Крылов иван басня «листы и корни»

Листы и корни

Содержание

Тёплым летним днём сочные зелёные листья одного дерева рассуждали о своей утончённости и привлекательности. Они гордились своей обширной разросшейся листвой, создававшей тень для утомлённых пастухов

Их густая листва привлекала к себе внимание музыкантов своим покровом. Из глубин земли доносились слабые голоса, говорящие, что следует поблагодарить за эти блага совсем других героев

Листья с любопытством поинтересовались, кто оказался настолько дерзким, чтобы возразить им. В ответ они услышали голоса корней дерева, на котором они процветали. Корни предостерегали, что именно они питают и воспитывают листья и каждую весну приносят новый рост. Они указывали, что без корней не было бы ни самого дерева, ни красивых листьев, которые доставляют радость и наслаждение всем окружающим.

Краткое содержание произведения

Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный анализ произведения, давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи. Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений… «Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева

Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.

Басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Басня Ларчик

Случается нередко нам
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Вариант 2

Басня это произведение иногда в прозе, а чаще в стихах, которое содержит нравоучение (мораль). Общепризнанным баснописцем, мастером своего дела, является Иван Андреевич Крылов.

Более двухсот басен столько написано И. А. Крыловым за весь период его творчества! Его басни затрагивают проблемы человека и проблемы общества, в целом, отражая насущные проблемы того времени и не только. Его басни были переведены на множество языков, а строчки из них давно стали общеизвестными афоризмами.

В основе названия басни «Листы и корни» лежит антитеза, автор противопоставляет два понятия свет и тьму, верх и низ, пишет о тех, кто работает, и о тех, кто только пользуется чужим трудом. В речи Листьев слышно хвастовство и презрение, а в речи Корней спокойная уверенность и мудрость, это еще раз подчеркивает противопоставление двух понятий в этой басне. Под «деревом» автор понимает Россию. Под «корнями» Крылов показывает крестьянство, которое не покладая рук во «тьме» трудится на благо «листьев». А под «листьями» И. А. Крылов подразумевает высшие слои общества того времени.

«Листья» считают, что это они то, чем дерево вправе гордится, это мы понимаем из их хвастливой речи в первой половине текста. Так и наделенные властью высшие слои населения считали, что все существующее это исключительно их заслуга. Во второй же половине текста Корни отвечают, что это они залог существования Дерева. Голос народа подчеркивает, что для того чтобы существовали помещики, крестьяне каждый день трудятся, обеспечивая существование тщеславных «верхов». Но на самом деле залог гармоничного существования дерева это слаженная работа и «верхушки» Дерева и его «низов».

«С весною новою лист новый народится…» в этой строчке и кроется основная мораль этого произведения. И. А. Крылов подчеркивает, что власть не вечна, она в любой момент может поменяться, а народ останется верным своему государству.

Басни Ивана Андреевича Крылова будут актуальны до тех пор, пока в обществе сохраняются пороки, которые они так талантливо высмеивают.

https://youtube.com/watch?v=-AXGpil1XZ8

Анализ и мораль

Композиция произведения поделена на 2 части. В первой можно прочитать, как хвастливо ведут себя листья перед теплыми ветрами из дальних стран.

Во второй — познакомиться с резонным возражением и возмущением корней и задуматься над их предостережением.

В основе названия басни — противопоставление двух существующих рядом миров. Один из них — показная красота и роскошь. Второй — глубокие внутренние силы и тяжелый человеческий труд, благами которого пользуются те, кто ведет праздный образ жизни. В басне автор обличает хвастовство и указывает на истинный источник жизни.

Ее аллегорический смысл прозрачен:

Листы символизируют великолепие, внешний лоск российского общества (представлено Деревом). Они считают себя украшением мира, за которым несложно угадать образ Российской Империи. Листьям свойственно преувеличивать свое значение и опираться на мнимые добродетели. От них не требуется усилий, чтобы спрятать путника, стать прибежищем для соловья или привлекать хороводы. Это господа, сливки общества. Смиренные корни тяжело трудятся. Они работают постоянно и не видят солнечного света, земных радостей. Сезонная смена листьев — такое же обычное явление, как и замена чиновников, правителей, министров. Она не затрагивает основ государства. Гораздо страшнее последствия разорения подавляющей массы населения (корней). Крылов подчеркивает, что без народа не будет государства, и предупреждает о необходимости облегчить положение крепостного крестьянства. Зефир

Олицетворение высокопоставленных особ их других стран, мнение которых очень важно для листьев

Басня поднимает проблему, над которой задумывалось много талантливых и творческих людей в начале XIX века. Им было понятно, что крепостная система тормозила развитие России, не могла поставить ее в ряд с цивилизованными европейскими государствами. Пренебрежительное отношение листьев к корням в произведении указывает на презрение, которое высказывали помещики по отношению к крепостным крестьянам. Автор считает, что общественный порядок следует изменить, поскольку дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Мораль басни Крылова «Листы и Корни» заключается в последних строках:

Доклады по литературе

  • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
    (739)

     
    М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
    Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического…

  • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
    (1233)

    В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
    Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике….

  • «Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
    (779)

    Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы — древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
    В древнерусской литературе, пишет…

  • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
    (760)

    В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…

  • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
    (669)

    Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику…

  • «И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
    (602)

    Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…

  • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
    (1120)

    Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского…

  • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
    (622)

    Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни — в Москве. Он очень…

  • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
    (796)

    В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
    Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.
    За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано…

  • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
    (840)

    В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном.
    В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года.
    Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло…

Основная мысль

Иван Александрович Крылов легко выражает свои мысли при помощи необычных образов героев. Каждое его произведение наполнено философией. Писатель оживлял предметы, наделял их человеческими качествами и высмеивал актуальные проблемы. Это произведение начинают изучать на уроках литературы в 5 классе. По его мотивам пишут сочинения, выполняют тесты.

Басня была написана в 1811 году и опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Основой для создания являлось противостояние двух слоев населения. Мораль басни Крылова «Листы и корни» заключается в том, что власть без народа не может существовать. Эта мысль четко прослеживается в последних строках произведения. Автор пытается донести, что верхушка (власть) всегда меняется, а корень (народ) остается прежним на все времена.

Кроме того, Крылов пытался раскрыть проблему жизни простых крестьян. Басня содержит морально-этический смысл. Как правило, зажиточные люди забывают, благодаря кому они находятся на своем месте. В это же время простые люди боятся идти и отстаивать собственные права. Крылов в своих произведениях призывает каждого понять, что все достойны уважения. В разные времена эту басню понимали по-разному.

История создания

Перед И. А. Крыловым аналогичный сюжет был использован в басне М. Н. Муравьёва «Верхушка и Корень», где Корень уничтожал Верхушку и погибал сам. Крылов, возможно, взял на вооружение трактовку сюжета от Луи-Себастьян Мерсье. В его книге «Философ, живущий у хлебного рынка» было отмечено, что для раскрытия истины необходимо опустить взоры «даже до самых низких состояний, которые совершенно забыты во дворцах; они — скрытые корни, питающие гордые листья, которые прославляются. Из этих скрытых жизненных источников производится богатство; для чего же смотреть только на один только стебель».

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов — не просто баснописец, он — великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления — глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Мораль басни Листы и корни:

Мораль басни заключается в том, что наживаясь на чужом труде, все равно рано или поздно придется за это поплатиться – точно так же, как это произошло с листьями. Они были полны гордости и хвалились своей красотой, в то время как их питание происходило от корней, находящихся во тьме. Так часто случается и в реальности. Например, богатые дети наслаждаются всеми благами жизни за счет тружеников-родителей; или же власть позволяет себе роскошную жизнь, накладывая непосильное бремя на тот народ, которым оно правит. Но Крылов в своей басне дает назидание: если не будет корней, то все дерево вместе с листьями исчезнет.

Читательский дневник по басне «Листы и корни» Ивана Крылова

Название произведения: «Листы и корни».

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басни.

Главные герои: Листы, Корни.

Второстепенные герои: Зефиры.

Характеристика главных героев:

Листы — самовлюблённые и эгоистичные.

Считали себя главнее и красивее всех.

Корни — мудрые, справедливые и могучие.

Рассудительные.

Характеристика второстепенных героев:

Зефиры — игривые, тёплые, легкомысленные.

Краткое содержание басни «Листы и корни»

Листы разговорились с Зефирами.

Они всячески себя нахваливали, говоря, что являются красой дерева.

А без них оно ничего из себя не представляет.

Листы говорили, что привлекают прохладой странников и пастушек.

Что в них поют соловьи, что сами зефиры с ними не расстаются.

Но тут из-под земли раздался голос, который советовал сказать спасибо им.

Листы возмутились, кто смеет влезать в их разговор.

А это были корни, которые напомнили листам, что питают их силой.

И что если листы каждый год отрастают новые, то корни остаются теми же.

И без них погибнет всё дерево.

Основная мысль басни «Листы и корни»

Мораль басни состоит в том, что нужно ценить тех, на чьём труде строится благополучие общества.

Основная мысль басни в том, что каждый нужен на своём месте, и любой труд почётен.

Главная идея басни в том, что только общими усилиями можно добиться процветания.

Чему учит басня

Басня учит не переоценивать себя и своё место в обществе.

Учит нас быть благодарными, добрыми и помнить, кто является началом всех начал.

Учит с уважением относится к старшим и не быть выскочками.

Краткий отзыв о басне «Листы и корни» для читательского дневника

Прочитав эту басню, я подумала о том, что многие люди считают себя главнее, важнее остальных.

И забывают о том, что без этих остальных всё их могущество или успех ничего не значат.

Так и листья в этом произведении забыли о роли корней.

Они гордились своей красотой, забывая, кем они за неё обязаны.

Это поучительная басня о том, что любой труд важен для достижения успеха общего дела.

Автору удалось в доступной и понятной форме показать, что в единой стране, в одном народе нельзя выделять кого-то.

Важны все профессии, все люди.

Все они вносят свой вклад.

Мне понравились рассудительные и спокойные корни, которые слушали бахвальство листьев, но не завидовали и не желали им плохого.

Они просто выполняли свой тяжёлый труд и просили лишь не забывать об этом.

И иногда благодарить.

Я всем советую прочитать эту басню, и вспомнить о тех, кто нам когда-либо помогал чего-то достичь.

Не забыли ли мы об этом, отблагодарили ли этих людей как должно?

Пословицы к басне:

  • Земля народом сильна.
  • Если вздохнуть всем народом — ветер будет.
  • Хвастовства полный мешок, а в мешке пусто.
  • Хвастливое слово гнило.
  • Человек сердцем могуч, дерево — корнями.

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Осёл и Соловей»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ларчик»
  • «Мартышка и Очки»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Квартет»
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Слон и Моська»
  • «Свинья под дубом»

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.

Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.

Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.

Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.

СПАДИЛО.РУ

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Листы и Корни

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

Самое важное может быть совсем не то, что на виду

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Смысл, вложенный И. А. Крыловым

В басне Крылов пишет об общем участии власти и народа в достижении общественного блага. Чтобы полноценно существовать, важны все части общества. Каждый человек в нем — кирпичик, который выполняет свою функцию. Без тяжелого труда простого народа (корней) элите общества (деревьям) нечем будет хвастаться. Самостоятельно они не могут ничего производить, и после отказа корней выполнять свою функцию быстро погибнут, деградируют. В то же время элита создает законы, по которым живет страна, распределяет общие блага.

У иносказательного произведения есть и другой смысл, который не касается существования общества. Если рассматривать текст с точки зрения человеческих поступков, можно отметить одно явление, которое часто встречается в жизни. Люди, которые достигают успеха, нередко забывают о тех, кому они обязаны этим. Они возвеличивают себя и начинают верить в собственные необыкновенные способности.

Автор говорит, что нельзя забывать тех, с помощью кого был достигнут успех. Например, за популярностью ученых, певцов, актеров, стоит работа многих людей. Военные начальники не снискали бы славы, если бы не подвиги простых солдат. Пекарь не испек бы вкусный хлеб без землепашца, крестьянина. Нередко человек прозябает в нищете и вынужден продавать свой талант тем, кто им умеет пользоваться в силу изворотливости, связей в обществе и финансовых возможностей.

Басню можно толковать с точки зрения людской скромности. Труженики и думающие люди не всегда стремятся демонстрировать себя и свои успехи, и это не порок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: