Муза и вдохновение Цветаевой
Марина Цветаева была известной русской поэтессой, которая испытала множество трагических событий в своей жизни. Ее творчество было глубоко связано с ее личной борьбой и страданиями, и оно пронизано эмоциями и страстями.
Одной из главных вдохновительниц Цветаевой была ее муза — Софья Парнок. Эта талантливая поэтесса была близкой подругой Цветаевой и оказывала ей большое влияние на ее творчество. Вместе они проводили много времени, делились мыслями и обсуждали свои произведения. Софья Парнок была для Цветаевой не только другом, но и незаменимым источником вдохновения.
Особую роль в творчестве Цветаевой играла также ее собственная драматическая жизнь. Ее страсть и страдания, ее любовь, потери и горе стали источником эмоций, которые она вылила в свои стихи. Ее жизнь была полна драматических поворотов, и она постоянно отражала их в своих произведениях.
Цветаева находила вдохновение не только в своих собственных чувствах и жизненном опыте, но и в большом количестве литературных произведений, которые она читала и изучала. Она была глубоко знакома с русской классической литературой и вдохновлялась ею в своем творчестве. Ее произведения полны отсылок к работам таких великих писателей, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский.
История создания «Реквиема» — одного из наиболее известных произведений Цветаевой — является ярким примером того, как ее творчество было вдохновлено трагическими событиями в ее жизни. «Реквием» был написан в период ее изгнания из Советского Союза, после смерти ее дочери и мужа. В этом произведении Цветаевой выражены глубокие чувства горя и потери, которые она испытывала.
Муза | Влияние |
---|---|
Софья Парнок | Близкая подруга и источник вдохновения |
Собственная драматическая жизнь | Эмоции, страсть и страдания |
Литературные произведения | Источник отсылок и вдохновения |
Влияние политической ситуации на «Реквием»
Создание «Реквиема» Мариной Цветаевой невозможно отделить от ее трагической судьбы и политической обстановки времени, в котором она жила. Политическая ситуация в России после Октябрьской революции и гражданской войны оказала огромное влияние на содержание и стиль данного произведения.
Марина Цветаева была глубоко пережившей гражданскую войну и потерю России своего духовного и культурного наследия. В «Реквиеме» она выражает свою боль и отчаяние от трагических событий, пережитых страной. В произведении звучит горькая скорбь о погибших и разрушенных мирах. Каждая строка стихотворения пропитана чувством утраты и страдания, вызванными политическими и социальными потрясениями.
Цветаева также ярко отражает в «Реквиеме» свое отношение к политическому лидеру времени — Иосифу Сталину. В стихотворении прослеживается остроумие и ирония в отношении зловещего и авторитарного режима, который был установлен после революции. Автор вызывает читателя к размышлению о насилии и разрушении, вызванных политической властью.
Трагическая судьба Марины Цветаевой, ее вынужденная эмиграция и отчаяние оказали также влияние на характер и содержание «Реквиема». Отрицательное воздействие политической ситуации и потери, пережитые самой поэтессой, находят отражение в глубоком и трагическом оттенке данного произведения.
Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой
О страшном периоде сталинских репрессий написано немало научных исследований. Ему посвящено множество художественных произведений. Среди них самыми яркими являются личные воспоминания и впечатления непосредственных свидетелей этих событий. А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой». Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет.
Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Булгакова написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест. На этот раз униженная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение. Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.
Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.
В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.
«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.
Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику. В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима. Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.
К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления. Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха. Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.
Анна Андреевна Ахматова — одна из величайших поэтесс 20-го века. Женщина, чьей стойкостью и преданностью в России восхищались. Советская власть забрала у нее сначала мужа, потом и сына, ее стихи запрещали, а пресса устраивала ей гонения. Но никаким горестям не удалось сломить ее дух. А испытания, что выпали ей на долю, воплотила в своих произведениях Ахматова. «Реквием», история создания и анализ которого будут рассмотрены в этой статье, стал лебединой песней поэтессы.
Форма стихотворения
Стихотворение «Реквием» М.И. Цветаевой представляет собой одну стихотворную композицию, написанную без разбивки на строфы. Присутствующий рифм и размер стихотворения не являются строгими. Вместе с тем, автор использует повторения слов и фраз, что придает произведению единство и законченность.
Цветаева в своем стихотворении использует образную и символическую форму, которая создает атмосферу терзания и скорби. Она использует метафоры и аллегорические образы, которые усиливают воздействие на читателя. В стихотворении присутствует и драматическая компонента — автор выражает свой скорбный плач и горе по утрате.
Структура стихотворения выражает эмоциональный взрыв автора в связи с кончиной Сергея Есенина. Изложение пронизано нарастающим чувством горя, боли и отчаяния. Поэтесса использует эпифору — повторение слов и фраз в конце каждой строфы, что дополнительно усиливает эмоциональную насыщенность и глубину.
Большое внимание в своей работе Цветаева уделяет смыслу и звучанию слов. Она использует ряд искажений, словосочетаний и лексических неологизмов, которые придают тексту новизну и оригинальность, выражают эмоциональную окраску и настроение произведения
Композиция
При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.
- Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
- Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
- В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
- 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
- 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
- 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
- 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
- В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.
Мотивы и символика
Стремление к свету. В стихотворении «Реквием» М.И. Цветаевой мотив света сопровождает намерение совершить акт самоубийства. Свет указывает путь освобождения души от земных оков и лишений, напоминает о блаженстве несуществования и божественной гармонии. Луна, образующая призму света, играет символическую роль, отражая разные стороны жизни, каждая из которых имеет свое значение и вкладывает в него свой смысл.
Темнота и упадок. Темнота в стихотворении обозначает смерть, духовную тьму, отчаяние, разочарование, бессмысленность бытия, которые являются причиной желания умереть. Символика упадка – это возвращение жизни в небытие, устранение боли, разочарования и скорби.
Символика креста. Крест в поэтической традиции служит символом страданий, тернистого пути, радости возрождения и восстановления целостности души. В стихотворении «Реквием» М.И. Цветаевой, символика креста является одним из важных элементов, олицетворяющих потерю жизни и воскрешение. Крест в этом своем воплощении играет роль знака, позволяющего нам совершать этот процесс и уметь отпускать жизнь.
Символика воды. Вода в стихотворении «Реквием» М.И. Цветаевой служит символом очищения и братства. Символически представленная капля воды становится образом света, просветления и возрождения. Этот образ символизирует обряд мытья ног, знак братства, символизирующий общность душ и мыслей.
Мотив | Символика |
Свет | Освобождение души от земных оков и лишений, блаженство несуществования и божественная гармония |
Темнота и упадок | Смерть, духовная тьма, отчаяние, разочарование, бессмысленность бытия, возвращение жизни в небытие, устранение боли, разочарования и скорби |
Крест | Олицетворение потери жизни и воскрешения, символ страданий, тернистого пути, радости возрождения и восстановления целостности души |
Вода | Символ очищения и братства, света, просветления и возрождения, образ символизирует обряд мытья ног, знак братства, символизирующий общность душ и мыслей |
цветаева любые анализы стихотворений
Макс Павлючук
Знаток (368) 5 лет назад
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ «УЖ СКОЛЬКО ИХ УПАЛО В ЭТУ БЕЗДНУ» Стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну» написано в 1913 году и относится к разряду философской лирики. Через это произведение поэтесса очень образно и метафорично выражает свои тайные помыслы, душевные переживания.
Она говорит, что никто не вечен, ничто не постоянно — «уж сколько их упало в эту бездну». «Настанет день». когда и самой повествовательнице придется «исчезнуть с поверхности земли». А жизнь от этого не только не изменится, но даже будет продолжать бить прежним ключом, будто ничего не произошло: «И будет жизнь… И не было меня!».
Здесь мысли Цветаевой тесно переплетаются с Блоковскими «Умрешь — начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь…».
Лирическая героиня, очень красивая (это мы видим из характеристики ее внешности при помощи метафор «зелень глаз». «золото волос»). грустит о сознании предопределенности своей судьбы, обращается «с требованием веры» и просит «о любви».
Марина Цветаева на протяжении всего стихотворения использует одну «общую» антитезу, противопоставляя смерть молодости. Как и многие художники слова, поэтесса для усиления выразительности последнего использует литературный прием – контраст, стремясь подчеркнуть прекрасное путем изображения его на фоне страшного, ужасного, непонятного.
Начиная с пятой строфы, автор в отдельности противопоставляет конкретные понятия, используя языковые антонимы «чужие — свои». «день – ночь». «да — нет» и контекстные: «нежность — гордый вид». «правда — игра». тем самым усугубляя эмоциональную окраску каждого четверостишия.
Цветаева в своем стихотворении олицетворяет землю, называет ее «ласковой». быть может, подчеркивая, таким образом, любовь к родине. Из словосочетания «ласковая земля» понятно, что лирической героине, такой «живой и настоящей». совсем не хочется расставаться с жизнью.
Размер стихотворения – амфибрахий. Рифма – перекрестная (АВАВ). точная; в первом и третьем стихах каждой строфы–женская, во втором и четвертом — мужская.
Настроение стихотворения – пасмурное, почти дождливое, очень сильно навевающее тоску…
Перечитывая снова и снова строки данного произведения, хочется утешить рассказчицу этой печальной истории, найти какие-то ободряющие слова и уж, конечно, верить ей, любить ее, всегда помнить…
Олегатор
Профи (658) 5 лет назад
нна Ахматова Мужество (1942) Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Анализ стихотворения: Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение «Мужество» — это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: «Мы знаем, что ныне лежит на весах». На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества — люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию — русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха — амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: «свободное и чистое русское слово». Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый — без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык — он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.
Влияние М.И. Цветаевой на поэтический мир
Марина Цветаева — выдающийся поэт и личность русской литературы. Ее творчество не только поражает своей красотой и мастерством, но и влияет на многих поэтов и писателей мира.
Цветаева, со своей необычной индивидуальностью, глубокими мыслями и особой прозой, стала настоящим пророком в литературе XX века. Ее поэзия была источником вдохновения для многих писателей и поэтов, таких как Борис Пастернак, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие.
Цветаева также оказала большое влияние на развитие авангарда и неоромантизма в поэзии и других жанрах литературы. Ее необычный стиль и подход к творчеству вцепились в сердца многих читателей, заставив их переосмыслить свои собственные взгляды на мир и искусство.
От романтиков до экспериментальных поэтов, многие, кто стремится к самовыражению в литературе, находят в Цветаевой источник вдохновения и образец совершенства. Наследие Цветаевой продолжает жить в современной литературе и останется важным пунктом в развитии поэтического мира на многие годы вперед.
Стихосложение и рифма в стихотворении «Реквием» М.И. Цветаевой
Строфы стихотворения «Реквием» отличаются своей сложностью и необычностью. Автор использует множество разных размеров стихов, отчетливо подчеркивая тональность каждой строфы. Цветаева также не следует строгой метрике, выбирая ту рифму и размер, которые передают наилучшим образом ее мысли и настроение.
Рифма здесь является важной элементом стихотворения. Она не только помогает подчеркнуть его эмоциональную насыщенность, но и позволяет Автору усилить выразительность своих мыслей
Цветаева использует не только обычные рифмы, но и ассонансы, повторения звуков и даже отсутствие рифмы, чтобы передать настроение каждой строфы стихотворения.
- Например, первая строфа не имеет строгой рифмы, что создает чувство невероятной трагедии и утраты;
- Вторая строфа, напротив, имеет очень выразительную рифму «колокола – могила», которая подчеркивает настроение скорби и траура;
- Третья строфа, используя повторение звука «г», создает чувство упадка и расслабления после трагедии;
- Четвертая строфа, с рифмой «грусть – смущенье – забвенье», передает мысль о постепенном забывании об ушедшем, о его исчезновении из памяти людей.
Таким образом, рифма в стихотворении «Реквием» играет важную роль в передаче настроения и мыслей Автора. Она помогает создать музыкальность каждой строфы и передать ее эмоциональную окраску.
Лишения и печали в жизни Цветаевой
Жизнь Марины Цветаевой была наполнена лишениями и печалями, которые сильно повлияли на ее творчество и вдохновили создание стихотворного цикла «Реквием».
- Уже в раннем детстве Цветаева потеряла отца, который был ее главным опорным пунктом. Эта потеря сильно сказалась на ее эмоциональном состоянии и влияла на многие ее стихи, в которых звучат мотивы горя и потери.
- Во время Гражданской войны в России Цветаева и ее семья оказались на эмиграции, где жили в тяжелых условиях и постоянно сталкивались с лишениями. Эта эпоха в ее жизни стала периодом глубокой душевной трагедии и отчаяния, что также нашло свое отражение в поэзии «Реквием».
- Сама Цветаева столкнулась с неприятностями из-за своей тяжелой судьбы. Она была обвинена в антисоветской пропаганде и ее произведения были запрещены. Это привело к изоляции и лишению материальной поддержки, что только усилило ее депрессию и печаль.
- Сложная семейная жизнь также оказала негативное влияние на Цветаеву. Она пережила сложности в отношениях с мужем, которые привели к их разводу. Этот разрыв и разрушение семьи стали одним из самых сложных периодов в жизни поэтессы.
- Наконец, самый большой удар по Цветаевой пришел в виде трагической смерти ее дочери, которая покончила с собой. Это стало крушительным ударом для Цветаевой и стимулировало ее написать цикл «Реквием», где она выразила свою болезненную боль и горечь от потери.
Все эти лишения и печали в жизни Марины Цветаевой сформировали ее как личность и превратились в источник вдохновения для ее произведений, включая «Реквием». Именно через свое творчество она смогла выразить свои чувства и эмоции, найдя в нем утешение и способ справиться с трагедиями своей жизни.
Трагические обстоятельства жизни Цветаевой
Первый трагический поворот в жизни Цветаевой произошел после ее замужества за Сергея Ефимовича Эфрона, оскорбившего ее чувства нежеланием родить ребенка. Вскоре после этого она встретила Сержаей Эфимовича Ефимова, который стал ее крылатой вдохновительницей. Они провели несколько лет за границей, но их счастливое семейное счастье было трагически прервано Великой Отечественной войной. Цветаева оставила свою страну, чтобы спасти свою семью, и жила в эмиграции в разных странах.
Однако судьба продолжала бить Цветаеву, и она потеряла свою дочь Ариадну, которая покончила с собой в возрасте 14 лет. Это был огромный удар для поэтессы, которая писала о своей дочери с любовью и нежностью. Эта трагедия еще больше проситала ее психическое здоровье и повлияла на ее творчество.
В общем, трагические обстоятельства жизни Цветаевой, такие как сложности в отношениях, эмиграция, и смерть дочери, оставили глубокий след на ее жизни и творчестве. Они стали источником ее вдохновения для создания «Реквиема», произведения, в котором она выражает свою большую трагическую потерю и глубокую печаль.
Трагические обстоятельства | Жизнь Цветаевой |
---|---|
Замужество с Эфроном | Оскорбление ее чувств |
Встреча с Ефимовым | Счастливые годы в эмиграции |
Смерть дочери | Трагическое событие, влияющее на психическое состояние Цветаевой |
Анализ содержания
В стихотворении «Реквием» Марина Ивановна Цветаева выражает свою скорбь и боль после смерти матери. Она описывает свои чувства в сложных метафорах и образах, создавая уникальную атмосферу печали.
Цветаева много говорит о противоречии в жизни, о том, как трудно приходится жить без близких людей. Она выражает свой страх перед смертью и надежду на то, что ее мать нашла свой путь после жизни. Стихи наполнены глубоким смыслом, здесь нет ничего поверхностного или банального.
Рассмотрим такой фрагмент, как «В нашу тесную тележку влезет ли она?» Это одна из многочисленных метафор, использованных поэтессой в стихотворении. Здесь она сравнивает смерть с тесной тележкой, которая не может вместить все, что мы хотели бы забрать с собой.
Стихотворение написано в традиции европейского романтизма, что подчеркивает тяжесть потери и боли. Использование различных образов, отсылок к классической культуре и библейским событиям дало возможность автору выразить свой личный опыт через максимальное обобщение.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
М. Цветаева написала анализируемое произведение в 1913 г. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она пребывала в Коктебеле вместе с семьей и в личной жизни чувствовала себя счастливой. Тем не менее, в русской литературе ее творчество не сразу заняло почетное место.
До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными четко выраженных идей и далеко неидеальными с точки зрения композиции. Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В ее душе не угасала надежда на то, что ее творчество признают. Как видим, пророчество сбылось.
Стоит вспомнить об известном биографическом факте. Родственники и друзья Цветаевой отмечали, что поэтесса могла предсказывать будущее. Часто она говорила о загадочных вещах, которые позже сбывались. Сама же поэтесса признавалась, что ее произведения создавались сами, будто ее рукой кто-то водил. Именно так, по ее словам, появились и анализируемые строки.
Тема
В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и ее стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.
Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автором и это придает описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворения лучше, чем их «создатель».
Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с ее пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.
Лирическая героиня не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами». Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черед».
«Реквием», анализ поэмы Ахматовой
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».
В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная». тоска «смертельная». столица «одичалая». пот «смертный». страданье «окаменелое». локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают». «летят недели». «перед этим горем гнутся горы». «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек». «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь» .
В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.
После анализа «Реквиема», ознакомьтесь с другими сочинениями:
Ритмика и рифмовка в стихотворении «Реквием» М.И. Цветаевой
Стихотворение М.И. Цветаевой «Реквием» отличается особым стилем и ритмом. Автор использует повторения, анафоры, аллитерации и ассонансы, чтобы создать мелодию и ритм в стихах.
Одна из ключевых черт ритмики в «Реквиеме» — это использование односложных слов и коротких фраз, которые создают простую и лаконичную мелодию. Рифмовка в стихотворении не ограничивается использлование обычных прямых рифм, вместо этого автор использует различные элементы рифмовки, такие как ассонанс, сближение звуков внутри слов, и слабые рифмы, которые помогают создать ритм и характер траура и скорби.
Цветаева также использует много повторений, таких как «О, смерть», «Смерть» и «Не верю, не верю», которые усиливают эффект траура и неотвратимости смерти.
Таким образом, ритмика и рифмовка в «Реквиеме» играют ключевую роль в создании эмоционального настроя и тематики стихотворения, которые затрагивают тему любви и потери, смерти и скорби.
История создания
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.
Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.
В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.
Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.
Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Реквием»
Значимость поэмы «Реквием» М.И. Цветаевой
Поэма «Реквием» М.И. Цветаевой является одним из наиболее значимых произведений русской поэзии XX века. Она была написана после трагической смерти авториного мужа, поэта Сергея Ефремова. Цветаева выражает в ней свою глубочайшую боль и скорбь, а также символически отдает дань уважения своему мужу.
В произведении присутствуют элементы мистики и символизма, которые помогают еще больше усилить эмоциональный заряд текста. Используя метафоры и эпитеты, Цветаева создает образы печали, горя и отчаяния, которые берут нас за душу.
Помимо трагического голоса протеста, автор поэмы обратилась к теме бессмертия души. Она утверждает, что смерть не является концом, а лишь началом новой жизни. Это позволяет трактовать поэму как своеобразную трепетную молитву, направленную в тайные высоты.
В целом, произведение «Реквием» М.И. Цветаевой – это яркий пример того, как поэзия может быть настолько сильной и воздейственной. Она выражает сложные человеческие эмоции и переживания, делая это в искусной форме, которая оставляет неизгладимое впечатление в сердце и душе каждого читателя.