Источники
- Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 3-162.
- Бунин И. А. О Чехове // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 6. Освобождение Толстого. О Чехове. Воспоминания. Дневники. Статья. С. 146-218.
- Волков В. В., Волкова Н. В. Концепт «Здоровье»: лингвистические механизмы самовосприятия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. Тверь, 2008. Вып. 12. № 9 (69). С. 93-98.
- Волков В. В., Иванова Н. М. Религия как макроконцепт русской культуры: морфо- и лексикостатистика в лингвоконцептологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. Тверь, 2008. № 15. С. 148-157.
- Воропаева О. В. Номинативная плотность и коммуникативная значимость лингвоконцепта «Дух» в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. 1. С. 50-53.
- Гайденко П. П. Смерть // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / научно-ред. совет, предс. В. С. Степин. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 571-573.
- Громов М. П., Долотова Л. М., Катаев В. Б., Мелкова А. С., Опульская Л. Д., Орнатская Т. И., Ошарова Т. В., Полоцкая Э. А., Чудаков А. П. Примечания // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. М.: Наука, 1977. Т. 10. С. 331-488.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: репринтное издание: в 4-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 1. 700 с.; Т. 4. 684 с.
- Демичев А. В. Философские и культурологические основания современной танатологии: дисс. … д. филос. н. СПб., 1997. 280 с.
- Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 106-114.
- Климова С. М. «Воля к телу», святость и страстность как смыслообразующие понятия культуры Серебряного века // Философский век: Альманах. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Ч. 2. С. 260-268.
- Красильников Р. Л. О литературоведческой танатологии // Известия Уральского гос. университета. Гуманитарные науки. Филология. 2010. № 2 (76). С. 137-144.
- Красильников Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. 140 с.
- Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. Изд-е 4-е. М.: Медицина, 1977. 111 с.
- Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. М.: Изд-во МГУ,1987. 167 с.
- Пермяков Н. К. Танатология // Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. В. И. Покровский. М.: Медицина, 1996. Т. 5. 592 с.
- Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей / авторы-сост. Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Э. Б. Карпова, А. Я. Вукс. СПб.: Санкт-Петербургский научно-иссл. психоневрологический ин-т. им. В. М. Бехтерева, 2005. 32 с.
- Психологический словарь / под общей науч. ред. П. С. Гуревича. М.: Олма Медиа Групп; Олма Пресс Образование, 2007. 800 с.
- Сирота Н. А., Ярославская М. А. Внутренняя картина болезни в контексте субъективной реальности болеющего индивидуума // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. 2011. № 2 (7). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2011_2_7/nomer/nomer04.php (дата обращения: 29.09.2014).
- Собенников А. С. Чехов и христианство: учебное пособие. Иркутск: Иркутский гос. университет, 2001. 82 с.
- Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: Норма, 2000. 488 с.
- Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.
- Тхостов А. Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник Моск. ун-та. 1993. Сер. 14. Психология. № 1. С. 3-16.
- Чехов А. П. Архиерей // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. М.: Наука, 1977. Т. 10. С. 186-201.
Сюжет
Архиерей Петр — викарный епископ, служащий в церкви всенощную. После службы он возвращается в Панкратиевский монастырь. Дома он узнал, что приехала его мать. На другой день, после службы, он встречался с матерью и племянницей Катей. Мать стеснялась архиерея и говорила с ним почтительно. Вечером в храме преосвященный сидел в алтаре и плакал. Несмотря на то, что он достиг всего, что хотел, ему не хотелось умирать, его волновала надежда на будущее — та же, что была в детском и юношеском возрасте.
В четверг в соборе была его мать, и архиерей чувствовал себя бодрым и счастливым. Однако болезнь брала свое — его ноги совсем онемели и он боялся, что упадёт. На следующий день утром у него началось кровотечение. Это был брюшной тиф. Мать, видя, в каком сын состоянии, назвала его Павлушей, сыночком. Архиерей уже не мог говорить и представлял, что «он, уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю, свободен теперь, как птица, может идти куда угодно!» В субботу перед пасхой он скончался.
Через месяц был назначен новый архиерей. Об архиерее Петре уже не вспоминали, а позже и вовсе забыли. Только его старая мать, когда по вечерам выходила на выгон за коровой, рассказывала встречным женщинам, что её сын был архиереем. Не все женщины верили ей.
Публикация
В декабре 1899 году в одном из своих писем Чехов пообещал редактору Виктор Миролюбову написать рассказ в «Журнал для всех». Однако приступил к работе над ним он намного позже, о чём можно судить по содержанию его письма к О. Л. Книппер от 16 марта 1901 года, в котором он писал, что работает над рассказом «на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать». В июле того же года Миролюбов напомнил Чехову о его старом обещании. Чехов 3 августа в письме заверил его, что часть его уже готова, но в октябре был вынужден снова извиниться за очередную задержку. Он послал рассказ в журнал только 20 февраля 1902 года с извинениями, объясняя задержку ухудшением его здоровья, и с предупреждением, что он будет «спорить с цензорами за каждое слово» и не позволит сильно исковеркать текст. Серьёзные цензурные сокращения действительно имели место, не говоря уже об ошибках невнимательных корректоров. Из-за всего этого Чехову потребовался ещё один месяц, чтобы всё поправить. Наконец, «Архиерей» был опубликован в апреле 1902 года в «Журнале для всех» (выпуск № 4).
Немного измененная версия рассказа была включена в 12-й том второго издания собрания сочинений А. П. Чехова, опубликованный Адольфом Фёдоровичем Марксом в 1903 году. Затем он также появился в 11-м томе третьего издания, выпущенного в 1906 году уже после смерти самого писателя.