Заклинатель змей, Шаламов, краткое содержание рассказа
Заклинатель змей Шаламов — это рассказ об удивительном человеке, живущем в лесу. Он умеет приручать и общаться со змеями, что является его большим секретом. Шаламов находит в змеях прекрасных соратников, которые помогают ему в разных делах.
Однажды зимой, когда на улице стоял сильный снегопад, загадочный Шаламов отправился в лес на поиски ключей для своих древних заклинаний. Хотя многие люди боятся леса, Шаламов чувствует себя в нем как дома. Он знает каждый уголок и дерево.
Вскоре Шаламов услышал пение соловьев и заметил, что они ведут его к своей скрытой норе. В гнезде соловьев он обнаружил таинственный ящик, в котором были спрятаны его давно утерянные ключи. Восхищенный, Шаламов понял, что змеи не только могут его понимать, но и помогают ему находить потерянные вещи.
Вооружившись ключами, Шаламов отправился домой, но по дороге его остановились змеи, потерявшие своих детенышей. Шаламов сожалел о их потере и помог им в поиске. В знак благодарности змеи рассказали ему о старой легенде, гласящей о сокровищах, спрятанных в глубинах леса.
Шаламов мечтал об этих сокровищах и решил отправиться на поиски. Вместе со своими верными змеями он преодолел много трудностей, сражался с опасными зверями и устраивал ловушки для охранников сокровищ. В конце концов, Шаламов нашел громадное золотое сокровище, которое сделало его богатым человеком.
Так закончилось увлекательное приключение Шаламова, заклинателя змей. Он понял, что змеи могут быть не только опасными созданиями, но и преданными друзьями. И эта история напоминает нам, что в мире есть много тайн и секретов, которые могут быть открыты только тем, кто смеет смотреть вглубь себя и окружающего мира.
Загадка змей
Содержание этого рассказа пронизано тайной и заставляет читателя задуматься над границами между реальностью и фантазией. Главный герой — истинный мастер, всеми силами скрывающий свои умения и знания от посторонних. Но вместе с тем, он истинный хранитель древней и таинственной магии — заклинатель змей.
Змеи в рассказе у Шаламова — необычные и загадочные существа. Они являются символом сложности взаимоотношений между человеком и природой, чем-то диким и непостижимым. Заклинатель змей находится в постоянном поиске истины и готов рисковать, чтобы раскрыть секреты этих загадочных созданий.
Рассказ «Заклинатель змей» Шаламова заставляет задуматься о роли магии и тайных сил в нашей жизни. Он напоминает нам, что мир пронизан невидимыми связями и загадками, которые мы можем попытаться понять, но не всегда удастся разгадать полностью. Заклинатель змей Шаламов — это символ нашего стремления к познанию и вечной борьбы с тайнами мира. Он напоминает нам, что даже в самом обычном и привычном мире есть место для загадок и чудес.
Основные моменты рассказа |
---|
Тайные умения заклинателя змей |
Змеи — загадочные существа |
Роль магии и тайных сил в нашей жизни |
Борьба с тайнами мира |
Запретное знание
В рассказе «Заклинатель змей» Шаламов основное внимание уделяет теме запретного знания. Главный герой, заклинатель змей, обладает уникальной способностью общаться со змеями и использовать их силу для своих нужд
Однако, эта способность приносит ему не только радость, но и большие проблемы.
Шаламов показывает, что запретное знание, как и любое другое, может иметь свои опасности. Обладая способностью обращаться к змеям, герой берет на себя ответственность за их жизнь и благополучие
Он понимает, что его сила может быть опасной и незаконной, поэтому он старается использовать ее осознанно и осторожно
Однако, запретное знание постоянно сопровождает героя. Он чувствует, что его способность не принадлежит ему полностью, она имеет свои собственные законы и ограничения. Змеи обладают не только силой, но и разумом, и они никогда не станут покоряться полностью своему заклинателю. Это создает напряжение и драматические моменты в рассказе.
Таким образом, Шаламов через образ заклинателя змей рассматривает тему запретного знания и показывает, что владение таким знанием требует особой осторожности и ответственности. Он показывает, что запретное знание может быть источником силы и возможностей, но также может привести к опасности и непредсказуемым последствиям
Поиск антидота
В кратком содержании рассказа «Заклинатель змей Шаламов» Георгий Александрович Шаламов попадает в таинственный мир, где он должен найти антидот, способный спасти его от смертельного укуса змеи. Начинается опасное путешествие по дремучему лесу, где каждый шаг может быть смертельным.
Заклинатель змей Шаламов сталкивается с безжалостными змеями-стражами, которые хотят помешать ему достичь своей цели. Однако благодаря своим умениям и магии он умудряется обойти препятствия и продвинуться вперед.
В поисках антидота Шаламов встречает загадочного мудреца, который раскрывает ему секретное местоположение зелья. Однако, чтобы получить антидот, Шаламов должен пройти через смертельную ловушку, спрятанную в подземелье.
С помощью своего умения заклинать змей, Шаламов обезвреживает ловушку и находит антидот. Он берет его и понимает, что время идет против него — змеи уже приближаются. В спешке Шаламов применяет антидот и спасается от неминуемой смерти.
В конце рассказа Шаламов получает благодарности от мудреца и покидает этот мир, благодарный за свою жизнь и за то, что смог преодолеть все трудности в поисках антидота.
Силы магии
Магия в этом рассказе представлена как нечто загадочное и мистическое. Заклинатель использует различные заклинания, чтобы вызвать и контролировать змей. В его руках змеи становятся источником его власти и силы.
Главный момент рассказа связан со смертью заклинателя. После его смерти змеи теряют силу и возвращаются в свою обычную жизнь. Это даёт нам понять, что заклинатель воплощал в себе силу магии и являлся связующим звеном между людьми и змеями.
Рассказ Шаламова напоминает нам о том, что магия имеет свои силы и возможности. Она позволяет контролировать и манипулировать средой, в которой живут змеи. В этом рассказе магия играет важную роль, подчёркивая связь между человеком и животным миром.
Последний бой майора Пугачева
Среди героев прозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремится выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. По свидетельству автора, после войны 1941—1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, летчики и разведчики…». Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были ещё истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. И майору Пугачеву, одному из таких, ещё не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть — сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе — летчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.
В пять часов утра на вахту постучали. Дежурный впускает лагерного повара-заключенного, пришедшего, как обычно, за ключами от кладовой. Через минуту дежурный оказывается задушенным, а один из заключенных переодевается в его форму. То же происходит и с другим, вернувшимся чуть позже дежурным. Дальше все идет по плану Пугачева. Заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофера и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Ночью — первой ночью на свободе после долгих месяцев неволи — Пугачев, проснувшись, вспоминает свой побег из немецкого лагеря в 1944 г., переход через линию фронта, допрос в особом отделе, обвинение в шпионаже и приговор — двадцать пять лет тюрьмы. Вспоминает и приезды в немецкий лагерь эмиссаров генерала Власова, вербовавших русских солдат, убеждая их в том, что для советской власти все они, попавшие в плен, изменники Родины. Пугачев не верил им, пока сам не смог убедиться. Он с любовью оглядывает спящих товарищей, поверивших в него и протянувших руки к свободе, он знает, что они «лучше всех, достойнее всех». А чуть позже завязывается бой, последний безнадежный бой между беглецами и окружившими их солдатами. Почти все из беглецов погибают, кроме одного, тяжело раненного, которого вылечивают, чтобы затем расстрелять. Только майору Пугачеву удается уйти, но он знает, затаившись в медвежьей берлоге, что его все равно найдут. Он не сожалеет о сделанном. Последний его выстрел — в себя.
Одиночный замер
После окончания рабочего дня, надзиратель предупреждает арестанта, что тот завтра будет работать отдельно от бригады. Дугаев удивился лишь реакции бригадира и своего напарника, услышавших эти слова.
На завтра надзиратель показал место работы, и человек покорно начал копать. Его даже радовало, что он один, и некому его подгонять. К вечеру молодой арестант выбился из сил до такой степени, что даже не ощущал голода. Сделав замер выполненной человеком работы, смотритель сказал, что сделано четверть нормы. Для Дугаева это было огромной цифрой, он был удивлен, как много он сделал.
После работы осужденного вызвал следователь, задал обычные вопросы, и Дугаев отправился отдыхать. На другой день он копал и кайлил со своей бригадой, а ночью солдаты повели арестанта туда, откуда уже не приходят. Наконец-то осознав, что сейчас произойдет, Дугаеву стало жаль, что он зря работал и страдал в этот день.
«Житие инженера Кипреева»
Остановимся на следующем любопытном рассказе, который мы не могли не описать, составляя краткое содержание. «Колымские рассказы» — сборник, в котором автор, никого не продавший и не предавший, говорит, что для себя выработал формулу защиты собственного существования. Она состоит в том, что человек может выстоять, если он готов в любой момент к смерти, может покончить с собой. Но позднее он осознает, что лишь построил для себя удобное убежище, так как неизвестно, каким ты станешь в решающую минуту, будет ли у тебя достаточно не только душевных сил, но и физических.
Кипреев, инженер-физик, арестованный в 1938 году, не только смог выдержать допрос с избиением, но даже набросился на следователя, в результате чего его посадили в карцер. Но все равно от него пытаются добиться дачи ложных показаний, пригрозив арестом супруги. Кипреев тем не менее продолжает всем доказывать, что он не раб, подобно всем заключенным, а человек. Благодаря таланту (он починил сломанный нашел способ, как восстановить перегоревшие лампочки) этому герою удается избежать наиболее тяжелых работ, но не всегда. Лишь чудом он остается в живых, однако нравственное потрясение не отпускает его.
«Последний бой майора Пугачева»
Автор свидетельствует о том, что после Великой Отечественной войны стали прибывать в лагеря заключенные, которые воевали и прошли через плен. Люди эти иной закалки: умеющие рисковать, смелые. Они верят лишь в оружие. Лагерное рабство их не развратило, они еще не были истощены до потери воли и сил. Их «вина» состояла в том, что эти заключенные побывали в плену или в окружении. Одному из них, майору Пугачеву, было ясно, что их привезли сюда на смерть. Тогда он собирает сильных и решительных, под стать себе, заключенных, которые готовы умереть или стать свободными. Побег готовят всю зиму. Пугачев понял, что бежать после того, как пережили зиму, могут лишь те, кому удастся миновать общие работы. Один за другим участники заговора продвигаются в обслугу. Один из них становится поваром, другой — культоргом, третий чинит оружие для охраны.
В один весенний день, в 5 утра, постучали на вахту. Дежурный впускает заключенного-повара, который, как обычно, пришел за ключами от кладовой. Повар его душит, а другой заключенный переодевается в его форму. С другими дежурными, вернувшимися немного позже, происходит то же самое. Далее все происходит по плану Пугачева. В помещение охраны врываются заговорщики и овладевают оружием, застрелив дежурного. Они запасаются провиантом и надевают военную форму, держа внезапно разбуженных бойцов под прицелом. Выйдя за территорию лагеря, они на трассе останавливают грузовик, шофера высаживают и едут, пока бензин не заканчивается. Затем они уходят в тайгу. Пугачев, проснувшись ночью после многих месяцев неволи, вспоминает, как в 1944 году совершил побег из немецкого лагеря, перешел линию фронта, пережил допрос в особом отделе, после чего был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам тюрьмы. Он вспоминает также, как в немецкий лагерь приезжали эмиссары генерала Власова, которые вербовали русских, убеждая, что попавшие в плен солдаты для советской власти — изменники Родины. Тогда Пугачев им не верил, но вскоре сам в этом убедился. Он оглядывает с любовью своих товарищей, спящих рядом. Немного позже завязывается безнадежный бой с солдатами, которые окружили беглецов. Заключенные погибают почти все, кроме одного, которого вылечивают после тяжелого ранения для того, чтобы расстрелять. Лишь Пугачеву удается сбежать. Он затаился в медвежьей берлоге, но знает, что его тоже найдут. О содеянном он не жалеет. Его последний выстрел — в себя.
Итак, мы рассмотрели основные рассказы из сборника, автором которого является Варлам Шаламов («Колымские рассказы»). Краткое содержание знакомит читателя с основными событиями. Подробнее о них можно прочесть на страницах произведения. Впервые сборник опубликовал в 1966 году Варлам Шаламов. «Колымские рассказы», краткое содержание которых вы теперь знаете, появились на страницах нью-йоркского издания «Новый журнал».
В Нью-Йорке в 1966 году были опубликованы лишь 4 рассказа. В следующем, 1967-м, 26 рассказов этого автора, в основном из интересующего нас сборника, вышли в переводе на немецкий в городе Кельне. При жизни так и не опубликовал в СССР сборник «Колымские рассказы» Шаламов. Краткое содержание всех глав, к сожалению, не входит в формат одной статьи, поскольку рассказов в сборнике очень много. Поэтому рекомендуем самостоятельно ознакомиться с остальными.
Аневризма аорты
Болезнь (а изможденное состояние заключенных-«доходяг» вполне равносильно тяжелой болезни, хотя официально и не считалось таковой) и больница — в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключенная Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключенным Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью
Он находит у Гловацкой аневризму аорты — болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск
И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключенной, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, — она умирает.
Дождь
Рассказ посвящен заключенному, который не смог совладать со своими эмоциями. Его внутреннее состояние не выдержало напряжения, он сдался. Читателями такой поступок не воспринимается как слабость, потому что давление, которое каждый день получают заключенные невозможно ни с чем сравнить. В один из дней Розовский работал в небольшом рве. Несмотря на бдительных надзирателей, он начинает громко рассуждать о том, что смысла жизни нет. К такому умозаключению он пришел после длительных раздумий. Он решил броситься на конвоиров, но товарищ вовремя его перехватывает и говорит, что Розовский заболел немного.
Основные темы рассказа
Персонаж рассказа Шаламов также олицетворяет другую важную тему — силу искусства и творчества. Своими заклинаниями он создает необычные и прекрасные предметы искусства, которые восхищают людей.
Еще одной темой рассказа является тема предательства. В рассказе представлены различные персонажи, которые предают Шаламова и пытаются использовать его силу для личных целей
Это создает напряженную атмосферу и подчеркивает важность доверия и верности
Краткие моменты рассказа также освещают темы добра и зла, справедливости и наказания. Рассказ показывает, что даже самые сильные и властные люди не могут остаться безнаказанными за свои злодеяния.
Заклинатель змей Шаламов | Основные темы рассказа |
Сила и влияние слов и ритуалов | Искусство и творчество |
Предательство | Добро и зло |
Справедливость и наказание |
Искусство заклинания змей
Искусство заклинания змей прекрасно и загадочно, как зимний снег, покрывающий землю. В казарме заклинателей змей хранятся тайные ключи к этому искусству, передаваемые из поколения в поколение. Люди, обладающие этим даром, способны приручить самую дикую змею и заставить ее слушаться своих команд.
Заклинатели змей мастерски владеют своим искусством, привлекая змей своими голосами, подобно песне соловья
Они знают особые слова и жесты, которые способны воззвать к душе змеи и завладеть ее вниманием. Знание секретов заклинания змей позволяет им безопасно стоять рядом со змеями и не испытывать никакого страха или опасения
Заклинатели змей великолепно справляются со своей задачей, демонстрируя умение играть с ними как с игрушками. Они ведут змей по лесу, следуя их движениям и скручиваниям, создавая красивые и плавные пасьянсы. Их искусство не только завораживает зрителей, но и показывает великолепный контроль над змеями и гармоничную связь с природой.
Описание основных приемов и техник
Заклинатель змей Шаламов был мастером своего дела. Он знал множество приемов и техник, которые позволяли ему контролировать и управлять змеями. Его мастерство было поистине великолепным.
Одним из основных приемов, которым Шаламов владел, был прием «стоять как статуя». Это было очень важным искусством, так как змеи чувствуют движение и реагируют на него. Благодаря этому приему Шаламов мог подойти к змейам в полный рост и не вызывать у них тревоги.
Еще одной из его техник был прием «затихнуть, как смерть». Шаламов совершенно контролировал свое дыхание и пульс, чтобы змеи не ощущали его присутствия. Это было особенно полезно, когда он занимался с змеями в лесу или на открытой местности, где люди могли случайно наткнуться на него.
В казарме Шаламов также учил особой методике, которая называлась «пение соловья». Она заключалась в том, чтобы издавать звуки, похожие на пение птицы, чтобы змеи притягивались к нему. Благодаря этой методике Шаламов мог собирать змей в одном месте и легко управлять ими.
Секретом искусства Шаламова было то, что он мог контролировать змей их внутренними силами. Он умел разговаривать с змеями на их же языке и понимать их потребности и желания. Это делало его настоящим мастером и неповторимым в своем деле.
И, конечно же, Шаламов властвовал над змеями их самой сущностью — снегом. Он мог вызывать снежные бури и замораживать воду, с помощью чего контролировал движение змей и показывал им свою власть. Эта техника вдохновляла страх и трепет у окружающих и придавала Шаламову непревзойденную силу.
Удивительные возможности, открывающиеся перед заклинателем
Заклинатель змей Шаламов обладает уникальной способностью призывать и контролировать змей. Его мастерство владения этими удивительными существами позволяет ему использовать их с помощью загадочных трансформаций.
Во время снежной бури Шаламов отыскал потерянные ключи к казарме именно благодаря змеям, которые помогли ему увидеть их под слоем снега.
Однажды заклинатель услышал мелодию волнующих соловьев в лесу. Он решил использовать свою силу змей и приказал им собрать все сокровища, которые спрятаны глубоко в лесу. Следуя указаниям Шаламова, змеи доставили все сокровища прямо к его ногам.
Люди из деревни, узнав о необычных способностях заклинателя, стали обращаться к нему за помощью. Шаламов использовал своих верных помощников — змей, чтобы найти пропавших людей и разгадывать сложные загадки.
Однажды в лесу случился пожар, и змеи Шаламова стояли на страже, проводя людей через густой дым. Благодаря своему мастерству, заклинатель смог спасти множество людей от огня, используя змей в качестве «мостов» над пылающими участками леса.
На представку
В лагерях царит полная деморализация и безнравственность. Эти понятия касаются всех без исключения, разница была только в силе их проявления. Происходило растление в самых разнообразных и жутких формах, применялись различные способы. Чувство вседозволенности переходит все границы. Однажды двое блатных заключенных играли в карты, после того как заканчиваются ставки, они начинают играть в долг. Чувство азарта разгорячило одного из игравших, и тот приказывает интеллигентному заключенному отдать свитер. После получения отказа, не долго думая, он его убивает, свитер все же достается ему.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Маскарад Лермонтова
Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви
-
Краткое содержание Лавкрафт Дагон
Рассказ ведётся от имени наркозависимого человека, который хочет покончить жизнь, выбросившись в окно. Он не считает себя слабовольным или дегенератом, но он находится в зависимости от морфия.
-
Краткое содержание Сказка Царевна Несмеяна
В одном государстве жил царь, была у него дочь красавица. Все было у него хорошо, только вот дочка никогда не улыбалась. Звали царевну Несмеяна. Решил царь исправить эту ситуацию, написал указ, кто развеселит дочь, получит ее в жены и полцарства
-
Краткое содержание Бондарев Выбор
Произведение раскрывает нам тему сложности выбора. Особенно отчетливо она представлена в образе главного героя Ильи Рамзина.
-
Краткое содержание Искандер Возмездие
Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.
Жизнь Шаламова до встречи с заклинателем змей
Долгие годы своей жизни Шаламов провел в небольшой деревне, расположенной на окраине глубокого леса. Он рос среди высоких елей и сосен, окруженный тайнами и загадками природы. Уже с детства он ощущал что-то особенное в этой местности, словно в воздухе витал секрет, который скрыт от посторонних глаз. Шаламов много времени проводил в лесу, изучая своими глазами то, что для других людей оставалось невидимым.
Особенный интерес у Шаламова вызывали змеи. Они все время сложно вибрировали в его сознании, похоже, что оказывали на него некую магическую притягательность. Он часто наблюдал за ними, изучая их поведение, слушая, как они шипят и свистят. Человек из других времен и насилием своими ключами воронеж, однако, жители деревни относились к змеям с опаской и старались держаться от них подальше.
Однажды, в холодную зимнюю ночь, когда окраина леса была покрыта густым слоем снега, Шаламов услышал странный шум возле своего дома. Вышедший на улицу, он увидел незнакомца, стоявшего рядом со старым раскрашенным казарманским рюкзаком. Этот человек называл себя заклинателем змей и обещал Шаламову показать секреты передвижения змей, которые он научился владеть. Лишь после этой встречи жизнь Шаламова изменилась навсегда.
Бедное детство и непростая судьба
В детстве Шаламов часто стоял у окна в казарме, где жили семьями заключенных. Он наблюдал за снегом, падающим на землю, и мечтал о лесах, после чего в его доме начали стоять картины с изображением дремлющей зимой природы. Несмотря на нищенское положение, Шаламов мечтал о лесах, полных снега, и каждый раз, когда грустно смотрел на снег, у него появлялось желание стать ястребом, чтобы летать над дремлющими лесами.
В деревне, куда Шаламов отправлялся летом со своей семьей, он впервые услышал пение соловьев. Это звучание стало для него волшебным секретом, которым он обменивался только со своей душой. Он старался запечатлеть эти моменты в своей памяти и хранил их как самое драгоценное, что было у него.
Однако потом в его жизни появились змеи. Он увлекся ими и начал изучать эту таинственную сущность. Шаламов смотрел на змей с большим интересом и страхом одновременно. Он решил пошагово узнать их жизнь, и стал собирать информацию о них, собирал разные виды змей и изучал их повадки.
Возникновение интереса к магии и заклинаниям
В таинственном лесу, где тени тянутся от древних деревьев, проживали люди, обладающие секретами магии и заклинаний. Эти секреты передавались из поколения в поколение, и каждый мудрый старец или священник скрывал свои ключи от любопытных глаз.
Маленькому Мише, который стоял в толпе на виду у священника, тоже было вломлено узнать эти секреты. Его сердце разрывалось от любопытства, и он проводил долгие часы, сидя на снегу под облепленными соснами, жаждая узнать все о магии. Он внимательно слушал, как ветер шепчет свои секреты, и наблюдал, как соловьи перекликаются на ветвях.
За каждым укромным поворотом в лесу Миша искал следы магии. Когда он устроился на работу в казарме, где солдаты обсуждали свои истории о войне, его взгляды все равно были устремлены вдаль, где магическое и загадочное привлекали его более всего.
Вскоре долгожданный момент настал. Однажды, когда он бродил по лесу, среди покрытых снегом деревьев, Миша обнаружил заброшенную хижину. С надеждой в глазах он вступил внутрь и был поражен тем, что увидел. На полках лежали книги с древними заклинаниями и карты, изображающие магические ритуалы.
Шоковая терапия
Один из заключенных по имени Мерзляков, будучи на общих работах, почувствовал, что ему встаёт всё хуже и хуже. Когда он однажды упал, таща бревно, то отказался подняться. За это его избили сперва свои, потом надзиратели. А лагерь он попал с переломом ребра и болями в пояснице. Ребро зажило и прошли боли, но этого не показывал Мерзляков, пытаясь подольше побыть в лазарете. Понимая, что медики не могу вылечить заключённого, его отвозят в местную больницу для проведения осмотра специалистами. Для него появляется шанс быть актированным по состоянию здоровья, ведь с такими болезнями его не отправят вновь на происки, где было сыро, холодно, и кормили непонятным супчиков, где была только водичка, которую легко можно было выпить без помощи ложки. Теперь он сконцентрировался полностью на своём поведении, чтобы не быть увлечённым во лжи и не заработать себе еще и штрафных приисков.
Но с врачом Мерзлякову не повезло. Его лечил Петр Иванович – врач, который специализировался на разоблачении симулянтов. И хоть у него самого был один год заключения, он руководился истинно медицинскими принципами. Поняв, что Мерзляков симулянт, он направляет пациента сперва на рауш-наркоз, что позволяет как бы разогнуть больного, а после и на шоковую терапию, после которой сам пациент попросился на выписку.
Другие персонажи
- Наумов – коногон, безжалостный представитель блатного мира.
- Севочка – вор, опытный шулер.
- Фризоргер – столяр, в прошлом немецкий пастор, друг главного героя.
- Назаров – конвоир, жестокий мужчина, пристреливший собаку.
- Шестаков – заключенный инженер-геолог, подлый человек, вербовавший арестантов для побега.
- Андрей Платонов – известный писатель, отбывавший заключение.
- Штеменко – начальник лагеря, задушивший из ревности свою любовницу.
- Тетя Поля – добрая, отзывчивая женщина, всегда помогавшая землякам-украинцам.
- Маруся Крюкова – хромоногая вышивальщица, дочь эмигранта.
- Серафим – замкнутый, нелюдимый арестант, лаборант.
- Андрей Михайлович – молодой доктор, спасший жизнь главному герою.
- Андреев – студент юридического института, заключенный.
Шерри Бренди
Умирает заключенный-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он лежит в темной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Он умирает долго. Иногда приходит какая-нибудь мысль — например, что у него украли хлеб, который он положил под голову, и это так страшно, что он готов ругаться, драться, искать… Но сил для этого у него уже нет, да и мысль о хлебе тоже слабеет. Когда ему вкладывают в руку суточную пайку, он изо всех сил прижимает хлеб ко рту, сосет его, пытается рвать и грызть цинготными шатающимися зубами. Когда он умирает, его ещё два дня не списывают, и изобретательным соседям удается при раздаче получать хлеб на мертвеца как на живого: они делают так, что тот, как кукла-марионетка, поднимает руку.
Тифозный карантин
Годы работы на приисках подорвали здоровье Андреева, и его отправили в тифозный карантин. Всеми силами, стремясь выжить, Андреев старался как можно дольше задержаться в карантине, отдалить день возвращения в жестокие морозы и нечеловеческий труд. Приспосабливаясь и выкручиваясь, он смог продержаться три месяца в тифозных бараках. Большинство сокамерников уже были отправлены из карантина на дальние пересылки. Осталось лишь десятка три людей, Андреев уже думал, что он победил, и его отправят не на прииски, а на ближайшую командировку, где он проведёт оставшийся срок. Сомнения закрались, когда им выдали зимнюю одежду. А когда вдали остались последние близкие командировки, он понял, что судьба его переиграла.
На этом не заканчивается цикл рассказов великого русского писателя В. Т. Шаламова, на собственном опыте перенёсшим 17 лет каторги, сумевшему в лагерях не только остаться человеком, но и вернуться к прежней жизни
Все пережитые тяготы и страдания повлияли на здоровье писателя, он лишился зрения, перестал слышать, почти не мог двигаться, но читая его рассказы, понимаешь, как важно стремление к жизни, к сохранению в себе человеческих качеств
Гордость и достоинство, честь и благородство должны быть неотъемлемой чертой настоящего человека.
Оцените произведение:
2.91
Голосов: 67 Читать краткое содержание Шаламов — Колымские рассказы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Ночью
В сложных жизненных условиях многие люди теряют свой моральный облик, они не только готовы на насилие, но и переходят границы дозволенного. Ночью двое заключенных тайком пробираются к могиле их умершего товарища для того, чтобы снять белье и утром выгодно продать или поменять на хлеб. Поступок циничный, потому что тот человек был для них другом, а его одежда уже предназначена для обмена, для собственной выгоды. Память об усопшем ничего не значит. Мысль о неправильности действий и брезгливость быстро испаряются, когда возникает приятная идея о том, что они смогут покурить или перекусить больше обычного.
Шоковая терапия
Заключенный Мерзляков, человек крупного телосложения, оказавшись на общих работах, чувствует, что постепенно сдает. Однажды он падает, не может сразу встать и отказывается тащить бревно. Его избивают сначала свои, потом конвоиры, в лагерь его приносят — у него сломано ребро и боли в пояснице. И хотя боли быстро прошли, а ребро срослось, Мерзляков продолжает жаловаться и делает вид, что не может разогнуться, стремясь любой ценой оттянуть выписку на работу. Его отправляют в центральную больницу, в хирургическое отделение, а оттуда для исследования в нервное. У него есть шанс быть актированным, то есть списанным по болезни на волю. Вспоминая прииск, щемящий холод, миску пустого супчику, который он выпивал, даже не пользуясь ложкой, он концентрирует всю свою волю, чтобы не быть уличенным в обмане и отправленным на штрафной прииск. Однако и врач Петр Иванович, сам в прошлом заключенный, попался не промах. Профессиональное вытесняет в нем человеческое. Большую часть своего времени он тратит именно на разоблачение симулянтов. Это тешит его самолюбие: он отличный специалист и гордится тем, что сохранил свою квалификацию, несмотря на год общих работ. Он сразу понимает, что Мерзляков — симулянт, и предвкушает театральный эффект нового разоблачения. Сначала врач делает ему рауш-наркоз, во время которого тело Мерзлякова удается разогнуть, а ещё через неделю процедуру так называемой шоковой терапии, действие которой подобно приступу буйного сумасшествия или эпилептическому припадку. После нее заключенный сам просится на выписку.