Краткое содержание “антоновских яблок” ивана бунина

Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки»

I.

Автор вспоминает раннюю осень, всю насквозь пропитанную запахом антоновских яблок. Он описывает свои впечатления по поводу этой прекрасной поры. Необыкновенное ранее утро, осенняя свежесть, голоса дроздов и мужик, жующий вкусное сочное яблоко. В саду стоит шалаш, рядом с которым варится отменный кулеш, заправляемый салом. С праздник здесь организовывают ярмарку. Вот и молодая жена старосты, похожая на корову из-за тяжелых кос, уложенных на голове. Мещанин с восторгов смотрит на молодую женщину и говорит о ней с теплотой.

Ночью, когда в деревне все объято сном, автор желает пробежаться по саду. Его окликнет Николай – он на посту, имеет ружье. Рассказчик захочет выстрелить и вот уже вспыхнет в темноте ночи багровый огонь. Хорошо, и автор возвращается по росистой траве в дом.

II.

Существует поверье, что если уродились антоновские яблоки, то в этот год будет не только много хлеба, но и веселья. Рассказчик вспоминает именно такой год. Рано, лишь только зорька осветит небо, он бежит умываться в пруду.

Осенью много церковных праздников и народ прибран, опрятен. Выселки – их деревня, с давних времен славилась богатством. Долголетие поселян — главный показатель удачной жизни. Старик Панкрат не помнит свой возраст. Он знавал еще старых господ, отчего можно сделать вывод, что ему больше 100 лет. На стариков Выселок приятно смотреть, и дворы у них кирпичные, ухоженные. Зажиточные мужики занимаются пчеловодством, гордятся своими лошадьми.

Едет автор к тетке в поместье. Анна Герасимовна живет неподалеку от Выселок. Автор пишет, что ему не приходилось наблюдать проявлений крепостного права, он не сталкивался с ним, но в усадьбе тетки еще чувствовалось крепостничество. Дворовые старики и старухи, повар — все кланяются, старый кучер снимает шапку. Сад Анны Герасимовны запущен, в нем поют соловьи. И главное – отовсюду слышен запах антоновских яблок.

III.

В последнее время дух помещиков подбадривала страсть к охоте. Роскошная жизнь в поместьях постепенно угасала. Уже не разъезжают тройки, не держат борзых, не встретишь дворовых, а главное – нет самого помещика. Нет такого помещика, каким был Арсений Семенович, шурин автора.

Автор вспоминает осенний сад после налета порывистого ветра. И сад вскоре становится пустынным, покрытым опавшими листьями. И по листьям стучит дождь. Рассказчик вспоминает Арсения Семеновича в солнечной комнате, задымленной от трубок. Вдруг тот порывисто вскакивает и оглушает присутствующих выстрелом. Он смеется и жалеет, что дал промах.

Потом автор со всей ватагой охотников и Арсением Семеновичем во главе, едет на охоту в сопровождении своры собак. Вот вся толпа охотников забрела в гости к хлебосольному соседу, у которого они пробудут несколько дней.

IV.

Рассказчик подводит итоги былых впечатлений. Он говорит о том, что застрелился Арсений Семенович, умерла тетка. И исчезает из поместий запах антоновских яблок. Автор посещает деревню глубокой осенью. Утром он садится в седло, с ружьем и в сопровождении только одной собаки въезжает в пасмурный синеватый день. Иногда заглянет сосед из мелких помещиков и рассказчика увезет к себе погостить. Автору нравится жизнь мелкого помещика.

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначаларассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки

Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых — аромат яблок

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» — рассказ об охоте, это единственное, что « поддерживало угасающий дух помещиков».

Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой — помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа — показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Краткое описание персонажей

Прежде чем приступить к пересказу монолога «Антоновские яблоки», необходимо рассмотреть основных персонажей:

  • Рассказчик — в его образе можно увидеть самого писателя. Он повествует о своей счастливой жизни, веселом детстве, обнищании и отъезде в 12 лет.
  • Анна Герасимовна — тетя рассказчика. Гостеприимная дама из провинции, которая любит вспоминать о своей молодости.
  • Арсений Семеныч — беззаботен, любит выпивку и веселье. Бесшабашный дворянин с сильным нравом. Раньше было много таких людей, но сейчас их уже нет.
  • Образ разоренного помещика — человека, скучающего по былым временам и тратящего остаток денег на охоту.


Главные герои

Итак, перейдем к краткому содержанию рассказа

В 1-й главе читатель видит описание прекрасных садов антоновских яблок, как люди (нанятые рабочие – мещане) собирают их и грузят на телеги, чтобы отправить в город. А часть яблок продают местным. Например, мальчишкам. Продажа идет бойко и весело, «с шуточками, прибауточками» и даже с игрой на гармонике.

Есть и любители поживится яблочками бесплатно – воры проникают в сад ночью. Тогда Николай (имя автора в рассказе) пугает их выстрелами из ружья. Мещане обращаются к Николаю не только по имени, но и просто – барчук.

Мы вспоминаем вместе с писателем запах этих яблок и свежескошенной травы, смотрим на звезды в ночных далях, куда Бунин вглядывался часами после душевных разговоров со сторожами, охраняющими сады. Описание сельской природы занимает внушительную часть рассказа.

2-я глава

Во второй главе приводится описание урожайного года в зажиточной деревне Выселки, которая славилась не только материальным благополучием крестьян, но и стариками-долгожителями. Это и есть главный признак богатой деревни – что старики живут там подолгу. Автор подробно рассказывает о кирпичных дворах, крепких избах и другом богатстве – пчелах, жеребцах, полушубках, холстах и т.д. Описание заканчивается мыслью, что быть мужиком совсем неплохо – особенно если есть здоровая и красивая жена и сытные обеды с бараниной у тестя.

Далее писатель вспоминает свою тетушку, Анну Герасимовну, которая жила в прекрасной старой, но крепкой усадьбе. Усадьба славилась пением соловьев в саду, горлинками и, опять-таки, яблоками. Дома стоял яблочный аромат, перемешанный с ароматами деревьев и липового цвета. Крепостного права автор не знал, но в укладе теткиной жизни оно очень ощущалось. Во дворе была огромная людская – в которой жили крепостные, и пока идешь к дому, все встреченные слуги кланяются. Тетушка была гостеприимна и хлебосольна. В ее доме все было аккуратно, чисто, но и богато – зеркала в золотых витых рамах, столы с инкрустациями.

3-я глава

В 3-й главе автор знакомит нас главным развлечением помещиков в ту пору – охотой. Он вспоминает своего шурина — Арсения Семеновича, который впоследствии застрелился. У него была богатая усадьба с огромным поместьем. Писатель сожалеет, что теперь уж не таких больших усадеб, а если есть, то нет там жизни – дворовых, собак, лошадей и самого главного – помещика-охотника.

С конца сентября становилось холодно и ветрено, в саду осыпались все листья и наступала пора охоты. В доме Арсения Семёновича собиралось много людей – было шумно, весело, они обильно трапезничали и много пили. И шумная ватага едет в окрестные леса охотиться. Темнеет рано, а собак собрать сразу всех трудно, поэтому вся компания охотников заваливалась на ночлег к кому-нибудь из ближних помещиков. Иногда совсем малознакомому. И бывало, что оставались они там жить на несколько дней. Вот такие гостеприимные нравы были в то время.

Иногда Николай (наш повествователь) просыпал на охоту и оставался на весь день «лениться» в доме – долго нежиться в постели, читать книги и размышлять.

4-я глава

В ней автор описывает упадок, произошедший в помещичьей жизни. Метафорой увядания и запустения опять же служат яблоки – «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Мы узнаем, что «перемерли старики в Выселках», застрелился Арсений Семеныч, да и Анна Герасимовна умерла.

Крупных помещиков почти не осталось, поэтому наступили времена мелкопомещичьей жизни. Но и она автору нравится: «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», пишет он.

Он описывает свои прогулки в седле с собакой по полям поздней осенью, уютные вечера у печки, когда можно «сумерничать» — вести беседы в полутьме. В людской девки рубят капусту и поют, а можно поехать на несколько дней погостить к соседу.

Писатель подробно описывает день мелкопоместного помещика – охота после утреннего чая из самовара, наблюдение за молотьбой пшеницы на риге.

А совсем скоро наступит зима и время для зимней охоты. Мелкопоместные съезжаются вместе, «пьют на последние деньги» и пропадают целыми днями в снежных полях. А вечером раздаются звуки гитары. Заканчивается рассказ отрывком из лиричной песни о зимнем ветре, который отворял ворота да заметал дорогу белым снегом.

«Антоновские яблоки» И.А. Бунина

«Антоновские яблоки» – это рассказ И.А. Бунина, опубликованный в 1898 году. Он рассказывает о душевной боли главного героя, которого мучают воспоминания о родительском доме и детстве, где росли знаменитые «Антоновские яблоки».

Рассказ состоит из трех частей, каждая из которых затрагивает основные темы произведения: ностальгию, любовь и разочарование.

В первой части главный герой переживает бурю эмоций при вспоминании о своем детстве и родительском доме, где были насаждены «Антоновские яблоки». Он возвращается к своим корням, старые деревья напоминают ему о тех днях, когда он был счастлив и беспечен.

Вторая часть посвящена любви. Главный герой влюбляется в молодую и красивую девушку Настю, которая становится для него воплощением света и добра.

Но в третьей части герой медлит с признанием в любви, и это становится для него настоящим разочарованием. Разбитое сердце заставляет его уехать из родного города и оставить за собой свои родные яблони.

Символичность названия «Антоновские яблоки» заключается в том, что они являются не только символом родного дома и детства, но и всей жизни героя в целом – со всеми ее радостями, болезнями и разочарованиями.

Глава 1. Сбор антоновских яблок

Рассказчику вспомнилась ранняя тёплая осень.

Рассказчик
 — молодой человек, мелкий помещик, любит охоту, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

Весь август шли тёплые дожди. Потом, во время бабьего лета, на полях было много паутины. Всё это — приметы хорошей осени.

Рассказчик вспомнил раннее утро, большой сад. Листья уже начали опадать, пахло мёдом, осенней свежестью и антоновскими яблоками. Владелец сада нанял работников, и те насыпали яблоки в телеги, чтобы ночью отвезти их в город на продажу. Работники «с сочным треском» ели яблоки одно за другим, но хозяин сада их не останавливал: так было принято во время сбора урожая.

В глубине сада — шалаш, где летом жили сторожа. Осенью, по праздникам, возле шалаша проходили ярмарки, собирались девки в ярких сарафанах, барские слуги в красивых и грубых костюмах, мальчишки в белой домотканой одежде. Приходила к шалашу и молодая беременная и сонная жена старосты, «важная, как холмогорская корова», в яркой и добротной одежде, «хозяйственная бабочка», как говорили о ней.

Поздним вечером у шалаша разжигали костёр, вокруг него, «точно в уголке ада», двигались чёрные силуэты, от которых по яблоням ходили гигантские тени. Ночью рассказчик прибегал к шалашу. Сторож давал ему выстрелить из ружья, а затем они вместе прислушивались к шуму идущего где-то далеко поезда и смотрели на звёзды, «пока не поплывёт земля под ногами».

Потом рассказчик бежал по аллее к дому и чувствовал, «как холодно, росисто и как хорошо жить на свете».

Покой и томление по ушедшему

А бывало, проспит охоту и на весь день останется один в пустом доме. Это время вызывает у автора не менее приятные воспоминания. Сначала долго лежит в постели и слушает, как дворник растапливает печь. Потом бродит по уже зимнему саду и вдруг найдет яблоко. Оно кажется необыкновенно вкусным и не похожим на все другие. Наконец, заберется в библиотеку и с удовольствием перечитывает книги в толстом кожаном переплете. Они наводят на мысли о прекрасных девушках и женщинах с аристократически-красивыми головками, длинными ресницами и печально-нежными глазами. О них же напоминают портреты, висящие на стенах.

Интересные факты о рассказе

Рассказ, состоящий из четырех глав, был написан Буниным в 1900 году, и тогда же его опубликовали в журнале «Жизнь», который выходил в Санкт-Петербурге. Жанр этого произведения, относящегося к циклу эпитафий писателя, можно охарактеризовать как лирическое воспоминание от первого лица, и так как Иван Алексеевич являлся представителем обедневшего дворянства, то основная тема была ему очень хорошо знакома и близка.

Немного истории

Литературоведы, изучавшие творчество Бунина, сходятся во мнении о том, что сюжет «Антоновских яблок» возник в сознании автора отнюдь не случайно, считая, что поводом для написания рассказа стал его визит в родовое имение брата Евгения, случившийся девятью годами ранее. Основанием для того, чтобы так думать, послужило реальное письмо Ивана Алексеевича, написанное им своей гражданской супруге Варваре Пащенко.

В этом своем обращении к жене писатель поделился с ней ностальгическими воспоминаниями, посетившими его в тот момент, когда ему довелось выйти на крыльцо родового поместья и почувствовать хорошо знакомый с детства аромат антоновских яблок, который издавна считался верным признаком хорошего урожая. Он рассказал о внезапно возникшей мечте вернуться к прежнему старопомещичьему образу жизни с его неспешным распорядком дня и тесным единением с природой.

Вставать вместе с ранней утренней зарей, весь день проводить на полях в седле рядом с простыми мужиками, уставшим и голодным возвращаться домой, чтобы вкусно ужинать и утопать во сне в пушистых высоких перинах — об этом писал автор своей возлюбленной.

Все это время он оттачивал текст, доводя его до совершенства, притом что корректировка не завершилась и после его добавления в цикл 1912 года. В итоге произведение претерпевало изменения несколько раз, но речь шла об отдельных эпизодах и отрывках, которые никак не влияли на основную линию рассказа.

Особенности стилистики

Произведение Бунина «Антоновские яблоки» довольно трудно сравнивать с рассказом в классическом его понимании, ведь в нем нет сюжета как такового.

Всю повесть можно сравнить с эдаким монологом, в основе которого лежат воспоминания автора о былых временах с ненавязчивым сравнительным анализом перехода от процветающей помещичьей жизни к медленному, но верному упадку этого уклада.

Стоит отметить несколько важных особенностей восприятия этих событий самим автором, которые наложили серьезный отпечаток на произведение. Среди них:

  • Гибель дворянства для Бунина являлась серьезнейшей трагедией, притом что он сам имел прямое отношение к ней, будучи потомком обедневшего рода.
  • Повесть недаром разбита на четыре части, ведь каждую ее сюжетную линию автор ассоциирует со временем года и теми особенностями, которое оно несет в себе. К примеру, начинается все с августа — самой урожайной поры в году, и именно этот период приходится на воспоминания барина о своем детстве и юности. А вот заканчивается рассказ поздним ноябрем, когда на убранные и почерневшие поля ложится снег. Это время года Бунин ассоциирует с упадком и разорением дворянства, а также с появлением мелкопоместных, которые вынуждены тянуть жалкую лямку существования, вспоминая о былой сытой жизни.
  • Фактически центральным образом рассказа является яблоневый сад, сначала ранний, а потом, в поздней своей поре с облетевшей и почерневшей листвой, дожидающейся первых морозов. Примечательно, что спустя буквально несколько лет после выхода произведения был опубликован знаменитый чеховский «Вишневый сад», также ставший главным образом пьесы, отражающим неизбежность жизненных перемен и светлую грусть от их созерцания. Однако есть между этими произведениями и одно серьезное отличие: у Бунина гармония сада и быта окружающей его местности не рушилась даже в конце произведения, так как автор находил очарование не только в процветании, но и в упадке.
  • Сам символ яблока также неслучаен, ведь этот плод является олицетворением жизни, тогда как его аромат ассоциируется с неискоренимой любовью к ней, несмотря на порой грустные обстоятельства.

Современные критики сравнивают рассказ Бунина с полотнами импрессионистов, написанными жирными яркими мазками, в точности передающими впечатление от той природы, быта и их прелестей, которые описывал автор. Аромат яблок и сада, чистый, практически невесомый воздух, тяжелая ледяная вода в ключе, запах корешков старинных книг из дедовской библиотеки, дым из крестьянских изб, погружение в пушистые перины после долгой охоты, свежий грибной запах по осени — писатель не скупился в описании всего того, что окружало его с самого детства, выказывая тем самым огромную любовь к жизни.

https://youtube.com/watch?v=lyXwpLOCC9c

Глава 3. Охота в поместье родственника

Рассказчик заметил, что помещики начали мельчать, и только охота поддерживает их угасающий дух. Раньше усадьбы, живущие на широкую ногу, такие, как поместье Анны Гавриловны, встречались часто. Несколько сохранилось и во времена рассказчика, например, владения Арсения Семёныча.

Арсений Семёныч
 — брат жены рассказ­чика, богатый помещик-охотник, высокий, худо­щавый, стройный и широ­ко­плечий, похож на красавца-цыгана, шумный и азартный.

В конце сентября погода в тех краях, где жил рассказчик, резко менялась: сильно холодало, дул ветер, небо затягивалось свинцовыми тучами, сеял ледяной унылый дождь. В саду становилось пусто и скучно, а из битвы с осенней бурей он выходил совсем обнажённым, заваленным листьями и притихшим.

Сад оживал в начале октября, когда устанав­ливалась ясная погода — «прощальный праздник осени». Приходило время охоты, и рассказчик отправлялся к Арсению Семёнычу.

Рассказчику вспомнилась зала в доме Арсения Семёныча, полная табачного дыма и охотников — людей в высоких сапогах, с обветренными лицами. После очень сытного обеда все собирались на охоту. Во дворе уже трубили в охотничий рог, и лаяли собаки. В зале неожиданно появился красавец-хозяин в шёлковой малиновой рубахе и напугал всех, выстрелив в борзую, которая залезла на обеденный стол и поедала остатки еды.

Рассказчик вспомнил, как приятно было дышать «холодом ясного и сырого дня», как фыркал под ним сильный конь. Весь день охотники носились по лесам, а вечером, когда темнело, вваливались в оказавшуюся поблизости усадьбу почти незнакомого помещика-холостяка, где могли прожить несколько дней. Днём они охотились, а вечерами пили и обсуждали события дня.

Случайно проспав охоту, рассказчик оставался дома, бродил по саду, листал старые, ещё дедовские книги Вольтера, Жуковского, Пушкина, сентимен­тальные романы неизвестного автора, рассматривал висящие на стенах старинные портреты. «Старинная мечтательная жизнь» вставала перед рассказчиком.

I глава

В воспоминаниях — ранняя тёплая осень. Все начинается еще с августа, когда теплый дождь покрывает засеянные поля. В сентябре, в разгар бабьего лета, все поля покрываются паутиной. С утра чувствуется запах только что опавшей листвы, ощущение свежей прохлады окутывает новый день. Пахнет медом и, конечно, — антоновскими яблоками. Воздух чист, весь сад застлан осенним золотом.

Издали слышится гул: это садовники готовят яблоки к отправке в город. И обязательно делать это нужно в ночь, чтобы лежать на возу и созерцать прекрасное звездное полотно на небосводе. Садовники не жалеют своего урожая: нанятый рабочий ест яблоки одно за другим, а барин его только подначивает: «Ешь досыта, — делать нечего!».

Из сада видна длинная дорожка, что ведет к высокому шалашу. Там мещане обустроили свое хозяйство. Здесь запах антоновских яблок чувствуется особенно сильно. Во время праздников около дома организовывается ярмарка. Народу собирается уйма: девки-однодворки в сарафанах, мальчики в белых рубашках. Все нарядны и веселы, до самого вечера у шалаша продолжаются песни и пляски.

Приближаются сумерки, становится морозно. Бредешь уставший к ужину, а во всей деревне слышны голоса. В саду пахнет костром, около шалаша горит огонь. В темноте виднеются еле различимые силуэты. Кто-то зовет из мрака: «Это вы, барчук?». Дрожит земля — это проезжает пассажирский поезд.

На черном небе горят звезды. Почувствуешь уже сильную усталость и спешно пойдешь к дому. Холод, роса — как же всё-таки хорошо жить!

Краткий анализ

В «Антоновских яблоках» Бунин изобразил жизнь помещиков и уделил внимание крестьянскому укладу. Произведение наполнено пейзажными иллюстрациями, передающими пряный запах осени

Рассказ «Антоновские яблоки» — один из блестящих примеров поэтической прозы в отечественной словесности.

Жанр

Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.

Тема рассказа

Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.

Проблематика

Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.

Идея рассказа

Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.

Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.

Композиция произведения

Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.

Художественные особенности

  1. Отсутствие обычного сюжета в рассказе. Произведение являет собой воспоминание в форме монолога. Повествование выстроено на ассоциациях, что свойственно поэзии. От главы к главе меняются в сознании главного героя картины по направлению от идиллического прошлого к унылым деревушкам настоящего.
  2. Центральный образ в рассказе — сад. Тремя годами позже после выхода «Антоновских яблок» А. П. Чехов написал свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад», где образ сада тоже занимает центральное место, у него такое же символическое значение — «дворянское гнездо» как уходящая натура.
  1. Живописность языка. Лёгкость акварельных описаний чередуется с яркими мазками масляных красок. Произведение соткано из множества живописных деталей, например: «бриллиантовое созвездие Стожар», «бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту», «проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба», «синея, грустно умирают сумерки».

Писатель обладал высокой зрительной и слуховой восприимчивостью. Звуки и краски мира он ощущал остро, поэтому в «Антоновских яблоках» читатель чувствует яблочный дух, медовый аромат, запах палой листвы и старинных кожаных фолиантов.

Сюжет рассказа

Действие рассказа происходит ранней осенью, когда дожди еще были теплые. В первой главе рассказчик делится своими чувствами, которые он испытывает в деревенской усадьбе. Так, утро свежее и сырое, а сады золотые и уже заметно поредевшие. Но больше всего в памяти рассказчика запечатлевается запах антоновских яблок. Мещане-садовники наняли крестьян убирать урожай, поэтому повсюду в саду слышны голоса и скрип телег. В ночь уходят обозы, груженные яблоками, в город. В это время и мужик может вдоволь есть яблок.

Обычно посреди сада ставят большой шалаш, который за лето обживается. Рядом с ним появляется земляная печка, валяются всякие пожитки, а в самом шалаше устроены односпальные кровати. В обед именно здесь готовят кушать, а вечером ставят самовар и дым от него приятно расходится по всей округе. А на праздники возле такого шалаша устраиваются ярмарки. Крепостные девушки наряжаются в яркие сарафаны. Приходит и «старостиха», которая чем-то напоминает холмогорскую корову. Но не столько народ что-то покупает, а сходится сюда больше для веселья. Они и танцуют, и поют. Ближе к заре начинает свежеть, и народ расходится.

Рассказчик тоже спешит домой и в глубине сада наблюдает невероятно сказочную картину: «Точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра».

И еще он видит картину: «То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба».

Добравшись до шалаша, рассказчик пару раз, играясь, выстрелит из винтовки. Будет долго любоваться созвездиями на небе, перекинется несколькими фразами с Николаем. И только тогда, когда глаза уже начнут смыкаться, а прохладная ночная дрожь пробежит по всему телу, он решит все-таки отправиться домой. И в эту минуту рассказчик начинает понимать, как все-таки хорошо живется на свете.

Во второй главе вспомнится рассказчику хороший и урожайный год. А ведь, как говорят в народе, если антоновка удалась, то и остальной урожай будет хорошим. Осень – замечательное время и для охоты. Народ осенью уже и одевается по-другому, так как урожай убран и сложные работы остались позади. Интересно было рассказчику-барчуку и пообщаться в такое время со стариками и старухами, и понаблюдать за ними. На Руси считалось, что чем дольше живет старый люд, то тем богаче деревня. Дома у таких стариков отличались от других, были они строены еще их дедами.

Мужики жили хорошо, и рассказчик даже одно время и сам хотел попробовать пожить как мужик, чтобы познать все радости такого жития. В имении рассказчика крепостное право не чувствовалось, но зато оно становилось заметно в имении у тетки Анны Герасимовны, которая жила всего лишь в двенадцати верстах от Выселок. Признаками крепостного права для автора стали:

☛ Невысокие надворные постройки. ☛ Вся прислуга выходит из людской и низко-низко кланяются. ☛ Небольшая старая и прочная усадьба. ☛ Огромный сад

Отлично помнит рассказчик и свою тетку, когда она, покашливая, заходила в комнату, где он ее ожидал. Она была небольшая, но тоже какая-то прочная, как и ее дом. Но больше всего запомнился писателю удивительные обеды у нее.

В третьей главе рассказчик сожалеет о том, что и старые усадьбы и порядки, заведенные в них, куда-то ушли. Единственное, что от всего этого осталось, так это охота. Но из всех этих помещиков остался лишь только шурин писателя – Арсений Семенович. Обычно к концу сентября погода портилась, и лил непрерывный дождь. Сад в это время становился пустынным и скучным. Но зато октябрь приносил новую пору в усадьбу, когда помещики собирались у шурина и устремлялись на охоту. Какое же это было чудесное время! Неделями длилась охота. В остальное время было наслаждением читать старинные книги из библиотеки и слушать тишину.

В четвертой главе слышит горечь и сожаление писателя о том, что не царит больше в деревни запах антоновских яблок. Исчезли и обитатели дворянских имений: Анна Герасимовна умерла, а охотник – шурин застрелился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: