люди должны находить баланс между жизнью в обществе и своими собственными интересами.