Основной смысл произведения
Основной мыслю произведения можно назвать то, что автор пытается показать дорогу – выход из любого положения, в которое пришлось попасть человеку. Здесь он показывает весь тот непростой путь, который приходится преодолевать человеку, стремящегося к лучшей и свободной жизни.
Он показывает то, насколько остро сам относится к данной проблеме, а так же насколько важна для людей свобода. Будучи очень свободолюбивым человеком, он отводит данной теме очень много места в своем творчестве.
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому! При упоминании о русской поэзии в мыслях автоматически всплывает именно это имя. Сказки, драматические, прозаические произведения, поэмы, романы, стихи–всего более 800 произведений было написано автором за его относительно короткую, но насыщенную жизнь. Александр Сергеевич – яркий центральный представитель русской поэзии Золотого века. Его считают родоначальником русского реализма в литературе. Очень многое можно сказать об этом удивительном человеке. Его имя можно найти в числе фаворитов многих поэтов, писателей последующих лет. Он – легенда! Им восхищались, восхищаются и, без сомнения, будут восхищаться Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение А. С. Пушкина «Бесы».
Образы и символы произведения
Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.
Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.
В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.
В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.
Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.
Образы и символы
Лирическим героем и рассказчиком стихотворения выступает некий мужчина, который вместе с ямщиком оказался в ночном поле. Извозчик первым понимает, что их водит по полю бес, а после описывает своему спутнику всю нечистую силу, которую видит вокруг. Мужчина олицетворяет собой весь честный народ
В повествовании не объясняется, куда путники держат путь и зачем, но это и неважно. Через рассказчика Пушкин доносит все свои мысли и эмоции до читателя
Лирический персонаж боится, его пугает непредсказуемость разгулявшейся вокруг нечистой силы.
Главные образы стихотворения — ямщик и его спутник олицетворяют привычный всем строй настоящего мира. Они потерянны, испуганы и несколько сбиты с толку из-за ходящих перед ними ужасных созданий. Эти самые существа — это бесы. Они абсолютно другие, совершенно непохожи на обычных людей и символизируют загробный мир. Эти существа — истинные приспешники темной стороны — они сбивают людей с верного пути, обманывают и вызывают страх. Создания предстают то высокими и страшными, то едва заметными, как искра.
Образ природы был создан такой, словно она помогает темным силам — луна мутного цвета, на небе собрались такие тяжелые тучи, что звезд не видно, и постоянно идет снег. Пушкин нарисовал по-настоящему загадочную картину, что ужасает и вгоняет в тоску. В психологических параллелях и проявляется мастерство поэта. Пугающий пейзаж — одна огромная метафора, показывающая несправедливость, происходящую в современном обществе.
Александр Сергеевич был знаком с декабристами, некоторые из них были его друзьями, поэтому поэт отлично понимал, насколько остра поднятая им проблема. Пушкин осознавал, что так не может больше продолжаться. При помощи ярких литературных образов автор передал проблемы социального неравенства, описал, какой является его предвзятость и жестокость в отношении бедных. Последние строки стиха «…визгом жалобным и воем надрывая сердце мне», в них явно проявляется образ самого Пушкина. Автора волнует сложившиеся социальная ситуация в стране, и оттого посещают тревожные мысли.
История создания
«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.
Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.
Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.
Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.
Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.
Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.
Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.
Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.
Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».
Жанр, размер
Данное произведение является балладой и относится к философской лирике. К жанру баллады неоднократно прибегали любители романтизма. Мы можем наблюдать все отличительные черты данного направления. Автор уходит от реального мира, передавая через природу и её явления все истинные чувства лирического героя. Его переживания и проблемы четко отражаются в природных явлениях.
В более зрелом возрасте автор в основном использовал направления реализма, именно поэтому его не однократно считали его основоположником. Что же касается более раннего творчества, то здесь все чётче проглядываются следы романтизма.
Если брать конкретное произведение «Бесы», то именно это произведение относится к романтизму. Автор очень ярко описывает природные явления, через что передает чувства лирического героя.
Размер, выбранный творцом, это четырехстопный хорей. Чаще всего данный размер использовался при написании частушек, именно это придает стихотворению ритмичность. Рифмовку Александр Сергеевич использует перекрестную, где мы видим чередование мужской и женской рифмы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.
История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую “Болдинскую осень”.
Тема – сложное положение русского народа. котоому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.
Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
Жанр – лирическая баллада.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.
Композиция
Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.
Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.
Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.
В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.
Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.
Анализ стихотворения «Мчаться тучи, вьются тучи…» (А. С. Пушкин «Бесы»)
- История создания
- Жанр
- Композиция
- Символика произведения
- Художественные приемы
История создания Стихотворение родилось в самый плодотворный период автора именуемый Болдинская осень. В этот период Александр Сергеевич находился на самоизоляции из-за эпидемии холеры. Затворничество Пушкина выпало на осень 1830 года, которую он провел в родовом имении Большое Болдино. Эпидемия унесла много жизней, но подарила миру 32 стихотворения, одну поэму и долгожданное окончание «Евгения Онегина».
Жанр
Если рассматривать стихотворение по его содержанию, то оно скорее относиться к философской лирике, по форме же является балладой. Своими строфами Пушкин буквально околдовывает читателя, унося его в фантастический мир, где неизвестность ночи отражает страх героя будто зеркало.
Для Александра Сергеевича более традиционным считается реализм, но именно в «Бесах» он отлично показывает, что владеет и романтизмом с его красочными описаниями и расплывчатыми образами.
Само стихотворения написано четырехстопным хореем, где женская и мужская рифма умело чередуется. Ритм держится уверено и буквально просится на музыкальную основу.
Композиция
Стихотворение «Бесы» — это семь восьмистиший с тремя выраженными частями.
Все три эпизода начинаются одинаково:
«Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Мутно небо, ночь мутна…»
Из-за такого одинакового вступления во всех трех частях композиция является цикличной. Такой прием чаще всего используется для глубоко погружения читателя в атмосферу происходящего и сгущения красок. Как мы можем заметить, в этом произведении цикличная структура полностью выполняет свое предназначение.
Во вступительной части нас знакомят с происходящим – путники, потерявшиеся в дороге среди ночи:
«…Хоть убей, следа не видно
Сбились мы. Что делать нам!»
В следующей части Александр Сергеевич сгущает краски и добавляет мистике происходящему:
«…Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…»
В последней части нам не рассказывают о судьбе героев, но вместо страха перед неведомым, читателя оставляют со смирением и принятием происходящего:
«…Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…»
Символика произведения
Ключевой персонаж стихотворения путник, но не последнюю роль играет и ямщик. Главный герой символизирует самого Пушкина, который не раз оказывался в дороге среди ночи, поэтому образ автору весьма близок. Ямщик же это обычный человек из народа, которому свойственно испытывать страх. Именно он первый и жалуется на неведомую силу – бесов, передавая свой страх и путнику.
В данном произведении «неведомая сила» не дающая найти дорогу путниками символизирует страх перед неопределённостью, которая появилась в жизни Александра Сергеевича из-за вынужденной самоизоляции. Оказавшись запертым перед самой свадьбой в родовом поместье, он словно начал ходить по кругу и страшится неведомого, как и его герои. Бесы, ведьмы и домовые жили на уровне фольклора, и только слухи ходили о творимых ими бесчинствах и убийствах. Такими же слухами для Пушкина стала холера, которая свирепствовала где-то и убивала, а ему просто не давала двигаться вперед.
Художественные приемы
- В основе стихотворения, символизирующую его цикличность преобладают звуки «у» и «ю», что при прочтении вслух подсознательно вызывает ощущение вьюги;
- есть звукоподражание «дин-дин-дин…»;
- разнообразие эпитетов: «снег летучий», «визг жалобный», «беспредельная вышина» и т.д.;
- Лексические повторы: «вьюга злится, вьюга плачет»;
- в шестом восьмистишие идет повторения звуков «с» и «з», что создает ощущения шипения невидимых, но опасных существ.
Анализ стихотворения Бесы Пушкина
В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием » Бесы «.
В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.
Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.
В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.
Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.
9 класс
Композиция
Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.
Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.