Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» — краткое содержание
Сухово-Кобылин
— все произведения
Сухово-Кобылин
— сочинения по произведению Страница: Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и её пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное.
Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает её тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: «без расходов девочку замуж не отдашь». Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно.
Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он — ах, Боже правый! — сделал ей предложение. Но вот что досадно — раздумывать нет времени! Ответ нужно дать незамедлительно. «Мишель» не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».
Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский — фигура в высшей степени загадочная. Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему — под сорок. Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует. Превосходно говорит по-французски. У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии… А какие у него аристократические манеры! Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем — ведь вот как прелестно «обделал» он Лидочкин солитер (крупный бриллиант), то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели…
Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ — никто не знает. Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет «должишки». А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелысин, давний «друг дома», весь как на ладони. Скромен, даже застенчив. Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед — имение его рядышком, «борозда к борозде». И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то Муромский и прочит в мужья своей «кралечке» и «баловнице».
Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с «прекрасным человеком», которому «князья да графы приятели». Не-лькин в отчаянии. Нет, он не допустит, чтобы эта свадьба состоялась! Ему кое-что известно о «грешках» Кречинского. Но теперь-то он «до-знает всю подноготную» и уж тогда представит старику этого «остряка» и «лихача» в истинном свете.
А «подноготная» есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты — он «страшный игрок». Он бредит игрою. И Лидочка с её приданым — для него лишь куш, с которым можно вступить в большую игру. «У меня в руках тысяча пятьсот душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Страница:
Дело об убийстве
Симпатичная французская модистка переехала за своим русским возлюбленным в Москву, где стала его любовницей и содержанкой. Сухово-Кобылин снимал ей дорогие апартаменты, оплачивал питание и проживание. Эта связь продолжалась в течение семи лет, за время которых на место нежной привязанности пришла холодная отчужденность.
Все осложнялось тем, что Александр Васильевич обладал неимоверной привлекательностью и пользовался невероятным успехом у женщин. У него завязывались интрижки, в него влюблялись. И, конечно же, он влюблялся сам. Очередной женщиной философа стала замужняя аристократка Надежда Нарышкина, к которой неоднократно ревновала своего любовника француженка Луиза.
И вот молодую женщину находят убитой. Открыто следствие, в ходе которого обвинение было предъявлено Сухово-Кобылину, пяти слугам и его любовнице Нарышкиной.
Кто был виноват в преступлении — так и осталось тайной. Расследование ничего не выявило, обвиняемые путались в показаниях. Александр Васильевич несколько раз арестовывался и заключался под стражу, слуги подвергались пыткам, а его возлюбленная сбежала за границу.
Несмотря на то что с молодого философа были сняты все обвинения, свет так и не смог простить ему темное пятно на и без того небезупречной репутации. Александр Васильевич был отвергнут аристократией, приписывающей ему это жестокое и бессмысленное убийство.
Герои и прототипы
Литературовед Наталья Старосельская в книге «Сухово-Кобылин» упоминает об одной из публикаций (1903), согласно которой и сюжет пьесы, и образ Кречинского были подсказаны автору жизнью. Речь идёт о громкой истории, в которой участвовал некто Крысинский, «выдававший себя за графа, а потому имевший вход в лучшее петербургское общество». После разоблачения выяснилось, что на самом деле лже-граф был слугой одного знатного человека. Сухово-Кобылин познакомился с Крысинским в Ярославле; из разговоров с ним он получил много драматургического материала, использованного впоследствии в комедии.
По другой версии, принадлежащей театральному критику Константину Лазаревичу Рудницкому, прототипом Кречинского был представитель «золотой молодёжи» Николай Павлович Голохвастов, внешность и образ жизни которого («Балы, обеды, спектакли следовали друг за другом, его дом с утра был набит охотниками до хорошего завтрака, знатоками вин, танцующей молодежью, интересными французами, гвардейскими офицерами») почти буквально воспроизведены во втором действии пьесы Сухово-Кобылина.
Образ Кречинского, по мнению Лидии Лотман, является «сложным и разносторонним». С одной стороны, это практичный жулик, мастер интриг и манипуляций. С другой — «недюжинная личность», которой не чужды высокие стремления и подлинность чувств. Именно жизненный азарт, «широта натуры», проявляющиеся как за карточным столом, так и в отношениях с дамами, становятся причиной его банкротства. Страстность, являющая основой характера Кречинского, сподвигла Сухово-Кобылина к созданию одного из вариантов пьесы, согласно которому герой в финале кончает жизнь самоубийством; впоследствии эта редакция была отвергнута.
К созданию образа Расплюева, по некоторым данным, Сухово-Кобылина могло подтолкнуть знакомство с ярославским жителем Евсеем Крыловым — «бильярдным игроком и шулером». Если Кречинский, несмотря на тяготы и безденежье, всё-таки несёт в себе определённую харизму, то его сосед и приятель выглядит человеком, дошедшим до последней черты нравственного падения. О том, насколько важна была Сухово-Кобылину точность при обрисовке этого персонажа, свидетельствуют замечания драматурга, сделанные исполнителю роли Расплюева Прову Михайловичу Садовскому: по мнению автора пьесы, актёру нужно было сместить акценты, чтобы на сцене находился «не хам-пропойца, а прогоревший помещик».
Отец Лидочки Пётр Константинович Муромский — это представитель «провинциального поместного барства», которому сложно вписаться в мир помпезного московского дворянства. По своей сути он душевный пожилой человек; желания и просьбы дочери для него закон. Ему чужды шик и пафос московского бомонда, и этим он отличается от Атуевой, стремящейся соответствовать светской моде. Однако авторская симпатия к Муромскому не мешает драматургу подчёркивать, что во многих своих поступках этот персонаж является носителем «ограниченности и провинциальности». То же самое касается его дочери: Лидочка почти до конца комедии остаётся девушкой простоватой, со стёртой индивидуальностью. Её пробуждение происходит только в заключительной сцене, когда зритель обнаруживает, что милая и наивная героиня имеет благородный и сильный характер.
Лидочкин ухажёр Нелькин противоречивостью натуры напоминает своего соперника Кречинского. Он по-настоящему влюблён в девушку, искренне стремится быть полезным её отцу. Но метания этого персонажа, стремление подсмотреть, подслушать, выведать и вывести на чистую воду никого не делают счастливыми.
Сюжет
Действие первое
Действие начинается в доме помещика Муромского. Хозяин, страдая из-за вынужденной разлуки с родной деревней, с утра ведёт шумные разговоры с Анной Антоновной Атуевой — тёткой его дочери Лидочки. Спор идёт вокруг потенциальных женихов двадцатилетней девушки. Муромский хвалит помещика Владимира Дмитриевича Нелькина, человека серьёзного и к светским развлечениям равнодушного. Зато другой ухажёр Лидочки — Михаил Васильевич Кречинский — слывёт любителем клубов, игр и женщин, а потому не вызывает у Петра Константиновича симпатий.
Вскоре в доме появляется Кречинский, который, зная характеры его обитателей, легко находит общий язык с хозяевами. Муромскому он дарит бычка, привезённого, по словам Михаила Васильевича, из его симбирского имения; попутно Кречинский рассказывает, что мечтает перебраться в деревню и жить там вместе с доброй, покладистой женой до самой смерти. Зато Атуевой он признаётся, что сельская жизнь ему неинтересна — гораздо важнее навести светский лоск в московском доме Муромского. Пообещав растроганной тётке, что этот дом станет «первым в городе», Кречинский просит руки и сердца Лидочки.
Оставшись наедине с собой, Михаил Васильевич вслух размышляет о том, что если его идея осуществится, то он обретёт огромное состояние. Против её реализации — Муромский и Нелькин. Зато в качестве поддержки можно использовать Лидочку, не скрывающую своей влюблённости в Кречинского, её тётку и симбирского бычка. Оказавшийся поблизости Владимир Дмитриевич слышит эти рассуждения; он решает выяснить, какую аферу замыслил соперник.
Действие второе
Фёдор, камердинер Кречинского, делает уборку в квартире Кречинского, попутно вспоминая о том, как в былые времена, когда у его хозяина водились большие деньги, Михаил Васильевич постоянно устраивал великосветские попойки с участием знатных людей. Теперь же, прокутив всё, включая собственное имение, Кречинский не имеет ничего, кроме долгов; из всех приятелей у него остался только сосед Расплюев, у которого тоже ничего нет за душой.
Именно с Расплюевым Кречинский делится своими планами: женившись на Лидии Муромской, он получает полторы тысячи душ и двести тысяч чистого капитала. Поставив обретённое богатство на кон, он сможет выиграть ещё два миллиона. Единственное препятствие к реализации этой задумки связано с отсутствием трёх тысяч рублей: деньги срочно нужны на предстоящие свадебные расходы. Затем в квартиру Кречинского начинают наведываться кредиторы: извозчик, прачка, торговец дровами. Особенно беспокоит хозяина визит купца Щебнева: тот требует вернуть карточный долг, обещая в случае отказа занести фамилию неплательщика в специальную книжечку и передать её в клуб, завсегдатаем которого является Михаил Васильевич.
Выход из положения подсказывает найденная в бюро булавка со стразами. Вспомнив, что у Лидочки есть точно такая же, только обрамлённая бриллиантами, Михаил Васильевич пишет невесте письмо с просьбой прислать украшение. После того как отправленный с поручением Расплюев возвращается от Муромских, Кречинский кладёт две одинаковые с виду булавки в бумажник и уходит к ростовщику Беку. Вернувшись с пачками денег, он просит Расплюева рассчитаться с кредиторами и объявляет, что вечером, когда к нему придут в гости Муромские и Атуева, одолженная булавка должна быть возвращена Лидии Петровне.
Действие третье
Во время ужина, проходящего у Кречинского, в квартире появляется Нелькин, который сообщает собравшимся, что хозяин дома — вор и шулер: он выпросил у невесты дорогую булавку и заложил её ростовщику. Поднимается шум; Михаил Васильевич вынимает украшение из бюро, отдаёт Лидочке, после чего указывает сопернику на дверь. Пётр Константинович, понимая, что Кречинский оскорблён, а дочь расстроена, извиняется перед будущим зятем за прежнее недоверие; свадьбу по предложению жениха решают сыграть на следующий день.
Хозяин и гости уже мирно расстаются, когда в квартиру входит полицейский, сопровождаемый ростовщиком Беком. Тот кричит, что Кречинский во время сделки совершил подлог и передал ему фальшивую булавку. Понимая, что Михаилу Васильевичу грозит тюрьма, Лидочка отдаёт Беку своё драгоценное украшение и со слезами на глазах объясняет, что подмена случилась в результате ошибки. Затем девушка с рыданиями покидает квартиру; следом за ней «от срама» бегут Муромский и Атуева.
Прототипы
В основе сюжета “Свадьбы Кречинского” лежат реальные события. Возможно, на автора произвела огромное впечатление история с неким лже-графом, произошедшая за несколько лет до написания пьесы. Согласно слухам, некий Крысинский, являющийся слугой богатого аристократа, выдавал себя за знатного и богатого дворянина, благодаря чему получил доступ в высший свет.
Или же прототипом главного героя мог быть дворянин Голохвастов – светский денди, легкомысленный лентяй и ветреный пижон.
Как бы там ни было, краткое содержание “Свадьбы Кречинского”, как и само произведение в целом, показывает, что автору удалось ярко и реалистично показать нравы и быт того времени, царящие в высших кругах истинного дворянства. Знакомый со всей светской мишурой и пустотой автор с тонким психологизмом передал развращенность и праздность высшего общества.
Наше время
Данная постановка, несмотря на свой почтенный возраст, интересует и многих современных любителей театрального искусства. Пьеса не сходит со сцен ведущих театров России. За последние шестьдесят лет осуществилось несколько экранизаций комедии.
Прежде всего, это – фильм-спектакль, снятый в 1953 году, главные роли в котором исполняли талантливые Михаил Названов, Марина Кузнецова и Ольга Викландт.
Интересным музыкальным кинофильмом является и экранизация 1974 года, снятая российским режиссером Владимиром Воробьевым. В картине были задействованы такие прекрасные актеры, как Виктор Костецкий, Борис Смолкин, Зоя Виноградова и Лев Петропавловский.
В 2002 году также была предпринята попытка снять по мотивам пьесы оригинальный фильм. Задумку замыслил и осуществил режиссер Михаил Козаков. В актерский состав вошли: Михаил Ефремов, Анатолий Равикович, Ольга Остроумова, Виктор Борцов, Елена Подкаминская. Кинокартина вышла в прокат под интригующим названием “Джокеръ”.
Такие частые постановки и экранизации указывают на то, что произведение Александра Васильевича Сухово-Кобылина до сих пор актуально и интересно. И это несмотря на то, что прошло больше сотни лет с момента написания пьесы, что времена и обычаи изменились. Однако подобные перемены не затрагивает человеческих душ, чувств и эмоций. Люди по-прежнему хотят верить в любовь, хотят доверять друг другу, хотят смеяться над недостатками и комическими происшествиями. А значит, пьеса “Свадьба Кречинского” еще долгое время будет актуальна и популярна среди ценителей российской литературы и драматургии.
Действующие лица
Перед тем как рассмотреть краткое содержание “Свадьбы Кречинского”, давайте познакомимся с основными героями произведения.
Прежде всего, это – сам Кречинский, мужчина тридцати пяти лет, заядлый картежник и неугомонный мот. Также стоит упомянуть о Петре Константиновиче Муромском – благородном добродушном человеке, примерном хозяине и образцовом отце. Немаловажную роль в произведении играет и Расплюев — подельник главного героя, беспринципный человек, мелкий вор без морали и личных привязанностей.
Среди других главных героев “Свадьбы Кречинского” выделяется Лидочка – дочь Петра Константиновича, богатая наследница, наивная и застенчивая провинциалка. Примечателен образ главной героини – доброй простушки с ясным умом, неординарным мышлением и глубокими чувствами.
Еще одна женская героиня пьесы – тетя Лидочки, Анна Атуева, стремящаяся в высший свет и подражающая его манерам.
Что же свело этих людей, столь разных по характеру и образу жизни? Узнать ответ на этот вопрос нам поможет краткое содержание “Свадьбы Кречинского”.
Другие пересказы для читательского дневника
По улицам города для развлечения народа водили слона. На слона — зрелище диковинное, зеваки сбегались глядеть со всех сторон. Внезапно откуда-то выскочила мелкая собачонка Моська.
Роман начинается со знакомства главного героя — Сильвером, и его возлюбленной Мьетты. Рабочий класс выступает против монархии, и Сильвер с Мьеттой становятся во главе протестующих.
Читая сказку «Праздник непослушания» можно понять, что дети являются главными героями. Взрослые встречаются очень редко, в двух главах – это первая и последняя. И то совсем недолго.
В деревне Плезант Гарден всегда было спокойно, гора которая находилась неподалеку никогда ни для кого не представляла интереса. Однажды на вершине горы появились огненные вспышки и дым. Многие жители испугались что это может быть и хотели
Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку
Краткое содержание Сухово-Кобылин Свадьба Кречинского.
Помещик по имени Петр Константинович Муромский уже несколько живет в Москве вместе с дочерью Лидой в доме у тети Анны. Муромский был состоятельным человеком и владел большими землями в Ярославле. Лиде было 20 лет и у нее было много поклонников среди московских парней. Тетя планировала устраивать дома светские мероприятия для того, чтобы найти жениха для Лиды. В этом не было никакой нужды. Девушка сообщила тете, что у нее есть жених. Она познакомилась с ним на светском балу. Его зовут Михаил Васильевич Кречинский. Он сделал ей предложение и хотел получить ответ незамедлительно. Поскольку на днях уезжал из города. Девушка не могла согласиться, не получив благословение отца.
Муромский должен хорошо знать своего будущего зятя. Кречинский был загадочным человеком. Он посещал дом Лиды очень часто. За короткое время он вошел в доверие к тете и самой Лиде. Михаилу было почти 40 лет. Он отличался бакенбардами и статностью. Он говорил на французском языке и умел танцевать. Кречинский общался с людьми из высшего общества. По слухам он обладал крупным имением в губернии. Для Лиды он подарил ей брошь с крупным бриллиантом, изготовленным по авторскому дизайну. Муромского его личностные качества не интересовали. По слухам Кречинский постоянно посещал клубы и играл в карты. При этом всегда проигрывал и имел долги. Муромский планировал отдать дочь за Владимира Нелькина, который был давним другом семьи. Особыми талантами он не обладал, кроме застенчивости и скромности. Но зато он имел крупное имение и земли. Он постоянно ходил в дом Муромского и сильно любил Лиду.
По стараниям тети Муромский дает согласие на брак дочери с Кречинским. Нелькин был в отчаянии и хотел испортить свадьбу. На руках он имел доказательства того, что Кречинский не очень честный человек. По словам Нелькина, Кречинский был страшным игроком и бредил картами. А у Лиды было большое приданное в сумме 1 500 000 и сверху 200 000 капитала. Кречинский находился в критическом состоянии и связался с шулером Расплюевым, который имел только ничтожные выигрыши. За ним постоянно гонялись кредиторы. К Кречинскому пришел купец Щебнев и потребовал вернуть долг. При отказе он пригрозил объявить Кречинского банкротом. Чтобы расплатиться с долгами он должен сыграть свадьбу в ближайшие 3 дня. Щебнев дал согласие подождать 3 дня. Кречинский отправил Расплюева к ростовщикам, чтобы попросить немного денег в долг с обещанием скоро расплатиться. Расплюев вернулся с пустыми руками, поскольку ростовщики ему отказали, потребовав залог. У Кречинского ничего не было кроме золотых часов, которые стоят 75 рублей.
Сценическая судьба
Ещё до второго ареста Сухово-Кобылин успел передать свою пьесу труппе Малого театра. Произошло распределение ролей, артисты приступили к репетициям. Осенью 1855 года вышедший из тюрьмы автор включился в постановочный процесс; в его дневнике появилась запись:
Автор сам составлял текст пригласительных билетов, следил за созданием афиши. Накануне премьеры он написал в дневнике, что «странно и смутно видеть моё имя на огромной афише бенефицианта» Сергея Шумского. Премьера состоялась в конце ноября 1855 года и была признана успешной; после спектакля исполнители главных ролей поздравили автора, который все три действия, стараясь не попадаться на глаза зрителям, сидел в ложе. Единственное, что расстроило Сухово-Кобылина в этот день, — отсутствие в театре матери Марии Ивановны. Рассказывая ей о своём успехе, Александр Васильевич отметил, что в зале был аншлаг, несмотря на то, что цена билета в ложу достигала семидесяти рублей серебром. На следующий спектакль, как сообщал Сухово-Кобылин в том же письме, свободных мест в зале уже не оставалось. Отдельно он упомянул о реакции публики, пытавшейся аплодисментами вызвать автора на сцену: «Но я не вышел. Не стоят они того, чтобы я перед ними поклонился».
Через семь месяцев, в мае 1856 года, со «Свадьбой Кречинского» познакомились и жители Петербурга. В спектакле Александринского театра Кречинского играл Василий Самойлов, соединивший «внешний лоск» своего героя с «замашками дурного тона». По данным исследователей, Сухово-Кобылину трактовка этой роли на петербургской сцене нравилась больше, чем на московской, где Кречинский-Шумский «был слишком изящен».
История создания
Осенью 1850 года неподалёку от Пресненской заставы было найдено тело француженки Луизы Симон-Деманш — гражданской жены Сухово-Кобылина. Вначале под подозрением находились слуги убитой женщины; позже появилось «дело Сухово-Кобылина». Следствие продолжалось семь лет; за эти годы писатель дважды побывал под арестом и полностью поменял образ жизни. По словам литературоведа Натальи Старосельской, Александр Васильевич «попал в ситуацию, неизживаемую в принципе»: где бы он ни находился, за ним тянулся шлейф сплетен и пересудов. Вынужденный закрыться от светского общества, сократить до минимума число друзей, Сухово-Кобылин переосмыслил взгляды на жизнь. В его дневнике появилась запись:
Работа над комедией началась летом 1852 года. Исследователи сходятся во мнении, что тема была подсказана Сухово-Кобылину самой жизнью: он хорошо знал московские и провинциальные нравы. Однако в вопросе о том, какие именно события легли в основу сюжета, имеются разночтения. По одной из версий, историю несостоявшейся женитьбы писатель услышал в доме своей сестры от одного из гостей; по другой — узнал о ней от ярославских помещиков, рассказывавших друг другу о «шулерских проделках» местного жителя по фамилии Крысинский.
В мае 1854 года драматург был повторно арестован; шесть месяцев, проведённых в тюрьме, были потрачены на доработку «Свадьбы Кречинского». Впоследствии автор вспоминал об этом времени и своём самообладании с некоторым удивлением:
После освобождения, состоявшегося в ноябре 1854 года, в жизни Сухово-Кобылина начался период новых сложностей: законченную пьесу отказалась принимать цензура, на рукописи в присутствии автора был «поставлен красный крест». Пока драматург занимался переписыванием отдельных сцен и шлифовкой эпизодов, его комедия «ходила в списках по Москве». Одобрение удалось получить лишь в августе 1855 года; цензор, занимавшийся «Свадьбой Кречинского», отметил в вердикте, что «язык этой пьесы очень груб, и хотя автор по замечаниям цензуры смягчил самые резкие места, но тем не менее всё сочинение несёт печать простонародности». Отметку «Позволяется» на докладе цензора поставил сам управляющий Третьим отделением Леонтий Дубельт.
Разорившийся дворянин
В следующем действии открывается вся глубина падения Кречинского. Прогуляв свое имение, задолжав всем кредиторам, он скрывается от них и влачит почти нищенское существование. Он – игрок, мот, пьяница и гуляка.
Помимо кредитов у Михаила Васильевича существуют огромный карточный долг, которым его шантажирует купец Щебнев. Чтобы вернуть деньги, Кречинский решается на аферу.
Дома у него имеется точная копия дорогостоящего украшения, принадлежащего Муромской. Он решает воспользоваться им, чтобы одолжить деньги у ростовщика Бека. Михаил Васильевич просит невесту дать ему на время эту драгоценность, выполненную в виде булавки, в надежде на обман опытного заимодавца. Доверчивая Лидочка передает жениху булавку через его посланца Расплюева.
С помощью подложного украшения Кречинский получил немалую сумму денег и расплатился с долгами.
Жанр произведения
В среде литературоведов нет единого мнения относительно жанровой принадлежности пьесы «Свадьба Кречинского». Так, Лидия Лотман убеждена, что пьеса Сухово-Кобылина — социальная комедия, потому что в ней действуют «социально-типичные герои», поставленные в «социально-типичную ситуацию». По мнению составителей «Литературной энциклопедии», пьеса «по своим формальным особенностям» близка французской комедии; в подтверждение авторы издания приводят слова Сухово-Кобылина, рассказывавшего, что во время работы над своим первым произведением он постоянно «вспоминал парижские театры, водевиль, Бюффе». Публицист Д. Мирский увидел в пьесе черты «чисто плутовской комедии»:
Постановки в Российской империи
Премьера — 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1855 года в Малом театре, бенефис С. В. Шумского (Муромский — М. С. Щепкин, Лидочка — А. А. Воронова, Атуева — Н. В. Рыкалова, Нелькин — С. В. Васильев, Расплюев — П. М. Садовский, Бек — И. Е. Турчанинов, Щебнев — Н. М. Никифоров, Федор — В. А. Дмитревский).
- 7 мая 1856 года — в Александринском театре, бенефис Ф. А. Бурдина (Муромский — П. И. Григорьев, Лидочка — Владимирова, Атуева — П. К. Громова, Нелькин — А. М. Максимов, Кречинский — В. В. Самойлов, Расплюев — Бурдин, позднее — А. Е. Мартынов).
- Малый театр, 1859 (Кречинский — Милославский (как гастролер); 1871 (Лидочка — М. Н. Ермолова); 1899, бенефис В. А. Макшеева (Муромский — К. Н. Рыбаков, Лидочка — А. П. Домашёва, Атуева — Г. Н. Федотова, Нелькин — И. А. Рыжов, Кречинский — А. И. Южин, Расплюев — В. А. Макшеев).
- Александринский театр, 1872 (Кречинский — И. И. Монахов, Расплюев — П. В. Васильев); 1880 (Муромский — П. М. Свободин, Атуева — Е. Н. Жулева, Кречинский — И. П. Киселевский, Расплюев — В. Н. Давыдов), 1894 (Расплюев — П. М. Медведев), 1902 (Муромский — К. А. Варламов, Кречинский — В. П. Далматов), 1910 (Кречинский — Р. Б. Аполлонский), 1917 (реж. В. Э. Мейерхольд и Лаврентьев, Кречинский — Ю. В. Корвин-Круковский, Ю. М. Юрьев, Расплюев — В. Н. Давыдов).
«Свадьба Кречинского» ставилась в Театре Корша (1889, 1895, 1911) и др. Пьеса шла на многих крупных провинциальных сценах (Воронеж, Казань, Киев, Нижний Новгород, Одесса, Харьков и т. д.). «Свадьбой Кречинского» в исполнении труппы п/у Е. В. Лаврова завершил свой первый сезон (1883/1884 год) постоянный русский театр в Риге. Роли Кречинского и Расплюева были популярны в гастрольном репертуаре (например, Расплюев — В. Н. Андреев-Бурлак). В мае 1900 года в Ярославле, в честь 150-летия русского театра, была дана «Свадьба Кречинского» с артистами Александринского театра — К. А. Варламова (Муромский), Рыкаловой (Атуева), А. П. Ленского (Кречинский), В. Н. Давыдова (Расплюев) и другими.
Постановки в СССР
- Филиал Малого театра (Театр им. Сафонова) — 1924 (Атуева — Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина, Кречинский — М. Ф. Ленин, Расплюев — В. Н. Давыдов); 1926 (Кречинский — М. Ф. Ленин, позднее — Ю. М. Юрьев, Рыбников, Расплюев — Ст. Кузнецов); 1940 (реж. Л. Волков, худ. М. С. Варпех, Муромский — Хлебников, Атуева — Рыжова, Расплюев — Н. Яковлев).
- 1933 год, Театр им. Мейерхольда (премьера в Ленинграде, реж. Мейерхольд, худ. Шестаков; Атуева — Тяпкина, Кречинский — Юрьев, Расплюев — Ильинский).
- Другие театры: Самарский (1933), Ленинградский академический театр драмы (1936, Атуева — Корчагина-Александровская, Кречинский — Юрьев, Расплюев — Б. А. Горин-Горяинов), Горьковский т-р (1938, реж. Собольщиков-Самарин), Центральный театр транспорта в Москве (1940, 1950); Бакинский рус. т-р (1940), Театр им. Грибоедова (1944, реж. и исполнитель роли Кречинского — Смиранин, Муромский — Мюфке), Ленинградский театр Комедии (1944, реж. Ханзель, Нелькин — Б. Смирнов, Кречинский — Ханзель, Лецкий, Расплюев — Кровицкий, Злобин), Театр им. Марджанишвили (1948, реж. Журули, Кречинский — Кобахидзе, Расплюев — Годзиашвили), Ленинградский Большой драматический театр (1948, Муромский — Лариков, Лидочка — Кибардина, Никитина, Атуева — Е. Грановская, Кречинский — А. Жуков, Расплюев — Софронов), Театр им. Моссовета (1949, реж. и исполнит, роли Расплюева — Ванин, худ. М. Виноградов; Муромский — Герага, Атуева — Викланд, Кречинский — Названов), Куйбышевский театр (1951), Театр им. Пушкина, Москва (1951, реж. и исполнитель роли Расплюева — Ванин); Театр им. Заньковецкой, Львов (1953, реж. и исполнитель роли Муромского — Романицкий, Атуева — Любарт, Кречинский — Гай, Расплюев — Козачковский).
Постановки в Российской Федерации
- 2005 — Новосибирский театр Глобус, режиссёр Марина Глуховская, премьера состоялась 4 марта 2005 года.
- 2012 — Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского, режиссёр И. Мякишева, премьера состоялась 6 октября 2012 года.