Читать краткое содержание рассказа Детвора
Чехов через игру раскрывает характер каждого ребенка: даже ещё не полностью оформившийся характер, а нрав и предрасположенности. Например, самый старший – Гриша (он уже ходит в подготовительный класс) играет ради денег, жадно хватает их, прячет по карманам. Сестра его Аня, наоборот, думает только о самолюбии – в шестилетнем-то возрасте. Она внимательно следит за игроками, всех контролирует, краснеет и бледнеет. Младшая Соня получает удовольствие от процесса игры – она смеется, хлопает в ладоши. Сын кухарки Андрей наслаждается счётом, мечтательно глядит на магические цифры. Ещё играет Алеша, он лишь по виду «флегма», за безразличным спокойствием он скрывает жажду скандалов. Он даже на секунду боится отойти, чтобы не пропустить какое-нибудь недоразумение.
Описание игроков сменяется бодрым, шумным описанием игры: выкрикивают цифры, все смеются, спорят… Впрочем, не обходится без недоразумений. Андрей обвиняет жадного Гришу в мошенничестве. Почти началась драка! Но уже через пять минут все снова смеются. И только Алеша особенно счастлив, ведь «скандал» состоялся.
К игре хочет присоединиться «богатый» (у него целый рубль) пятиклассник Вася. Но все требуют у него копейки, чтоб не нарушать правила… Может быть, не помнят, что в рубле много копеек. В итоге добрая Соня ставит копейку за Васю. Дети ждут возвращения родителей, хотя ребятам бы уже ложиться спать. Но они точно не заснут без рассказов о крестинах. По крайней мере, дети утверждают это…
Но первой засыпает Соня – прямо за столом. Девочка заснула «случайно». Дети отводят её на мамину постель, но вскоре там засыпают все. И все копейки забыты – до новой игры.
Дети ещё умеют отключаться от своих игр, в отличие от взрослых. Ребята понимают, что это всего лишь игра, даже если поругались в процессе, то дрязги можно оставить в игре – не выносить в настоящую жизнь.
Оцените произведение:
4.06
Голосов: 347 Читать краткое содержание Детвора. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Жанр, направление
Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.
Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.
По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.
Прообразы героев
Родители и тетя Надя ушли на крестины, няня на кухне учит кухарку кроить, в столовой одна детвора — таково в двух словах краткое содержание («Детвора», Чехов А. П.). Вряд ли так коротко можно передать описания главных действующих лиц — потеряется их прелесть, а возможно, и очарование всего рассказа. Гениальный писатель в своем произведении несколькими фразами создавал конкретные образы с характерами. Кратко пересказать их трудно.
У Гриши, старшего и главного за столом, карие глазки бегают, сам он от волнения все время вертится. Его обуревают страх, жадность и «финансовые соображения». В рассказе каждое слово на вес золота, и невозможно короткие лаконичные произведения уникального автора передавать сжато – теряется все очарование и магия зарисовки. Чехов описал семью полковника Б. Маевского, с которым был дружен и тесно общался, проживая в 1883-1884 годах в Воскресенске. Он имел возможность наблюдать за детьми, имена которых он сохранил в рассказе – двух девочек, Ани и Сони, и малыша Алеши.
Чехов о детской литературе
Рассказ Чехова «Детвора», как и многие другие его произведения, посвященные жизни и проблемам подрастающего поколения, написан в восьмидесятые годы XIX века. В то время Антон Павлович делал свои первые шаги на литературном поприще.
Рассматриваемое произведение написано в жанре рождественского рассказа.
Оно было издано под псевдонимом Антоша Чехонте.
Сам автор не любил, когда его миниатюры, в которых в качестве главных героев выступают совсем юные персонажи, называли детскими. Чехов говорил, что не признает так называемой «детской литературы». По его мнению, для юных читателей нужно не создавать особые произведения, а выбирать для них материал из взрослой библиотеки, который может быть интересен и полезен в раннем возрасте.
Поэтому рассказ А. П. Чехова «Детвора» со времени своего создания и до сегодняшних дней вызывает огромный интерес у читателей всех поколений. То же самое можно сказать и про другие творения классика, в которых он описывает часто непонятный для взрослых мир детских чувств и переживаний.
Портреты детей
Каждому посвящено несколько слов, и каждого можно представить себе четко. Мало того, можно представить, каков этот ребенок в жизни. Очаровательная кокетка — шестилетняя Соня, непосредственная добродушная девочка с цветом лица дорогой куклы, как написал А. П. Чехов. Детвора любила ее, и, уснувшую, ее пошли провожать все. Три слова – цвет лица бонбоньерки — и видишь белоснежную фарфоровую физиономию с нежным румянцем. Старшая сестра Аня — умная и самолюбивая, азартная, способная ради выигрыша замолчать правду.
Что еще можно вместить в краткое содержание? «Детвора» (Чехов) — это изысканность и вместе с тем простота повествования. Одной фразой описана внешность старшего за столом – Гриши. А попробуй описать – получается полстраницы. Игра захватила детей, каждому нужна была победа по разным причинам, нужны были копейки (ставка в игре), которые потом, уснув, они рассыпали по всему полу, как потерявшие свою ценность и значение. Очень хорош скучающий старший брат-гимназист, посетивший детвору во время игры. Он усвоил образ всезнающего взрослого, немного Байрона, немного Печорина, смотрящего на все со стороны и осуждающего нравы современных людей – дети играют на деньги! Он возмущен и мысленно брюзжит. Тут уместна такая пословица к рассказу Чехова «Детвора»: «Денежная игра не доведет до добра!». Так он думал, разыгрывая скучающего взрослого, но, как пишет автор, «дети играли так вкусно», что брат Вася, ученик V класса гимназии, начал напрашиваться в компаньоны и даже «вышел из себя».
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному.
У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.
Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.
Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.
Суть: о чём?
Надя Шумина — молодая девушкадвадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной.
Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.
Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург.
Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал.
Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки).
Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.
Вот более подробное краткое содержание по главам.
Основная идея
Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.
Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».
Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».
Красивый эталон величавой российской литературы
После чтения остается чувство радости. И совершенно не охото мыслить о том, что могло стать со всеми этими милыми людьми, как с представителями среднего класса, через какие-то 15-20 лет. По каким странам их могло разбросать. Наверняка, во Франции не закладывали числа на карточках для игры в лото разноцветными стеклышками. А. П. Чехов не обожал «литературу для деток», броским представителем которой была Лидия Чарская. Но все, что он написал о ребятне, замечательно и отлично. Рассказы «Гриша», «Ванька», «Каштанка» и несколько других — к огорчению, их не настолько не мало – шедевры. Их нужно проходить в школе, чтоб осознать и полюбить русскую литературу.
Полезные статьи:
- Гайдар, Горячий камень: краткое содержание и главные герои Аркадий Петрович Гайдар в протяжении многих лет был кумиром русских…
- А. П. Чехов, «Ванька»: краткое содержание произведения Антон Павлович Чехов – узнаваемый российский писатель. Его произведения на…
- Краткое содержание. Вишневый сад Чехова: перипетии, герои, сюжет Центральная линия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» заключается в конфликте…
- Прометей: краткое содержание, основные события, пересказ. Легенда о Прометее: краткое содержание О титане Прометее – благодетеле и защитнике населения земли —…
- Конь с розовой гривой. Краткое содержание рассказа Многим ещё со школьной скамьи известен рассказ известного писателя Виктора…
Мир детства в рассказах А. П. Чехова
А. П. Чехов, не выделяя для себя детскую тему как отдельную, вводит ребенка в круг персонажей своих произведений. Особенно интересны его рассказы о детях, написанные во второй половине 80-х годов:
- «Ванька»,
- «Детвора»,
- «Кухарка женится»,
- «Гриша»,
- «Спать хочется»,
- «Событие»,
- «На страстной неделе» и т.д.
Эти рассказы неоднородны. Героями произведений становятся дети разного возраста, разного социального положения. В рассказах присутствует разный эмоциональный тон. Некоторые произведения представляют собой небольшие психологические этюды. Например, в рассказе «Гриша» в центре внимания оказывается обычная, непримечательная прогулка трехлетнего ребенка. В рассказе «Детвора» несколько детей разного возраста играют в лото, затем нечаянно засыпают на маминой кровати. Произведения передают детское восприятие мира, обаяние детства. В них автор не поднимает серьезных проблем.
Статья: Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В других рассказах Чехов показывает драматизм положения ребенка в мире взрослых. В таких произведениях часто изображается жестокость мира по отношению к ребенку. В первую очередь к таким рассказам относятся «Спать хочется» и «Ванька». В этих произведениях автор показывает, как детям-сиротам приходится трудно в чужом доме.
В центре внимания рассказов Чехова о детях оказывается противопоставление двух миров, равных по значимости – детского и взрослого. Персонаж-ребенок в прозе Чехова не изолирован от остальных персонажей, он действует в сложном, многосоставном мире наравне с остальными.
Чехова считают знатоком детского поведения и детской психологии. Читателя поражают его фантазия, наблюдательность, дар перевоплощения и умение смотреть на мир глазами своих героев. Чехов передает острую способность детского взгляда видеть красоту. В детском восприятии даже тусклые краски выглядят яркими. В представлении писателя каждый ребенок – это личность, которая обладает своими определенными чертами, привычками, способностями, интересами. Независимо от возраста дети во многом беспомощны. Но они бескорыстны, в отличие от взрослых, готовы прощать окружающих. Детская душа мягче. Оттого окружающий мир, в котором мало тепла, любви, доброты, ребенку кажется непонятным, страшным, чуждым.
Дети, изображенные в рассказах Чехова, часто угнетенные, подневольные, страждущие существа. Чехов пишет о том, что хорошо знает сам, что ему довелось выстрадать, наблюдать. Он сочувствует, сопереживает героям, остро ощущает их несчастье.
Мир ребенка для писателя – это особый мир, а дети — особые люди. Писателя не привлекала собственно детская литература, но его очень волновала стихия детства, притягивал внутренний мир ребенка, не испорченного влиянием общественной среды.
Одной из ключевых идей рассказов Чехова о детях является то, что ребенок уже в раннем возрасте имеет определенные черты характера. Ребенок, по мнению писателя, это уже сформировавшаяся личность. Однако дети еще далеки от взрослой жизни, они не имеют такого опыта, у них нет затянувшихся душевных ран, которые неизбежно возникают с возрастом. Дети живут в своем мире, наивном, полном добра, доверия, любви и иллюзий.
Детские рассказы А.П. Чехова – это одна из форм выражения его идеала, художественная конструкция взаимосвязей между людьми. Писатель своими рассказами о «недетской» жизни детей говорит о том, что ребенок имеет право быть собой, а детство должно оставаться детством.
Чему учит?
Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе.
Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.
Предыстория
Рассказ «Детвора» Антона Павловича Чехова написанный в 1886 году и впервые опубликованный в этом же году в газете «Петербургская газета» под псевдонимом А. Чехонте. В 1886 году вышел во втором сборнике «Пёстрые рассказы»; в 1889—1895 год входил в сборник «Детвора» издательства А. С. Суворина; в 1902 году вышел в составе сборника «Сочинения А. П. Чехова» в издательстве А. Ф. Маркса. Основой для рассказа, послужили наблюдения писателя над детьми полковника Бориса Маевского, командира расквартированной в Воскрессенске артиллерийской батареи. По свидетельству писателя Михаила Чехова у Маевского «были очаровательные дети — Аня, Соня и Алеша, с которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе „Детвора“». При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, датский, немецкий, польский, румынский, сербскохорватский и чешский языки. В дальнейшем повесть печаталась в 1959 году в авторском сборнике Избранные произведения Чехова издательства «Детгиз», 1961 году в Собрании сочинений в двенадцати томах. Том 3 и в в 1967 году в Избранные произведения в трёх томах. Том первый в издательстве «Художественная литература», в 1970 году в Собрании сочинений в восьми томах. Том второй в издательстве «Правда», в 1976 году в Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 4. 1885-1886 в издательстве «Наука».
Популярные сегодня пересказы
- Особняк — краткое содержание книги Фолкнера Главного героя, Минка Сноупса, приговаривают к пожизненному заключению за убийство человек. Ему объясняют, что он сможет выйти лет через двадцать пять-тридцать, если он будет соблюдать правила.
- Учитель словесности — краткое содержание рассказа Чехова Никитин Сергей Васильевич молодой учитель двадцати шести лет. Он преподаёт уроки русского языка в городской гимназии. Никитин не в восторге от своей работы и не любит своих учеников, а они в свою очередь не считаются с учителем
- Туманность Андромеды — краткое содержание романа Ефремов Иван Ефремов в повести «Туманность Андромеды» представил нам фантастическую реальность будущего. В будущем люди достигли высот не только в технологиях, политическом строе, но и в искусстве
- Третий в пятом ряду — краткое содержание книги Алексина Рассказ Анатолия Алексина «Третий в пятом ряду» был опубликован в 1963 г. Произведение написано от лица учительницы-пенсионерки Веры Матвеевны, учительницы русского языка.
Детвора
В оригинале повествование ведётся в настоящем времени.
Родители и тётя уехали на крестины. Из взрослых в доме была только няня с кухаркой — на кухне, и старший брат Вася скучал, лёжа на диване в гостиной.
Вася — старший из детей, гимназист пятого класса, считает себя взрослым и важничает
В столовой остались только дети. Давно пришло время ложиться спать, но они хотели узнать подробности о крестинах и дожидались взрослых, играя в лото на деньги. Ставка в игре — копейка, а тех, кто пытался смошенничать, выгоняли вон. Цифры в карточках закрывали стёклышками. Играли с азартом.
Продолжение после рекламы:
Азартней всех был девятилетний Гриша — он играл только ради денег.
Гриша — Брат Васи, второй по старшинству, девять лет, наголо острижен, карие глаза, пухлые щёки и толстые губы, учится в подготовительном классе, считает себя самым умным, азартен
Гриша завидовал партнёрам и боялся проиграть. Выиграв партию, он жадно прятал деньги в карман.
Восьмилетняя Аня играла ради победы. Деньги её не интересовали.
Аня — Гришина сестра, восемь лет, острый подбородок, умные глаза, самолюбива, любит побеждать
Шестилетняя Соня играла ради процесса. Она радовалась за каждого, кто выиграл, громко хлопая в ладоши.
Соня — сестра Гриши и Ани, шесть лет, кудрявая головка, здоровый цвет лица, щедрая, радуется чужой удаче
Алёша радовался уже тому, что его не гонят и не укладывают спать.
Алёша — самый младший брат, пухлый карапуз, с виду флегматичный, «но в душе порядочная бестия», любит ссоры и ругань
За стол он сел не ради лото, а ради недоразумений, которые возникали во время игры.
Цифр Алёша ещё толком не знал, и карточки за него закрывала Аня.
Брифли существует благодаря рекламе:
Пятым игроком был Андрей.
Андрей — сын кухарки, смуглый, болезненный и мечтательный, любит арифметику и цифры
К выигрышам он относился безразлично, его интересовала арифметика игры. Андрей размышлял о том, «сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются».
Бочонки вытаскивали по очереди все, кроме Сони и Алёши. Чтобы оживить однообразную игру, дети давали цифрам разные смешные прозвища. Аня заметила, что Андрей прозевал число. Раньше она подсказала бы ему, но теперь её самолюбие торжествовало.
Во время игры дети беседовали: обсуждали некоего Филиппа Филиппыча, который умел заворачивать веки и делать страшные «как у нечистого духа» глаза, и входил без стука в комнату девочек; рассуждали, зачем ночью на кладбище звонят в колокол.
Наконец, Гриша выиграл и захотел продолжить игру, но у Андрея больше не было копеек. Добрая Соня сделала ставку за него, и игра продолжилась. Выиграл Андрей, Алёша обвинил его в мошенничестве. Началась драка, младшие дети заревели, но минут через пять всё успокоилось. Алёша был счастлив — недоразумение произошло.
Продолжение после рекламы:
Вошедший в столовую Вася возмутился тем, что дети играют на деньги, но через минуту и сам присоединился к игре. За неимением копеек, он хотел поставить рубль, но дети потребовали мелочи. Вася долго объяснял, что рубль дороже копейки и даже хотел купить у Гриши десять копеек за этот рубль, но дети, не понимающие истинной ценности денег, ему не верили, подозревая с его стороны некое жульничество.
Наконец, Соня поставила копейку за Васю, игра продолжилась. Вдруг Гриша уронил монету на пол. Пока он её искал, Соня заснула.
Аня увела сестру в спальню родителей, остальные дети потянулись следом. Через пять минут все улеглись на большой родительской кровати и заснули. Рядом валялись копейки, «потерявшие свою силу впредь до новой игры».
Художественные особенности
Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги)
Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет
Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.
Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)
Образы детей в произведениях А. П. Чехова
В произведениях Чехова дети изображены подробно (например, «Беглец», «Ванька»), или эпизодично («Альбом», «Степь»). Но в любом случае впечатления от их образов играют важную роль в восприятии текста.
Несмотря на то, что у писателя не было своих детей, он был искусным изобразителем детства. Однако если часто бездетные писатели идеализируют детей, изображают их как «милых плутов», то Чехов изучает своих героев в разных жизненных ситуациях, объясняет мотивы их поступков и поведения.
Самым маленьким героем рассказов Чехова является Гриша («Гриша») – ему всего 2 года 8 месяцев. Писатель сообщает точный возраст ребенка, так как в раннем детстве каждый месяц влияет на развитие. В рассказе взрослые заботятся о физическом состоянии ребенка – мама и няня его кормят, одевают, укладывают спать. Мальчику отлично известен четырехугольный мир комнаты – мама ему напоминает куклу, кошка – шубу, в комнате есть часы с маятником, множество игрушек, что свидетельствует о благосостоянии семьи. На прогулку Гриша отправляется с няней. Новый мир улицы путает сознание Гриши, пугает его, все вокруг вызывает недоумение и робость. Нянька же равнодушна и никак не комментирует происходящее. Ребенок одет тепло и ему жарко на «апрельском солнце», однако няня этого не замечает.
Гриша после возвращения с прогулки пытается рассказать матери о прогулке, но не может этого толком сделать. Вечером перевозбужденный ребенок плачет, а мама дает ему касторку. Она не может понять психологическое состояние ребенка, его переполненность впечатлениями и измученность прогулкой.
Одной из любимых идей Чехова, лежащих в основе многих произведений, является идея ласки, сочувствия, оберега тонкой душевной организации ребенка. Одним из таких произведений является рассказ «Беглец». Это произведение о семилетнем Пашке Галактионове, которого мать-крестьянка привела в больницу осенью, хотя у мальчика болит рука еще с Пасхи. Сустав распух, врач ругает за запущенную болезнь и предлагает операцию. Мальчик в больнице впервые, он боится новой обстановки, людей, запахов.
Мальчика оставляют в больнице. В дооперационный период произошло много хорошего. Но были и события, которые вынудили Пашку бежать домой – мальчик видел старика, кашляющего со свистом, мужика, страдающего от оспы, вынос мертвеца. Пашка решился на побег – выбежал в больничный двор и остановился в нерешительности, увидев за корпусом могильные кресты кладбища. Тогда он бросился назад, к окну, за которым увидел доктора. В рассказе Чехов показывает амбивалентность чувств ребенка – это естественное отражение стресса в детском организме.
Объективность не позволяет писателю в детской теме предаваться только умилению. Все дети разные, и это он подчеркивает в своих произведениях.