Сатира на советскую действительность
Главный персонаж, Вишневский, который воплощает самого автора, попадает в советское административное бесчинство. Он сталкивается с бюрократической машиной, безумными правилами и нелепыми требованиями. Вишневский пытается противостоять этой системе, но все его попытки оказываются тщетными.
В произведении множество эпизодов, которые высмеивают различные аспекты советской действительности. Например, в отделении Бога заботятся о производстве надежных зарядных устройств, в аду создаются новые круги ада для тех, кто занимается спекуляцией, а сам Вишневский попадает в параллельную реальность, где главное занятие – соблюдение всех правил.
Булгаков искусно использовал сатиру, чтобы показать единственный выход из этой безумной системы – принять ее и взять на себя ее правила. Через форму сатиры писатель призывает к изменению системы, к созданию более разумного общественного строя, где люди не будут вынуждены подчиняться бессмысленным правилам и тратить свою энергию на бюрократию и формализм.
Развязка
На следующий день Коротков приехал в бюро претензий. При входе на него сразу набрасывается брюнетка, говоря, что она готова полностью отдаться ему. Люстриновый старик, появившийся сразу после молодого человека, начинает обвинять его в том, что якобы он, Колобков – абсолютный безнравственный человек, который отбирает хлеб у бедного старика, собираясь ехать вместо него в командировку.
Чудесным образом Варфоломей оказывается перед высоким блондином, требующим, наконец, определиться, куда отправлять Короткова-Колобкова. Наседающий проситель не отстает от молодого человека и после каждого слова будто увеличивается в размерах. Внезапно из ящика его стола вылезает секретарь, пишущие машинки начинают играть фокстрот, женщины пускаются в пляс, а старик, приблизившись к уху главного героя, говорит ему, что спасение он может найти в пятом отделении у товарища Дыркина.
У Дыркина разворачивается настоящая вакханалия. Он фактически вынуждает Короткова запустить в него канделябр, после чего на часах появляется кукушка, которая грозится зафиксировать побои, которые чинит негодяй. Запустив предмет в птицу, Варфоломей с удивлением обнаруживает Кальсонера, который, оказавшись на земле, превращается в белого петуха и начинает преследовать молодого человека.
Спасаясь от преследователей (белого петуха, цилиндра толстяка, мальчика с пистолетом и др), Коротков оказывается на крыше, где совершает самоубийство.
Жизнь Мастера и Маргариты
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова включает в себя параллельные сюжетные линии, одна из которых посвящена жизни Мастера и Маргариты. Главные герои романа олицетворяют определенные аспекты человеческой души и духовного поиска.
Мастер — загадочный писатель, чья жизнь и творчество представляют собой неотъемлемую часть романа. Он сталкивается с проблемами творческого самоопределения, пытаясь найти истину и смысл в жизни через искусство. Мастер страдает от несправедливости общества и теряет надежду на большую любовь.
Маргарита, в свою очередь, предстает как смышленая и независимая женщина, в поисках истинного счастья. Влюбленная в Мастера, она идет на сделку с дьяволом, становясь хозяйкой Воландова бала. Ее жизнь становится грандиозным приключением, где она борется за свою любовь и свободу.
Через их судьбы, Булгаков обращается к вечным и актуальным жизненным вопросам: смыслу искусства, жизни и смерти, вере и сомнениям, любви и морали. Мастер и Маргарита – символы духовности и свободы, сквозь которые возвещается философия романа Булгакова.
Проникнуть в суть их жизни и постигнуть глубинные уроки, заключенные в романе «Мастер и Маргарита» позволяет нам окунуться в мир Булгакова и обрести ответы на вечные вопросы.
Мифологические мотивы и символы
В произведении «Дьяволиада» Булгаков активно использовал мифологические мотивы и символы, чтобы раскрыть основные идеи произведения и создать атмосферу загадочности и таинственности.
Одним из главных символов произведения является собака, которая воплощает в себе древнюю мифологическую фигуру цербера – трехглавого пса, охраняющего врата подземного царства. В «Дьяволиаде» собака является помощником главного героя – дьявола Воланда, и символизирует его власть и беспощадность. Собака также является символом человеческого эгоизма и жадности, которые, по словам автора, являются одними из главных сил, ведущих к хаосу и разрушению.
Кроме того, в произведении встречаются такие мифологические персонажи, как Пан – бог лесов и пастушества, Мария Медичи – королева Франции, и многие другие. Они играют важную роль в развитии сюжета и помогают создать образы идеальных идеалистов, страдающих от жестокости и безразличия окружающего мира.
Мифологические мотивы и символы в «Дьяволиаде» помогают автору передать основную идею произведения – борьбу добра и зла во вселенной. Через эти символы Булгаков показывает, что хотя силы зла могут изначально побеждать, добро всегда остается в самой глубине каждого человека, и оно способно преодолеть любые преграды и победить дьяволящие идеи и цели.
Автор
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Отец будущего писателя работал в Киевской духовной академии, имел научную степень доцента, а мать в свое время преподавала в женской прогимназии. Кроме Михаила, самого старшенького, в семье было еще шестеро детей: четыре девочки и два мальчика.
Когда настало время сделать ответственный шаг и определить будущую профессию, юноша, недолго думая, избрал для себя путь служения людям. В 1909 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета, и, проучившись 7 лет, получил диплом врача.
Однако он недолго был в роли врача. Натура писателя вырывалась наружу. Оставив частную практику венеролога на малой родине, Булгаков в 1918 году переезжает в Москву. Его литературный путь начинается с написания небольших рассказов и фельетонов, в которых уже тогда прослеживалась редкая сила выразительности.
Выдающийся талант Михаила Афанасьевича признается в октябре 1926 года, когда МХАТ и Театр имени Вахтангова ставят у себя пьесы «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».
После поездки по Кавказу в 1928 году, где Михаил Афанасьевич вместе с женой посетил Батум, Тифлис, Зеленый Мыс, Владикавказ и Гудермес, у него рождается идея написать произведение, известное как «Мастер и Маргарита».
В 1939 году у Булгакова начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Он начал стремительно слепнуть, почки стали отказывать. Существует точка зрения, что гипертонический нефросклероз (именно такое заболевание выявили врачи у Михаила Афанасьевича), был вызван употреблением морфия. Зависимость, которую писатель получил случайно, когда лечил больного дифтерией ребенка, удалось полностью победить лишь в 1919 году благодаря стараниям жены, Татьяны Лаппы. Но было уже слишком поздно. Тяжелое наркотическое вещество успело нанести непоправимый урон организму.
С февраля 1940 года возле постели больного практически каждый день дежурят родные и близкие. 10 марта Михаила Афанасьевича Булгакова не стало.
Любовная линия Иешуа и Маргариты
Любовная линия между Иешуа и Маргаритой образует основу романтической сюжетной линии в произведении. Иешуа, пленивший своим умом и мудростью множество людей, влюбляется в Маргариту с первого взгляда
Маргарита, в свою очередь, притягивает к себе внимание Иешуа своей сильной волей и привлекательностью. Их любовь и страсть становятся ключевыми мотивами сюжета
Однако любовная линия Иешуа и Маргариты имеет не только романтическую составляющую, но и символическое значение. Иешуа, воплощающий добро и истину, находится в постоянной опасности со стороны злых сил, в то время как Маргарита представляет собой мирскую женщину, которая попадает в противоречивую ситуацию, преследуемую зловещим и могущественным Воландом.
Таким образом, любовная линия Иешуа и Маргариты в «Дьяволиаде» подчеркивает не только чувства и эмоции героев, но также их борьбу с злом и искренние поиски счастья и свободы. Она служит ключевым элементом, соединяющим различные сюжетные линии произведения и придавая им дополнительную эмоциональную глубину.
Завязка
Приведем краткое содержание Дьяволиады для лучшего понимания, о чем идет речь. Итак, развитие сатирического сюжета в повести начинается с увольнения главного героя со службы. Новый начальник, который пишет свою фамилию с маленькой буквы, на всеобщее обозрение вывешивает документ о немедленном увольнении Короткова, указав в причинах сего действия вопиющую халатность в составлении важных бумаг и ненадлежащий внешний вид (молодой человек получил травму, когда пытался зажечь выданные на производстве спички).
Возмущенный малограмотностью и несправедливостью нового руководителя Спимата, Варфоломей пытается попасть к нему и восстановиться в должности. Однако на пути к достижению этой цели «нежный блондин» встречает множество трудностей и испытаний. Мало того, что никто из бывших коллег не помогает молодому человеку, ссылаясь на свою «занятость», так еще и начальник магическим образом «раздваивается», окончательно запутывая Короткова.
В погоне за начальником и его двойником уволенный делопроизводитель проводит весь день. Он посещает различные административные учреждения, обращаясь к людям, которые способны повлиять на его судьбу. Однако зря Варфоломей надеялся получить от них хоть какую-то помощь. Сбивчивую речь взволнованного молодого человека отказывались слушать до конца, а если и дослушивали, то давали очень странные ответы, по которым было понятно, что они даже и не старались вникнуть в проблему обратившегося к ним человека.
Ближе к вечеру Коротков узнает радостную новость: ненавистного Кальсонера сместили, и его место занял некий Чекушин. Молодой человек очень обрадовался этому новому обстоятельству, но его радость резко омрачилась: потерялся бумажник со всеми документами!
Попытки Короткова восстановить справки и удостоверения были тщетны: дома умирает управляющий, из-за чего свидетельства временно не выдаются, а на работе больше не осталось ни одного знакомого лица из-за поистине шокирующих кадровых перестановок. Бывший начальник Кальсонер теперь сидел на месте делопроизводителя, а его брат-близнец стал новым управленцем Спимата.
Дело усугубляется появлением двойника самого Короткова, гражданина Колобкова, являющегося помощником руководителя
Из-за сходства со своим подчиненным, гладко выбритый Кальсонер дает ему задание подготовить информацию работниках, которых уволили, и особое внимание уделить негодяю Короткову. В ответ на замечание молодого человека, что он не негодяй, а человек, который просто потерял свои документы, новый начальник предприятия выдает ему удостоверение личности, где значится, что он – В.П
Колобков. Появление Кальсонера с бородкой, спрашивающего брата, окончательно добивает ошарашенного Варфоломея, и он кидается на него.
Опомнившись, выбежав на улицу и запрыгнув в трамвай, молодой человек спустя пять минут езды выходит у девятиэтажного здания. Зайдя в него и достигнув восьмого из кругов ада, молодой человек видит старика в белом и женщину рядом с ним. Они участливо расспрашивают Варфоломея о Кальсонерах и разделяют мнение о том, что они нехорошие люди.
В дальнейшем все происходящее описывается как в тумане. Коротков бегает по зданию, кидается на стены, возвращается на восьмой этаж, где обнаруживает изувеченного старца (у него была сломана левая рука, ухо и нос отвалились), гонится за Кальсонером, неожиданно ставшим черным котом, а затем начинает громко смеяться, сделав умозаключение, что во всем виноваты коты.
По возвращении домой молодой человек выпивает три бутылки церковного вина, после чего ему становится плохо.
Синопсис
В центре повести Варфоломей Коротков – типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Делопроизводитель, мечтавший всю свою жизнь прослужить в Главцентрбазспимате, становится жертвой набирающей обороты бюрократической машины, которая в помутненном сознании героя выступает как настоящая дьявольская сила, одолеть которую невозможно.
Новый заведующий базой Кальсонер лишает молодого человека смысла жизни, увольняя его с заветной должности. В безуспешных попытках вернуть ее, мытарствуя между различными казенными учреждениями, Коротков сходит с ума.
Михаил Афанасьевич блестяще описал психическое состояние главного героя. Не последнюю роль в этом сыграло его медицинское образование. К слову, об авторе.
Тема вечной борьбы добра и зла
В романе добро и зло представлены в виде двух миров — ангельского и дьявольского. Главные герои, Маргарита Николаевна и Воланд, олицетворяют эти два противоположных начала. Маргарита является символом добра, любви, простоты и нежности. Она постоянно сражается со злом, старается помочь другим людям, защищает свою любовь. Воланд, в свою очередь, представляет зло и предполагает вечную борьбу с добром. Он является искушающей и заблуждающей силой, показывая людям их слабости и пороки.
- Одна из главных идей произведения — необходимость противостояния добра злу. Борьба этих двух начал является движущей силой и развитием общества и человечества в целом. Человек не может самоутверждаться без такого противостояния. Только через борьбу с злом он может стать сильнее и мудрее, достигнуть своего собственного развития и самореализации.
- Тема вечной борьбы добра и зла также связана с проблемой выбора каждого человека. Главная героиня Маргарита в произведении пройдет через испытания и трудности, чтобы остаться верной своим принципам и идеалам, доказать, что добро может победить зло. Эта тема актуальна для каждого читателя, так как каждый из нас ежедневно сталкивается с различными ситуациями и выборами, которые формируют нашу нравственность и характер.
- Кроме того, тема вечной борьбы добра и зла имеет религиозные и философские подтексты. Она позволяет задуматься о роли человека в мировом порядке, о предназначении каждого существа и смысле его жизни. Булгаков задает вопросы о существовании абсолютного добра и зла, о боге и дьяволе, о свободе воли и определении судьбы.
Итак, тема вечной борьбы добра и зла, присутствующая в «Дьяволиаде» Михаила Булгакова, отражает сложность человеческого существования и нравственную природу человека. Она призывает задуматься о значении морали, выборе и ответственности каждого человека за свои действия.
Странные и загадочные события произведения
В произведении «Дьяволиада Булгаков» можно обнаружить множество странных и загадочных событий, которые добавляют произведению особую атмосферу и таинственность.
Например, одно из таких событий — появление Сатаны на земле в облике писателя Михаила Булгакова. Это вызывает удивление и непонимание у персонажей и читателей, а также поднимает вопросы о сущности дьявола и его взаимоотношении с художником.
Другое странное событие — оживление и нападение на главного героя произведения, который оказывается одновременно библейским пророком Илией и Понцием Пилатом. Это неожиданное смешение исторических персонажей создает путаницу и ставит под сомнение реальность происходящего.
Кроме того, в произведении возникают мистические элементы, такие как появление демонической бабочки, которая является символом опасности и угрозы, а также смерть героя и его воскрешение, которые создают ощущение невероятности и непостижимости.
Все эти странные и загадочные события усиливают интригу произведения и заставляют читателя размышлять над смыслом происходящего. Они также помогают передать основные темы произведения, такие как борьба добра и зла, природа искусства и природа самого человека.