«в париже» рассказ из сборника и.а. бунина «темные аллеи» презентация акчуриной олеси ученицы 9«а» класса 2011 г

Краткое содержание рассказов бунина для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Краткое содержание

«В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом». Изба была поделена на две половины – почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать. Правил тарантасом «крепкий мужик», «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника», тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный», внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом.

Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ», в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду, и окрикнул хозяев.

Сразу же в комнату вошла «темноволосая», «чернобровая», «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар. Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич. «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду.

Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?». Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич». Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила. Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. <�…> Любовь, молодость — все, все». Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила», вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи»».

Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается», на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается». Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он ей. После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.

Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» «И, закрывая глаза, качал головой».

«В Париже»

В эмиграции люди, как никогда, испытывают чувство тоски и одиночества. Именно в такой атмосфере были созданы рассказы Бунина о любви. Список произведений тех лет включает новеллу «В Париже». Главный герой — бывший офицер русской армии, вынужденный покинуть свою родину. В небольшой русском ресторане он знакомится с официанткой — женщиной русского происхождения. Судьбы этих двух людей искалечены революцией. Их объединяет одиночество, желание любить и быть любимыми. Жизнь этих персонажей, таких чужих на фоне парижского городского пейзажа, снова обретает смысл. Но любовь у Бунина долго продолжаться не может. Она, подобно вспышке, загорается и вновь гаснет. Главный герой рассказа «В Париже» внезапно умирает в вагоне метро.

Слайд 6Идея рассказаРассказ И.А.Бунина В Париже входит в известный цикл Тёмные

аллеи. Тема рассказа — жизнь и любовь в эмиграции. Сюжет

произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно привязаны к календарю и вписаны в географическое пространство. Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Ольга Александровна официантка в небольшой русской столовой. Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. По-видимому, в жизни автора и его героев есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой. Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску. Отчужденность героев по отношению к внешнему миру наиболее ярко проявляется во время просмотра фильма в кинотеатре. «Тут ужасно скучно и нечем дышать», — говорит Николай Ольге, хотя «из зала гремел вместе с рукоплесканиями отчаянно — радостный хохот». Это сопоставление серьезного и смешного придает трагическое звучание эпизоду. Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе. Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно — любовь. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно — они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла. На первый взгляд, неожиданный финал рассказа становится вполне понятным и оправданным. Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.

Художественные особенности

Сюжет рассказа строится по особенной линейной последовательности, хотя писатель создает произведение с простым сюжетом. Особым бунинским приемом является точное следование события и датам, и тому месту, которое легко можно найти на карте. Соблюдается эта особенность в этом рассказе, что придает ему достоверность. Так, известно, что все события, о которых писатель повествует в своем рассказе, начинаются в один из вечеров глубокой осени, а заканчиваются они во время Пасхи, когда шел примерно уже ее третий день.

Интересной особенностью бунинской прозы является его умение обратиться к читателю так, чтобы он смог сочувствовать своему герою. Бунин использует прием повествования от третьего лица. А речь своего персонажа писатель насыщает французскими афоризмами. Например, главный герой угрюмо говорит: «Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину».

В раскрытии характеров Бунину опять помогает литературный прием – пейзажные зарисовки. Очень часто в сюжете идет дождь, который является символом ненастья. Ведь в рассказе «В Париже» ненастье не только в природе, но еще большее ненастье происходит в душе главного героя. Краски для изображения пейзажа писатель использует тусклые и неяркие, которые иногда переходят в тревожные оттенки. Например, для описания парижского неба Иван Алексеевич использует такие краски, как мутно-красные, мглистые.

Аглая

Наши партнеры
Spinam.ru — На www.spinam.ru/ можно ознакомиться с уникальным способом лечения позвоночника в Санкт-Петербурге.

В миру, в той лесной деревне, где родилась и росла Аглая, ее звали Анной.

Отца с матерью она лишилась рано. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост в село за Свят-Озером. Сразу два гроба стояло и в избе Скуратовых. Девочка не испытала ни страха, ни жалости, только навсегда запомнила тот ни на что не похожий, для живых чужой и тяжелый дух, что исходил от них, и ту зимнюю свежесть, холод великопостной оттепели, что напустили в избу мужики, выносившие гробы к дровням под окнами.

В той лесной стороне деревни редки и малы, грубые бревенчатые дворы их стоят в беспорядке: как суглинистые бугры дозволяют и поближе к речкам, к озерам. Народ там не слишком беден и блюдет свой достаток, свой старый быт, даром что ходит спокон веку на заработки, женщинам оставляя пахать неродимую землю, где она свободна от леса, косить в лесу травы, а зимой греметь ткацким станом. К тому быту и лежало сердце Анны в детстве: милы были ей и черная изба, и горючая лучина в светце.

Катерина, сестра ее, давно была замужем. Она и правила домом, сперва вместе с мужем, взятым во двор, а потом, как стал он уходить чуть не на круглый год, одна. Под ее призором девочка росла ровно и споро, никогда не хворала, ни па что не жаловалась, только все задумывалась. Если Катерина окликала ее, спрашивала, что с нею, она отзывалась просто, говоря, что у ней шея скрипит и что она слушает это. «Вот! — говорила она, повертывая голову, свое беленькое личико, — слышишь?» — «А думаешь ты о чем?» «Так. Я не знаю». Со сверстницами она в детстве не водилось, и быпать не бывала нигде, — только ран сходила с сестрой и то старое село за Свят-Озером, где на погосте, под соснами, торчат сосновые кресты и стоит бревенчатая церковка, крытая почерневшими деревянными чешуйками.

Впервые нарядили ее тогда в лапти и сарафан из пестряди, купили ожерелье и желтый платок.

Катерина о муже горевала, плакала; плакала и о своей бездетности. А, выплакав слезы, дала себе обет не знать мужа. Когда муж приходил, она встречала его радостно, ладно говорила с ним о домашних делах, заботливо пересматривала его рубахи, чинила, что надо, хлопотала возле печки и бывала довольна, когда ему что нравилось; но спали они розно, как чужие. А уходил он, — опять становилась она скучной и тихой. Все чаще отлучалась она из дому, гостила в недальней женской обители, бывала у старца Родиона, спасавшегося за той обителью в лесной хижине. Она настойчиво училась читать, приносила из обители священные книги и читала их вслух, необычным голосом, опустив глаза, держа книгу в обеих руках. А девочка стояла возле, слушала, оглядывая избу, которая всегда была прибрана. Упиваясь звуком своего голоса, читала Катерина о святых, о мучениках, наше темное, земное презревших ради небесного, восхотевших распять плоть свою со страстями и похотьями

Анна слушала чтение, как песню на чужом языке, со вниманием. Но закрывала Катерина книгу — и она никогда не просила по

«Поздний час»

Прозе Бунина свойственны катастрофичность бытия, ощущение одиночества и иллюзорность счастья. Несомненно, эти черты стали следствием непростой судьбы автора, хотя и прямых автобиографических ссылок в его творчестве нет.

В годы, когда был написан рассказ «Поздний час», писатель находился за границей. Произведение посвящено воспоминаниям о давно минувшей любви, которые сопутствуют автору во время его путешествия по родному городу. Проходя по мосту, базару и Монастырской площади, он восстанавливает в памяти утраченные образы. Прошлое и настоящее соединяются в одно целое. Этим целым становится осознание тленности всего живого на земле. Логическим заключением путешествия по городу становится кладбище. В рассказе оно является символом недолговечности любви. На этом кладбище находится могила возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви позволяет увидеть связь лирических мотивов писателя с ностальгией и осознанием бренности бытия.

«Степа»

О том, насколько человеческое счастье может быть недостижимым, повествуют как нельзя лучше рассказы Бунина о любви. Краткое содержание рассказа «Степа» создает впечатление знакомого сюжета. Но художественные формы, характерные автору, позволяют увидеть в классической истории о «бедной обесчещенной девушке» новые оттенки.

Молодой купец Красильщиков, заехав в знакомую ему горницу, застает хозяйскую дочь одну. Отец отправился в город. Купец, воспользовавшись ситуацией, сближается с девушкой. Для него эта история — занимательное приключение, о котором он благополучно забывает уже спустя два дня. Для нее — надежда на счастье. В рассказе не показано трагедии простой девушки. Здесь присутствуют только ее надежды и мечты, создающие противоположность равнодушию и легкомысленности главного героя.

«Дурочка»

Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» — весьма аморальная и лицемерная личность.

Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».

Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».

Слайд 5Герои рассказаНиколаю было «не больше сорока лет», но «говорил и

держался он как человек, много испытавший в жизни». Психологический портрет

Николая, написанный Буниным, сразу же дает представление о характере этого человека. Николай не является скрытным, но речь его «сжата». «Сжатость» речи — признак, указывающий на то, что Николай не видит в окружающем обществе людей, способных понять его, разделить его мысли, хотя у него есть знакомые в предместьях Парижа. Во всем облике Николая сквозит одиночество. Поэтому «светлые глаза его» смотрят «с сухой грустью». Сперва Николай мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого и богатого, “милого мальчика, гречонка”. В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая ПлатонычаОльга — «женщина лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами». О чувствах и характере Ольги Бунин при описании не сообщает почти ничего, но по ее репликам, по тому первому впечатлению, которое она произвела на Николая («Вежливость и безразличие, все повадки и движения скромной и достойной служащей»), можно сделать вывод, что характер этой женщины несет отпечаток той спокойной, однообразной жизни, не отягощенной проблемами и заботами, которую ведет Ольга.

«Темные аллеи»

Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу — тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.

В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.

Проблематика рассказа «В Париже»

В произведении Бунина очень много проблем, которые он затрагивает. Прежде всего, стоит выделить следующие:

★ Одиночество. Когда главного героя бросила жена мужчина замкнулся, ушел в свой мир. Он не видит среди окружающих его людей тех, кто мог бы понять и разделить его мысли. Отсюда и зажатость его речи, и грустные глаза героя, о которых с печалью пишет Бунин в своем рассказе.

★ Отдаление от всего общества. Герои живут прошлым, поэтому и не понимают тех людей, которые живут настоящим, плачут и смеются. Они просто отдаляются от них. Даже на комедийном фильме они не смеются, хотя все просто умирали от смеха. Им непонятен этот смех, и это уже трагично.

Выбрав две человеческие судьбы и два сильных характера, писатель показал огромнейшую трагедию своей родины – России. Ведь интеллигенция, лучшие умы и благородные дамы вынуждены были покинуть родину, не жить, а существовать, прозябать в чужом краю, в чуждой для них стране. И единственное утешение они могли найти лишь в любви. Это огромное и прекрасное чувство было спасением для эмигрантов. Любовь в рассказе Бунина это всего лишь небольшой миг, радостный и торжественный, которому не суждено долго просуществовать. И он обрывается, когда любовь вносит свет в пустую жизнь героев. Такую развязку писатель использует для того, чтобы любовь не приелась, чтобы она не смогла стать обыденной вещью и не опошлилась.

Читательский дневник по рассказу «В Париже» Бунина

Сюжет

Еще в Константинополе от белого генерала Николая Платоныча сбежала с другим жена. В парижской столовой он знакомится с приятной официанткой Ольгой Александровной. Она тоже одинока. Муж есть, но давно уехал на заработки. Несколько месяцев они счастливы. Он перевел на ее имя свои скромные сбережения. И вскоре умер, оставив ее одну в этом мире.

Отзыв

Рассказ о трагедии русского общества после революции, бегстве, жизни на чужбине, соблазне легкой жизни, разрушении семьи, доверия, одиночестве. Рассказ о коротком, но счастье: с ноября по апрель-май (Пасха всегда весной). Рассказ учит оставаться человеком в любых испытаниях, быть верным, благодарным, отзывчивым, простым, искренним, делить с близкими не только радость, но и горе. Учит не ожесточаться, верить в лучшее, дарить тепло.

Слайд 2Краткая биография И.А. Бунина БУНИН Иван

Алексеевич (1870 — 1953) — писатель. Род. в старинной

обедневшей дворянской семье. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши Орловской губ. Учеба началась с появлением в доме студента Н.О. Ромашкова, оказавшего на мальчика огромное влияние: с ним Бунин прочел впервые стихи, после чего ему захотелось писать самому. В 1881-1886 Бунин учился в Елецкой гимназии, к-рую не закончил. Обучение Бунин продолжил его старший брат Юлий, воспитавший в Б. вольнолюбие и сострадание к обездоленным. Свои первые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет. После лит.-критической статьи о знакомом поэте Бунин был приглашен на работу в редакцию газ., где выполнял обязанности от корректора до театрального критика. К 30 годам Бунин уже стал известным писателем. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», сб. стихов «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью и в то же время простотой. Бунин был избран почетным академиком и почетным членом Общества любителей росс. словесности. В 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие.

Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим Европу, Азию, Ближний Восток и Африку. В 1915-1916 были изданы «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско» — лучшее, что было написано Б. в дореволюционной России. Б. встретил резким неприятием Февральскую и Октябрьскую рев. Не принимавший ни социализма, ни коллективизма, Б. в 1920 вместе с женой покинул Россию. За 33 года, прожитых во Франции, страна не стала для него родной. Его роман «Жизнь Арсеньева» получил в 1933 Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Во время фашистской оккупации Франции Б. отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937-1945 жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в кн. «Темные аллеи», к-рую Б. считал «самой совершенной по мастерству». Б. писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: