Читать краткое содержание Отверженные Виктора Гюго
В дом к епископу городя Диня забредает беглый каторжник Жан Вальжан. Этот, честный когда-то, человек был осужден на тяжелые работы за то, что украл кусок хлеба для больной сестры. Сердце его очерствело от невзгод, но внезапная кротость и благородство священника заставляют Вальжана заново почувствовать силу добра. Он раскаивается в своем гнусном намерении и дает обещание вести честную жизнь.
Спустя несколько лет юная красавица Фантина уступает уговорам обходительного студента и дает совратить себя. Возлюбленный бросает ее с ребенком. Девочку Коззетту Фантина отдает на воспитание семейной паре Тенрадье, которые держат трактир в Париже, а сама возвращается в родной городок Монрейль-Приморский.
За прошедшее десятилетие родина Фантины превратилась в преуспевающий промышленный центр благодаря усилиями человека, называющего себя дядюшка Мадлен. Он открыл фабрику по производству стекла, заботится о бедняках и тружениках. Однажды Жавер, некогда служивший надзирателем на каторге, видит как Мадлен спасает попавшего под телегу бедняка, проявив огромную силу, какую он видел лишь однажды у бежавшего заключенного Жана Вальжана.
Между тем Фантина лишается места на фабрике Мадлена — управляющий прогоняет ее, узнав, что она имеет ребенка вне брака. Боясь за будущее девочки, которая не будет иметь средств к существованию, Фантина постепенно доходит до того, что становится проституткой. Больную Фантину арестовывают на улице. Узнав историю ее бедствий, Мадлен распоряжается перевести несчастную в больницу.
У постели умирающей Жавер настигает и разоблачает Жана Вальжана, но тот бежит, успев дать обещание Фантине позаботиться о ее дочери.
Забрав Козетту от Тенардье, которые отбирали у ребенка все присланные матерью деньги, Жан Вальжан увозит девочку в Париж. Здесь он устраивается садовником в обитель монастыря, где проходят несколько последующих счастливых лет.
Мариус, внук престарелого буржуа, начинает демонстрировать антимонархические взгляды, дед отказывает ему в наследстве. Своих новых друзей и поддержку Мариус находит в обществе «Друзей Азбуки». Это революционный кружок, предводительствуемый Анжольрасом, но ближе всего Мариус сходится с циничным выпивохой Курфейраком.
Однажды в Люксембургском саду Мариус замечает пожилого мужчину с девушкой, в которую влюбляется. Судя по ее взглядам — взаимно. Но, спустя несколько недель, девушка перестает приходит в парк и Мариус сходит с ума от любви.
Спустя некоторое время он находит возлюбленную благодаря Тенардье, который случайно замечает Козетту на улице и узнает ее. Они начинают встречаться тайком, но однажды Жану Вальжану снова приходится бежать от Жавера, и Мариус опять теряет уже обретенное было счастье. В это время начинается студенческий мятеж, Мариус присоединяется к нему, ища смерти. Он просит беспризорника Гавроша отыскать девушку и передать ей письмо с любовными признаниями. Послание попадает в руки Вальжана, который таким образом впервые узнает о связи между Козеттой и Мариусом.
Восстание студентов не обрело народной поддержки, небольшая группка революционеров оказывается окружена полицией. Идя на штурм, жандармы убивают маленького Гавроша, Мариус ранен. Его спасает Жан Вальжан, вынеся по канализационным путям. Студенты взяты в кольцо, их расстреливают на месте.
Вальжана с Мариусом на руках встречает Жавер, но дает своей жертве уйти. Спасеный Мариус идет на поправку, но у него в сознании отложилось воспоминание о том, что приемный отец жены был преступником. После свадьбы с Козеттой он неохотно общается с Вальжаном, Козетта так же начинает сторониться отца по воле мужа. Вальжан начинает страдать от одиночества. Однажды Мариусу открывается вся история беглого каторжника, и он хочет загладить свою вину раскаянием. Счастливый от возвращения дочери, Вальжан умирает на руках у молодых.
Краткое содержание романа «Отверженные»
Повествование романа начинается в 1815 году. Мы сразу знакомимся с главным героем произведения – Жаном Вальжаном. Перед нами предстает озлобленный на весь мир бывший каторжанин. Постепенно читатели узнают историю Вальжана – мужчина попал за решетку на целых 19 лет из-за того, что украл в хлебной лавке буханку хлеба, чтобы спасти умирающую от голода женщину. Инспектор полиции Жавер – который смотрит на мир только с позиции буквы закона – не видит разницы между Жаном Вальжаном и каким-нибудь закоренелым преступником. Поэтому он способствует получению Вальжаном максимального срока заключения, а когда узнает, что Жан сбежал, считает делом своей жизни вернуть беглого преступника за решетку.
Козетта с куклой, холст, масло. Автор Леон Франсуа Комер.
Вальжан, сбежав из заключения, ненавидит всех на свете, и люди отвечают ему взаимностью. Единственный человек, который отнесся к нему по-человечески, был католический епископ Мириэль Диньский. Но, озлобившись даже на бога, Вальжан крадет у епископа серебряную посуду. Поворотным событием в судьбе беглого каторжанина становится момент, когда священнослужитель, обнаружив пропажу, не только не сдает его в полицию, но от всего сердца прощает воришку и даже дарит ему в придачу серебряные подсвечники.
Жан Вальжан обескуражен. Он вдруг понимает, что к нему все еще можно относится по-человечески, с сочувствием и добротой. Это осознание переворачивает все в его душе и мировоззрении, и мужчина решает изменить свою жизнь.
Смерть Фантины (мать Козетты) из «Отверженных». Автор Émile-Antoine Bayard,Музей Парижа Вальжан берет себе вымышленное имя Мадлен и основывает фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря чему улучшается финансовое состояние всего города, а самого Мадлена позднее выбирают мэром. Однако, инспектор полиции Жавер продолжает поиски Жана Вальжана, а потому мужчине все время приходится быть начеку.
Когда умирает Фантина – женщина, которую Вальжан оберегал, он берет ответственность за устройства судьбы ее дочери Козетты.
Смерть Эпонины из «Отверженных». Автор Fortuné Méaulle
В чем смысл образа Вальжана?
Главный герой фильма — человек, сумевший радикально изменить себя. Это и делает его таким интересным и запоминающимся: ведь персонажей с несчастной судьбой в мировой литературе много, а Вальжан, сумевший прожить 4 разных жизни — бедняка, каторжника, мэра и богача, отца и скромного обывателя — один. При этом Вальжану свойственны и колебания, и искушения, но он каждый раз находит в себе силы их преодолеть. Конечно, это во многом романтический герой, но он убедительно демонстрирует преимущества второго пути — личного самосовершенствования. Как говорится: хочешь изменить общество — начни с себя.
Основные персонажи
В произведении очень подробно описаны важные стороны реальности. Невозможно читать эту книгу равнодушно, потому что в ней противопоставлены очень глубокие темы. Действие разворачивается во Франции, где из-за недостатка образования и бедности сильно страдают многие дети.
В романе «Отверженные» Гюго представлены такие главные герои:
- Жан Вальжан — каторжник, добрый и мужественный человек, который обладает огромной физической силой;
- Жавер — работник полиции;
- Козетта — сирота, отзывчивая и милосердная девушка, которую от печальной участи спас главный персонаж;
- Бьенвеню Мириэль — священник, добрый мужчина, который всегда помогает окружающим;
- Фантина — довольно молодая особа, родившая ребенка от влиятельного повесы, несчастливая мама Козетты;
- Гаврош — 11-летний бездомный парень, родной сын Тенардье;
- Тенардье — пожилой трактирщик, подлый и жадный мужчина;
- Мариус — молодой юноша, честный и принципиальный человек, супруг Козетты;
- Жильнорман — дедушка Мариуса, противный и резкий старик с доброй душой.
Писатель ярко описывает долгий и тяжелый жизненный путь бывшего каторжанина. Многие перемены, произошедшие с ним, сильно поменяли его мнение об окружающем мире.
О произведении
Роман «Отверженные» Гюго был написан в 1862 году. Это одно из наиболее популярных произведений автора, в котором хитросплетение судеб главных героев приводит в итоге к счастливой развязке. В течение многих лет роман не перестает волновать читателей, он переведен на многие языки мира, входит в обязательную школьную программу по литературе.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Отверженные» по главам на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен при работе над читательским дневником.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Анализ произведения
Каждый отзыв о произведении упоминает главную идею романа – борьбу светлого и темного начал в человеке. Во всех эпизодах сталкиваются противоположные сущности.
Борьба начинается с диалога между Вальжаном и Мириэлем. Неожиданное милосердие и прощение меняет каторжника. До самой смерти он хранит верность обещанию, данному епископу – все свои силы и средства направить на помощь людям.
Жан спасает целый город от нищеты, дает приют брошенной умирать Фантине, защищает Козетту, уводит от неминуемой гибели её возлюбленного. Своего злейшего недруга – Жавера – герой отпускает с баррикад, сохраняя в себе милосердие и чистоту души. Помня завет Мириэля, каторжник жертвует своим благом, отпуская приемную дочь к супругу, не желающему жить рядом с бывшим преступником.
Другим героям также предстояло пережить резкую смену мировоззрения:
-
Обреченная на смерть в тюрьме Фантина обретает надежду под заботой Мадлена, веря в лучшее для своей дочери.
-
Резкой смене взглядов подвержен и юный Понмерси. Неоднократно ссорясь с дедом, он примиряется с ним. Отвергая Вальжана, в самом конце Мариус узнает неожиданную правду и мчится к спасителю в надежде получить прощение.
-
Наконец, Жавер, получив жизнь от милосердного врага, не может смириться с тем, что поступился принципами и бросается с моста.
Название романа – красноречивое описание героев. Вальжан, Фантина, Козетта, Гаврош – все они раздавлены и отринуты обществом. Даже инспектор Жавер в своей слепой вере в правоту закона стал «отверженным» от народа по своей воле.
Кульминация эпопеи – восстание 1832 года – «отверженная» революция, не принятая парижанами. С надеждой на лучшее будущее человечества революционеры гибнут при полном равнодушии горожан.
Выразить главную мысль произведения сложно: так многогранны и неоднозначны судьбы героев. Ведя читателя сквозь судьбы парижских бедняков, Виктор Гюго показывает, насколько неоднозначна жизнь, как сильно могут измениться мнения людей перед внезапно открывшейся правдой, перед превратностями жизненного пути.
Отразив дар милосердия, полученный Жаном Вальжаном от епископа Мириэля, писатель учит великой силе добра, меняющей людей, превращающей озлобленных на мир людей в спасителей с чистой душой. Даже всеобщее отторжение не сумело сломить героев, сохранивших порядочность и надежду изменить мир.
Часть пятая ЖАН ВАЛЬЖАН
Книга первая ВОЙНА В ЧЕТЫРЕХ СТЕНАХ
I. Харибда предместья Сент-Антуан и Сцилла предместья Тампль II. Что делать в пропасти, если не беседовать III. Прояснение и затмение IV. Пятью меньше, одним больше V. Горизонт, открывающийся с высоты баррикады VI. Мариус угрюм, Жавер лаконичен VII. Положение ухудшается VIII. Артиллеристы принимаются за дело серьезно IX. Применение старинного таланта браконьера и умения стрелять без промаха, повлиявшее на приговор, произнесенный в 1796 году X. Утренняя заря XI. Ружейный выстрел, который не дает промаха и никого не убивает XII. Беспорядок сопутствует порядку XIII. Мерцающий свет XIV. В которой узнают имя возлюбленной Анжолраса XV. Гаврош впереди баррикады XVI. Каким образом из брата становятся отцом XVII. Mortuus pater filium moriturum expectat XVIII. Коршун, сделавшийся добычей XIX. Жан Вальжан мстит XX. Мертвые правы, но и живые не виноваты XXI. Герои XXII. Шаг за шагом XXIII. Голодный Орест и пьяный Пилад XXIV. Пленник
Книга вторая НЕДРА ЛЕВИАФАНА
I. Земля, обедневшая благодаря морю II. Древняя история клоаки III. Брюнзо IV. Неизвестная подробность V. Современный прогресс VI. Прогресс будущего
Книга третья. ДУША, НЕ ТОНУЩАЯ В ТИНЕ
I. Клоака и ее сюрпризы II. Объяснение III. Преследование IV. Он тоже несет свой крест V. Песок, как и женщина, скрывает коварство VI. Плывун VII. Иногда терпят крушение там, где надеются пристать к берегу VIII. Кусок фалды от разорванного сюртука IX. Мариус кажется мертвым тому, кто сведущ в этом деле X. Возвращение блудного сына, растратившего свою жизнь XI. Колебание в незыблемости принципов XII. Дед
Книга пятая ВНУК И ДЕД
I. Где снова появляется дерево с цинковой пластинкой II. Мариус после войны гражданской готовится к войне семейной III. Мариус ведет атаку IV. Девица Жильнорман соглашается с тем, что нет ничего дурного в том, что Фошлеван входит, держа что-то под мышкой V. Лучше спрятать свои деньги в лесу, чем отдать нотариусу VI. Два старика, каждый по-своему, стараются устроить все так, чтобы сделать Козетту счастливой VII. Мечты и действительность VIII. Двое людей, исчезнувших бесследно
Идея романа и истинность принципов
Роман Виктора Гюго «Отверженные» является историческим, так как именно такая масштабность, по мнению автора, необходима для постановки вопросов существования человека.
Основной идеей замысла является моральный прогресс как основной компонент общественных преобразований. Этим и проникнуто всё зрелое творчество писателя.
Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго («Отверженные») нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души».
Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна — высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).
Верность этих принципов и проверяется на примере судьбы главного героя, где юридические законы в конце концов отступают перед уроками милосердия. В своём романе «Отверженные» Виктор Гюго принимает за основу основ не материальную сторону, а моральную, как постоянную сущность человека.
Ведь, изменив человека, можно искоренить социальное зло и изменить социальные условия. Именно этот процесс «пересоздания» и описывается в этом бессмертном произведении. Но он представляется автором в виде резких переворотов, без нюансов и плавных переходов.
Идея романа и истинность принципов
Роман Виктора Гюго «Отверженные» является историческим, так как именно такая масштабность, по мнению автора, необходима для постановки вопросов существования человека.
Основной идеей замысла является моральный прогресс как основной компонент общественных преобразований. Этим и проникнуто всё зрелое творчество писателя.
Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго («Отверженные») нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души».
Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна — высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).
Верность этих принципов и проверяется на примере судьбы главного героя, где юридические законы в конце концов отступают перед уроками милосердия. В своём романе «Отверженные» Виктор Гюго принимает за основу основ не материальную сторону, а моральную, как постоянную сущность человека.
Ведь, изменив человека, можно искоренить социальное зло и изменить социальные условия. Именно этот процесс «пересоздания» и описывается в этом бессмертном произведении. Но он представляется автором в виде резких переворотов, без нюансов и плавных переходов.
О чем роман?
«Отверженные» — роман из жизни «низов», о жертвах общественной несправедливости, написанный в защиту угнетенного народа. В предисловии к первому изданию романа Гюго утверждал, что «эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету…». Герой романа Жан Вальжан, бывший каторжник, отверженный, испытывающий злобу ко всему и всем, после девятнадцатилетнего заключения полностью пересматривает свою жизнь. Он помогает беднякам, «отбросам общества» и даже своим врагам. Перед читателем разворачивается громадное социально-историческое полотно почти полувековой французской истории: поражение под Ватерлоо, падение Реставрации, Июльская монархия, баррикады 1848 года и др. В «Отверженных» Гюго говорит о проблемах современности, революции и мирного преобразования общества. Именно добро, по мысли писателя, способно изменить поврежденный мир:
К народу я иду. С любви я начинаю. И все наладится. Я с вами потому, Что добрым быть хочу наперекор всему.
(Пер. Вс. Рождественского)
«Настаивайте на „Ватерлоо“!»
Замысел романа у Гюго зародился еще в юности. В 1820-х годах писатель заинтересовался жизнью каторжников. Гюго рассказали историю, как один епископ оказал помощь и содействие освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно преобразившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. Отголоски этой истории были использованы Гюго в 1829 году в «Последнем дне приговоренного к смерти», а потом и в «Отверженных», где главный герой Жан Вальжан также меняется после судьбоносной встречи со священником. Эпизод с Ватерлоо Гюго считал одним из самых сильных фрагментов своего романа: «Если будете цитировать, — говорил он издателям и литераторам, — настаивайте на „Ватерлоо“»!
Битва при Ватерлоо. Атака второй кавалерийской бригады. Денис Дайтон, 1815
Роковая халатность. Унижения Фантины
В этой части книги Виктор Гюго («Отверженные», содержание которой вы продолжаете читать) повествует о загубленной и растоптанной жизни молодой женщины. Прекрасная и чистая девушка Фантина работала на местной фабрике. Будучи доверчивой и неопытной, она без оглядки влюбилась в смазливого повесу Феликса Толомена. Девушка не могла и предположить, что состоятельный негодяй никогда не женится на безродной простушке.
От этой любви у Фантины рождается дочь, очаровательная малышка, имя которой — Козетта. Для того чтобы молодую мать не выгнали с фабрики, она отдаёт ребёнка на воспитание трактирщикам Тенардье, а весь свой заработок Фантина отдаёт им для обеспечения девочки. Бедной матери и в голову не приходит, что Козетте ничего не достаётся.
Некоторое время спустя на фабрике прознали о незаконнорожденном ребёнке молодой женщины, из-за чего её тут же уволили. В одночасье бедняжка остаётся без крыши над головой и средств к существованию.
Чувствуя ответственность за дочь, она решается на крайний, отчаянный поступок – Фантина продаёт свои зубы и густые роскошные волосы, и в конце концов начинает заниматься проституцией.
Вальжан, являющийся хозяином завода, не владеет информацией о своей теперь уже бывшей работнице. Гораздо позже, когда униженная, увядшая и разбитая женщина страдает от туберкулёза, он встречается с ней и клянёт себя за роковую невнимательность. Помогать Фантине уже поздно, она умирает, а вот о её дочери меценат клянётся позаботиться. Именно ради этого обязательства каторжник Вальжан и сбегает с корабля с заключёнными.
Образ Жавера
Герой поднялся из социального дна — сын гадалки-шарлатанки, рождённый в тюремных стенах, словно статистике наперекор становится не преступником, а великолепным сыщиком. Талантливый полицейский воплощает собой идеальный незнающий пощады социальный порядок. Его нравственные понятия сродни крайностям, он безупречен до мелочей в выполнении служебных обязанностей. Редкий мускул дрогнет на этом «праведном» лице. Жавер, словно памятник закону и порядку, с неизменчивой внешностью и абсолютными моральными устоями. Жавер бесстрашен и ловок, когда дело касается поимки преступников. Он честен перед людьми, законом и самим собой. Любое своё подозрение он подкрепляет доказательствами, чтобы случайно не арестовать невинного. Но не проявит никогда никакого сочувствия, понимания или жалости к виновным, пусть даже жертвам случайностей или трудных жизненных обстоятельств.
Читать краткое сордержание Гаврош Виктора Гюго
Париж был заполнен беспризорниками – гаменами. Эти мальчишки, забытые нищими родителями, жили небольшими группками. Они знали поименно всех городских полицейских, пытающихся их отловить. Плохо одетые, постоянно голодные, в рваных обносках, они отличались чистым и вдумчивым взглядом.
Среди них жил Гаврош, нелюбимый родителями ребёнок. Почти всё время он был на улице, изредка, соскучившись по матери, возвращающийся в родительскую лачугу. Но там его никто никогда не ждал.
В один холодный день замерзший мальчик стоял и вспоминал, когда обедал в последний раз. Вдруг он увидел двух потерявшихся малышей, ревущих в три ручья. На последнюю монетку он купил им хлеба и накормил. Позже он отвел их к себе в «дом»: это был огромный слон из дерева, с отверстием в брюхе. Гаврош втащил малышей в слона, служивший ему ночлегом и укрывающий от непогоды. Утром Гаврош оставил малышей на улице, сказав, что, если за день их не найдут родители, они могут прийти вечером.
В 1832 году Францию охватила волна бунтов. Нищенствующий народ был возмущен своим положением. Париж готовился к большому восстанию. Гаврош стащил в лавке старый пистолет и пошёл сражаться. Позже он заметил, что пистолет был без курка, но это его не остановило, и он влился в бунтующую толпу.
Гавроша охватила радость, его будоражило и пьянило всё происходящее вокруг. Он пытался найти ружье, но даже взрослые мужчины не все были обеспечены оружием, какое уж им было дело до безоружного мальчишки. Вместе они соорудили баррикаду. Наступила ночь. Все ждали военных. Бунтующих было всего 50 человек, но они были преисполнены решимости. Вдруг Гаврош среди присутствующих на баррикаде узнал полицейского, проникнувшего к ним шпионом. Фараону быстро связали руки и обезвредили.
Гаврош вышел из укрытия и прошмыгнул в сторону города, узнать, что там происходит. Увидев, что военные приближаются, он пропел песню, подавая сигнал своим. Ему удалось взять себе отобранное у фараона ружьё. Все готовились к сражению. К бастующим подошёл целый полк военных. Солдаты подобрались к баррикаде и сумели проникнуть внутрь, но революционеры и не думали сдаваться, казалось, их решительность только возросла. Тогда командующий бастующими сделал отчаянный шаг: достал бочку пороха и пригрозил взорвать её. Солдаты мигом оставили баррикаду и сбежали.
Восставшие использовали временное затишье для того, чтобы перевязать раненых
Командующий подозвал к себе Гавроша и попросил отнести важное письмо. Он уверил мальчишку, что он успеет вернуться до очередного сражения и что до утра войска не подойдут к баррикаде
Гаврош не желал покидать их, но делать было нечего, и он побежал выполнять поручение командующего. Доставив послание, мальчик поспешил обратно, по пути столкнулся с полицейскими, но сумев вырваться из их лап, вернулся на баррикаду. Вовсю шла подготовка к новому столкновению. Командир разозлился на бродягу, так как не ожидал, что тот успеет вернуться в самое пекло. Письмо с прощанием он написал для своей невесты и попросил Гавроша отнести его, чтобы спасти мальчишке жизнь.
Начался обстрел. Военные подкатили пушки, конец был близок. У бастующих кончались патроны, и Гаврош, узнав об этом, внезапно вышел на улицу из укрытия. Он начал подбирать с земли патроны мёртвых солдат
Укрытый дымом, он был незаметен для военных, но, потеряв бдительность, он привлёк к себе их внимание. Мимо него проносились пули, а он задорно пел песню, продолжая собирать патроны
Бастующие со страхом наблюдали за ним с баррикады. Но одна пуля всё-таки настигла цель: Гаврош был ранен, но смог встать и вновь запеть песню. Вторая пуля окончательно оборвала его жизнь. Маленький мальчик и большой герой был убит.
Часть V. Жан Вальжан
Война в четырёх стенах
Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.
Грязь, побеждённая силой духа
Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.
Жавер сбился с пути
Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.
Дед и внук
Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.
Бессонная ночь
16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.
Последний глоток из чаши страдания
Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.
Сумерки сгущаются
Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.
Экранизация романа «Отверженные»
Роман «Отверженные» был много раз экранизирован в разных странах мира. Первый фильм был снят в 1913 году во Франции. Это был немой фильм режиссера Альбер Капеллани, который обрел широкую мировую популярность, а также пользовался успехом в России.
Афиша фильма Альберта Капеллани «Отверженные», выпущенного для Pathé-Frères кинокомпанией писателей и литераторов (SCAGL)
На сюжет романа снимались художественные фильмы, мини-сериалы и даже анимэ, а также был поставлен мюзикл.
Наиболее известными исполнителями главной роли в разные годы были актеры Жан Габен, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Хью Джекман.
Поделиться новостью в Соцсетях:
Роковая халатность. Унижения Фантины
В этой части книги Виктор Гюго («Отверженные», содержание которой вы продолжаете читать) повествует о загубленной и растоптанной жизни молодой женщины. Прекрасная и чистая девушка Фантина работала на местной фабрике. Будучи доверчивой и неопытной, она без оглядки влюбилась в смазливого повесу Феликса Толомена. Девушка не могла и предположить, что состоятельный негодяй никогда не женится на безродной простушке.
От этой любви у Фантины рождается дочь, очаровательная малышка, имя которой — Козетта. Для того чтобы молодую мать не выгнали с фабрики, она отдаёт ребёнка на воспитание трактирщикам Тенардье, а весь свой заработок Фантина отдаёт им для обеспечения девочки. Бедной матери и в голову не приходит, что Козетте ничего не достаётся.
Некоторое время спустя на фабрике прознали о незаконнорожденном ребёнке молодой женщины, из-за чего её тут же уволили. В одночасье бедняжка остаётся без крыши над головой и средств к существованию.
Чувствуя ответственность за дочь, она решается на крайний, отчаянный поступок – Фантина продаёт свои зубы и густые роскошные волосы, и в конце концов начинает заниматься проституцией.
Вальжан, являющийся хозяином завода, не владеет информацией о своей теперь уже бывшей работнице. Гораздо позже, когда униженная, увядшая и разбитая женщина страдает от туберкулёза, он встречается с ней и клянёт себя за роковую невнимательность. Помогать Фантине уже поздно, она умирает, а вот о её дочери меценат клянётся позаботиться. Именно ради этого обязательства каторжник Вальжан и сбегает с корабля с заключёнными.
История создания романа «Отверженные»
Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.
«Козетта». Иллюстрация из первого издания 1862 года. Автор Эмиль БайярCândido Aragonez de Faria (Laranjeiras (Brésil), 12 août 1849 — Paris, 17 décembre 1911), Колумбийский университет в Нью-Йорке
Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.
Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!
Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год, Государственная библиотека Виктории
Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев.
Часть V. Жан Вальжан
1. Война в четырёх стенах
Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.
3. Грязь, побеждённая силой духа
Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.
4. Жавер сбился с пути
Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.
5. Дед и внук
Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.
6. Бессонная ночь
16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.
7. Последний глоток из чаши страдания
Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.
8. Сумерки сгущаются
Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.
Книга 9. Непроглядный мрак, ослепительная заря
Жан Вальжан перестаёт есть. Тенардье пытается вытянуть из Мариуса деньги, рассказав ему всю подноготную бывшего каторжника, но, сам того не зная, он обеляет Жана Вальжана. Мариус с Козеттой едут на улицу Вооружённого человека, чтобы забрать отца домой. Счастливый Жан Вальжан умирает у них на руках.
- «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
- Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
- Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
- «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
- «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
- Виктор Гюго, краткая биография
- «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
- «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
- «Бедные люди», анализ поэмы Гюго
По произведению: «Отверженные»
По писателю: Гюго Виктор
Романтический психологизм писателя
Важнейшие стороны действительности, которые связаны с тремя проблемами того времени, описывает книга «Отверженные» Виктора Гюго. Именно о них и говорится в предисловии автора. Это, прежде всего, страдания ребенка из-за беспробудной нищеты и необразованности, унижения мужчины, который принадлежит к рабочему классу, и падение женщины из-за постоянного чувства голода.
Демократические симпатии автора привели к созданию истинной картины народного восстания начала тридцатых годов девятнадцатого столетия.
Но, несмотря на это, роман, который написал Виктор Гюго («Отверженные»), сколько томов бы в нем ни было (произведение состоит из трёх томов), овеян ореолом романтической борьбой добра со злом, милосердием и животворной любовью. Именно это и является стержнем всего романа.