Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Растафарианство
Растафарианство содержит шесть основных принципов, в том числе совершенную избранность черной расы в глазах Джа (Бога воплощенного), что делает их высшими физически и духовно, чем все остальные люди. Многие растафарианцы считают что являются физически бессмертными, полагая, что некоторым избранным доведется жить вечно в их нынешних телах. Эта идея бесконечной (нежели чем вечной) жизни является важным аспектом растафарианства.
Согласно еврейской библейской традиции и эфиопской легенде через Кебра Негаст, как полагают растафарианцы, израильский Царь Соломон и эфиопская царица Савская зачали ребенка, который дал начало роду царей Эфиопии, тем самым относя африканские народы к истинным сынам Израилевым, а посему к избранному народу. Укрепление веры в это произошло, когда эфиопские евреи были спасены от голода в Судане и доставлен в Израиль во время операции «Моисей» в 1985 году.
Личная жизнь
В поисках семейного счастья Улицкая трижды выходила замуж. Первый раз – еще в университете за Юрия Тайца, который также в ту пору был студентом. Как это часто случается с ранними браками, союз их, даже не обремененный никакими серьезными проблемами, просуществовал недолго и был наполнен спорами о том, кто главнее в молодой семье.
Второй брак с доктором биологических наук, генетиком Михаилом Борисовичем Евгеньевым, оказался продолжительнее – с ним Людмила прожила немногим меньше 10 лет и родила от него двух детей – Алексея и Петра. Старший сын стал бизнесменом, а младший увлекся джазовым музицированием, но впоследствии поменял профессию и сейчас работает синхронным переводчиком.
Вопреки счастливому материнству, личная жизнь Людмилы не сложилась и в этом союзе. Развод с Михаилом Улицкая считает одним из самых сложных решений в жизни, но при этом необходимым: за годы совместной жизни отношения супругов серьезно изменились, и в конце этого пути Людмила ощущала, что они стали чужими. Кроме того, Михаил придерживался традиционной семейной модели, в которой Людмиле отводилась роль домохозяйки, а ей, ощущавшей свое призвание в чем-то более значительном, это не нравилось.
После бурного и непростого романа писательница в третий раз сочеталась браком. На этот раз мужем Улицкой стал скульптор Андрей Красулин.
Людмила Улицкая и ее муж Андрей Красулин
Людмила Улицкая относится к тем людям, которые победили рак. В семье писательницы онкология оказалась распространенной болезнью, и Людмила была внутренне готова к этому диагнозу. Ежегодная диспансеризация не помогла выявить рак молочной железы на ранней стадии. Когда его обнаружили, Улицкая болела уже в течение трех лет. Свои переживания по этому поводу автор выразила в произведении «Священный мусор», которое увидело свет в 2012 году.
Операцию Людмила делала в Израиле. Ее поразило отношение к онкологическим больным в этой стране, налаженная система психологической помощи. Хирургическое вмешательство прошло благополучно, болезнь отступила. Позднее на родине Людмила Улицкая вошла в попечительский совет московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».
Награды
- Литературная премия Приз Медичи (1998, Франция)
- Литературная премия Приз им. Джузеппе Асерби (1998, Италия)
- Букеровская премия (2001)
- Кавалер Ордена Академических пальм (Франция, 2003)
- Премия Книга года за роман «Искренне ваш, Шурик» (2004)
- Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 2004)
- Премия Пенне (2006, Италия) — за роман «Казус Кукоцкого»
- Премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик»
- Литературная премия Гринцане Кавур (2008, Италия) — за роман «Искренне Ваш, Шурик»
- Номинация на Международную Букеровскую премию (2009, Англия)
- Литературная премия журнала «Знамя» в номинации «Глобус» (2010) за «Диалоги» Михаила Ходорковского с Людмилой Улицкой, опубликованные в десятом (октябрьском) номере «Знамени» за 2009 год.
Изданные книги
- Сборник пьес «Русское варенье и другое» (2008)
- Роман «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)
- Сборник рассказов «Люди нашего царя» (2005)
- Сказка «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и одинокую Мышь» (2004)
- Сказка «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине» (2004)
- Роман «Искренне ваш Шурик» (2003)
- Сборник рассказов «Девочки» (2002)
- Роман «Казус Кукоцкого» (2001)
- Повесть «Весёлые похороны» (1997)
- Семейная хроника «Медея и её дети» (1996)
- Повесть «Сонечка» (1995)
- Сборник рассказов «Бедные родственники»
- Повесть «Сквозная Линия»
- Сборник рассказов «Второе Лицо»
Сюжет
В книге прослеживается судьба трёх школьных друзей — Ильи, Сани и Михи — в период от похорон Сталина до смерти Бродского в 1996 году. Все трое родились в Москве за год до войны и выросли без отцов. Их предки принадлежали к разным социальным группам — от пролетариата до аристократии. Отвращение к насилию, неспособность к драке гарантировали им невысокое место в школьной иерархии. К счастью, ребята попали под крыло талантливого педагога — Виктора Юльевича Шенгели, который организовал кружок любителей русской словесности. Люрсы (как они стали себя называть) оставались лучшими друзьями до самого окончания школы, после чего выбрали для себя разные профессии и пути в жизни.
На фестивале молодёжи и студентов Илья встретился и подружился с иностранцем, Пьером Зандом. Он стал отправлять Занду самиздатовские тексты и фотографии для публикации за рубежом, что постепенно превратилось в источник заработка. Желая обеспечить сыну-аутисту лучшее будущее, жена Ильи уехала в Америку. В конце концов Илья тоже выбрал путь эмиграции, так как его деятельность в самиздате становилась всё более опасной. Его вторая жена Ольга, оставшись в одиночестве, погрузилась в депрессию. Умерли супруги почти одновременно, хотя и по разные стороны «железного занавеса».
Рыжий еврейский юноша Миха, увлёкшись филологией и дефектологией, устроился учителем в подмосковный интернат для глухонемых детей. Потеряв работу как антисоветчик, он был вынужден искать подработки у Ильи и заниматься самиздатом. После ареста за антисоветскую деятельность личная жизнь Михи и его положение в обществе разлетелись вдребезги. Миха, будучи честен до нелепости, не смог пережить этой катастрофы и покончил с собой.
Саню от активного диссидентства избавило увлечение музыкой. Когда Миха попал в тюрьму, замкнутый Саня стал заботиться о его жене и ребёнке. После смерти любимой бабушки Саня отдалился от друзей и начал тоже подумывать об эмиграции. Пьер вызвался устроить ему фиктивный брак с американкой. После переезда в США Саня стал преподавать в консерватории. Книга заканчивается его посещением Иосифа Бродского накануне смерти поэта.
Иудаизм
В ). Как упоминалось в Книге Исхода, еврейский народ является богоизбранным народом, из которого появится Мессия, или спаситель мира. Израильтяне также владеют «Словом Божьим» и/ или «Законом Божий» в форме Торы, данным Богом Моисею. Евреи и, как следствие, христиане считают себя «избранным народом».
В иудаизме на счет избранности существует убеждение, что между евреями и Богом заключен завет. В современном раввинизме, идея не связана с принадлежностью к потомкам Иакова (Израиля), как это было в библейском иудаизме, поскольку не-евреи могут становиться евреями.
Иудейская идея избранности впервые упоминается в Торе (Пятикнижие Моисея) и развивается в более поздних книгах Танаха. Данный статус несет под собой как ответственность, так и благословение, как описано в библейском завете с Богом. Многое написано на эту тему и в раввинской литературе.
Избранность означает определенный набор обязанностей помимо семи законов Ноя данных всему человечеству. Каждый потомок Ноя (не-еврея), несет на себе ответственность жить по семи законам потомков Ноя.
В религиозных кругах иудаизма появляется суждение, что именно четкое следование всем законам иудаизма делает евреев избранным народом, хотя обычное ортодоксальное мышление утверждает, что даже полностью светский еврей является частью избранного народа и считается «полноценным » евреем.
Литературные источники:
- Анализ эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный». Васильев Андрей // г. Черняховск. 2009 г. Интернет ресурс — https://refdb.ru/look/1625115.html
- Бедные родственники. Улицкая Л.Е. // М.: Аст, 2015. – 221 с.
- Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
- Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. Молчанов А. // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10. 3.
- Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391. 2.
- Типы характеров в сборнике рассказов Л.Улицкой «Бедные родственники». Глазинская Е. Т. // АлтГПУ. г. Барнаул
- Христианские мотивы в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» Агаева К.Ш. // журнал: Новое в современной филологии. №14, 2014г.
- Художественная деталь, пейзаж и портрет в прозе Л. Улицкой (на примере цикла «Бедные родственники»). Мотамедния М.Н. // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72)
Мнения о рассказе
Карточка 1.
В её рассказах-притчах всегда есть какой-то
выход на философско-религиозный уровень,
осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи,
как правило, — “маленькие люди”, старики,
больные и бедные, отверженные обществом,
маргиналы… — руководствуются принципом:
никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для
чего”. По мнению Улицкой, такова логика
истинного христианина, убеждённого в том, что всё
происходящее, даже самое несправедливое, самое
мучительное, если его правильно воспринять,
непременно направлено на открытие в человеке
нового видения. Эта мысль лежит в основе многих
её рассказов…
Карточка 2.
Священник Игорь Поляков: “Вспоминается
рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я
читаю семинаристам в курсе Основного богословия.
С моей точки зрения, это исключительно точное и
ясное понимание искупления. Даже в
святоотеческой литературе я не встречал такого
простого и ясного объяснения того, что такое
искупление. Это не догматическое богословие.
Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что
такое искупление, что совершает искупление в
жизни человека, и я не нашёл лучшего
иллюстративного материала, чем у Людмилы
Улицкой”.
Карточка 3.
Корреспондент. А какая из уже написанных и
изданных книг вам милее других?
Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно
любимое
Есть что-то для меня особенно важное.
Например, рассказ «Народ избранный». Это —
вопрос размера открытия
Каждый раз, когда ты
что-то маленькое даже пишешь, это полностью
лишено смысла, если там нет твоего личного
открытия… Читатель может его чувствовать или не
чувствовать, но без этого пишущему человеку
неинтересно… Рассказ «Народ избранный» — с
открытием.
Карточка 4.
…Потрясающий по силе «Народ избранный» — об
инвалидах, убогих людях, о попрошайках у
православного храма. С помощью одной очень
незначительной частной истории поднят
колоссальный пласт жизни, которого мы в
большинстве своём не то чтобы не знаем, а не хотим
знать, инстинктивно бежим от него. А знать-то
нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От
инвалидности тоже. Все под Богом ходим… — мысль
Улицкой проста, как всё гениальное: Богом
обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а
те, кто сумеет понять своё предназначение,
находят в нём счастье…
Третья учебная ситуация.Беседа
— Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли
писать об этом, или это запретная тема? Согласны
ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия
делает Улицкая в рассказе?
Учитель. Этот рассказ не только о “народе
избранном”, но и обо всех нас. Ведь мы не
рождаемся для страданий и боли. Все достойны
того, чтобы быть счастливыми, здоровыми,
успешными и благополучными. Только в жизни всё
складывается по-разному. Даже самому счастливому
человеку дано познать боль и страх, одиночество и
болезни, страдания и смерть — дано понять
трагизм жизни. Часто для того чтобы жить,
требуется немалое мужество. Не каждый смиренно
принимает свою судьбу и безропотно несёт свой
крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и
состоит в том, чтобы научиться верить, уметь
смиряться с неизбежным, не завидовать чужому
счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на
какие невзгоды и потери.
Использованная литература
1. Даль В. Толковый словарь… М., 1955. Т.
2. С. 11.
2. Толковый словарь…: В 4 т. / Под ред.
Д.Ушакова. М., 1994. Т. 1. С. 151.
3. Цуркан А. Единство в многообразии, или
Народ избранный // Старое
литературное обозрение. 2001. № 2.
http://magazines.russ.ru/slo/2001/2/curk.html.
4. Современная русская проза // Radio Grad Petrov /
http://gradpetrov.narod.ru/arch/proza.html.
5. Георгадзе М. Интервью //
http://www.litwomen.ru/forum/search.php.
6. Молчанов А. Настоящая женская проза,
или Феномен Людмилы Улицкой // http: //writer.fio.ru/news.
Php.n=20057&c=1668.
Христианская мораль рассказа
Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.
О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».
Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:
- «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
- они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
- они не предаются греху гордыни;
- они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
- они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
- им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» . Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».
Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Мормоны
В мормонизме все Святые последних дней, рассматриваются как заключившие завет с Богом, или богоизбранные; и они приняли имя Иисуса Христа. Данное принятие осуществляется посредством крещения. В отличие от суперсессионизма, Святые последних дней не оспаривают статус «избранности» еврейского народа. В доктрине святых последних дней все живущие люди имеют возможность заключить этот завет в течение тысячелетия. Мормонская эсхатология считает, что евреи, как избранный народ, в конечном счете, примут христианство (см. Иеремия 31:31-34).
Большинство святых последних дней получают патриархальное благословение, которое указывает на их происхождение в Доме Израиля. Это родословие может быть связано кровью или через «усыновление», поэтому, ребенку не обязательно разделять родословие его родителей (и оставаться членом колен Израилевых). Есть широко распространенное мнение, что большинство сподвижников веры выходят из колена Ефремова и колена Манассиина.
После вуза
Первым местом работы будущей писательницы стал институт генетики при академии наук СССР. Оттуда она уволилась в 1970 году. С тех пор, как признается сама Людмила Улицкая, биография ее никогда больше не была связана с государственной службой. Хотя она сменила немало специальностей.
Была заведующей литературной частью Камерного еврейского музыкального театра, сочиняла пьесы для малышей, постановки для радио и кукольного театра, писала очерки и рецензии на спектакли. В то время даже переводила стихи с монгольского языка.
Собственные рассказы начала публиковать в журналах в начале 80-х годов. Популярность к ней пришла примерно через 10 лет. После того как она взялась писать сценарии для фильмов.
Литература
Помимо основной занятости, Улицкая переводила стихи с монгольского, что было редкостью. Работа, требующая творческой отдачи, умения видеть окружающий мир в мельчайших деталях и огромного терпения, подтолкнула Людмилу к мысли о собственной литературной деятельности, и с конца 80-х годов повести и рассказы Улицкой начали появляться в различных сборниках.
Писательница Людмила Улицкая
Еще до того, как мир заговорил о явлении «Улицкая-писатель», Людмила уже прославилась в качестве сценариста. Фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех», для которых она писала сценарии, принесли первое дуновение известности, отчасти проложив дорогу будущим прозаическим произведениям. Помимо этих двух фильмов, Улицкая также писала сценарии для картин «Умирать легко», «Эта пиковая дама», «Сквозная линия».
Людмила Улицкая и ее книга «Бедные родственники»
Первой большой книгой Улицкой стал сборник рассказов «Бедные родственники», изданный в 1993 году на французском языке. Год спустя во Франции была признана лучшей переводной книгой года ее повесть «Сонечка», написанная в 1992 году. За это произведение писательница была награждена премией Медичи, а в Италии получила литературную премию имени Джузеппе Ачерби. В России повесть вышла в сборнике, получившим название «Сонечка и другие рассказы».
С того момента Улицкая выпустила более десятка книг, включающих романы, повести и сборники рассказов, которые были переведены на 30 языков. В 1996 году был издан семейный роман «Медея и ее дети», где рассказывалось о разбросанной по всему миру таврической семье, родовое гнездо которой находилось в Крыму.
Людмила Улицкая и ее книга «Медея и ее дети»
Через год появилась повесть «Веселые похороны», которая была экранизирована спустя 10 лет. В фильме «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» режиссера Владимира Фокина главную роль исполнил Александр Абдулов. Для актера эта работа стала пророческой, ведь его герой Алик – свободный художник из Нью-Йорка – на протяжении повествования умирал от онкологии.
Людмила Улицкая и ее книга «Казус Кукоцкого»
Людмила Улицкая – первая женщина, удостоенная награды «Русский Букер» (за роман «Казус Кукоцкого», также экранизированный в качестве сериала). Вслед за этим романом последовали «Искренне ваш Шурик» и «Даниэль Штайн, переводчик». За написание первого произведения Улицкая удостоилась награды «Книга года». Вторая работа, посвященная биографии еврея католического вероисповедания Освальда Руфайзена, принесла Улицкой премию «Большая книга».
В 2011 году появился роман «Зеленый шатер», а спустя четыре года – роман-притча «Лестница Якова», который также принес Людмиле премию «Большая книга». В 2020 году из-под пера Улицкой вышли сборники «Дар нерукотворный» и «Человек со связями».
Людмила Улицкая на презентации книги «Лестница Якова»
В 2007 году Людмила Евгеньевна основала фонд собственного имени, нацеленный на поддержку гуманитарных инициатив. При содействии Фонда существует проект «Хорошие Книги», суть которого заключается в том, что Улицкая отбирает изданные в России книги и отправляет их в различные библиотеки.
Людмила Улицкая и ее книга «Человек со связями»
С этого же года и по 2010 писательница активно поддерживала издание определенных книг для детей, направленных на объяснение культурных, этнических и социальных различий разных людей. Этот проект осуществлялся при поддержке Института толерантности и двух крупнейших российских издательств.
В 2011 году писательница выступала с лекцией о личной и политической свободе в России на съезде в Лондонском центре внешней политики. В 2014 году Людмила принимала участие в конгрессе «Украина – Россия: диалог», прошедшем в Киеве.
Начало творчества писательницы Людмилы Улицкой
В поисках работы Людмиле Евгеньевне помогла подруга, которая работала художником Еврейского театра. Она познакомила Улицкую с Шерлингом, известным деятелем искусства, который предложил Людмиле Евгеньевне работу в Еврейском театре. Работа заключалась в написании инсценировок, очерков, детских пьес, рецензий. Кроме того, Улицкая занималась переводом стихов с монгольского языка. Проработав в театре три года, Улицкая всерьез занялась литературным творчеством. Первая ее книга увидела свет в 1993, когда Людмиле Евгеньевне было уже за 50. Тяга к творчеству была заложена в Улицкой генетически. Ее репрессированный дед в свое время опубликовал книги по демографии и по теории музыки. Отец Людмилы Евгеньевны написал книгу об автомобиле и его эксплуатации, а ее прабабушка по материнской линии сочиняла на идише стихи. Людмила Евгеньевна и сама довольно успешно писала стихи, но отдельным сборником их не публиковала. Свои лучшие поэтические строки она предоставила главной героине своего романа «Медея и ее дети». Этот роман принес Улицкой в 1997 году Букеровскую премию и широкую известность.
Список источников информации
1.Басинский П. Позабывшие добро?: Заметки на полях «новой женской прозы» // Литературная газета. 20 фев. 1991. № 7
2.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121 – 291
3.Богданова О. В. Современный литературный процесс. СПб.: Издательство СПБГУ, 2001. 256 с.
4.Вовк С. «Зелёный шатёр» может стать последним романом Улицкой // Риа-новости 09.02.2011 http://ria.ru/culture/20110209/332134299.html
5.Габриэлян Н. М. Ева это значит «жизнь» // Вопросы литературы, 1996, № 4
6.Егорова Н. Проза Улицкой 1980 – 2000-х годов: проблематика и поэтика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Астрахань, 2007
7.Жидков В.С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.
8.Золотоносов М. Мужчина ее мечты // Московские новости. 2004. 13 февраля
9.Картина мира // Философский словарь. М., 1991
10.Колесникова Е. И. Улицкая // Русская литература XX века. Словарь. Т. 3. М.: Олма-Пресс Инвест, 2005. С. 541 – 544
11.Кумбашева Ю. А. Романы Л. Улицкой: традиции и новации. К проблеме преподавания современной литературы // Материалы международной конференции «Международное сотрудничество в образовании и науке». (Санкт-Петербург, 21 –
2. июня 2006 г.) СПб:, 2006 С. 365-369
12.Кучерская, Н. Роман меня напишет (встреча с Л. Улицкой) / Н. Куческая // Российская газета. -2005. — 6 апреля (№ 69).
С. 1, 13.
13.Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература XX века. Т. 2., М.: Издательский центр «Академия», 2008. 685 с.
14.Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения // / Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87
15.Мущенко Е. Г. Улицкая Л. // Русская литература XX века. Воронеж, 1999
16.Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века. М.: Флинта-Наука, 2003. 320 с.
17.Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1174
18.Рыбакова Е. Путешествие в сторону света. Коммунальный мир Л. Улицкой // Столичные новости. 9 –
2. июня 2002, № 25
19.Рыжова О. Коитус Кукоцкого, или самая интеллигентная домохозяйка // Литературная газета. — 2004. — № 37
20.Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки. 2000. № 3. С. 117-132
21.Светова З. Не было победителей у времени // The New Times http://newtimes.ru/articles/detail/32107
22.Скворцов В.Я., Скворцова Л.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны» // Вестник ВолГУ. Серия
2. Филология. Журналистика. Волгоград, 2000. № 5. С. 105-112
23.Скокова Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2010
24.Сунь Чао. Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2006
25.Тимина С. Медея XX века: полемика, традиция, миф // Санкт-Петербургский университет.
2. июн. 1998. № 16-1
26.Улицкая Л. Е. Зелёный шатёр. М.: Эксмо, 2011. 591 с.
27.Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 2002. 438с.
28.Чалмаев В. А. русская проза 1980 – 2000. На перекрёстке мнений и споров // Литература в школе. 2002, № 4. С. 18 – 23
29.Шигарёва Ю. Принцип Улицкой: без трупов и уныния // Аргументы и факты. 2003, № 10.
30.Щеглова Е. О спокойном достоинстве и не только о нём: Людмила Улицкая и её мир // Нева. 2003. № 7. С. 183-188
31.Goscilo Helena. Dehexing Sex: Russian Womanhood During and after Glasnost. – Ann Arbor, 1996.
32.Lyotard J. – F. Answering the question ‘What is postmodernism?’ // Postmodernism. Critical Concepts / ed. By Victor E. Taylor and Charles E. Winquist. – Foundational Essays. L.; N. Y., 1998.- Vol. 1.
33.Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955
список литературы
Детство и семья Людмилы Улицкой
21 февраля в 1943 году на Урале в селе Давлеканово недалеко от Уфы в семье эвакуированных москвичей Улицких родилась девочка, которую назвали Людмилой. Никто и подумать не мог, что пройдет много лет, и она станет известной писательницей. После окончания войны семья Улицких возвратилась в Москву. Здесь Людмила окончила школу и поступила в МГУ на биологический факультет. Годы учебы в университете наложили глубокий отпечаток на ее дальнейшую деятельность.
Людмила Улицкая в молодости — редкое фото
Генетики научили Людмилу думать, смотреть и наблюдать, а университетский учитель Улицкой выдающийся генетик Владимир Павлович Эфраимсон был для юной студентки примером безупречной нравственности. После окончания вуза в 1968 году Людмила Улицкая стала работать в Институте общей генетики АН СССР. Через два года в 1970 году Людмила Евгеньевна уходит с работы.
Причиной увольнения стала перепечатка самиздата. Как вспоминает сама Улицкая, в те годы многих наказывали за чтение и перепечатку самиздата. Некоторое время Улицкая не работала, а когда попыталась вернуться к научной работе, то поняла, что профессия от нее ушла.
Учащиеся исполняют песню «Молитва» под гитару.
УЧИТЕЛЬ
Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали.
Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп». Какова особенность композиции этого произведения? (Это рассказ в рассказе.)
5 стр., 2340 слов
Семья мальчика из рассказа васюткино озеро. Васютка в рассказе …
… тайги. Васютка. «Васюткино озеро». Художник В. Дугин Мальчик Васютка является главным героем рассказа «Васюткино озеро» Астафьева. В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро», описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере. Васютка в рассказе «Васюткино озеро» …
Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.
А почему повествование представлено от первого лица и глазами ребенка?
Ребята, вы знаете, что в названии кроется важная составляющая часть идеи произведения. Как вы понимаете название данного рассказа?
(Перловый суп — значит приготовленный из перловки, т.е. ячменя, самой дешевой крупы.)
Чем был перловый суп для героев рассказа?
(Суп был не только едой, он был проверкой на человечность)
Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке . Докажите эту мысль текстом.
Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в коморку к нищим? Опишите нищих (внешность, речь, поведение ).
На каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих? Для чего это сделал автор? А как Марина Борисовна относится к нищим?
Прочитайте эпизод разговора о том, как и куда исчезли нищие. Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слова: « Город к празднику почистили»?
Композиционно рассказ делится на две части . Расскажите, какими чертами характера наделил автор нищих в первой части?
(Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)
Какое чувство они вызывают у вас?
Перед нами вторая часть рассказа. И вновь перловый суп является проверкой героев на человечность.
Вспомните историю, связанную с Надеждой Ивановной. Какое горе пережила Надежда Ивановна?
Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? (Сочувствие, сопереживание)
Во второй части рассказа есть описание еще одного события, к которому вы, наверное, не остались равнодушны. Опишите героиню, которая однажды постучалась в дверь коммунальной квартиры.
Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины? (Омерзение, презрение)
Опишите речь нищей.
И опять перловый суп стал проверкой на человечность
Опишите, как нищая ела перловый суп. А была ли она голодна?
А почему нищая не надела подаренные штаны на голое тело, ведь на улице было холодно?
А что ей надо было?
А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?
И это «благодарность» за добро, за гостеприимство.
А почему именно эти эпизоды из жизни врезались в память героини рассказа?
УЧИТЕЛЬ
Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Говорят, что языком ребенка глаголет истина. Девочка поняла, что люди, окружающие ее, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом они сохраняют человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие — такие, как попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, наглые. На добро они отвечают злом. Третьи — такие, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека, способны протянуть руку помощи в любую минуту. И во всех этих эпизодах проверкой на человечность стал перловый суп из самой дешевой крупы
9 стр., 4061 слов
Трагедия человека в гражданской войне ( по «Донским рассказам» …
Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия». Изучить критическую литературу по данным произведениям. Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает. Выяснить, как авторами изображены главные герои гражданской войны … изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что …
ИТОГ
Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя в литературе — это Людмила Улицкая. Каждый рассказ Л, Улицкой – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказы-притчи этой замечательной писательницы?