Краткое содержание: Однодум
Юность Александра Рыжова Александр Рыжов родился в семье мелкого канцеляра в городе Сологалич, Костромской губернии, во времена правления Екатерины II. Будучи ребенком, он потерял отца, так что дальнейшие годы он был под опекой матери, которая собственноручно пекла пироги и продавала на местных рынках. Как и большинстве ребятишек, в те времена, обучался грамотности у местного бедного дьяка. Свои первые деньги стал зарабатывать написанием заупокойных грамоток старым бабушкам. Первую физическую нагрузку испытал в возрасте 14 лет, а уже в шестнадцать лет устроился работать пешим почтальоном, и должен был раз в неделю ходить из родного города в Чухлому. Это была трудная работа, ведь путь был далек, а погода давала о себе знать, да и оплачивалась копейками. По дороге он много раздумывал, и создавал свои сиротские думы. Они строились сами по себе, что придумал сам, что услышал. В таком состоянии он мог бы, без проблем, стать поэтом высокого класса. Но у Сашки было совсем другое мнение на жизнь, — не художественное, а философское. Сумка почтальона была настолько тяжелой, но он носил еще другую сумку с большой книгой, которая повлияла на его становление. Эта книга называлась Библия. Он любил Исайю, и знал наизусть писания других пророков. Он с юность решил быть честным не только с Богом. но и с людьми, и совестно прожить свою жизнь
Служба Работал он почтальоном около двенадцати лет, до того времени, когда пешую почту заменили конной. В родном городе умер квартальный, и он решился стать на его место. Занимаемая должность не была престижной, но в его городке стояла на четвертом месте. Работа была выгодна тому, кто с ловкостью мог стащить с подводы, парочку бураков, капусты. Но если ты не решался на такое, она была совсем не выгодной. Он быстро навел порядок не только на рынке, но и в городе. Защищал слабеньких, наглых наказывал, бродяг и лентяев быстро определял на работу. Самое странное, что он никогда не брал взяток, отвечая:»Бог запретил». Городничий, не получая от квартального доходов, стал осуществлять давление. Он не мог докопаться до ошибок в его службе, ведь их совсем не было, и тогда он попросил узнать, нет ли в его духовных пристрастиях роднения с грехом или еретичеством. Этого также не обнаружили. Рыжов честно исполнял свой долг, не думал о том, что о нем думают, а в собственных мыслях давал отчеты Богу. Через тридцать лет безупречной службы он стал городничим.
Дневники Рыжова — «Однодум» Александр был увлечен одни делом. В свободное время он вел собственный дневник, в который записывал цитаты из Библии и свои мысли о жизни. Если происходили какие-то важные события, например, изменение власти, создание новых законов. то он записывал все это в большую тетрадь и дополнял своими комментариями. Сами тетрадки, при их заполнении, подшивал в общую обложку, на которой была огромное название — «Однодум». Многие интересовались о содержании тетрадки, но никому не удалось прочесть ее. Со временем, с появлением книг, Рыжов получил прозвище Однодум, с которым он и дожил свою жизнь. Когда в Костроме появился новый губернатор, то он посетил с инспектированием Солигалич. Он был очень удивлен, как на такой должности работает настолько честный человек
также особое внимание он обратил на его дневники. Прочитав ее, был приятно удивлен, ведь все написанное в книге Александра сбылось
Через два года, Рыжов получил известие о получении дворянского Владимирского креста. Это была первая награда такого ранга, подаренная квартальному. При получении ордена, он взглянул на него и сказал: «Чудак!» Жизнь Александра Рыжова была очень интересной. Он прожил ее вместе с Богом по пути. На девяностом году жизни он умер. Каждый день он делал новые заметки в дневнике. Много лет после ухода с жизни Рыжова, люди вспоминали о нем, как о выдающем философе.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Однодум». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Краткое содержание по главам
Глава 1
Уездный городок Солигалич времен Екатерины II (18 век). Рыжова, вдова приказного, воспитала сына Алексашку здоровым духом и телом. В 14 лет он стал пешим почтальоном. Философ, «чудак» читал только Библию.
Глава 2
Жизнь свою он сверял по Библии. Сирота, он чувствовал неправду сильных мира сего.
Глава 3
Рыжову было около 30 лет, когда почта стала конной. И он ушел в квартальные надзиратели.
Глава 4
Рыжов стал добрым хозяином городка. Одно не нравилось городничему и протопопу: взяток не берет. А вдруг на них донесет?
Глава 5
После исповеди Александра Афанасьевича городничий и протопоп вздохнули с облегчением: чудак безвредный, просто Библии начитался, живет по Христу.
Глава 6
Рассудив, что семья подтолкнет Рыжова на взятки, городничий велит ему жениться. А тот выбрал бедную труженицу, которая почитала мужа. Свои мысли о жизни Рыжов писал в рукописи «Однодум».
Глава 7
Новый костромской губернатор Ланской, по духу патриот, но барин, стал гнать из власти взяточников.
Глава 8
Все чиновники в страхе и раболепии ждут приезда Ланского. Еще и не ловкий городничий, а Рыжов должен встречать гостя.
Глава 9
Чиновники убедили Рыжова на время снять бешмет и обрядиться в чужой мундир.
Глава 10
Навстречу грозному Ланскому Рыжов выехал уже зная, что на штанах отпечатался свежевыкрашенный шлагбаум.
Глава 11
Встречали Ланского в храме. Привыкнув к почету, а не по злобе, он не сделал поклона в храме. Рыжов урезонил его, и даже помог склониться.
Глава 12
Ланской не рассвирепел. И выяснил, что Рыжов не безумец или наглец, а христианин. И взяток не берет. «Такого человека во всей России нет». «Библейский социалист». Рыжов прочел ему из «Однодума»: о жадных властях, бедах народа и каре Бога за это.
Глава 13
Ланской наградил квартального орденом. Рыжов в «Однодуме» назвал его за это чудаком, и предсказал, что быть Ланскому графом. Так и вышло. Скончался богатырь и праведник Рыжов, простой русский человек, почти в 90 лет. А «Однодум» его пустили на оклейку стен
____________________
6
Вскоре показал Рыжов свою избранницу. Местные жители узнали в ней дочку колдуньи и решили, что квартальный взял ее в служанки. Впрочем, так оно и было, только Рыжов еще и обвенчался с женщиной.
Отношение к своей жене у Александра было простое. Она – баба, и потому должна молчать, угождать и слушать мужа. О любви в такой ситуации никто не говорил. Жена хранила верность и немного побаивалась мужа. Да и жилось ей не плохо.
Вскоре в семье Рыжовых родился единственный сын. Женщина выкормила его, а воспитанием занимался отец.
Служил Александр верой и правдой, особо не заботясь о том, что думают про него люди. Свои верования он также держал при себе. Записывал только в книгу, на обложке которой было начертано: «Однодум».
Мало известно о том, что содержалось в этой рукописи, но об одной истории стоит рассказать.
Детство и юность Александра Рыжова
В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочём его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия».
Литературное направление и жанр
Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.
Даже исследователи творчества Лескова не имеют единого мнения о том, «Однодум» — это повесть или рассказ. Размер произведения мал для повести (около 30 страниц). Но в «Однодуме» описана вся жизнь героя, от рождения до смерти. С другой стороны, как в рассказе, все события готовят читателя к восприятию главного – беседы Однодума с губернатором Ланским.
В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.
Повесть «Однодум» — сатира на государственную власть. С точки зрения обывателей, вертикаль власти выглядела так: царь – губернатор – городничий – квартальный. Но как же может «четвёртое лицо в государстве» выжить на жалование 2 руб. 87 коп.?
История создания
Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Он был напечатан в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 г.
Рассказ входил в цикл о русских праведниках. Этому циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к циклу Лесков рассказывает о беседе с умирающим писателем (подразумевается Писарев), который вдохновил Лескова описать хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Писатель этот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».
Прототипом Рыжова стал солигаличский квартальный с такой же фамилией, отличавшийся честностью и бескорыстием.
Несколько интересных сочинений
Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями
Шолохов написал огромное количество разных произведений, но самым интересным является «Илюха». Здесь главным героем является парень по имени Илюша. Больше всего на свете его родители
Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне.
В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения
Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия.
Источник
Сюжет и композиция
Действие рассказа происходят во второй половине 18 в., во времена Екатерины ІІ.
Композиция произведения «Однодум» линейная, что характерно для повести и жития. Название – это прозвище главного героя Рыжова, так же называющего синие тетради, в которых он записывает свои рассуждения и пророчества, выведенные из Библии. Название объясняет жизненную позицию героя, однажды в юности решившего следовать праведной жизни, основой которой стали библейские заповеди, и не свернувшего с этого пути.
Вера Рыжова в правильность выбранного пути многократно подвергалась испытаниям в соответствии с канонами жития. Одно из них – испытание бедностью. Рыжов отказывается приобретать обмундирование, «одевается в простоте», очень скромно хоронит мать и по-спартански живет с женой.
испытанию подвергается вера Рыжова. Протопоп стал искать доказательства безбожия Рыжова, уклонения его от православия, но не нашёл их.
Рыжова призывают жениться, но и это требование он принимает с христианской покорностью: «И женитьба вещь добрая». Женитьба никак не влияет на его мировоззрение, он не становится «к дарам приимчив и начальству предан», потому что с женой, досужей крестьянской женщиной, жил по-библейски, в «самой строжайшей умеренности».
Главным испытанием для Рыжова становится приезд губернатора Костромы Ланского. Рыжов, исполняющий должность умершего городничего, не имел форменной одежды, потому что ему не за что было её приобрести, но не смущался этим.
Кроме того, Рыжов в ожидании губернатора испачкал белые «ретузы» в национальные цвета, посидев на свежевыкрашенном шлагбауме. Кульминацией повести становится анекдотическая ситуация, когда Рыжов буквально нагибает губернатора, надменно вошедшего в церковь, в полный поклон.
Конец жизни героя, в соответствии с жанром, спокойный и благословенный. Легко прошедший испытание властью, Рыжов выдержал и последнее, не загордившись от полученной награды – владимирского креста, дарующего квартальному дворянство.
Анализ рассказа Однодум Лескова 10 класс
Произведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».
Центральным персонажем рассказа представляется Александр Афанасьевич Рыжов, описанный в образе мужчины средних лет, отличающегося богатырской фигурой, а также сильной, волевой натурой. В далекой юности Рыжов работает почтальоном, а впоследствии поступает на службу городским квартальным, а в дальнейшем исполняет обязанности городничего.
Рыжов, прозванный в рассказе Однодумом, демонстрируется писателем в качестве героя-праведника, соблюдающим неукоснительно все библейские заповеди. Среди местного населения Александр Афанасьевич слывет еретиком, юродивым и чудаком, поскольку увлекается написанием книжного опуса, представляющего собой автобиографическую летопись с религиозно-философской направленностью.
Поведение Однодума полностью копирует образы библейских пророков, тексты проповедей которых он изучил дословно.
Проявление праведности Рыжова выражается в его категорическом отказе от получения взяток, подношений, подарков, существования вместе с семьей на его мизерное жалованье, отсутствия необходимых денежных средств для приобретения одежды. При этом Однодум обладает определенной смелостью и не робеет в присутствии вышестоящего начальства, высказывая им в лицо негативные моменты в их работе, последствия которой испытывает на себе простой народ.
В то же время, позиционируя себя праведником, проявляет жестокость и грубость по отношению к собственной супруге, называемую им «бабой», заставляя ее полностью подчиняться его требованиям, называть мужа исключительно на «вы», а в случае нарушения библейских заповедей Рыжов позволяет себя учить неразумную жену с применением физического насилия при помощи кулаков.
Жизнь Однодума подобно ветхозаветному праведнику заканчивается в глубокой старости в возрасте девяноста лет.
Авторский замысел рассказа заключается в изображении одной из характерных черт русской национальной натуры в виде нравственного максимализма, выражающего идеи библейского социализма и философии крестьянских утопистов.
Николай Лесков — Однодум
201 0
В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкогоканцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца,воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчиквыучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писалстарухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет.В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходитьиз Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемойработе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живымвпечатлением всего, что встречал, что видел и слышал.
При таких условиях из негомог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, не поэтическая, а философская Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучейспине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстаякнига, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия».Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честными с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною.В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должностьэта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-мместе (после императора, губернатора и городничего).
«Место довольно выгодное, есличеловек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураковили кочан капусты. Но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжовс первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядокна базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал,а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным не брал взяток, отвечая так. «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же,не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвигна Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъянав служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжовекакого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества.
Но протопоп отвечал,что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некуюгордыню» А протопопица, смеясь, сказала мужу. «Вот бы кому пристало у алтарястоять, а не вам, обиралам духовным».Рыжов не заботился, что о нем думают. Он честно служил всем и не угождал никому;в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорилинасмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать летбезупречной службы, он был поставлен городничим.Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносилбиблейские цитаты и свои рассуждения о жизни
Если происходило какое важное событие стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона Рыжов записывал этов большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями
Тетради, по мереих заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись«Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казаласьокружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получилпрозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и былвесьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честныйи бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как емууслужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежниепророчества Рыжова исполнились.По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирскийкрест первый владимирский крест, пожалованный квартальному.
«И крест и грамотабыли вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сегопожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорилвслух. «Чудак!»Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме».И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа..
Однодум :: Лесков Николай Семенович
——————————————— Лесков Николай Семенович
Однодум
Николай Лесков
Однодум
1
В царствование Екатерины II у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн.Гагарина (*1), значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится «довольно деятельная торговля известью и дегтем». В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.
Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию «Однодум».
Родители Алексашки имели собственный дом — один из тех домиков, которые в здешней лесной местности _ничего не стоят_, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или, по крайней мере, о них мне ничего не сказано.
Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, «ничего не стоил». Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет» (*2), — простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.
Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным — с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах (*3) на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку «мастерице»; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.
Дьяк, «отучив» Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовин сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.
Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.
Молодой Рыжов породою удался в мать: он был рослый, плечистый, — почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы он был уже первый силач и так удачно предводительствовал _стеною_ на кулачных боях, что на которой стороне был Алексашка Рыжов, — та считалась непобедимою. Он был досуж и трудолюбив. Дьякова школа дала ему превосходный, круглый, четкий, красивый почерк, которым он написал старухам множество заупокойных поминаний и тем положил начало самопитания. Но важнее этого были те свойства, которые дала ему его мать, сообщившая живым примером строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи.
В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб; поминания приносили немного, и притом заработок этот, зависящий от случайностей, был непостоянен; к торговле Рыжов питал врожденное отвращение, а оставить Солигалич не хотел, чтобы не разлучаться с матерью, которую очень любил. А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил.
Герои и образы
Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».
Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».
Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.
Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь
ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.
Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».
Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» — в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».
Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.
Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.
Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.
Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».
После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.
Литературное направление и жанр
Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.
Даже исследователи творчества Лескова не имеют единого мнения о том, «Однодум» — это повесть или рассказ. Размер произведения мал для повести (около 30 страниц). Но в «Однодуме» описана вся жизнь героя, от рождения до смерти. С другой стороны, как в рассказе, все события готовят читателя к восприятию главного – беседы Однодума с губернатором Ланским.
В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.
Повесть «Однодум» — сатира на государственную власть. С точки зрения обывателей, вертикаль власти выглядела так: царь – губернатор – городничий – квартальный. Но как же может «четвёртое лицо в государстве» выжить на жалование 2 руб. 87 коп.?
1
В конце восемнадцатого века в небольшом городе Солигалич, что принадлежал Костромской губернии, родился мальчик. Случилось это событие в семье канцелярского служителя Рыжова. Окрестили ребенка Александром.
Сашка рано остался без отца и был воспитан одной матерью. Семья жила бедно. Зарабатывала женщина на жизнь тем, что пекла пироги и подавала их на рынке.
Мальчик рос способным, учился грамоте у местного дьяка. Еще в те подростковые годы, когда освоил он науку письма, начал сочинять неграмотным старухам заупокойные воспоминания. Тем и зарабатывал. В четырнадцать лет приобщился Сашка к физическому труду, а в шестнадцать пошел трудиться в пешую почту. Раз в неделю он относил корреспонденцию из Солигалича в Чухлому и возвращался назад. Работа была тяжелая, изнурительная и низкооплачиваемая. Но зато Александр много чего видел и слышал во время таких походов. Вся информация складывалась в юношеские думы. Но философом и поэтом Сашка Рыжов не стал. Другой склад ума у него был.
Вырос Александр крепким и сильным парнем. Тяжелая сумка с почтой была для него абсолютно легкой, и Сашка носил с собой еще толстую книгу – Библию.
Обзор книги (2008)
Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Его напечатали в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 год.
Эта повесть входила в цикл о русских праведниках. Данному циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к сборнику произведений писатель рассказывает о беседе с умирающим коллегой (подразумевается Писарев), который и вдохновил автора изобразить хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Литератор тот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».
Содержание повести своими словами
Главными героями рассказа являются: Алексей Афанасьевич Рыжов, протопоп, губернатор Сергей Степанович Ланской.
Отец Алексея умер после его рождения в городе Солигаличе, но мать его не сдалась, а старалась прожить за счет своего умения печь пироги. Сына учил дьяк и сначала он подрабатывал записью красивым почерком в храме заупокойных поминаний, а потом устроился разносчиком пешей почты в Чухлому. Здоровья он был богатырского, но когда появилась конная почта, то временно остался без должности, в свободное время прочитав всю Библию, за что народ посчитал его странным, так как Алексей часто проповедовал из Писания, стоя над пустынным болотом. После смерти квартального Рыжов попросился у городничего на его должность. Став на этот чин, он совсем не брал взяток, чем очень сильно изумлял всех чиновников, а городничий по совету протопопа велел Алексею исповедоваться. Не находя у него серьёзных грехов, решено было женить его. В итоге герой женился по выбору на дочери колдуньи, ставшей его рабой и родившей ему сына.
Все свои философские и религиозные мысли Алексей записал в отдельные тетради, называя себя «Однодумом». Должность свою Рыжов выполнял довольно исправно и даже стал уважаемым протопопицей и городничихой, которой он посоветовал взять огородником провинившегося будочника. Исповедовали его ещё перед свадьбой, потому что городничий посчитал Алексея еретиком из-за малых расходов на материнские похороны и отсутствие пирогов на поминках и заказа сорокоуста. Вскоре в Костроме губернатором стала очень «надменная фигура» — Ланской, решивший проехать с проверкой все губернии, в том числе и Солигалич. В итоге многие по его приказу были уволены со службы, в том числе и местный городничий, исполнять обязанности которого стал Рыжов. Все чиновники трепетали перед приездом нового губернатора и стыдились одежды Алексея Афанасьевича. Благодаря протопопу его переодели в полицейскую форму. Рейтузы он сразу же испачкал, сев на окрашенный шлагбаум, чем вызвал всеобщее большее негодование.
Несмотря на всё это, он успешно встретил Сергея Ланского, но увидев, как он без поклона алтарю и людям вошел в церковь, вышел из терпения и сам пригнул спину Ланскому. После этого, расспросив всех чиновников о чудаке Алексее, прочитавшем всю Библию, Ланской вызвал его на приём и был поражен тем, что Рыжов не берёт взяток и живёт на гроши в 10 рублей, что «однодум» и ему рекомендовал делать! Затем Алексей показал губернатору свои записки, в которых многие из его пророчеств сбылись: смерть дочери Александра 1, огорчительное сватовство Павла Петровича в связи с тем, что государыня в переписке с самим Вольтером назвала его вторым Златоустом. Затем Рыжов сказал, что любой богач должен платить подати в казну за бедного и про своё бесстрашие перед возможным его наказанием Ланским арестом или же ссылкой, острогом. После отъезда Сергея через некоторое время Алексею от него пришло известие вместе с наградой в виде грамоты и Владимирского креста.
Однодум скончался в достаточно преклонном возрасте 90 лет, исполнив абсолютно все причитающиеся христианские требы по установлению православной церкви, а его тетради с личными записями затерялись и пошли в итоге на оклейку стен.
Смысл произведения
Тема «Однодума» — противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.
Одна из важнейших проблем повести — лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают набожность Рыжова «сомнительной» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»… этакие люди что юродивые».
Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.
Социальные проблемы своего рассказа Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды — отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.
Детство и юность Александра Рыжова
В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочём его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия».