Борис екимов: глядя на солнце

Возвращение | страница 1

Краткое содержание

На зимние каникулы к бабушке приехал внук, который тут же убежал «с ребятами на лыжах кататься». С его приездом баба Дуня вмиг ожила – принялась готовить разные вкусности, которые так любил Гриша. Мальчик пришел к обеду, плотно поел и тут же убежал с друзьями кататься на коньках. Его хоть и не было рядом, но баба Дуня уже не чувствовала одиночества – повсюду лежали вещи любимого внука, да и «живым духом веяло в доме».

У бабы Дуни были сын и дочь, которые устроились в городе. Они редко навещали мать, да и она приезжала к ним не чаще. С одной стороны, женщина боялась надолго оставить хозяйство без присмотра, а с другой – не хотела, чтобы кто-то из близких узнал о ее проблеме. С недавних пор баба Дуня стала тревожно спать, «разговаривала, а то и кричала во сне». В своей хате еще ничего – никто не услышит, а вот в гостях она по ночам никому не давала спать своими криками. Родные понимали, «что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела», но проблема от этого не решалась.

Бабу Дуню водили по врачам, она принимала лекарства, но ничего ей не помогало. Так баба Дуня стала «ездить к детям все реже и реже», а потом и вовсе – приедет на несколько часов, пообщается и тут же назад, к себе возвращается. Дети приезжали к ней и того реже, только летом, и лишь внук Гриша, как подрос, приезжал к бабушке на праздники. Он очень весело проводил время в деревне: ловил рыбу с местной ребятней, собирал грибы, зимой катался на лыжах и коньках. Баба Дуня, глядя на резвого внука, очень радовалась, забывая о своих болезнях.

К вечеру Гриша вернулся с прогулки, принялся готовить рыбацкие снасти к завтрашней рыбалке. Баба Дуня предупредила его, что ночью может «шуметь» и попросила разбудить. Гриша проснулся от крика бабушки, которая в отчаянии пыталась найти синий платок, в который был завязаны хлебные карточки – без них трое ее детей могли умереть от голода.

Плача, бабушка рассказала Грише, каких лишений довелось ей и детям натерпеться в войну. Даже по прошествии стольких лет бедная женщина никак не могла забыть тот ужас. Гриша вдруг ясно понял, какой «слабой и одинокой» была баба Дуня. Мальчик стал думать, как ей помочь. Дождавшись ночью бабушкиных криков, Гриша принялся ее успокаивать, уверяя, что платок нашелся, карточки целы и дети будут накормлены. Бабушка во сне поверила ему, успокоилась.

Гриша просидел возле бабушки всю ночь. Поначалу он хотел утром рассказать ей обо всем, но после понял, что ни в коем случае нельзя этого делать – «Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Оцените произведение:

3.86

Голосов: 169 Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Оцените произведение:

3.82

Голосов: 146 Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Прислонись к дверному косяку

Хочется думать, что это событие обозначает перемену в отношении православных издателей к современной отечественной литературе. Ведь почти четверть века они переиздавали сокровища дореволюционной и эмигрантской литературы и с опаской смотрели как на советскую, так и на современную литературу. В понятном стремлении оградить православного читателя от сомнительных в нравственном отношении книг, его лишили текущей словесности, а заодно и той недавней советской литературы, которая по-своему хранила понятия о христианских устоях бытия.

Возможно, мои наблюдения не показательны, но среди тех, кто в основном покупает книги в церковных лавках, не часто встречаются те, кто читал «Свечечку» Юрия Казакова, «Последний поклон» Виктора Астафьева, «Усвятских шлемоносцев» Евгения Носова, «Старика» Юрия Трифонова, «Привычное дело» Василия Белова, «Последний срок» Валентина Распутина, «Осень в Тамани» Виктора Лихоносова, «Над зыбкой» Виктора Потанина… А все это — азбучная классика русской литературы конца ХХ века, заветная полка всякого человека, у которого душа болит об Отечестве.

И уж совсем немногие слышали о Борисе Екимове. А ведь если что-то останется для будущих поколений от нынешней российской литературы, сохранится как точное свидетельство пережитого нами, то это рассказы и повести Бориса Екимова. Еще в начале 1990-х тогдашний редактор «Нового мира» Сергей Павлович Залыгин писал: «Пройдут годы, люди захотят понять, чем же все-таки была «перестройка», и вот тут-то они и потребуют реализма как такового… типа новомирского времен Твардовского и — типа екимовского…»

Каждый рассказ Екимова — это художественное исследование нашей повседневности, но не холодное, а милосердное. Взгляд Екимова точен и милосерден одновременно, и это большой дар. Его герои (в большинстве своем — жители задонских станиц и хуторов) постоянно слышат голос совести, и часто именно это делает их одинокими в нынешней жизни.

Помню, как двадцать лет назад, в 1996 году, меня потряс опубликованный в «Новом мире» рассказ Екимова «Фетисыч» — о девятилетнем мальчике, которого все уважительно звали Фетисычем за рассудительность и раннюю самостоятельность. История о том, как на хуторе умерла единственная старушка-учительница и мальчонка отправился искать ей замену, потрясла тогда всех, кто ее прочитал. Педагогическая газета «Первое сентября» полностью перепечатал тогда этот рассказ, отдав для него половину номера.

Именно «Фетисыч» и открывает новую книгу писателя. В нее вошло тринадцать рассказов. Тринадцать, без преувеличения, шедевров высокой русской словесности, совершенно неделимой на «православную» и «неправославную», «актуальную» и «традиционную», «либеральную» и «патриотическую»…

А название книге дал рассказ «Возвращение» — об одинокой старушке бабе Наде. Живет она в крайней бедности, но видит вокруг лишь хорошее и светлое, такое у нее особенное зрение: «Не забывают люди добрые. Соседи идут, родненькие, свои. Мы все тута посплелися, как плетень…» Ни одного слова осуждения она не говорит даже в адрес соседей-алкоголиков, выгнавших на улицу свою дочку-школьницу.

Баба Надя приютила у себя соседскую девочку и счастлива, что не одна. Им хорошо вместе вечерами: девочка рисует, а старушка молится или рассказывает истории из своей жизни. Однажды, когда девочка была в школе, а баба Надя хлопотала в огороде, грабители зашли в хату и унесли иконы — видно, больше поживиться было нечем.

Девочка-подросток отправляется искать украденные святыни, спрашивает у торговцев, заявляет в милицию. Все напрасно. Баба Надя угасает. Девочка в отчаянии просит: «Господи, помоги…» И тут вдруг «на одной из досок девочке почудился живой образ. Боясь спугнуть это зыбкое видение, она подалась вперед, чтобы вглядеться пристальнее. И увидела отчетливо, ясно, среди зыби линий увидела лик… Он проступал все отчетливей: мягкий рисунок лица, складки большого платка, лицо обрамляющего, выпростанные из платка руки, бережно держащие спеленутого Младенца

Не дыша и не спуская с образа глаз, девочка взяла краски и, опустившись на колени начала осторожно работать, закрепляя и упрочивая насовсем только ей видимое на темном дереве. Коричневый цвет и охристый, золотистый… Багрянец и лазурь… Одна кисточка, другая…

Наутро в хате все было как прежде. Из переднего угла, украшенная сухими и бумажными цветами, глядела Богородица…»

Прочитайте у Екимова все, что найдете. Каждый его рассказ — это возможность прислониться к дверному косяку отчего дома. Кто-то после такого чтения станет чуть мудрее, кто-то укорит себя и станет чуть внимательнее к старикам и детям.

Кстати

Роман Бориса Екимова «Осень в Задонье» вошел в короткий список премии «Большая книга» 2015 года.

Анализ рассказа «Ночь исцеления»

В названии рассказа – ожидание ночи исцеления опаленной войной души родного человека. Главный герой – Гриша. Его характер дан в развитии. Подросток учится сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Он ищет и находит лекарство для душевных ран бабушки

Это не окрик, а внимание, сострадание, любовь. Случай с бабушкой помог ему повзрослеть душой, излечиться от равнодушия, понять важные вещи про жизнь, народ, войну, память

Внук приезжает для себя – отдохнуть. Постепенно его отношение меняется. Перед ним – мама его отца. И война не в учебнике истории, а рядом. Он решил молчать о своем рецепте лечения, чтобы не разрушить веру бабушки в его слова ночью.

Поиск себя в этом мире, выбор, каким быть, как относиться к людям – одна из проблем рассказа. Гриша из нового поколения, не знавшего войны. Но не разрывает связь поколений, а разделяет боль тех, кто войну пережил. Детям бабы Дуни не хватило терпения, сочувствия, времени. Их лекарство было резким окриком. Милосердие, забота, понимание – лекарства от одиночества, душевной боли и равнодушия.

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение

«Ночь исцеления» продолжается рассказом об обстоятельствах, заставивших бабу Дуню коротать век в одиночестве. Конечно, хозяйство, которое не бросишь. Однако была причина поважнее: старушка не могла спокойно спать. Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод — и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало. И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

О произведении

Рассказ «Возвращение» Платонова, впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых», вызвал шквал критики в свой адрес. Автора обвиняли в умышленной клевете на советских людей, воинов, сражавшихся за родину. Платонову пришлось внести существенные изменения в книгу, в которой были отражены проблемы советских семей в непростой послевоенный период.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Возвращение». Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Сейчас читают

Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

Родился писатель еще в прошлом столетии, в 1920 году, в маленькой еврейской семье в СССР, уже в 3 года родители переехали вместе с сыном в Америку. Он стал популярным писателем еще в молодости. Когда Айзеку было всего 19 лет,

У сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха

Господин из Сан-Франциско со своей женой и дочкой отправился на отдых. Всю жизнь он работал, и вдруг его осенило, что у него уже много денег, и он может отдохнуть. Тогда все люди путешествовали или в Европу, или в Старый Свет.

Описываемые в произведении события случились перед I мировой войной. В тот период русские мастера, изготавливавшие различные изделия из малахита, испытывали недостаток в материале. Приходилось им как-то исхитряться.

Источник

Биография

Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд»: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Борис Екимов — член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону. Является почётным гражданином города Калача-на-Дону.

В 2008 году удостоен Премии Солженицына, по случаю чего сам Александр Солженицын написал:

Борис Петрович Екимов — Пиночет

1

Новый год обернулся двойным праздником: Катерина — родная сестра хозяина приехала погостить из далекой Сибири, правда ненадолго, проездом. Корытин сам ездил на станцию, к поезду, ее встречать и привез прямо к накрытому столу. Сестра на родине не гостила давно. Было о чем поговорить. Вот и просидели у елки далеко за полночь, пели и даже танцевали под музыку.

Но по привычке и обычаю людей немолодых сестра хозяина все равно проснулась довольно рано. За окном лишь синело, а в доме горел электрический свет. На кухне хозяйка мыла посуду после праздничного стола.

— Разбудила тебя? — спросила она гостью. — Вроде старалась не шуметь.

— Тоже рано встаю, — ответила ей невестка. — Всех ведь надо поднять, накормить, проводить и самой на работу. А братушка мой спит?

Хозяйка невесело усмехнулась:

— Братушка твой и не ложился, считай. В пять часов укатил. — И, рассеивая недоуменье, объяснила: — На дойку, на фермы, как всегда.

Гостья уже подзабыла колхозные председательские обычаи, но даже вспомнив, все равно удивилась:

— И даже сегодня?

— Каждый день, — со вздохом ответила хозяйка. — Ни выходных, ни проходных. А в праздники — вовсе. В котельных не напились бы. Все заморозят. Времена такие… — Оборвав себя, она смолкла, поглядела в окно: не едет ли?

За окном, синея, занималось утро нового, молодого дня.

Не торопясь женщины мыли посуду, пили чай, говорили о жизни, о детях. У гостьи и у хозяев они уже были взрослыми. А жить нынче непросто. Раньше молодым одно твердили: старайся, учись. Закончишь институт- станешь человеком. Нынешнюю гостью, сестру хозяина, в свое время, после медицинского института, направили в Сибирь. Там она замуж вышла, там обжилась, теперь уж навек. А нынче — иное…

Пока разводили тары да бары, на улице развиднелось. Потом розовое солнце поднялось из белых снегов. Наконец подъехал и жданный. Рыкнула машина, выскочил навстречу ей лохматый кобель Тришка. Но хозяину нынче был недосуг с ним баловать, он в дом спешил.

— Сеструшка! — громко позвал он, лишь на порог ступив. — Ты — живая?! Головочка не болит с похмелья?

Они заспешили друг к другу, словно не было встречи вчерашней там, на вокзальном перроне. Корытин обнял сестру, нежно целуя. И она прижалась к нему щекой. И через морозный и терпкий бензиновый и скотий запах, исходящий от Корытина, и через пахучую сладость и горечь женской косметики они оба чуяли их навеки роднящий дух близкого человека.

Корытин и гостья его были не просто братом и сестрой, но еще и близнецами.

Большие серые глаза — наследство матери, — рисунок бровей, губ, прямого носа, мягкого подбородка, каштановые, в крупное кольцо, волосы… Они были очень похожи, особенно в юности. И прежде, и даже теперь природа старалась сблизить их настолько, насколько это позволял разделявший их пол. Всегда была заметна некоторая резкость черт у сестры, излишняя мягкость — у брата.

От рождения они были вместе. Десять лет отсидели за одной партой в школе. Потом пути разошлись: сельхозинститут — у Корытина, у сестры- медицинский. А потом она уехала в Сибирь и осталась там. Последние годы вовсе не виделись.

То ли завтрак это был поздний, то ли ранний обед, но сидели за столом долго. Рассказывали, расспрашивали, глядели друг на дружку при дневном уже свете. Конечно, годы брали свое: сорок пять лет — не шутка. Но и брат и сестра смотрелись хорошо. Особенно Катерина. Время смягчило резкость черт, сделав лицо женственней. У брата секли лоб морщины, появилась редкая, но седина. Однако он оставался все тем же: густая копна волос, глаза, улыбка — девкам присуха, бабий баловень — Корытин.

Наконец встали из-за стола. День разгорался ясный, солнечный, с легким морозцем. Прямо на заказ: новогодний подарок — не день.

— Поехали, — со вздохом сказал Корытин, и сестра поняла его: к родителям, на кладбище.

Поняла и быстро сыскала в своих вещах привезенный букет искусственных цветов.

Председательская «Нива» стояла возле дома. Корытин ее сам водил. Дорога на хуторское кладбище была расчищена, хоронили и зимой.

Доехали, оставили у ворот машину. Могилки были заметены снегом. Все кладбище — вровень, лишь кресты да пирамидки

Борис Петрович Екимов — Пиночет

1

Новый год обернулся двойным праздником: Катерина — родная сестра хозяина приехала погостить из далекой Сибири, правда ненадолго, проездом. Корытин сам ездил на станцию, к поезду, ее встречать и привез прямо к накрытому столу. Сестра на родине не гостила давно. Было о чем поговорить. Вот и просидели у елки далеко за полночь, пели и даже танцевали под музыку.

Но по привычке и обычаю людей немолодых сестра хозяина все равно проснулась довольно рано. За окном лишь синело, а в доме горел электрический свет. На кухне хозяйка мыла посуду после праздничного стола.

— Разбудила тебя? — спросила она гостью. — Вроде старалась не шуметь.

— Тоже рано встаю, — ответила ей невестка. — Всех ведь надо поднять, накормить, проводить и самой на работу. А братушка мой спит?

Хозяйка невесело усмехнулась:

— Братушка твой и не ложился, считай. В пять часов укатил. — И, рассеивая недоуменье, объяснила: — На дойку, на фермы, как всегда.

Гостья уже подзабыла колхозные председательские обычаи, но даже вспомнив, все равно удивилась:

— И даже сегодня?

— Каждый день, — со вздохом ответила хозяйка. — Ни выходных, ни проходных. А в праздники — вовсе. В котельных не напились бы. Все заморозят. Времена такие… — Оборвав себя, она смолкла, поглядела в окно: не едет ли?

За окном, синея, занималось утро нового, молодого дня.

Не торопясь женщины мыли посуду, пили чай, говорили о жизни, о детях. У гостьи и у хозяев они уже были взрослыми. А жить нынче непросто. Раньше молодым одно твердили: старайся, учись. Закончишь институт- станешь человеком. Нынешнюю гостью, сестру хозяина, в свое время, после медицинского института, направили в Сибирь. Там она замуж вышла, там обжилась, теперь уж навек. А нынче — иное…

Пока разводили тары да бары, на улице развиднелось. Потом розовое солнце поднялось из белых снегов. Наконец подъехал и жданный. Рыкнула машина, выскочил навстречу ей лохматый кобель Тришка. Но хозяину нынче был недосуг с ним баловать, он в дом спешил.

— Сеструшка! — громко позвал он, лишь на порог ступив. — Ты — живая?! Головочка не болит с похмелья?

Они заспешили друг к другу, словно не было встречи вчерашней там, на вокзальном перроне. Корытин обнял сестру, нежно целуя. И она прижалась к нему щекой. И через морозный и терпкий бензиновый и скотий запах, исходящий от Корытина, и через пахучую сладость и горечь женской косметики они оба чуяли их навеки роднящий дух близкого человека.

Корытин и гостья его были не просто братом и сестрой, но еще и близнецами.

Большие серые глаза — наследство матери, — рисунок бровей, губ, прямого носа, мягкого подбородка, каштановые, в крупное кольцо, волосы… Они были очень похожи, особенно в юности. И прежде, и даже теперь природа старалась сблизить их настолько, насколько это позволял разделявший их пол. Всегда была заметна некоторая резкость черт у сестры, излишняя мягкость — у брата.

От рождения они были вместе. Десять лет отсидели за одной партой в школе. Потом пути разошлись: сельхозинститут — у Корытина, у сестры- медицинский. А потом она уехала в Сибирь и осталась там. Последние годы вовсе не виделись.

То ли завтрак это был поздний, то ли ранний обед, но сидели за столом долго. Рассказывали, расспрашивали, глядели друг на дружку при дневном уже свете. Конечно, годы брали свое: сорок пять лет — не шутка. Но и брат и сестра смотрелись хорошо. Особенно Катерина. Время смягчило резкость черт, сделав лицо женственней. У брата секли лоб морщины, появилась редкая, но седина. Однако он оставался все тем же: густая копна волос, глаза, улыбка — девкам присуха, бабий баловень — Корытин.

Наконец встали из-за стола. День разгорался ясный, солнечный, с легким морозцем. Прямо на заказ: новогодний подарок — не день.

— Поехали, — со вздохом сказал Корытин, и сестра поняла его: к родителям, на кладбище.

Поняла и быстро сыскала в своих вещах привезенный букет искусственных цветов.

Председательская «Нива» стояла возле дома. Корытин ее сам водил. Дорога на хуторское кладбище была расчищена, хоронили и зимой.

Доехали, оставили у ворот машину. Могилки были заметены снегом. Все кладбище — вровень, лишь кресты да пирамидки

Борис Екимов: рассказы о русском человеке

За весь период продолжительной литературной деятельности российский прозаик написал более двух сотен произведений, которые публиковались в таких изданиях, как «Новый мир», «Россия», «Нива Царицынская», «Знамя», «Наш современник». Больше всего читательская аудитория оценила такие произведения, как «Пастушья звезда», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Писателя заслуженно считают путеводителем литературных обычаев Донского края, ведь его душевные произведения правдиво описывают каждодневную жизнь простого люда. А такая тема понятна многим, поэтому книги Екимова пользуются большой востребованностью у читательской аудитории.


В героях рассказов автора каждый человек узнает себя и свое бытие – тревожное, с перестройками, вечными кризисами, братскими войнами, разбитое на осколки. Борис Екимов аккуратно собирает эти осколки в цельную картину как свидетельство о том, что испытывал и испытывает русский человек за последние десятилетия. Особенно ярко это прослеживается в произведениях «Не надо плакать», «За теплым хлебом», «Пиночет». В 2008 году российский автор был награжден премией Солженицына с формулировкой «За боль и остроту в описании потерянного состояния российской провинции и отображение неистребимого достоинства русского народа».

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Дым Тургенева Непростой выбор, который встал перед героем тургеневского романа «Дым». И он действительно сложен. Такая большая пропасть между спокойной жизнью и светской, не может быть трудной
  • Ступеньки — краткое содержание рассказа Носова Действие рассказа «Ступеньки» происходит на лестнице. Мальчик Петя вернулся из детского сада в приподнятом настроении. Был важный повод гордиться собой – в этот день он выучился считать до десяти
  • Бедная Лиза — краткое содержание повести Карамзина Главная героиня повести — молодая бедная девушка Лиза. Они живут на окраине Москвы со своей больной матерью. Когда-то у них была счастливая зажиточная семья, но отец умер, и все изменилось
  • Краткое содержание рассказа Чижиково горе Салтыков-Щедрин Захотел жениться чижик. Служил ответственно и в среднем возрасте получил звание майор. Он был бережлив и неприхотлив, поэтому имел дополнительный доход. И вот, ему удалось приобрести канареечное семеня

«Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева

«Солнце мертвых», которое часто называют самой трагической книгой в истории мировой литературы, создавалось Шмелевым в период с марта по сентябрь 1923 года в Париже и на вилле Буниных в Грассе. В этом произведении писатель пытается осмыслить произошедшую с Россией страшную катастрофу. Сам Шмелев в 1920−22-х годах пережил сильнейшую травму – сначала он потерял единственного сына, расстрелянного большевиками, затем ему пришлось покинуть родную страну. Писатель назвал «Солнце мертвых» эпопеей. И это название абсолютно оправдано. В «Солнце мертвых» Шмелев осмысливает произошедшее не только в общероссийском, но и в общемировом масштабе. Перед читателями предстает трагедия сродни древнегреческой.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн писал о «Солнце мертвых»: «Кошмарный, окутанный в поэтический блеск, документ эпохи, … читайте, если у вас хватит смелости …». Философ и друг Шмелева Ильин считал, что книга «навсегда останется одним из самых значительных и глубокомысленных исторических памятников нашей эпохи». Критик Юлий Айхенвальд назвал произведение «апокалипсисом русской истории». Высоко оценивал «Солнце мертвых» Александр Солженицын: «Это такая правда, что и художеством не назовёшь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто ещё так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?».

Книга состоит из небольших зарисовок, рассказывающих о гибели всего живого в занятом большевиками Крыму. С неба за этим наблюдает солнце, ставшее «солнцем мертвых». В произведении отсутствует сюжет. Шмелев отказывается от начала и отчетливого конца, центральных и второстепенных персонажей, завязки, кульминации и развязки. Главы связываются вместе при помощи внутренних психологических переживаний героя-повествователя – свидетеля происходящих событий. Художественное время «Солнца мертвых» не имеет единой скорости. Появляются отдельные личные хронологии.

Авторская позиция в «Солнце мертвых» отличается открытой пристрастностью, что делает книгу близкой к «Окаянным дням» Бунина. Шмелев утверждает самоценность ниспосланной свыше человеческой жизни и выступает против использования личности в качестве средства в любых социальных экспериментах.

Чекисты в произведении сознательно обезличены. О них говорится: «люди с красными звездами», «те, кто убивать ходят» и так далее. Иногда Шмелев использует зооуподобление. Например, у Шурки Сокола «мелкие, как у змеи зубы», а еще от него, «как от стервятника, пахнет кровью». Важную роль в книге играет противопоставление сытости пришедших в Крым большевиков и голодной жизни обычного народа. Пока «все тощают, у всех глаза провалились и почернели лица», новые хозяева пируют – у них много вина из разграбленных крымских погребов, хватает еды. Пока простые люди ходят в лохмотьях, чекисты носят нормальные вещи – у товарища Дерябина есть бобровая шапка, пара шуб – лисья и хорьковая.

Народ в книге представлен судьбами героя-повествователя, старого доктора Михаила Васильевича, молодого писателя Бориса Шишкина, близорукой учительницы Прибытко и ее неутомимой матери-старушки Марии Семеновны, восьмилетней девочки Ляли и других. Они все разные, но кое-что их объединяет – необходимость бороться за жизнь в тяжелейших условиях голода и разгула красного террора. Кроме того, эти люди ощущают себя «бывшими»: «Все – в прошлом, и мы уже лишние».

Важнейшую роль играют образы-символы, пронизывающие книгу Шмелева. Главный – образ-символ солнца. Ильин о. Вспоминая о дореволюционном прошлом, герой-повествователь рассказывает: «Люди ладили с солнцем, творили сады в пустыне». После прихода к власти большевиков все изменилось. Люди, ранее жившие в единстве с Богом, теперь отвернулись от него. Поэтому солнце выжигает землю, обрекая все живое на страдания от голода.

«Солнце мертвых» — произведение мрачное, тяжелое, страшное но и в нем нашлось место свету, надежде. Вера в духовные силы человека у Шмелева оказывается доминирующей. В начале книги и в финале появляется поющий дрозд, который олицетворяет идею торжества жизни.

  • «Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева
  • «Лето Господне», анализ произведения Шмелева
  • «Лето Господне», краткое содержание по главам произведения Шмелева
  • «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева
  • «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева
  • «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
  • «Русская песня», анализ рассказа Шмелева
  • Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева

По произведению: «Солнце мертвых»

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич

Читательский дневник по рассказу «Ночь исцеления» Екимова

Сюжет

Подросток Гриша в гостях у бабушки Дуни в донском селе. С недавних пор она начала кричать во сне. Снится война. Ее дети знают: после окрика «молчать!» она затихает. Но внук не кричит, а успокаивает плачущую бабушку. «Возвращает» ей во сне потерянные карточки на хлеб, «пускает» переночевать, когда она идет в госпиталь к мужу-фронтовику, «разрешает» набрать в лесу желудей для муки. Такое отношение лечит бабушку. И Гриша утешает, помогает ей во сне, ожидая ночи, когда придет полное исцеление.

Отзыв

В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни. Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

О произведении

Рассказ «Ночь исцеления» Екимова был написан в 1986 году. В своём произведении автор поднимает проблемы, с которыми сталкивались люди, пережившие военное лихолетье. Это рассказ о милосердии, искренней любви к ближним.

В центре повествования баба Дуня, пережившая голод во время войны, и её внук, приехавший к ней на каникулы. Произведение учит быть чутким и внимательным по отношению к близким, оказывать помощь, не говоря о ней.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ночь исцеления» на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: