Моя жизнь (повесть)

«ничто не проходит бесследно…» (по повести чехова «моя жизнь»)

Содержание[править]

Дворянин Мисаил Полознев живёт с сестрой и отцом. Мать его умерла. Его отец — губернский архитектор, чёрствый и недалёкий человек, кичащийся своим дворянством. Он требует от сына Мисаила и дочери Клеопатры безоговорочного подчинения.

Однако со временем Мисаил перестаёт подчиняться отцу. Ему не нравится заниматься канцелярским трудом, поэтому он меняет одну работу за другой, мечтая открыть собственное дело. Отец очень сердится на сына. У сестры его желания вызывают тревогу. Мисаил то и дело ходит на спектакли. Он уходит из дома отца и начинает жить у Ажогиных. Сюда ходят две девушки. Одна из них, Анюта, была дочерью товарища судьи. Вторая, Маша, была дочерью инженера. Анюта влюбляется в Мисаила.

При помощи своего отца Анюта помогает Мисаилу устроиться на службу к инженеру Должикову, не очень умному человеком, который кроме того постоянно хамит окружающим.

Начав работать телеграфистом, Мисаил встречает друга детства Ивана Чепракова, сына генеральши. Мисаил видит, что его друг совсем спился.

Мисаилу трудно общаться с так называемой интеллигенцией, к коим относят себя Чепраков, Должиков, Ажогин и его отец. Ему намного лучше среди простого народа. Он снова меняет работу и устраивается маляром к Андрею Иванову, который имеет прозвище Редька. Иванов любит философствовать. Из-за этой работы от Мисаила многие отворачиваются.

Анюта при встрече даёт ему понять, что он не должен с ней разговаривать в присутствии третьих лиц. Отец же посылает сыну проклятия. Мисаилу приходится поселиться у Карповны, которая была его няней. У неё был приёмный сын Прокопий, работавший мясником.

К Мисаилу постоянно приходят в гости сестра Клеопатра и доктор Владимир, брат Анюты. Владимир очень любит его сестру. Однако он женат. Поэтому они вынуждены держать свои отношения в секрете от окружающих.

Мисаил и Владимир всё время беседуют о смысле жизни. Мисаил уверен в том, что все люди должны заниматься физической работой. Владимир же — сторонник европейского прогресса.

Мисаилу кто-то постоянно присылает печенье, чай и лимоны. Спустя некоторое время становится ясно, что эти дары были от Анюты.

Однажды в гости к нему заходит Маша. Она жалуется ему на скуку и даёт понять, что будет рада видеть его у себя дома.

Отец Мисаила по-прежнему не желает видеться с сыном, считая, что тот его предал. Он идет к губернатору и просит его оказать какое-либо воздействие на сына, ибо он «позорит честь дворянина». Это ставит губернатора в неловкое положение.

Через некоторое время Мисаил женится на Маше, и они переезжают в имение Дубечня, где начинают заниматься сельским хозяйством. Мисаил сильно увлеается этой работой.

На первых порах Маша занимается работой с удовольствием. Она читает книги по сельскому хозяйству и старается найти общий язык с крестьянами. Однако у неё это не получается. Мужики то и дело грубят Маше. Они не считают её и Мисаила хозяевами. Вскоре она разочаровывается в сельской жизни.

А Мисаил видит в мужиках душевную чистоту и понимает, почему они такие злые. Ведь им не хочется работать на других. Но его жена не желает на всё смотреть их глазами. К тому же оказывается, она вовсе не любила мужа — вышла замуж, чтобы получить независимость от родителей. И Маша покидает Мисаила, уехав из деревни. После она пишет ему письмо и сообщает, что уезжает с отцом в Америку и ей нужен развод. Мисаил сильно переживает расставание с супругой и для него наступают серые будни.

Клеопатра уходит от отца к брату. Она болеет туберкулёзом и ждёт ребёнка от врача Владимира. Мисаил приходит к отцу, и говорит что Клеопатра нуждается в его заботе. Но тот отказывается даже слушать сына.

Сын няни Прокопий говорит Мисаилу, чтобы тот с сестрой покинули его дом. Редька жалеет их и разрешает им жить в его доме.

Проходят годы, Мисаил стареет и становится суровее. У своего отца давно не был. Маша так и осталась жить в Америке. Клеопатра умерла, родив дочь. Временами Мисаил вместе с племянницей посещает могилу сестры. Иногда там сталкивается с Анютой, которая всё ещё его любит…

Содержание

Дворянин Мисаил Полознев живёт с сестрой и отцом. Мать его умерла. Его отец — губернский архитектор, чёрствый и недалёкий человек, кичащийся своим дворянством. Он требует от сына Мисаила и дочери Клеопатры безоговорочного подчинения.

Однако со временем Мисаил перестаёт подчиняться отцу. Ему не нравится заниматься канцелярским трудом, поэтому он меняет одну работу за другой, мечтая открыть собственное дело. Отец очень сердится на сына. У сестры его желания вызывают тревогу. Мисаил то и дело ходит на спектакли. Он уходит из дома отца и начинает жить у Ажогиных. Сюда ходят две девушки. Одна из них, Анюта, была дочерью товарища судьи. Вторая, Маша, была дочерью инженера. Анюта влюбляется в Мисаила.

При помощи своего отца Анюта помогает Мисаилу устроиться на службу к инженеру Должикову, не очень умному человеком, который кроме того постоянно хамит окружающим.

Начав работать телеграфистом, Мисаил встречает друга детства Ивана Чепракова, сына генеральши. Мисаил видит, что его друг совсем спился.

Мисаилу трудно общаться с так называемой интеллигенцией, к коим относят себя Чепраков, Должиков, Ажогин и его отец. Ему намного лучше среди простого народа. Он снова меняет работу и устраивается маляром к Андрею Иванову, который имеет прозвище Редька. Иванов любит философствовать. Из-за этой работы от Мисаила многие отворачиваются.

Анюта при встрече даёт ему понять, что он не должен с ней разговаривать в присутствии третьих лиц. Отец же посылает сыну проклятия. Мисаилу приходится поселиться у Карповны, которая была его няней. У неё был приёмный сын Прокопий, работавший мясником.

К Мисаилу постоянно приходят в гости сестра Клеопатра и доктор Владимир, брат Анюты. Владимир очень любит его сестру. Однако он женат. Поэтому они вынуждены держать свои отношения в секрете от окружающих.

Мисаил и Владимир всё время беседуют о смысле жизни. Мисаил уверен в том, что все люди должны заниматься физической работой. Владимир же — сторонник европейского прогресса.

Мисаилу кто-то постоянно присылает печенье, чай и лимоны. Спустя некоторое время становится ясно, что эти дары были от Анюты.

Однажды в гости к нему заходит Маша. Она жалуется ему на скуку и даёт понять, что будет рада видеть его у себя дома.

Отец Мисаила по-прежнему не желает видеться с сыном, считая, что тот его предал. Он идет к губернатору и просит его оказать какое-либо воздействие на сына, ибо он «позорит честь дворянина». Это ставит губернатора в неловкое положение.

Через некоторое время Мисаил женится на Маше, и они переезжают в имение Дубечня, где начинают заниматься сельским хозяйством. Мисаил сильно увлеается этой работой.

На первых порах Маша занимается работой с удовольствием. Она читает книги по сельскому хозяйству и старается найти общий язык с крестьянами. Однако у неё это не получается. Мужики то и дело грубят Маше. Они не считают её и Мисаила хозяевами. Вскоре она разочаровывается в сельской жизни.

А Мисаил видит в мужиках душевную чистоту и понимает, почему они такие злые. Ведь им не хочется работать на других. Но его жена не желает на всё смотреть их глазами. К тому же оказывается, она вовсе не любила мужа — вышла замуж, чтобы получить независимость от родителей. И Маша покидает Мисаила, уехав из деревни. После она пишет ему письмо и сообщает, что уезжает с отцом в Америку и ей нужен развод. Мисаил сильно переживает расставание с супругой и для него наступают серые будни.

Клеопатра уходит от отца к брату. Она болеет туберкулёзом и ждёт ребёнка от врача Владимира. Мисаил приходит к отцу, и говорит что Клеопатра нуждается в его заботе. Но тот отказывается даже слушать сына.

Сын няни Прокопий говорит Мисаилу, чтобы тот с сестрой покинули его дом. Редька жалеет их и разрешает им жить в его доме.

Проходят годы, Мисаил стареет и становится суровее. У своего отца давно не был. Маша так и осталась жить в Америке. Клеопатра умерла, родив дочь. Временами Мисаил вместе с племянницей посещает могилу сестры. Иногда там сталкивается с Анютой, которая всё ещё его любит…

Создание и публикация

Чехов начал работать над повестью в феврале 1896 года и закончил её в конце июля этого же года. Возникали некоторые разногласия по поводу ее названия. Чехову не нравилось название «Моя жизнь», он хотел ее назвать «В девяностых годах». Редактор журнала «Нива» Алексей Тихонов-Луговой решил, что предложенное название носит мемориальный оттенок и предложил существующее ныне название. Автор не стал спорить.

Повесть впервые печаталась в октябре-декабре 1896 года в № 10-12 ежемесячного «Литературного приложения» к журналу «Нива». Печать повести в нескольких номерах была обусловлена следующими соображениями: в связи с ростом рабочих стачек после коронации Николая II и назначением нового цензора издатели ожидали больших строгостей. Поэтому текст повести разделили для печати в журнале так, чтобы в первую книжку вошли первые пять глав, наиболее безопасные в цензурном отношении. Этим самым предполагалось усыпить бдительность цензора.

Переработанная автором повесть была включена в сборник рассказов «Мужики», изданный А. С. Сувориным. Повесть «Моя жизнь» печаталась без изменений во всех семи изданиях сборника (1897—1899). С некоторыми правками Чехова повесть была включена в девятый том его собрания сочинений, изданного в 1899—1901 годах Адольфом Марксом.

Д. Мирский, вообще не очень высоко ставивший Чехова, считал «Мою жизнь» его шедевром «по поэтической мощи и значительности». Ещё при жизни автора повесть была переведена на венгерский, датский, немецкий, сербскохорватский, финский, чешский и шведский языки. Лев Толстой принял повесть сдержанно, хотя ему понравился образ Редьки. В 1897 г. И. Е. Репин писал Чехову:

Какая простота, сила, неожиданность; этот серый обыденный тон, это прозаическое миросозерцание являются в таком новом увлекательном освещении. А какой язык! — Библия.

Моя жизнь

Бросить всё и перечитать Чехова….

Бросить всё. И перечитать Чехова : он стоит десятков новых книг. «Моя жизнь»- любимая моя чеховская драма…со всеми характерными чеховскими чертами: меланхолия, поиск своего пути на грешной земле, иллюзии и разочарования, любовь-как подарок и неизбежная потеря…И вместе с тем в «Моей жизни» есть что-то особенное для меня, я периодически возвращаюсь к ней.

Россия, «которую мы потеряли»… Конец 19 -го века, провинция. Аристократия погрязла в словоблудии, массово от не хрен делать, мягче говоря- от праздности- созидает любительские спектакли…Народ грязен,забит, дремуч…И там, и тут -налицо стремительное вырождение.

Мисаил Полознев- сын городского архитектора. За годы службы…ему невыносимо претит просиживание штанов и переписывание никому ненужных бумаг в различных учреждениях, и он принимает экстраординарное решение- стать простым разнорабочим, дабы добывать свой хлеб честным трудом. Естественно, его выходка повлечёт за собой бурную реакцию местного общества…Но что поделать, если это -его путь?

Меланхоличная, рефлексирующая, горько-мечтательная повесть с каким-то осенним обаянием. На этот раз я решила посмотреть экранизацию 1972г. Фильм, на мой взгляд, не идеален, но бесспорно хорош Любшин в роли ГГ, застенчиво-обаятельный и молчаливый, а также великолепна Терехова в роли роскошной Маши Должиковой.

P.S . Конечно, вырывать из контекста-не очень показательно, но всё же.

Одна коротенькая сцена между Мисаилом и Машей пронзительнее целых томов любовных романов. Чехов…что сказать.

В эпистолярном жанре

«Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», — писал Антон Павлович Чехов своей новой знакомой Ольге Книппер в июне 1899 года. Впервые он увидел её в Художественном театре и был поражён искренностью актрисы, игравшей Ирину. «Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется. <�…> Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину», — сообщил Чехов в письме своему другу Александру Суворину. Но оставаться в Москве было необязательно — Чехов был уже влюблён в эту необыкновенную женщину.

Иван Москвин (2 слева) в роли Фёдора Иоанновича и Ольга Книппер-Чехова в роли Ирины в спектакле МХТ «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого в постановке Станиславского. Фото: РИА Новости

Отношения на расстоянии стали единственным возможным вариантом для обоих. Жизнь Ольги Книппер проходила в Москве — она не могла без сцены, оваций, бенефисов и богемных вечеров с шампанским. Чехову, наоборот, нельзя было оставаться в городе — в 1899 году он продал своё имение в Мелихово и окончательно перебрался в Ялту. Их роман, а затем и брак представлял собой вереницу редких встреч и мучительных расставаний. В июле 1899 года им выпало счастье провести вместе несколько недель в тёплом Крыму.

Чехов показал Ольге свой не достроенный ещё дом, они много гуляли, разговаривали, делились планами и мечтами, а 2 августа уехали в Москву, где Чехов остался всего на пару дней. После отъезда писателя Ольга поняла, что безумно скучает и, не выдержав, написала ему первой.

Дом писателя Антона Павловича Чехова в Ялте. Рисунок племянника писателя — Сергея Чехова. Фото: РИА Новости

«Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо, — ответил ей Чехов. — Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…»

Следующие несколько месяцев прошли в переписке, в мае писатель снова приехал в Москву, а в июле Ольга посетила Чехова в Ялте. С той поры в письмах они стали обращаться друг к другу на «ты» — писатель и актриса стали близки во всех смыслах этого слова, хотя не спешили официально объявлять о своих отношениях. Между тем в обеих столицах уже вовсю судачили о романе актрисы, ученицы Немировича-Данченко, с Чеховым. В 1901 году сама великая княгиня интересовалась у матери Ольги, когда же состоится её свадьба с Чеховым.

Комната Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в доме-музее А. П. Чехова в Ялте. Фото: РИА Новости/ Владимир Вдовин

Они поженились тихо и скромно 7 июня 1901 года — Ольга настаивала, устав от неопределённости. «Я бы приехала к тебе, но ведь мы не можем жить теперь просто хорошими знакомыми, ты это понимаешь. Я устала от этого скрыванья, мне тяжело это очень, поверь мне. Опять видеть страдания твоей матери, недоумевающее лицо Маши (Мария Чехова — сестра писателя — прим. ред.) — это ужасно! Я ведь у вас между двух огней. Выскажись ты по этому поводу. Ты всё молчишь. А мне нужно пожить спокойно теперь. Я устала сильно», — писала Ольга. Чехов медлил, тянул с документами, но в итоге принял решение, пожелав лишь оставить церемонию в тайне от всех.

Чехов нашего времени. Почему свои пьесы драматург упорно считал комедиями?

Читать

Моя жизнь

Чеховские герои — просто люди, такие, как мы все. Это человеческие типы, которых великое множество. Чехов словно фотограф, он фиксирует случайные лица, не выбирая красивые или значительные, просто разные лица обычных людей. Так и герой его повести «Моя жизнь» — некий человек со странным именем Мисаил, самый обычный рядовой обыватель. Он не претендует на какие-то высшие способности, вполне четко осознает свою ординарность, но пытается найти смысл в своей жизни, найти самого себя. Дворянин Мисаил идет работать обыкновенным маляром. Физическим трудом заниматься не стыдно, стыдно перебирать бумажки — считает он, не видя в своем поступке никакого геройства. Но в маленьком провинциальном городке — это событие из ряда вон выходящее, кто-то его презирает, кто-то видит в нем выдающегося человека, решившегося на бунт. Скучающие барышни ищут знакомства с ним. Дочь богатого инженера Маша решается стать его женой, чтобы вместе сделать мир лучше. Но когда и кому это удавалось?

Ирония Чехова как всегда добра и убийственна одновременно. Банальные, если не сказать, пошлые сюжеты подкидывает жизнь, они и составляют ее содержание. Доктор Благово, мечтающий о прогрессе, спокойно совращает сестру Мисаила, не думая, что совершает нечто постыдное. В повести «Моя жизнь» нет финальной морали, Чехов не осуждает, Чехов предлагает зарисовку из жизни русской провинции. Что изменилось в этой жизни? Да, по большому счету ничего. Все также люди любят, обманывают окружающих и себя, и все также страдают. И в этом страдании ищут истину.

Молодой режиссер Егор Равинский, взявшийся поставить одно из самых сложных произведений Чехова, старается театральными средствами передать чеховский мир. Его спектакль наполнен метафорами, он яркий по форме, иногда парадоксальный, иногда поэтичный. Но при этом, он сумел за будничностью любой человеческой жизни увидеть потаенные страсти неуспокоенной человеческой души. Как признается сам режиссер: «Для меня спектакль – это кусок жизни…» И, наверное, то, что прожито им, сочинившего этот спектакль, станет частью и жизни каждого, кто его увидит.

Премьера состоялась 9 октября 2020 годаПродолжительность спектакля 2 часа 50 с антрактомДля детей старше 16 лет

Режиссер, автор инсценировки Егор Равинский
Сценография и костюмы Алексей Вотяков
Художник по свету Нарек Туманян
Хореография Николай Реутов
Художник по гриму Мария Максимова
Музыкальное оформление Егор Равинский Нина Сарапиан
Звукорежиссеры Андрей Гордеев Георгий Кочетков
Ассистент режиссера Мария Панкова
Педагог по вокалу заслуженная артистка РФ Ирина Мусаелян
Педагоги по речи Елена Стефанко Ольга Матвеева
Педагог по пластике Владимир Малюгин
Помощники режиссера Любовь Дмитриева Наталья Диковицкая
Суфлер Татьяна Горячева
Действующие лица и исполнители :
Полознев, архитектор народный артист РФ Михаил Янушкевич
Мисаил, его сын Евгений Токарев
Клеопатра, его дочь Наталия Житкова
Должиков, инженер Грант Каграманян
Мария Викторовна, его дочь Анастасия Шумилкина
Доктор Благово Артем Блинов
Анюта Благово, его сестра Евгения Вайс
Чепракова, вдова генерала Наталья Баландина
Иван Чепраков, ее сын Федор Урекин
Моисей, ее работник Тимофей Дунаев
Редька, подрядчик малярных работ Григорий Старостин
Карповна,нянька Наталья Баландина
Прокофий, ее приемыш, мясник Максим Ермичев
Ажогина Наталья Баландина
Губернатор заслуженный артист России Сергей Плотников
Околоточный Евгений Засецкий
Лакей в доме Должиковых Тимофей Дунаев
Племянница Мисаила Ксения Плотникова
Маляры, мужики, любители театрального искусства актеры театра

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Ссылки[править]

Антон Павлович Чехов

Повести

Барыня (1882) • Живой товар (1882) • Цветы запоздалые (1882) • Ненужная победа (1882) • Драма на охоте (1884) • Степь (1888) • Скучная история (1889) • Палата № 6 (1892) • Рассказ неизвестного человека (1887-1892) • Чёрный монах (1893) • Три года (1895) • Моя жизнь (1896)

Рассказы

Смерть чиновника (1883) • Хамелеон (1884) • Ванька (1886) • Каштанка (1887) • Ионыч (1898) • Человек в футляре (1898)

Пьесы

Безотцовщина (1878) • На большой дороге (1884) • Иванов (1887) • Медведь (1888) • Чайка (1895-1896) • Дядя Ваня (1896) • Три сестры (1900) • Вишнёвый сад (1903)

Разное

Волга впадает в Каспийское море • Кампания по приданию Чехову статуса национального украинского поэта

Категория: Антон Чехов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: