Крылов, басня «Лжец» – краткое содержание
Любитель приврать, «из дальних странствий воротясь», рассказывал знакомому про чудеса заморских стран. Он уверял, что за границей не бывает ночи, а в Риме есть огурец размером с гору. Собеседник лжеца заметил, что чудес немало и в России. Например, мост, к которому они сейчас приближаются, особенный: ни один лжец не сможет по нему перейти реку – он обязательно упадёт в воду. Приехавший из-за границы обманщик тут же стал говорить, что римский огурец размером, может, и не с гору, а с дом, да и дома в Италии очень маленькие. Подойдя ещё ближе к реке, лжец предложил приятелю не ходить на мост, а лучше поискать броду.
О Фоке
Так много рассуждают о Демьяне и так мало говорят о Фоке. Почему? Рассмотрим и его позицию. Он, конечно, жертва настырного соседа. Но что его заставило терпеть такое поведение и не уйти раньше. Или не сказать веское «нет»! К сожалению, зачастую «Фоки» подталкивают «Демьянов» вести себя именно так. Воспитанные, аккуратные в словах и делах, застенчивые люди позволяют самоутверждаться за свой счет нахальным и влюбленным в себя «нарциссам», и в этом их вина. Результатом неумения поставить на место нахалов является полное разрушение отношений, потому что единственный способ избежать повторения подобного — это отсутствие контактов. Это бегство, тактика страуса, но она не решает всех личностных проблем.
И несколько слов в заключение. Конечно, если бы кто-то так угощали сегодня, как «угощал сосед-Демьян соседа-Фоку, что не давал бедному ни продыху, ни сроку», то про него сказали бы — альтруист! А переедание, ну извините, это всего лишь форс-мажор, курьёз. Простите, что до слёз! Но не нравится нам делать то, к чему нас принуждают…
Вместо послесловия
Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», — И. И. Дмитриев. «Муха» — сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».
Сегодня мы познакомились с творчеством Ивана Дмитриева и среди его произведений у Дмитриева есть басня Муха. Это небольшое произведение, которое даже в полном его содержании читается очень быстро, но если говорить о басни Муха Дмитриева, то суть ее заключается в следующем.
Дмитриев муха
Как-то очень и очень уставший из полей возвращался труженик бык. За собой он тащил плуг и, наверное, очень мечтал об отдыхе. В это время у него на рогах сидела муха. И вот, по дороге Мухе встречается ее сестра, то есть, вторая муха, которой стало интересно, откуда это они идут такие уставшие. На что Муха ей и ответила: «мы пахали». Автор не описывает нам, чем занималась Муха, пока работал Бык. Возможно, она сидела на рогах у быка все это время, а может только сейчас присела и просто вовремя успела воспользоваться ситуацией. Но, суть все равно одна и та же.
Дмитриев свою работу завершает моралью басни, которая звучит так: «Мы сбили! Мы решили». Эта небольшая фраза, но сколько в ней правды, сколько в ней действительности. Когда читаешь басню, то понимаешь, что в нашей жизни, вот таких вот Мух, которые сидят на рогах, очень много. Очень много людей, которые ничего не делают, которые ленятся, но при этом очень любят приписывать себе заслуги и труд других, употребляя в своих рассказах, в своем разговоре краткое слово «мы».
Всего только два главных героя басни Дмитриева. Первый герой — это трудяга Бык, который является воплощением и собирательным образом тех, кто трудится и не боится работы. Второй же герой, а вернее, героиня — это Муха. Этот персонаж является олицетворением лентяев, хвастунов, тех людей, которые без зазрения совести припишут себе достижения других, но при этом они и палец об палец никогда не ударят, чтобы что-то сделать.
Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.
Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.
Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.
По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).
В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».
Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?
Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ
и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.
Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.
Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.
Великий Крылов
Иван Андреевич Крылов знаком каждому еще с детских лет как величайший баснописец, который смог выразить в своих коротких произведениях такую суть, какую не каждый сможет увидеть, не то чтобы описать. Многие афоризмы, встречающиеся в русском языке, являются его детищем. Кроме того, Иван Андреевич был удивительным человеком, со своими сильными и слабыми сторонами. Одной из последних была неумеренность в еде, оттуда — избыточный вес, но и особый вкус к жизни, умение ее прочувствовать, как искусно приготовленный пирог.
Баснописец любил смотреть на огонь, поэтому обязательно ехал полюбоваться на пожар, случавшийся в Петербурге. Прекрасно играл в шашки и вообще был азартным человеком. Его басни рождались из наблюдаемого в жизни, многие узнавали в них других людей, но, к сожалению, редко самих себя. Император Николай приглашал «дедушку Крылова» рассказывать свои басни наследнику Александру на сон грядущий, для того чтобы последний мог формировать в себе чувство юмора и умение зреть в корень.
Демьянова наука
Демьянова уха
Название нашего блога и имя Демьян многие из нас ассоциируют с литературным героем, басни Крылова «Демьянова уха». Давайте вместе вспомним, почитаем и прокомментируем:
ДЕМЬЯНОВА УХА. Басня И.А. Крылова
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». — «Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» — «Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» — Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет: Сбирается с последней силой И — очищает всю. «Вот друга я люблю! — Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой — И с той поры к Демьяну ни ногой. Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Автор сделал акцент в басне на негативный смысл. И Демьян стал отрицательным героем басни. Но всё в мире относительно! Давайте вместе проанализируем сложившуюся и частенько повторяющуюся ситуацию с потчеванием гостей, а также перенесем её на другие случаи в жизни.
Всем нам известна поговорка: «Не красная изба углами, а красна пирогами». Она говорит о том, что дом хорош, прежде всего, не внешним видом, а гостеприимством хозяев и пирогами! И это действительно так! Демьян не со зла, а со всей своей добротой и желанием угодить, потчевал друга, зная, что тот любит уху (вероятно тот не раз этим хвастался!). Но некоторые из нас забывают, что во всем нужна золотая середина.
Или ещё выходит одна истина: «Не делай добро, когда тебя об этом не просят». Не кормите своих гостей чересчур, доказывая своё гостеприимство и то, что вы классные хозяева! Если только вы целенаправленно не хотите испортить фигуру своей подруге и тайно желаете своим гостям всяческих страданий от несварения в желудке, теша себя мыслью: «У вас-то всё прекрасно!». И самооценка ваша как-то получше, в сравнении с бедами других людей!
А что Фока – это совершенно безвольный герой, не умеющий отказать. Как часто мы боимся в жизни быть не благодарными в ущерб себе? Умейте сказать «НЕТ». Вы должны отстаивать свои интересы, доказывать свою правоту, и не боятся высказать твердо свою точку зрения и поступить соразмерно с ней. Боязнь быть невежливым, непонятым, приводит иногда к печальным последствиям и примером тому может быть Фока. Умейте сказать «НЕТ» и самому себе. Помните о том, что не все ваши слабости должны быть удовлетворены. Умейте принимать решения. Думайте над последствиями и преимуществами, которые то или иное решение принесет!
А может быть Фока и сам виноват в том, что Демьян насильно накормил его ухой. Не создаем ли мы сами себе в жизни трудные и опасные ситуации? А может стоит уже задуматься над своим способом поведения и жизненным сценарием и если вы часто попадаете в передряги скорее изменить его?
Давайте из Демьяновой ухи мы возьмем на вооружение «Демьянову науку»! И пусть она нас многому научит.
Оказывается существует Рецепт Демьяновой ухи!
Вспомните строчки из басни: «Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она… Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!»
Немногие, однако, знают, почему эта уха была такой жирной и о каких потрохах идет речь. Дело в том, что морковь измельчали на терке, пассировали, непрерывно помешивая, со сливочным маслом, а затем масло отжимали через салфетку. Это масло, окрашенное каротином моркови в янтарный цвет, добавляли в уху. Потроха — это печень налима или другой рыбы, которую отдельно отваривали в небольшом количестве бульона (припускали) с добавлением лимонного сока и клали в уху. Бульон из одной стерляди или другой осетровой рыбы имеет слабо выраженный вкус, и поэтому его варят с другими рыбами. Итак, в котел кладут морковь, лук, петрушку, варят 10 — 15 минут, закладывают выпотрошенную рыбную мелочь, солят и варят 15 — 20 минут. Бульон процеживают, кладут в него куски стерляди, варят 5 -10 минут, добавляют куски леща и варят еще 5 — 10 минут. Перед подачей в уху кладут подготовленное масло, печень налима вместе с бульоном, в котором она припускалась. Подают с лимоном.
На 4 порции: рыбная мелочь — 1 кг, лещ — 500 г, осетровая рыба — 600 — 700 г, судак — 300 г, сливочное масло — 50 г, морковь — 50 г, специи, соль. Для бульона: лук, морковь, петрушка.
Мораль басни Демьянова уха
В любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты». В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях
В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.
- https://nauka.club/literatura/demyanova-ukha.html
- https://basni-krylova.ru/demyanova-uha/
- https://www.literaturus.ru/2017/12/moral-basnja-demjanova-uha-krylov.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/krylov/analiz-basni-demyanova-uha-s-moralyu
- https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/demjanova-uha-basnja-krylova/
Происхождение фразеологизма
Басня о гостеприимном Демьяне, угощающем ухой соседа Фоку, была написана в 1813 году и впервые прочитана на званом вечере у Г. Р. Державина.
Собравшиеся хорошо знали личный интерес баснописца к рыбному угощенью и были особенно удивлены развязкой произведения: наевшись досыта Фока, «как ни любил» ухи, был вынужден спасаться бегством от настойчивых предложений хозяина съесть ещё тарелочку.
С лёгкой руки Крылова демьянова уха «разлилась» и «расплескалась» по многим сферам русской жизни. Выражение стали употреблять применительно к поступкам и вещам, частым визитам и заботливым телефонным звонкам, настойчиво повторяющимся в жизни спасаемого и опекаемого. Конечно, осуждения в этой фразе нет (только лёгкая ирония).
Ведь всё же теплота и забота лучше равнодушия – так считает большинство наших соотечественников.
Басня Демьянова уха — анализ
Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.
Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме
Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение
Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось
Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.
Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.
Однако в случае навязывания чего бы то ни было речи о добрых побуждениях обычно не идет. Как это происходит, в басне показано не только на взаимоотношениях соседей Демьяна и Фоки, но и на примере поведения писателей-любителей, современников Крылова. Кое-кто из них любил читать свои произведения на литературных вечерах, не заботясь о том, нравится ли это слушателям, тем самым доводя их до тошноты:
То ведай, что твои и проза, и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Горе-писатели лишь хотели подтвердить свое превосходство, услышать лесть от окружающих, не заботясь об их истинных чувствах.
Сюжет басни
Самые простые события, встречающиеся в жизни каждого, могут стать сюжетом блестящей басни. Так случилось и с притчей «Демьянова уха».
Фока зашел к соседу в гости. Радушный хозяин Демьян стал потчевать гостя вкуснейшей ухой, которую он как раз очень любил. Но после двух порций явно насытившийся визитер испытал сильнейшее давление со стороны хозяина, который уговаривал съесть еще и еще и так достал того, что гостю пришлось спасаться бегством. К сожалению, такое «радушие» хозяина привело к разрыву дружеских отношений. Уж не известно, ел ли когда-нибудь еще бедный Фока уху? Так получилось, что все вроде было хорошо — и уха, и гостеприимство Демьяна, но результат получился отвратительным.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Первая зелень Остроухова (3, 9 класс) Следует отметить, что Илья Семенович Остроухов был человеком, испытывающим глубочайший интерес к природе, растительному и животному миру, что не могло не отразиться на его работах.
- Современная молодежь — сочинение рассуждение 9 класс Поколения меняются, интересы и мода тоже. Поэтому уже не вызывает удивление осуждение молодежи другими поколениями. Многие говорят, что нынешняя молодежь не уважает старших и имеет совершенно другие ценности
- Сочинение Хлебников в произведении Поединок Куприна (образ и характеристика) Повесть «Поединок» Александра Ивановича Куприна стала одним из самых великих произведений автора, сделавшее его знаменитым за одну ночь. В ней говорится о конфликте главного героя
Анализ басни Демьянова уха, герои
Басня – это небольшая сценка с диалогом. В басне всегда можно увидеть мораль, которую говорит автор или это могут быть герои. Но мораль не похожа на скучную нотацию и никогда не бывает длиной. Она всегда учит мудро и не заметно. Гостеприимный человек Демьян всю ситуацию видит полностью и сразу. В его характере можно увидеть настойчивость, навязчивость, не в чем не знает меры. Фока очень вежливый, проявляющий терпение. Зная характеры этих героев, можно басню читать за них, выразительно и с интонацией. Такие авторы как Крылов и Грибоедов смогли передать тот тон, который нужен. Они очень хорошо знали какой тон голоса, интонация и где нужна.
Вообще подобрать правильную интонацию дело непростое. Возьми себя на время Демьяном. И тебе предстоит от чистого сердца накормить своего товарища, и он в этот момент не желает. Что за слова ты бы подобрал, в каком тоне их сказал? А как поступил в этот момент Фока?
Если обратить внимание на фразы Демьяна, то видим, как он уговаривает Демьяна. Он использует ласковые, внимательные слова
Его слова звучат так: «Миленький дружочек». Также он не забывает хвалить и свое кушанье, звучат милые слова. Используется разный тон голоса. Здесь есть и просьба «Поешь же», и мольба «Еще хоть», хвала «Как жирна».
Сейчас узнаем и Фоку. Тяжело ему. Во время еды он постоянно вздыхает, вытирает часто пот, поглядывает наевшимся взглядом на своего товарища и вскоре встает и уходит из-за стола. После этого он к Демьяну в гости не ногой. Сыт остался на долгое время. Что есть смешным в данной басне? Часто басню воспринимают: накормил товарища чуть ли не до смерти – угощай в меру. Когда используется «демьянова уха»? Отсюда подводим итог, что все что нам предлагают лишнее, мы называем это «демьяновой ухой». Поэтому название данной басни стало пословицей.
История написания
К моменту написания произведения известный литератор И. Крылов уже слыл замечательным сатириком, начавшим свое творчество с переводов Лафонтена. Он часто участвовал в заседаниях в доме Державина, где писатели и поэты представляли коллегам свое творчество. Вечера часто были довольно скучными. Шел 1813 год. Накануне заседания к именитому автору обратились с просьбой познакомить с каким-либо новым произведением.
Он согласился, но приехал не к началу, а в самый разгар чтения довольно длинной пьесы малоизвестного драматурга. К моменту, когда публика была уже довольно утомлена и начала зевать, Крылов взял слово и объявил: «Демьянова уха». Уже через минуту в зале раздался смех. Содержание настолько соответствовало реальным событиям, что зрители отблагодарили автора проявлением настоящих эмоций.
Есть версия: не только длинные заседания литературного общества стали причиной появления подобного произведения И. Крылова. Его председатель Д. И. Хвостов прославился тем, что надоедал публике чтением своих басен, и острое перо Ивана Андреевича было направлено против него.
Синица
Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________
Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.
Значение и происхождение фразеологизма «Демьянова уха»
Басня «Демьянова уха» была написана И.А.Крыловым в 1813 году.
«Демьянова уха»
В басне описывается обычная житейская ситуация, когда один сосед зашел в гости к другому на обед. Гостеприимный хозяин Демьян заботливо угощал соседа Фоку своей вкусной ухой. Насытившийся Фока уже не хотел есть, но и обидеть хозяина также не входило в его планы.
А услужливый Демьян все предлагал и предлагал еще испробовать ушицы. Деликатный Фока, не желая показаться невежливым, съел еще тарелку ухи. Обрадовался Демьян и… предложил очередную порцию ухи. Не выдержал такого напора Фока и, не зная как отказать хозяину, просто убежал.
Впервые басню «Демьянова уха» И.А.Крылов прочитал на заседании литературного общества «Беседа любителей русского языка» в 1813 году. Это общество возникло благодаря инициативе русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина (1743-1816 гг.) и русского писателя, адмирала и государственного деятеля Александра Семеновича Шишкова (1754-1841 гг.) и просуществовало вплоть до смерти Г.Р.Державина в 1816 году. За все время деятельности «Бесед любителей русского языка» было издано 19-ть книг с произведениями членов общества, коим являлся и И.А.Крылов.
Попасть на заседания общества можно было только по пригласительным билетам. Собрания проводились примерно раз в месяц в доме все того же Г.Р.Державина, на которых авторы зачитывали свои литературные произведения. Довольно часто на таких собраниях выступали молодые авторы, не отличавшихся литературными талантами. И.А.Крылову и всем присутствующим приходилось слушать эти скучнейшие литературные «шедевры».
Вот баснописец и решил высмеять таких бездарных литераторов. И на одном из таких заседаний произошла довольно забавная история. Как и всегда члены «Бесед» слушали какое-то очередное произведение молодого автора. Литературное творение было ни чем особенно непримечательным, чрезвычайно длинным, скучным и нудным. Когда утомительное чтение все-таки закончилось, выступить предложили И.А.Крылову, который зачитал басню «Демьянова уха». Сюжет басни был настолько близок к происходящим событиям, что все присутствующие разразились неподдельным хохотом, отдавая дань остроумию автора и своевременности прочтения.
Вот как описывает этот момент русский поэт и переводчик, член Российской академии наук Михаил Евстафьевич Лобанов (1787-1846гг.):
После такого триумфа басня стала очень популярной, а выражение «Демьянова уха» стало фразеологизмом, означающий чрезмерное навязывание чего-то человеку, чего тот не хочет. В басне в роли Демьяна выступают молодые авторы, которые «угощали» слушателей, в том числе и И.А.Крылова, своими нудными, тягучими, навевающими скуку произведениями. Последние строки басни являются обращением к таким литераторам:
В басне произошло столкновение таких качеств человека, как деликатность и гостеприимство, только с ярко выраженной крайней степенью запущенности. И поэтому эти хорошие человеческие качества переросли в слабохарактерность и навязчивость. Один «прилип как банный лист к одному месту», а другой не может отказаться от того, чего не хочет. Во всем должно быть чувство меры.
Добрые деяния, предлагаемые человеку слишком рьяно и настойчиво, теряют свою ценность и значимость в разы, а вызывают только отрицательные эмоции. Доброта должна быть сдержанной и ненавязчивой. А неумение сказать «нет» приводят к ситуациям, когда приходиться делать то, чего не хочешь. Когда это необходимо учись говорить «нет», чрезмерная забота и навязчивость — признаки дурного тона, от которых стоит избавляться.