Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» подробно
Белый катер, спущенный со стоящего на рейде у Батавии клипера «Забияка», в чудесную тропическую ночь Рождества Христова, стоял у пристани. Матросы ждали отдыхающих на берегу офицеров.
Неподалеку на болотистом берегу располагался малайский квартал, где жили преимущественно бедные туземцы (метисы, малайцы) и ютились пришлые китайцы. Хозяева острова Ява – голландцы, жили на горе острова, в прекрасном чистом городке, утопающем в цветущих садах.
Ночью малайский квартал был спокойным и безлюдным. Иногда только пройдет разносчик товаров или раздастся шумный всплеск воды, выдающий крокодила, охотящегося за добычей.
Матросы сидели на катере, возле которого не было других шлюпок. Некоторые из них крепко спали. Живков — чернявый молодой матрос, сидящий в стороне, был задумчив. Остальные (шесть или семь человек) тихо беседовали, вспоминая Россию и мечтая в скором времени вернуться домой.
Увидев падающие звезды, чернявый матрос поинтересовался, куда они летят. Его товарищ, здоровый пожилой матрос, уверенно сказал, что падают звезды в океан, так как на земле они разобьются.
В ответ загребной Ефремов поведал, что падают наказанные богом провинившиеся звезды. Особенно много их летит в эту великую ночь, когда родился Спаситель. И если кто-нибудь обидит в это время младенца, ждет его великое наказание.
Внимание матросов привлек проплывавший мимо крокодил, когда вдруг послышался жалобный крик ребенка. Пожилой матрос предложил сходить, чтобы посмотреть, что происходит, но Андрей Егорыч — унтер-офицер, который на катере был старшиной, запретил это делать
Тут вмешался Ефремов, сказав, что неправильно оставлять ребенка без помощи в эту ночь. Живков вызвался быстро сходить, чтобы узнать причину беспомощного детского плача. Унтер-офицер дал согласие, чтобы с ним отправился и Ефремов.
На берегу матросы нашли крошечного мальчика пяти лет. Он завяз у моря в рыхлом песке. Ефремов возмутился, что такого малыша, к которому уже направлялся крокодил, бросили одного на погибель. Прижав плачущего ребенка ласково к груди, матрос заметил, что это сам господь его спас.
После возвращения матросов на катер с ребенком унтер-офицер был недоволен и строго спрашивал, зачем они принесли мальчика. Хотя понимал в душе, что нельзя было малыша оставить в беде.
Когда вернувшиеся офицеры сели на катер, Егорыч доложил им о том, что у них появился пассажир. На клипере Ефремов найденыша положил на свою койку, а потом ночью вставал и проверял, как спит малыш.
Утром о происшествии доложили капитану, который позволил мальчику жить на клипере, пока они находятся в Батавии. Он сообщил о маленьком малайце губернатору. Тот пообещал поместить его в приют.
Ефремов с нежностью ухаживал за ребенком. Малыша обули, сшили ему костюм. Через неделю за найденышем приехал полицейский чиновник. Матросы просили боцмана, через старшего офицера, передать капитану просьбу оставить мальчика.
Решения с особенной тревогой ожидал Ефремов. Но капитан не дал согласия.
Эта рождественская ночь и спасенный мальчик, к которому Ефремов успел привязаться, надолго остались в его памяти.
Анализ сказки «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина
А. С. Бушмин:
«…даже картины природы запечатлели в себе великую скорбь о крестьянской России, задавленной грозной кабалой. На темном фоне ночи взор автора улавливает прежде всего «траурные точки деревень», «безмолвствующий проселок», многострадальные массы людей «серых, замученных жизнью и нищетою, людей с истерзанными сердцами и поникшими долу головами» («Христова ночь»). <…>
…среди… сказок есть такие, которые посвщены преимущественно осмеянию и отрицанию морали эксплуататоров. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и Пороки», «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым». <…>
Как и в сказке «Дурак», любовь к ближнему в ее социалистической трактовке — основной мотив «Христовой ночи» и «Рождественской сказки». Мотивом любви к ближнему и «религиозной» формой его художественного воплощения эти два произведения Салтыкова больше всего напоминают народные рассказы и сказки Льва Толстого. <…>
Салтыкову не свойственна апелляция к религии и церкви, он прекрасно понимал и неоднократно разоблачал в своей сатире их реакционную сущность. В связи с этим на первый взгляд кажется неожиданным, что в сказочном цикле писатель дважды — в «Христовой ночи» и «Рождественской сказке» — прибегает к религиозно-мифологическим образам и формам христианской проповеди.
Идеи, развиваемые в этих произведениях, посвященных моральным проблемам, в сущности глубоко враждебны религиозным догматам. С точки зрения новой морали Салтыков обличает такие характерные явления 80-х годов, как предательство и политическое ренегатство («Христова ночь»), и призывает к гражданскому подвижничеству («Рождественская сказка»).
Почему же Салтыков прибегнул к «религиозной форме», не соответствующей сущности его социального и поэтического мировоззрения? <…>
Салтыков сознательно шел в данном случае на некоторый ущерб развитию своих взглядов для того, чтобы обойти формально-уставные рогатки цензуры. Рассматриваемые произведения он готовил для «пасхальных» и «рождественских» номеров «Русских ведомостей» с очевидным намерением не выходить из традиционных рамок таких праздничных публикаций. <…>
Все — и приуроченность произведений к церковным праздникам, и проповедническая тональность повествования, и евангельская облицовка образов — все свидетельствует о том, что «Христову ночь» и «Рождественскую сказку» Салтыков предназначал в первую очередь для широкого круга читателей, приноравливая образы и стиль к уровню их сознания, находившегося во власти религиозных представлений. Новое вино было влито в старые мехи.
И хотя основной смысл этих «религиозных» по форме произведений не имеет в себе ничего религиозного, все же цель их написания заключалась не специально в борьбе с религией… и не в приобщении писателя к религиозным настроениям… а исключительно в стремлении Салтыкова провести наиболее доступным образом свои взгляды в широкую читательскую среду.
К этому прибегали и другие литературные современники Салтыкова. <…> Это прежде всего народные рассказы Толстого («Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»)… Короленко… Лескова. Общим для авторов всех этих произведений является стремление воздействовать на «простонародье», на того читателя, сознание которого находилось под воздействием религиозной идеологии. <…>
Если у Толстого, Гаршина и Лескова выбор формы религиозного сказания в известной мере диктовался внутренним содержанием развиваемого учения, то для Салтыкова и Короленко эта форма была лишь свое образной художественной тактикой.»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)
А. М. Скабичевский:
«…две сказки, «Христова ночь» и «Рождественская сказка», — преисполнены религиозного пафоса и представляют своего рода profession de foi* (*совокупность взглядов) автора. Эти две сказки заслуживают тем большего внимания, что составляют противоположный полюс относительно всех остальных. Если они не были написаны, остальные сказки давали бы повод предполагать, что Салтыков под конец жизни сделался скептиком и пессимистом, утратил веру в людей и в возможность торжества правды, и в основе жизни поставил неумолимо жестокий закон борьбе за существование, признавши его фатальную и жестокую неизбежность.
(А. М. Скабичевский «История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.», Санкт-Петербург, 1909 г.)
Это был анализ сказки «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль произведения.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича
Сюжет
Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.
Отзыв
Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры
Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.
Краткий пересказ «Рождественской ночи»
На дворе XIX век. Канун Рождества, но вот в тропиках нет снега или звона бубенцов – здесь ночью дует теплый ветер, шелестят листья пальм и тихонько плавают в поисках добычи крокодилы. Для русских моряков очень непривычно встречать большой праздник в тропиках. Матросы смотрели на звезды и вспоминали свою родину, где сейчас снежно и морозно. Они тосковали по России и грустили из-за того, что уже три года они находятся в плаванье в чужих краях.
Вдруг они увидели, как плывет виднеющаяся голова крокодила (его мощное тело было скрыто тощей воды). Они поняли, что хищник охотится. А когда матросы услышали детский плач, они также поняли, что крокодил может добраться до ребенка, если он слишком быстро к воде. Двое – Живков и Ефремов, отпрашиваются у капитана Андрея Егорыча, чтобы пойти проверить, в чем дело. Капитан пусть и несколько неохотно, но отпускает их.
Живков и Ефремов забрали малыша на судно, спасая его от нападения хищника. Они накормили ребенка, одели его и положили спать. Наутро они сообщили капитану о том, что случилось, и Андрей Егорыч разрешил мальчику остаться, пока судно стоит у берега, однако дал знать местному губернатору о том, что они нашли ребенка из местных.
Некоторое время мальчик провел на судне с русскими матросами и офицерами. К нему все относились хорошо, но Ефремов был особенно внимательной «няней». Однако когда пришло время отплывать, за мальчиком пришел местный сотрудник полиции. Несмотря на нежелание, русским морякам пришлось расстаться с маленьким гостем.
Долгие годы Ефремов потом вспоминал о том, какое важное дело они совершили в одну тропическую рождественскую ночь. Это было проявление милосердия, которое и должно происходить в этот славный праздник.
Популярные сегодня пересказы
- Отец Горио — краткое содержание романа Бальзака Действие произведения разворачиваются осенью 1819 года в пансионе Воке. Здесь проживают 7 жильцов, которые презрительно относятся к папаше Горио, который, по их мнению, несколько лет назад занимал лучшую комнату.
- Реквием — краткое содержание поэмы Ахматовой Поэма «Реквием» была написана в 1930-е годы в период сталинских репрессий, когда был арестован и находился под следствием Лев Гумилев, единственный сын Анны Ахматовой. Отец Льва
- Руссо Ричард Руссо родился 15 июля 1949 года в населенного пункте Джонстауне, возле Нью-Йорка, и вырос в северной части штата Гловерсвилл. Его отец оставил семью, когда Руссо был еще мальчиком
- Весенняя ночь — краткое содержание рассказа Белова Произведение по жанровой направленности представляется собой лирическую новеллу, основной темой которой является изображение окружающей природы в период просыпания после долгой зимы.
Читать сюжет сказки Христова ночь
Холод, темнота, тишина вокруг и ни души… Вдруг среди этого уныния раздаются далёкие, но звонкие голоса колоколов. Оживает всё вокруг, и улицы наполняются спешащими людьми. В обычные дни они заняты тяжёлой работой, но сегодня они спешат в церковь поклониться воскресшему Христу. Отдельно держатся богачи, мирно беседующие между собой и обсуждающие предстоящие гуляния.
Вот солнце озаряет алым светом мир. Вся природа славит воскрешение Господне. Бог в ответ дарит каждой зверушке и каждому деревцу надежду на тёплую и скорую весну. Приняла природа Божье благословение, а Христос обратил свой лик к людям.
Выступили вперёд бедняки и убогие, влачащие своё тяжкое существование в вечном труде. И их одарил Воскресший своим благословением за то, что верят свято, возлюбили ближние и научили детей всему, что завещано Богом. Обещал Христос им скорое избавление от всех мук и воцарение в мире правды и справедливости.
Никого Господь не обделил, обратился он к богачам, чиновникам, преступникам, лицемерам. Затихли их речи весёлые. А Господь вещает об их прегрешениях и указывает им истинный путь.
Даже Иуду-висельника Христос освободил и наделил вечным скитанием. До сих пор Иуда вносит в мир смуту.
Всякий грех заслуживает прощения, кроме предательства.