Краткое содержание рассказов Аверченко
- Дети
- Дюжина ножей в спину революции
- Смерть африканского охотника
- Вечером
- О шпаргалке
- Открытие Америки
Выдающимся русским писателем сатирического жанра считают Аркадия Тимофеевича Аверченко. Он появился на свет 15 марта 1880 года в Севастополе. Отец писателя был Тимофей Петрович, являющийся представителем купеческого сословия, а мать Сусанна Павловна воспитывалась в офицерской семье.
Начиная с юных лет, у Аркадия было плохое здоровье, а болезнь глаз не дала возможность ему завершить начальное обучение. Стоит отметить, что эти проблемы ему помогли восполнить выдающиеся способности и сильное желание получить образование.
Аверченко начал трудится с юного возраста, когда ему не исполнилось даже 15 лет. Потом он проходил службу на пароходном судне, где он начал создавать хорошие истории. Его труды отражают жизнь обычных людей, находящихся в трудном положении, но они пытаются шутить в сложной ситуации. В 17 лет, он поехал в Украину, где он служит на производстве по добыче полезных ископаемых, поэтому появляются рассказы о «Брянском руднике».
После прибытия в Харьков, он создает несколько произведений. При этом следует отметить, что главным произведением считается рассказ «Праведник». После ухода из журнала, где создавали смешные газеты, он направляется в Санкт-Петербург, устраиваясь на работу в издание «Стрекоза», а потом является руководителем издания «Сатирикон». В нем писатель проработал много лет, раскрывая творческие возможности. В журнале он показывал читателям самые искрометные творческие работы, которые нравились людям.
В жизни писателя случились грандиозные перемены после октябрьского переворота 1917 года. Дело в том, что Аверченко оказался жестоким критиком власти, он публиковал творческие работы, отражающие недостатки руководителей страны, а его поступки вызвали гневные замечания. После завершения работы журнала «Сатирикон», писателю пришлось отправиться за границу. Он постоянно переезжал на разные места, а потом остановился в Праге до смерти. Еще следует упомянуть выдающийся роман «Шутка Мецената» стал последней творческой работой великого писателя, которую опубликовали после смерти выдающегося мастера.
В 1925 году, выдержав тяжелую операцию, у него перестал видеть глаз. После этого у писателя ухудшилось самочувствие. 12 марта он умирает. В 49 лет он умирает от сердечной недостаточности. Его похороны состоялись на Ольшанском кладбище в Праге.
Краткое содержание Двойник Аверченко для читательского дневника
Жанровая направленность рассматриваемого произведения определяется как юмористический рассказ с сатирическими элементами.
Главным героем рассказа является Колесакин, представленный автором в образе молодого человека, определяющего себя самого как застенчивый весельчак.
Сюжетная линия произведения повествует о произошедшем однажды случае с главным героем, когда он, сидя на городском вокзале и наслаждаясь жизнью, неожиданно встречает незнакомца, который принимает Колесакина за другого человека.
Незнакомец воспринимает Колесакина в качестве своего давнего знакомого Вадима Григорьевича Зайцева, интересуется его здоровьем и делами, а также решает возвратить ему давний долг. Герой, недолго думая, решает развлечься и просит у незнакомца еще денег взаймы.
Обогатившись нежданным образом, Колесакин совершает прогулку в сквере, где у него происходит встреча с незнакомой девушкой, которая также принимает его за некоего инженера Зайцева. Войдя в свою новую роль, Колесакин начинает заигрывать с незнакомкой, мысленно веселясь и развлекаясь.
Затем герой принимает решение посетить дорогой ресторан, поскольку он располагает легко полученными деньгами, где его снова воспринимают за Зайцева, а Колесакин даже и не собирается опровергать данный факт. Герой проводит бурную ночь в развлекательном заведении, которая заканчивает вызовом полиции. Однако Колесакин представляется околоточному в качестве инженера Зайцева и просит прислать ему штраф на это имя.
Уставший после бурной ночи герой наутро оказывает на пустынном перроне, где его окликает высокий мужчина щеголеватого вида, снова обращаясь к нему как к Зайцеву. Однако эта последняя встреча Колесакина со своим двойником заканчивается плачевно, поскольку господин отвешивает герою смачную оплеуху за некие нелестные высказывания инженера Зайцева в свой адрес.
В финале рассказа Колесакин представляется автором потускневшим и нерадостным человеком.
Оцените произведение:
- 3.05
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 41
Читать краткое содержание Двойник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Очень краткое содержание (в двух словах)
Яков Голядкин, собираясь на обед к своей возлюбленной Кларе Олсуфьевне, вёл себя нервно и странно. Когда он, наконец, приехал, то не был впущен в дом. Он пробрался через чёрный ход, после чего устроил там скандал. Выдворенный, он пошёл гулять по набережной Фонтанки и неожиданно встретил там своего двойника, который вместе с ним пришёл к нему домой. Утром, в департаменте он снова его встречает, а также узнаёт, что того приняли на работу к нему в отдел. Позже он выясняет, что тот его полный тёзка. Вскоре младший Голядкин выдаёт работу старшего Голядкина за свою, а также начинает вести себя вызывающее и нагло. Яков Голядкин не знает что делать, к тому же его заставляют сдать дела, а его камердинер уходит от него. Тут он получает письмо от Клары Олсуфьевны, которая просит спасти её. Он прячется в условленном месте под её окнами, но его замечают и зовут в дом, полный гостей. Все его успокаивают, приходит врач, который сажает его в карету. Через некоторое время Голядкин замечает, что это не совсем его знакомый врач, и он в ужасе кричит.
Основной смысл
«Двойник», как и каждая великая повесть — это не только история определенного человека. В своем рассказе автор показал светское общество Петербурга в общем, и с помощью собирательных образов (именно они относятся к Голядкину) рассматривает перспективы дальнейшей русской истории. А они эти, как считает писатель, не радужные, так как общество, в котором успеха добиваются только благодаря обману и лицемерию, где в почете сомнительные ценности и находятся ложные идеалы, изначально обречено на быструю гибель.
Общество пытается вытеснить каждого человека, который отличается. Сильных людей оно подавляет, а слабых доводит до угнетенного состояния. Как сказал Майков: «Автор мастерски смог исследовать анатомию души, погибающей от сознания разных частных интересов в благополучно устроенном обществе».
Раздвоение личности Якова Петровича произошло вследствие сильного психоэмоционального напряжения, которое было спровоцировано неблагоприятным социальным положением его существования. А в действительности, двойственные, как разум Голядкина, так и все общество вокруг, где моральные принципы замещены интригами, корыстью, личной выгодой.
За минуту
Павлуша Колесакин приезжает в провинциальный город, чтобы выполнить поручение старой тёти. Уже на вокзале он встречает незнакомого человека. Мужчина принимает Колесакина за инженера – Зайцева Вадима Григорьевича. Молодой человек всё понимает, но поддерживает разговор и принимает от господина деньги.
Затем Колесакин встречает хорошенькую девушку, которая тоже думает, что это Зайцев. У молодой особы были отношения с Вадимом, но они закончились. Однако двойник-инженер хорошо проводит с ней время и предлагает переехать к нему. После этого молодой человек едет в лучший ресторан, в котором тратит много денег и просит выслать счёт на квартиру инженера.
Веселье Колесакина быстро заканчивается, когда на перроне он встречает щеголеватого господина. Мужчина думает, что Павлуша – это Зайцев. Он бьёт Колесакина по лицу за то, что на приёме у Заварзеевых двойник-инженер сказал о его нечестной игре в карты. Молодой человек сел в поезд, но в душе его уже не было так радостно.
Сюжет
Молодой человек Павлуша Колесакин на один день является в небольшой провинциальный город, ранее ему неизвестный, «по какому-то вздорному поручению старой тётки».
Уже на вокзале, где Павлуша прежде всего зашёл подкрепиться в ресторан, выясняется, что его, Колесакина, легко принимают за другого, а именно за некоего молодого инженера по имени Вадим Григорьевич. Воспользовавшись сходством, Колесакин не только получает некую сумму, которую должен инженеру его знакомый, но и берёт в долг у этого знакомого (естественно, не от своего собственного имени, а от имени своего двойника).
Далее по ходу действия выясняется и фамилия инженера (Зайцев), и то, что внешность отнюдь не обманчива: Колесакин и Зайцев принадлежат к одному и тому же типу жуира, весельчака, авантюриста и скандалиста. Так что если бы Зайцев случайно оказался в городе, где живёт Колесакин, ситуация могла бы зеркально повториться.
Две стороны главного героя
Голядкин-самозванец, он же доппельгангер настоящего Якова Петровича, это его противоположность. Чтобы описать настоящего Голядкина, можно выбрать следующие эпитеты:
- исполнительный и нерешительный;
- конфузливый и совестливый;
- мечтательный и замкнутый;
- заурядный и серый;
- молчаливый и услужливый.
Нужно понять, что в этом случае нельзя рассматривать противоположность «хороший и плохой». Настоящий Яков Петрович совершенно не идеален, а младший — это тот человек, которым смог бы стать госслужащий, имея смелость, жизненную энергию, волю. Доппельгангер в этой повести — это синтез скрытых сторон человека, которые главный персонаж не может развить у себя.
До выхода «Двойника» в литературе находилось несколько типажей чиновников: расчетливый карьерист и забитый бедный служащий. Достоевский смог создать экспериментального героя Голядкина, который страдал раздвоением личности. Благодаря психологическому срыву Якова Петровича у писателя получилось объединить 2 литературных образа в одном герое.
История создания
Повествование рассказывает об истории обычного чиновника из Петербурга Якова Петровича Голядкина — это молчаливый, робкий и услужливый человек. Больше всего тихий Голядкин желает получить повышение на работе и быть «своим человеком» в обществе светской элиты.
После острого психоэмоционального перенапряжения с главным героем происходят непонятные вещи. К примеру, однажды ему встречается собственный двойник, воплощающий в жизнь все задуманные мечты Голядкина. Но ему от этого не легче, так как непосредственно он до сих пор находится в плачевном положении, при этом самозванец пожинает всю славу.
Над кратким содержанием «Двойник» Достоевский начинает работу еще в 1845 г., находясь в гостях у своего брата Михаила в Ревеле (сейчас это город Таллин, столица Эстонии). Когда он возвращается в Питер, продолжает написание повести. Работа тянется сложно, произведение пишется с трудом. В результате в 1846 г. повествование было полностью закончено и опубликовано в издании «Отечественные записки».
Невзирая на хорошие отзывы критиков, в том числе знаменитого Белинского, который уже в то время благосклонно относился к Достоевскому, непосредственно автор «Двойником» был недоволен. Спустя определенное время книга переделывается, но все равно не удовлетворяет создателя.
Насколько бы ни критиковал себя Достоевский, это произведение было важным событием в литературе 19 столетия. С учетом всех традиций Гоголя и Пушкина, автор углубляется в психологию «маленького человечка». Он показывает внешнюю борьбу личности и отрекающегося от него общества, а также внутреннее противоборство темной и светлой стороны людского «Я». Чтобы реализовать эту идею, Достоевский создает фантастического персонажа и обращается к теме двойной личности.
Тема доппельгангера часто применялась предшественниками Достоевского. К примеру, популярными рассказами, где можно встретить доппельгангер являются:
- «Эликсир сатаны».
- «Кристабель».
- «Бойцовский клуб».
- «Вильям Вильсон».
- «Уединенный домик».
Композиция
Рассказ начинается весьма необычно – сразу, в экспозиции, даётся оценка характера и поведения главного героя. Но это не авторская оценка:
Таким образом, вся дальнейшая история выносится на самостоятельный суд читателя, как бы по принципу суда присяжных. Ведь если присяжные решат, что поступки Павлуши Колесакина простительны и в принципе он невиновен, то и официальный суд не сможет его осудить.
Но тогда придётся осудить двойника Павлуши Колесакина – Вадима Зайцева: ведь Колесакин в общем-то поступает «по логике» поступков Зайцева, просто чуть-чуть доводит эту «логику» до черты абсурда, к которой она и так неуклонно катится. И если брать чужие деньги явно нехорошо («первый весёлый поступок Павлуши Колесакина»), то «второй поступок в сумерках городского чахлого бульвара» – свидание с любовницей Зайцева – девушку скорее осчастливил, хоть и всего лишь «до послезавтра», когда она должна «навек соединиться» с Зайцевым… по приглашению Колесакина.
И, наконец, третий поступок – пьяный дебош в лучшем ресторане города завсегдатая этого ресторана «господина Зайцева» – особенно никого не удивил, просто долг ресторану его завсегдатая вырос на 627 рублей 55 копеек.
Три события – три поступка Павлуши Колесакина – этого, по «эпической традиции», сложившейся за тысячелетия «рассказывания историй», как раз вполне достаточно. Но чем же завершить рассказ, «мораль» которого (впрочем, как мы видели, не вполне традиционная) дана ещё до завязки действия, ещё в экспозиции? Какой должна быть его развязка – и где же кульминация?
Кульминация не заставила себя долго ждать: как раз к отъезду Колесакина, когда мы уж ни на что и не надеялись, поспевает четвёртое событие, в котором Колесакин принимает лишь пассивное участие. Когда Колесакин явился на вокзал «рано утром, весёлый, ощущая в кармане много денег и в голове приятную тяжесть», к нему «подошёл высокий щеголеватый господин и строго сказал:
Мелькнула в воздухе холёная рука, и прозвучала сильная глухая пощёчина».
Так все преступления Колесакина, скопом, обрели достойное наказание – независимо от моральной оценки именно его преступлений: на сей раз наказано было преступление Зайцева. Но так как Зайцев двойник Колесакина, и так как они «типичны», и имя им легион, читатель не может не почувствовать морального облегчения: награда нашла героя.
-
«Ложь», анализ рассказа Аверченко
-
«Специалист», анализ рассказа Аверченко
-
«Смерть африканского охотника», анализ рассказа Аверченко
-
«Вечером», анализ рассказа Аверченко
По писателю: Аверченко Аркадий
Тема
Темой рассказа по сути является сам феномен двойничества, под которым современное литературоведение понимает:
- Наличие в произведении двух персонажей, обладающих абсолютным или почти абсолютным сходством.
- Это сходство они взаимно удостоверяют.
- Это сходство признают другие персонажи.
Из указанных признаков двойничества в рассказе Аверченко недостаёт лишь второго. Третий представлен наполовину: сходство-то признают другие персонажи, но признают по факту, при этом не сознавая, что перед ними не известный им персонаж, а его двойник. Именно в этом и состоит комизм ситуации – главная пружина юмористического сюжета.
Краткий анализ
В критических литературных произведениях жанр рассказа «Двойник» определен гротескно-фантастическим. Фантастический персонаж (Голядкин-младший) вводится в сюжетную линию по ряду причин:
- для воплощения идеи полярности людей, борьбы человека со злом, которое находится внутри него;
- для демонстрации, как отравляющее воздействие общества может пробудить низкие моральные качества натуры человека;
- для демонстрации двух разных литературных разновидностей чиновников (наглого интригана и забитого служаку).
Гротеск требуется Достоевскому, чтобы живописно описать нелепость и противоречивость положения главного персонажа в обществе. Один из ярчайших примеров, что никто из работников министерства совершенно не был удивлен, когда в один день на работу приходят 2 Якова Петровича.
Введение такого художественного оборота обусловило литературные споры. Некоторые литературоведы считают Голядкина-самозванца галлюцинацией настоящего персонажа, а все, что происходит вокруг — плод больной фантазии безумного чиновника. В этом случае «Двойник» является гротескно-психологическим рассказом. Некоторые литературоведы увидели в Голядкине-младшем настоящего персонажа, темного двойника души чиновника, которая в один день вырвалась наружу и стала реальной. В таком случае рассказ можно отнести к фантастической повести.
Описание персонажей
Главный герой Голядкин занимает должность советника в одном из петербуржских муниципальных учреждений. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице и стать блистательным чиновником, одним из тех людей, перед которыми открывают двери швейцары, кого рады видеть на любом приеме, кто сидит на лучших местах в театре, при виде кого отцы толкают незамужних дочек, чтобы те выровняли осанку и поправили прическу.
Основное препятствие на пути к желанному результату — характер Голядкина. Он не умеет подлизываться, юлить, подхалимствовать, плести козни. «Не интриган, и горд этим» — говорит Яков Петрович. Но, гордиться ему нечем. Голядкина не уважают на службе, над ним смеются его коллеги, его не замечают девушки, он является посмешищем на светских приемах.
Незнакомый человек полностью похож на него. Помимо этого, утром на второй день Яков Петрович видит его на своей работе. Приглашая к себе в гости Голядкина-младшего, «старший» начинает ликовать, так как теперь он обзавелся соратником, и они свернут горы, могут «вместе хитрить… в пику им создавать интригу».
Но Голядкин-младший выбрал другой способ поведения. Главный персонаж для него не является соратником, а поэтому самозванец умело подхалимничает с «нужным» людьми и за несколько дней становится любимцем в министерстве. Поимо этого, самозванец бесцеремонно начинает издеваться над «старшим», превратив беднягу в предмет постоянных насмешек. Так, «младший» выживает Якова Петровича как из министерства, так и из общества. Рассказ завершается тем, что безумного Голядкина отвозят на карете в психушку.
Об авторе
Для того, чтобы оценить литературную обстановку того или иного времени в полной мере необходимо обратить пристальное вниманию на сатиру. Автора сатирических рассказов Аркадия Аверченко не раз называли «королем смеха», за его умение описать даже самую обыденную жизненную ситуацию с позиции юмора.
Творческий путь он начал в журнале «Сатирикон». Издание ориентировалось на людей среднего класса, заинтересованных политической и литературной жизнью. Забавные рассказы Аверченко из журнала имели огромный успех. Автор использовал характерный прием – любой, сам по себе анекдотичный случай доводить до полного абсурда. Его рассказы далеко не всегда были правдоподобны, но интеллигенция читала Аверченко с удовольствием. Наиболее правдивыми были герои Аверченко, потому, что они были наделены внешностью и характерами его друзей и коллег по «Сатирикону».
В 1918 году в связи с политической ситуацией в стране «Сатирикон» был запрещен. Автору пришлось бежать с белогвардейцами. Эти события в последствии нашли свое отражение в сборниках рассказов автора. Аверченко, став советским писателем в своем творчестве пытался сказать, что произошедшая революция — это ужасное недоразумение. Социальный перелом сильно повлиял на юмор Аверченко, он становится более жестким, с некоторой долей гротеска. Книги «Дюжина ножей в спину революции» и «Смешное в страшном» можно охарактеризовать как антисоветские произведения, с хорошей долей преувеличения. Таковы были впечатления автора от результатов гражданской войны. Будучи эмигрантом, Аверченко сильно скучал по родине, и его книга «Записки Простодушного» посвящена таким же мигрантам, как и он, осмыслению революции и ее итогов. После разрушения всего, что ему было дорого он в своем творчестве пытается найти новый смысл жизни и нравственную опору. В последние годы Аверченко все чаще обращался к теме детей, используя гротеск для изображения их лилипутского мира.
Автор писал в своих произведениях о переломном моменте в истории нашей родины.