Краткое содержание Шмелёв Русская песня
Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933).
Повествование ведется от лица маленького мальчика.
Герой с нетерпением ожидает наступления весны, а затем и лета. Одним из верных признаков их прихода является, по его мнению, открывание большого сундука. Оттуда вытаскивался целый ворох штанишек и курточек из парусины, которые мальчик примерял, вертясь и потея.
А другим признаком был приход рыжего маляра. Маляр «впущал весну». Он заменял зимние рамы на летние, ремонтируя, что нуждалось в ремонте. От него и пахло красками, что герою казалось настоящим весенним запахом. Маляр работал, время от времени прикладываясь к своей бутылочке и постоянно напевая.
Однажды мальчики, сам герой и его друг Васька, дождавшись, когда маляр заснет после обеда, притащили ведро и кисть и выкрасили ему пятки. Но маляру все было нипочем – он крепко спал. И Васька, сначала своей кистью нарисовав вокруг спящего большой «заколдованный круг», затем наклонился и запел над самым его ухом старую детскую песенку. «Красный», как в ней пелось, все лежал на солнышке, «кверху бороду держал», оттого она и покраснела.
Проснувшись, маляр неловко повернулся и испачкался краской. Мальчишки бросились врассыпную. Главный герой успел удрать, а Ваське повезло меньше – маляр изловил его и оттаскал за волосы. Но потом, вспомнив, что в деревне у него такой же пацан подрастает, сжалился.
С тех пор он стал лучшим другом для мальчиков. Он спел им все свои «песенки». Пел он про темную осеннюю ноченьку, и про «березыньку», и про срубленную сосенку, и про чистое поле, и про то, как угоняли добра молодца в «чужу-дальнюю сторонушку».
Краткое содержание Шмелев Русская песня для читательского дневника
Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933).
Повествование ведется от лица маленького мальчика.
Герой с нетерпением ожидает наступления весны, а затем и лета. Одним из верных признаков их прихода является, по его мнению, открывание большого сундука. Оттуда вытаскивался целый ворох штанишек и курточек из парусины, которые мальчик примерял, вертясь и потея.
А другим признаком был приход рыжего маляра. Маляр «впущал весну». Он заменял зимние рамы на летние, ремонтируя, что нуждалось в ремонте. От него и пахло красками, что герою казалось настоящим весенним запахом. Маляр работал, время от времени прикладываясь к своей бутылочке и постоянно напевая.
Однажды мальчики, сам герой и его друг Васька, дождавшись, когда маляр заснет после обеда, притащили ведро и кисть и выкрасили ему пятки. Но маляру все было нипочем – он крепко спал. И Васька, сначала своей кистью нарисовав вокруг спящего большой «заколдованный круг», затем наклонился и запел над самым его ухом старую детскую песенку. «Красный», как в ней пелось, все лежал на солнышке, «кверху бороду держал», оттого она и покраснела.
Проснувшись, маляр неловко повернулся и испачкался краской. Мальчишки бросились врассыпную. Главный герой успел удрать, а Ваське повезло меньше – маляр изловил его и оттаскал за волосы. Но потом, вспомнив, что в деревне у него такой же пацан подрастает, сжалился.
Пастух :: Шолохов Михаил Александрович
——————————————— Михаил Александрович Шолохов
ПАСТУХ
I
Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода — шестнадцать суток дул горячий ветер.
Обуглилась земля, травы желтизной покоробились, у колодцев, густо просыпанных вдоль шляха, жилы пересохли; а хлебный колос, еще не выметавшийся из трубки, квело поблек, завял, к земле нагнулся, сгорбатившись по-стариковски.
В полдень по хутору задремавшему — медные всплески колокольного звона.
Жарко. Тишина. Лишь вдоль плетней шаркают ноги — пылищу гребут, да костыли дедов по кочкам выстукивают — дорогу щупают.
На хуторское собрание звонят. В повестке дня — наем пастуха.
В исполкоме жужжанье голосов. Дым табачный.
Председатель постучал огрызком карандаша по столу.
— Гражданы, старый пастух отказался стеречь табун, говорит, мол, плата несходная. Мы, исполком, предлагаем нанять Фролова Григория. Нашевский он рожак, сирота, комсомолист… Отец его, как известно вам, чеботарь был. Живет он с сестрой, и пропитаниев у них нету. Думаю, гражданы, вы войдете в такое положение и наймете его стеречь табун.
Старик Нестеров не стерпел, задом кособоким завихлял, заерзал.
— Нам этого невозможно… Табун здоровый, а он какой есть пастух!.. Стеречь надо в отводе, потому вблизости кормов нету, а его дело непривычное. К осени и половины телят недосчитаемся…
Игнат-мельник, старичишка мудреный, ехидным голоском медовым загнусавил:
— Пастуха мы и без сполкома найдем, дело нас одних касаемо… А человека надо выбрать старого, надежного и до скотины обходительного…
— Правильно, дедушка…
— Старика наймете, гражданы, так у него скорей пропадут теляты… Времена ноне не те, воровство везде огромадное… — Это председатель сказал настоисто так и выжидательно; а тут сзади поддерживали:
— Старый негож… Вы возьмите во внимание, что это не коровы, а теляты-летошники. Тут собачьи ноги нужны. Зыкнет табун — поди собери, дедок побежит и потроха растеряет…
Зыкнет табун — поди собери, дедок побежит и потроха растеряет…
Смех перекатами, а дед Игнат свое сзади вполголоса:
— Коммунисты тут ни при чем… С молитвой надо, а не абы как…— И лысину погладил вредный старичишка.
Но тут уж председатель со всей строгостью:
— Прошу, гражданин, без разных выходок… За такие… подобные… с собрания буду удалять…
Зарею, когда из труб клочьями мазаной ваты дым ползет и стелется низко на площади, собрал Григорий табун в полтораста голов и погнал через хутор на бугор седой и неприветливый.
Степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор; свистят сурки протяжно и настороженно; из логов с травою приземистой стрепета взлетают, посеребренным опереньем сверкая.
Табун спокоен. По земляной морщинистой коре дробным дождем выцокивают раздвоенные копыта телят.
Рядом с Григорием шагает Дунятка — сестра-подпасок. Смеются у нее щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы, вся смеется, потому что на Красную горку пошла ей всего-навсего семнадцатая весна, а в семнадцать лет все распотешным таким кажется: и насупленное лицо брата, и телята лопоухие, на ходу пережевывающие бурьянок, и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба.
А Григорий не смеется. Под картузом обветшавшим у Григория лоб крутой, с морщинами поперечными и глаза усталые, будто прожил он куда больше девятнадцати лет.
Спокойно идет табун обочь дороги, рассыпавшись пятнистой валкой.
Григорий свистнул на отставших телят и к Дунятке повернулся:
— Заработаем, Дунь, хлеба к осени, а там в город поедем. Я на рабфак поступлю и тебя куда-нибудь пристрою… Может, тоже на какое ученье… В городе, Дунятка, книжек много, и хлеб едят чистый, без травы, не так, как у нас.
“РУССКАЯ ПЕСНЯ”
Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.
Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали – “на полвершочка”. Я потел и вертелся, а за не выставленными еще рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.
Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной- замазкой и красками. Маляр приходил выставлять орамы – “впущать весну” – наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:
– Ну, и где у вас тут чего.
И с таким видом выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:
И-ах и те-мы-най ле-со.
Да йехх и те-мы-на-ай.
Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из желтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло “политура”, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:
Ах-ехх и в темы-на-ам ле.
Да и в те. мы-ны-мм.
И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья,- он казался мне очень страшным.
Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.
Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про темный лес, где “сы-тоя-ла ах да и со-сенка”, маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу – пускать “монаха”. Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:
И-ах и в те-мы-ном ле-э.
Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он все-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.
Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал
Он обвел маляру у щиколоток по зеленому браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал – должно быть, от удовольствия
Тогда Васька обвел вокруг маляра широкий “заколдованный круг”, присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду лучил?
– Я не краской, не замазкой, Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал!
Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:
– А ты не реви, дурашка. Такой же растет у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра. да еще ревет.
С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как “угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронушку. “. Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее?
Пел и еще песенки – про “темную ноченьку, осеннюю”, и про “березыньку”, и еще про “поле чистое”.
Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то. Тогда-то, на ранней моей поре,- впервые, быть может,- почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом – я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его.
Иван Сергеевич Шмелёв – РУССКАЯ ПЕСНЯ, читать текст
См. также Шмелёв Иван Сергеевич – Проза (рассказы, поэмы, романы . ) :
Солдаты – 01
Роман ЧАСТЬ I ПЕРЕД ВОЙНОЙ I – Ро-тный командир. – крикнул предупреж.
Солдаты – 02
VI Выехав на Московскую, Бураев перевел Рябчика на рысь. Сеял дождик, .
Краткой пересказ произведения
Рассказ «Русская песня» ведется от лица маленького мальчика — главного героя.
Главный герой рассказа с нетерпением ожидает прихода весны, а затем и лета. Главными признаками их прихода был большой сундук, из которого доставали на примерку курточки, штанишки. Мальчик вертелся и потел, пока на нем отмеряли, подкалывали и заставляли без конца то снимать, то одевать. За еще не выставленными рамами голубело весеннее небо. Начинающие распускаться почки на деревьях, покачивались на ветру.
Вторым очень знаменательным признаком наступления весны был приход маляра. Он приходил, чтобы выставить рамы и казалось, будто он впускает в дом весну. Рыжеволосый мужчина занимался ремонтными работами, напевая себе под нос и время от времени прикладываясь к своей бутылочке.
Началось все с того что главный герой и его друг Васька полезли на чердак запускать «монаха», но это занятие быстро наскучило мальчикам, потому что ветра не было
Не зная чем себя занять, они обратили внимание на маляра, который решил вздремнуть после сытного кушанья. Васька взял соломинку и начал щекотать пятки спящего мужика, а главный герой, наклонившись, запел песню, которую пел маляр во время ремонта
Рыжебородый мужик зашевелился во сне, но этого ребятам показалось мало. Васька принес краску и разукрасил ему пятки, затем он нарисовал ободки на щиколотках. Но и этого маленькому проказнику показалось мало. Он нарисовал вокруг мужика заколдованный круг. Мальчики наклонились к самому уху спящего маляра и запели песню.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду лучил?
— Я ни краской, ни замазкой,
Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!
Маляр перевернулся во сне и весь вымазался в краске. Ребята бросились удирать врассыпную. Ваське повезло меньше всего мужик поймал его и оттаскал за волосы, грозился окунуть в ведро с краской, но затем добавил уже по-доброму, что у него такой-же сын подрастает — разбойник.
Маляр, который ассоциировался с приходом весны, после того случая стал для Главного героя и Васьки лучшим другом. Он пел им свои любимые песни полностью — про березоньку, про ночку.
Главный герой впервые открыл для себя мир тоски и раздолья. Увидел красоту русской песни, и русского народа.
Лето Господне
Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.
Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и «чуть не изувечили публику». Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича. Вечером Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин — бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живёт «при доме», опекает Ваню.
Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами. Приходит Благовещение — в этот день «каждый должен обрадовать кого-то». Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин. Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода «срезало» отцовские барки. Отцу с помощниками удаётся их поймать.
Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.
На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьёвы горы за берёзками, потом с отцом — за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в «священный сад».
Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.
Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие-убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.
Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идёт на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать «по кругу царя Соломона». Читает каждому изречение — кому какое выпадет. Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные — неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.
На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем «Ледовиком», кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич — гусиным. С ними состязается солдат, причём без всяких хитростей. Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.
Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.
Горкин и Ваня едут на ледокольню «навести порядок»: Василь Василич все пьёт, а нужно успеть свезти лёд заказчику. Однако выясняется, что подённые рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич «проникся в них» и поит каждый день пивом.
События рассказа «Русская песня»
Произведение, наполненное воспоминаниями и ностальгией по дореволюционной России, повествует о быте ее жителей. Повествование ведется от лица безымянного мальчика неопределенного возраста, образ которого, скорее всего, олицетворяет самого Шмелева, бесконечно влюбленного в свою родину и бережно хранящего светлые воспоминания о ней. В начале рассказа главный герой вспоминает подготовку к лету, и кажется, что дальше повествование пойдет о том, как проходят будни мальчика летом в деревне
Но внимание мальчика выхватывает только один эпизод из этого лета: встречу с маляром
Маляр поначалу пугает ребятишек: это суровый, мрачный, грубый на вид человек. Деревенские ребятишки, главный герой рассказа и его друг Васька, решают подшутить над рабочим и боятся, что им за это прилетит, однако неожиданно для детей маляр оказывается не злым и не грубым. За его внешне угрожающим видом скрывается добрая понимающая душа, и он не наказывает ребят. Оказывается, у него у самого есть сын в деревне. Можно сказать, что образ сурового мужика-рабочего – олицетворение русской души, широкой, открытой и доброй, спрятанной под неказистым обликом русского человека.
В конце рассказа главный герой обращает внимание на звучащую вдалеке русскую песню и описывает чувства, которые рождает у него эта мелодия
Персонажи
Главный герой произведения – мальчик. Нам почти ничего о нем неизвестно – не называется его имя, не указывается возраст. При этом можно предположить, что мальчик этот похож на самого Ивана Сергеевича Шмелева в детстве. Герой рассказывает о случае, оказавшим на него сильное влияние, — о том, как вместе с другом Васькой они подшутили над маляром и что из этого вышло.
Изначально маляр казался страшным главному герою. В том, что мальчик боялся его, нет ничего удивительного. Рыжий маляр говорит мрачно, покачиваясь, сердито глядит исподлобья. Стамески он вытаскивает с таким видом, будто хочет зарезать. Пятки его покрыты серой и твердой кожей. Перед читателями возникает образ сурового русского мужика-работяги. Ближе к финалу рассказа выясняется, что у маляра добрая душа. Он не стал сурово наказывать мальчишек за шалость – лишь немного «оттрепал Ваську». Оказалось, у него самого в деревне растет сын. После этого случая ребятишки подружились с маляром. Маляр в данном случае – олицетворение всего русского народа. Под грубым одеянием у него скрывается нежная и в то же время суровая душа. Нежность и суровость – два качества, присущих всему русскому – душе, природе, песне, слову.
«Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
Горькие дни Отцовская болезнь угнетающе действует на Ваню, который даже боится смотреть на него. К Сергею Ивановичу приезжают известные доктора, и на консилиуме они приходят к выводу, что единственный способ облегчить сильные головные боли и головокружения — операция, но выживает после нее только один из десяти. Остается только уповать на волю Божью. Благословение детей После Успенья, как всегда, в доме солят огурцы. Но только песен не поют — отцу совсем плохо. Он уже никого не видит, но благословит Ваню и трех дочек: Сонечку, Маню и Катюшу. Соборование На Покров в доме рубят капусту, но былой радости нет. К вечеру Сергей Иванович тихо умирает. Похороны Детей ведут к гробу, чтобы в последний раз попрощаться с усопшим отцом. При виде сморщенного желтого отцовского лица Ване становится плохо.
Бахчевник (Шолохов)
В тот день всегда суровый и мрачный Митин отец был необычайно весел.
Созвав семью обедать, он сообщил, что его назначили комендантом при сельском военно-полевом суде – не зря он во время Первой мировой войны награды и офицерский чин заслужил.
Старшего сына Фёдора это известие не обрадовало.
Отец Анисим Петрович знал, что тот «с большевиками якшается».
Фёдор этого не отрицал. Разозлившись, отец запустил в сына тяжёлой медной кружкой. Ручка её была обломана, острый край воткнулся Фёдору над глазом, кровь залила лицо. Анисим Петрович вышел из хаты.
Весь день мать залечивала сыну рану, собирала его в дорогу, плакала. Отец вернулся поздно, лёг спать. Фёдор попросил у Мити достать ключ от конюшни, который лежал у Анисима Петровича под подушкой. Он уезжал в Красную гвардию, где без коня нельзя.
Мальчик прокрался в комнату и попытался вытащить ключ, но отец проснулся и схватил его за шиворот. Мите пришлось обмануть, что кони заволновались, он пришёл за ключами, но не захотел будить уставшего отца. Анисим Петрович успокоился и снова захрапел.
Митя понимал, что, узнав про обман, отец его прибьёт, но всё равно отдал ключи брату. Уезжая, Фёдор велел передать Анисиму Петровичу, что расправится с ним, если он тронет Митю или мать.
Утром Анисим Петрович узнал, что в конюшне не хватает одного коня. Потом увидел, что пропало седло, сразу понял, для кого Митя добывал ключи, и сильно избил мальчика.
За Доном начался бой. До села доносились звуки орудийных выстрелов. Через село к переправе тянулись обозы с боеприпасами и колючей проволокой, обратно везли раненых.
«Русская песня», анализ рассказа Шмелева
Иван Сергеевич Шмелев сперва принял Февральскую революцию и даже поехал в Сибирь, чтобы встретить политических каторжан. Впрочем, вскоре он разочаровался в ее идеалах. К Октябрьской революции писатель с самого начала относился негативно. В июне 1918 года Шмелев вместе с семьей поселился в Крыму. В 1921 году большевики, ранее занявшие полуостров, расстреляли его 25-летнего сына Сергея, офицера царской армии.
Шмелев покинул Советскую Россию в 1922 году. Сначала писатель отправился в Берлин, потом приехал в Париж. Французская столица стала для него новым домом до конца жизни. Находясь вдали от родной страны, Шмелев, как он сам признавался, писал «…только о России, о русском человеке, о его душе и сердце…». Это относится и к рассказу «Русская песня», датированному 1926 годом. В нем на первый план вышли картины «старого житья». Писатель с явной теплотой вспоминал прежнюю патриархальную Россию, навсегда потерянную. Вернуться на родину Шмелев смог только через много лет после смерти. В 2000-х годах прах писателя и его супруги перевезли в Россию и похоронили на территории некрополя Донского монастыря в Москве.
Лето Господне
Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.
Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и «чуть не изувечили публику». Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича. Вечером Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин — бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живёт «при доме», опекает Ваню.
Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами. Приходит Благовещение — в этот день «каждый должен обрадовать кого-то». Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин. Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода «срезало» отцовские барки. Отцу с помощниками удаётся их поймать.
Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.
На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьёвы горы за берёзками, потом с отцом — за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в «священный сад».
Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.
Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие-убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.
Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идёт на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать «по кругу царя Соломона». Читает каждому изречение — кому какое выпадет. Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные — неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.
На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем «Ледовиком», кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич — гусиным. С ними состязается солдат, причём без всяких хитростей. Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.
Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.
Горкин и Ваня едут на ледокольню «навести порядок»: Василь Василич все пьёт, а нужно успеть свезти лёд заказчику. Однако выясняется, что подённые рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич «проникся в них» и поит каждый день пивом.
Краткой пересказ произведения
Рассказ «Русская песня» ведется от лица маленького мальчика — главного героя.
Главный герой рассказа с нетерпением ожидает прихода весны, а затем и лета. Главными признаками их прихода был большой сундук, из которого доставали на примерку курточки, штанишки. Мальчик вертелся и потел, пока на нем отмеряли, подкалывали и заставляли без конца то снимать, то одевать. За еще не выставленными рамами голубело весеннее небо. Начинающие распускаться почки на деревьях, покачивались на ветру.
Вторым очень знаменательным признаком наступления весны был приход маляра. Он приходил, чтобы выставить рамы и казалось, будто он впускает в дом весну. Рыжеволосый мужчина занимался ремонтными работами, напевая себе под нос и время от времени прикладываясь к своей бутылочке.
Началось все с того что главный герой и его друг Васька полезли на чердак запускать «монаха», но это занятие быстро наскучило мальчикам, потому что ветра не было
Не зная чем себя занять, они обратили внимание на маляра, который решил вздремнуть после сытного кушанья. Васька взял соломинку и начал щекотать пятки спящего мужика, а главный герой, наклонившись, запел песню, которую пел маляр во время ремонта. Рыжебородый мужик зашевелился во сне, но этого ребятам показалось мало
Васька принес краску и разукрасил ему пятки, затем он нарисовал ободки на щиколотках. Но и этого маленькому проказнику показалось мало. Он нарисовал вокруг мужика заколдованный круг. Мальчики наклонились к самому уху спящего маляра и запели песню
Рыжебородый мужик зашевелился во сне, но этого ребятам показалось мало. Васька принес краску и разукрасил ему пятки, затем он нарисовал ободки на щиколотках. Но и этого маленькому проказнику показалось мало. Он нарисовал вокруг мужика заколдованный круг. Мальчики наклонились к самому уху спящего маляра и запели песню.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду лучил?
— Я ни краской, ни замазкой,
Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!
Маляр перевернулся во сне и весь вымазался в краске. Ребята бросились удирать врассыпную. Ваське повезло меньше всего мужик поймал его и оттаскал за волосы, грозился окунуть в ведро с краской, но затем добавил уже по-доброму, что у него такой-же сын подрастает — разбойник.
Маляр, который ассоциировался с приходом весны, после того случая стал для Главного героя и Васьки лучшим другом. Он пел им свои любимые песни полностью — про березоньку, про ночку.
Главный герой впервые открыл для себя мир тоски и раздолья. Увидел красоту русской песни, и русского народа.
Персонажи
Главный герой произведения – мальчик. Нам почти ничего о нем неизвестно – не называется его имя, не указывается возраст. При этом можно предположить, что мальчик этот похож на самого Ивана Сергеевича Шмелева в детстве. Герой рассказывает о случае, оказавшим на него сильное влияние, — о том, как вместе с другом Васькой они подшутили над маляром и что из этого вышло.
Изначально маляр казался страшным главному герою. В том, что мальчик боялся его, нет ничего удивительного. Рыжий маляр говорит мрачно, покачиваясь, сердито глядит исподлобья. Стамески он вытаскивает с таким видом, будто хочет зарезать. Пятки его покрыты серой и твердой кожей. Перед читателями возникает образ сурового русского мужика-работяги. Ближе к финалу рассказа выясняется, что у маляра добрая душа. Он не стал сурово наказывать мальчишек за шалость – лишь немного «оттрепал Ваську». Оказалось, у него самого в деревне растет сын. После этого случая ребятишки подружились с маляром. Маляр в данном случае – олицетворение всего русского народа. Под грубым одеянием у него скрывается нежная и в то же время суровая душа. Нежность и суровость – два качества, присущих всему русскому – душе, природе, песне, слову.
Рецензия на рассказ И.Шмелёва «Русская песня» статья (7 класс)
Рецензия на произведение И.С. Шмелева «Русская песня».
Русская песня – зеркало духовности. Недаром народная мудрость гласит: «В русской песне живет душа русского народа». Она является отражением минувшей эпохи и служит связующим звеном между прошлым и будущим. Будучи уникальным памятником культуры, русская песня способна поведать о переживаниях людей, об их горестях и радостях, являясь отражением духовности, мыслей и чувств великого народа. Благодаря русским песням обнаруживается русский менталитет, находящийся в самых закромах памяти истории. Об этом замечательное произведение И. С. Шмелева «Русская песня».
Иван Сергеевич Шмелев, не смирившись с политическим устоями, покинул Советскую Россию. Париж стал для него вторым домом, однако писатель был сердечно привязан к родной земле невидимыми, но крепкими нитями. Тоска побуждала его творить прекрасные произведения о великой русской душе. Этой тематикой пропитано все его произведение «Русская песня». Чтение этого рассказа доставляет большое удовольствие, ведь его речь теплая, живая, словно весело журчащий ручей, приносящий спокойствие и умиротворение. Словно сама душа читает это произведение, с трепетом сопереживая маленькому мальчику, образ которого так схож с самим автором. Повествователь делится с нами своей сокровенной историей, которая взята из детства, но описана с позиции взрослого человека, что придает доверительность всему произведению. Это его история взросления, становление духовной нравственности. Даже сам текст рассказа «взрослеет». Его начало написано детским разговорным языком. Автор иронично замечает, что в роли вестников лета для мальчика выступают полосатый мешок и появление рыжего маляра, который приходил «впущать весну». Однако по мере духовного совершенствования героя, речь становится неспешной, величавой, кажется, словно перед нами стихотворение в прозе. Благодаря русской песне рыжего маляра из светлого и бессознательного мира детства герой переходит в мир осознанности, «тоски и раздолья», он начинает чувствовать противоречивую душу родного народа «нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием». Новый этап взросления начинается для героя тогда, когда он проявляет способность к сочувствию, сопереживанию, струны его души затрагиваются. Озарение мальчика происходит в тот момент, когда он слышит грустную песню маляра, герой осознает: «Не про себя ли он пел ее».
Особенности языка и средства художественной выразительности
Творчество Шмелева, в том числе и рассказ «Русская песня», отличает особенный язык. Недаром Куприн писал об Иване Сергеевиче: «Последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Язык Шмелева прост и народен, лаконичен, в произведениях нет лишних или случайных слов. Как отмечал философ Иван Александрович Ильин: «Рассказ Шмелева всегда неразвлеченно плывет в главном русле и ведет главную линию; этой линии служит каждое слово, каждый перерыв, каждая пауза. И чем сильнее драматическая или трагическая напряженность рассказа, тем большее значение приобретает каждая деталь текста».
Говоря об особенном языке «Русской песни», нельзя не упомянуть средства художественной выразительности, нередко встречающиеся в произведении. Среди них – олицетворения (слово «пришло и ласково легло в душу»), метафоры (песня как «мир тоски и раздолья»), эпитеты (нежная и суровая душа народа), инверсии («почувствовал я силу и красоту народного слова русского»).
- «Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Лето Господне», анализ произведения Шмелева
- «Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева
- «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
- «Лето Господне», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева
- Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография
- «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева
По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич