Смысл пьесы Бесприданница Островского
Пьесы Александра Островского в современной России ставят не так часто – реже, чем в Советской, где их любили за «изобличение буржуазной действительности». И за границей Островский далеко не так популярен, как Чехов, Толстой или Достоевский – скорее, вовсе неизвестен. Однако именно сегодня пьесы Островского злободневны как никогда, потому что тогда, во второй половине 19 века, он живописал все «прелести» российского капитализма – дикого и несимпатичного – вернувшиеся к нам сейчас.
Рождение замысла
Когда пьесу только поставили, публика и критики не нашли в ней ничего особенного – первые спектакли не имели успеха. Но с каждым годом новое произведение знаменитого автора становилось все более и более популярным, пока не стало настоящим «хитом» русской сцены. Говорят, в основе сюжета – реальные события, и Островский наблюдал их, работая в должности мирового судьи. Правда, в реальной истории действовала замужняя женщина, которую убил супруг.
Вариант 2
Пьеса Островского «Бесприданница» была впервые напечатана в 1879 году, но даже сегодня некоторые проблемы из этой пьесы остаются актуальными, а смысл пьесы трогает многие сердца. Если говорить в общем и немного поверхностно, то можно с уверенностью сказать, что эта пьеса призвана исполнять роль антиутопии для нашего будущего, ведь те каноны и нравственные правила жизни, которые описаны в пьесе, уже почти изжили себя, но наша задача, которую на нас возложил Островский, — не допустить повторения такого общества, которое описано в пьесе.
Для начала стоит сказать, что название пьесы означает девушку, у которой нет приданного. Во времена Островского женщина не должна была работать, но при замужестве её родители давали жениху приданное, деньги, которые как бы и покрывали ущерб в том, что девушка не зарабатывает денег. Однако не все родители могли себе позволить оставить своей дочери приданное.
Главная же героиня пьесы, Лариса Огудалова, является как раз такой девушкой без приданного, а потом и зовётся бесприданницей. Девушки без приданного в том обществе, о котором идёт речь в пьесе, добиваются мужчин своей красотой или родословной. Но главным критерием выбора в то время служили как раз деньги, приданное, поэтому и отношение к бесприданницам было чуть ли не презрительное со стороны мужчин. Саму Ларису, например, воспринимают, скорее, как атрибут для хвастовства, ведь она была красива собой, умела танцевать и была музыкально одарена.
На протяжении всей пьесы девушка страдает, ведь она живёт в мире, где правят деньги, которых у неё нет. Она тайно любит богатого дворянина, но из-за своего статуса она понимает, что вряд ли сможет его заинтересовать.
Основная идея пьесы — это борьба. Борьба молодой, красивой, но очень бедной девушки за то, чтобы быть признанной в том обществе, в котором она живёт. Читатель страдает вместе с ней, ведь пьеса действительно наполнена трагизмом.
Борьба девушки — это борьба романтизма и реализма, тема, которая поднималась и у Пушкина, и у других русских писателей. Островский же превозносит над всем миром ту силу воли и желание той жизни, которая была давно в мечтах у Ларисы, чтобы показать, что за своё счастье нужно бороться. Девушка готова умереть за свою победу, в её ультиматуме к матери и достигается момент наивысшего сопереживания читателя к героине.
Ещё одним важным аспектом стоит отметить то, что у человека, к которому почти никто не проявляет искренний интерес, а Лариса была именно таким человеком, начинает падает самооценка
И вот уже даже внимание самого жалкого, алчного и самовлюблённого мужчины становится для отчаянной девушки чем-то вроде спасательного круга. Но Лариса справляется с этим отчаянием, она чётко понимает, что лучше быть одной, чем с условным Карандышевым — это вызывает ещё больше уважения к этой девушки, которая виновата лишь в том, что её родители не позаботились о её будущем
Описание персонажей
Образы персонажей пьесы ярко характеризуют купеческое сословие той эпохи — это личности, для которых искренние чувства людей, находящихся ниже по классу, ничего не стоят.
Характеристика главных героев:
- Харита Игнатьевна. Мать главной героини, обедневшая дворянка. Ее главная задача в жизни — удачно отдать замуж дочку без приданого. У нее нет денег, но она пытается держаться на уровне богачей. Организует званые вечера, пытаясь казаться обеспеченной. Для нее чувства человека не интересны, главное это богатство и положение в обществе.
- Лариса Огудалова. Юная девушка, отлично танцует и поет. Ее беда только в том, что у нее нет приданого. Ее душа мечтает о светлых и искренних чувствах. Она осознает унизительное положение нищей невесты. Безропотная и покладистая, она ищет на взаимность от Паратова. Для сохранения положения в обществе, она выходит замуж за чиновника, но девушка его не любит.
- Юлий Карандышев. Глупый и завистливый и чиновник. Он не очень богат, с высокомерием относится к главной героине, считая себя выше Ларисы. Пытается жениться на девушке по меркантильным причинам, таким образом хочет уравняться с богачами. Он самовлюбленный эгоист, из чувства униженной гордости в последнем эпизоде убивает героиню.
- Сергей Паратов. Уважаемый и богатый человек. Любимец девушек, всегда в центре внимания. Используя наивность главной героини, соблазняет ее. Со временем прокутил все свои деньги, теперь хочет жениться по расчету, для этого отыскал другую богатую невесту.
- Аркадий Счастливцев. Бывший артист, который прибился к Паратову, для последнего он лишь игрушка. Этот герой является алкоголиком, желание выпить выше чувства собственного достоинства.
- Мокий Кнуров. Честный, практичный и богатый человек, называет вещи своими именами. Уважаемый семьянин, предлагает главной героине стать его любовницей.
- Василий Вожеватов. Знаком с Ларисой с детства. Купец, который достиг высокого статуса и большого состояния своим трудом. Эгоистичный, лживый и безнравственный человек. Лариса для него лишь игрушка, которую можно разыграть в жребий. Но по жребию девушка досталась не ему, он обрадовался, что смог сэкономить.
Композиция
В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:
-
первый акт
содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова); -
во втором акте
происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим); -
третий акт
— кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову); -
четвертый акт
— развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).
Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.
Краткий анализ
- Бедный человек является объектом продажи безжалостных людей, чахнувших над златом. Вокруг героини все пропитано цинизмом и лукавством, это губит душу женщины. Эти качества определяют цену жизни девушки, перепродавая ее друг другу как бездушный и безликий предмет. И эта стоимость очень мала.
- На примере Ларисы Островский показал, как может страдать душа бесприданницы, виновной лишь в том, что у нее нет денег. Так нечестна может быть судьба к бедным, но мудрым людям. Женщина потеряла веру в других, в свои принципы, она переживает постоянное унижение.
Лариса изначально знает, что может пойти на смертельный шаг, о чем свидетельствуют ее прощальные фразы к матери. Девушка ставит миру условия: или ее мечта сбудется, или она умрет, не унижаясь до свадьбы по расчету. Даже если бы Карандышев не совершил преступление, убив ее, женщина бы исполнила свое же предупреждение, утопившись в реке. Юная девушка становится жертвой собственных иллюзий и непримиримости с неприличностью общества.
Перед читателем открывается классическая картина сражения романтических мыслей и жестокой реальности. В таком поединке все время выигрывает последняя, но писатель не потерял надежду, что хоть какие-то люди смогут образумиться и перестать создавать и сохранять несправедливые условия отношений в обществе. Островский сделал акцент на настоящих ценностях и неподдельной добродетели, которые нужно отличать от мелочных людей, пытающихся поступить подло.
Говорящие имена и фамилии в пьесе Островского «Бесприданница»
В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
огромную роль играют имена и фамилии героев. Они помогают глубже понять сущность характеров персонажей. Для основ говорящих фамилий А.Н. Островский в своем произведении выбирает диалектизмы, которые носят определенную оценку.
Имя главной героини пьесы Ларисы в переводе с греческого обозначает «чайка». Девушка мечтательна и добра, она не замечает в людях негативных явлений, пытается найти в них что-то хорошее. Давая своей героине редкое на то время имя «Лариса», А.Н. Островский хочет показать ее необычность и непохожесть на других жителей Бряхимова
Помимо этого, имя, обозначающее «чайку», важно для понимания образа Паратова, который продает пароход «Ласточка». Спокойно оставляя пароход, Паратов равнодушен и к «чайке» Ларисе
Следует отметить, что Лариса Огудалова
называется в произведении лишь по имени. Фамилия Огудалова, которая происходит от диалектного слова, обозначающего «обмануть», характерна только для матери Ларисы – Хариты Игнатьевны. Героиня живет по принципам обмана и лести. Харита Огудалова уверена, что ради хорошего жениха ее дочь должна притворяться и обманывать, только тогда она сможет получить счастье.
Имя Хариты Игнатьевны связано и с темой цыганской жизни, которая поднята в «Бесприданнице». Имя Харита, не характерное для людей дворянского происхождения, обозначает «прелестница». Огудалова каждый день приглашает в свой дом знатных людей, поэтому ее дом часто сравнивается с цыганским табором, из которого вышла Лариса. А.Н
Островский уделяет внимание не только фамилии и имени матери главной героини, но и ее отчеству: «Игнатьевна» обозначает «незнающая». Харита Огудалова не понимает собственную дочь, не поддерживает ее мечты и желания, фактически оставаясь равнодушной к ее существованию и судьбе
Жених Ларисы имеет имя, контрастное по своей природе. Карандышев
носит имя известного римского императора – Юлия, и отчество, обозначающее «голова» – Капитоныч. Однако фамилия Карандышев говорит о незначительности образа, о его неоправданных претензиях на собственное положение в обществе. Герой стремится показать свою значимость, однако от высоких моральных принципов у него нет абсолютно ничего. С помощью говорящего имени Карандышева подчеркивается его принадлежность к литературному типу «маленького человека», к которому А.Н. Островский не проявляет никакой жалости.
Фамилия возлюбленного Ларисы Паратова связана со словом «поратый», обозначающим бойкость и силу характера. Паратов уверенно держится в обществе, он привык быть в центре внимания, может с легкостью поддерживать разговор и соблазнять женщин. С помощью этих качеств Сергею Сергеичу удается вновь завлечь Ларису Огудалову.
Говорящими являются и фамилии купцов. Фамилия Кнурова
происходит от диалектного слова, которое обозначает «боров, кабан», что подчеркивается любовью Мокия Васильевича вкусно поесть. Имя и отчество Кнурова в сочетании обозначают «кощунственный царь». А.Н. Островский подчеркивает роль Кнурова в обществе.
Фамилия Вожеватова Василия Данилыча происходит от слова, обозначающего «обходительный». Вожеватов
только внешне со всеми приветлив и вежлив, однако внутренний мир его отличается черствостью и равнодушием. И Вожеватов, и Кнуров относятся к Ларисе, как к кукле.
Анализ «Бесприданница»
История создания. Драме «Бесприданница» — своему сороковому произведению — Островский отдал более четырех лет работы, отделывая ее самым доскональным образом. Написанная в 1879 году «Бесприданница» обозначила новую ступень творческой эволюции художника.
В пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике. По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая фигура творчества Островского — купец, можно судить об изменениях в общественно-экономическом укладе пореформенной России. И вместе с тем драматург утверждал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Текучесть характеров, усложнённость драматических коллизий, противоречивость индивидуально-личностных качеств — все это приобретало более рельефные очертания, и было ново для драматургии.
Характеристика купцов. Русские купцы новой формации. Купцы – «самодуры» поколения 1850-60-х годов предстают простоватыми и невежественными в сравнении с деловыми людьми 1870-80-х, которые уже прошли «хорошую школу», говорят по-французски, ясно осознают свое привилегированное положение и «научились мужика уважать». Если раньше Дикой чисто инстинктивно тянулся к Кабановым, то у современных купцов выработаны негласные «корпоративные» законы, призванные поддерживать ин общественный авторитет. Вожеватов не станет на виду всего города пить шампанское, «чтобы люди ничего дурного не сказали». Кнуров редко общается с горожанами – «разговаривать он ездит в Москву, в Петербург, изредка за границу, там ему кажется просторнее». «Купеческое слово» служит гарантией сделки между купцами. После него уже ничто — ни совесть, ни жалость — не позволят Васе Вожеватову протянуть руку помощи погибающей Ларисе. У купцов новой эпохи все построено на холодном расчете и практицизме.
Характеристика персонажей у Островского заложена в их фамилия. В них кроется — указание на коренное свойство натуры, не поддающееся поверхностному узнаванию. Явно оценочная фамилия дана Кнурову. По словарю В. Даля, кнур — боров, кабан, хряк. Но те свойства, что ранее прямо соотносились с семантикой нарицательного существительного, теперь скрыты сословной этикой. Пожалуй, только опытная Хаита Игнатьевна замечает, как целеустремленно действует Мокий Парменыч, добиваясь, чтобы Лариса досталась только ему.
Далеко не прост отзывчивый, легкий в общении молодой купец Вася Вожеватов (у В. Даля вожеватый это тот – «кто умеет водиться людьми, вежливый, приветливый»). По словам Кнурова, Вожеватов обязательно станет «хорошим купцом», потому что уже сейчас деловит, усвоил правила игры, весьма дальновиден, к примеру, зачем-то возит Ларисе Дмитриевне романы, которые «девушкам читать не дают».
Мокий Парменыч и Василий Данилыч относятся к разряду приспевающих купцов. Они научились отбрасывать сомнения, муки совести. В их успехе все определяют выгода и деньги. Поклонение деньгам привело к отказу от нравственных ценностей: нормальным явлением в купеческой среде становится купля-продажа живого человека — будь то Робинсон или Лариса Огудалова.
Основа для сюжета – реальная история
Пьеса создавалась на основе реальных событий. Во время создания произведения Островский занимал пост уездного судьи и занимался делом чиновника Ивана Коновалова, убившего свою жену. Бытует мнение, что эта трагедия и стала основой «Бесприданницы».
При этом достоверно неизвестно, имеют ли герои пьесы прототипов. Вполне вероятно, это собирательные образы. Островский всегда выбирал для своих произведений злободневные темы. В его работе фигурируют предприимчивые купцы, мать, которая пытается торговать дочерью, мелкий чиновник, страдающий от своего бессилия. При этом главной героиней пьесы стала молодая девушка, которая мечтает о большой любви и обеспеченной жизни. Персонажи произведения предстают в ярко описанной мещанской обстановке и сталкиваются с различными жизненными проблемами.
При этом автор решил не останавливаться на бытовой теме. По сути, «Бесприданница» является произведением о любви. При этом работа посвящена не только чувствам между мужчиной и женщиной. Любовь в пьесе является символическим и многозначным понятием. Она включает жалость, сострадание, сочувствие. К тому же Островский рассматривает это чувство как товар. Лариса демонстрирует в пьесе всепрощающую любовь, которая возвышает ее над ухажерами.
Автор решил разделить свое произведение на несколько стандартных актов. Его пьеса включает завязку, развитие, кульминацию и развязку. Благодаря такому построению композиции ему удалось лучше раскрыть сюжет и заставить зрителей все больше переживать по мере движения от акта к акту.
Еще при жизни Островского произведение было поставлено больше пятидесяти раз. Однако ни одному театру так и не удалось полностью раскрыть ключевую идею пьесы. Настоящее признание работа получила только после смерти писателя. Это произошло благодаря усилиям блистательной Веры Комиссаржевской, которая смогла исполнить роль Ларисы именно так, как этого хотел автор. После этого пьеса вновь вернулась на театральные подмостки и стала необычайна популярна у зрителей.
«Бесприданница» – известное произведение Александра Островского, посвященное актуальным на тот момент темам. При этом далеко не каждому известно, что эта знаменитая работа драматурга основана на реальных событиях.
Сообщение
появились сначала на
.
Суть, смысл, тема и идея произведения Бесприданница
А.Н. Островский написал чудесную пьесу «Бесприданница». В ней идет речь о девушке из бедной семьи, ей родители не дали приданого. Этой девушке приходится сложно в обществе. Она не может выйти замуж, потому что у нее нет приданного.
Автор описал эмоции бедной девушки. Она мечтает выйти замуж. Она верит, что встретит своего любимого человека. Но, к сожалению, у нее ничего не получается. Мужчин не интересует ее внутренний мир. На фоне этого девушка соглашается общаться с богатым мужчиной и становится его игрушкой. У Ларисы есть еще один воздыхатель это эгоист Карандышев. От него девушка не чувствует искренности поэтому отказывает ему.
Суть пьесы состоит в том, что бы показать то, что люди с легкостью меняют хорошее к себе отношение и дружбу на свою выгоду или деньги.
Автор в своем произведении осуждает огромного значения денег среди людей. Это и есть идея пьесы. Образ героини нам доказывает то, что девушка сильно страдает от этого. Она никогда не делала вреда для общества, но мужчины не видят в ней будущую невесту. У девушки чистые помыслы. У Ларисы нет денег и хорошего приданного, поэтому над ней смеются и издеваются. Окружающие люди ее не понимали и насмехались над ней. Все это привело к тому, что Лариса стала задумываться о суициде. Но, сделать это она не успела, так как ее убил Карандышев. Читая пьесу можно проследить, как девушка страдает и мучается. Люди, у которых нет денег, становятся марионетками у богатых. Их душу не замечают.
Помимо этого в произведении поднимается тема безнравственности общества. Лариса сильно страдает, потому что мать не дала ей приданое. Из-за этого женихи к ней относятся как к вещи или хотят самоутвердиться на фоне ее. Мужчины не воспринимают ее серьезно. Девушка разочаровывается в людях. Но, она не предает свою мечту выйти замуж по любви, она борется и идет до конца. Лариса не собирается выходить замуж по расчету.
Бесприданница искренне верит в любовь, дружбу и добро. Но, люди, которые ее окружают, делают все для того, что бы ее вера в лучшее угасла. У нее чистая душа. Ей приходится жить в обществе, где все решают деньги. Лариса ощущает пустоту, поэтому смерть ее не пугает, а только радует.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/analiz-bespridannicahttp://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.htmlhttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/analiz-pesy-bespridannica
голоса
Рейтинг статьи
Анализ пьесы Бесприданница Островского: суть, смысл, тема и идея произведения
А.Н. Островский – это гениальный писатель, из пера которого вышли множество произведений, повлиявших на миллионы людей по всему миру. Благодаря таким авторам как Островский, русская литература стала известна далеко за пределами нашей страны. Одним из самых известных произведений Островского является, безусловно, пьеса «Бесприданница».
Что же такое «бесприданница»? В старину этим название наделяли бедных девушек, у которых не было приданного. То есть шансов выйти замуж у такой девушки практически не имелось. Это происходило из-за того, что женщины в те времена не работали, и мужья брали их на иждивение. Иными словами, единственным капиталом, которым девушка могла поделиться со своим избранником, были деньги ее родителей. В случае если девушка была такой вот «бесприданницей», то единственным шансом на замужества была красота и некие другие достоинства.
В пьесе мы наблюдаем за одной из таких девушек, которая, не имея приданного, ищет свою истинную любовь. Но в итоге она понимает, что такого просто не существует. Никто не желает заглянуть в ее душу, узнать ее внутреннюю красоту и достоинства, поэтому девушке приходится стать обычной приживалкой богатого человека. Иного выхода она просто не видит. Есть у нее еще один вариант – стать женой Карандышева, эгоиста и самодура, работающего мелким клерком. Но Лариса отвергает эту идею, поскольку понимает, что этот человек возьмет ее в жены лишь для собственного самоутверждения.
Данная пьеса является глубоко трагичной, мы видим всю безнравственность общества и бездушность людей окружающих Ларису. Лишь один факт того, что она не получила приданное, превращает ее жизнь в страдания и горечь
Потенциальные женихи, бьющиеся за внимание девушки, не воспринимают ее всерьез, для них она лишь вещь или красивая игрушка, на чьи чувства и настоящие желание можно просто не обращать внимания и задвинуть в самый дальний угол
Также в пьесе мы видим тему разочарования. Разочарования в окружающих и в мире в целом. Финал произведения представляется нам очень и очень печальным. Главная героиня, полностью опустошенная и отчаянная, все же находит свою смерть. Она всю жизнь верила в добро, в наступление лучших дней, всего-то нужно было немного потерпеть. Но жизнь не повернулась к ней своей светлой стороной, все ее мечты рассыпались в прах. Лариса не смогла увидеть и малейшего намека на проблеск. В конце пьесы читатели осознают, в каком мира мы все находимся. Можно быть сколь угодно добрым, верящим в счастливое завтра, но успеха здесь добьется лишь тот, кто наплюет на мораль, и тот, у кого имеется туго набитый кошелек.
Что же хотел сказать этим произведением сам автор? Скорее всего, он желал донести до нас тот факт, что не стоит жить так, будто бы мы никогда не умрем. Так, будто бы именно мы хозяева всего и вся, и, имея деньги, можно купить себе все ценности мира. Да, за звонкую монету можно найти себе и друзей, и любовь, но стоит лишь оступиться, и все те, кого ты считал близкими людьми, от тебя отвернуться и уйдут к новому богатому хозяину.
Жанр
Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.
Предыдущая
Сочинения«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести
Следующая
Сочинения«Вечера на хуторе близ Диканьки» анализ произведения Гоголя – жанр, тема, критика, план рассказа
История написания
В 70-х годах XIX столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в судебных заседаниях, где судились между собой близкие люди, и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Всё это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула её написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах XIX века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Бесприданница»
для самых компанейских —
Главные герои «Бесприданница»
для самых крутых —
Читать «Бесприданница» полностью
Смысл пьесы
Бесприданницами раньше называли бедных женщин, которые не имели приданого. Девушка в то время не работала, соответственно, муж брал ее на содержание, и, помимо денег, которые он получал от ее родителей, он не на что рассчитывать не мог, жена не помогала ему в финансовых вопросах. Чаще всего эти женщины пробовали завоевывать положение мужчин происхождением или красотой.
Островский в произведении описал внутреннее чувство бесприданницы, настойчиво ищущей настоящую любовь, но понимающей, что ее нет. Ни один человек так и не решается глянуть в душу девушки и проявить настоящую заинтересованность, женщина стала просто вещью, у нее нет выбора и возможности получить уважительное отношение.
Другой вариант — выйти замуж за некрасивого, самовлюбленного Карандышева, обычного чиновника, который женится на ней лишь из-за самоутверждения. Но и этот брак она отвергла. Писатель показывает все жизненные противоречивости, окружающие обычных людей на примере судьбы главных персонажей. Кратко смысл произведения состоит в том, чтобы показать, как жестоко люди могут менять истинную любовь на сделку для своей выгоды.
Смысл названия
Лариса Огудалова — дочь бедной дворянской вдовы, девушка прелестная, наделенная душевной тонкостью и многими талантами. Но она бесприданница — то есть, девушка, у которой нет приданого, денег. Ужасно именно то, что это последнее обстоятельство оказалось определяющим в ее судьбе. Ведь можно же была написать «Красавица» или «Прелестница»… Увы, в мире, о котором пишет Островский, главное — ваше сословное и имущественное положение. И если с ними не задалось, никакая красота — ни внутренняя, ни внешняя — вас не спасут.
Сюжет пьесы
Лариса Огудалова, дочь бедной дворянской вдовы, девушка прелестная, наделенная душевной тонкостью и многими талантами, но, увы, бесприданница. Как бы прекрасна она ни была ее выдать замуж в провинциальном городе, где все замешано на расчете и выгоде, дьявольски сложно. Мать готова на все, лишь бы пристроить своих дочерей – даже если женихи небесспорно хороши. Были бы средства у соискателей, а там – «стерпится – слюбится». Так выдают старшую дочь за какого-то кавказского князька. Теперь очередь младшей, самой милой барышни в городке.
Поклонников тьма, все с удовольствием ходят в дом, наслаждаются обществом Ларисы, ее пением. Но состоятельного жениха все нет. Есть только жалкий, бедный чиновник Карандышев, который и Ларисе противен, и матери неинтересен, как голодранец.
А кто же интересен Ларисе? Роскошный барин Паратов – кажется, богач, хотя это не точно: есть подозрения, что состояние свое он прокутил. Но это не убавило в нем шика, и Лариса влюбляется, теряет голову. Вот только не нужна она Паратову как жена, потому что он, действительно прокутивший все, тоже хочет невесту с приданным. Нет, Лариса ему очень нравится, и он бы не прочь закрутить с ней роман, наслаждаясь властью над женским сердцем. Начав ухаживать за девушкой, Паратов вдруг покидает город, Лариса остаётся с разбитым сердцем, одна и не замужем. Но это еще далеко не развязка! Самые страшные события пьесы – впереди.
Мать, решив, что дочка засиделась, готова всучить ее первому попавшемуся проходимцу и компрометирует семью, принимая у себя в доме проворовавшегося кассира, которого принимает за богатого жениха. После такого скандала на весь город становится понятно, что Ларису из приличных людей никто в жены не возьмет. Осталось последнее – жалкий Карандышев. Лариса принимает его предложение, чтобы смыть всю грязь скандальной, «полусветской» жизни, навязанной матерью. Лучше брак с бедным Карандышевым, чем вечный позор или жизнь старой девы. Не сумев добиться счастья в любви, Лариса решается быть любимой.
Но очень быстро, к ужасу своему, девушка понимает, что даже жалкое ничтожество Карандышев, и тот не умеет любить, а хочет лишь погреть свое самолюбие, отомстить тем, кто недостаточно ценил его, похвастаться невестой-красавицей, о которой втайне вздыхали многие – обычный эгоист, как все мужчины. Лариса готова терпеть и это, но накануне свадьбы в город неожиданно возвращается Паратов. Из одного лишь каприза, желания прогнать скуку, решает расстроить свадьбу, соблазнить девушку, которая, видите ли, «посмела его забыть». Хотя сам он уже обручен с богатой невестой.
Паратов, друг семьи Огудаловых молодой купец Василий Вожеватов и старый, почтенный житель города Мокий Кнуров, подпаивают Карандышева и увозят Ларису на теплоходе – на пикник. Потерявшая голову девушка отдается страстно любимому человеку, а наутро он говорит ей страшную правду – он не станет ее мужем.
Тематика и проблематика
Трагедия человеческой души в обществе, в котором нет нравов — это главный смысл темы в произведении «Бесприданница», ее писатель широко описывает через образ Ларисы. Она не получает приданного от матери, потому страдает в бесчеловечном мире. Женихи, борющиеся за нее, серьезно не принимают девушку, она является для них объектом хвастовства или обычной вещью.
Тематика разочарования тоже находится в пьесе. Ларису ожидает ужасный конец: бесчестье, безумство, опустошение и гибель. Она верила в любовь и наилучшую жизнь, однако все, что находилось рядом, доказывало ей, что ничего этого просто не существует. Весь сюжет автор затрагивает социальную тему. Героиня находится в мире, в котором все можно купить за деньги, в том числе любовь.
Основными в пьесе являются вопросы нравственности:
- Героиня в глазах общества идет на бесчестный поступок, однако изначальная история на ее стороне.
- По-настоящему безнравственный поступок — обмануть Карандышева, выйдя за него замуж не по согласию. Именно по этой причине Лариса и благодарит ревнивого жениха за ее дальнейшую гибель.
- Писатель поднял вопросы чести и долга. В обществе все нравы являются показными, для людей достаточно лишь хранить видимость приличий, но вот бесчестная торговля отдельных членов осталась без внимания.
Героиня не понимает и не переносит отсутствие души и равнодушие людей, которые ее окружают постоянно. Все мужчины, бывшие возле нее, разочаровали Ларису, она не видела уважительного отношения, которого, как считала, достойна. Цель жизни для нее — любовь, когда она ее не нашла, Лариса выбрала смерть.
Жанр и композиция
Это произведение написано в жанре психологической драмы. Все персонажи пьесы изображаются в столкновениях и действиях. В ней описывается острый конфликт, показанный на фоне общества.
Пьеса относится к направлению реализм. Она отображает действительность, описывается общественная детерминация личности — характер персонажей обусловлен социальной средой. В произведении можно проследить глубокий психологизм, писатель вводит в пьесу образ «маленького» и «лишнего человека». Здесь просматривается ряд столкновений. Лариса Огудалова и Юлий Карандышев играют роль героев, которые противостоят обществу:
- Девушка описана как «лишний человек», которому сложно жить в век буржуазного общества из-за ее глубокой и удивительной личности.
- Юлий Карандышев берет на себя роль «маленького человека», отчаянно пытающегося доказать его значимость в обществе, которое только смеется над ним.
Провинциальные нравы
В произведении освещаются нравы и быт русских купцов и дворян. Все люди похожи между собой. При этом ведут себя довольно раскрепощено и совершенно не переживают показать другим свое настоящее обличие, им без разницы, что иногда они могут выглядеть очень нелепо.
Мужчины открыто общаются с девушками, для них измена не является позором. Это просто один из элементов статуса: любовница является показателем достатка. Один из персонажей пьесы Кнуров предлагает главной героине быть его содержанкой, хоть он давно женат, его не волнует, что чувствует девушка, на первом месте находится только похоть и свой интерес.
Женщины в провинции той эпохи должны были иметь состояние, чтобы удачно выйти замуж и нормально дальше жить. В этом мире довольно трудно отыскать искреннюю любовь и признание, в обществе, в котором все пропиталось властью денег и жесткими традициями алчных людей, порядочная девушка просто не может для себя отыскать надлежащего места. Главную героиню погубили недобросовестные нравы того времени.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.
Год написания – 1874-1878 годы.
История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема – Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).
Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление – Реализм.
- История написания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр