Главные герои[править | править код]
Главный герой рассказа — отставной военный Астафий Иванович, временно пребывающий без работы. Степан Яновский в своих воспоминаниях упоминает о том, что у Астафия Ивановича существовал реальный прототип, «имя которого Фёдор Михайлович отметил тёплым словом в одной из своих повестей» — отставной унтер-офицер Евстафий, служивший у Достоевских. В первоначальном варианте образ Астафия Ивановича производил впечатление максимально фактографичного персонажа. В тех эпизодах, где воспоминания забывчивого героя о его участии в военных событиях 1812 года отличались от общеизвестных описаний, Достоевский дополнял собственными подстрочными комментариями: «Ясное дело, что реляция Астафия Ивановича во многом не совсем справедлива. Надеемся, что читатели извинят наивность познаний его». В финальной редакции Достоевский типологизирует своего героя Астафия Ивановича, который не только отставной военный, а отставной из числа бывалых людей. Писатель следовал в этом образцу написания физиологических очерков середины 1840-х годов.
Другой персонаж — Емеля, — встречается ещё в первом романе Достоевского — «Бедные люди». О нём вспоминает Макар Девушкин: «чиновник, то есть был чиновник, а теперь уже не чиновник, потому что его от нас выключили. Он уж я и не знаю, что делает, как-то там мается». Из мемуаров Яновского также следует, что летом 1847 года Достоевский был «занят сбором денег по подписке в пользу одного несчастного пропойцы, который, не имея на что выпить ходит по дачам и предлагает себя посечься за деньги». Возможно, делают вывод комментаторы, этот эпизод каким-то образом мог быть связан с пьяницей Емелей
Несмотря на то, что Яновский в 1849 году по соображениям предосторожности уничтожил письмо Достоевского с этим сообщением, мемуарист утверждал, что описание этого события в письме писателя было верхом «совершенства в художественном отношении, в нём было столько гуманности, столько участия к бедному пропойце».
Ссылки
Фёдор Михайлович Достоевский | ||
---|---|---|
Романы | Бедные люди • Униженные и оскорблённые • Преступление и наказание • Игрок • Идиот • Бесы • Подросток • Братья Карамазовы | |
Повести и рассказы | Двойник | Записки из Мёртвого дома | Как опасно предаваться честолюбивым снам | Роман в девяти письмах | Село Степанчиково и его обитатели | Господин Прохарчин | Хозяйка | Белые ночи | Ёлка и свадьба | Ползунков | Слабое сердце | Чужая жена и муж под кроватью | Неточка Незванова | Маленький герой | Дядюшкин сон | Честный вор | Петербургские сновидения в стихах и в прозе | Скверный анекдот | Крокодил | Записки из подполья | Вечный муж | Бобок | Мужик Марей | Столетняя | Кроткая | Мальчик у Христа на ёлке | Сон смешного человека | |
Публицистика | Петербургская летопись | Зимние заметки о летних впечатлениях | Дневник писателя | Два самоубийства | Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга | Маленькие картинки | Маленькие картинки (в дороге) | Речь Достоевского о Пушкине | |
Персонажи | Родион Раскольников | Соня Мармеладова | Князь Мышкин | Иван Карамазов | Алёша Карамазов | Смердяков | |
Переводы | Евгения Гранде (роман О. де Бальзака) | |
Связанные статьи | Музеи Ф. М. Достоевского | Адреса Ф. М. Достоевского | Петербург Достоевского | Михаил Достоевский | Андрей Достоевский |
Сюжет
Неизвестный рассказчик повествует о том, что его обычно сдержанная и молчаливая кухарка Аграфена настойчиво попросила как-то своего хозяина пустить в дом одного жильца из «бывалых людей»: отставного солдата Астафия Ивановича. Хозяин согласился, и вот однажды в отсутствие Аграфены и Астафия Ивановича, но в присутствие хозяина-рассказчика в дом проник вор и унёс хозяйскую бекешу. Узнав об этом, вернувшийся Астафий Иванович весьма огорчился и побежал вдогонку за жуликом, но, вернувшись с пустыми руками, рассказал историю о «честном воре», которая произошла за два года до этого с ним самим.
Астафий Иванович познакомился как-то в одной харчевне с бедолагой по имени Емельян Ильич. «Пьянчужка, потаскун и тунеядец» раньше был чиновником, но давно был уволен со службы за свои вредные привычки. Емеля не был буйным пропойцей, поэтому Астафий Иванович пожалел его и из жалости приютил у себя дома, кормил и поил его. Сам Астафий Иванович зарабатывал на жизнь портняжным ремеслом, Емеля же не имел никаких занятий вообще, а средства, добываемые неизвестным путём, тратил на пропой. Тогда Астафий Иванович решил приобщить Емелю к труду либо избавиться от него вообще. Но избавиться от Емели оказалось не так просто: не внимая вразумлениям, Емеля по-прежнему пил, а от трудных разговоров с Астафием Ивановичем уходил прочь.
Так продолжалось до тех пор, пока у Астафия Ивановича не произошла пропажа новых рейтузов, изготовленных на продажу. Самое простое, что могло прийти на ум Астафию Ивановичу — кража Емелей, — не укладывалась в его сознании. Настолько он был уверен в честности Емели, и настолько Емеля был обязан Астафию Ивановичу, чтобы переполнить последнюю чашу его терпения вульгарным воровством. На все расспросы о пропаже Емеля давал отрицательный ответ, но иного объяснения потери у Астафия Ивановича просто не находилось. После одного особенно проникновенного разговора с Астафием Ивановичем Емеля решил уйти из дома своего благодетеля, и вернулся только на пятый день после исчезновения.
Вернувшийся Емеля был совершенно нездоров, и вызванный к нему врач констатировал близкую кончину пьяницы. Чувствуя свою близкую смерть, Емеля, чтобы искупить свою вину за воровство, покаялся в своём грехе и завещал Астафию Ивановичу после своей смерти продать его старую ветхую шинель в уплату за краденные рейтузы. Таким образом, несмотря на то, что шинель Емели стоила сущие гроши, честность, в конце концов, возобладала в этом совершенно пропащем и ничтожном человеке.
История названия и написание рассказа
Впервые рассказ «Честный вор» был напечатан под следующим названием: «Рассказы бывалого человека. (Из записок неизвестного). I. Отставной. II. Честный вор». Существует предположение, что во второй половине 1847 — начале 1848 года Достоевским был задуман цикл рассказов от лица условного неизвестного повествователя. Этот рассказчик выступал либо как свидетель своих собственных событий (рассказ «Ёлка и свадьба»), либо как бытописатель чужой биографии («Рассказы бывалого человека»). Последние могли состоять из трёх рассказов и посвящены жизни Астафия Ивановича: «Отставной» — воспоминания о военной юности и Отечественной войне 1812 года; «Домовой» — ненаписанный рассказ о работе Астафия Ивановича на одной из петербургских фабрик; «Честный вор» о встрече героя с пропойцей Емелей.
Образ неизвестного рассказчика психологически связан с образом фельетониста и «фланера-мечтателя» из «Петербургской летописи». Название «Честный вор» происходит от популярного водевиля Д. Т. Ленского 1829 года, хотя по содержанию с ним совершенно не связано. С. Д. Яновский в своих воспоминаниях информирует о том, что Астафий Иванович имел реальным прототипом отставного унтер-офицера Евстафия, служившего у Достоевских домашней прислугой, «имя которого Фёдор Михайлович отметил тёплым словом в одной из своих повестей». Другой персонаж — Емеля, — встречается ещё в первом произведении Достоевского — «Бедные люди». Макар Девушкин так о нём говорит: «чиновник, то есть был чиновник, а теперь уже не чиновник, потому что его от нас выключили. Он уж я и не знаю, что делает, как-то там мается».
Из мемуаров С. Д. Яновского следует, что летом 1847 года Достоевский был «занят сбором денег по подписке в пользу одного несчастного пропойцы, который, не имея на что выпить ходит по дачам и предлагает себя посечься за деньги». Возможно, делают вывод комментаторы, этот эпизод каким-то образом мог быть связан с пьяницей Емелей
Несмотря на то, что Яновский в 1849 году по соображениям предосторожности уничтожил письмо Достоевского с этим сообщением, мемуарист утверждал, что описание этого события в письме писателя было верхом «совершенства в художественном отношении, в нём было столько гуманности, столько участия к бедному пропойце»
Достоевский типологизирует своего героя Астафия Ивановича: его портной не только отставной военный, а отставной из числа бывалых людей. Писатель следовал в этом образцу написания физиологических очерков середины 1840-х гг. В первоначальном варианте образ Астафия Ивановича производил впечатление максимально фактографичного персонажа. В тех эпизодах, где воспоминания забывчивого героя об его участии в военных событиях 1812 года отличались от общеизвестных описаний, Достоевский дополнял собственными подстрочными комментариями: «Ясное дело, что реляция Астафия Ивановича во многом не совсем справедлива. Надеемся, что читатели извинят наивность познаний его».
Сюжет
Рассказчик нанимает в свою квартиру жильца, старого солдата по имени Астафий Иванович. В один плохой день вор крадет пальто рассказчика, и Астафий пытается преследовать его, чтобы поймать, но безуспешно. Бывший солдат, кажется, действительно был встревожен кражей и снова и снова возвращается на место случившегося; и рассказчик, и Астафий одинаково искренне презирают воров.
Однажды ночью солдат рассказывает историю о честном воре, которого он когда-то встретил, и о том, как в кабаке он снова встретил, после долгих лет взаимной разлуки, Емельяна Ильича; последний носит рваную куртку, которая не остается незамеченной. Уже мертвецки пьяный, у него не было даже денег, чтобы заплатить за выпивку, и долг взял на себя Астафий.
С этого момента Емельян начинает почти патетически повсюду следовать за своим другом, и в конце концов его приглашают в квартиру, где в настоящее время живет солдат; несмотря на некомфортные даже для себя экономические условия, Астафий начинает с благожелательностью бережно относиться к древним знаниям, хорошо понимая серьезную проблему алкоголизма , которой страдает Емельян.
Напрасно он несколько раз пытается предложить ему бросить пить, будучи не в состоянии с этой дурной привычкой когда-либо быть в состоянии прокормить себя; через некоторое время солдат вынужден двигаться и, таким образом, рассчитывает больше не увидеть своего друга. Но вскоре после этого Емельян появляется в дверях ее нового дома, и они снова начинают близкие отношения, которыми они наслаждались раньше.
Астафий поддерживает Емельяна жильем и питанием, хотя иногда последний пропадает на несколько дней, чтобы вернуться пьяным и полузамерзшим. Астафий, всегда нуждающийся в деньгах, в конце концов находит работу в ателье: ему приходится шить брюки для богатого клиента, и он думает, что сможет перепродать их в черном цвете за какую-нибудь более полезную и нужную одежду и немного еды.
Но когда он решил провернуть эту маленькую аферу, он больше не может найти штаны, которые принес домой, чтобы закончить работу. Емельян оказывается пьяным, как обычно, по этому поводу, но кражу категорически отрицает. Некоторое время спустя, после ожесточенной ссоры между ними, Емельян покидает квартиру Астафия и не возвращается несколько дней.
Астафий отправляется на поиски своего друга и в конце концов находит его почти голодным и замерзшим; Однако, приведя его домой, сразу становится ясно, что его дни сочтены. Незадолго до смерти Емельян изо всех сил пытается что-то сказать Астафию о штанах: его последние слова — признание в том, что он их украл.