Презентация к уроку литературного чтения. Ирина Пивоварова «Картина», 2 класс ПНШ
Ирина Пивоварова КАРТИНА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 КЛАСС
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Щавелева Лариса Владимировна
МКОУ «Кузнецовская СОШ, Иркутская область, Братский район
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног ,
Соньку в лоб, все в сугроб.
Ирина Пивоварова «Картина»
«Музейный дом»
Храм Василия Блаженного
Ирина Михайловна Пивоварова
(1939-1986) — русская детская писательница. Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача.
Ирина Пивоварова КАРТИНА
Выпишите из стихотворения слова-названия действий
- блестела
- кланялись
- качались
- резвились
- плавали
- носились
- играли
- смеялось
- пело
- ходило
- щебетало
- шелестело
- ржало
- тренькало
- свистело
- висело
Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного»
https://yandex.ru/images/search?text=храм%20василия%20блаженного%20Лентулов&img_url=http%3A%2F%2F1piar.ru%2Ffolio%2Fimages%2F510758-7417ff2c.jpg&pos=12&rpt=simage
Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 кл.
Урок литературного чтения по системе Занкова И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»
Тема И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»
Задачи:Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетике;Развивать вкус, творческие способности учащихся;
Цели:Ввести учащихся в поэтический мир И. Пивоваровой; познакомить их со стихотворением «Картина»;Учить детей чувствовать и понимать язык поэтического произведения, произведения живописи;Развивать воображение и образное мышление, обогащать их эмоциональный мир;Воспитывать художественный вкус.
Оборудование:словарь: картина, репродукция, пейзажрепродукция картины Поленова «Московский дворик»аудиозапись музыки Мусоргского «Утро над Москвой»
Оформление доски:Задачи урока:читать внимательно, понимать замысел автора;рассуждать, воображать, сравнивать.
Ирина Пивоварова «Картина»Василий Поленов «Московский дворик»
Поэтическое произведение произведение живописи
Картина – произведение живописи.Картина – то, что можно видеть, обозревать, представлять.Картина – изображение чего-нибудь в художественном произведении
Ход урока
1.Введение в тему- Сегодня на уроке мы снова отправляемся в чудесный мир поэзии, живописи, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку- Задачи, которые мы должны решить(учащиеся читают запись на доске)-Начинаем новую главу, прочитайте её название
Как понимаете? Объяснение слова завязка (после рассуждений учащихся) по словарю.- Обратите внимание на рисунок на с. 24. Кого видим на странице слева? (Шерлок Холмс и доктор Ватсон) Они помогают в исследовании литературы, помогут нам постигать тайны искусства
Кого видим на странице слева? (Шерлок Холмс и доктор Ватсон) Они помогают в исследовании литературы, помогут нам постигать тайны искусства.
2.Работа с текстом до чтения- Как называется стихотворение И. Пивоваровой?- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке?- Что ещё, кроме заголовка подсказало вам, что речь пойдёт о произведении живописи.- Как понимаете значение этого словосочетания? ( высказывания уч-ся)- Есть ещё значения (работа со словарём)
4.Повторное чтение. Осмысленное восприятие и работа с текстом.- Вижу, вы хотите сами почитать для себя, вчитываясь в каждое слово. Постарайтесь понять, что увидел, услышал, почувствовал автор и вы, читая это стихотворение.·
ВИЖУСЛЫШУЧУВСТВУЮ- Что же мы видим? (выборочное чтение учащихся)- Закройте глаза, отпустите на волю своё воображение. Представьте всю картину целиком, не похожую ни на чью, потому что она ваша. Вы создали её в своём воображении. Представили? А теперь представьте её нам.- Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Трудно было изобразить на ней? Всё ли, о чём рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине?- Какие слова употребил автор, чтобы мы могли услышать звуки?- Перечитайте, что обозначают эти слова? (действия) Какая часть речи обозначает действия?- Что же чувствовал автор? А вы?
4.Рабо
О чём думает моя голова.
Если вы думаете, что я учусь хорошо, вы ошибаетесь
Я учусь неважно. Почему-то все считают, что я способная, но ленивая. Я не знаю, способная я или не способная
Но только я точно знаю, что я не ленивая. Я по три часа сижу над задачами
Я не знаю, способная я или не способная. Но только я точно знаю, что я не ленивая. Я по три часа сижу над задачами.
Вот, например, сейчас я сижу и изо всех сил хочу решить задачу. А она не решается. Я говорю маме: Мам, а у меня задачка не получается.
— Не ленись, — говорит мама. — Подумай хорошенько, и всё получится. Только хорошенько подумай!
Она уходит по делам. А я беру голову обеими руками и говорю ей:
Думай, голова. Думай хорошенько… «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Голова, ты почему не думаешь? Ну, голова, ну, думай, пожалуйста! Ну что тебе стоит!
За окном плывёт облачко. Оно лёгонькое, как пух. Вот оно остановилось. Нет, плывёт дальше.
Голова, о чём ты думаешь?! Как тебе не стыдно!!! «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Люська, наверное, тоже вышла. Она уже гуляет. Если бы она подошла ко мне первая, я бы её, конечно, простила. Но разве она подойдёт, такая вредина?!
«Из пункта А в пункт Б…» Нет, она не подойдёт. Наоборот, когда я выйду во двор, она возьмёт под руку Лену и будет с ней шептаться. Потом она скажет: «Лен, пошли ко мне, у меня что-то есть». Они уйдут, а потом сядут на подоконник и будут смеяться и грызть семечки.
«Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» А я что сделаю?.. А я тогда позову Колю, Петьку и Павлика играть в лапту. А она что сделает?.. Ага, она поставит пластинку «Три толстяка». Да так громко, что Коля, Петька и Павлик услышат и побегут просить её, чтобы она дала им послушать. Сто раз слушали, всё им мало! И тогда Люська закроет окно, и они там все будут слушать пластинку.
«Из пункта А в пункт… в пункт…» А я тогда возьму и запульну чем-нибудь прямо в её окно. Стекло — дзинь! — и разлетится. Пусть знает.
Так. Я уже устала думать. Думай не думай — задача не получается. Просто ужас какая задачка трудная! Вот погуляю немножко и снова стану думать.
Я закрыла задачник и выглянула в окно. Во дворе гуляла одна Люська. Она прыгала в классики. Я вышла во двор и села на лавочку. Люська на меня даже не посмотрела.
— Серёжка! Витька! — закричала сразу Люська, — Идёмте в лапту играть!
Братья Кармановы выглянули в окно.
— У нас горло, — хрипло сказали оба брата. — Нас не пустят.
— Лена! — закричала Люська. — Лен! Выходи!
Вместо Лены выглянула её бабушка и погрозила Люське пальцем.
— Павлик! — закричала Люська.
В окне никто не появился.
— Пе-еть-ка-а! — надсаживалась Люська.
— Девочка, ну что ты орёшь?! — высунулась из форточки чья-то голова. — Больному человеку отдохнуть не дают! Покоя от вас нет! — И голова всунулась обратно в форточку.
Люська украдкой посмотрела на меня и покраснела как рак. Она подёргала себя за косичку. Потом сняла с рукава нитку. Потом посмотрела на дерево и сказала:
— Люсь, давай в классики.
— Давай, — сказала я.
Мы попрыгали в классики, и я пошла домой решать свою задачу.
Только я села за стол, пришла мама:
— Ну, как задачка?
— Не получается.
— Но ведь ты уже два часа над ней сидишь! Это просто ужас что такое! Задают детям какие-то головоломки!.. Ну, давай показывай свою задачку! Может, у меня получится? Я всё-таки институт кончала… Так… «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Постой, постой, что-то эта задача мне знакома!.. Послушай, да ведь вы её в прошлый раз вместе с папой решили! Я прекрасно помню!
— Как? — удивилась я. — Неужели?.. Ой, правда, ведь это сорок пятая задача, а нам сорок шестую задали.
Тут мама страшно рассердилась.
— Это возмутительно! — сказала мама. — Это неслыханно! Это безобразие! Где твоя голова? О чём она только думает?!
Трень-Брень… всё — набекрень?: «— Старая Лестница, что ж ты не спишь?»
(художник Н. Боголюбов)
Август. Как быстро тают его последние денёчки,
(художник Н. Боголюбов)
(художник Н. Боголюбов)Сегодня в теме —
Ирина Михайловна Пивоварова.
«Ирина Михайловна Пивоварова (1939 — 1986) — русская детская писательница, иллюстратор.Родилась Ирина Пивоварова в Москве в семье врача. Ее отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский Текстильный Институт на факультет прикладного искусства.После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она знакомится со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства — Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а ее муж создавал иллюстрации к ее произведениям.
(иллюстрация И. Пивоваровой)
Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“«, «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильма «Жирафа и очки».Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс, О. Дриз».» — Википедия.
(иллюстрация И. Пивоваровой)
(иллюстрация И. Пивоваровой) В начале темы и в самом конце — стихотворные строки
И. Пивоваровой сопровождают её же иллюстрации.
(иллюстрация И. Пивоваровой)
(иллюстрация И. Пивоваровой)
Песня сегодня тоже — удивительная.
Вы уже догадались, что — на стихи — И.М. Пивоваровой? Какая очаровательная — колыбельная — песенка! Её великолепно когда-то ( песня вошла в альбом «Дрёма»)
спела… нет — сыграла:
это — спектакль/представление — сказочное —
(иллюстрация И. Пивоваровой)
(иллюстрация И. Пивоваровой)
«Старая лестница»
Надо людей провожать и встречать.
Люди не ходятПо лестницам ночью.
То тяжелы,
Сны сюда входят
Слышишь, мой мальчик?
Вот такая тема. Удивительная. Колыбельная.Для маленьких и взрослых. Я соединила в теме живопись-иллюстрации. Московской поэтессы/иллюстратора
И. Пивоваровой —
с живописью Питерского художника/иллюстратора
( я соединила, а вы разберётесь, где- кто; тем паче, все иллюстрации подписаны.
Но к песне — живопись Н. Боголюбова.
(художник Н. Боголюбов)
(художник Н. Боголюбов)
И в каждом доме есть старая лестница,
которая не спит, а всё — скрипит…
В 1979 г. окончил ЛТИ им. Ленсовета и по 1989 г. работал там в качестве научного сотрудника.
Рисовать я начал еще в школе, поступил в технический ВУЗ, но получалось так, что год от года рисовал все больше и больше…
Первая выставка живописи и графики состоялась в 1981 г. в стенах Технологического института. С тех пор участвовал более чем в 60 выставках.
С 1986 по 1991 г. выставлялся главным образом с Товариществом Экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) (для тех, кто не знает – ТЭИИ тогда ассоциировалось с авангардным направлением советского искусства). Моя излюбленная техника — холст-масло и акрил-бумага ручной выделки, а также компьютерная графика, которой я занимаюсь с конца 90-ых годов.
Конечно, известный петербургский художник Николай Богомолов рисует не только домики, но и весь остальной мир. Мы решили поговорить с ним о петербургских домах, потому что их пытаются изображать многие, а получается далеко не у всех.
Мне кажется, что-то есть неуловимо сходное в их творчеcтве:
А знаешь, к нам,А знаешь, к намПриходит в гостиПо утрамЧто-тоОченьЗвонкое!Оно врываетсяВ окно,Свистит оно,Поёт оноИ мне приказывает;
— Пой! —
И солнце вводитЗа собой.Вот какое Звонкое!
(иллюстрация И. Пивоваровой)
Произведения Ирины Пивоваровой
Рассказы, повести и стихи Ирины Пивоваровой пользовались огромной популярностью у детей поколения 1960-х, 1970-х, 1980-х годов. Психологически верные, заразительно юморные, самобытные и оригинальные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А»» внесли в детскую литературу «девчачий» стиль написания, язык и точку зрения, которые отличны от таковых у Виктора Драгунского и Николая Носова.
Любимые героини Ирины Михайловны — смешные парочки: сестрички Маня и Катя Сковородкины, подружки Люся Косицына и Люся Синицына, находящиеся в постоянном состоянии притяжения-отталкивания. Из-под пера Ирины Пивоваровой вышел также сборник стихотворений «Школьное окно», иллюстрации к которому были сделаны самой писательницей. В нем различными голосами заговорили предметы, составляющие атмосферу школьного бытия: Стол, Промокашка, Пенал, Мел, Ластик, Звонок. Потеснив домашние игрушки, эти предметы прочно вошли в жизнь ученика младших классов («Одна лошадка белая», «Жирафа и очки»).