Читать краткое содержание Тургенев Накануне
Начинается всё с разговора двух друзей. Андрей Берсенев тоскует перед лицом Природы, а Петр Шубин радуется жизни, советует поверить в Любовь. Без этого чувства в окружающем мире всё холодно. Вот только Шубин выступает за наслаждение любовью, а Берсенев – за жертвенность. Разговор является определяющим в романе. Шубин – дальний родственник Страховых. Там расцветает дочь Елена. Петр не прочь за ней приударить, как и за её компаньонкой. Всё это смешно Елене, ей важней помогать несчастным. Андрей – тоже её поклонник, но он своим восхищением Инсаровым, зародил в ней интерес к революционеру с удивительной судьбой: мать украли, отца расстреляли, сам он исходил половину Европы. И его цель совпала со стремлением Елены.
Девушка влюбляется в «неприступного» Дмитрия. Понимая, что родители никогда не примут этого разночинца, а уготовили ей судьбу богатой жены нужного человека. Они сами когда-то сделали выбор в пользу выгоды. Впрочем, своей судьбой они не очень довольны, но считают, что «так должно». Вопреки им Елена выбирает практически судьбу декабристки.
Она тайно венчается с Дмитрием, готовится к отъезду к нему – в Болгарию. Родители, особенно отец, возмущены её самоволием, даже лишают её наследства. Всё-таки она не жалеет о своём выборе, даже когда Инсаров умирает. Она собирается пойти в сёстры милосердия, но след её теряется. Впрочем, сомневаться, что она останется верна идеалам, не приходится.
История Дмитрия Инсарова
История Инсарова такова. Его мать похитил, а затем и убил некий турецкий ага, когда болгарин был еще ребенком. Отец предпринял попытку отомстить ему, однако был расстрелян. Оставшись сиротой в возрасте восьми лет, Дмитрий прибыл к тете в Россию. Через 12 лет он возвратился в Болгарию, которую за 2 года изучил вдоль и поперек. Инсаров неоднократно подвергался опасности в своих путешествиях, его преследовали. Берсенев лично видел рубец, оставшийся на месте раны. Дмитрий не намерен отомстить аге, он преследует более обширную цель.
Инсаров беден, как и все студенты, однако щепетилен, горд и нетребователен. Он отличается огромной работоспособностью. Этот герой изучает политэкономию, право, русскую историю, переводит болгарские летописи и песни, составляет болгарскую грамматику для русских и русскую для болгар.
Герой нового типа
К моменту создания романа «Накануне» Иван Тургенев уже создал образы Лаврецкого и Рудина. Но ни тот, ни другой не могли стать примером «нового человека». Тургенев и сам не понимал, из какого сословия придут эти «новые люди», на которых сможет опереться «новая Россия»? Он видел своего героя энергичным, деятельным, решительным, готовым к упорной борьбе. Именно такие люди требовались в эпоху перемен – в начале 1860-х годов. «Новые люди» должны были сменить таких, как Рудин, которые много и правильно рассуждали, но до реальных дел так и не смогли дойти. Дмитрий Инсаров стал образом такого нового героя: он был благороден, смел, решителен, и в то же время умел действовать, а не только говорить.
Литературоведы полагают, что в образе Елены Стаховой Тургенев изобразил Россию. Соответственно, претенденты на ее сердце – это люди разных взглядов, которые хотели бы заняться ее преобразованием. Согласно этой логике, России в ту пору нужны были такие смелые и решительные люди с чистыми помыслами, как Дмитрий Инсаров. Однако сам Иван Тургенев не соглашался с такой трактовкой своего романа.
Жизнь Шубина в семействе Стаховых
Шубин уже около 5 лет живет в этом семействе, после того как умерла его мать, добрая и умная француженка (отец Шубина умер на несколько лет раньше ее). Он трудится усердно, но урывками, ничего не желает слышать о профессорах и академии. В Москве Шубина считают подающим надежды, но он до сих пор не сделал ничего выдающегося. дочь Стаховых, ему очень нравится. Однако герой не упускает возможности пококетничать и с пухленькой 17-летней Зоей, компаньонкой Елены. Увы, Елена не понимает этих противоречий в личности Шубина. Ее всегда возмущало отсутствие в человеке характера, сердила глупость, она не прощает ложь. Если кто-то теряет ее уважение, он тут же перестает для нее существовать.
История написания романа
Во второй половине 1850-х годов Тургенев, по взглядам либерал-демократ, отвергавший идеи революционно настроенных разночинцев, стал задумываться о возможности создания героя, чьи позиции не вступали бы в противоречие с его собственными, более умеренными, чаяниями, но который при этом был бы достаточно революционным, чтобы не вызвать насмешек со стороны более радикальных коллег по «Современнику». Понимание неизбежной смены поколений в прогрессивных российских кругах, отчётливо проступающее в эпилоге «Дворянского гнезда», пришло к Тургеневу ещё в дни работы над «Рудиным»:
В 1855 году сосед Тургенева по Мценскому уезду, помещик Василий Каратеев, отправлявшийся в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести, разрешив ею распорядиться по собственному усмотрению. В повести рассказывалось о любви автора к девушке, которая предпочла ему болгарина — студента Московского университета. Позже учёные нескольких стран установили личность прототипа этого персонажа. Этим человеком был Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 году и поступил в Московский университет. После того, как в 1853 году начинается русско-турецкая война, а среди болгарской молодёжи оживает революционный дух, Катранов с русской женой Ларисой возвращается в родной город Свиштов. Его планам, однако, воспрепятствовала вспышка скоротечной чахотки, и он скончался во время лечения в Венеции в мае того же года.
Каратеев, предчувствовавший свою смерть, когда передавал рукопись Тургеневу, с войны не вернулся, скончавшись от тифа в Крыму. Попытка Тургенева издать слабое в художественном отношении произведение Каратеева не увенчалась успехом, и вплоть до 1859 года рукопись была забыта, хотя, по воспоминаниям самого писателя, впервые ознакомившись с ней, он был впечатлён настолько, что воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Прежде чем Тургенев вернулся к тетради Каратеева, он успел закончить «Рудина» и поработать над «Дворянским гнездом».
Вернувшись домой в Спасское-Лутовиново зимой 1858—1859 года, Тургенев вернулся к идеям, занимавшим его в год знакомства с Каратеевым, и вспомнил о рукописи. Взяв за основу подсказанный покойным соседом сюжет, он взялся за его художественную переработку. Только одна сцена из оригинального произведения, описание поездки в Царицыно, по словам самого Тургенева, была сохранена в общих чертах в окончательном тексте романа. В работе над фактическим материалом ему помогал друг, писатель и путешественник Е. П. Ковалевский, хорошо знакомый с деталями болгарского освободительного движения и сам издавший очерки о своей поездке на Балканы в разгар этого движения в 1853 году. Работа над романом «Накануне» продолжалась и в Спасском-Лутовинове, и за границей, в Лондоне и Виши, до осени 1859 года, когда автор отвёз рукопись в Москву, в редакцию «Русского вестника».
Личность Елены Николаевны
Нужно сказать, что Елена Николаевна — незаурядная натура. Ей 20 лет, она весьма привлекательная и статная. У нее темно-русая коса и серые глаза. Однако в облике этой девушки есть что-то нервическое, порывистое, что не каждому понравится.
Ничто не может удовлетворить Елену Николаевну, душа которой стремится к деятельному добру. Эту девушку с детства занимали и тревожили голодные, нищие, больные люди и животные. В возрасте 10 лет она познакомилась с нищей девочкой Катей, начала заботиться о ней. Эта девочка стала даже своеобразным предметом ее поклонения. Это увлечение родители Елены не одобряли. Правда, Катя в скором времени умерла. Однако в душе Елены остался след от встречи с ней.
Девушка жила своей жизнью уже с 16 лет, однако она была одинока. Никто не стеснял Елену, а она томилась, говорила, что любить некого. Она не пожелала видеть своим мужем Шубина, поскольку тот отличается непостоянством. А вот Берсенев привлекает Елену как образованный, умный и глубокий человек. Но почему он так настойчиво рассказывает об Инсарове, который одержим идеей освобождения родины? Рассказы Берсенева пробуждают в Елене живой интерес к личности этого болгарина.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Вечера на хуторе близ Диканьки
Предисловие идет от лица пасечника, который родом был из Диканьки. Он рассказывал про посиделки зимой, причем эти собрания были похожи на настоящий праздник.
- Краткое содержание Балет Жизель
Действо начинается в крохотной деревушке, которая живет в спокойном ритме. Тут проживают обычные, наивные люди. Молодая сельская девушка Жизель наслаждается солнцем, чистым небосводом, пением птиц и сильнее остального блаженству влюбленности
- Краткое содержание Мексиканец Джека Лондона
Однажды в штаб-квартире появился новый человек, пока еще никому не знакомый. Его звали, как он вскоре быстро представился
- Краткое содержание Фаулз Коллекционер
Фредерик Клегг — молодой человек, работающий делопроизводителем в местной Ратуше. Влюблен в Миранду Грей, студентку, с которой никак не может найти повода познакомиться.
- Краткое содержание Два гусара Толстого
Номера в гостиницах губернского городка К. все заняты. В город съезжаются помещики и дворяне на выборы. Молодой граф Турбин посещает город. В гостинице нет свободных номеров. «Кавалерист» в отставке Завальшевский, который никогда не был кавалеристом
Трудности, с которыми столкнулись возлюбленные
Тем временем у Стаховых начал появляться Курнатовский, который работал в сенате обер-секретарем. Этого человека Стахов видит в качестве будущего мужа своей дочери. И это лишь одна из опасностей, подстерегающих возлюбленных. Все тревожнее становятся письма из Болгарии. Необходимо ехать, пока можно, и Дмитрий готовится к отъезду. Однако он внезапно простудился и заболел. 8 дней Дмитрий был при смерти.
Все эти дни Берсенев ухаживал за ним, а также рассказывал Елене о его состоянии. Наконец угроза миновала. Но до полного выздоровления еще далеко, и Инсаров вынужден оставаться в своем жилище. Обо всем этом подробно рассказывает Иван Сергеевич, но мы опустим подробности, составляя краткое содержание романа И. С. Тургенева «Накануне».
Однажды Елена навещает Дмитрия. Они долго говорят о том, что нужно торопиться с отъездом, о золотом сердце Берсенева, о своих проблемах. В этот день они становятся мужем и женой уже не на словах. Родители узнают об их свидании.
Отец Елены призывает свою дочь к ответу. Та подтверждает, что Инсаров — ее муж, и что через неделю они отправятся в Болгарию. Анна Васильевна падает в обморок. Отец хватает Елену за руку, однако в этот момент Шубин кричит, что приехала Августина Христиановна и зовет Николая Артемьевича.
Мотивы романа
Идеи и мотивы романа были подробно проанализированы с прогрессивных позиций Н. А. Добролюбовым в журнале «Современник» в январе 1860 года (статья «Когда же придет настоящий день?»). Добролюбов отмечает чуткость Тургенева как писателя к насущным общественным вопросам и останавливается на том, как автор раскрывает некоторые из этих тем в своём новом романе.
Особое внимание уделил Добролюбов вопросу выбора главной героини. Добролюбов видит в Елене Стаховой аллегорию молодой России накануне общественных сдвигов — трактовка, с которой сам Тургенев не соглашался (см
Критика):
Елена почерпнула от русского народа мечту о правде, которую нужно искать в дальних краях, и готовность пожертвовать собой ради других. На любовь Елены претендуют художник, учёный, преуспевающий чиновник и революционер, и она в итоге выбирает не чистый разум, не искусство и не государственную службу, а гражданский подвиг. Добролюбов подчёркивает, что из всех кандидатов единственный достойный Инсаров, который не мыслит своего счастья без счастья своей родины, который весь подчинён высшей цели и у которого слово не расходится с делом.
Другая тема, проходящая через роман, — тема конфликта эгоистических и альтруистических устремлений в человеческой душе. В первый раз этот вопрос поднимается в сцене спора Берсенева и Шубина о счастье: не является ли стремление к счастью эгоистическим чувством, что выше — разъединяющая людей «любовь-наслаждение» или объединяющая «любовь-жертва». Поначалу Елене и Инсарову кажется, что этого противоречия нет, но потом они убеждаются в том, что это не так, и Елена разрывается между Инсаровым и своей семьёй и родиной, а позже сам Инсаров задаёт ей вопрос, не послана ли его болезнь в наказание за их любовь. Тургенев подчёркивает этот неизбежный трагизм человеческого существования на Земле, когда в конце книги Инсаров умирает, а Елена исчезает и след её теряется. Но эта концовка ещё сильней оттеняет красоту освободительного порыва, придавая идее поиска социального совершенства вневременной, общечеловеческий характер.
Как Елена полюбила Инсарова
Дмитрий Инсаров во время первого визита произвел на Елену не такое большое впечатление, какого она ожидала после восторженных рассказов Берсенева. Однако один случай вскоре подтвердил, что тот не ошибся в болгарине.
Однажды Анна Васильевна собралась показать красоты Царицына своей дочери и Зое. Большая компания отправилась туда. Парк, развалины дворца, пруды — все это произвело впечатление на Елену. Зоя неплохо пела во время плавания на лодке. Ей даже прокричала бис компания, состоявшая из подгулявших немцев. Сначала на них не обратили особого внимания, однако после пикника, уже на берегу, опять встретились с ними. Вдруг один мужчина внушительного роста отделился от компании. Он начал требовать поцелуя в качестве компенсации за то, что Зоя не ответила на аплодисменты немцев. Шубин стал с претензией на иронию, витиевато увещевать этого пьяного нахала, однако это лишь раззадорило его. И вот Инсаров выступил вперед. Он просто потребовал от наглого мужчины, чтобы тот ушел. Мужчина подался было вперед, но Инсаров поднял его на воздух и бросил в пруд.
Вам любопытно узнать, чем продолжается краткое содержание «Накануне»? Сергеевич приготовил нам еще много интересного. После случая, произошедшего на пикнике, Елена призналась себе в том, что полюбила Дмитрия. Поэтому для нее большим ударом стала весть о том, что он съезжает с дачи. Только Берсенев пока понимает, зачем понадобился этот отъезд. Его друг однажды признался, что обязательно уехал бы, если бы влюбился, так как он не может изменить долгу ради личного чувства. Инсаров сказал, что ему не нужно русской любви. Узнав об этом, Елена решает лично отправиться к Дмитрию.
История создания романа «Накануне»
Согласно воспоминаниям современников писателя, Иван Сергеевич уже во второй половине 1850-х годов испытывал горячее желание создать произведение, где главный герой был бы совершенно нов и не похож ни на кого из литературных предшественников. Этому желанию способствовали либерал-демократические взгляды Тургенева, т.к. он всей душей стремился к преобразованиям в России, но при этом не допускал революционного пути.
В 1855 году сосед писателя по Мценскому уезду помещик Василий Каратеев оставил Ивану Сергеевичу свои литературные наброски и разрешил распоряжаться рукописью по своему усмотрению. Сам Каратеев записался добровольцем в отряд дворянского ополчения и отправился на фронт русско-турецкой войны. На этих страницах описывалась историю любви автора к девушке, которая в итоге выбрала не его, а молодого болгарина.
Позднее удалось установить, что у главного героя романа Дмитрия Инсарова был реальный прототип по имени Николай Катранов. В 1848 году Николай приехал в Россию и поступил в Московский университет. Но, когда в 1853 году началась русско-турецкая война, он примкнул к революционно настроенной болгарской молодежи (Болгария в то время находилась под игом Турции). Николай Катранов к тому моменту уже женился на русской девушке Ларисе, и они вместе уехали в родной город супруга Свиштов. Однако побороться за независимость Болгарии Николаю Катранову не довелось, так как по дороге он заболел чахоткой и скоропостижно скончался в Венеции в мае 1853 года.
Автор рукописи Василий Каратеев, по видимому предчувствовал, что с войны он не вернется. Так и произошло: он умер в Крыму от тифа. Иван Тургенев сначала попытался издать рукопись соседа в первоначальном виде за подписью автора. Однако никто из издателей не хотел браться за публикацию, так как, несмотря на любопытный сюжет, в литературном плане рукопись была слабовата. Тургеневу пришлось на время отложить этот материал, хотя сама история его невероятно впечатлила и вдохновила. Впервые прочитав записи Каратеева, он воскликнул: «Вот он – герой, которого я искал!».
Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо», 1858
Прошло почти шесть лет, Иван Сергеевич успел написать «Рудина» и уже начала работу над «Дворянским гнездом», когда зимой 1858-59 гг. писатель решил вернуться к рукописи Каратеева. Эту зиму он проводил в родовом имении Спасское-Лутовиново, много размышлял о путях преобразования России и, наконец, решил взяться за художественную обработку записок.
Автор Я.П. Полонский. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881. turgenev.org.ru
По итогу из первоначальных записей Василия Каратеева осталась почти без изменений только одна сцена – описание поездки в Царицыно. Все остальное писатель переделал, добавив к первоначальному варианту множество ответвлений. Собирать фактический материал для романа Тургеневу помогал друг Е. П. Ковалевский, писатель и путешественник, который бывал на Балканах и был хорошо знаком с болгарским освободительным движением.
Работа над романом «Накануне» заняла у Тургенева более года, Иван Сергеевич писал его и в Спасском-Лутовинове, и в Лондоне, и во французском городе Виши. Автор поставил точку на последней странице романа осенью 1859 года и передал рукопись произведения в Россию, в редакцию журнала «Русский вестник».
Путешествие Елены и Дмитрия
Молодые уже прибыли в Венецию. Позади остался трудный переезд, а также 2 месяца болезни в Вене. После Венеции они отправятся сначала в Сербию, а затем в Болгарию. Нужно лишь дождаться Рендича, старого волка, который должен переправить их через море.
Венеция очень понравилась Елене и Дмитрию. Однако слушая в театре «Травиату», они смущены сценой, в которой Альфред прощается с Виолеттой, умирающей от чахотки. Елену оставляет ощущение счастья. Инсарову на следующий день становится хуже. У него вновь жар, он находится в забытьи. Елена, измучившись, засыпает.
Далее ее сон описывает Тургенев («Накануне»). Читать краткое содержание, конечно, не так интересно, как оригинал произведения. Надеемся, после знакомства с сюжетом романа у вас появится желание познакомиться с ним поближе.
Мотивы тургеневского сюжета
Все мотивы, а также тургеневские идеи в романе были проанализированы критиком Николаем Добролюбовым, который подошел к сюжету с прогрессивных позиций. Критик отмечает в авторе особую писательскую чуткость. Это прекрасно проявляется в том, как изображает Иван Сергеевич главную героиню. Критик увидел в Елене Стаховой образ России, которая пока еще молода и прекрасна.
Елена в тургеневском представлении обращена к народу, от него она берет мечту, ищет правду. Она также готова пожертвовать собой ради кого-то. Елена – прекрасная героиня, она нравится мужчинам. Армия ее поклонников велика: это и художник, и чиновник, ученый и даже революционер. Девушка выбирает революционера Инсарова, пытаясь тоже совершить гражданский подвиг. У ее избранника есть высокая цель, которой он и подчиняет всю свою жизнь. Он мечтает о счастье для своей родины.
Есть в тургеневском произведении и другая тема – это конфликт личных интересов и душевности. Например, Барсенев и Шубин спорят о том, что такое счастье, какая бывает любовь, и что может стоять выше. Чем больше читатель наблюдает за главными героями, тем становится очевиднее, что они должны принести жертву своей любви. Автор будто старается подчеркнуть, что любая жизнь на Земле заканчивается трагично. И по сюжету романа известно, что Инсаров неожиданно от болезни умирает. А Елена растворяется в толпе людей и никто больше о ней ничего не знает.
Берсенев и Шубин
На берегу Москвы-реки летом 1853 года под липой лежат два молодых человека. Знакомством с ними начинается краткое содержание «Накануне». Тургенев представляет нам первого из них, Берсенева Андрея Петровича. Ему 23 года, он только что закончил Московский университет. Этого юношу ждет ученая карьера. Второй — Шубин Павел Яковлевич, подающий надежды скульптор. Они спорят о природе и о месте человека в ней. Ее самодостаточность и полнота поражают Берсенева. Он считает, что на фоне природы яснее видится неполнота человека. Это рождает тревогу и грусть. Шубин считает, что нужно жить, а не рефлексировать. Он советует своему товарищу завести подругу сердца.
Затем молодые люди переходят к разговору уже об обыденных вещах. Недавно Берсенев видел Инсарова. Необходимо познакомить Шубина с ним, а также с семейством Стаховых. Пора вернуться на дачу, не следует опаздывать к обеду. Стахова Анна Васильевна, троюродная тетушка Павла Яковлевича, будет недовольна. А этой женщине он обязан возможностью заниматься ваянием.
Сюжет нового романа
Сюжет тургеневского романа начинается со спора. В нем участвует ученый Андрей Берсенев и скульптор Павел Шубин. Тема их спора – это природа и место человека в окружающем мире. Постепенно автор знакомит читателя и со всей семьей скульптора. Например, с дальней родственницей, тетушкой Анной Васильевной, которая совсем не любит своего мужа, как, впрочем, и он ее. Муж Анны Васильевны познакомился случайно с вдовой-немкой и поэтому большую часть времени проводит у нее. И это легко объяснить: ведь на Анне Васильевне он когда-то женился ради денег, и единственное, что их объединяет – это их взрослая дочь Елена.
Известно всем, что новая знакомая Николая Артемьевича неплохо обирает ее. И вот в этом семействе живет скульптор уже пять лет, так как он только здесь может заниматься искусством, но большую часть времени он ленится. Он ухаживает за компаньонкой хозяйской дочки — Зоей, но влюблен он все-таки в Елену. Но кто же она, Елена? Это молодая девушка, двадцати лет, мечтательная и добрая. Она помогает тем, кто нуждается в помощи: голодные, больные люди и животные. Но при этом она сама очень одинока. Живет она одна, молодого человека у нее пока нет. Шубин ей совсем неинтересен, а его друг ее интересует лишь только для беседы.
Однажды Берсенев знакомит Елену со своим знакомым, Дмитрием Инсаровым, который живет в России, но мечтает об освобождении своей родины. Болгарин заинтересовал Елену, но только не на первой встрече. Он начинает нравиться тогда, когда защищает ее от пьяницы, который пристал к девушке прямо на улице. И когда девушка сильно влюбляется, то узнает, что Дмитрий уезжает. Андрей рассказывает девушке о том, что тот боится, что его личные пылкие чувства к Елене смогут лишить его воли бороться за свою страну. Тогда девушка сама отправляется к молодому человеку, признается в своих чувствах и теперь готова помогать ему во всем и повсюду следовать за ним.
Елена и Дмитрий какое-то время скромно общаются, но Инсарова, получая тревожные и печальные письма от своих родственников и друзей, начинает готовиться к отъезду. И тогда Елена приходит к нему домой с целью поговорить серьезно об их совместном будущем. После жаркого объяснения было решено пожениться. Родители были шокированы ее сообщением о своем замужестве. Для них большим ударом стало известие о том, что она отправляется в чужие края вместе с мужем.
В Венеции им приходится немного задержаться, так как они ожидают корабль, идущий в Сербию, а уже потом они смогут попасть в Болгарию. Но тут заболевает Дмитрий: у него жар и температура. Однажды Елене снится страшный и ужасный сон, а когда она просыпается, то видит, что ее муж умер. Поэтому на родину доставляют лишь его тело. После этого было еще одно письмо родителям, где Елена писала, что она едет в Болгарию и желает считать эту страну своей новой родиной. После этого она исчезает, и только слухи донося о том, что она выполняет роль сестры милосердия.
Критика
Тургенев, мечтавший о союзе антикрепостнических сил и примирении либералов с радикальными демократами ради борьбы за общую национальную идею, не принял позиции Добролюбова, отрицавшего состоятельность дворянского либерализма и противопоставившего русских Инсаровых «внутренним туркам», в число которых включил не только мракобесов-реакционеров, но и милых сердцу автора либералов. Он пытался уговорить Некрасова отказаться от публикации статьи Добролюбова в Современнике, а когда тот не внял его доводам, порвал с редакцией журнала окончательно. Со своей стороны, разночинцы «Современника» также взяли курс на конфронтацию, и вскоре в журнале появилась разгромная рецензия на «Рудина», написанная уже Чернышевским.
Огорчительной была для Тургенева и критика романа со стороны более консервативных кругов. Так, графиня Ламберт отказывала Елене Стаховой в таких качествах, как женственность или обаяние, называя её безнравственной и бесстыдной. Ту же позицию занял критик М. И. Дараган, называвший главную героиню «пустой, пошлой, холодной девочкой, которая нарушает приличия света, закон женской стыдливости» и даже «Дон Кихотом в юбке», а Инсарова — сухим и схематичным. В светских кругах о романе шутили: «Это „Накануне“, которое никогда не будет иметь своего завтра». Оказавшись под перекрёстным огнём прогрессивных и консервативных критиков, игнорировавших вложенный в уста Инсарова призыв к национальному примирению, Тургенев, по собственным словам, стал испытывать желание «подать в отставку из литературы». Тяжёлое состояние писателя усугублялось намёками со стороны И. А. Гончарова на то, что в своих последних произведениях, в том числе и в «Накануне», Тургенев заимствовал образы и мотивы из «Обрыва», к тому времени ещё не оконченного.
История создания
Василий Катареев, знакомый Тургенева и его сосед по имению, в 1854 году отправился в Крым. Он предчувствовал свою смерть, поэтому передал Ивану Сергеевичу повесть, написанную им. Произведение называлось «Московское семейство». В повести была представлена история несчастливой любви Василия Катареева. Во время обучения в Московском университете Катареев влюбился в одну девушку. Она бросила его и отправилась с молодым болгарином на его родину. Вскоре этот болгарин умер, однако девушка так и не вернулась к Катарееву.
Автор произведения предложил Ивану Сергеевичу обработать его. Через 5 лет Тургенев начал писать свой роман «Накануне». Повесть Катареева послужила основой для этого произведения. К тому времени Василий уже умер. В 1859 году завершил «Накануне» Тургенев.