Коротко о семье Тургенева и его детстве
Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его. Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами
Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным
Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.
Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла «Записки охотника», поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Жуковский и Карамзин.
Средства художественной выразительности
Кажется, что может быть необычного в описании солнца? Но Маяковскому с помощью гиперболы удалось сделать его фантастическим — «в сто солнц закат пылал». Метафоричное изображение солнца позволяет читателю поверить в то, что это что-то живое. Особенно, когда солнце приходит в гости к поэту. Красочные детали добавляют стихотворению выразительности: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…», «сконфужен, я сел на уголок скамьи…», «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я».
Когда мы читаем диалог с солнцем, то кажется, что они старые друзья. Маяковскому удалось передать непринужденную обстановку благодаря простой лексике и наличию восклицательных предложений.
Делая анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» становится понятно, что герои своеобразны по своей натуре: солнце одновременно и сильное, и ласковое, а поэт уставший, разозленный, но любящий свое творчество.
Оригинальность этих образов заключается в простом отношении друг к другу. Поэт и солнце – товарищи. Но после теплой встречи, они приступают к серьезному разговору. Прослеживается тема стихотворения: назначение поэта и поэзии. Солнце и поэт имеют определенное сходство: солнце греет людей своими лучами, а Маяковский – словами.
Произведение действительно очень интересно и по своей структуре, и по смыслу, и по количеству ярких образов. Вы прочитали анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Читайте и другие статьи по литературе на нашем сайте в разделе
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произведений В.В. Маяковского, оно построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало. Основной художественный прием в данном произведении — параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта. Довольно-таки длинное название стихотворения, снабженное также еще подробным подзаголовком, четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях. Стихотворение открывается дачным пейзажем, который выполнен также необычно, как необычно заявленное в названии приключение поэта. Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему действую произведения: А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало. Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов: В упор я крикнул солнцу: «Слазь! довольно шляться в пекло!» В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже! В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в целом) чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фантастическое действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самоваром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле: Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами. При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно похлопать по плечу. В финале стихотворения разрушается абстрактный образ общего врага: Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой нала. Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому совместить фантастический и реалистический планы художественного отражения действительности: Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Лирический герой воспринимает небесное светило как некое реальное существо — помощника поэта. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет. В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта перекликается по проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.
Олицетворение — литературный троп
В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.
В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.
Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.
И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.
Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.
Литературное направление и жанр
Рассказы раннего Набокова, как считают, были своеобразной платформой для оттачивания его писательского мастерства и не вызвали такого же восторга критики, как его романы. Рассказы, являющиеся по сути своей модернистскими, считаются более близкими к реализму, чем большая проза Набокова. Но оба эти утверждения не находят подтверждения в рассказе «Гроза». Это типично модернистский рассказ, в котором мифологическое переплетается с реальным, создавая причудливую зыбкую вязь из подтекстов и аллюзий. Читатель не получает объективной точки зрения на происходящее и вынужден стать частью авторской игры в шарады.
Гроза
Создавая «Грозу», Набоков обращается к библейской легенде. Тот факт, что в рассказе присутствуют персонажи из Библии — особенность, которую писатель не повторил ни в одном из своих последующих произведений. Аллюзия на миф о пророке Илии и Елисее объясняет то особое состояние — осознание в себе дара. Набоков вкладывает в текст важный на данном этапе жизни смысл. Смерть отца и разрыв помолвки определяет его дальнейший путь — путь писателя. Сюжет получения дара в результате связи с Богом или небом кажется знакомым по «Пророку» Пушкина. Рассказ стоит прочитать, прежде всего, чтобы почувствовать приятное послевкусие на кончике языка — осознание собственной значимости в мире, исключительное состояние, которое сам Набоков хранил внутри себя на протяжении всей жизни. Может быть в этом секрет его успеха?
Тяжелый дым
Тема творчества часто выступает как сквозная во многих произведениях Набокова, а в «Тяжелом дыме» она является основной. Несмотря на небольшой объем, рассказ смог уместить в себе множество интересных концепций — они раскрывают образ героя наиболее полно. Цепь событий, разворачивающихся в пространстве «Тяжелого дыма», словно происходит в двух разных вселенных. Первый мир — фактический, внешний, а второй — внутренний, воображаемый. Продольные черты превращаются в далекий горизонт, дверное стекло в воду. Таким образом происходит столкновение душевных устремлений героя с реальностью. Но не только пространство в рассказе не имеет четких границ, постепенно и сам герой теряет свою физическую структурность, связь с человеческим началом. Повествование лишено авторской точки зрения, что напоминает кино — Набоков не присутствует в тексте, он лишь «держит камеру».
Герои рассказа
Герой-рассказчик напоминает лирического героя из стихотворений. Читатель ничего не знает о его жизни и занятиях, зато считывает его чувства, его душу. У героя есть возлюбленная, ею полон его краткий сон. К ней он несётся на рассвете в первом сонном трамвае в промокших клетчатых домашних туфлях и блеклом халате. Такой поступок может свидетельствовать о спутанном сознании героя (он проснулся во время грозы, его «опьянили эти синеватые содрогания») или высоком эмоциональном напряжении, катарсисе, который переживали в театре древние греки и переживает герой-рассказчик в собственном дворе, ставшем ареной мистических событий.
Другой герой – громовержец, Илья-пророк. Этот мифологический персонаж объединяет сразу все упомянутые мифологии. Он появляется как громовержец (название Зевса): «Седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении». Затем громовержец превращается в пророка Илью.
Упавший Илья встаёт грузно, его лицо темнеет, борода растрёпана, он сердито качает головой и прихрамывает.
Опускаясь всё ниже, сначала на крышу, а потом во двор, пророк всё больше «заземляется» и становится обычным сутулым тощим стариком в рясе, со смуглой лысиной, каким, наверное, был пророк Илья в земной жизни. Он кряхтит в поисках колеса, у него крупный костистый нос, с кончика которого стекает светлая капля. То есть из позиции бога герой почти мгновенно перемещается в позицию человека, да ещё и жалкого, вызывающего сочувствие или насмешку.
В противовес этому герой-рассказчик, помогая отыскать колесо, из обычного молодого человека превращается в пророка Елисея, ученика Ильи и его помощника.
Глава шестая
Ганин не помнил, когда точно увидел Машеньку в первый раз: то ли на дачном концерте, то ли раньше, но мельком. Концерт был организован в большой риге на лугу. Выступал приглашенный из Петербурга бас. Но в тот день для Ганина существовало только одно: «он смотрел перед собой на каштановую косу в черном банте». Когда девушка поворачивала в сторону лицо, Лев Глебович видел «темный румянец ее щеки, уголок татарского горящего глаза, тонкий изгиб ноздри». Ганин не помнил, когда встретил Машеньку снова – на следующий день или спустя неделю. Несколько раз он видел ее во время велосипедных прогулок. Лев Глебович клялся себе, что заговорит с ней, но смелости не хватало. Зато от знакомого студента Ганин узнал имя прекрасной незнакомки.
Фигуры речи
Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:
Художественный прием |
Пример |
Анафора |
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. |
Эпифора |
Други его — не тревожьте его! Слуги его — не тревожьте его! |
Градация |
Не жалею, не зову, не плачу. |
Многосоюзие |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы. |
Бессоюзие |
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… |
Эллипсис |
Татьяна – в лес. Медведь – за ней. |
Синтаксический параллелизм |
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. |
Инверсия |
Белеет парус одинокой |
Антитеза |
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен |
Парцелляция |
У Елены беда тут стряслась. Большая. |
Риторический вопрос |
Какой же русский не любит быстрой езды? |
Риторическое восклицание |
О времена, о нравы! |
Риторическое обращение |
Прощай, немытая Россия! |
Умолчание |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал… |
Вопросно-ответная форма изложения |
Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! |
Оксюморон |
Живой труп |
Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.
Сочинение — Анализ рассказа Набокова Гроза. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений
Произведение наполнено игрой метафорами, использованием художественных приемов, которыми превосходно владел автор.
Набоков описывает атмосферное явление – грозу, смешивая подчеркнутое упоминание реальных предметов из повседневной жизни, таких как горничные, вдова, сдающая комнату с мифологическими образами.
С самого начала автор погружает читателя в некую непонятную, но удивительно знакомую реальность, используя недосказанность. Полная белокурая женщина вдруг начинает удивительно хорошо петь. При этом, писатель не сообщает кто она, зачем поет и о чем.
Вместе с тем, описанные в рассказе обычные вещи, показаны в несколько необычно свете. Например, сушащиеся рубашки названы распятым, старьевщики выражаются лаем, притом почему-то печальным. Все эти детали должны, вероятно, по мысли автора показать, что мир, в котором мы живем и к которому привыкли не так уж и прост, как кажется.
Гроза показана в рассказе, как поездка по небо пророка Ильи. Набоков выбирает сознательно фольклорный, а не религиозный образ этого библейского персонажа, стремясь дать картину одновременно и обыденную и насквозь невероятную. Ко времени написания рассказа не только темные деревенские жители, но и маленькие дети вряд ли верили в громовержца Илью, вызывающего грозу.
При этом, автор стремится и эту фантастическую фигуру ввести в привычный нам мир. У колесницы громовержца отлетает колесо, и Илья требует у героя рассказа найти его. Мифологический персонаж описывается не как некий грозный небожитель. В произведении он выглядит просто сердитым стариком, ищущим колесо по углам, одетым, притом достаточно небрежно. После этого, автор вновь ломает нарисованную картину тощего старика в промокшей рясе, ползающего по газону и говорит о том, как этот персонаж спокойно и деловито лезет на небо.
Рассказ являет собой пример того, как за счет сочетания малосовместимых между собой существительных и прилагательных, а также показанных в неожиданном свете образов, знакомых всем, можно по-другому увидеть привычные нам явления. Автор желал показать, что мир, к которому мы привыкли, может удивлять на каждом шагу, показывая нам неожиданные грани давно знакомых предметов и явлений, стоит лишь посмотреть на него под другим углом. Именно для достижения этой цели рассказ сознательно написан языком, который очень трудно поддается истолкованию, ему можно дать много интерпретаций, при этом добавлять все новые и новые.
Глава восьмая
После разрыва с Людмилой день Ганина становится более пустым в житейском смысле, зато исчезает тоска бездействия. Значительную часть времени он предается воспоминаниям о романе с Машенькой.
Однажды Машенька вместе с двумя подругами зашла в парковую беседку. К ним присоединился Ганин, катавшийся на велосипеде. Они разговаривали о дачниках, грозе, его тифе, концерте в сарае и смешном студенте в солдатском лазарете. Лев Глебович пообещал, что на следующий день отвезет всех кататься на лодке, но Машенька пришла на встречу одна. После этой прогулки они начали видеться регулярно. Машенька была веселой, смешливой девушкой, любившей песенки, прибаутки, словечки и стихи. «У нее были прелестные бойкие брови, смугловатое лицо», «голос был подвижный, картавый». Вскоре Ганин признался девушке, что давно любит ее.
Ночью к Льву Глебовичу приходит Подтягин. Старик не может стоять, так как у него случился очередной сердечный припадок. Ганин помогает ему прийти в себя, обещает на следующий день позвать доктора и купить капель.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа заявлена в названии. Несмотря на то что рассказ воспринимается как шалость автора, как ирония по отношению к любой мифологии и лёгкая над ней издёвка, в произведении поднимается важнейшая философская и эстетическая проблема — рождение и смерть мифа. Молодой Набоков открывает, что человечество живёт в переплетённых между собой и с реальностью обрывках мифов, почти никогда не осознавая этого. Ведь и герой не знает, что с ним происходит в реальности, а что – видение, и читатель не знает, проснулся ли герой во время грозы, или встреча с Ильёй ему приснилось.
Основная мысль связана с фразами Ильи, обращёнными к герою. Встретив героя, он сразу признаёт в нём Елисея: «Ты, Елисей?» — а потом мягко приказывает отыскать колесо. Уходя на небо, Илья велит Елисею-герою отвернуться, «словно что-то вспомнив». Таким образом, Илья, пересекая границы мифа или реальности, остаётся самим собой, действует по мифологической схеме, формуле. А глубокая мысль автора заключена в единстве всего пласта человеческой культуры и единении всего человечества в этой культуре.
Сюжет и композиция
Сюжет рассказа подобен сюжету лирического произведения. Во внешнем мире не происходит почти ничего: начинается и заканчивается гроза. Это происходит ночью. Остальные события рассказа (встреча с потерявшим колесо громовержцем, помощь ему в поиске колеса) плохо соотносятся с реальностью и становятся отражением внутреннего мира героя.
Но в рассказе невозможна однозначная, «правильная» трактовка происходящего. Любой анализ рассказа будет субъективным и неполным. Мифологический мир рядом — это часть земного, реального мира, которую герою удалось увидеть? Или мифологический мир – плод воображения героя, находящегося, как бы мы сейчас сказали, в состоянии изменённого сознания? Или герой просто спит? Читатель может предполагать, что задумал писатель, погружаясь в мир образов рассказа. Но Набоков, оттачивающий свой слог и работающий с каждым словом, скорее всего, сам стремился к двусмысленности и неопределённости.
Рассказ начинается с поэтического пейзажа. Первое предложение ритмически похоже на начало стихотворения. Предгрозовой пейзаж наполнен запахами (буйным благоуханьем цветущей липы), звуками (ветер, хлопающие ставни окон, глухая груда грома), цветами (тусклая темнота, янтарные провалы, чёрная стена, тёмно-лиловое небо), формами и объёмами (туманные громады, звёздный просвет, глубокий двор, провалы, тени рук и волос). Пейзаж динамичен. В движении находятся, улетают даже рамы окон.
С первого абзаца читатель готовится к вторжению в реальность мистического и мифологического. Над железным ставнем парикмахерской оказывается висячий щит, золотое блюдо. Это погружение в античный мир, аллюзия на золотой щит Агамемнона. Во втором абзаце появляется христианский мотив: «Рубашки, распятые на светлых верёвках».
Двор в рассказе становится ареной мистических событий, не переставая быть обычным двором, где растут кусты сирени, «взлетают печальным лаем» голоса старьёвщиков, рыдает искалеченная скрипка. Двор становится античным театром, где на песню белокурой нищенки из окон свешиваются горничные, нагибая голые шеи. Этот взгляд сверху (только так увидишь голую шею) делает рассказчика творцом нового мифа, в котором он сам оказывается.
Мистика в рассказе начинается с момента, когда герой просыпается в разгар грозы. Грохот ломает небо, даже воздух становится неземным, а сердце героя «звенит, как стекло». Читателя поражает перемена, случившаяся со спустившимся на землю Ильёй. Он с нетерпением ждёт, когда жалкий старик снова полезет на небо со своим колесом от детской коляски. В момент кульминации Илья, легко переступив с крыши на тучу, снова становится величественным, как Бог.
В развязке герой спешит поделиться увиденным с возлюбленной, хотя и понимает, что она ему не поверит. Герой вжился в миф и стал его сотворцом, он подобен женщинам, увидевшим камень на могиле Христа отодвинутым и спешащим к его последователям с этой новостью.
Ужас
В сущности, «Ужас» — рефлексия о смерти, жизни и месте человека в мире. В характерной для себя манере Набоков обнажил одиночество и отчужденность человеческого существа и от социума, и от собственного «Я». Рассказ целиком состоит из воспоминаний повествователя. Весь текст — сложный комплекс внутренних переживаний, смешавшихся с впечатлениями от смерти возлюбленной. На протяжении всей истории можно наблюдать попытки героя найти наиболее подходящее описание своего состояния, проникнуть в глубины своего сознания, что роднит текст с поэзией. «Ужас» по-лиричному интимен. Множество развернутых сравнений, переходящих одно в другое, плетут сложное полотно:
Разрыв с Людмилой
После того как Ганин узнал о том, кем является жена Алфёрова, жизнь его полностью переменилось. Машенька должна была вскоре приехать. Осознание этого подарило герою ощущение счастья (хотя и иллюзорного), чувство свободы. Уже на следующий день он отправился к Людмиле и признался ей в том, что любит другую женщину.
Как любой человек, ощущающий беспредельное счастье, в некотором роде жестоким стал герой Набокова. «Машенька», краткое содержание которой изложено в этой статье, — история о человеке, углубившиемся в воспоминания, оградившем себя от окружающих. Расставаясь с Людмилой, Ганин не испытывал чувства вины и сострадания к бывшей возлюбленной.
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.
«Слово», анализ рассказа Набокова
«Слово» – короткий рассказ Владимира Набокова. Впервые произведение было опубликовано в 1923 году. Его напечатала русская эмигрантская газета «Руль», выходившая в Берлине. Владимир Набоков вместе с семьей навсегда уехал из России весной 1919 года. На протяжении нескольких лет писатель получал образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. Там он занимался изучением романских и славянских языков и литературы. После окончания Кембриджа в 1922 году Набоков перебрался в Берлин.
Главный герой рассказа, от лица которого ведется повествование, во сне попадает в рай. Вообще сны играют важную роль в творчестве Набокова: они встречаются во многих его произведениях, причем имеются в виду и стихотворения, и проза. При этом интересно, что писатель относился к ним пренебрежительно. Герой «Слова» видит множество ангелов, которые идут на райский праздник. Они предстают в качестве посредников, ведь о Божестве герой даже не смеет мыслить.
Крылья ангелов описываются следующим образом: «Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие – рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев». Здесь возникает ассоциация с крыльями бабочек. Бабочки – неотъемлемая часть образной системы многих произведений Набокова. Писатель заинтересовался ими еще в детстве. Сначала он занимался энтомологией на любительском уровне, затем – на профессиональном. В «Слове» образы бабочек и ангелов сливаются, что продиктовано не в последнюю очередь идеей о божественной природе прекрасного.
Герою хочется остановить ангелов, чтобы задать самый важный вопрос. Он желает узнать, как можно спасти его родную страну, которая умирает «в тяжких мороках». Естественно, речь в данном случае идет о России, оказавшейся под властью большевиков. Главный герой пытается поговорить с ангелами, но те не обращают на него внимания. Диалог не складывается, что приносит ему страдания. Вдруг случается чудо: один из ангелов все-таки подходит к нему. Здесь есть важный момент. У остановившегося «серого ангела» герой замечает «сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку» и понимает, что этот ангел «еще не совсем отвернулся от земли». В итоге герой слышит заветное слово, но забывает его в момент пробуждения.
Произведения искусства для Набокова – откровение, преображающее мир. При этом читатель (или герой) не может воспринять спасительную весть, которая содержится в слове или тексте.
- «Машенька», анализ романа Набокова
- «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
- «Защита Лужина», анализ романа Набокова
- «Дар», анализ романа Набокова
- «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», анализ романа Набокова
- «Круг», анализ рассказа Набокова
- «Гроза», анализ рассказа Набокова
- «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
- «Камера обскура», анализ романа Набокова
- «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
- Набоков Владимир Владимирович, краткая биография
- «Рождество», анализ рассказа Набокова
- «Обида», анализ рассказа Набокова
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Вариант 2
Реализм романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» заключается в правдивом изображении жизни русского общества в первой половине XIX века. Над произведением поэт работал более семи лет, за этот время у него накопился значительный материал как о жизни дворянского общества, так и о народной жизни. С годами взрослел Пушкин, мужал и креп его талант.
Жизнь русского народа представлена в романе практически со всех сторон. Когда герой романа Евгений Онегин приезжает в деревню, чтобы вступить в наследство после смерти дяди, то первое, что он предпринимает, это реформирует жизнь своих крестьян. Барщину, как форму взаимоотношений помещика и крестьян, он заменяет на оброк. Шаг по тем временам прогрессивный, и не всеми соседями понятый.
О жизни крепостных крестьян читатель узнает из описания имения Лариных. Хозяйством занималась сама помещица, которая с одинаковым усердием следила за домашними заготовками, засолкой грибов и варкой варенья и управляла имением. Именно она напрямую контактировала с приказчиком, который распределял барщину между крестьянами и нес ответственность за ее выполнение. Она же, помещица, отправляла молодых крестьян на службу в армию. И она же была для своих крепостных судьей.
Уклад жизни семьи Лариных позволяет представить жизнь поместного дворянства. Относительно напряженная летняя, весенняя и осенняя пора, связанная с полевыми работами, заготовкой продуктов и подготовкой к зиме. И зима – время отдыха, поездок по соседям, семейных праздников. На одно из таких торжеств — день рождения Татьяны – попадают Онегин и Ленский. На празднике они встречают всех родственников, соседей, офицеров ближайших полков. Разговоры, которые ведут гости, позволяют представить круг их интересов: урожай прошлого года, замужество детей, сплетни и скука, которая вьет свою паутину в гостиных и в залах помещичьих домов. Литература и искусство вне поля интересов уездных остряков. Картина верная, детали схвачены поэтом и свидетельствуют о его глубоком знании сельской жизни.
Дается верное изображение жизни и московского дворянства. Москва – вторая столица, зимой количество ее жителей резко возрастает за счет поместного дворянства, которое едет в Москву не только для того чтобы провести зимние месяцы, но и чтобы выгодно определить своих детей. Не зря поэт называет Москву ярмаркой невест. Но разговоры, которые ведутся в барских особняках, мало чем отличаются от тех, что ведутся в деревенских домах помещиков. Сплетни, интриги, новости вчерашнего дня и скука.
Не обходит поэт своим вниманием и жизнь высшего света в столице. Здесь родился герой романа, здесь прошла его бурная молодость. Первое впечатление от петербургской жизни высшего света оказывается обманчивым, активность оказывается призрачной, когда день превращается в ночь, а ночь становится днем
Да, есть театр, есть общение с друзьями, но и они только как замена настоящей жизни. Не приносит счастья и любовь, она продажна и кратковременна
Первое впечатление от петербургской жизни высшего света оказывается обманчивым, активность оказывается призрачной, когда день превращается в ночь, а ночь становится днем. Да, есть театр, есть общение с друзьями, но и они только как замена настоящей жизни. Не приносит счастья и любовь, она продажна и кратковременна.
Правдиво и достоверно поэт изображает и своих героев. Онегин – эгоист, который живет только для себя. Ленский – поэт – романтик, плохо знающий русскую жизнь. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, с которой начинается галерея замечательных русских женщин, верность становится их определяющим качеством в жизни.
Роман «Евгений Онегин» по праву занимает особое место в истории русской литературы. Это первый реалистический роман, правдиво показавший жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития.
Другие сочинения:
В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина – описание дома, в котором жил дядя Онегана:
Вот и мой друг не исключение.
13.11.2020 4:59:28
2020-11-13 04:59:28
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например:Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например:Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Глава седьмая
На следующее утро Ганину приносят письмо от Людмилы. Он рвет его, не читая, затем приступает к уборке комнаты. Обедать Ганин идет в общую столовую. Подтягин жалуется, что у него вновь ничего не вышло с визой: французы разрешили ему приехать, но немцы по какой-то причине не хотели выпускать. У поэта оставалось достаточно денег, чтобы добраться до Парижа. Правда, если канитель с визой продлится еще неделю, то тогда эти средства уйдут на жизнь. Ганин обещает, что на следующий день поедет вместе с Подтягиным в полицию и поможет ему объясниться с немцами. После обеда Лев Глебович отправляется гулять. Вернувшись, он видит, как Подтягин заходит в гости к Кларе. Они говорят о Ганине. По мнению поэта, именно в нее влюбился Лев Глебович. Клара жалуется, что ей уже 26 лет, а она вынуждена целое утро стучать на машинке и пять дней в неделю работать до шести часов, что она очень устает и в Берлине совершенно одна. Подтягин же говорит о своем желании уехать в Париж, так как там жить привольнее и, возможно, дешевле.