Краткое содержание романа 451 градус по Фаренгейту
Анализ романа составить довольно сложно. Поэтому разбор того, каков в книге 451 градус по Фаренгейту смысл произведения лучше начинать с краткого пересказа сюжета.
Действие книги происходит в недалеком будущем, в котором царит тоталитарный режим. Главный герой романа – пожарный Гай Монтэг. Только в его функции входит не спасение зданий и людей от огня, а наоборот – сжигание книг и домов людей, хранящих их. Помогает в этом пожарным пес-робот, способный определять инакомыслящих по запаху.
Гай женат. Его жена Милдрет целыми днями проводит перед телевизорными стенами с наушниками –«ракушками» в ушах.
Гаю нравилась его работа. Он никогда не понимал людей, которые рисковали жизнью и свободой ради книг. Но однажды пожарный познакомился с молодой соседкой Клариссой – любительницей бродить по улицам, размышлять, вдыхать запахи, любоваться растениями. Услышав от девушки, что в прошлом пожарные тушили огонь, а не разжигали его, Гай не сразу поверил в это.
Но разговор с Клариссой вызвал в душе героя смятение. А после того, как на очередном вызове хозяйка дома предпочла сгореть вместе со своей библиотекой, пожарный решил украсть одну книгу, спрятав ее за вентиляционной трубой.
Вскоре исчезла Кларисса. От жены Гай узнал, что девушка попала под машину, а ее семья уехала.
Начальник Монтэга – брандмейстер Битти начинает подозревать своего подчиненного в нарушении закона. Придя к Гаю, он читает ему лекцию о принципах устройства общества. В своей речи Битти разъясняет герою романа «451 градус по Фаренгейту» смысл уничтожения книг. Это необходимо для того, чтобы все люди мыслили одинаково, не выделялись, не чувствовали себя умнее или глупее других. По мнению Битти – в этом и есть счастье.
Перерождение
После ухода брандмейстера Монтэги признается жене в хранении книг. Милдред в панике попыталась сжечь их в печи, но Гай просит ее просто послушать, сев читать вслух.
Проведя целый день за чтением книг, Монтэг мало что понял. Поэтому решил обратиться за помощью к профессору Фаберу. Герой давно знал о чтение книг профессором, но так и не донес на него.
Профессор дал Гаю для связи специальные наушники, передающие и принимающие сигнал.
Вернувшись домой, пожарный узнал о начале войны и мобилизации. Бессмысленная болтовня жены с подругами вывела героя из себя и он, забыв о риске, начал читать им книгу.
На следующий день Гая отправили на очередной вызов. Объектом для сожжения оказался его собственный дом, а донесла на пожарного жена.
Уничтожив дом, Монтэг направил огнемет на Битти и сжег его. Оглушив коллег, Гай сбежал. Но механическому псу удалось попасть иглой в ногу героя.
Монтэг добрался до дома Фабера. Профессор дал пожарному координаты людей – приверженцев книг, скрывающихся от полиции.
Чтобы сбить робота-пса со следа, Гаю пришлось нырнуть в реку. Выбравшись из реки, Монтэг набрел на нескольких членов организации, состоящей из нескольких тысяч людей. Они хранили в своей памяти прочитанные книги, надеясь, что однажды их знания пригодятся.
На следующий день началась война, которая очень быстро закончилась. На глазах Гая и его товарищей город был мгновенно уничтожен.
Герои решили вернуться, чтобы помочь уцелевшим. По дороге бывший пожарный пытался вспомнить прочитанное, чтобы передать другим.
Общее отношение к книге
Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман «451 градус по Фаренгейту» был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге «451 градус по Фаренгейту» положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о «451 градус по Фаренгейту». Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.
Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге «451 градус по Фаренгейту» тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о «451 градус по Фаренгейту» являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.
Сюжет и тема
Главный персонаж романа Гай Монтэг работает пожарным и его основная задача – сжигать дома, в которых были обнаружены «запрещённая» литература. Он очень любит свою работу, но порой втайне от всех забирает некоторые книги из сожжённых домов. Монтэгу также очень нравится прогуливаться по ночам и так он однажды знакомится со своей соседкой – Клариссой Маклеллан. Эта девушка значительно отличается от всех жителей города. Она очень любит говорить о природе, чувствах и книгах. Кларисса полностью изменила мышление Гая. Он не может больше нормально выполнять свою работу, решает вообще её бросить и притворяется больным.
Брандмейстер Битти даёт ему время успокоиться, утверждая, что такие моменты бывают у каждого пожарного. Он напоминает ему об «истинном» предназначении их работы, о жизни в современном обществе. Битти также напоминает Гаю о том, что он должен сжечь украденную литературу.
После разговора с Битти Гай пытается разобраться в своих чувствах и мыслях. Он достаёт из вентиляции-тайника украденные им книги и начинает читать, желая понять их смысл.
Монтэг просит помощи у жены, однако она отказывается, говоря, что он их погубит
Потом женщина вообще перестаёт обращать на него внимание и продолжает заниматься своим привычным делом: надевает «Ракушки» и слушает «родственников» по телевизору
Монтэг вспоминает о старике, которого он повстречал год назад. Фабер когда-то был профессором английского языка. Монтэг общался с ним, хотя поначалу очень напугал старика
Когда он немного успокоился, даже прочитал наизусть несколько стихов и оставил адрес его дома на случай, если старик привлечёт внимание пожарных. После неудачного разговора с женой Монтэг находит карточку Фабера
Он звонит ему и приезжает к нему с просьбой научить понимать смысл прочитанного. Во время разговора они разрабатывают план, с помощью которого можно пойти против системы. Старик даёт Гаю приёмопередатчик, который похож на слуховой аппарат. Союзники договариваются о плане действий: сделать копии нескольких книг с помощью знакомого старику печатника и дождаться войны.
Монтэг приходит на работу с приёмопередатчиком в одном ухе. Этим же вечером в гости к Монтэгам пришли две их соседки – мисс Клара Фелпс и миссис Бауэлс. Пожарный рассердился из-за их пустого разговора и прочёл им стихотворение «Берег Дувра». Конечно же, девушки и Милдред рассказывают об этом пожарным, и Битти специально всё подстраивает так, чтобы Монтэг сам сжёг свой дом. За Гаем в это время наблюдают пожарники и робот-пёс. Монтэг сжигает свой дом, потом убивает и спровоцирующего его брандмейстера, оглушает двух пожарников и сжигает робота. Но пёс всё-таки успевает его задеть прокаиновой иглой и одна нога Монтэга онемевает. Это на некоторое время замедляет его движение. Его уже вовсю разыскивает полиция.
По дороге Монтэга чуть не сбивает машина, но его спасает падение. Бывший пожарник продолжает идти к дому одного из своих коллег Блэка, чтобы подкинуть книги. Сделав своё дело, он отправляется домой к Фаберу. Там, при помощи маленького телевизора, он более подробно узнаёт о своём преследовании. Гай советует своему союзнику избавиться от следов его пребывания здесь, чтобы не подставлять Фабера. Они договариваются встретиться через неделю-две в Сент-Луисе, если останутся живы. Монтэг собирает чемодан со старыми вещами союзника и уходит.
Монтэг идёт к реке и, переодевшись на берегу, заходит в воду. Течение его подхватывает и уносит подальше от города. Полиция, потеряв его след, уходит обратно в город. Через некоторое время Монтэг выходит из воды, находит железнодорожную колею, о которой говорил ему Фабер. Затем он замечает вдалеке огонь и идёт на его свет. Там он встречает группу, люди которой относятся к нему очень дружелюбно и помогают окончательно запутать следы. О его ситуации они знали уже давно, так как у них был портативный телевизор. Вместе с группой Гай, что вместо него в городе убивают ни в чём не повинного прохожего, который случайно оказался на улице в это время.
Новые знакомые оказались членами организации, сохраняющей великие литературные произведения. Все они помнят некоторые книги наизусть, надеясь, что однажды эта информация пригодится людям. Гай тоже присоединяется к их сообществу. Он помнит наизусть прочитанные им книги. Через некоторое время, со стороны, Монтэг наблюдает мгновенную гибель своего города вследствие войны. Его жена тоже погибает там, а старик Фабер спасается, уезжая в другой город.
После гибели города группа отправляется в дорогу. Каждый из них думает о своём.
Центральной темой произведения является роль книги в жизни каждого человека.
Анализ произведения
Главный герой книги — Гай Монтэг. Он пожарный, и его задача — уничтожать книги. Он не задумывается о том, правильно ли поступает, и воспринимает свою работу как должное. У него есть жена Милдред, которая не особо интересуется мужем. Как-то раз Монтэг знакомится с соседкой Клариссой, и она меняет его представления о мире. Кларисса знакомит Гая с книгами, заставляет его задуматься о правильности работы пожарного.
Брэдбери четко обозначил проблему романа — будущее человечества без книг будет печальным. Ведь литература — это не только средство развлечения, но и способ передачи опыта поколений. Например, сказки носят поучительный характер, и их цель — показать читателям разные ситуации и их последствия: если ребенок не станет слушаться родителей и уйдет, то в лесу он попадет в неприятности и тому подобное.
Позже Брэдбери назовут провидцем. Проблематика романа стала особенно актуальной в XXI веке. В произведении описываются беспроводные наушники-вкладыши и плазменные панели, которые круглосуточно транслировали ток-шоу. Это очень похоже на современный мир. Люди стремятся смотреть телевидение, разные видео в интернете и все меньше общаются друг с другом.
Гай Монтэг
Главным героем романа является Гай Монтэг. У него есть жена, но за годы совместной жизни ему кажется, что каждый живет сам по себе. Работа Гая заключается в сжигании книг вместе с домами владельцев. До определенного момента Монтэг и не думает, что сжигание домов это не совсем правильно. Он считает, что такую работу должен кто-то исполнять и лучше сделает ее он, чем какой-нибудь псих. Но в определенный момент все меняется.
«451 градус по фаренгейту» сюжет
Первым шагом к переосмыслению ценностей является встреча с молодой девушкой по имени Кларисса Маклеллан. Ее считают странной из-за ее отношения ко многим вещам. Она восхищается природой, восхищается свежим воздухом, небом. У нее есть подсознательное желание говорить о своих чувствах, выражать мысли и эмоции, которые льются из нее. После знакомства с девушкой, Монтэг находится в небольшом смятении. Он задумался, а что если девушка права и все мы живем совсем неправильно.
На очередном вызове, его команде попалась не обычная женщина. Она ни под каким условием не отдаст книги и не выйдет из собственного дома. Все кончилось тем, что женщина чиркнула спичкой о перилла дома и сожгла его вместе с собой. Этот поступок просто потряс Монтэга. Его представления о мире рушатся у него же перед глазами. Герой решает прочесть книги, которые так долго хранил за вентиляционной решеткой.
Кларисса погибает под колесами автомобиля. Из-за последних событий Гай Монтэг не выходит на работу. Начальник пожарных Битти, решил навестить работника. Он рассказывает ему о том, почему в отношении книг были приняты такие радикальные меры. Битти объясняет, что уничтожение книг сделает людей счастливыми.
Книги в «451 градус по фаренгейту»
Без них не будет никаких радикальных и революционных мыслей и идей. Люди будут подогнаны под определенные стандарты и все будут равны в умственном развитии. Негативные эмоции почти не будут встречаться в жизни граждан, а жизнь будет похожа на бесконечный праздник.
Монтэг ищет поддержку в лице своей жены, но она в ужасе от его действий. Милдред не нужны никакие изменения в жизни, ее вполне устраивает положение дел. Герой решает найти союзника и видит его в старом знакомом Фабере. До отмены книг он был профессор английского языка. Они соглашаются действовать сообща. Их задача состоит в том, чтобы делать копии книг и ждать перемен.
«451 градус по фаренгейту» смысл концовки
Концовка в романе 451 градус по фаренгейту очень символична. Полное уничтожение города показывает, что новая жизнь уже начинается и у выживших людей есть огромные просторы для новых идей. Выжившие могут начать жизнь заново, с нового листа. Присоединение главного героя к «хранителям книг» и наличие таких героев как Кларисса или Фабер оставляет надежду на светлое и мирное будущее. Примечательно, что 451 градус по Фаренгейту — это температура при которой бумага начинает гореть.
Анализ романа «451 градус по фаренгейту»
Начну анализ романа «451 градус по фаренгейту» со своего мнения о нем. Мне роман понравился, ведь его идеи по-настоящему заставляют задуматься. Брэдбери хотел показать к чему может прийти общество через несколько десятков лет. Пассивное существование людей, которое совершенно ничего после себя не оставит. Им чужды любые эмоции или идеи. Государство манипулирует людьми, а они идут у него на поводу. Тот тоталитаризм, который показывает Рей, не допускает никаких отклонений от правил, все идет по установленным нормам и стандартам
Концепция памяти и ее влияние на общество
В «451 градусе по Фаренгейту» книги сжигаются как средство контроля информации и ограничения индивидуального мышления. Однако книги также представляют коллективную память общества, и потеря этой памяти имеет далеко идущие последствия для мира романа.
- Число 8: В романе число 8 символизирует бесконечность знаний, утраченных из-за уничтожения книг. Как объясняет Фабер Монтэгу, каждая книга — это источник знаний, которые невозможно воспроизвести или восстановить. Потеря даже одной книги — это трагедия, но сожжение целых библиотек представляет собой исчезновение человеческих знаний.
- Символизм книг: книги — это хранилище человеческой памяти, содержащие информацию и идеи, которые были передается через поколения. Они позволяют нам учиться у прошлого и готовиться к будущему. Когда книги сжигаются, теряется коллективная память общества. Эта потеря знаний и истории — опасная вещь, поскольку она может привести к повторению прошлых ошибок и неспособности к инновациям и прогрессу.
- Влияние на общество: в романе потеря книг привела к к обществу, которое ценит бессмысленные развлечения выше критического мышления. Без доступа к идеям, содержащимся в книгах, люди не могут сформировать собственное мнение и легко манипулируются власть имущими. Уничтожение книг также означает потерю разнообразия взглядов, поскольку к распространению допускаются только те идеи, которые одобрены правительством. Это ведет к миру, в котором соответствие вознаграждается, а индивидуальность наказывается.
В целом концепция памяти в «451 градусе по Фаренгейту» служит предупреждением об опасностях цензуры и подавления знаний. Без доступа к информации и способности критически мыслить общество остается уязвимым для манипуляций и стагнации.
Символизм в 451 градус по Фаренгейту
Описание
Феникс
Символизирует цикличность истории и надежду на возрождение
СаламандраСаламандра
Обозначает пожарных и их разрушительную силу
Сито и песок
Символизирует сложность сохранения знаний и важность памяти
Река
Обозначает возрождение и обновление
Использование символизма в роман усиливает темы цензуры, знаний и памяти
Символы служат напоминанием об опасностях авторитаризма и важности сохранения индивидуальной мысли и свободы
Подавление знаний и свободного мышления
В «451 градусе по Фаренгейту» книги рассматриваются как опасные и разрушающие статус-кво общества. Их не только запрещают, но и сжигают пожарные, которым поручено следить за соблюдением закона и следить за тем, чтобы никто не имел доступа к книгам. Подавление знания и свободомыслия является центральной темой романа, примером чего является символика книг.
- Книги как угроза государству
правительство в «451 градусе по Фаренгейту» запрещает книги, потому что считает, что идеи, содержащиеся в них, представляют угрозу для стабильности общества. Книги рассматриваются как подрывные и способные разжигать инакомыслие, поэтому они объявлены вне закона, чтобы предотвратить любые вызовы правящим властям. Контролируя поток информации, правительство может сохранить свою власть и предотвратить любые угрозы установленному порядку.
Книги как символ личности
Книги также являются символом личности в 451 градусе по Фаренгейту. Они представляют независимое мышление, творчество и свободное выражение. Правительство подавляет книги, чтобы люди не становились слишком индивидуалистами и чтобы они соответствовали нормам и ценностям общества. Люди, читающие книги, рассматриваются как мятежники, бросающие вызов установленному порядку, и их жестоко наказывают за свои действия.
Книги как средство сопротивления
Несмотря на усилия правительства по подавлению книг , они по-прежнему обладают сильной привлекательностью для некоторых людей, особенно для тех, кто недоволен существующим положением вещей. В «451 градусе по Фаренгейту» книги рассматриваются как средство сопротивления попыткам правительства контролировать людей и манипулировать ими. Люди, читающие книги, узнают об альтернативных точках зрения, а также могут высказывать свое несогласие с правительством, не опасаясь наказания.
В целом, символика книг в «451 градусе по Фаренгейту» представляет собой подавление знаний и свободного мышления. Правительство в романе боится книг из-за содержащихся в них идей и их способности бросить вызов установленному порядку. Книги также символизируют личность и потребность людей думать самостоятельно и выражать свои собственные идеи. Несмотря на попытки правительства объявить книги вне закона, они по-прежнему обладают мощной привлекательностью и средством сопротивления для тех, кто стремится бросить вызов статус-кво.
Найти надежду в разрушении
Хотя огонь используется для разрушения, он также содержит потенциал для перемен и надежды. В романе главный герой Гай Монтэг становится свидетелем силы книг и знаний и решает восстать против правительства и бороться за перемены. Он начинает видеть в огне не инструмент разрушения, а символ возрождения и обновления.
Феникс является символом этой надежды на перемены, поскольку он олицетворяет способность восстать из пепла и начать все заново. К концу романа феникс становится мощным символом надежды на будущее, поскольку Монтэг и другие повстанцы продолжают свою борьбу за свободу и знания.
Символ | Значение |
---|---|
Огонь | Разрушение и возрождение |
7 td> | Завершение и совершенство |
Феникс | Надежда на изменение и обновление |
В целом символическое значение огня в «451 градусе по Фаренгейту» сложное и многогранное. Хотя огонь олицетворяет разрушение и угнетение, он также олицетворяет надежду на перемены и силу знания. Повторение числа 7 на протяжении всего романа усиливает чувство завершенности и равновесия, а феникс воплощает идею обновления и возрождения
С помощью этих символов Брэдбери рисует картину мира, одновременно ужасающего и обнадеживающего, и напоминает нам о силе идей и важности выступления против угнетения
Анализ “451 градус по Фаренгейту”
Рэй Брэдбери описывает социум, который больше не пытается жить своим умом и сердцем. Люди получают сжатую информацию с телеэкранов и радиоприемников.
Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.
Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:
- Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
- Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
- Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
- Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.
Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.
Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.
История создания
На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.
Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.
Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».
Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.
Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту – это именно та температура, при которой происходит воспламенение и горение бумаги.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских — Главные герои «451 градус по Фаренгейту»
Главные темы в романе «451 по Фаренгейту»
Одной из главных тем в романе «451 по Фаренгейту» является тема ценности книг и свободы мысли. В мире, описанном Брэдбери, книги запрещены и сжигаются, а люди получают информацию только из телевизора и радио. Главный герой, пожарник Гай Монтэг, начинает задумываться о том, что может быть в книгах настолько ценное, что за них готовы убивать. Он начинает скрывать книги и читать их, что приводит к его переосмыслению жизни и борьбе за свободу мысли.
Еще одной важной темой является тема тоталитаризма и контроля над людьми. В мире, описанном Брэдбери, правительство контролирует все аспекты жизни людей, включая их мысли и чувства
Люди живут в постоянном страхе и не имеют права на свободу слова и выражения своих мыслей. Гай Монтэг, осознавая все ужасы такой жизни, начинает бороться за свободу и право на свободное мышление.
Также в романе присутствует тема технологического прогресса и его влияния на общество. Брэдбери представляет мир, где технологии стали главным источником информации и развлечений для людей. Однако, автор показывает, что такое общество неспособно к саморазвитию и самосовершенствованию, что приводит к его деградации и разрушению.
В романе «451 по Фаренгейту» также присутствуют множество символов, которые помогают читателю лучше понять главные темы произведения. Например, число 451 символизирует температуру, при которой сжигаются книги, а феникс – символ возрождения и надежды на лучшее будущее. Все эти символы помогают читателю глубже погрузиться в мир романа и понять его основные идеи.
Тема
Произведение Рэя Брэдбери раскрывает остросоциальную проблематику
жизни общества, которая не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.
Центральная тема романа
— роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно, мыслить, анализировать происходящее и делать собственные выводы.
Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служит СМИ и телевидение, которое исподволь отупляет население, преподнося все новости в нужном ракурсе.
Основная мысль произведения
— светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключенных в важнейших источниках знаний и жизненного опыта — книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.
Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей
Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать всю важность семьи. Эмоциональная отчужденность от самых близких людей — прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищенности, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях
Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость — вот чему учит книга Брэдбери.
В своем романе автор поднимает такие проблемы
манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлеченности техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.
Проблематика
- Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
- Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
- Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
- Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
- Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.