VIII.
Когда выпал снег, Алешу вновь отправили к Матрене. У хозяев скука стала гуще. Он жил в тумане отупляющей тоски и, чтобы побороть ее, больше работал. Теперь он ходил на ключ полоскать белье вместе с прачками. Они осмеивали его, но потом привыкли.
Они хорошо знали жизнь города, и было интересно слушать их рассказы. Алексей часто слышал хвастливые и лживые рассказы мужчин о победах над женщинами. А женщины говорили о мужчинах насмешливо, но без хвастовства.
В свободное время он колол дрова в сарае, куда приходили денщики. Алеша писал им письма в деревни, записки возлюбленным. Они поведали историю о жене закройщика. Она читала книги и два раза в неделю выходила в библиотеку. А офицеры затеяли с ней злую игру: писали ей записки о любви. Она отвечала им, просила оставить в покое, а они читали ее ответы и смеялись.
Алеша все ей рассказал, она дала ему серебряную монету, но он не взял. Потом долго вспоминал светлую комнату и женщину в голубом платье. Он пришел, чтобы попросить книгу и увлекся чтением. Хозяева же заметили, что много свечей теперь жжется, а потом и книгу обнаружили. Пришлось соврать, что это книга священника.
IV.
Алеша когда-то был здесь с матерью. Матрена была криклива. Ее сыновья совсем разные. Старший женат. Женщины в семье ругались, их заботили только еда и сон. Хозяева считали себя лучшими в городе и всех обсуждали, что раздражало Алешу. Спасением для него стала работа, но чертежному искусству учиться было некогда. Бабушка же очень надеялась, что ему заплатят за работу.
По выходным ходили в церковь, Алеша боялся исповеди, но признался во всех грехах. Отец Доримедонт все простил, не придав значения тяжести содеянного. Алеша ушел, чувствуя себя обманутым, а деньги на причастие потом проиграл. При этом он всем сердцем полюбил богородицу по рассказам бабушки, и когда привезли в дом икону Владимирской богоматери, поцеловал ее в губы и долго ждал наказания свыше.
V.
Весною сбежал от родственников, но к бабушке не пошел. Ему посоветовали идти посудником на корабль. Дед справил ему паспорт, и Алешу взяли на пароход «Добрый». Повар ему не понравился, но хорошо его накормил.
Ночью Алеше не спалось: его волновала красота ночи. Он смотрел на баржу с арестантами, которая плыла на буксире следом, вспоминал, как ехал из Астрахани с матерью и бабушкой. Пароход шел медленно, все пассажиры казались одинаковыми. Они все время ели и пачкали много посуды: приходилось мыть весь день.
Повар носил прозвище Смурый. Его помощник Яков говорил только о женщинах и всегда грязно. Был еще посудник Максим и официант Сергей. Смурый узнал, что Алеша умеет читать, и стал давать ему книги для чтения вслух. Иногда даже отрывал от работы, и Максиму приходилось больше мыть посуды — он злился и бил стаканы.
Слушатели часто ссорились, но боялись Смурого: он не пьянел, обладал нечеловеческой силой, с ним часто беседовала жена капитана. Она дала ему томик Гоголя, и повару понравилась повесть «Тарас Бульба»: он даже плакал.
Буфетной прислуге не нравилось, что Алеша читает, а не работает. Однажды пьяные Сергей и Максим потащили мальчика «жениться» к подвыпившей женщине. Смурый отнял Алешу и с горечью сказал, что он пропадет в этом «свином стаде».
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова «Люди и нелюди». 11-й класс
Учащиеся записывают в тетрадь эпиграф из древнего египетского манускрипта: “Человек с ласковым взором несчастен, доброго везде презирают. Человек, на которого надеешься, бессердечен. Нет справедливости. Земля — это приют злодеев.”
Ведутся поиски ответа на вопрос: почему писатель взял такой эпиграф? Работа начинается с чтения первой главы (“И я снова выходил в степь заснеженную, взорванную воронками. ” до ее конца.) Перед чтением дается задание.
— Кратко передайте содержание главы.
— Начните писать портреты действующих лиц — немца Вилли, дяди Паши и Якушина.
— Какие художественные приемы использует автор в этой главе?
Запишите в тетрадь слова Нагорной проповеди и сопоставьте с эпиграфом. Подтверждает ли 1 глава основную мысль эпиграфа?.
Чтение 4 главы (“Средь придавленной плоской белой степи. ” до ее конца)
Задание перед чтением.
— Дайте название главе.
— Допишите портреты уже знакомых героев.
— Опишите новых героев, на которых вы остановили свое внимание. — Какие обязанности исполняет каждый из них? Их заставляют или они сами возлагают на себя эти обязанности? Имеют ли они на это право?
— Какие обязанности исполняет каждый из них? Их заставляют или они сами возлагают на себя эти обязанности? Имеют ли они на это право?
Дополнительные вопросы в процессе работы над текстом:
— Кто страшней в этой сцене? Почему?
— Кто выступает носителями основного смысла эпизода?
Если учащиеся назвали главу “Расправа”, “Месть”, “Казнь”, предлагается установить, какое название более всего подходит по смыслу.
— Кто не участвует в расправе? Почему?
— Проследите по тексту (если требуется, выборочно прочитайте) за простоволосым парнем. Каждый раз автор добавляет новую деталь. Как она помогает нам следить за художественной мыслью писателя? Какая деталь наиболее ярко характеризует этого человека? (“расхристанная шинель”). Почему?
Обратите внимание на эпиграф и слова из Нагорной проповеди. По каким законам живут эти люди?. Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос автора: “Кто они, собственно,— люди или нелюди?”.Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10
Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос автора: “Кто они, собственно,— люди или нелюди?”.Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10.
Чтение глав 11, 12 (“Еще в Пологом Займище я сошелся с одним старшим сержантом”)
- Назовите главы. Коротко передайте их содержание.
- Какие художественные приемы использует автор в этой главе? С какой целью?
В процессе работы над текстом:
- Почему все кажутся красивыми автору в этот момент?
- Наказан ли автор в этой сцене? Как? Какое самое страшное наказание для него?
Задания и вопросы к 14, 15 главам (“Еще страна не улеглась после войны”).
- Передайте кратко содержание главы 14.
- Назовите главу 14.
- Как Вы думаете, что это за “лагерная шалава”? 1947 год. Придумайте ей “преступление”. За что она могла попасть в заключение?
- Кто меняет настроение очереди? Почему?
- Какой, по-вашему, парень в кубанке, добрый, злой? Опишите его внешность. Какой вывод делает писатель в конце? Почему повести даны такие эпиграфы?
Письменная творческая работа по повести В.Тендрякова “Люди или нелюди”.
Задание 1. Краткое изложение событий 1 и 4 главы повести. Когда Дядя Паши и Якушин, на Ваш взгляд, были сами собой?
Задание 2. “Мой народ, частицей которого я являюсь,— люди или нелюди??” — задает себе вопрос В.Тендряков. Постарайтесь ответить за него, опираясь на любые примеры из повести.
Задание 3. Какой случай из жизни автора существенно “подправил” его “я”? Почему этот эпизод стал самым значительным в жизни В.Тендрякова?
Задание 4. Передайте содержание главы 11.
В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?
Задание 5. “Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя”. Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?
Источник
XII.
Алешу отдали а мастерскую иконописи. Хозяйка заявила, что учиться можно вечером, а днем нужно в лавке торговать иконами. Вместе с приказчиком они зазывали покупателей, но многие уходили почему-то в соседнюю лавку. Там звучал сладкий голос и одуряющая речь приказчика — нужно было этому учиться.
Часто иконы и старинные книги покупали у стариков за бесценок. Алеше было жалко их, ведь потом их продавали богатым старообрядцам в десятки раз дороже. Оценивал стоимость начетчик Петр Васильевич. Он крестился, вызывая уважение у верующих, но с приказчиком говорил на особом языке, чтобы не поняли обмана.
Этот жилистый старик чем-то напоминал Якова Шумова. Он обманывал людей, но тепло относился к Богу. Были и другие начетчики, они даже дрались друг с другом из-за выгоды. В итоге Алеша понял правду жизни: от жизни не убежишь.
VI.
Вскоре Максим ушел с парохода, а на его место взяли вятского солдатика. Его послали резать кур, он распустил их по палубе, после чего расплакался. Пассажиры над ним издевались: привязали сзади ложку и дико хохотали. Алеша мучительно размышлял, почему люди жестокие.
Однажды что-то лопнуло в машине. Это вызвало панику среди пассажиров. Трижды за лето видел Алеша такое, и каждый раз паника была вызвана не опасностью, а страхом перед ней. В третий раз поймали двух воров и забили до бесчувствия.
Все это мучило мальчика, и он стал спрашивать у Смурного. Тот посоветовал читать книги: в них люди поступали правильно. Алеша убеждался, что повар хорошо разбирался и в книгах. Смурый считал, что Алеше надо учиться. Вскоре мальчика рассчитали за то, что позволял Сергею таскать посуду и продавать пассажирам. На прощанье Смурый подарил бисерный кисет.
Предварительный просмотр:
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова «Люди или нелюди».
Предлагаю фрагменты уроков по этой теме.
Учащиеся записывают в тетрадь эпиграф из древнего египетского манускрипта: «Человек с ласковым взором несчастен, доброго везде презирают. Человек, на которого надеешься, бессердечен. Нет справедливости. Земля — это приют злодеев.»
Ведутся поиски ответа на вопрос: почему писатель взял такой эпиграф? Работа начинается с чтения первой главы («И я снова выходил в степь заснеженную, взорванную воронками. » до ее конца.) Перед чтением дается задание.
- Кратко передайте содержание главы.
- Начните писать портреты действующих лиц — немца Вилли, дяди Паши иЯкушина.
- Какие художественные приемы использует автор в этой главе?
Запишите в тетрадь слова Нагорной проповеди и сопоставьте с эпиграфом. Подтверждает ли1 глава основную мысль эпиграфа?.
Чтение 4 главы («Средь придавленной плоской белой степи. » до ее конца.)
Задание перед чтением
Дайте название главе.
Допишите портреты уже знакомых героев.
Опишите новых героев, на которых вы остановили свое внимание.-Какие обязанности исполняет каждый из них? Их заставляют или они самивозлагают на себя эти обязанности? Имеют ли они на это право?
Дополнительные вопросы в процессе работы над текстом:
— Кто страшней в этой сцене? Почему?
— Кто выступает носителями основного смысла эпизода?
Если учащиеся назвали главу «Расправа», «Месть», «Казнь», предлагается установить, какое название более всего подходит по смыслу.
- Кто не участвует в расправе? Почему?
- Проследите по тексту (если требуется, выборочно прочитайте) за простоволосым парнем. Каждый раз автор добавляет новую деталь. Как она помогает нам следить за художественной мыслью писателя? Какая деталь наиболее ярко характеризует этого человека? («расхристанная шинель»). Почему?
Обратите внимание на эпиграф и слова из Нагорной проповеди. По каким законам живут эти люди? Домашнее задание Ответить письменно на вопрос автора: «Кто они, собственно, — люди или нелюди?». Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10
Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10.
Чтение глав 11,12 («Еще в Пологом Займище я сошелся с одним старшим сержантом»).
Назовите главы. Коротко передайте их содержание.
Какие художественные приемы использует автор в этой главе? С какойцелью?
В процессе работы над текстом:
Почему все кажутся красивыми автору в этот момент?
Наказан ли автор в этой сцене? Как? Какое самое страшное наказание длянего?
Задания и вопросы к 14,15 главам («Еще страна не улеглась после войны»).
- Передайте кратко содержание главы 14.
- Назовите главу 14.
- Как Вы думаете, что это за «лагерная шалава»? 1947 год. Придумайте ей«преступление». За что она могла попасть в заключение?
- Кто меняет настроение очереди? Почему?
- Какой, по-вашему, парень в кубанке, добрый, злой? Опишите его внешность.Какой вывод делает писатель в конце? Почему повести даны такие эпиграфы?
Письменная творческая работа по повести В.Тендрякова «Люди или нелюди».
Задание № 1. Краткое изложение событий 1 и 4 главы повести. Когда Дядя Паши и Якушин, на Ваш взгляд, были сами собой?
Задание № 2. «Мой народ, частицей которого я являюсь,— люди или нелюди ??» — задает себе вопрос В.Тендряков. Постарайтесь ответить за него, опираясь на любые примеры из повести.
Задание № 3. Какой случай из жизни автора существенно «подправил» его «я»? Почему этот эпизод стал самым значительным в жизни В.Тендрякова?
Задание № 4. Передайте содержание главы 11.
В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?
Задание М 5. «Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя». Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно — методический материал. Самоанализ работы учителя.
Материал в помощь для создания портфолио учителя.
Важным и необходимым помощником в работе учителя – логопеда является учебно-методический комплекс, используемый на разных этапах логопедической работы.
Статьи в СМИ, отражающие учебно — методическую и воспитательную работу
Публикации в СМИ.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельгая работа — такой вид учебной дяетельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся во всех ее структурных компонентах, с переходом от выполнения про.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»
Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка «Я полезу на нож за правду, за оечество, за русское слово, язык!», посвящена творчеству литератора, лингвиста, известного собирателя фоль.
Учебно-методическая разработка Самостоятельная работа по теме «Произведение суммы и разности двух одночленов»
текст работы и схема самостоятельного оценивания выполненной работы.
Учебно-методическое электронное пособие «Язык программирования (сценариев) JavaScript»
Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса «Графические и анимационные эффекты в JavaScript». Пособие опубликовано по адресу.
Источник
XVI.
Торговые ряды все время затапливало, и каждый год строили новые лавки. Алеша возил на лодке хозяина, в свободное время много читал. Хозяин рассказывал о первой любви очень печально, без хвастовства. А Алеша, влюбившись в барышню Птицыну, хотел покатать на доске по пруду, но доска перевернулась, и зеленая тина пруда уничтожила красоту барышни.
Хозяину стал помогать отчим Максимов. Он был болен, но много ел, и хозяев это раздражало, ведь он обречен. С Алешей разговаривал на «вы». Не верил в Бога и перед смертью не разрешил привести священника. Посоветовал Алеше учиться в школе. В больнице у кровати отчима увидел плачущую девушку, но на похороны не пришел и больше ее не видел.
XVIII.
Теперь Осип больше всех занимал воображение Алеши. Он казался умнее многих людей и подкупал твердостью характера. Еще выделялся Фома. Он умел заставить работать других, а сам работал без охоты. Когда-то собирался в монахи, потом хотел удачно жениться, но ушел в трактир половым. Бывшие товарищи его презирали, а через 4 года он был арестован за кражу со взломом.
Еще воображение Алеши поразила история каменщика Ардальона. Он любил свою работу, но вдруг пропал. Оказалось, загулял, спился, а потом переселился на Миллионную улицу, к нищим. Однажды Алеша встретил там знакомую прачку Наталью, тоже спившуюся и «гулящую». Алеша узнал, что Ардальон со своим приятелем избили женщину, и больше сюда не приходил.
Иногда встречал Павла, узнавал о жизни в мастерской и понял, что пути назад нет.
О книге
В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение увлекательных книг, несомненно, позволит сделать это. Книги дарят прекрасную возможность отвлечься от личных и деловых проблем, погружая читателя в иные миры, жизни и даже время.
Книга «Люди или нелюди» Тендрякова Владимира Федоровича является вполне увлекательным произведением, написанным в жанре русская проза
Вложив душу в своей произведение, автор обращает внимание читателей на многие актуальные и глубокие проблемы, пытается решить важные вопросы взаимоотношений. Интересная история сюжетной линии, тонко описанные персонажи, увлекательные диалоги между героями, атмосфера книги в целом, определенно вовлекут Вас в удивительное чтение
XIV.
В мастерской все были неграмотными, и Алеша читал каждый вечер вслух. Порой его изумляла разница между книгой и жизнью. В книгах не было таких людей, какие его окружали в последнее время. Книги было трудно доставать – Алеша выпрашивал их всюду как милостыню.
Подружился с Павлом Одинцовым, и они вместе старались развлечь мастеровых – разыгрывали спектакли, смешили. Еще одним развлечением были кулачные бои. Капендюхин не мог одолеть мордвина – положил свинец в перчатки. Ситанов не дозволил убийства и вступил в схватку сам. Одолел не силой, а ловкостью.
Люди много говорили о Боге, но когда Алеша с Павлом вымыли в бане умирающего Давидова, их обсмеяли: все равно скоро помрет.
III.
Умер братик Коля. Бабушка сказала: хорошо, а то бы мучился всю жизнь. Отец Язя вырыл могилу рядом с матерью, но задел гроб. Алеша это увидел, почувствовал тяжелый запах — ему стало плохо.
Дед собрался в лес за дровами, а бабушка за травами. Алеша помогал деду, но сбежал к бабушке и наблюдал, как она точно хозяйка ходит по лесу, всё видит и всех хвалит. Они стали ходить в лес каждый день. Однажды Алеша упал в пустую медвежью берлогу и распорол бок, но бабушка его вылечила. В другой раз он увидел собаку, которая оказалась волком. А как-то раз охотник случайно всадил в мальчика дробь. Бабушке нравилось, что он терпит боль.
Осенью дед отправил его к Матрене, бабушкиной сестре, чтобы Алеша стал чертежником.
Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Тендрякова о человеческих качествах на войне
В.Ф. Тендряков, русский и советский писатель, описывает голод, тяготы и лишения военного времени, пережитые защитниками Отечества. Автор задается проблемой: какие нравственные и духовные качества проявляются на войне?
В.Ф. Тендряков рассказывает о случае, произошедшем во время Великой Отечественной войны. Главный герой украл полбуханки хлеба, потому что почти ничего не ел пять дней. Не только рассказчик, но и все его товарищи голодали: «два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки». От голода у солдат кружилась голова, ноги были ватные. Главный герой понимал, что совершил ужасный поступок, но чувство голода было сильнее. В мирной жизни он также врал, но то было совсем другое: обманул учителя из-за невыученного урока, нарушил слово не драться. Он всегда раньше находил себе оправдания. Однако, в данной ситуации герой не находит себе оправдания. Он понимает, что поступил подло. Ведь он обокрал таких же, как он сам, голодных и обездоленных товарищей. Хорошо, что в дальнейшем солдат раскаялся. Он сетует: «Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб…» Главный герой постарался исправить свой безнравственный поступок. Он брался за самую тяжелую работу, всегда делился с другими солдатами едой. Герой старался искупить свою вину. Противопоставляя эти поступки рассказчика, В.Ф. Тендряков приходит к выводу, что война обнажает как худшие, так и лучшие человеческие качества.
Авторская позиция четко выражена в тексте: война – великое испытание на прочность нравственной и духовной силы человека.
Нельзя не согласиться с писателем. Он прав в том, что в экстремальных ситуациях проявляются худшие качества: трусость, слабость, обман, предательство, а также лучшие: верность, отвага, самопожертвование, благородство. У человека всегда есть возможность исправиться. Во все времена надо оставаться Человеком с большой буквы, как бы тяжело ни было.
В доказательство приведу пример из литературы. В повести М. Шолохова главный герой Андрей Соколов попал в плен к немцам. Комендант требует, чтобы советский солдат выпил за победу Третьего рейха. Для Андрея это означает предать Родину. Он отказывается даже под страхом смерти. Его мужество, честь и достоинство вызвали восхищение даже у немцев. Враги признали его превосходство, одержанное силой духа.
Таким образом, война служит проверкой на прочность во всех отношениях. Она обнажает и худшие, и лучшие качества, показывая истинный характер человека. На войне, как везде и всегда, несмотря на боль и страдания, надо стремиться к самосовершенствованию.
С этой книгой читают
Исповедь ‘неполноценного’ человекаДадзай Осаму
Повесть одного из крупнейших японских писателей XX века Осаму Дадзая «Исповедь «неполноценного» человека» — автобиографична. Рассказывает о трагической жизни человека…
4.13
(14)
Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич
Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…
4.13
(36)
Байки служивых людейКонстантинов Андрей Дмитриевич, Новиков Александр Александрович
Андрей Константинов и сотрудники Агентства журналистских расследований от всей души делятся с читателями самыми любопытными подробностями своего служивого прошлого.
…
4.3
(2)
Иду к людям Садовников Георгий Михайлович
Первое издание остросюжетной повести «Иду к людям» (1962) Георгия Садовникова, по которой был поставлен телесериал «Большая перемена».
4.3
(1)
Странные людиШукшин Василий Макарович
В этот сборник вошли рассказы Василия Шукшина разных лет, объединенные темой человеческой «инакости», весьма странно проявляющейся в чудаковатых обитателях…
4.2
(3)
Человек, который знал всеСахновский Игорь Фэдович
В результате стечения обстоятельств герой романа Игоря Сахновского «Человек, который знал все» (short-list премии «Большая книга – 2007») обретает феноменальную…
4.45
(2)
О мышах и о людяхСтейнбек Джон Эрнст
В нескольких милях к югу от Соледада река Салинас жмётся к холмистому берегу. Вода здесь глубокая, зелёная и тёплая, потому что она долго скользит, поблёскивая на…
5
(3)
Человек с чужим прошлымВеденеев Василий Владимирович
Роман известного мастера приключенческого жанра открывает новую серию книг «Особо опасен для рейха», в которой будет представлены самые яркие произведения о разведчиках…
3.71
(7)
XV.
В день именин Алеше подарили икону с образом Алексия. Но уже сразу настроение было испорчено очередной стычкой с приказчиком. Он постоянно издевался над мальчиком, давал ему грязную работу, подкидывал серебряные деньги, чтобы поймать на воровстве, и унижал в глазах остальных. О малейшей провинности докладывал хозяину.
Поддержки от деда не было, бабушка все время работала, а при редких встречах убеждала терпеть. Но Алеше не давалось терпение, он с ужасом думал, что так и будет барахтаться в какой-то грязной каше.
Он решил уехать в Астрахань и оттуда сбежать в Персию. Встретил бывшего хозяина Василия, племянника бабушки. Тот позвал к себе. В мастерской весть об уходе восприняли с грустью, особенно Павел. А хозяйка спьяну заявила, что если бы он не ушел – его бы выгнали.
Как связаны великодушие и сострадание? Тендряков «Люди или нелюди», Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение)
Доброта и человечность – вот, что связывает великодушие и сострадание. Такими качествами обладает человек, который может и считает нужным прощать, поддерживать и сопереживать. Это делает его счастливым и честным перед самим собой, ведь проявление великодушие и сострадание указывает на жизненные ценности человека.
Ярким примером проявления великодушия и сострадания может послужить поступок Якушина из произведения Владимира Тендрякова «Люди или нелюди». События, описываемые в произведении, разворачиваются в трудные для всех времена — во времена Великой Отечественной Войны. Главный герой произведения Якушин, обладая «чугунным от стужи и усталости», но «наполненным добротой» сердцем, проявлял великодушие и сострадание к пленному немцу Вилли, который случайно попал в расположение русских войск.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Якушин предстает перед нами как человек высоконравственный, для которого помощь другому человеку, важнее внешних обстоятельств. Осознавая, что Вилли совсем ребёнок, Якушин заботился о нём как отец, опекал его. У Якушина не было предвзятого отношения к ребёнку, он не равнял его с остальными фашистами, потому что понимающе отнёсся к ситуации, когда ни в чём не винный немец Вилли случайно попал в плен к врагам.
Ещё одним примером проявления великодушия и сострадания являются поступки Сони Мармеладовой из произведения Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Девушка проявляет сострадание и великодушие по отношению к своему отцу, который спился и пропивает деньги заработанные Соней, а всё потому, что в первую очередь он — её отец, родная кровь, и Соня прощает ему все проступки. Девушка так же сострадает и помогает заболевшей мачехе, заботится о её детях. Несмотря на то, что мачеха оскорбляла Соню, девушка великодушно прощает женщину, потому что Соня — человек добросердечный, не держит зла и не таит обиду, наоборот, всё прощает, помогает и поддерживает людей вопреки всем обстоятельствам.
Великодушие и сострадание — родственные понятия. Мы на примерах убедились в том, что оба этих качества всегда проявляются вместе, неразрывно следуют друг за другом. Ведь сострадание — это проявление жалости, заботы и сочувствия. Великодушие — умение прощать, осознавать и здраво принимать решения, основываясь на человеческих ценностях, а не на обстоятельствах. Человек не может проявить сочувствие, к человеку, который причинил ему боль, если он не обладает таким качеством, как великодушие. Именно по этому, великодушие и сострадание разные, но тесно связанные между собой качества присущие человеку, которые не могут существовать самостоятельно.
Источник