V
Смерть проснулась около полудня,
Смотрит,— а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: «Ишь ты, блудня!
Видно ночь-то коротка была!»
Сорвала подсолнух за плетнем.
Нюхает, любуется, как солнце
Золотит живым своим огнем
Лист осины в желтые червонцы.
И на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:
«Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»
Не пойму я ничего!—
Деспот бьет людей и гонит,
А издохнет — и его
С той же песенкой хоронят!
Честный помер или вор —
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»
Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»
Примечания[править | править код]
- Максим Горький. . Поэма-сказка. // staroeradio.ru. — Читает Алла Демидова (1978). Дата обращения: 25 сентября 2022.
- ↑ Касторский С. В., Балухатый С. Д. . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- ↑ Груздев И. А. Горький. — 1958.
- Басинский П. В. Страсти по Максиму.
- ↑ Быков Д. Л. Был ли Горький?: Биографический очерк. — 2008.
- . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . feb-web.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- Громов Е. С. «Сталин: Искусство и власть»
- . artgallery.krasno.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- Мантурова Т. Б. . search.rsl.ru. Дата обращения: 29 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 30 ноября 2018.
II
Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе,—
Ведь весной любви и жизни зерна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нем разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом —
Хочется пожить побесполезней.
Все, пред неизбежной с нею встречей,
Ощущают только страх нелепый,—
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной.
Делает она его умело,—
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит ее людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.
Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!
IV
Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и — уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!
Будто бы ее родитель, Каин,
С правнуком своим — Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору,—
Точно две змеи ползут тихонько.
«Господи!»— угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
«Господи!»— взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь,— читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь — один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
«Прочь идите! Вас господь
не примет!»
«Михаиле!— жалуется Каин,—
Знаю я — велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!»—
«Михаиле!— говорит Иуда,—
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!»
И взывают оба они, в голос:
«Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет —
Ведь прощенья мы уже не молим!»
Тихо отвечает им архангел:
«Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
«Знай,— доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти».
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.
I
По деревне ехал царь с войны.
Едет — черной злобой сердце точит.
Слышит — за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:
«Ты чего,— кричит он зло и грубо,—
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я — твой царь, я в горе и обиде,—
Каково мне глупый смех твой видеть?»
Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:
«Отойди,— я с милым говорю!
Батюшка, ты, лучше, отойди».
———————
Любишь, так уж тут не до царей,—
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.
———————
Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
«Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше,— сразу удавите!»
Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царевы и вельможи,—
Предали девицу в руки Смерти.
Горький Максим — Девушка и Смерть
Впервые оно было опубликовано в 1917 году. Максим Горький обозначил его как сказку, используя сказочные мотивы и стихотворную форму изложения для раскрытия сюжета. Возможно путешествиями по югу Руси, или устным творчеством русского народа, которое с детства прививалось писателю его бабушкой. Но в итоге Максим Горький создал сказку на вечную тему — всепобеждающей силы любви. Книги Горького читать интересно и познавательно. Это классика отечественной литературы. Влюбленная главная героиня сказки противостоит не только царю, но и самой Смерти. В итоге девушка одерживает победу. Писатель верит в то, что все в жизни достижимо, главное — очень этого захотеть.
Ранний романтизм М. Горького (Третий вариант)
Краткое содержание Поэма состоит из 7 частей: Разбитый в битве царь встречает по дороге девушку, которая хамит ему в лицо, поскольку он отвлекает её от разговора с возлюбленным. Царь приказывает отдать её в руки Смерти. Смерть в тот день была не в духе. Девушка оправдывается перед Смертью и просит разрешения ещё раз поцеловаться с милым. Смерть ей то разрешает. Смерти снится сон, что её прародители Каин и Иуда ползут по горе и просят пощады у Господа.
Архангел Михаил их не пускает, но говорит им, что они будут прощены, когда их простит тот, чья сила может побороть силу Смерти. Проснувшаяся Смерть ждет возвращения девицы, а та не приходит.
Смерть напевает песенку. Разозлившаяся Смерть находит спящую девицу на травке в обнимку с юношей. Та просыпается и смело оправдывается. Смерть разрешает ей жить, только с той поры Смерть и Любовь всегда ходят рядом. История Иллюстрация Кузьмы Петрова-Водкина, 1932 Горький, по собственным словам, написал поэму в 1892 году. Это был тифлисский период его жизни. Впоследствии на основе своих стихотворных набросков он и создал поэму. Но в одном из писем ко мне 1926 года Алексей Максимович, рассказывая о начале своего «литературного бытия», сообщил, что он пробовал поместить в газете «Волжский вестник» сказку «Девушка и Смерть».
Когда я в 1928 году подготовлял собрание сочинений М. Горького, я запросил о времени написания сказки для определения её места в собрании.
Вячеслав Всеволодович Иванов по семейным преданиям пересказывает отрицательное мнение Горького об этом событии: за неделю до отъезда Горького в Италию у него в гостях были Сталин и Ворошилов. Мой отец , говоривший об этом эпизоде с Горьким, утверждал решительно, что Горький был оскорблён. Сталин более чем правильно определил значение стихов А. От себя скажу: я люблю М.
Горького как моего и моего класса писателя, который правильно определил наше поступательное движение. Вещь эту он впоследствии читал Сталину и Ворошилову, посетившим его в 1931 году на даче в Горках, и Всеволод Иванов вспоминал, что Горький ему об этом посещении рассказывал тоном глубоко оскорблённого человека: вожди были пьяны, и сталинская карандашная резолюция на первой странице поэмы звучала откровенно издевательски.
Кстати, эти слова по рейтингу цитируемости ненамного отстают от горьковских крылатых фраз. Похвалы и критика Оценка Сталиным предопределила высказывания советских литературоведов.
Они сродни юношеской экспрессии нашей культуры. В книге 1954 года С. Касторский и С. Каждое из них является гимном героическому настоящему и светлому грядущему. Все они проникнуты идеей утверждения жизни, достойной человека, наполнены призывом к действенной, мужественной борьбе за неё.
В этом образе был воплощен тот исторический оптимизм, который являлся органическим качеством Горького как художника пролетариата. Творчески перерабатывая фольклор, Горький усиливает и обогащает народно-поэтические мотивы и образы, заостряя их против враждебных народу социальных форм жизни, против реакционной эстетики. Горький изображает Смерть в виде ворчливой, грубоватой старухи, одетой в лапти и простую деревенскую одежду; старуха-смерть любит подремать, грея на солнце старые кости.
Более современные литературоведы причисляют произведение к романтической линии раннего творчества Горького. В 1994 году В. Впоследствии именно игра на этом контрасте станет фирменным знаком Горького.
Любовь, как и все, что имеет начало: день или миг рождения — умрет, станет былью, обесцветится.
Но прежде станет торжествующим белым платье невесты. И боязливой птичкой улетит и спрячется намерение юноши — догнать возлюбленную, чтобы заполучить, захватить, сжать в объятиях. Затем ослепительно белые простыни -свидетели ночных забав однажды превратятся в айсберг, на котором девушка будет корчиться по ночам от одиночества и внутреннего холода, от тоски, вымораживающей в ней все желание видеть и слышать и принимать. И, наконец, белый цвет последнего покрова, уложенного на ее бездыханном теле дрожащей материнской рукой. Ошеломляюще белый саван, которым, словно бескрайней пустыней, разделится жизнь бывшего возлюбленного — на «до» и «после». Но все может случится и по-другому. Торжествующе белые перчатки выпускника военной академии. И вслед за тем широкие полосы серых, дождливых будней, перемежаемые узкими вкраплениями коротких солнечных встреч. А потом предполагаемое и все равно неожиданное — ослепительная белизна государственной бумаги, испачканной черными буквами, не желающими складываться в слова, смысл которых — утрата смысла всей жизни. И после череда бесцветных лет, и ранняя белизна волос, и выходные, проведенные возле памятника на кладбище.
12 стр., 5750 слов
Художественные символы народов мира – доклад сообщение
— Какая ты красивая! Я хочу тебя! — и губы жадно впиваются в сердцевину едва приоткрывшего лепестки бутона, розового еще от только проснувшейся страсти, наполняющей соком радости и смыслом существования все, к чему она прикасается, изменяющей времена и основы обществ, той самой, которой посвящены лучшие песни и ради которой нарисованы прекрасные картины.
Бутон раскроется, ибо ему нельзя не раскрыться — ведь его ждут, его красоты желают, его ароматом готовы упиваться и в его честь готовы совершить безумный подвиг. Бутон не хочет думать о том, что он может быть сорван, сломан, растерзан насмешливой рукой, или что однажды его красота увянет и лепестки опадут, почти белые, обнажив лысую маковку сущего: умереть, чтобы жить, чтобы вновь родиться — на соседней ветви, на другой клумбе, родиться, чтобы раскрасить белую Бесконечность радугой переживаний, наполнить бытие вкусом и звуком, радостным смехом и криками горя.
Но не всегда Бесконечность-Смерть беспощадна к Девушке-Любви. Иногда чувства влечения так сильны, зов плоти и разума так неутолим, что через расстояния и преграды, сквозь времена и дали притягиваются возлюбленные сердцами друг ко другу. И для них белый становится дружелюбным цветом: белыми кружевными пеленками новорожденных чад, белыми платьицами и рубашками бегущих в школу детей, белыми свадебными нарядами повзрослевших дочерей, в свою очередь стремящихся на этот бесконечный забег к Вечности.
А до той поры задорный голос юноши, догоняющего трепещущую от вожделения девушку, белые березы, зелень молодой травы, голубое небо и желтый смех весеннего солнца — вот тот миг, где встречаются противоположности, два края одного бытия — Жизнь-Девушка и Смерть-Бесконечность, и этот миг вечен, пока жива Любовь.
В искусстве[править | править код]
Музыка
- 1949 год: Дмитрий Васильев-Буглай — одноимённая оратория.
- 1950 год: Герман Галынин — оратория (Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1968; посмертно)
- 1961 год: Виктор Ковалёв — балет «Девушка и Смерть» (Саратовский театр оперы и балета).
- 1970 год: Герман Жуковский — балет
- 1975 год: Микаэл Таривердиев — балет «Девушка и смерть».
- В 1978 году в Одессе во Дворце культуры студентов Политехнического университета была поставлена рок-опера «Девушка и Смерть», композитор Евгений Лапейко. В 2011—2012 годах она была возобновлена.
Живопись (сцена чтения поэмы)
Существует картина Анатолия Яр-Кравченко «А. М. Горький читает 11 октября 1931 года И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку „Девушка и смерть“». 1941, масло, холст. 136 x 149 см. За спиной писателя на картине стоит его сын Максим Пешков.
В 1950 году Татьяна Борисовна Мантурова выпустила о картине одноимённую брошюру.
В 1972 году Владимир Иванов создал коллаж по мотивам картины[источник не указан 1842 дня].
В 1993 году Тенгиз Мирзашвили нарисовал карикатуру на эту тему.
Иллюстрации
- 1932 год: рисунок, выполненный Кузьмой Петровым-Водкиным
- 1938 год: Кузьмин Николай Васильевич
- В 1953-4 годах Кирилл Кустодиев выполнил серию акварельных эскизов, иллюстрирующих сказку (Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина).
- 1954 год: Игорь Балакин выполнил лаковую коробку в мстерском стиле
- 1954 год: Таранов М. А. выполнил несколько литографий
- 1950-е годы: Елена Гренфельдт
- 1968 год: Николай Домашенко (Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва)
- 1985 год: деревянное панно, автор Пичугин Алексей Гаврилович
- 1985 год: книга, иллюстрированная В. Меньшиковым
III
Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет,— жертву пожалела:
«Ишь ты, ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!»—
«Не сердись,— ответила девица,—
За што на меня тебе сердиться?
Поцеловал меня впервые милый
Под кустом зеленой бузины,—
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь, на грех, бежит с войны,
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А — гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться.
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя —
Дай ты мне еще поцеловаться!»
Странны были Смерти речи эти,—
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»
И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:
«Ну, ступай, целуйся, да — скорее!
Ночь — твоя, а на заре — убью!»
И на камень села,— ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!
Анализ стихотворения «Девушка и Смерть» Горького
Ранняя поэма «Девушка и Смерть» Максима Горького – гимн всепобеждающей земной любви.
Стихотворение датируется примерно 1892 годом. В эту пору писателю исполнилось 24 года, уже год жадный до жизни юноша странствует по стране, знакомится с новыми людьми. Это время, когда М. Горький самозабвенно цитировал Д. Байрона и сам писал романтические вещи. Попутно он освоил ремесло столяра, хлебопека, репортера. В то время его спутницей жизни была О. Каменская, разведенная акушерка. Впрочем, вскоре их отношения разладились, похоже, О. Каменская не разглядела в М. Горьком писателя. По жанру – сказка, поэма, рифмовка смешанная, есть и перекрестная, и верлибр. Начинается история как бы невзначай: царь не в духе возвращается из похода. А одна его подданная «за кустами хохочет». Ее не очень вежливое «отойди» решает судьбу. Героиню отдали во власть Смерти. Та изображена у М. Горького старой каргой, пожалевшей молодость девушки и ее любовь. Впрочем, наутро она велела героине вернуться и получить по заслугам. Девушка же не явилась. Тогда Смерть идет за нею. Находчивая героиня, наконец, выпрашивает себе жизнь рядом со своим любимым (надо сказать, что герой в сказке крепко спит, видимо, по аналогии со «Спящей красавицей»). Однако Смерть с тех пор всегда «около Любви». Сам автор утверждал, что его стихотворение – не попытка стилизации, он обратился к фольклору только как к средству передать свои взгляды на жизнь и мироустройство. Вообще, он считал, что природе было бы «разумнее и экономичнее» создать людей бессмертными. Решение проблемы он видел в науке. В поэме много нестандартных находок. И сам повод для казни, и лексика персонажей, образы и набор выразительных средств. Образ смерти – средневековый, макабрический: скелет, коса, старуха. Ее ремесло – «возиться с тухлым мясом». Автор полемизирует с христианством. Его Смерть сама принимает решение, кому умирать. Она же готова вступить в гражданский брак с Сатаною (хотя оба они нематериальной природы). Образы Каина (первоубийцы человека) и Иуды (предавшего богочеловека). Их главный грех в том, что они сообщники смерти. Он поселяет их в болото с нежитью. Бог изображен непрощающим. Однако эти двое при жизни прощения и не просили. Дана и песня Смерти, где она дивится тому, что люди и доброго, и злого отпевают. Ответ же прост: людям высший суд не принадлежит, потому они и поступают так со всеми крещеными покойниками. Наконец, есть и смелый поэтический портрет влюбленной девушки наутро. Много просторечной, даже бранной (хам, блудня, дурак) лексики, есть и устаревшая (гляди-ко, доколе, уморю). Олицетворение: синеволосая ночь. Сравнения: как маки, точно две змеи. Авторский эпитет: лунно-звездным телом. Инверсия: дремлет парень. Известен комплиментарный отзыв И. Сталина о поэме. По воспоминаниям В. Иванова М. Горький считал его несколько ироничным: штука посильнее «Фауста» (оборот стал идиомой).
В истории «Девушка и Смерть» М. Горький излагает свои взгляды на целый спектр вопросов: вера, существование смерти в мире, сила любви, отношение к государству.
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре,
- История жизни рассказчицы,
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.
В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.
Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.
Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.
Имя героя означает «отверженный». Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя»
Жизнь старой женщины
Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это чувство личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Поступки старухи нельзя назвать однозначными, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.
Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.
К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.
Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры
Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание
Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство
Девушка и Смерть (поэма)
После описанных событий старуху забирает Николай Иванович такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим. Но каждый из них очень любил своего Бога и обращался за помощью к нему и к святым. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. Максим Горький краткое содержание, главные герои Охлаждение супружеских отношений между Горьким и Андреевой произошло в 1919 году не только по причине всё более резко проявлявшихся политических разногласий.
VI
Спела песню — начинает злиться,
Уж прошло гораздо больше суток,
А — не возвращается девица.
Это — плохо. Смерти — не до шуток.
Становясь все злее и жесточе,
Смерть обула лапти и онучи
И, едва дождавшись лунной ночи,
В путь идет, грозней осенней тучи.
Час прошла и видит: в перелеске,
Под росистой молодой орешней
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.
Как земля гола весною ранней.
Грудь ее обнажена бесстыдно.
И на коже шелковистой, ланьей
Звезды поцелуев ярко видны.
Два соска, как звезды, красят грудь,
И — как звезды — кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.
Под глазами голубые тени,
Точно рана — губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.
Смерть глядит, и тихо пламя гнева
Гаснет в ее черепе пустом.
«Ты чего же это, словно Ева,
Спряталась от бога за кустом?»
Точно небом — лунно-звездным телом
Милого от Смерти заслоня,
Отвечает ей девица смело:
«Погоди-ка, не ругай меня!
Не шуми, не испугай беднягу,
Острою косою не звени!
Я сейчас приду, в могилу лягу.
А его — подольше сохрани!
Виновата, не пришла я к сроку,
Думала — до Смерти недалеко.
Дай еще парнишку обниму:
Больно хорошо со мной ему!
Да и он — хорош! Ты погляди,
Вон какие он оставил знаки
На щеках моих и на груди.
Вишь, цветут, как огненные маки!»
Смерть стыдясь тихонько засмеялась:
«Да, ты будто с солнцем целовалась.
Но — ведь у меня ты не одна,—
Тысячи я убивать должна!
Я ведь честно времени служу,
Дела — много, а уж я — стара,
Каждою минутой дорожу,
Собирайся, девушка, пора!»
Девушка — свое:
«Обнимет милый,
Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой
И ни бога, ни людей не надо!
Как дитя — собою радость рада,
И любовь любуется собой».
Смерть молчит задумчиво и строго,
Видит — не прервать ей этой песни!
Краше солнца — нету в мире бога,
Нет огня — огня любви чудесней!