Три пальмы лермонтов краткое содержание 5 6 предложений

«три пальмы»: анализ, главные герои и краткое содержание. «три пальмы», лермонтов

Краткое содержание стихотворения «Три пальмы» подробно

В пустыне на востоке Африки (аравийской пустыне) выросли три роскошных пальмы. Поскольку рядом протекал ручей, воды у деревьев всегда было в достатке. Ничто не омрачало их безбедного существования, однако пальмам такая однообразная жизнь казалась скучной. Они сетовали на отсутствие интересных событий.

Неужели так и состарятся пальмы, так и засохнут их листья, и ничего выдающегося в жизни не произойдет? Все дни будут по-прежнему похожи один на другой, никому не принесут пальмы ни пользы, ни радости?

Судьба услышала молитвы пальм. Однажды деревья увидели приближающийся к ним караван. На больших верблюдах, прикрытые от палящего солнца шатрами, ехали темнокожие красавицы, а их спутники – стройные мужчины в белых одеждах – скакали рядом на горячих конях.

Пальмы были счастливы возможности приютить странников. Они опустили свои большие литья над головами людей, чтобы солнце не так жарко припекало, а веселый ручей щедро поил путников ключевой студеной водой.

Люди с удовольствием приняли заботу: отдыхали под пальмами, наполняли кувшины водой. А вечером, когда стемнело, они срубили под корень все три дерева. Дети, играя, оборвали со стволов листья, так заботливо прятавшие их от палящего солнца.

Путники развели огонь и долго грелись возле него, пережидая холодную ночь. Утром же они вновь двинулись в дорогу, оставив после себя вместо цветущего оазиса лишь раскаленный песок. Солнце дожгло остатки опаленных стволов, а ветер разнес пепел по пустыне.

Ничего не осталось от гордых столетних пальм. Лишь ручей все так же бежал по раскаленному песку, умоляя пророка дать ему немного тени. Но все напрасно: кроме коршуна, время от времени прилетающего сюда с добычей, чтобы насладиться ею в покое, больше никто не являлся в это место, больше ни единого кустика не выросло в песках.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)

Поэма Михаила Лермонтова «Три пальмы» написана в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Главные герои истории – три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный поток, струящийся среди песка, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «сохраненный под сенью зеленых листьев от чувственных лучей и летящего песка».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет большой недостаток, заключающийся в том, что этот райский уголок недоступен для живых существ. Поэтому гордые пальмы обращаются к Творцу с просьбой, чтобы он помог им исполнить свое предназначение — стать прибежищем для одинокого путника, заблудившегося в мрачной пустыне.

Из слов раздаются, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, равнодушных к красотам зеленого оазиса. Им нет дела до надежд и мечтаний гордых пальм, которые вскоре погибнут под топорами и станут топливом для костров жестоких гостей. В результате цветущий оазис превращается в груду «серого пепла», ручей, лишившийся защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, а пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и обещающий каждому неминуемую гибель путешественник.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько злободневных вопросов. Первая из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей природе и редко ценят то, что дает им окружающий мир.

Более того, они склонны уничтожить эту хрупкую планету ради собственной выгоды или сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет отомстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем действия людей, считающих, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл поэмы «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно просить о чем угодно. Но будет ли жалобщик удовлетворен тем, что он получит? Ведь если жизнь продолжается своим чередом, как решено свыше, то на это есть причины.

Попытка отказаться от смирения и принятия того, что решит судьба, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению — безжалостному, жестокому и не осознающему, что человек всего лишь марионетка в чьих-то руках, а не кукловод.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас старается ускорить события и как можно быстрее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель зачастую оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.

В свою очередь, разочарование, которое в библейском толковании называется унынием, является одним из величайших человеческих грехов, так как ведет к саморазрушению как души, так и тела. Это высокая цена за гордыню и самоуважение, от которых страдает большинство людей. Понимая это, Михаил Лермонтов с помощью поэмы-притчи пытается не только понять мотивы собственных поступков, но и оградить других от стремления получить то, что им не предназначено.

Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается настоящим бедствием для тех, кто ставит свои желания гораздо выше своих возможностей.

Средства стихосложения и выразительности

Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.

Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.

  • В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
  • Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
  • Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
  • Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
  • Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют; умчался туман; шепчутся листья.
  • Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).

В этом анализе стихотворения «Три пальмы» стоит вспомнить о том, что оно перекликается с пушкинским «Подражанием Корану». Не факт, что Лермонтов взял за основу произведение поэта, перед которым всю жизнь преклонялся. Притчу о пальмах в пустыне могли рассказать Лермонтову образованные горцы, умевшие и переводить Коран. Именно в лермонтовской интерпретации видна исламская религиозная мораль – необходимость безропотного поклонения Богу и доверия Ему, его воле.

Три пальмы как символ бунта против Божественной воли

Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня — это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Тематика произведения

Нередко в учебниках по литературе для средней школы помещают иллюстрации к данному стихотворному тексту. Но даже и без них становится ясным, что основной темой является судьба трех горделивых пальм, которые росли в пустыне, в одиночестве, постепенно осознавая тщетность своей жизни. Их листья постепенно утратили яркие краски и стали засыхать, а цели, высшего смысла они найти не смогли.

Деревья в отчаянии стали роптать на бога, обвиняя его в том, что он обрек их на одинокое существование. И кажется, что само небо услышало их: впереди показался караван верблюдов. Однако трагичность стихотворения подчеркивается тем, что, получив долгожданное общество, пальмы погибли под ударами топоров. Да, они принесли пользу людям, их наконец-то оценили, но плата за это оказалась слишком высока.

Подобное содержание можно встретить и в других балладах и сказаниях Лермонтова: поэт не смог в полной мере найти свое место в мире, страдал от одиночества, нереализованности глубинных мыслей и идей, которые и передавал своим персонажам.

Краткое изложение

В засушливых степях Аравии росли 3 гордых пальмы. Внизу, в тени пальмовых листов, меж мелкими растениями, протекал родник. Деревья жили спокойно, но им это все больше не нравилось, и тогда пальмы обратились к Всевышнему с вопросом, в котором роптали на свою бесполезную жизнь: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» Деревья были недовольны тем, что за весь период их существования к ним не приходил никто из людей, чтобы утолить родниковой водой жажду и отдохнуть в тени их листьев.

Возроптав на Бога, вскоре пальмы увидели, что издалека в их сторону движется верблюжий караван. На их горбах лежали яркие красивые ткани, копыта животных поднимали сухой и  горячий песок. Подгонял караван криками и свистом черноглазый араб, скакавший на вороной лошади. Он сверкал глазами, взмахивал копьем, направляя верблюдов к оазису.

Пальмы были очень рады путникам. И люди, и верблюды остановились на привал в тени огромных листьев. Гости набрали в свои кувшины свежей родниковой воды, утолили жажду.

Когда же подошла ночь, пришельцы принялись рубить топором вековые деревья. Древесиной «питомцев столетий» путники грелись до самого утра. А когда утренний туман потянуло в сторону запада, караван снова тронулся в путь.

На том месте, где вчера еще стояли 3 вековые пальмы, теперь остался один лишь только пепел. Источник умоляет Всевышнего дать ему укрытие от песка, но его  просьбам никто не внемлет. Песок засыпает воду, над ключом кружит коршун и расправляется с пойманной добычей.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы , они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и мотивы в стихотворении «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова

Одной из основных тем в стихотворении является тема любви, которая проявляется в прекрасном образе девушки, на которую обращено внимание отдельных строк. Эмоциональная составляющая ярко проявляется в обращении к природным элементам – морю и пальмам, которые выступают мотивами стихотворения

Они выражают эмоции и переживания героя, подчеркивают его состояние души и создают изюминку в композиции

Эмоциональная составляющая ярко проявляется в обращении к природным элементам – морю и пальмам, которые выступают мотивами стихотворения. Они выражают эмоции и переживания героя, подчеркивают его состояние души и создают изюминку в композиции.

Важной темой в стихотворении является тема путешествия. Центральным мотивом являются пляжи и морская гладь, а также живописный пейзаж острова

Романтическое путешествие исходит за рамки пространства и времени, передавая настроение и эмоции внутреннего мира героя.

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

  1. Жанр поэмы «Три пальмы» ученые определяют как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в ней находите?

В поэме «Три пальмы», названной Лермонтовым в подзаголовке «Восточная легенда», проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконичность и емкость в повествовании, лирическая насыщенность, ясность композиционных форм, ритмическая организация стиха. Лермонтов в своем позднем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую ему ставить значительные философские и общественно-исторические проблемы. Все эти признаки присутствуют в поэме «Три пальмы».

Какова основная идея этой пьесы? В каких еще поэтических текстах Лермонтова оно звучит?

Внутренний мир Лермонтова характеризуется ощущением надвигающейся человеческой катастрофы. В балладе «Три пальмы» мы находим ситуации, подобные тем, которые происходят в «Демоне», «Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, открытая миру, встречает на своем пути гнев, предательство и неблагодарность.

Так три пальмы, видимо, ожидающие осуществления своей мечты, гибнут как жертвы человеческой жестокости. Основную идею баллады можно определить так: пальмы – это символ молодых существ, полных жизненных сил и добрых порывов, стремящихся служить людям, на благо человечества. Явное исполнение мечты делает конечный результат еще более трагичным – неожиданная смерть, смерть вместо благодарности за доброе дело, за беззаветную самоотверженность.

В иносказательной форме таким образом выражается близкое поэту ощущение социальной и нравственной катастрофы. Текстуальную близость к этому стихотворению можно обнаружить у «И скучно, и грустно…».

Образ пустыни у Лермонтова появляется в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один на дорогу», в поэме «Демон» и имеет символическое социально-философское значение. Материал с сайта //iEssay.ru

Обратите внимание на такую ​​особенность работы, как кольцевая композиция. Каков социально-философский смысл такого композиционного аппарата?. Используя кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы, Лермонтов показывает трагедию человека в катастрофической ситуации

Радующий глаз пейзаж, изображенный в первой строфе (три гордые пальмы, родник холодной воды, зеленые листья — и эта роскошь аравийской пустыни!), резко контрастирует с удручающим образом разрушения. Настроение поэта сильно падает, у читателя остается унылое чувство. Социально-философский смысл такого композиционного обрамления – скорбь о том, что человек стал виновником бедствия, которое точно может его погубить

Используя кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы, Лермонтов показывает трагедию человека в катастрофической ситуации. Радующий глаз пейзаж, изображенный в первой строфе (три гордые пальмы, родник холодной воды, зеленые листья — и эта роскошь аравийской пустыни!), резко контрастирует с удручающим образом разрушения. Настроение поэта сильно падает, у читателя остается унылое чувство. Социально-философский смысл такого композиционного обрамления – скорбь о том, что человек стал виновником бедствия, которое точно может его погубить.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву – одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Смотреть галерею

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Тест с ответами: “Три пальмы” М.Ю.Лермонтов

1. В каком году было написано стихотворение «Три пальмы»: а) 1838 + б) 1828 в) 1834

2. В каком году было опубликовано стихотворение: а) 1840 б) 1839 + в) 1842

3. В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение: а) “Полярная звезда” б) “Северные цветы” в) ”Отечественные записки” +

4. Где росли три пальмы: а) На аравийской земле + б) На африканской земле в) На бразильской земле

5. Автор называет почву …, из которой бьётся родник: а) Плодородной б) Мёртвой в) Бесплодной +

6. Кто терзает и треплет добычу над ключом: а) Ворон косматый б) Коршун хохлатый + в) Ястреб горбатый

7. Что люди из каравана сделали с пальмами: а) Любовались ими до утра б) Сорвали все плоды в) Срубили +

8. Как автор называет пальмы: а) Питомцы столетий + б) Эликсир долголетий в) Друзья мечетей

9. Где разместился караван: а) Посреди пустыни средь песков б) В прекрасном цветущем оазисе в) Под пальмами +

10. О чём вопрошают пальмы: а) На то ль мы родились, чтоб здесь расцветать? б) На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? + в) На то ль мы родились — здесь жизнь прозябать?

11. Какие звери передвигались по пустыне: а) Верблюды + б) Ослы в) Слоны

12. Назовите Жанр стихотворения: а) Сонет б) Баллада + в) Стансы

13. Какой стихотворный размер использовал автор при написании стихотворения: а) Трехстопный амфибрахий + б) Пятистопный ямб в) Дактиль

14. Из какого произведения Пушкина Лермонтов использовал образы для “Трех пальм”: а) “Анчар” б) “Египетские ночи” в) ”Подражание Корану” +

15. Назовите главного лирического героя произведения: а) Три пальмы + б) Арабы в) Ручей

16. Какие очи сверкали из походных шатров: а) Голубые б) Чёрные + в) Зелёные

17. С каким животным автор сравнивает коня араба: а) С серной б) Со львом в) С барсом +

18. Определите способ рифмовки в стихотворении: а) Парная // не параллельная б) Парная // параллельная + в) Непарная // параллельная

19. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Напрасно пророка о тени он (родник) просит…: а) Метафора б) Сравнение в) Олицетворение +

20. Как называется приём: И шёл колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок: а) Олицетворение б) Сравнение + в) Аллегория

21. Назовите художественное средство: Родник между ними из почвы бесплодной: а) Эпитет + б) Аллегория в) Метафора

22. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Не шепчутся листья с гремучим ключом: а) Сравнение б) Олицетворение + в) Отрицание

23. Как называется приём: И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой: а) Метафора б) Олицетворение в) Сравнение +

24. Назовите художественное средство: Три гордые пальмы высоко росли: а) Аллегория б) Эпитет + в) Метафора

25. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»: а) Трагическое столкновение красоты с законами бытия б) Потребительское отношение человека к природе в) Роковой смысл ропота пальм на Бога +

26. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя: а) Чувство радости б) Сожаление о поступках людей в) Чувство горести +

27. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя: а) Наводит на раздумья о добре и зле + б) Интерес к путешествиям в) Сожаление о поступках людей

28. Произведение «Три пальмы» Лермонтов охарактеризовал как: а) Африканское сказание б) Восточная сказка в) Восточное сказание +

29. Композиция произведения: а) Кольцевая + б) Круговая в) Прямая

30. На чем построена композиция произведения: а) На сравнении: жизнь-смерть б) На антитезе: жизнь-смерть + в) На олицетворении: жизнь-смерть

О чем рассказывает стихотворение «Три пальмы»

«Три пальмы» — это стихотворение Михаила Лермонтова, в котором автор описывает красоту и меланхолию пустынного пейзажа. Пейзаж, состоящий из трех пальм, одиночества и смерти, символизирует жизнь в своей духовной бедности и неизбежности нашей конечности.

Автор отчаянно пытается найти смысл в жизни и понять, почему люди продолжают жить, несмотря на бесполезность своей жизни. Одиночество героя настолько сильно, что он не может найти связи с миром, в котором он живет, и становится иностранцем в собственной жизни.

Эмоциональное воздействие стихотворения на читателей основано на глубокой философской сущности текста. Стихотворение призывает нас задуматься над смыслом нашей жизни, нашей разлуке и нашей смерти, и помогает нам пережить эти мысли, так как они зеркалят и нашу душу.

«Три пальмы» Лермонтова — это глубокая философская медитация о жизни и смерти, которая оказывает значимый и эмоциональный эффект на читателя. Стихотворение никогда не будет устаревать, потому что оно вызывает нашу вечную и неуверенную духовную природу и напоминает нам о нашей конечности и скромности нашей судьбы.

Сравнение стихотворения «Три пальмы» с другими произведениями Лермонтова

Сходства с «Смертью поэта»

Одним из главных сходств между «Тремя пальмами» и «Смертью поэта» является философская тема смерти и бесконечности. Оба произведения затрагивают проблему смысла жизни, которая не имеет чёткого ответа. В обоих стихотворениях поэт отдаёт дань уважения жертве, в «Смерти поэта» — Шелли, а в «Трёх пальмах» — трём матросам. Оба произведения оказывают на читателя глубокое впечатление и вызывают в нём вечный вопрос о происхождении смысла жизни.

Конфликт в «Налиме»

В отличие от стихотворения «Три пальмы», в «Налиме» Лермонтов использовал традиционный формат геройского романа, где присутствует яркий конфликт и герой, столкнувшись с ним, проходит через сложные испытания, чтобы достичь своей цели. В «Трёх пальмах» мы не видим явного конфликта и не узнаём много о жизни героев. Вместо этого Лермонтов показывает читателю маленькую историю, которая заставляет задуматься о жизни и смерти.

Странные образы в «Бородинском» и «Чукотке»

Лермонтов был известен своими необычными образами в стихотворениях, которые могли быть затруднительны для понимания. В «Бородинском» Лермонтов создаёт картины битвы, но вместо обычных образов использует символические образы, такие как летящая стрела, падающая звезда и так далее. В «Чукотке» Лермонтов описывает человека, который пробирается через снег в Голливуде, что вызывает много вопросов у читателей. «Три пальмы» также содержит в себе необычный образ пустоты в море, который является одной из ключевых фраз всего стихотворения.

Восточное сказание о трёх пальмах М.Ю.Лермонтова

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» начинается с яркой пейзажной зарисовки, наполненной красками («под сенью зелёных ветвей», «под кущей зелёной», «роскошные листья»), звуками (слышим журчание «звучного ручья»), осязательными ощущениями («холодная волна» родника, «знойные лучи»). В последнем случае прилагательные противопоставлены друг другу — жар лучей уравновешивается прохладой родника

Трижды обращая внимание на количество пальм (заголовок, вторая строка и эпизод, в котором пальмы выражают недовольство своей судьбой), Лермонтов снимает вопрос об одиночестве, подчёркивая, что речь в стихотворении пойдёт не об этом. Итак, пальмы, обитательницы райского уголка, не страдают от одиночества, но страдают от отсутствия, как им кажется, смысла в их жизни, потому что …странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студёной Ещё не склонялся под кущей зелёной

Ропот пальм услышан. И вот уже не одинокий путник, а целый караван устремляется «под сень зелёных листов». Следующая далее пейзажная зарисовка просто переполнена красками: «в дали голубой», «песок золотой», «пестрели коврами покрытые вьюки», «узорные полы походных шатров», «смуглые ручки», «чёрные очи», «вороной конь», «белой одежды красивые складки». (Кстати, какой странный для Лермонтова эпитет: «красивые»). Мы слышим «нестройные звуки» звонков, крики и свист фариса. Всё это создаёт ощущение праздничности, полноты жизни. Едва ли кого-то насторожит, что «природные» цвета гостей оказываются почему-то исключительно тёмными: ручки «смуглые», очи «чёрные», а конь «вороной». Данная пейзажная зарисовка, как и первая, занимает три строфы. Следующие три строфы повествуют о пребывании «нежданных гостей» в тени пальм. Сначала это картина ликования, т.к. «весёлый караван» нашёл защиту от знойных лучей, а пальмы, как им представляется, наконец-то обрели смысл жизни:

И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.

Гордость пальм «насыщена», они, наконец-то, оценены по достоинству, получили возможность «действовать», приносить пользу… Далее следует безрадостная картина мучительной гибели «питомцев столетий»:

Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.

Олицетворяя пальмы, поэт использует такие существительные, как «одежда» (вместо «листья»), «тела» (вместо «стволы»). Наречие «медленно» в сочетании с глаголом «жечь» (а не «гореть») усиливает ощущение расправы над беззащитными пальмами. Сообщая о том, что на следующее утро караван продолжил свой путь, поэт использует только одно прилагательное — «урочный» («определённый, условленный» ). Оно не несёт никакой эмоциональной нагрузки. Караван продолжает свой путь бесстрастно, невозмутимо. Кто же тогда с таким осуждением описал уничтожение пальм? Кто сокрушается о том, что после ухода каравана

…следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло?

Ответ на эти вопросы следует искать в последней строфе стихотворения, которая стоит особняком и является ключом ко всему произведению. «И ныне…» — так начинается последняя строфа. Но о каком времени идёт речь? И читатель невольно вспоминает, что стихотворение имеет подзаголовок: «восточное сказание». Кем сложено это сказание? Теми, кто безжалостно умертвил пальмы? Это неправдоподобно: слишком отчётливо звучит в произведении осуждение действий людей. Вернёмся к последней строфе стихотворения. Первые четыре строки мало что добавляют к картине выжженной солнцем земли. Они лишь подчёркивают выраженное уже ранее сожаление о гибели пальм:

И ныне всё дико и пусто кругом — Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскалённый заносит…

А вот в последних двух строчках появляется новый персонаж:

Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

Коршун назван «степным нелюдимом»: живёт он в степи и сторонится людей. Но, чтобы коршун имел возможность сторониться людей, необходимо их присутствие где-то не очень далеко. Именно эти люди и сложили сказание! Как же они могли узнать о существовании пальм и ручья? Логично предположить, что ручей поил их родниковой водой, но «гремучий ключ» был в конце концов занесён «раскалённым песком», и селение, лишившись источника, тоже постепенно стало добычей — пустыни. А пальмам казалось, что в их жизни нет смысла! Смысл есть в каждом существовании, вот только замысел Всевышнего нам не ведом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: