Краткие содержания произведений

Краткое содержание горький коновалов за 2 минуты пересказ сюжета

Горький «Коновалов» — краткое содержание

Горький

— все произведения

Горький

— сочинения по произведению Страница: Рассказчик Максим повествует нам о своей встрече с неким Коноваловым, и поводом к рассказу стала газетная заметка о том, что в тюремной камере вероятно по причине меланхолии повесился мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество. Максим своей повестью решил несколько яснее осветить причину самоубийства этого «славного малого»…

* * *

Максиму было восемнадцать, когда он встретил Коновалова. Тогда Максим жил в небольшом приволжском городе и работал подручным пекаря, солдата из «музыкальной команды» и запойного пьяницы. Когда хозяин пекарни делал ему внушения за испорченную или задержанную выпечку, он ругал хозяина и всегда указывал на свой музыкальный талант: «Я — музыкант! Бывало альт запьет — на альте играю; гобой под арестом — в гобой дую!» Хозяин в ответ грозил рассчитать «музыканта», но угрозы оставались угрозами: летом трудно найти хорошего пекаря на замену.

И так солдат пил, хозяин скрежетал зубами, а Максиму приходилось работать за двоих. Но в один прекрасный день хозяин рассчитал-таки солдата, да с такой рекомендацией, что ему вряд ли нашлась бы какая работа в этом городе. На его место хозяин взял своего бывшего подручного, искусного пекаря, но тоже пьяницу. Правда, в отличие от солдата, он пил запоями: месяца три-четыре работает, как медведь, работает и поет… А потом учнет пить и пьет до тех пор, пока не захворает или не пропьется догола…

* * *

Новый пекарь, которого хозяин представил как Сашу Коновалова, был высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По виду — типичный босяк, по лицу — настоящий славянин. Светло-русые его волосы были спутаны, русая борода точно веером закрывала грудь. Продолговатое, бледное, изнуренное лицо освещалось большими голубыми ласковыми глазами. Его красивые губы слегка виновато улыбались под русыми усами. Рука его, протянутая для рукопожатия, была длинная, с широкой кистью.

Хозяин, представив нового пекаря, ушел, и Максим с Коноваловым остались одни в пекарне. Пекарня помещалась в подвале: света и воздуха мало, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. У стен стояли длинные лари с тестом, громадная печь занимала почти треть пекарни. Сводчатый, закопченный потолок давил своей тяжестью… Коновалов осмотрел пекарню и предложил выйти на улицу: «…От моря я пришел… В Каспии на ватагах работал… и вдруг сразу с широты такой — бух в яму!» На улице Коновалов сидел молча и думал о чем-то, пристально вглядываясь в прохожих, и в его ясных глазах светилась печаль. Максим смотрел на его бледное лицо и думал: «Что это за человек?», но не решался заговорить, потому что Коновалов внушал странное уважение.

Затем они вернулись в пекарню и принялись за работу. Развесив одну гору теста, замесив другую, они сели пить чай, и Коновалов спросил вдруг: «Ты читать умеешь? На-ка вот, почитай» — и подал Максиму смятый лист бумаги — письмо. Это было письмо от Капитолины, бывшей купеческой дочери, а теперь проститутки, с которой Коновалов одно время имел отношения и обещал на ней жениться (и тогда бы она смогла вернуться к честной жизни), но обещания своего не сдержал: запил и оказался вдруг в Астрахани. Страница:

Краткое содержание Горький Коновалов

Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги, пересылавшегося по этапу в родные края. Причиной самоубийства считали меланхолию. Я знал этого человека и догадывался о том, что побудило его уйти из жизни.

Когда я был юношей, то работал помощником пекаря, бывшего солдата, который гордился своим музыкальным талантом, точнее, способностью играть на нескольких инструментах. Гордился настолько, что считал это оправданием некачественному, плохо выпеченному хлебу. Однажды хозяину это надоело и он нашел замену. Это был Коновалов.

Высокий светловолосый мужчина сразу пробудил во мне симпатию. Как работник он был отличный, недаром хозяин дорожил им и очень радовался, когда взял на работу. Единственный был изъян в новом пекаре – он периодически уходил в запой, пропиваясь до нитки.

Обратите внимание

Но пока это состояние не наступило, и я только диву давался, глядя, как он проворно мечет хлеб в печь. Казалось, с такой спешкой ничего хорошего не выйдет, но нет – буханки получались ровные, пышные, с тонкой коркой. Наверное, это было потому, что Коновалов вкладывал душу во все, что делал.

Однажды он попросил меня прочитать письмо, поскольку сам не умел. Ранее пекарь жил на Каспии, оттуда и писала ему женщина, проститутка, которой он обещал помочь, заявив в полиции о своем желании на ней жениться. Тогда ей отдадут паспорт и она сможет приехать к Коновалову. Впрочем, семью заводить он не хотел, считая свои запои и любовь к бродяжничеству помехой нормальной жизни.

Я написал ответ, а потом еще одно письмо к другу Коновалова, в котором просил подействовать и помочь женщине.

Как-то я читал, сидя на углу сундука. Пекарь попросил что-нибудь прочитать и ему. И я стал читать вслух «Подлиповцы».

Потом я прочитал ему книгу о Стеньке Разине, поразившую его настолько, что пришлось еще несколько раз перечитывать. Коновалов выучил ее почти наизусть.

Восторгаясь мастерством писателей, он спросил меня, какой же высокой награды они были удостоены за свой труд. Узнав, что сочинители подвергаются лишь гонениям, друг расстроился.

И тогда я рассказал ему, что многие блестящие таланты находят утешение в алкоголе, нередко погибая в нем. Коновалов вздрогнул и сказал, что часто чувствует то же самое – неясную тоску, сжигающую его сердце, и потому он тоже впадает в запой.

Важно

В своих несчастьях и склонностях он винил лишь себя. Я считал, что виновато окружение, и мы часто поэтому спорили.

Два месяца спустя в пекарню вошла женщина и спросила моего друга. Это была та самая проститутка, которая получила паспорт и приехала к Коновалову в надежде создать семью. Он был не готов и разругался с женщиной. Ночью она, пьяная, пришла бить стекла в пекарню, упрекая Коновалова, что сорвал ее с места в неизвестность.

Она вернулась к своему занятию, вдобавок ко всему начала пьянствовать. Мой друг мрачнел, считая себя виноватым. Я догадывался, что он скоро запьет.

Так и вышло. Вечером он ушел и сутки спустя я нашел его в кабаке в компании нахлебников. Со мной возвращаться он отказался. Через два дня Коновалов пропал.

Мы встретились много лет спустя в строящейся Феодосии. Бывший пекарь стал строителем. Он очень обрадовался мне и предложил заночевать вместе в пещере недалеко от бараков. Коновалов так и не изменил своих взглядов. Через пару дней я отправлялся на Кубань, но пойти со мной друг не захотел. Мы расстались в надежде на встречу. Но она так и не произошла…

Когда «ни в городе, ни в степи, нигде человеку места нет», тогда он находит его в алкоголе и погибает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторанаВ повести «Человек из ресторана», написанной Иваном Шмелёвым, повествуется о жизни простых людей в начале двадцатого века.
Краткое содержание Тургенев Однодворец ОвсянниковГлавным героем книги является человек по имени Овсянников. Внешне Овсянников был похож на Крылова. Ему было 70 лет. По стилю одежды он напоминает купца

Овсянников отличался ленью, прямодушием, важностью и смышленостью.
ПриставкинАнатолий Приставкин рано лишился родителей и вкусил всю прелесть жизни беспризорников. С группой таких же подростков он исколесил всю Россию

Его тяжелое детство прошло полосой по всему творчеству писателя.
Краткое содержание Короленко Дети подземельяГерой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.
Краткое содержание Горький СамоварСатирическая сказка Горького рассказывает о самовлюбленном самоваре, который был слишком высокого мнения о своей особе.

Краткое содержание Горький Коновалов для читательского дневника

Максим, от лица которого ведется повествование, однажды в газете прочитал заметку о человеке, покончившим с собой в тюремной камере. Максим рассказывает о знакомстве с этим человеком.

Молодой человек работал помощником пекаря, который постоянно пил, и работал спустя рукава, так что Максиму приходилось выполнять работу за двоих. Наконец хозяин выгнал горе-пекаря, а на его место привел другого, Александра Ивановича Коновалова, мастера своего дела.

Коновалов тоже был пьющим, но он пил редко, раз в несколько месяцев, и к работе относился с полной ответственностью. Познакомившись поближе, Александр показал своему напарнику письмо от проститутки, попросив написать ей ответ, что тот и сделал. Саша рассказал Максиму, что хочет отправить Капитолине денег, чтобы та откупилась от публичного дома, и начала новую жизнь.

Через короткое время Максим и Коновалов стали друзьями. Работал пекарь мастерски, и его помощнику нравилось смотреть, как с душевной теплотой тот выпекает хлеб. Как-то Александр увидел, что помощник читает книгу, и он попросил почитать его вслух.

Совет

Пекарь слушал внимательно и жадно, полностью погружаясь в мир книжных персонажей. Так чтение стало для них неотъемлемой частью жизни, хлебопёки прерывались лишь на работу, быстро исполнив которую, снова брались за чтение.

Коновалов глубоко вникал в жизнь и переживания людей, о которых читал Максим, сопереживая и сочувствуя героям. Больше всего ему нравилась книга о Стеньке Разине, Максим так часто её перечитывал, что Саша знал книгу почти наизусть.

Дружба пекаря и помощника становилась всё крепче, друзья часто уходили на реку, читали книги и рассуждали о жизни, или просто любовались природой, которую Александр любил всем сердцем.

Через два месяца, получив деньги и выписавшись из публичного дома, к Коновалову приехала Капитолина, намеревавшаяся выйти за него замуж. Но свободолюбивый мужчина был против этого, у него было много женщин, но рано или поздно они ему становились в тягость, и Александр покидал их.

Максим попытался вытащить друга из кабака, где тот пропивал заработанные деньги с кучкой бродяжек, но это ему не удалось, а вскоре Коновалов исчез из города.

Максим тоже отправился бродить по свету, и через несколько лет он встретил своего друга в Феодосии. Коновалов по-прежнему придерживался своих взглядов на жизнь, обвиняя во всем лишь только себя и свои слабости.

Он пригласил Максима с собой, но тот пошел своей дорогой, и они расстались, в надежде ещё встретиться, но этого не случилось.

Обратите внимание

Легкоранимая душа могучего человека не выдержала неприкаянной жизни и привела его к самоубийству.

Надо найти в жизни точку опоры, и стремиться к какой-либо цели.

История создания[править | править код]

Сюжет рассказа «Коновалов», затрагивает период жизни писателя в Казани, когда в 1884 году Алексей Пешков (Максим Горький) попытался поступить в Казанский университет, но потерпел неудачу. В Казани он работал в разных местах, в том числе в пекарне. Рассказ был написан во второй половине 1896 года и напечатан в журнале «Новое слово» в марте 1897 года с подзаголовком «Очерк».

В письме от 7 декабря 1896 года один из редакторов журнала «Новое слово» писал М. Горькому:

М. Горький ответил согласием. Таким образом, можно полагать, что незначительные сокращения были сделаны редакцией до сдачи рукописи в набор и, следовательно, первоначально напечатанный текст отличается от текста автора.

Автор написал произведение основанное на реальных событиях. Максим Горький знал многих простых людей, работяг и некоторые из них были весьма добрыми, честными и отзывчивыми гражданами. Про одного из таких людей автор и написал свой рассказ «Коновалов» — произведение о жизни простого русского народа. Интересно, что при создании рассказа Горький использовал реальные истории из жизни рабочих, которые ему рассказывали его знакомые. Писатель старался максимально точно передать атмосферу жизни простых людей, их чувства и переживания.

Романтический реализм в творчестве Горького

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра». Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную «горькую» жизнь, но — главное — свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.

Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы.

Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов.

Совет

С другой — этим «свинцовым мерзостям жизни» он противопоставляет свое идеальное представление о мире.

Условно ранние горьковские произведения можно объединить в две группы: рассказы с романтической доминантой («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе») и рассказы смешанного типа — романтико-реалистические («Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Двадцать шесть и одна»).

В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, «вписаны» удивительные истории.

Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои — сильные духом и гордые люди, «рожденные в крови с солнцем». При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается «солнечным» цыганом.

Под стать «соколу» «царица-девка» Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: «Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю». Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни.

Умерев физически, «гордая пара» обрела бессмертие в прекрасной легенде.

Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе «Старуха Изергиль» (1895) идейно и композиционно «противостоят» две легенды.

Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои («сверхлюди») противопоставлены обычным людям — своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта «герой и толпа».

Ларра, сын орла и женщины, «считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя». «За свою гордость» он «поражен»: «У него нет жизни, и не улыбается ему смерть.

И не находит он места и среди человеческого рода!»

Обратите внимание

Во второй легенде герой — Данко — «любил людей», и его сердце, в отличие от «каменного сердца» Ларры, «вспыхнуло огненным желанием спасти их». Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот «в море солнечного света».

Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое «пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца». Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других.

Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.

В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.

Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств.

Песня, воспевающая «безумство храбрых», звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.

Акт IV

Сцена 1

Пещера с кипящим посередине котлом. Гром. Входят три ведьмы. Они бросаются в котёл колдовские ингредиенты и варят волшебное зелье. Появляется Геката. Она благодарит ведьм за помощь и удаляется. В пещеру входит Макбет. Он говорит, что явился за ответами. Ведьмы интересуются, у кого он хочет их получить: у них самих или у страших? Макбет выбирает старших. Ведьмы поочерёдно вызывают призраков: первый, в шлеме советует королю опасаться Макдуфа, второй – окровавленный младенец говорит, что Макбету не страшен никто из рождённых женщиной, третий – дитя в короне с ветвью в руке предрекает бывшему полководцу успех до тех пор пока на Дунсинанский холм не пойдёт в поход Бирнамский лес. Макбет пытается узнать у ведьм, сядет ли на трон род Банко. В пещере появляются призраки восьми королей. Последний держит в руке зеркало. За королями следует Банко. Макбет понимает, что это его потомки. Ведьмы танцуют, чтобы развеселить короля, после чего исчезают.

Ленокс говорит Макбету о прибытии гонцов, принёсших известие о бегстве Макдуфа.

Сцена 2

Файф. Замок Макдуфа. Леди Макдуф жалуется кузену Россу на неблагоразумность мужа, покинувшего свой дом, жену и детей.

Маленький сын Макдуфа пытается понять, жив его отец или нет?

Неизвестный гонец предупреждает леди Макдуф о смертельной опасности. Он говорит, что женщина должна немедленно бежать из замка вместе с детьми.

Первый убийца лишает жизни сына Макдуфа. Леди Макдуф с криком убегает. Убийцы преследуют её.

Сцена 3

Перед королевским дворцом в Англии. Малькольм не доверяет Макдуфу. Он не понимает причин, заставивших его бросить жену. При этом сын Дункана боится возвращаться в Шотландию, так как не считает себя достойным занять королевский трон. Малькольм полагает, что он полон пороков, перед лицом которых вся низость Макбета теряет своё значение. Макдуф убеждает Малькольма, что Шотландия с радостью удовлетворит его страсть к женщинам и богатству, но смириться с воинственностью наследника он не в силах. Старший сын Дункана говорит, что возвёл на себя напраслину для того, чтобы проверить благородство Макдуфа. Он готов вернуться в Шотландию, чтобы при поддержке Сиварда отбить свой трон.

Прибывший в Англию Росс рассказывает о том, что Макбет собирает войска. Макдуфу он сообщает об убийстве жены, детей и всей замковой челяди. Малькольм утешает соратника, прося его приберечь свой гнев для боя.

Акт III

Сцена 1

Дворец в Форресе. Банко подозревает, что Макбет стал королём нечистым путём, но исполнившееся предсказание вселяет в него надежду на то, что и он станет тем, кем ему предначертано быть – основоположником королевского рода.

Банко с Флиенсом уезжают. Макбет рассказывает, как «кровавые племянники» мутят воду за рубежом. Оставшись один, новоявленный король размышляет о том, что погубил свою душу ради наследников Банко.

Макбет обсуждает с двумя убийцами смерть Банко и Флиенса.

Сцена 2

Леди Макбет просит мужа отбросить прочь все печали и тревоги. Полководец намекает жене на свершение нового злодейства.

Сцена 3

К двум убийцам присоединяется третий, неизвестный им, кому они решают довериться, так как он владеет той же информацией, что и они. Перед ужином в дворцовом парке убийцы устраняют Банко. Флиенсу удаётся бежать.

Сцена 4

Один из убийц докладывает Макбету о смерти Банко и бегстве Флиенса. Вернувшись к столу, король замечает на своём месте кровавый призрак убитого. Леди Макбет объясняет присутствующим, что муж с детства мучается припадками. Она не видит призрака Банко и просит короля придти в себя, то упрекая его, то успокаивая. Когда видение исчезает, Макбет занимает своё место. При упоминании имени Банко призрак появляется вновь. Макбет вызывает его на бой. Леди Макбет просит прощения за испорченный пир и предлагает вельможам удалиться. Макбет замечает отсутствие Макдуфа на празднике.

Сцена 5

Степь. Гром. Геката выговаривает трём ведьмам за то, что они без её ведома посмели приобщить Макбета к тайнам смерти. Она объясняет вещуньям, что король творит зло для собственного торжества. Это не приносит никакой пользы духом зла, а потому должно быть исправлено.

Сцена 6

Дворец в Форресе. Ленокс делится с лордом своими подозрениями насчёт причастности Макбета к смерти Дункана. Последний рассказывает, что Малькольм нашёл приют у английского короля Эдуарда. К нему присоединился и Макдуф, решивший попросить помощи у полководцев Сиварда и Нортенберленда (отца и сына).

Акт II

Сцена 1

Во дворе замка Макбета Банко спрашивает у сына, сколько времени. Флиенс отвечает, что за полночь. Появляется Макбет с мечом. Банко передаёт ему алмаз, данный королём для леди Макбет. Когда Банко с Флиенсом уходят, Макбет видит в воздухе окровавленный кинжал. Заслышав звон колокола, полководец удаляется.

Сцена 2

Во дворе появляется леди Макбет. Она волнуется за то, что предстоит свершить супругу.

Макбет говорит жене, что Дункан убит. В руках он держит окровавленные кинжалы. Леди Макбет просит его вернуться в залу и подложить их слугам. Полководец признаётся, что не может этого сделать. Леди Макбет сама подбрасывает кинжалы предполагаемым убийцам и вымазывает их тела кровью.

Раздаётся стук в ворота. Макбет с женой отправляются в спальню, чтобы смыть кровь с рук и принять вид только что проснувшихся людей.

Сцена 3

Привратник впускает в замок Макдуфа и Ленокса. Макбет выходит навстречу гостям. Макдуф отправляется будить короля. Ленокс рассказывает Макбету о страшной буре, бушевавшей ночью. Макдуф поднимает тревогу из-за убийства Дункана.

Леди Макбет и Банко узнают о смерти короля. Ленокс рассказывает сыновьям Дункана, что убийцы их отца – скорее всего, слуги, которых они с Макбетом нашли с окровавленными кинжалами и дикими взглядами.

В процессе разговора выясняется, что Макбет убил слуг. Леди Макбет становится дурно. Малькольм с Дональбайном не доверяют никому из присутствующих: первый решает уехать в Англию, второй – в Ирландию.

Сцена 4

Шотландский вельможа Росс обсуждает с семидесятилетним стариком странности прошедшей ночи, в которую взбесились королевские кони, и текущего дня с померкшим солнцем. Макдуф рассказывает ему, что убийцами Дункана признаны слуги, подкупленные сбежавшими королевскими сыновьями. Узнав о коронации Макбета, Росс отправляется в старинный шотландский замок Скон.

Примечания[править | править код]

  1. . fantlab.ru. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  2. ↑ . sibiriada.ru. Электронный читательский дневник/ Демина Наталья. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  3. portalonline.ru. PortalOnline. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  4. . litproekt2007.narod.ru. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  5. studfile.net. StudFiles. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  6. studfile.net. StudFiles. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  7. . trounin.ru. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  8. ↑ . lit.ukrtvory.ru. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  9. . sochinite.ru. Сочинения и анализ стихов. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  10. . chitatelskij-dnevnik.ru/. Читательский дневник. Дата обращения: 21 декабря 2023.
  11. . kritika24.ru. Критика24.ру (11 августа 2017). Дата обращения: 21 декабря 2023.
  12. . sochinit.ru. Сочинить.ру (1 мая 2023). Дата обращения: 21 декабря 2023.
  13. . 2minutki.ru. Краткие содержания за 2 минуты. Дата обращения: 21 декабря 2023.

Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»

Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» (1896) и «Супруги Орловы» (1897), также связанные с темой босячества.

Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера.

У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности.

В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от неё Россию. Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите…

Обратите внимание

а здоровые помирают от тесноты жизни»,— с недоумением и возмущением говорит Орлов доктору Ващенко.

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура.

Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта.

В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое. В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

  • «Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец!..
  • —        Да погоди,— кричал я,— как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет?
  • —        Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами.
  • —        Да во что упереться?
  • —        Найди свою точку и упрись!
  • —        А ты чего же не упирался?
  • —        Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле!.. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков.

  И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность («никто в том неповинен»), Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни (как нашел её Алексей Пешков) и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:

«Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:— Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»

Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений.

Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке («Мааленькая!», 1895).

Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани («Нечто о наборщиках», 1896). Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы». И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение по произведению Коновалов

Одним из интересных произведений Максима Горького считается рассказ «Коновалов». В нем повествуется о новом работнике пекарни, который немало поведал в своей жизни и знает большое количество различных историй.

Однажды в небольшую пекарню, где уже работал пекарь Максим, владелец нанимает на работу нового мужчину, Александра Коновалова. Он уже не молодой, ему около 30, но ведет он себя неловко и иногда даже глупо, прям как ребенок.

Саша рассказывает Максиму о своих бывших девушках, которых было не мало, он даже дает письмо одной из них, которая стала девушкой легкого поведения. Александр говорит новому товарищу, что он не собирался на ней жениться, хотя и обещал. Максим сначала с опаской относиться к новому пекарю, он думает, что тот довольно эгоистичен и самовлюблен. Еще одна причина была в том, что Коновалов любил выпить. Но после долгих дней работы, они начинают друг другу доверять.

Александр говорит Максиму, что во всех бедах виновато человечество, и только люди могут решить свои проблемы, а также проблемы мира. Пекарь считает, что люди сами ответственны за все свои ошибки, и только они могут решать свою судьбу. Но в то же время он жалуется, на то, что не может бросить пить, поэтому и считает себя ужасным и мелким человеком, ведь никто его не заставляет употреблять спиртное.

Несмотря на образ босяки, Коновалов с уважением относиться к женщинам. Даже если ему приходится оскорбить или спорить с девушкой, Саша старается сделать это менее обидно и спокойно. Можно это понять, если вспомнить его бывшую любовницу, которая попала в публичный дом. Когда-то Саша обещал на ней жениться, но, не сделав этого, он решает помочь бедняжке уйти с этого ужасного места.

Коновалов жить не может без книг и прочитал их за свою не длинную жизнь довольно много. Саша любит читать рассказы, где судьба героев напоминает чем-то его жизнь. Он довольно часто во время работы просил Максима почитать ему, пока он занят, чтобы снова вжиться в роль героев. Многие книги сидят в его сердце, и напоминают ему о различных событиях из своей жизни. Любимая книга Александра это история про Сеньку Разина и его страдания.

Коновалов — добрый и светлый человек, он повидал немало горя и встречал различных людей. Но, несмотря на его удивительную жизнь Саша довольно грустный человек, он презирает себя за пьянство, но не может это исправить. Он говорит, что так и не смог найти смысл в жизни и свое место.

trounin.ru

Главная ценность жизни — встречаемые люди. Пусть все мы одинаковые, но при этом неповторимо разные. Порою встречаются два почти похожих человека, чего они понять не в состоянии. Чаще такие не сходятся, ибо провидение не позволяет им оказываться одновременно в одном месте. Вот, допустим, мог Горький познакомиться с собственным подобием? Если бы! Наоборот, ему встречались отличные от него люди, вроде Коновалова. С ним ему довелось встретиться за десять лет до написания очерка, когда он работал в булочной. Тогда приходилось выпекать хлебобулочные изделия, и не сразу ему довелось приметить нужное для последующего повествования. Сперва он имел дело со старым запойным солдатом, предпочитавшим отстраняться от труда. На него хозяин быстро нашёл управу, и только тогда Горькому довелось познакомиться с Коноваловым. Что же, этот большой оказался практически малым ребёнком, поскольку жил, не соотнося себя с окружающим миром. Всем Коновалов желал добра, чем люди бессовестно пользовались. Он словно не понимал — мир к человеку жесток и нужно за счастье бороться. Да только всё для Коновалова не представляло трудности. А если нечто шло совсем плохо, он просто уходил в продолжительный запой.

Коновалов — славный работник! В его руках дело спорилось. Пёк он быстро и умело. Любил слушать книжные истории. Особенно переживал за судьбы лишённых радости людей. Уж чего, а с чужим горем он не мог смириться. Потому-то перед читателем разыграется одна из драм, с ним связанных. Окажется, что Коновалов сочувствовал женщине с низкой социальной ответственностью по имени Капитолина. Понятно, таковых нужно чураться, какими бы не являлись обстоятельства их трудовой деятельности. Но для Коновалова то не имело значения — он даже любил её, ничего не требуя в ответ. При этом — великая странность — он считал как раз себя тем, кто не может заслуживать женского внимания. Он считал себя много хуже, вплоть до того, что ничего не может быть для женщины более постыдным, нежели сочетаться с ним браком. Парадокс!

На примере Коновалова Горький опять доказал важность существования литературы, описывающей жизнь без украшательства. Очередной человек предпочитал романтической беллетристике суровую правду жизни

Коновалов любил слушать истории о бунте Разина, особенно сочувствуя судьбе Стеньки, оборвавшейся казнью. Он не замечал предпосылок к подобному исходу человеческой жизни, он только осознавал приходящее горе, никак не способное оказаться исчерпанным. Будь его воля, он бы помог Разину, встал бы рядом с ним и боролся за его же идеалы, при том оставаясь простым человеком, о себе совершенно ничего не думающем.

Таков уж Коновалов — тянет руку помощи нуждающимся, совершенно не думая, что нуждающимся может быть и он. Почему? Это легко объясняется. Существуют люди, лишённые личных устремлений. Для них жизнь — это череда событий, до которых им обычно нет дела. Они о себе-то не вспоминают, просто существуя. Коновалов был как раз из таких. По сути он всегда оставался ребёнком, чьё миросозерцание остановилось на уровне стремления познавать действительность, при том не стремясь её преобразовать. Хорошо оно или плохо — ответа дать невозможно. Нужно лишь знать о склонности таких людей к безвозмездной помощи, и том, что таковой все любят пользоваться.

Так почему Горький вспомнил про Коновалова? Максим уже не трудился в булочной, он странствовал по России. И довелось ему вновь встретиться с прежним знакомым, когда тот был среди строивших дорогу близ Феодосии. Далее они пошли вместе.

Дополнительные метки: горький коновалов критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Maxim Gorky Konovalov analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Максима Горького

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: