Исторический и культурный контекст
Сказка Бажова «Каменный цветок» была написана в начале XX века, когда Россия переживала период глубоких социальных, политических и экономических изменений. Этот период, известный как «серебряный век», привел к появлению новых идей и волнению в обществе.
Сама сказка основана на народных преданиях Урала, которые передавались из поколения в поколение. Она рассказывает о судьбе простого каменотеса Данилы, который встречает волшебника-ворчуна и получает возможность увидеть цветок, вырезанный из камня. Рассказывая эту историю, Бажов передает особую атмосферу Урала и его уникальную культуру.
Сказка «Каменный цветок» также имеет глубокий символический смысл, отражающий стремление человека к идеалу и жажду красоты и неприкосновенности. Она становится аллегорией взаимодействия мира сказки и реальности, раскрывая внутренний мир героев и призывая читателя задуматься о смысле собственной жизни.
Ответы на вопрос
Отвечает Бельтиков Макар.
14.11.2023 в 15:33
Цитатный план к сказке «Каменный цветок»:
1. Вступление:
— «Всё на свете проходит, и красота, и радость, и даже любовь. Лишь веками остаются верными горы и реки. Но человек мал, и ему дано мимолетно постичь это вечное, проникнуть в его глубины и познать тайну каменного цветка» — обращение к читателю, введение в сказку.
2. Глава первая «Скульптор»:
— «Одинокий скульптор в городе Мастерской реки Гамилеевкой» — описание героя.
— «Тайна Каменного цветка», «Старец Галимский» — появление загадочного старца в жизни скульптора.
— «Явка к старцу», «Загадка старца» — просьба скульптора о помощи, загадка, которую должен разгадать.
3. Глава вторая «Учитель»:
— «Тайна предков», «Мастер Березники» — путешествие скульптора к мастеру Березнику в поисках людей, которые знают тайну предков.
— «Книга Березникова», «Встреча с учениками» — изучение книги Березникова, встреча с учениками мастера.
— «Строгое испытание», «Отвечай!» — строгое испытание для скульптора и его ответы на вопросы учеников.
4. Глава третья «Сказочница Любовь»:
— «Волшебное озеро Бабичих холмов», » Сказочница Любовь» — скульптор оказывается в мире сказок, встречается с Сказочницей Любовью.
— «Волшебные семена», «Уход Сказочницы» — пробуждение любви в сердце скульптора, получение волшебных семян для выращивания Каменного цветка, уход Сказочницы.
5. Глава четвёртая «Судилище»:
— «Судилище Весна», «Судилище Лето», «Судилище Осень» — прохождение судилищ, испытание силой воли и характера скульптора.
— «Лес Весёлый», «Каменный цветок» — находка скульптором Каменного цветка, возвращение в реальный мир.
6. Заключение:
— «Счастливый конец», «Мастерской реки Гамилеевкой» — описание счастливого конца сказки, возвращение скульптора в Мастерскую, где его ждала прекрасная любовь.
План для пересказа сказки «Каменный цветок»:
1. Введение:
— Описание города Мастерской реки Гамилеевкой и его жителей.
— Появление загадочного старца Галимского в жизни скульптора.
2. Основная часть:
— Путешествие скульптора к мастеру Березнику в поисках ответов на загадку старца.
— Изучение книги Березникова и встреча с его учениками, прохождение строгого испытания.
— Переживания скульптора в мире сказок, встреча с Сказочницей Любовью.
— Получение волшебных семян и пробуждение любви в сердце скульптора.
— Прохождение судилищ, нахождение Каменного цветка.
3. Завершение:
— Возвращение скульптора в реальный мир и в Мастерскую, где его ждет прекрасная любовь.
— Отражение темы сказки о вечной красоте и силе человеческой воли.
При написании пересказа следует учитывать, что текст должен быть логически связан, последовательно и понятно передавать основные события и идеи сказки. Используйте синонимы, разнообразные обороты речи и разные грамматические конструкции, чтобы ваш рассказ был интересным и выразительным.
Второстепенные герои и их характеристика
- Приказчик – грубый, жестокий человек. Он был поставлен барином для контроля над заводами, в которых работали камнерезы. Следил за тем, чтобы абсолютно все наказы барина исполнялись, руководствуясь принципом: «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет».
- Катя Летемина – невеста Данилы, красивая, добрая девушка.
- Барин – владелец малахитовых заводов и мастерских, ему принадлежали и крепостные, которые там трудились, в том числе Данилка с Прокопьичем. В сказке этот персонаж сам не появляется, только выражает свою волю через приказчика либо через письма. В отличие от приказчика, умел ценить крепостных, берег и создавал особые условия тем, которые трудились успешно и проявляли талант.
- Старичок мастер – «ветхий старичоночко», обучавший Прокопьича и других славных мастеров, глуховатый от старости, слабый. Отличался мудростью: именно он подсказал Даниле, как раскрыть полную силу камня, но предостерег: опасное это дело.
- Бабушка Вихориха – старушка-травница, сердобольная, мудрая, выходила Данилу после побоев, поставила на ноги. Впервые от нее мальчик узнал о каменном цветке.
Пересказ сказки
Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца. Но сколько бы приказчик не приводил Пропьичу учеников, все они не устраивали старого мастера. Так постепенно настала очередь двенадцатилетнему сироте Данилке идти к Прокопьичу в подмастерья. Родителей у мальчика не было и нигде применения ему не находилось. Тогда решил приказчик отправить Данилку к старому мастеру, если даже тот зашибет парнишку, то и спросить за него некому будет.
Однако Данилка сразу понравился Прокопьичу, увидел старый мастер приемника в нем. Привязался он к мальчику, стал растить как собственного сына. Выучил Прокопьич Данилку всем премудростям работы с малахитом, которыми сам владел.
Решили приказчик с барином проверить умения уже повзрослевшего Данилы. Дали задания изготовить чашу по чертежам, и срок отвели определенный. Так в тот срок юноша вместо одной три чаши сделал. Понял барин, что стал Данила хорошим мастером. Разрешил он Прокопьичу с Данилой брать столько малахита для поделок, сколько нужно будет. Барин надеялся, что теперь вдвоем они что-нибудь новенькое смогут придумать. С письмом отправил чертеж еще одной чаши и срок для работ над ней неограниченный дал.
Данила сделал новую чашу для барина, но не нравилась она ему, не было в ней жизни, одни завитушки. С разрешения приказчика решил юноша сделать еще одну, но уже по своей задумке. Вдохновением для создания новой чаши стала дураман-трава с цветком. Изготовил из камня Данила основание, а когда дошел до цветка, утратило изделие красоту. Ходил юноша по лесам, стал он искать каменный цветок, о котором ему бабушка Вихорка в детстве рассказывала. Надеялся Данила при помощи его красоту камня познать.
Отговаривал Прокопьич своего ученика от поисков цветка того. Настаивал на свадьбе с соседской девушкой-Катей, с которой Данила давно уже сосватан был. Согласился юноша со старым мастером, стал к свадьбе готовиться.
Как-то раз во время очередной прогулки у змеиной горки повстречал Данила Хозяйку Медной горы. Попросил у нее показать каменный цветок, который столько лет мечтал увидеть. Безуспешно Малахитница отговаривала молодого мастера. Сказала она, что, увидев цветок, потеряет он радость жизни. Но не отступил Данила. Тогда отвела его хозяйка в свой сад, где и рос каменный цветок. Долго любовался им молодой мастер, наглядевшись, воротился домой.
Кругом веселье, подготовка к свадьбе, а юноша не весел, лишь о цветке думает. Поздно вечером пришел он Прокопьичу, разбил свою недоделанную чашу и выбежал из избы. После этого никто Данилу не видел, люди говорили, что теперь у Хозяйки Медной горы он мастером служит.
План к сказке П. Бажова Каменный цветок: пошаговая инструкция
1. Введение:
— Описание автора и его произведения;
— Упоминание об основной теме сказки — камнерезных мастеров.
2. Описание главного героя:
— Раскрытие образа Данилы Мастера;
— Участие героя в судьбоносном событии.
3. Встреча с волшебкой:
— Описание встречи главного героя с Царицей Морей;
— Цель волшебной встречи — получение молнии.
4. Поиск каменного цветка:
— Путешествие героя в Ключи к Бирюзовому морю;
— Встреча с младшей сестрой Варвары, Настей;
— Описание поисковых приключений по мотивам легенд и сказок.
5. Цветок и его магические свойства:
— Открытие и описание каменного цветка;
— Раскрытие его магической силы и возможностей;
— Упоминание о ценности цветка для волшебницы.
6. Конфликт между Данилой и волшебницей:
— Описание противостояния мастера и Царицы Морей;
— Попытка волшебницы обмануть героя;
— Победа Данилы и его освобождение.
7. Результат и мораль:
— Краткое изложение итогов сказки;
— Осмысление главной мысли и морали;
— Выводы о важности знания родного края и истории
Главные герои и их характеристика
- Данилка – в начале повествования это худенький, слабый, плохо приспособленный к жизни подросток, круглый сирота, «волоски кудрявеньки, глазки голубеньки». Высокий, гибкий как тростинка, Данила тем не менее оказался очень крепким силой духа: почти до смерти забил его палач, а он и не вскрикнул ни разу. Потом Данила вырос и стал «высокий да румяный, кудрявый да веселый», девушки на него заглядывались. Но Данила был поглощен одной страстью: из него вырос настоящий великий мастер-камнерез, и хотелось ему добиться в своем мастерстве истинного совершенства.
- Прокопьич – пожилой мастер, имевший исключительный талант камнереза, лучше всех в заводах. Одинокий, крутой нравом, но обладавший добрым сердцем. Полюбил Данилку, как сына.
- Хозяйка Медной горы – волшебная красавица в малахитовом платье, владелица сокровищ гор, обладательница каменного цветка. Коварно соблазняла мастеров каменным цветком, обещая открыть им дар оживления камня, и заманивала к себе в вечное рабство.
Противостояние главного героя и злодея
Злодей сказки, Басмач, является воплощением зла и жажды власти. Он стремится захватить власть и богатство, а для этого готов на все, включая преступления и измену.
Противостояние главного героя и злодея достигает своего пика, когда Басмач решает уничтожить каменного цветка, символизирующего красоту и совершенство. Данила ставит своей целью спастись и сохранить каменный цветок, ведь он верит, что именно красота сможет преодолеть зло и вернуть мир и справедливость в Каменный город.
Битва между главным героем и злодеем наполнена драматизмом и напряженностью. Данила проявляет свое мастерство и храбрость, чтобы сразиться с Басмачем и защитить каменный цветок. Только благодаря чувству справедливости и вере в добро, Данила сумевает победить злодея и восстановить порядок и гармонию в своем городе.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2378 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2129 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Определение цели сказки:
Цель сказки «Каменный цветок» П. Бажова заключается в том, чтобы показать читателям величие и красоту природы, ее возможность преображения и восстановления душевной гармонии.
С помощью образа камня, превращающегося в цветок, автор показывает, как загадочная сила природы способна привнести новизну и магию в человеческую жизнь. Цветок становится символом преображения, внутренней красоты и гармонии.
План сказки строится вокруг поисков и трудностей главного героя, кузнеца Данилы, который стремится найти таинственный камень, способный превратиться в чудесный цветок. В ходе своих приключений Данила сталкивается с испытаниями, которые помогают ему понять смысл жизни и осознать свою силу и силу любви.
Что вы хотите передать своим читателям?
План: Мы хотим передать нашим читателям увлекательный план чтения сказки «Каменный цветок» П. Бажова. Благодаря этому плану, каждый сможет более осознанно и полно насладиться каждым шагом и событием происходящим в этой удивительной сказке.
Цветок: Главным символом сказки «Каменный цветок» является каменный цветок, который становится главной целью героя и ключевым моментом развития сюжета. Этот прекрасный магический цветок символизирует мечту о прекрасном, возможность преодоления трудностей и достижения цели.
П. Бажов: Автор сказки, П. Бажов, является мастером русской народной сказки. Читателю будет интересно узнать о жизни и творчестве этого выдающегося писателя, который применил свой уникальный стиль в создании сказок, насыщенных магией, уроками истины и красивыми образами.
Сказка: Сказка «Каменный цветок» является нарицательной и переносной — она передает глубокие моральные и философские мысли. При помощи своих героев, событий и образов, она позволяет читателю погрузиться в волшебный мир и перенести уроки сказки на свою реальность.
Какую моральную урок содержит сказка?
Сказка «Каменный цветок» П. Бажова содержит много важных уроков для читателей. Во-первых, она учит нас ценить и признавать истинную красоту, которая может быть скрыта под грубой и простой оболочкой. Главный герой сказки, Митяев, понимает, что настоящая красота не всегда видна сразу и что люди не должны судить по внешнему облику.
Во-вторых, сказка научит нас терпению и настойчивости. Митяев упорно собирает камни для создания Цветка, несмотря на преграды и трудности. Этот урок нас учит, что достижение цели требует усилий и необходимости преодолеть препятствия на пути.
Сказка также учит нас о важности дружбы и поддержки. Митяеву помогает добрый домовой и другие персонажи сказки, которые верят в него и помогают ему в создании Цветка
Этот урок показывает нам, что мы не должны стоять одни перед трудностями, а всегда можем найти поддержку и помощь у своих близких и друзей.
В заключение, сказка «Каменный цветок» П. Бажова преподносит нам несколько моральных уроков: ценить истинную красоту, быть настойчивыми в достижении целей и находить поддержку в дружбе.
Какой художественный стиль выбрать для передачи искомой атмосферы?
При выборе художественного стиля для передачи искомой атмосферы сказки «Каменный цветок» П. Бажова, необходимо учесть ее особенности и цель.
Данная сказка имеет глубокий символический смысл и является лирической и эпической по сюжету. Она рассказывает о любви и преданности, главные герои которой – мастера Петр и Данила – предстают перед нами во всей своей сложности и величии духа.
Для передачи настроения и атмосферы, свойственных этой сказке, рекомендуется выбрать стиль, отражающий уникальность и прекрасный мир камня. Художественный стиль должен быть достаточно реалистичным, но в то же время магическим и фантастическим.
Можно использовать стили и техники, характерные для живописи. Например, имитацию текстуры камня, рельефностью и объемностью рисунков. Объединение контрастных цветов и теней поможет подчеркнуть противоположности в жизни героев сказки.
Важно не забывать о символике камня, который является основным элементом сказки. Можно использовать стиль «магического реализма», который позволяет сочетать реальность с фантастикой и сказочностью
Такой стиль отлично передаст зачарованный мир «Каменного цветка» и создаст желаемую атмосферу.
В целях передачи искомой атмосферы следует постараться использовать художественный стиль, который будет акцентировать невероятность и загадочность мира П. Бажова
Важно передать особенности сюжета, образов и настроения сказки, чтобы читатель мог окунуться во все глубины и тайны ее сюжета
Очень краткий пересказ сказки «Каменный цветок»
На уральских заводах трудились камнерезы, которые делали из малахита красивые и нужные вещи: посуду, украшения, шкатулки. Был среди них Прокопьич, мастер славный, но человек уже пожилой. Барин, на которого трудился Прокопьич, посчитал необходимым приставить к старику ученика, дабы тот успел перенять тайны мастерства. Приказчик много приводил к Прокопьичу мальчишек, но те оказывались не годны: отказывался Прокопьич передавать знания. Надавав ученикам тумаков за непонимание, выбраковывал всех. Как-то приказчик заметил худенького, слабого мальчика-сироту, Данилку Недокормыша. Казалось, ни к чему у ребенка не было таланта: прислуживать в трактире у него не получалось, за стадом коров он уследить не мог – словом, бесполезен в хозяйстве. Хорошо Данилка разве что на дудочке играл. А еще он любил рассматривать цветы, травинки, слыл мечтательным парнишкой.
Раз Данилка подвергся страшному физическому наказанию за недогляд за коровами (нескольких утащили волки), после чего едва выжил. Приказчику и пришла на ум гениальная идея: раз парнишка сирота, можно отдать его в ученье к Прокопьичу: авось выживет после его суровой школы, а не выживет – все равно плакать по мальчику некому.
Прокопьич поначалу с неохотой принял мальчика, но в первый же вечер подросток покорил сердце старого мастера: указал ему, какой лучше на новом изделии делать узор. Прокопьич попробовал – и понял: у мальчика верный глаз. После этого Прокопьич потеплел, стал считать Данилку почти сыном, заботился о нем и от тяжелой работы берег.
Данилка между тем играючи перенял у старика секреты камнерезного мастерства. Приказчик испытал мальчика. Видит: Данилка справляется со сложной работой. Написал барину, а тот поручил Даниле и Прокопьичу выточить невероятной красоты каменную чашу. Дал время, деньги, материал – все, лишь бы работа вышла славная.
Данилка (к тому времени уже выросший, возмужавший, заимевший невесту) заказ барина выполнил. По этому случаю собрали они с Прокопьичем гостей.
На скромном пиру один совсем старый мастер, учивший еще Прокопьича, рассказал Даниле, как оживить камень и раскрыть всю его силу: для этого надо посмотреть на каменный цветок. Данила вместе с заказом барина еще и свою чашу делал. Сделал чудесную, да только никак не удавалось ему вдохнуть в камень жизнь.
Услышал он рассказ старого камнереза, загорелись у него глаза. Не испугался Данила ничего, даже когда ему сказали, что Хозяйка Медной горы, позволив взглянуть на каменный цветок, мастера от себя никогда не отпустит, и будет он вечно на нее работать глубоко под землей.
Пошел Данила к Змеиной горе, где брал недавно камень малахитовый для своей чаши, стал думать, как бы ему увидеть каменный цветок. Раскрылась гора, явилась юноше великолепная Хозяйка Медной горы, стала уговаривать не смотреть на цветок: это опасно.
Данила на все готов был, упросил Хозяйку показать цветок. Словно нехотя исполнила волшебница просьбу молодого мастера.
Бросился Данила, пораженный красотой цветка, домой. А там спал на лавке сильно сдавший за последние годы, ослабевший Прокопьич. Данила посмотрел на него, пожалел старика.
Вспомнил свою невесту, которая давно уже любила его и очень печалилась, потому что все ждала свадьбу, а Даниле было не до нее. От этих мыслей сердце юноши сжалось. Он понял, что не нужен ему Каменный цветок. Схватил молоток, разбил вдребезги чашу, которую для себя делал, с цветком, и бросился в лес.
С тех пор о нем никто ничего не слышал. Одни уверяют, что Данила ушел к Хозяйке Медной горы в работники. А другие полагают, что молодой мастер лишился рассудка и сгинул в лесу.
Жизнь и творчество П.П. Бажова
Бажов пошел учиться в Санкт-Петербургское горное училище, где получил образование горного инженера. Строгая и опытная наука не затмевает для него прекрасного мира фольклора, сквозь который пронизывают глубокие народные душевные страсти и житейские образцы. Весь Урал Бажов узнал своими глазами, увлекаясь народными сказаниями и легендами. Огромное количество историй и персонажей — всё это становится мастерским материалом для будущего писателя.
Бажов долгое время работал в журнале «Уральский горнорудник», где вырабатывал свой стиль и ставил перед собой задачу сохранить фольклорные корни. Он собирал и записывал уральские народные сказки и легенды, а затем выпускал их в виде сборников. Его книги были невероятно популярны и вызывали интерес не только в России, но и за ее пределами. Рассказы Бажова показывают красоту русского фольклора и пронизаны глубоким духовным смыслом.
Как литературовед, Бажов оставил ценный вклад в изучение русского фольклора, поднимаясь до настоящего культа народной мудрости и быта. Его работы изучают и ценят не только обычные читатели, но и специалисты-фольклористы, которые не могут не оценить глубину сказок Бажова.
Таким образом, жизнь и творчество П.П. Бажова тесно связаны с культурой и духовностью уральского народа. Его произведения уникальны и восхищают своей простотой и глубиной, а его сборники сказок стали настоящим кладезем русской народной мудрости.