Экранизации
Известны три экранизации гоголевского сюжета, две отечественных и одна зарубежная.
Самый первый фильм был снят ещё на заре истории кинематографа, в Российской Империи, в 1915 году.
В 1975 году советскими деятелями театра была создана радиоверсия спектакля, поставленного в «Современнике». Она примечательна актерским составом, текст от автора читает Олег Табаков, Чарткова озвучивает Константин Райкин, а продавца картин – Авангард Леонтьев.
В 1987 году «Портрет» представлен в формате фильма-спектакля режиссера Сергея Сергеевича Евлахишвили.
В 1999 году повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была экранизирована в Швеции.
Суть: о чём повесть?
Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.
Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.
На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.
Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.
Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.
Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.
Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.
В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.
Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.
Сочинение 3
Николай Васильевич Гоголь был гениальным писателем, который поистине мог своими произведениями произвести на читателя невероятный эффект. Все его истории довольно необычны и мистически. Этот человек был полностью поглощён какой-то неизведанной магией, о которой никто и в помине не мог знать. Жаль, конечно, что так рано Николай Васильевич ушёл. Возраст 33-х лет — это возраст Христа, ещё можно было столько всего написать и затронуть сколько умов, молодых и старших, глупых и умных. Чтобы ещё мог придумать этот гениальный писатель? Этого нам уже не узнать.
В повести «Портрет» затронута одна из вечных тем- это тема Искусства. Искусство никогда не даёт унывать человеку, а порой и спасает от гибели. Автор большое значение отдаёт искусству, а если по сути то боготворит его.
В сюжете произведения рассказывается история молодого дарования — это художник Чартков, который не может представить и дня без искусства. Учитель ещё в самом начале предостерегает ученика, чтобы тот не стал одним из модных художников, чтобы сохранил свой уникальный талант. Однако, задушенной вечной бедностью Чартков променивает свой талант на успех и богатство. Просто, на тот момент деньги, которые парень нашёл, стали спасением и вроде бы немного денег не помешало, при нынешних условиях. Только вот Чартков не сумел пройти испытания на прочность. Он окончательно продал себя, талант за деньги, которые сегодня могут быть, а завтра их уже нет.
Но спустя время, понимает, что картины, которые написал это абсолютная бессмыслица и от таланта уже след простыл. Теперь остаётся завидовать другому талантливому юноше. Правда, ненависть съедала изнутри главного героя.
Таким образом, работа под портретами людей из светского общества оказалась материально выгодной, но душевно главный герой очерствел и по сути предал искусство, которым раньше восхищался. Это отразилось и на душе. Наступила невероятная пустота, которую ничем не заполнить. Вот к чему может привести погоня за славой и деньгами. Не стоит продаваться за золотые монеты. Ведь есть что-то намного ценнее денег и славы. Да, без денег не проживёшь, но если следовать зову сердца, то обязательно можно найти выход из любой ситуации.
Смысл названия повести Портрет
Повесть называется «Портрет». Такое название не случайно и носит идейную направленность. Можно сказать, что портрет становится своеобразным героем произведения, лакмусовой бумажкой, проверяющей главного героя – начинающего художника Чарткова. Портрет делит его жизнь на до и после, влияет на персонажа, живет своей жизнью, то интригуя и искушая, то прячась и возникая вновь. На портрете, случайно купленном юношей, мастерски изображен старик – ростовщик с потрясающе «живыми глазами». История самого портрета, взаимоотношения портрета и Чарткова, позволяют Н. В
Гоголю обратить внимание читателя на ряд проблем: влияние денег (богатства) на человека вообще и художника в частности, истинное и мнимое искусство и служение им, художник и общество. Использование портрета помогает Гоголю привнести мистически – детективные элементы в свое произведение, увлекая читателя
Произведение композиционно состоит из двух частей. Первая посвящена истории жизни Чарткова от юности до зрелости, прослеживаются этапы разрушения талантливой, но слабой личности. Вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет, так повлиявший на Чарткова. О его страдании и нравственном выборе. Таким образом, противопоставляются два жизненных пути, две талантливые личности, которых соединил портрет.
О чем повесть Портрет
Петербуржский художник Чартков в лавке на последний гривенник покупает портрет, поразивший его видом. На запыленном старинном полотне талантливо изображен старик-ростовщик с потрясающе «живими» глазами. Пребывая в крайней нужде, Чартков мечтает о деньгах, они ему снятся. Как снится ему ростовщик с портрета, считающий и теряющий червонцы. На следующий день почти мистическим образом герой повести находит эти деньги, выпавшие из рамы. И жизнь кардинально меняется. Подавив робкие мысли о работе, Чартков посвящает свою жизнь обретению дохода, статуса и в результате непомерному тщеславию и потере таланта. Несмотря на востребованность у публики, маститый художник больше не способен ни на что, кроме клишированного воспроизведения заученных мотивов. И тогда приходит озлобленность и ненависть. Он скупает старинные шедевры и варварски их уничтожает. Душевная болезнь переходит в телесную и герой умирает. На аукционе после его смерти снова появляется портрет, и мы узнаем историю портрета и его создателя.
Смысл произведения Портрет
Как любое художественное произведение повесть «Портрет» многогранна и несет множество смыслов, затрагивая общечеловеческие вопросы. Каким должен быть художник? На примере трех художников Гоголь исследует роль творчества в жизни художника. Как поступить? Опуститься до ремесла, как это сделал главный герой повести, подняться до служения и постижения, шлифования таланта, как это сделал его друг, или подчинить страсти, усмирить дух и тогда служить искусству по -христиански, как это сделал автор портрета. Читатель выберет для себя сам, но Гоголь склоняется к последнему: художник должен обладать высокой духовностью, тогда он сможет справляться с мирскими искусами и служить искусству, неся за него ответственность. Как влияет бедность и богатство на талантливую личность? На примере художника Чарткова Гоголь показывает губительную роль как нищеты, так и богатства. Первое не позволяет достойно жить и работать, второе слишком губительно для слабых духом: искушение роскошью не все могут преодолеть, как и искушение славой. Автор подводит читателя к выводу, что ни бедность, ни богатство не должны оказывать влияния на творческий процесс и богатая духовно личность достойно пройдет испытания и деньгами, и «медными трубами». Каково влияние общества на художника? Должен ли творец в угоду публике опускаться до клишированного творчества? Гоголь говорит нам, что это путь к деградации. Итак, талант – Дар от Бога, и тот, кто носит в себе талант, должен совершенствовать себя и быть «чистым душою».
Смысл финала произведения Портрет
Художник Чартков не состоялся ни как художник, ни как человек. Потакание своим страстям привело к моральной деградации, душевной болезни и физической гибели главного героя. После него не осталось ничего значимого, ценного. Свою жизнь он прожил бесцельно, служа «золотому тельцу». А когда осознал это, пришел в отчаяние, породившее злобу и ненависть ко всему прекрасному, что оказалось не доступно
История создания
Работа Н.В. Гоголя над повестью «Портрет» от идеи до подготовки к публикации заняла три года, с 1832 по 1834 год. В 1835 году она впервые увидела свет в сборнике авторских работ «Арабески». Сборник был очень разноплановым по содержанию, включал статьи Гоголя по истории, искусству, географии и несколько художественных произведений. Среди них и повесть «Портрет». Произведение было критически воспринято современниками, получило много негативных откликов, и Гоголь задумал его редакцию. Второй вариант повести создавался в 1841-1842 гг. и был опубликован в 1842 году в третьем номере «Современника» — самого популярного журнала того времени.
Тематика и проблематика произведения
В своей небольшой повести Гоголь затрагивает множество тем, касающихся различных сфер жизни:
- Тема творчества;
- Тема добра и зла;
- Тема богатства.
Писатель представляет в повести двух художников. Один стремится к изучению работ признанных мастеров, но совершенно не против обрести славу более легким путем. Второй художник в первую очередь работает над собой, своими желаниями, стремлениями, страстями. Искусство для него – часть его религии и философии, его жизни, и оно не может противоречить ей. Он чувствует ответственность перед творчеством, считает, что сначала нужно доказать свое право им заниматься.
Тема добра и зла в повести выражена через искусство и через богатство. С одной стороны, творцу необходимы средства, чтобы иметь возможность свободно заниматься творчеством, развивать свой талант. На примере главного героя Гоголь показывает, что изначально благие намерения вложить средства в свое совершенствовании впоследствии могут обернуться гибелью, в первую очередь, гибелью души. Писатель показывает, что человек способен все преодолеет, если в нем есть сила. А Чартков продемонстрировал слабость духа, поэтому и сгинул.
Зло задевает не только Чарткова, подверженного соблазнам успеха, но и отца художника Б., написавшего портрет ростовщика, похожего на дьявола и ставшего нечистой силой. Написав портрет зла, «честный прямой человек», обладающий «твердым характером», чувствует «тревогу непостижимую», зависть к успехам своих талантливых учеников, отвращение к жизни. он не может уже писать добро, его кистью водит «нечистое чувство», а в картине, написанной для храма, «нет святости в лицах».
Тема богатства – еще одна важная тема повести. В «Портрете» она представлена как способ обрести счастье. Кажется, что вот бы немного денег, и жизнь будет прекрасной: будет счастливый брак с красавицей, кредиторы наконец оставят семью в покое, приобретется все, что нужно для творчества. Но на деле все выходит по-другому. У денег, кроме удовлетворения потребностей, есть и другая стороны: порождение алчности, малодушия и зависти.
В повести Н.В. Гоголь поднимает ряд проблем:
- Проблема искусства;
- Тщеславие;
- Бедность.
Писатель предлагает главному герою своего произведения два пути: писать заказные портреты или заниматься совершенствованием своего таланта, но без претензий на достаток. Чартков оказывается перед непростым выбором: ему для развития таланта необходимы средства на материалы для творчества, но многочасовой труд и бесславие не принесут никаких денег. Есть возможность быстро разбогатеть, однако написание заказных портретов не способствует повышению уровня мастерства
Принимая решение, важно помнить о том, что следующий по пути мастера-инока, даже если ошибется, может спастись, а идущий по легкой дороге никогда не сможет избавиться от «затверженных форм»
Неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Он сначала делает вид, что не узнает своего учителя, затем соглашается терпеть все капризы клиентов ради славы и денег. Порицание классиков становится предзнаменованием грядущей беды, а результатом этого пути стало сумасшествие.
Перед большинством персонажей повести «Портрет» стоит проблема бедности. Именно бедность не позволяет молодому художнику свободно заниматься творчеством. Один из героев второй части из-за своего материального положения не имеет возможности жениться на любимой девушке. Но бедность – проблема не только материальная, но и духовная. Богатство сводит героев с ума, делает их завистливыми, алчными. По мнению писателя, малодушный человек не в состоянии справиться с большими деньгами – они его губят.
Сочинение: Образ портрета в повести Н.В. Гоголя «Портрет» (Н.В. Гоголь)
(477 слов) Повесть «Портрет» — одно из самых жутких, но в то же время самых впечатляющих произведений, входящих в цикл Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Поэтому читателю очень интересно познакомиться с образом таинственной картины.
Сначала рассмотрим путешествие полотна по сюжету произведения. Самый известный ростовщик города, знаменитый тем, что все его клиенты «оканчивали жизнь тяжелым образом», заказал свой портрет художнику из Коломны. Картина получилась настолько точной, что как будто оживала на глазах зрителей, и, казалась, заключала в себе душу натурщика. Дурная слава продолжала преследовать полотно и после смерти заказчика (ростовщика). Картина необъяснимо губила жизнь каждого своего обладателя (к примеру, Чарткова), в том числе и самого художника.
Портрет в произведении служит олицетворением нечистой силы, пороков, преследующих человека всю жизнь, в частности, корыстолюбия. Особенно остро данная проблема находит отражение в искусстве, ведь только истинный художник способен устоять перед искушением и не предать творчество ради наживы. Неслучайно на злополучной картине изображен именно ростовщик: не одну человеческую жизнь загубили проценты от займов. Сколько душ развратило богатство от них? Данное ремесло отлично символизирует корысть, жадность и алчность.
Стоит заметить, что каждая деталь внешности таинственного героя по-своему имитирует «желтый оттенок», создавая у читателя ассоциации с золотом – тем самым металлом, погубившим Чарткова: «лицо бронзового цвета» или «пламенный полдень», запечатленный в чертах ростовщика. Восточная национальность и азиатские детали его образа, к примеру, «широкое платье», навивают читателю мысли об арабском базаре, наполненном блеском драгоценных камней и славящемся роскошью персидских ковров. Это вновь заставляет вспомнить вечные пороки, которыми может наделить богатство.
Этническая характеристика ростовщика («был он нации: индеец, грек, персиянин» — никто не знал) также указывает и на другой не мало важный факт. Религия чужеземца была не православной. Писатель о, создавая ощущение таинственности ритуального обряда, не дающего душе процентщика покинуть этот мир. Данная подробность привносит дьявольский подтекст в эту историю. Каждая черта наружности ростовщика, изображенного на портрете, производила ужас на наблюдателей, создавая демонический образ, к примеру, «густые нависшие брови», но особо важную роль здесь играет другая деталь лица персонажа. Не зря говорят, что глаза — зеркало человеческой души. У Гоголя эта поговорка обретает некий физический смысл
Первым, на что обращает внимание каждый созерцатель полотна, так это на них, и именно они первыми как бы выходят из рамы, когда старец оживает в спальне Чарткова. Как раз эти «чудные глаза», вызывающие «странное отвращение», так реалистично прорисованные художником, заставляют его отказаться от дальнейшей работы над портретом
Кажется, в них заключается вся дьявольская сила картины. Глаза олицетворяют душу ростовщика. Не случайно писатель использует глаголы («глядят») и прилагательное «живые» при описании портрета, рисует их жуткими, бесноватыми, стараясь указать на то, что лукавая душа ростовщика до сих пор жива, и нечистая сила действительно влияет на судьбы обладателей картины.
Портрет – это не только узнаваемая часть фабулы данного произведения, но и главный инструмент, с помощью которого писатель очерчивает мораль повести. Неспроста история заканчивается тем, что портрет вновь исчезает, ведь нечистая сила всегда будет испытывать человеческие души, но итог этой борьбы может определить лишь сам человек.
Основные события
На Щукинском дворе у торговой лавочки начинается история молодого художника. Там среди разных картин приглянулся ему один портрет. Чартков хотел уже было отойти от полотна, но все же на последний двугривенный покупает его, чтобы принести домой. На портрете изображен старик в азиатских одеждах. Картина не завершена, но нарисована столь правдоподобно, что глаза на ней выглядят как живые.
Дома Чарткову сообщают, что его искал хозяин жилья с квартальным и собирался потребовать плату за квартиру. Художник чувствует сильную досаду за потраченный двугривенный. Увидев сидящего при потухших свечах слугу, Андрей досадует еще больше. Он с желчностью начинает размышлять о несправедливости жизни, заставившей его, молодого и талантливого художника, прозябать в ученичестве, в то время как заезжие живописцы получают внушительные суммы за пару взмахов кистью.
https://youtube.com/watch?v=fOxMv5D5KfQ
Воздействие портрета
Чартков обращает внимание на уже позабытый портрет и по-настоящему пугается живых и как будто разрушающих саму гармонию портрета глаз. Андрей ощущает, что внутри него поселилось какое-то странное неприятное чувство
Отправившись в свой угол для сна, огороженный ширмой, Чартков рассматривает освещенный луной портрет сквозь щели и ему чудится, что старик на нем тоже вперяет в него взор.
От страха он решает скрыть полотно, но даже на занавешенной простыней картине художнику мерещятся ужасные глаза, заметные и сквозь полотно. Вдруг Андрей замечает, что простынь на самом деле исчезла, а старик вылез из рамы и приближается к ширме. Зайдя за нее, он усаживается в ногах Чарткова, вынимает пачки денег из откуда-то взявшегося мешка и начинает их пересчитывать.
Один из свертков, помеченный надписью «1000 червонцев», оказывается в стороне и художнику отчаянно хочется, чтобы никто не заметил, как он его присвоил. Так он и просыпается, сжимая руку, в которой как будто ощущается тяжесть денег. Еще долго ночью Андрея мучают кошмары, он поднимается поздно и с трудом. К нему снова наведывается хозяин квартиры в сопровождении квартального. Выяснив, что денег нет и не предвидится, он предлагает художнику расплатиться за жилье своими работами.
https://youtube.com/watch?v=nyEYMzzS6TM
Богатая жизнь
Неожиданно разбогатев, талантливый молодой человек поначалу хотел накупить красок и холстов и запереться в своей мастерской года эдак на три. Но он подавил в себе этот творческий порыв. Ему захотелось пожить в роскоши — снять шикарную квартиру на Невском проспекте и накупить роскошных одежд. Вскоре Андрею приходит в голову заказать для себя хвалебную статью в газету. Уже на следующий день Чартков принимает первую заказчицу.
В следующий раз ее недовольство вызывает реалистичность портрета. В итоге Чартков с досады немного переделывает и подновляет другую свою работу — Психею, и этот вариант вполне устраивает важную заказчицу.
Довольно скоро художник входит в моду. Он действует по шаблону: ухватив одно выражение, он просто меняет типажи. Теперь Чарткову удается удовлетворять разнообразные притязания и выполнять множество заказов. Теперь он богат и принимаем в аристократических домах, а о других художниках привык высказываться резко и высокомерно. Люди, знавшие Андрея раньше как человека талантливого, удивляются, куда могла подеваться эта искра, столь приметная вначале.
Прозрение Чарткова
Художник ведет себя важно, любит поучать молодежь и укоряет ее в безнравственности. Со временем теперь уже известный художник становится скрягой
Но однажды его приглашают в Академию художеств посмотреть на картину, присланную из Италии. Это полотно принадлежит кисти одного из прежних товарищей Андрея. Видя его совершенство, он вдруг осознает всю глубину своего падения.
Чартков бросает все и запирается в мастерской, чтобы с головой погрузиться в работу, но у него мало что получается. Он вынужден постоянно останавливаться из-за незнания основ живописи, изучение которых он забросил в начале своей карьеры популярного художника. Главного героя повести снедает чувство ужасной зависти. Чтобы снова соприкоснуться с чем-то прекрасным, он начинает скупать самые изысканные произведения искусства, растратив на их приобретение все средства.
Анализ 3
Гоголь написал огромное количество разных произведений, которые знают все со школьной скамьи. И одним из таких произведений является «Портрет». И благодаря этому он относится больше не к повести, а к настоящей детективной истории. Это все очень сильно влияет на жизнь главных героев.
Кроме этого можно сказать, что это произведение в себе не несет абсолютно никакой нагрузки. А больше всего оно относится к алчности и порочности и большому эгоизму, которого в мире существует достаточно.
Главным героем здесь является один художник Чартков. Хотя он живет очень бедно, но вместо того чтобы обустраивать свою жизнь и жить также хорошо как и другие люди он постоянно пишет разные картины и о себе даже не задумывается. А недавно перед ним открылись совсем другие двери, в которые он зашел и полностью изменил свою жизнь. Но для начала он купил холст, на котором будет в будущем создавать шедевры, а также прекрасные и яркие краски.
Теперь он на сто процентов уверен в том, что его прекрасно все знают и будут ценить и постоянно к нему обращаться, но все получилось совсем наоборот. Если раньше ему нравилось писать картины, то теперь он относится к этому по-другому и при создании картин не вкладывает душу.
И тут появился еще один профессиональный художник, который относился к своему искусству другим образом. Он постоянно развивает свой талант и в каждую картину вкладывает душу. И когда наш главный герой увидел того самого художника, а потом еще и его картину, то его видение поменялось, а также поменялось и отношение к искусству. Теперь он понимает свое отношение к картинам. И все это сподвигло его на кардинальные перемены. Он решил, что если ему попадет в руки та самая картина, то жизнь станет лучше, а также поменяется и материальное положение. И от этого он сошел с ума.
Конечно же, произведение состоит из еще одной главы, в которой рассказывается про рассказ в рассказе. Если в первой части наш главный герой является обычным художником, который рисует картины, а потом продает. А вот во второй части он меняется и становится алчным человеком. Как только в его руки попадают деньги, он сходит с ума и ничего больше не смог придумать, как покончить с собой.
Анализ повести «Портрет»
Краткое содержание, анализ повести «Портрет» Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.
Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.
В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества — рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.
В повести «Портрет» Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.
Анализ произведения
Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь показывает, что меркантильность и денежные интересы губительны для настоящего искусства.
Повесть построена на фантастической основе. В ней можно выделить две части. В первой дана история жизни художника Чарткова. Вторая часть – история страшного портрета, история ростовщика и художника-монаха, искупающего свои грехи.
План
1. Начало творческой деятельности Чарткова.
2. Покупка портрета на аукционе.
3. Влияние портрета на судьбу художника.
4. Трагедия художника.
Глоссарий:
- гоголь портрет анализ
- гоголь портрет анализ произведения
- портрет гоголь анализ
- анализ произведения гоголя портрет
- анализ произведения портрет Гоголя
(1
оценок, среднее: 1.00
из 5)
Другие работы по этой теме:
Анализ произведения В этой повести звучит ярко и злободневно тема власти чина. При этом автор использует прием фантастического сюжета. План 1. Находка петербургского цирюльника и…
Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства
Все действие здесь группируется вокруг одного важного события – женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смешной и…
Анализ произведения Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника
Невский проспект предстает как символ всего Петербурга – города контрастов. Поэтому автор описывает его в…
Анализ произведения Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже…
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
- Чартков – бедный молодой художник, наделенный талантом и искренней любовью к живописи. В самом начале произведения его образ окутан романтическим флером: Чартков мечтал беззаветно служить искусству, учась у лучших мастеров и всячески развивая свои способности. Однако на это у героя не было денег, и он прозябал в страшной нищете. Когда же деньги появились, художник приобрел все необходимое для работы, но при этом решил встать на путь не самосовершенствования, а славы и признания. Чартков брался писать на заказ портреты богатых дворян, и, обуреваемый жадностью, стал не творцом, а ремесленником от искусства. Растеряв свой талант и страдая сильнейшей завистью, он принялся скупать лучшие полотна и безжалостно уничтожать их. Неожиданное богатство сломило личность героя, сделало его жалким, безвольным, и в итоге вогнало в могилу.
- Ростовщик – именно его изображение было на загадочном потрете, сыгравшем роковую роль в судьбе юного художника. Это был смуглый старик, персиянин с пронзительными, жгучими темными глазами. Он был жадным, скупым человеком, который одалживал деньги тем, кто в них нуждался. Почувствовав приближение смерти, он заказал художнику свой потрет, чтобы и после смерти сохранить свою власть над людьми.
Темы
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
- Тема творчества. Гоголь намеренно ввел в произведение двух художников, чтобы сопоставить их отношение к искусству. Оба они всем сердцем любят живопись, но один из них готов изменить своей привязанности ради славы и богатства, в то время как другой немало сил прикладывает для работы над собой. Для этого художника искусство было настоящей философией, смыслом всего его существования. Он полагал, что человек, решивший заниматься творчеством, должен заслужить на это право тяжелым трудом и прилежным старанием.
- Тема добра и зла. Автор раскрыл эту тему через призму искусства и богатства. Изначально Чартков был полон благих намерений, и деньги для него были лишь возможностью приблизиться к своей мечте и стать настоящим мастером. Однако, почувствовав вкус богатства, он решил выбрать иной путь, который и привел его к нравственной, а затем и физической гибели. Вот только не мистическая сила была тому виной, а сознательный выбор героя. Эту мысль и хотел донести до читателя автор – каждый человек в ответе за все то, что происходит в его жизни.
- Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. Герою казалось, что нужно совсем немного денег, чтобы обрести долгожданный покой и уверенность в завтрашнем дне.
Но на деле все вышло иначе. Деньги являются не только способом удовлетворения насущных потребностей: они способны развратить человеческую душу, породить в ней зависть, алчность, скупость.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:
- Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
- Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
- Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
- Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
- Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
- Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.
О чем повесть? Очень кратко
Судьбу нищего талантливого художника Чарткова в корне меняет портрет незнакомца, случайно приобретенный им в картинной лавке. Художник потратил на него последние деньги, не имея даже средств заплатить за жильё. Той же ночью Чартков видит странный сон, в котором потрет оживает. На утро к нему заявляется квартирный хозяин вместе с квартальным, дабы взыскать плату за проживание или выселить должника. В рамке странного портрета обнаруживается крупная сумма денег.
Внезапно свалившееся на Чарткова богатство вскружило ему голову. Вместо того, чтобы заниматься искусством и жить на обретенные средства, не заботясь о хлебе насущном, художник стал тратить деньги на прихоти. Он начинает писать портреты за деньги и становится модным художником. Разменяв талант на безбедную жизнь, он завидует истинным мастерам, скупает произведения искусства и уничтожает их. В конце концов художник лишается рассудка и умирает в муках.
Историю портрета на одном из аукционов рассказывает художник Б, он утверждает, что автор полотна, его отец, изобразил на картине реального человека. Он был очень богатым ростовщиком, проживал в Коломне, имел скверную репутацию. Ходили слухи, что деньги, которыми он обладал, приносили одни несчастья. Многие, кто брал в долг у старика, закончили жизнь трагично.
После смерти ростовщика его душа переселилась в портрет, и картина стала приносить несчастья всем, кому она принадлежала. Умирают члены семьи художника, написавшего портрет, сам он уходит в монастырь. Его старший сын, оставшийся в живых, поступает в Академию художеств. Отец при последней встрече велел ему посвятить себя искусству, а несчастный портрет уничтожить
Когда художник заканчивает свой рассказ, слушатели обращают внимание, что портрет исчез