Церковная деятельность
В —1918 годах был членом Поместного собора Православной Российской Церкви, являлся его секретарём.
30 августа 1920 года принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он принял священнический сан и был возведён в сан архимандрита.
С апреля 1921 года — настоятель Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке (Петроград). Был заместителем председателя правления церковного Общества объединённых петроградских православных приходов.
На иждивении отца Серия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию.
«Человеческая святость» как способ угождения людям, а не Богу
Однажды попросил о милости к его дочери один купец. Старец согласился помочь и принял Марью (так звали девушку). О, если бы он знал, чем все закончится! Она была дьяволом во плоти, она сумела сделать то, чего не смогла добиться когда-то путница, из-за которой он лишился пальца. Хитрая девушка соблазнила Сергия!
Как же труден был путь к совершенству, и как одним греховным поступком он перечеркнул все – всю свою благочестивую монашескую жизнь! Что теперь делать? Да, конечно, только прервать ставшую в один миг никчемной жизнь! Но как осуществить задуманное. Повеситься, утопиться? Сергий в нерешительности стоял у реки, но вдруг почувствовал непреодолимое желание уснуть. Во сне монах увидел ангела и услышал его слова: «Иди к Пашеньке и узнай от неё, что делать». Пашеньку знал Степан с детства, и она производила впечатление глупой и недалекой. Такой же была и по жизни.
Итак, судьба неожиданно свела Касатского с Прасковьей Ивановной. Какой же трогательной была встреча после долгих лет разлуки! Сначала она не узнала его, приняла за нищего, просящего подаяние, а всмотревшись и сообразив, что перед нею… сам отец Сергий, обрадовалась и не знала, как угодить гостю. А он… стал каяться в присутствии неё – той, которая сама прожила жизнь нечестивую и грязную, называл себя погибшим грешником, гордым и заблудшим. В смятение пришла Прасковья, не знала, что ответить.
Бог виден в простом
Ведь она жила просто и бедно, зарабатывая тем, что преподавала уроки музыки. Жизнь была полна забот, но женщина, забывая о себе, служила другим.
Вдруг Касатского озарило: вот что значит это видение во сне! Ведь Пашенька живет для Бога, а думает, что для людей, а он под предлогом Бога жил для людей. Все заросло людскою славой. Но нет Бога для того, кто живет для славы людской.
И в сердце пришло решение – искать Его, по-настоящему. И Степан стал служить другим, ходил от дома к дому, читал людям Евангелие. Восемь месяцев странствовал он так, и понял одну важную истину: Бог сильнее чувствуется тогда, когда все меньше имеет значение мнение людей. Наконец, Касатского задержали как беспризорного и сослали в Сибирь. Но и там продолжил он служение Богу: учил детей и ухаживал за больными.
Господь, по сюжету повести, преподал Степану хороший урок. Падение его стало благословением. Есть над чем задуматься и читателям.
https://youtube.com/watch?v=rQqsw1FSz-s
Суд и мученическая кончина
В 1922 году арестован и с 10 июня 1922 года был одним из основных подсудимых на Петроградском процессе «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе Православных приходов, хотя он принимал в его деятельности номинальное участие. На суде держался мужественно. Его ответы судьям и обвинителям были спокойны и точны. На вопрос об отношении к «живой церкви» (обновленческому движению) ответил, что живую Церковь он знает только одну — ту, о которой сказано Церковь Бога Живого — столп и утверждение истины (1 Тим. 3; 15).
По воспоминаниям очевидцев, его последнее слово произвело сильное впечатление. Он нарисовал картину аскетической жизни монаха и сказал, что, отрешившись от суеты мира, отдал всего себя внутреннему деланию и молитве. «Единственная слабая физическая нить, — говорил он, связывает меня с сей жизнью. Неужели же трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен? Делайте своё дело. Я жалею вас и молюсь за вас». Был приговорён к расстрелу.
Находясь в тюрьме, вместе с протоиереем Михаилом Чельцовым читал акафисты, служил панихиды по умершим близким. Также проводил время за чтением сочинений св. Иоанна Златоуста. Перед уходом на расстрел исповедовался у отца Михаила.
В ночь на 13 августа 1922 года вместе с митрополитом Вениамином (Казанским), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким обритый и одетый в лохмотья, был расстрелян, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.
Образование, служба, политическая деятельность
Окончил Училище правоведения в 1893 году. Находился на государственной службе, состоял помощником обер-секретаря в Правительствующем Сенате, помощником статс-секретаря в Государственном совете. В 1906 году участвовал в работе Предсоборного присутствия (органа, готовившего собор Русской церкви). В —1912 годах возглавлял законодательный отдел канцелярии Государственной думы. Действительный статский советник.
В 1912 году избран членом Государственной Думы IV созыва от Тульской губернии. Входил во фракции Русских националистов и умеренно-правых. Являлся членом нескольких комиссий: бюджетной,по делам православной церкви, по старообрядческим делам, о печати, о путях сообщения и по местному самоуправлению. В 1915 г. вошел в Прогрессивный блок.