Русская народная сказка «рукавичка»

Русская народная сказка «рукавичка»

Хвостик — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева

 
Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея.

 
Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал.
 
Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели.
 
Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».
 

В. Астафьев “Деревья растут для всех”: краткое содержание

Иногда из-за различных событий человек начинает по-другому смотреть на вещи. Так произошло и с главным героем рассказа Астафьева “Деревья растут для всех”. Витя из-за болезни не мог полноценно взаимодействовать с окружающими, но благодаря этому он стал ближе к природе и наблюдательнее. Ниже будет написано краткое содержание “Деревья растут для всех” Астафьева.

Главный герой

Описывать произведение “Деревья растут для всех” Астафьева (краткое содержание) следует начать со знакомства с главным действующим лицом – мальчиком Витей. Случилось так, что он заболел малярией. Несмотря на все бабушкины старания, вылечить ее никак не удавалось. Позже у Вити появилось осложнение: он перестал слышать окружающих. Из-за этого он замкнулся в себе и стал жить в собственном мирке.

Тайное место

В произведении “Деревья растут для всех” Астафьева, краткое содержание которого мы изучаем, рассказывается, что из-за того, что мальчик перестал общаться с окружающими, он начал более внимательно наблюдать за миром. Его любимым местом стал отдаленный небольшой уголок огорода. Там Витя всегда находил себе занятие – это его отвлекало от грустных мыслей.

Чтобы компенсировать потерю слуха, мальчик стал более внимательным к окружающему миру и старался не упустить ни одной детали

Вскоре его внимание привлекла мухоловка – это маленькая птичка, поселившаяся в его любимом уголке. Ему нравилось наблюдать за тем, как она живет, как обустраивает гнездо, а потом смотреть, как она заботится о своих птенчиках

Решение посадить дерево

Далее в произведении “Деревья растут для всех” (кратким содержанием постараемся передать суть) объясняется, почему Витя решил вырастить свое дерево. Однажды гнездо маленькой птички нашла кошка и съела всех птенцов. Бедная мухоловка спала под лопухом, и Вите было очень жалко ее. Тогда он решил вырастить собственное дерево, чтобы она свила новое гнездо и кошка не смогла бы уже съесть ее птенцов.

Он находит маленький росток и начинает ухаживать за ним. Но почему-то ничего у мальчика не получается. Бабушка сказала, что это дикая гречиха. Витя расстроился и перестал ходить в свой любимый уголок. Но окружающие увидели, что во время забот за мухоловкой и мечтая о большом цветущем дереве, мальчик выздоровел. Бабушка разрешает внуку гулять на улице.

Когда наступает осень, бабушка отправляется в лес и приносит полную корзинку всяких трав. Мальчик находит там новый росток дерева. Бабушке тогда стало жаль внука, и она принесла ему лиственницу. Они вместе посадили саженец.

Витя снова начинает мечтать и все интересуется у бабушки, когда вырастет его дерево. На что бабушка ему отвечает, что деревья растут для всех.

Почему такое название

Произведение Астафьева “Деревья растут для всех”, краткое содержание которого мы привели, имеет интересное название. Можно порассуждать о том, почему рассказу было дано именно оно. Мальчик, несмотря на то, что хотел вырастить дерево для птички, чтобы та смогла свить новое гнездо, тем не менее продолжал считать его своим. В своих мечтах Витя представлял его большим и цветущим, ему оно было нужно для того, чтобы любоваться и с гордостью рассказывать другим, что он вырастил такое дерево.

Но бабушка этой фразой объясняет внуку, что деревья не могут быть чьей-то собственностью. Они являются домом для животных, птиц, насекомых, любой человек может прийти и полюбоваться ими. Делая добро (а посадив лиственницу, Витя сделал хорошее дело) другим, человек становится счастливее.

В рассказе Астафьева “Деревья растут для всех” повествуется о том, как мальчик, несмотря на болезнь и переживания, продолжал интересоваться жизнью. Он научился видеть прекрасное даже в маленьких вещах и осознал, что нужно творить добро и помогать другим. Тогда мир станет лучше, заиграет новыми красками, а все окружающие станут счастливее и добрее.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался.
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека.
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Хвостик — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева

 
В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой.
 
Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.
 


Другие рассказы Астафьева краткоКраткая биография Астафьева В.П.Краткое содержание произведений других авторов

Тематика и образы

Основной проблемой, которую автор видит в своем произведении, является жизненный уклад. Сам он родился до войны и прожил очень сложную жизнь, но не позволял себе камнем упасть на дно жестокого по отношению к окружающим общества.

Бедность и нищета, сбор урожая деревенскими для обмена на выпивку выглядят в глазах автора не настолько ужасными, как безразличие людей. Людочка повесилась не потому, что не смогла справиться с трудностями жизни в большом городе. Ее довели безразличие и критика со стороны близких людей. Она хотела всего лишь нескольких ласковых слов поддержки, но не получила этого.

Показал Астафьев в «Людочке» доброту и жестокость, постарался преподать урок читателям, рассказать, насколько важно участие в жизни близких и любимых людей и как учиться на чужих ошибках.

После произошедшего Артем пересмотрел свое существование:

  • отучился на электрика;
  • нашел хорошую работу, с помощью которой смог приносить пользу;
  • женился на доброй девушке;
  • к концу книги уже нянчил собственного ребенка.

Борьба

Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой

Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело

И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь — смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни — Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.

Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

«Царь рыба»: анализ

Основная тема рассказа, как отмечалось выше, — взаимоотношение человека с природой. Но этим писатель не ограничивается, одновременно он поднимает и другую проблему — отношения человека с обществом.

Отношение Игнатьича к своим односельчанам и близким людям сходно с отношением героя к природе. Высокомерие, пренебрежение, снисхождение и осознание собственного могущества — вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром.

По замыслу Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти. Именно эта мысль стала сюжетообразующей в произведении.

Писатель до мельчайших подробностей прописывает символический образ Игнатьича, воплощающий того самого царя природы, который привык считать себя властителем мира. И чтобы показать всю иллюзорность власти этого псевдовластителя, Астафьев изображает его встречу с царь-рыбой. Однако примечательно то, что от этого столкновения должен погибнуть не только сам герой, но и его соперница. Судьбы Игнатьича и царь-рыбы оказываются тесно сплетены. И единственным способом выжить для обоих становится освобождение главного героя от того груза ошибок и грехов, что лежит на его душе. Именно те нравственные низости, что совершил за свою жизнь Игнатьич, становятся причиной возможной смерти его самого и царь-рыбы.

Этим рассказом Астафьев наглядно иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, в котором человек не хозяин, а смотритель и помощник. Только в этом случае у человека есть возможность существовать в гармонии с собой, социумом и окружающим миром в целом. В противном случае все его поступки приведут к гибели.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Образ Игнатьича

Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера

Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича. А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера — жадность.

Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.

Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Смысл сказки

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!).

Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

9 стр., 4313 слов

Сказки Пушкина. Система образов героев, богатство и глубина содержания

… Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности заложит более глубокие основы литературного воспитания, облегчит ребенку … этот раз все кончится хорошо 2 . Детское антропоморфическое сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или » …

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

История создания

История «Людочки» демонстрирует негативное отношение автора к укладу брежневского времени

Он старался передать эмоции, показать людям, что никакие лозунги и громкие слова не изменят жизни вокруг, обращая внимание не только на внутренние, но и общемировые проблемы. В произведении четко просматривается экологический кризис, неправильные уклады общества, трусость перед теми, кто сильнее.

Жанр «Людочки» Астафьева позиционируется, как деревенская проза, авторство которой приписывают В. Белову. Небольшой рассказ, пропитанный эмоциями, многих заставлял плакать. Но именно этой цели и придерживался писатель. Несмотря на то что произведение вышло в свет в 1987 году, писать его автор начал намного раньше. Идея вынашивалась задолго до печати.

За основу он взял реальную историю, которую услышал в юношестве. Его настолько поразила бесчувственность людей, что он решил указать на нее в своем произведении. Как и полагается жизненным жанрам, в рассказе полностью отсутствуют положительные персонажи, у каждого есть свой грех за плечами.

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование:

  • рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

Анализ сказки Рукавичка

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: