Образ Анны в рассказе «Анна на шее»
Анна, молодая героиня рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» поначалу вызывает сочувствие. Девушка, чтобы помочь отцу и накормить братьев, была вынуждена выйти замуж за богатого старика Модеста Алексеевича. Перед читателем обычный «неравный брак», а невеста – жертва бедности.
Жаль героиню и тогда, когда из повествования становится понятно, что в доме богатого, но скупого мужа ей живется еще труднее, чем дома – по крайней мере, дома она была свободной, к тому же, оказалось невозможно и помогать семье. На балу Анна своей красотой произвела ошеломляющее впечатление на начальника своего мужа, и благодаря этому получила власть над стариком. Анна, которая так боялась раньше даже звука его шагов, теперь живет как хочет, в удовольствиях и роскоши. С этого момента в ней появляется самодовольство и уверенность в себе. Однако эта победа над ничтожным мужем досталась ей ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в конце произведения, когда нарядная и сытая Анна катается на тройке и не замечает голодных отца и братьев, идущих по улице.
Публикации
Рассказ был впервые опубликован в 25 июня (7 июля) 1891 года в № 5502 газеты Новое время. После небольших переделок рассказ был включен в сборник Палата № 6 (Санкт-Петербург, 1893) и в 2-7 изданиях сборника (1893—1899), в 1894 году рассказ вышел отдельным изданием.
В июле 1891 года Иван Горбунов-Посадов подошёл к Чехову с просьбой: опубликовать отдельным изданием «…этот блестящий рассказ о местных Тартюфах, подлых, развратных, богобоязненных святошах». После некоторые стилистических доработок Чехов включил его в шестой том собрания сочинений, опубликованных Адольфом Марксом в 1889—1901 годах.
При жизни Чехова рассказ был переведён на венгерский, немецкий и сербскохорватский языки.
«Дама с собачкой»
Этот рассказ поразителен тем, что его освновный мотив — любовь, раскрывается с неожиданной стороны. Чехов, будучи мастером изображения скучной и серой повседневности, позволяет встретиться двум неординарным героям в одном своем рассказе — «Дама с собачкой». Что же такого в этих двух героях, что делает их встречу знаменательной?..
И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов — они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда.
Гуров, вернувшись в Москуву, обнаруживает, что его жизнь не просто безобразна, но и то, что он не может больше с этим мириться. И вдруг он осознает, что символом его счастья являлется Анна Сергеевна, которую он думал, что забудет к этому времени. Главное, что хотел показать писатель — это то, что свобода и счастливая жизнь в мечатх представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом. Конец рассказа можно назвать открытым, так как новая жизнь для двух главных героев только начинается.
Оля Племянникова из рассказа «Душечка»
Героиня рассказа «Душечка» Оля Племянникова вызывает у исследователей множество споров. Знакомые называют героиню «душечкой» за ее милый характер и приятную внешность. Оля Племянникова – добрый человек, способный думать о других. Она любит и жалеет своих мужей, сочувствует их служебным заботам. Она непритворно рыдает после смерти лесопромышленника и антрепренера. В конце рассказа Оля находит смысл жизни, посвятив себя заботам о чужом ребенке, что свидетельствует о ее самоотверженности.
Однако Чехов показывает, что любовь только к семье, слияние интересов с интересами любимых людей – это признак не только доброты, но и неспособности думать самостоятельно. Душечка умеет забыть себя для другого, раствориться в чужих интересах. Однако щедрость и богатство ее души сочетается с абсолютным отсутствием духовных интересов и простого, естественного для любого человека интереса к жизни. Возможно, именно отсутствие внутренней жизни в сочетании с безграничной добротой стало той благодатной почвой, на которой взошло ее бескорыстное умение любить другого человека. Чехов пишет, что если возле Душечки нет любимого человека, она не знает даже, о чем ей говорить, теряя способность к самостоятельному мышлению.
Характер Оли Племянниковой – это выдающееся открытие Чехова как психолога. Чехов, вопреки желанию высмеять героиню рассказа, изображает в ней все самое высокое. И это высокое заключается в главном назначении женщины – способности к безграничной, самоотверженной любви.
Образ душечки – это сочетание несочетаемого, одно из самых загадочных созданий Чехова.
«Вишневый сад»
Когда говорят о пьесе Чехова «Вишневый сад», то всегда упоминают, что это проивзедение контрастное — серьезное сплетается со смешным, и впечатление от этого произведения нельзя назвать однозначным. Чехов желал отобразить в пьесе социальные изменения эпохи и показать то, как дворянство постепенно преобразовывалось и теряло свои позиции… И ему удалось сделать это в полной мере.
С присущим ему стилем Чехов показывал размеренную и тихую жизнь главных героев, а все ключевые и конфликтные события происходили не на глазах у читателя, а за кулисами. И социально-исторический перелом в жизни всей Росси, и в обществе дворян, раскрывается с самой неожиданной стороны — довольно повседневной и блеклой.
Значение названия этой пьесы парадоксальным образом показывает то, под каким углом Чехов хотел показать этот социальный перелом. И как всегда — тонкость и мастерство его слога делают происходящее в «Вишневом саде» по-настоящему драматическим и нравственно важным.
«Студент»
Несмотря на небольшой объем, этот рассказ поднимает глобальные вопросы нравственности и задевает многие острые темы. Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.
С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровашегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя — наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.
Все юмористические рассказы бесплатны
Собрание сочинений русского писателя огромное, и среди трагикомедий и пьес особое место занимают детские истории. Они рассчитаны на читателей возрастом от 5-6 лет и практически всегда поучительные, хотя и по-своему веселые. Вместе с героями юный читатель будет переживать победы и поражения, окунаться в школьную жизнь прошлой эпохи и обретать новый опыт, который обязательно пригодится в реальности. Если малыш недостаточно хорошо соединяет буквы в слова, а слова в предложения, либо есть желание с пользой провести с ним время, стоит рассмотреть вариант чтения вслух в свободное время или перед сном. Список произведений поможет быстро выбрать интересную сыну или дочке историю, а если не дочитаете, то на следующий день легко будет найти нужное место благодаря содержанию.
Два царства в «Бабьем царстве»
В центре рассказа «Бабье царство» – образ Анны Акимовны Глаголевой, хозяйки крупного металлургического завода. Анна Глаголева – типичный представитель так называемого «второго поколения» буржуазного рода. Отец героини знал ремесла, любил производство, а завод для него был «адом». Сквозь произведение проходит мысль, что несмотря на все могущество, Анна одинока, беспомощна, несчастна. Обладание миллионным богатством устраняет для героини любую возможность искренних отношений с людьми и ставит окружающих в неестественное, зависимое положение. Богатство и праздность ее тяготят. Она тоскует о простой и естественной жизни, и у нее возникает желание уйти в другой, свободный от суеты мир. Так появляется тема разрыва с собственнической жизнью. Но быстро гаснет. Анна чувствует, что как бы ни были ей тягостны сытые, добропорядочные люди, которые ее окружают, они для нее ближе и привычнее всех рабочих, вместе взятых. Ее мечты об уходе – это лишь иллюзия, самообман, пустая блажь.
Сюжет
Действие рассказа происходит в селе Райбуже в двухэтажном доме с железной крышей. В доме живет с семьей хозяин, Филипп Иванов Кашин, по прозванию Дюдя.
Матвей Саввич, мещанин, останавливается на ночь в доме Кашина. Дюдя из разговора узнал, что Матвей Саввич живет в городе, домовладелец, что он едет с Кузькой смотреть сады, которые арендует у немцев-колонистов.
Дюдя просит Матвея Саввича рассказывать, откуда у него взялся Кузька. Матвей Саввич рассказывает ему странную и шокирующую историю своего приемного сына, который выглядит и ведет себя как испуганная служанка.
Это была больше история о Машеньке, Кузькиной матери, которую Матвей Саввич соблазнил, в то время как её муж Вася служил в армии. Когда Вася вернулся, Машенька отказалась возвращаться к человеку, которого она ненавидела. В последующем Вася умирает предположительно от холеры. Потом по селу пошли разговоры, что Вася помер не своей смертью, что извела его Машенька. Дошло до начальства. Васю вырыли, распотрошили и нашли у него в животе мышьяк. Полиция забрала Машеньку и Кузьку. Машеньку посадили в острог. Суд вынес решение сослать ее в каторгу в Сибирь на 13 лет. Но она не добралась до Сибири… заболела горячкой и померла в остроге, а Кузьку вернули домой.
На следующий день Матвей Саввич сел с Кузькой в повозку и укатили со двора.
Две сестры в рассказе «Дом с мезонином»
Героинями рассказа «Дом с мезонином» являются две красавицы сестры Женя и Лидия.
Женя – поэтическая натура. Она впечатлительна, восприимчива, непосредственна. Основное занятие героини – чтение книг. Женя еще не разобралась в жизни, потому в людях она слона видеть только хорошее. Она увлекается художником и очень любит свою сестру.
Лидия Волчанинова –старшая сестра Жени, ее полная противоположность. Она твердо решила, что будет доброй и деятельной, будет помогать больным и бедным, распространять знания среди крестьян. По мнению Лидии, сидеть сложа руки нельзя. Святой задачей каждого культурного человека является служение ближним. Лидия обрисована Чеховым как черствый, ограниченный человек, но вместе с тем волевой и деятельный. Она всеми доступными средствами старается облегчить жизнь крестьян.
Лида лишена тонких, глубоких чувств, она не признает искусство, считая, что от него нет пользы. Лида считает, что художник оказывает вредное влияние на Женю и заставляет сестру уехать в другую губернию. Таким образом, она разрушает любовь сестры.
Критика
После выхода рассказа он был запрещён для изучения в школах и народных читальнях. Дмитрий Аверкиев, член учёного комитета Министерства народного просвещения вынес следующий приговор рассказу «Бабы»: «Нравственные его основы шатки, а потому вряд ли желательно допущение его в народные читальни».
Сотрудник издательства «Посредник» А. М. Хирьяков в письме от 9 августа 1891 года своему коллеге И. И. Горбунову-Посадову отрицательно высказывался об отсутствии прямой авторской оценки в рассказе: «Мне кажется, что даже с обстоятельным предисловием мерзость мерзости будет недостаточно убедительна».
В статье В. Гольцева «А. П. Чехов» в журнале «Русская мысль», ставшей первым печатным отзывом на рассказ, в позитивном ключе отмечалась авторская объективность: «Симпатий своих Чехов не подчеркивает, от себя не говорит ни слова, и осуждают безнравственного святошу только бабы, выведенные в рассказе; но ошибиться в том, куда именно направлено сочувствие автора и на что он негодует, по-моему, невозможно. Объективная форма рассказа в данном случае, пожалуй, усиливает впечатление».
П. Н. Краснов, сравнивая двух мастеров слова — Мопассана и Чехова, отдавал предпочтение последнему и на примере рассказа «Бабы» подчёркивал: «Нигде и никогда у г. Чехова женская честь не рассматривается слегка, как какой-то пустяк, повсюду является она важным жизненным вопросом, и преступление против нее является несчастьем и влечет за собой глубокие последствия».
Литературный критик Евгений Ляцкий рассматривал рассказ в одном ряду с незавершённой повестью Чехова «Мужики»: «Такие рассказы, как „Бабы“ или „Мужики“, обличают в Чехове уже настоящего мастера и, несмотря на несколько однотонное освещение, производят впечатление истинно художественных произведений. В этих рассказах всё естественно, живо, всё бывает и может быть, образы запоминаются сразу». Анализируя ночную сцену, Ляцкий указывал: «Здесь дана только завязка новой драмы, но она и не нуждается в развитии: одна из вероятных развязок ее уже рассказана в повести мещанина».
Лев Толстой включил рассказ «Бабы» в свой личный список лучших чеховских рассказов.