«фауст» тургенева, анализ повести

Иван тургенев "вильгельм телль" (1843), "фауст" (1844) | критика

Содержание

Рассказ Ивана Тургенева «Фауст» рассказывает о судьбе гениального художника Фауста, который жил в одном из провинциальных городов России. Герой был замечательным творцом, но его талант и стремление к совершенству не были признаны обществом.

Фауст испытывал постоянную неудовлетворенность и несчастье, так как его талант понимали только редкие люди. Он жаждал возможности реализовать свой потенциал и найти свое место в мире искусства. Именно поэтому рассказ называется «Фауст» — это аллюзия на легендарного героя, который заключил договор с дьяволом, чтобы получить знания и силу. Фауст в рассказе Тургенева символизирует вечную борьбу индивидуальности и искусства с массовым обществом и его ограничениями.

История Фауста показывает, как талантливый и уникальный человек может ощутить себя чужим и одиноким в обыденном мире. В своих произведениях Тургенев выражает свое мнение о том, что искусство и самовыражение являются неотъемлемыми частями жизни, и что человек должен бороться за свое право на творчество и свободу самовыражения.

В итоге Фауста его стремление к совершенству и жажду признания охватывает отчаяние и он теряет веру в свои силы. Это грустная история о судьбе талантливого человека, которому не удается реализовать себя в обществе

Тем не менее, этот рассказ вдохновляет на размышления о смысле искусства и о том, как важно ценить и поддерживать талантливых людей в обществе

Письмо третье

16 июня 1850 года

Павел с восторгом описывает свой визит к Приимкову. Вере двадцать восемь, но она за десять лет ничуть не изменилась и выглядит семнадцатилетней. И это при том, что женщина родила троих детей. Правда, выжила только одна девочка – Наташа.

Любопытно, что Вера по-прежнему не читает стихи и романы, впрочем, как и Приимков. Вот почему так благосклонна была к нему уже покойная госпожа Ельцова. В гостиной висит ее портрет, и Вера всегда сидит под ним.

Павел заводит разговор о литературе, он интересуется, запрещено ли и теперь читать Вере сочинения «выдуманные»? Хозяйка отвечает, что маменька сняла этот запрет, но у нее самой не возникает такого желания.

Изумленный Павел предлагает Вере прочитать «Фауста» и обещает приехать через два дня с книгой.

История создания

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Проблематика

Проблематика «Фауста» Тургенева тесно связана с проблематикой «Фауста» Гёте, которую Тургенев переосмысливает.

В 1845 г. Тургенев написал статью о «Фаусте» Гёте. Тургенев считал, что в образе гётевского Фауста отражена трагедия индивидуализма. Для Фауста нет других людей, он живёт только собой, в этом смысл его жизни. С точки зрения Тургенева, «краеугольный камень человека не есть он сам, как неделимая единица, но человечество, общество».

«Фауст» Гёте связан в сознании главного героя повести со студенческим временем, временем надежд. Эту книжку Павел Александрович находит наиболее удачной для того, чтобы пробудить в Вере спящие в ней страсти. Вера воспринимает, прежде всего, любовную сюжетную линию «Фауста» и осознаёт неполноценность собственной семейной жизни. Затем она выходит в состояние той свободы, от которой её предостерегала мать. В финале герой пересматривает свои юношеские взгляды на жизнь и свободу. Герой осознаёт бесконечную сложность бытия, то, что в жизни причудливо переплетаются судьбы, что счастье невозможно, а радостей в жизни очень мало. Основной вывод героя перекликается с эпиграфом из Фауста: «Отказывай себе, смиряй свои желанья». Павел Александрович на собственном опыте убедился, что нужно отказываться от сокровенных желаний, чтобы исполнить нравственный долг.

Проблема стихийности любви поднимается во многих произведениях Тургенева. Любви не может противостоять ни строгое воспитание, ни рассудочность, ни благополучная семья. И герой, и героиня чувствуют себя счастливыми лишь на миг, чтобы потом умереть или быть сломленным на всю жизнь.

К проблеме любви как стихийного бедствия примыкает проблема всего тёмного и иррационального в жизни человека. Существовало ли в действительности привидение матери Веры или это её подсознание велело ей исполнить свой долг?

Письмо девятое

10 марта 1853 года

Спустя несколько лет Павел решается ответить на послание друга и рассказать, что с ним произошло. Письмо, которое он отправил 8 сентября 1850 года, не зря показалось Семену Николаевичу фальшивым.

Накануне герой узнает, что любим. Павел приходит к Вере. Приимков в этот день занят охотой, а женщина сидит одна с «Фаустом» в руках. Вера признается, что влюблена в Павла. Она сразу же убегает и запирается у себя в комнате.

Павел в полной растерянности выходит в сад и долго бродит. Там его застает Приимков, вернувшийся с охоты. Вера вышивает у окна и кажется совершенно спокойной. Воспользовавшись тем, что хозяин часто выходит из комнаты, Павел делает ответное признание. Вера просит его зайти вечером в тот домик, где они читали «Фауста». Молодым людям нужно срочно переговорить.

После чаепития Павел и Вера выходят на прогулку в сад и молча идут к чайному домику. Едва оказавшись внутри, влюбленные бросаются друг к другу. Внезапно Вера прерывает поцелуй и испуганно глядит по сторонам. Она очень бледна. Женщина говорит Павлу, что внезапно увидела свою мать. Вера порывается уйти. Павел пытается ее остановить, но женщина непреклонна в своем решении. Она уходит, назначив своему возлюбленному свидание на следующий день у озера.

Павел с трудом дожидается назначенного времени, идет к озеру. Солнце еще высоко в небе, поэтому он прячется в густом лозняке. Но проходит вечер, наступает ночь, а Вера не появляется.

В полночь Павел уже не выдерживает и направляется к дому. Окна в нем ярко освещены, а от заднего крыльца отъезжает экипаж. Павел предполагает, что Вере помешал уйти из дома неожиданный приезд гостей. Помещик возвращается домой, но его охватывает какая-то беспричинная тревога. Вдруг Павлу слышится чей-то дикий крик, затем еще один страшный возглас. Перепуганный мужчина уходит в другую комнату, но и там не может уснуть.

Утром Павел идет к Приимкову и узнает, что Вера больна, не встает с постели. Вечером она вышла в сад и вернулась в сильном испуге: там она встретила мать, которая простирала к ней руки. После этого Вера слегла и начала бредить. Врач не смог сказать ничего утешительного.

Герои повести

Павел Александрович Б – помещик в возрасте 35 лет, вернувшийся в своё поместье после 9 лет отсутствия. Он пребывает в состоянии рефлексии, душевной тишины. Павел Александрович рад встрече с Семёном Николаевичем Приимковым, университетским товарищем, человеком добрым и простым.

Герою любопытно посмотреть, как изменилась жена Приимкова Вера, в которую Павел был влюблён в 23 года. Увидев, что Вера прежняя, герой решает изменить её, разбудить её душу с помощью «Фауста» Гёте. Он не понимает последствий своего образовательного эксперимента, невольно разрушая чужую жизнь. Только через два с лишком года герой способен проанализировать случившееся, осознаёт, что должен был бежать, полюбив замужнюю женщину, чтобы не разбилось вдребезги прекрасное создание. Теперь же, в состоянии, когда Павел Александрович с немым укором глядит на дело рук своих, он делится с другом жизненными уроками о том, что жизнь – не наслаждение, а тяжёлый труд, а её смысл – постоянное отречение, исполнение долга.

Вера Николаевна Ельцова познакомилась с Павлом, когда ей было 16 лет. Она не была похожа на всех русских барышень. Павел отмечает её спокойствие, простую и умную речь, умение слушать. Тургенев всё время подчёркивает её состояние как бы «вне времени». За 12 лет она не постарела. В ней сочетаются «проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребёнка».

Такое состояние Веры связано было с её воспитанием, при котором развивался только интеллект, но душевные порывы, страсти были усыплены. Павел Александрович удачно описывает её законсервированное душевное состояние, холодность: «Точно она все эти годы пролежала в снегу». Вера подходит к жизни рационально: не боится пауков, ведь они не ядовиты, выбирает для чтения беседку, потому что в ней нет мух…

«Фауст» и другие книги раскрыли для Веры чувственную сторону жизни, и это её пугает, ведь до этого она плакала только о смерти дочери! Мать её недаром предостерегала: «Ты как лёд: пока не растаешь, крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется».

Мать Веры Николаевны, г-жа Ельцова, — женщина странная, настойчивая и сосредоточенная. От природы страстная натура, г-жа Ельцова вышла замуж по любви за человека, которого была старше на 7-8 лет. Она тяжело переживала смерть любимого мужа и посвятила свою жизнь воспитанию дочери.

Она научила дочь жить рассудком, чтобы подчинять себе страсти. Мать боялась разбудить воображение дочери, поэтому не давала ей читать поэтические произведения, выбрав не приятное, а полезное.

Мистическая сторона повести связана с образом г-жи Ельцовой, которая то наблюдает за происходящим с портрета, то появляется как привидение. Она сама боялась жизни и хотела застраховать дочь от ошибок страсти. Трудно сказать, что вызвало горячку и смерть Веры: привидение матери, чьим советам она не последовала, или нарушение нравственных запретов и самоосуждение.

Литературное направление и жанр

Произведение «Фауст» имеет подзаголовок «Рассказ в девяти письмах». Тем не менее, подзаголовок указывает не на жанр, а на повествовательный, «сказовый» характер. Жанр «Фауста» — повесть, так он воспринимался современниками Тургенева и рассматривается сейчас.

Современники отмечали лиризм повести, Герцен и Огарёв осудили её романтические и фантастические элементы. Вопрос о литературном направлении повести вовсе не прост. Тургенев – писатель-реалист. Типичность героини подтверждается, например, тем, что современницы Тургенева отмечали сходство их матерей с Ельцовой-старшей, имели такой же, как у Веры, круг чтения. Но многие современники называли героев и события романтическими. Писарев так описывал повесть: «Он взял исключительную личность, поставил ее в зависимость от другой исключительной личности, создал для нее исключительное положение и вывел крайние последствия из этих исключительных данных».

Литературоведы предлагают называть такое отношение к действительности у Тургенева не романтизмом, а романтикой, романтическим пафосом, который присущ и реалистическому направлению. Речь идёт об уместном использовании романтических форм, средств и приёмов. Романтика у Тургенева – особое отношение к жизни, стремление личности к возвышенному идеалу.

Анализ 3

Данное произведение И.В.Гете писал практически всю свою жизнь, начиная с ранней юности. В поэме затронуты темы смысла человеческой жизни, добра и зла, Бога и дьявола. Тема добра и зла является ключевой в произведении «Фауст». Главный герой находится в поисках смысла бытия, ради этого рискнул своей душой. Персонаж на протяжении всей пьесе стоит перед выбором между добром и злом. Но, несмотря на все искушения Мефистофеля, он старается поступить в первую очередь по совести, потому что изначально чист душой и практически не испорчен жизнью. Фауст провел все свои дни за книгами, изучил все науки, состарился, но не стал от этого счастливым человеком. Автор на примере главного героя показывает слабость человеческой натуры. Сколько бы Фауст не пытался поступать благородно, он все равно отклонился от праведного пути.

Главная идея поэмы «Фауст» в том, что противодействие добра и зла – это неизбежная необходимость. Потому что без этого противостояния человечество бы не развивалось, не стремилось к новым знаниям, и не было прогресса в мире. Автор считает, что человек учится на своих ошибках, может сделать правильные выводы и обрести смысл жизни.

Тема любви играет важную роль в данном произведении. Роковая любовь между главными героями имеет трагические последствия в первую очередь для Маргариты. Фауст и Маргарита, оба не искушенные в романтических отношениях, полюбили друг друга безумной страстью. Маргарите всего 14 лет. Она чиста и наивна как ребенок. Познакомившись с образованным мужчиной, девушка полностью доверяется ему. Ради встреч с любимым, она начинает обманывать мать и подсыпать ей снотворное, после которого последняя однажды не проснется. Кроме того, Фауст стал виновником смерти не только матери возлюбленной, но и ее брата Валентина, которого он случайно заколол шпагой. Чернокнижнику приходится немедленно покинуть город, что он и делает, оставив осиротевшую Маргариту. Оставшись одна, девушка родила девочку, которую решила утопить, чтобы избавить себя от позора. В результате Маргариту заточили в тюрьму за убийство и блуд. Но, несмотря на все причиненные ей страдания девушка по-прежнему любит Фауст. Во всех своих грехах: в гибели матери, в утоплении младенца и даже в убийстве брата возлюбленным она винит исключительно себя. За искреннее раскаянье девушка прощена Богом и ее душа и не достанется дьяволу.

«Фауст» — это великое творение Гете, в котором он поднимает вечные философские проблемы о смысле существования человечества, о жизни и смерти, о Боге и дьяволе. Автор верит в величие человека. На примере Фауста он показывает, что в человеке, прошедшим даже самые тяжелые испытания, несчастья и искушения, в конечном итоге побеждает доброе начало. В финале пьесы Фауст прозревает. Он осознал, что истинный смысл бытия – это жизнь для других и знания напрасны, если не приносят пользы людям.

Письмо второе

12 июня 1850 года

Павел сообщает другу интересную новость. Сегодня, когда он гулял по дороге, мимо проезжал сосед, их университетский товарищ Приимков. Павел очень обрадовался встрече и пригласил старого друга в гости. Оказывается, Приимков женат на Вере, бывшей возлюбленной помещика. Когда-то Павел провел лето в деревне у своего дяди и там познакомился с Верой. Девушка жила с матерью в соседнем поместье.

История этой семьи примечательна. Дед Веры по материнской линии Ладанов прожил 15 лет в Италии. Там он влюбился в крестьянку и похитил ее. Женщина родила девочку, но уже на следующий день была застрелена своим бывшим женихом-итальянцем.

Ладанов привез дочь в Россию и воспитывал в своем имении. Человек он был немного странный: увлекался алхимией, каббалой. В деревенской округе его считали колдуном. Ладанов дал своей дочери превосходное образование, девушка говорила на пяти языках. Она была очень красива, но замуж долго не выходила, пока ее не увез некто по фамилии Ельцов.

Ладанов проклял дочь, предрек ей печальную и трудную жизнь. Свои дни он доживал в одиночестве. Ельцов случайно погиб на охоте от шальной пули своего товарища. Его жена воспитывала Веру по своим правилам, довольно странным в нашем обществе. Девочке дано было много воли, но авторитет матери был настолько велик, что Вера никогда не решалась нарушать ее запретов. В частности, были запрещены стихи и романы, «все выдуманное». Вера с увлечением читала записки путешественников и очерки по естественной истории, но ничего не знала о Пушкине.

В такую оригинальную личность и влюбился Павел. Он сделал Вере предложение, но госпожа Ельцова была категорически против такого союза. Павел уехал учиться в Германию и вскоре забыл о своем увлечении. Теперь ему было любопытно: чем же сумел угодить Приимков своей теще, и какой стала Вера через десять лет?

История создания

Повесть «Фауст» написана летом 1856 г. и напечатана в журнале «Современник» в № 10 за 1856 г.

Лирическая тональность повести обусловлена тем, что она была написана на переломе жизни. В ней, по словам Тургенева, вся душа вспыхнула последним огнём воспоминаний, надежд, молодости.

Герой повести возвращается в старинное поместье и влюбляется в замужнюю женщину. Это автобиографические черты. «Дворянское гнездо» героя — это Спасское.

Прототипом Веры Николаевны Ельцовой могла стать Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, чьи простые и бесхитростные отношения с мужем мог наблюдать Тургенев в имении Толстых, находящемся недалеко от Спасского. Как и Вера, Мария Толстая не любила беллетристики, особенно стихов. Однажды Тургенев, прекратив с ней горячие споры о прелести поэзии, привёз свою повесть «Фауст». Четырёхлетняя дочь Марии Варенька стала свидетельницей того, как при чтении «Евгения Онегина» Тургенев поцеловал у её матери руку, а она её отдёрнула и попросила впредь так не делать (сцена повторена в «Фаусте»).

Значение названия рассказа «Фауст»

Название рассказа «Фауст» имеет огромное значение, так как оно прямо отсылает к знаменитой трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст».

Тема «Фауста» знакома многим и продолжает волновать читателей и исследователей по всей Европе вот уже более двух с лишним столетий. Рассказ Тургенева, названный «Фауст», в своем материале и образах анализирует, сравнивает и обобщает судьбу героев Гёте и современника, их общий импульс и эпохальное значение.

Тургенев передает идею «вечного стремления» Фауста через исповедь главного героя, показывая его неудовлетворенность, его вечное недовольство жизнью. Рассказ Тургенева «Фауст» и роман Гёте «Фауст» объединяет философское содержание, а именно стремление человека к познанию истины, к смыслу жизни.

В результате, рассказ Тургенева «Фауст» не только углубляет вовлеченность читателя в мир сложного и амбивалентного главного героя, но и призывает задуматься над вечными вопросами философии и человеческого существования.

Таким образом, название рассказа «Фауст» является не только отсылкой к трагедии Гёте, но и символизирует весь драматизм и глубину смысла, заключенного в произведении Тургенева.

Письмо шестое

10 августа 1850 года

В этом письме Павел рассказывает о прогулке с Верой и Шиммелем на лодке. Погода стоит прекрасная, озеро спокойно, свежий ветерок надувает парус. Немец поет красивым басом. Замечательная прогулка! Внезапно ветер меняется, поднимаются волны, и лодка слегка зачерпывает бортом. Вера бледнеет от испуга, но Шиммель вырывает у Павла веревку и ставит парус. Лодка выравнивается. Начинается дождь, и Павел укрывает Веру своим пальто. Они причаливают к берегу, идут домой.

По дороге Павел спрашивает, почему Вера всегда сидит под портретом матери, словно птенец под крылом? Девушка отвечает, что так оно и есть, она всегда хочет оставаться под крылом матери. На следующий день Павел слышит, что Вера поет немецкую песню. У нее неожиданно оказался красивый и сильный голос. Молодой человек восхищен: сколько еще достоинств у этой необычной женщины.

12 августа 1850 года

На следующий день Вера и Приимков завели разговор о привидениях. Павел с удивлением узнает, что супруги верят в эти предрассудки. Дальше беседа переходит на новую тему – итальянское происхождение Веры. Она показывает Павлу портреты бабушки и деда. Вера больше похожа на бабушку, а вот ее мать – на своего отца, Ладанова.

20 июня 1850 г.[ред.]

Чтение состоялось накануне вечером. Кроме Веры Николаевны. присутствовали Приимков и немец Шиммель, учитель немецкого языка у соседей Приимкова. Я начал читать не поднимая головы, было неловко, сердце билось, а голос дрожал.

Немец время от времени восклицал: «Удивительно! Возвышенно! Глубоко!». Приимков скучал – по-немецки он понимал довольно плохо. Вера Николаевна не отрываясь смотрела на меня, лицо её было бледно.

Понемногу я разгорячился и читал с увлечением. Когда я окончил чтение, Приимков поблагодарил меня, немец сказал: «Боже! Как это прекрасно!». Вера Николаевна вышла, ничего не сказав. Я догнал её, она попросила оставить ей эту книгу. Я сказал, что подарю книгу ей.

Вера Николаевна пришла на ужин с красными глазами. Приимков сказал, что она плакала.

Письмо четвертое

20 июня 1850 года

Через два дня Павел приезжает к обеду. За столом, кроме Приимкова, Веры и девочки сидят гувернантка и старый учитель-немец Шиммель. Он приехал из соседнего имения послушать «Фауста».

После обеда гости гуляют в саду, а ближе к вечеру располагаются в беседке в виде китайского домика, которую привели в порядок специально для чтений. Павел открывает «Фауста» с волнением. Он уже жалеет, что выбрал именно эту книгу, лучше было начать с Шиллера. Как воспримет литературный текст с таким неоднозначным сюжетом, да еще и в стихах, воспитанная в строгости Вера?

Но «Фауст» производит на ошеломляющее впечатление. Исключение составляет Приимков, который плохо понимает немецкий. Вера сидит неподвижно, а когда чтение заканчивается, выбегает в сад. Павел следует за ней, чтобы спросить о впечатлении. Вера просит оставить ей книгу, чтобы перечитать произведение еще раз. Взволнованный Павел дарит ей «Фауста». Женщина благодарит и убегает. Удивленный Приимков находит жену в спальне, где она горько плачет. Но к ужину Вера выходит к гостям в своем обычном состоянии. Начинается гроза, и Павел остается ночевать у Приимковых.

Всю ночь он не спит, а утром раньше всех спускается в гостиную. Там помещик со злорадством обращается к портрету госпожи Ельцовой: «Ну что, взяла?» И вдруг ему кажется, что портрет смотрит на него с осуждением.

Вера тоже не спала всю ночь. Молодые люди встречаются в саду, и женщина просит не упоминать пока о книгах. Павел и Вера беседуют на отвлеченные темы.

12 июня 1850 г.[ред.]

На прогулке я встретил нашего университетского товарища Приимкова. Он живёт по соседству, с женой, моей старой знакомой, Верой Николаевной, урожденной Ельцовой.

После выпуска из университета в 183… году мне было двадцать три года. Тогда я провёл лето в имении своего двоюродного дяди. На балу в честь его именин, накануне отъезда в Берлин, я впервые увидел Веру Николаевну Ельцову. Ей тогда было шестнадцать лет. Она жила со своей матерью верстах в пяти от моего дяди.

Отец её, полковник Николай Ладанов, погиб молодым, нечаянно застреленный на охоте товарищем. Мать её говорила на нескольких языках, много знала. Она была старше своего мужа на семь или восемь лет, а вышла замуж за него по любви — он тайно увёз её из родительского дома. Она тяжело перенесла его потерю, всегда носила только чёрные платья. Она умерла вскоре после свадьбы дочери.

Ладанов лет пятнадцать прожил в Италии. Мать Веры Николаевны родилась от простой итальянской крестьянки, которую на другой день после родов убил муж. У него Ладанов и похитил свою будущую жену.

Ладанов вернулся в Россию, никуда не выходил, занимался химией, анатомией, кабалистикой. Он верил, что можно вступать в сношения с духами, вызывать умерших. Он очень любил свою дочь, учил её, но не простил ей побега с Ельцовым, не пустил к себе ни дочь, ни зятя, умер один.

Оставшись вдовой, Ельцова воспитывала дочь, почти никого не принимала.

Вера Николаевна была не похожа на обычных русских барышень. Поражало удивительное спокойствие всех её движений и речей. Она, казалось, ни о чём не хлопотала, не тревожилась. Была она хорошо сложена, невысокого роста, имела правильные и нежные черты лица.

На балу у дяди меня представили её матери, и вскоре я впервые поехал к ним.

Ельцова была женщина очень странная, с сильным характером. Всё у неё делалось по системе, в том числе воспитание дочери, которая любила её и беспрекословно слушалась. У Ельцовой были навязчивые мысли. Например, она как огня боялась всего, что действует на воображение, поэтому Вера Николаевна до семнадцатилетнего возраста не прочла ни одной повести, ни одного стихотворения. Она очень хорошо знала географию, историю и даже естественные науки.

Я часто посещал девушку, а Вера Николаевна мне очень нравилась. Я даже подумал о женитьбе на ней. Но её мать сказала, что не такой муж нужен для Веры. Через неделю я уехал и с тех пор не видел ни Ельцову, ни Веру Николаевну.

Письмо четвертое

20 июня 1850 года

Вера тоже не спала всю ночь. Молодые люди встречаются в саду, и женщина просит не упоминать пока о книгах. Павел и Вера беседуют на отвлеченные темы.

Раскрытая тематика немецкого философа Фауста, представляет достаточно большой интерес у русских жителей. Данное повествование ведётся о великих героев, подробно расписывается их характеристика, а также произведение наполнено различными мышлениями и осознаниями.

Главной особенностью данного произведение, является то, что оно выполнено в виде девяти писем, написанных от руки одного персонажа. В данном произведении, даётся полное описание быта того времени, различных драматических сцен, а также всевозможных портретов.

Основной особенностью сюжетной линии выступают собственные воспоминания главного персонажа. Он даёт подробные описания своей интимной жизни, а также расписывает проживание в усадьбе и возвращение в свой родной дом после заграничных путешествий.

Также второстепенным персонажем выступает возлюбленная главного героя Вера Николаевна, о которой он делиться и рассказывает подробности своей любовной истории. Из взаимоотношения начинаются ещё в молодом возрасте, и приобретают свой новый характер после возвращения домой главного героя, через долгих девять лет.

Главной сюжетной линией данного произведения, является само философское ученье, немецкого философа Фауста. А также то, что главный герой пытается пробудить идеи, и просветлить свою возлюбленную Веру. Читателю же сразу становиться понятно то, что Веру Николаевну достаточно трогают данные чувства, она с трепетом относиться к своему попутчику. Тот же в свою очередь признаётся ей в огромной и светлой любви, которая возникла между ними. А также его мучает то, что его любимая замужем и, что между ними существует достаточная возрастная преграда.

Однако, несмотря на сильную любовь между ними, Вера не принимает ухаживания главного персонажа, объясняя тем, что это совершенно неправильно и возвращается домой к мужу. Главный герой же вскоре узнаёт, что Вера неизлечима больна и вот-вот умрёт. Анализом же данного произведения служит то, что какую значимость оказывает произведение философа, на обыкновенные русские души со своей особенной, самобытной культурой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Стилистические особенности

Характерная особенность повести – множество используемых литературных образов и мотивов. Сюжет повествования определяет трагедия Гёте «Фауст». Цитируются Шекспир, Тютчев, Пушкин; упоминаются Вольтер и Жорж Санд. Вера, с точки зрения героя, похожа и на Маргариту, и на Манон Леско.

Многие современники отмечали лиричность и поэтичность первого письма, по достоинству оценили его бытоописательность, интерьер заброшенной дворянской усадьбы. Тургенев создаёт  в повести яркие образы с помощью тропов:  молодость приходит, как призрак, пробежала по жилам отравой; жизнь – тяжёлый труд; смерть Веры – разбитый сосуд, в тысячу раз драгоценнейший.

  • «Фауст» Тургенева, краткое содержание по главам

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева

  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева

  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева

По произведению: «Фауст(Тургенев)»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Суть: о чем пьеса?

Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.

Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.

В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.

8 сентября 1860 г. – 10 марта 1863 г.[ред.]

То. что было между нами, промелькнуло как молния, и как молния принесла смерть и гибель.

Однажды я застал Веру Николаевну одну, Приимков уехал на охоту. Я стал читать сцену Фауста с Гретхен. Она пристально посмотрела на меня, вдруг сказала: »Я вас люблю» и быстро ушла, заперев за собой дверь. Я вышел в сад, вернулся с охоты Приимков. Мы пошли в гостиную. Когда Приимков ненадолго вышел, я сказал, что как честный человек уезжаю.

Вечером мы встретились в китайском домике, где я читал « Фауста», внезапно очутились в объятиях друг друга и страстно поцеловались. Вера вырвалась из моих рук и сказала, что видела свою мать. Она схватила себя за голову: «Это сумасшествие… этим играть нельзя – это смерть…». Она быстро ушла.

На другой день Приимков сказал, что жена больна, ночью бредила Фаустом. Врач был бессилен. Вера умерла.

Жанр и направление

Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы

Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты. Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии

Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.

В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.

Главные герои и их характеристика

герои пьесы «фауст» характеристика
фауст способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии.
мефистофель демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу.
маргарита обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук.
елена знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа.
вагнер

ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: