Презентация «анализ сказки «богатырь» салтыкова-щедрина»

Анализ сказки 'богатырь' салтыкова-щедрина: исследование произведения

Вариант 3

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора

Анализ этой сказки представлен в этой статье

Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Охарактеризовать сказку «Богатырь» авторства Салтыкова-Щедрина можно, как резкую, ведь она разоблачала многие сферы социальной и политической сферы жизни. Именно она устремлялась против воли печатного слова, не входила в рамки предусмотренного печатного эталона. Поэтому не является удивительным тот факт, что сказку власть позволила напечатать м печатных средствах массовой информации только в 1922 году.

Произведение относится к жанру сказки. Несмотря на большое количество волшебных и нереальных моментов, использованных в ней, сказка открывает со временем для человека все более глубокие смыслы. Также для большого количества писателей, авторов сатирических литературных произведений, сказка является прекрасной формой для выражения своего недовольства и бунта против каких-либо вещей, про которые они не могут сказать прямо. Сказка – это своего рода прикрытие. Но нельзя забывать, что в любое свое произведение, писатель стремится вложить глубочайший смысл, а не просто красивые слова.

К типу таких сказок относится творение Салтыкова-Щедрина. Оно было создано в 1886 году.

В своем творении Щедрин поднял вопросы абсолютизма, использовав при этом образ богатыря, что дремал крепким сном на протяжении многих лет. Иванушка – это якобы обыкновенный беспомощный народ. В то время, как богатырь спал, то он отлежал себе все бока и заработал пролежни. Ему было безразлично на проблемы и беды простых людей.

Богатырь с давних времен является символом силы, власти, крепости и защиты. Но он утратил свою значимость из-за лени.

Таким образом, написав сказку, Щедрин смог с легкостью высмеять слабости власти и указать ей прямо в нос этим.

США, как «исключительная нация», и — прочий мир

Что мы наблюдаем на современном этапе политических взаимоотношений между странами: США позиционирует себя как мирового гегемона, не учитывая интересы других стран. И посему очень современна следующая сказка Салтыкова-Щедрина.

Из «Сказки о ретивом начальнике»

Как видно, писатель ещё в XIX-м веке написал будущую программу действий мерзавцев в США (да и не только их), при этом писатель рисует тип российского бюрократа, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он

Как это напоминает губительную политику либералов во власти в 90-е годы!

Источник

Сюжет данной сказкой напоминает басню И.А. Крылова «Волк и ягнёнок».

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягнёнка у ручья.

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведёт себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни «Волк и Ягненок».

И вот США всегда и всюду позиционируют себя как Волка, а все остальные для них — ягнята.

Богатырь. М. Е. Салтыков-Щедрин

На главную

Все авторы

Главная → М. Е. Салтыков-Щедрин → Богатырь

Иллюстрация М. Скобелева и А. Елисеева к сказке Салтыкова-Щедрина «Богатырь»

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще

потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в „оной“ земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала — и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

М. Е. Салтыков-Щедрин, 1886

Далее →

Благодарим за прочтение произведения Михаила Евграфовича Салтыков-Щедрин «Богатырь»!

Читать все произведения Михаила Салтыкова На главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

2 вариант

Мы все с самого детства обожали сказки, да что греха таить, даже когда повзрослели, хочется окунуться в детство и прочитать очередную сказку. Одним из известных сказочников русской литературы второй половины XIX века, является Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Некоторые из его сказочных произведений имеют политический подтекст, который глубоко скрыт в произведении.

Одним из таких произведений является сказка «Богатырь» написанная в конце 1886 года. В сказке рассказывается про здоровяка, которого родила и воспитала Баба-яга. И когда богатырь вырос, отправила его на все 4 стороны. После долгого блуждания по лесу находит дупло, в котором решает поспать. И от храпа его всем страшно и все его боятся.

Так он прохрапел много лет и так же его все боялись кроме, врагов. Которые не видели с его стороны угрозы. И даже однажды решили потревожить сон богатыря но, увы он давно уже умер и тело его объели змеи.

Так какой смысл вложил автор? Богатырь олицетворял правительство, которое наплевало на свой народ и прогнило до самых низов. И как не просили помощи простые люди он их не слышал. Мораль из всего этого можно вынести один, что каждый поможет себе сам, и надеяться на кого-то не имеет смысла.

Сам писатель описывает ситуацию в обществе тех времен, времен цензуры и боязни перед властью. Которая к тому времени уже изрядно прогнила и не занималась проблемами самого общества. Бездействие власти приводит к саморазрушению общества. Жители государства представлены себе сами. Враги в сказке олицетворяют как внешних, так и внутренних врагов, которые наживаются за счет страны и растаскивают ее на части. А государство смотрит на все происходящее спустя рукава. Не принимаются никакие действия для решения этой проблемы. Голод, нищета, смутное время.

Баба-яга олицетворяет зарождение бездействие со стороны власти. А змеи, которые съели богатыря, это пророки правящих людей которые погубили сами себя в алчности, бездействии и жадности.

Параллель правительства тех времен и современности в большей части ничем не отличается. Так же встречается бездействие и коррупция. В настоящее время все решается деньгами, и если ты богат, тебе открыты все двери.

Вариант 2

Сказка Богатырь Салтыкова-Щедрина – это история о том, как герой, несмотря на свою силу и могущество, оказывается бессильным перед женской кокетливостью и обманом. Идея сказки заключается в том, что никакая сила не может противостоять женской красоте и хитрости. Герой сказки – богатырь, который жил в далеком прошлом и славился своей силой и могуществом. Однажды он встретил прекрасную девушку, которая очаровала его своей красотой и кокетливостью.

Тема сказки – это борьба между мужчиной и женщиной, где женщина использует свою кокетливость и обман, чтобы добиться своих целей. Герой сказки, несмотря на свою силу и могущество, оказывается бессильным перед женской красотой и хитростью. Девушка, которую он встретил, была очень хитрой и умело использовала свою кокетливость, чтобы добиться того, что она хотела.

Смысл сказки заключается в том, что никакая сила не может противостоять женской кокетливости и обману. Герой сказки, несмотря на свою силу и могущество, оказывается бессильным перед женской красотой и хитростью. Сказка напоминает о том, что не стоит доверять всему, что говорят и делают женщины, и что необходимо быть осторожным и бдительным. Герой сказки был наивен и доверчив, и поэтому попал в ловушку, которую для него подготовила девушка.

Однако, помимо этого, сказка также говорит о том, что не стоит оценивать людей только по их внешности. Герой сказки был очарован красотой девушки и не обратил внимания на ее хитрость и обман. Сказка напоминает о том, что необходимо смотреть на людей глубже, чтобы понять их настоящую сущность.

Кроме того, сказка говорит о том, что не стоит забывать о своих корнях и прошлом. Герой сказки был богатырем, который славился своей силой и могуществом. Однако, он забыл о своих корнях и прошлом, и поэтому не смог противостоять кокетливости и обману девушки.

Сказка также говорит о том, что не стоит доверять всему, что говорят и делают люди. Девушка, которую встретил герой сказки, была очень хитрой и умело использовала свою кокетливость, чтобы добиться того, что она хотела. Сказка напоминает о том, что необходимо быть осторожным и бдительным, чтобы не попасть в ловушку.

В целом, сказка Богатырь Салтыкова-Щедрина – это история о том, как герой, несмотря на свою силу и могущество, оказывается бессильным перед женской кокетливостью и обманом. Сказка говорит о том, что никакая сила не может противостоять женской красоте и хитрости, и что необходимо быть осторожным и бдительным, чтобы не попасть в ловушку.

История написания и жанр

Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.

Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.

«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.

Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

БОГАТЫРЬ(Стр. 192)

Впервые — «Красный архив», 1922, т. II, стр. 227—228 (публикация А. Е. Грузинского).

Сохранилась наборная рукопись (рукой Е. А. Салтыковой), с авторской правкой и подписью (ЦГАЛИ). В рукописи, полностью совпадающей с публикацией в «Красном архиве», зачеркнуто Салтыковым два варианта:

Замысел сказки возник во второй половине июля — августе 1885 года в Висбадене, где и сделаны ее первые наброски. Однако работа над сказкой, в связи с болезнью Салтыкова, была, по свидетельству Белоголового, приостановлена, видимо, в самом начале1. Лишь в июне 1886 года на даче Новая Кирка (в Финляндии) писатель вернулся к оставленному замыслу: «Салтыков немного ожил опять, — сообщал Белоголовый Лаврову 1 июля 1886 года, — даже продиктовал жене новую сказку «Богатырь» (ЦГАОР). Из воспоминаний Белоголового известен план сказки, относящийся к раннему варианту, претерпевший затем существенные изменения2. В образе спящего Богатыря Салтыков сначала намеревался изобразить народ, пребывающий в состоянии пассивности. В окончательной же ее редакции

1 «Салтыков в воспоминаниях», с. 597—598.

2 Там же, с. 598.

471

Богатырь с отъеденным гадюками туловищем — это самодержавие. В данном случае слову «богатырь», в противоположность его народно-эпическому значению, писатель придал иронический смысл ради развенчания векового предрассудка, приписывающего монарху могущественную силу и доблести защитника слабых.

В сказке «Богатырь» в предельно сжатом виде вновь поднята тема самодержавие и народ (Богатырь и людишки), ранее наиболее полно разработанная в «Истории одного города». Пафос этого небольшого произведения заключается в разоблачении слепой веры людишек, терпевших жестокие беды, в мнимого богатыря, который в действительности равнодушен к их судьбе и вообще ни к какой сознательной деятельности не способен. Исторический опыт, по убеждению сатирика, приведет народные массы к сознанию, что от царя ждать помощи нечего, и тогда народ собственной силой отбросит самодержавие как гниющий труп.

Рукопись сказки 19 июля 1886 года была отправлена Соболевскому для «Рус. ведомостей». Он продержал ее более месяца, не решаясь печатать и не смея огорчать писателя прямым отказом. Лишь в самом конце августа Соболевский сообщил Салтыкову о возможных трудностях цензурного характера. 5 сентября 1886 года Салтыков написал Соболевскому: «Я просил бы Вас, кроме «Богатыря», не печатать еще и «Гиену», но, пожалуйста, пришлите мне обратно оригинал обеих сказок. Я их напечатаю в книге, которая уже начата в типографии набором». Рукописи Салтыкову были возвращены. Но в вышедшей в конце сентября 1886 года книге «23 сказки» появилась лишь «Гиена», «Богатыря» же Салтыков в книгу не включил, опасаясь, вероятно, цензурных осложнений.

Последнюю попытку напечатать «Богатыря» писатель предпринял в марте 1887 года, предложив ее Стасюлевичу для «Вестника Европы»: «Посылаю еще третью сказку (писанную и совсем крохотную) «Богатырь»; но думаю, что Вы не решитесь печатать ее», — писал он 23 марта. Через три дня Салтыков получил письмо Стасюлевича, не рискнувшего печатать присланные ему сказки («Ворон-челобитчик», «Вяленая вобла», «Богатырь») и поставившего Салтыкова перед необходимостью взять их обратно.

«Богатырь» разделил цензурную судьбу трех других сказок — «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», «Вяленой воблы», не появившихся при жизни сатирика в легальной печати. Однако, проявив много стараний в борьбе за публикацию этих трех сказок, Салтыков не был столь настойчив относительно «Богатыря». Очевидно, явно противоцензурный характер сказки почти не оставлял надежд на ее публикацию.

В настоящем издании печатается по рукописи.

472

(см. С. Ф. Баранов. Великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Иркутск, 1950, с. 28).

Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Богатырь // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 471—473.
Электронная публикация РВБ, 20082022. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.

Главные герои и их характеристика

Урус Кучум Кильдибаев главный персонаж произведения. Типичный представитель правящей элиты России.

Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.

Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу простой, «неумытый народ» ему ни к чему.

Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.

Мужик – собирательный образ русского народа. Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.

Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.

Капитан-исправник – представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!

Богатырь — анализ

Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.

Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.

Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.

Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.

И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг

Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки

Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала. 

В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».

В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».

Идея, тема, смысл, суть

Другие сочинения:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: