Два помещика краткое содержание
Рассказ «Два помещика» Тургенева был написан в 1852 году. Он вошел в знаменитый цикл «Записки охотника», который автор посвятил описанию жизни крепостных крестьян и помещиков образца середины XIX века. В произведении показаны наиболее типичные образы русских помещиков. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два помещика» на нашем сайте.
Главные герои Хвалынский Вячеслав Илларионович – помещик, генерал-майор в отставке, холостой, влюбчивый, добрый, но излишне надменный мужчина средних лет. Стегунов Мардарий Аполлоныч – помещик, невысокий, толстый, лысый старичок, добродушный и гостеприимный. Другие персонажи Рассказчик – дворянин, мужчина среднего возраста, страстный охотник. Краткое содержание
Рассказчик решил поведать о двух своих соседях-помещиках, у которых он часто охотился. Это были почтенные люди, которые пользовались «всеобщим уважением нескольких уездов». Один из них, Вячеслав Илларионович Хвалынский, был генерал-майором в отставке. Это был высокий, некогда стройный, но теперь обрюзгший человек «в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре». Внешность его уже претерпела досадные возрастные изменения, но Хвалынский был по-прежнему бодр, весел, и часто называл себя «старым кавалеристом».
Это был, по сути, добрый человек. Однако он не мог общаться на равных с «дворянами небогатыми или нечиновными». При разговоре с ними Хвалынский смотрел искоса, пренебрежительно. И, напротив, с людьми выше его по социальному статусу или званию, он отличался особой почтительностью, и даже в карты им проигрывал с любезной улыбкой, без жалоб. О своей службе генерал говорить не любил, и «на войне он тоже, кажется, не бывал». Кроме того, «Вячеслав Илларионович ужасный охотник до прекрасного пола», и при виде хорошенькой особы всегда был готов на подвиги. У него не было семьи, и он до сих пор считался завидным женихом. Генерал Хвалынский был удивительно хорошо «на всех торжественных и публичных актах, экзаменах, собраньях и выставках», куда его с удовольствием приглашали. Однако он неизменно избегал долгих бесед и жарких споров. Дома у себя он никого не принимал, и жил, «как слышно, скрягой».
Совсем иным был другой помещик – Стегунов Мардарий Аполлоныч. С Хвалынским его объединяло лишь то, что оба были закоренелыми холостяками. Невысокого роста, лысый, пухлый Стегунов «едва ли где-нибудь служил и никогда красавцем не почитался». Он был большим хлебосолом и балагуром, всегда с удовольствием принимал гостей и потчевал их от всей души. Сам же Мардарий Аполлоныч ничем не занимался, и обленился настолько, что «даже «Сонник» перестал читать».
Однажды рассказчик приехал в гости к Стегунову. Они сидели на балконе, пили чай и наслаждались прекрасным вечером. Неожиданно раздались звуки ударов. Мардарий Аполлоныч сообщил, что это по его приказу «шалунишку наказывают», буфетчика Ваську. Когда на обратном пути рассказчик повстречал того самого Ваську, то поинтересовался, за что его били. Буфетчик ответил, что наказание получил за дело. Он восхищался добрым и справедливым барином, какого «в целой губернии не сыщешь». Рассказчик грустно вздохнул, и задумался о печальной судьбе простого русского народа.
Заключение В своем произведении Тургенев продемонстрировал два распространенных типажа русских помещиков. Также он показал, в каком зависимом положении был простой народ, который даже не пытался протестовать против своего рабства. После ознакомления с кратким пересказом «Два помещика» рекомендуем прочесть произведение в полной версии
Сюжет и композиция
Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).
В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.
О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.
В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.
Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.
3 стр., 1162 слов
Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
… своей жизни в лесу. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Популярные сегодня … и режиссёр помещика глупым назвал. Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были … в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ …
Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.
Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.
Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.
Герои
Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.
Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.
Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.
Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».
На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.
Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония;
- гротеск;
- аллегория;
- сравнение;
- алогизм;
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.
История создания Записок охотника
Произведение «Два помещика», краткое содержание которого позволяет оценить события российской действительности девятнадцатого века, входит в тургеневский цикл «Записки охотника».
Известно, что в 1837 году Тургенев окончил филологический факультет Петербургского университета. И уже на следующий год, несмотря на то, что ему было всего лишь девятнадцать лет, он отправляется на учёбу в Берлин. Так осуществилась его мечта, так как помещичья среда, к которой принадлежал и сам автор, ему не только надоела, но вызывала в нём негодование и отвращение.
И лишь только в 1841 году он возвращается на родину и сразу же публикует своё первое произведение. Критик Белинский высоко оценил его поэму «Параша». Так началась писательская деятельность Тургенева. А в 1847 году, когда выходил первый номер журнала «Современник», он печатает в нём рассказ «Хорь и Калиныч», хотя вообще не собирался публиковать этот очерк.
Панаев, который был одним из основателей журнала, сделал к очерку ещё и подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких рукописей у автора больше не было. Но у очерка был большой успех, и вскоре читатели требовали продолжение «Записок охотника». И тогда Иван Сергеевич решил продолжить этот цикл рассказов. В 1847 году он снова уезжает за границу.
В разлуке с Родиной крепла любовь к своей стране. Он вспоминал своё детство и то, как охотился в Тульской и Орловской губерниях. Эти светлые стороны русской жизни давали ему силы для творчества, и работа над новым циклом продолжалась. Впоследствии рассказы также печатались в журнале «Современник», их оказалось двадцать один.
Отдельной книгой сборник рассказов «Записки охотники» вышел только в 1852 году, но только к уже ранее напечатанным произведениям добавился и двадцать второй рассказ. Им стал «Дикий помещик». Позже было написано ещё три рассказа:
- «Стучит».
- «Конец Чертопханова».
- «Живые мощи».
Ася, Тургенев Иван Сергеевич
Краткое содержание, краткий пересказ
Краткое содержание повести
Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своем остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н., придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумя русскими — молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называл Асей. Н. Н. избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н. Н. к себе домой, на квартиру, в которой они с сестрою остановились. Н. Н. был очарован своими новыми друзьями. Ася сначала дичилась Н. Н., но скоро уже сама заговаривала с ним. Наступил вечер, пришла пора ехать домой. Уезжая от Гагиных, Н. Н. почувствовал себя счастливым.
Прошло много дней. Шалости Аси были разнообразны, каждый день она представлялась новой, другой — то благовоспитанной барышней, то шаловливым ребенком, то простенькой девочкой. Н. Н. регулярно навещал Гагиных. Какое-то время спустя Ася перестала шалить, выглядела огорченной, избегала Н. Н. Гагин обращался с ней ласково-снисходительно, а в Н. Н. крепло подозрение, что Гагин — не брат Аси. Странный случай подтвердил его подозрения. Однажды Н. Н. случайно подслушал разговор Гагиных, в котором Ася говорила Гагину, что любит его и никого другого не хочет любить. Н. Н. было очень горько.
Несколько следующих дней Н. Н. провел на природе, избегая Гагиных. Но через несколько дней он нашел дома записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н. по-приятельски, но Ася, увидев гостя, расхохоталась и убежала. Тогда Гагин рассказал другу историю своей сестры.
Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своем доме маленькую девочку Асю, но не обратил на нее никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им “на прокормление”.
Записки охотника: Два помещика
Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые.
Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но ещё «выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы».
У него есть некоторые странности. Разговаривая «с дворянами небогатыми или нечиновными», он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может с ними общаться, как с равными себе. А уж с людьми, «стоящими на низших ступенях общества, он обходится ещё страннее: вовсе на них не глядит. Зато „с губернатором или каким-нибудь чиновным лицом“ очень мил: „и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит — медом так от него и несет…“.
На войне генерал не бывал, в молодые годы служил „адъютантом у какого-то значительного лица“ и, как видно, угодничал. Вдобавок, скуп, „жила страшный“ и „ужасный охотник до прекрасного пола“. Живет один, до сих пор ещё считается женихом, зато у него ключница видная, нарядная, лет 35-ти. Читает он мало, „даром слова“ не владеет и длинных разговоров избегает. „Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует, а к лицам низшим, которых, по-видимому, презирает,.. держит речи отрывистые и резкие“: „это, однако, вы пус-тя-ки говорите“ или: „вы должны, однако же, знать, с кем имеете дело“…
От звания предводителя дворянства „по скупости“ отказывается. Объясняет он это тем, что „решился посвятить свой досуг уединению“. В общем, как видно, тип, мягко говоря, малосимпатичный: фарисей, хам, проходимец и т.п.
Второй помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов — старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. В одном он только сошелся с генералом Хвалынским: он тоже холостяк».
Занимается он «своим именьем довольно поверхностно». С крепостными обращается бесцеремонно, «по-старому». Его главный принцип: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик».
Он сидел на балконе с гостем, автором «Записок», пил чай, но вдруг остановился, прислушался: «звук мерных и частых ударов» раздавался «в направлении конюшни». Патриархальный старичок «произнес с добрейшей улыбкой: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!»
« — Это что такое? — спросил я с изумлением.
— А там, по моему приказу, шалунишку наказывают… Васю — буфетчика изволите знать?
— Какого Васю?
— Да вот, что намедни за обедом нам служил».
«Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю. Он шел по улице и грыз орехи. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.
— Что, брат, тебя сегодня наказали? — спросил я его.
— А вы почем знаете? — ответил Вася.
— Мне твой барин сказывал.
— Сам барин?
— За что ж он тебя велел наказать?
— А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают; такого заведенья у нас нету — ни-ни. У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.
У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.
— Пошел! — сказал я кучеру. „Вот она, старая-то Русь!“ — думал я на возвратном пути».
Любая форма рабства надолго, на века развращает души рабов и господ. Ещё долго-долго, столетиями Васька буфетчик и его (уже более свободные) потомки будут боготворить своих кумиров, преклоняться перед лжепророками, доверчиво повторять внушенные кем-то лже-идеи, медленно и мучительно с ними расставаясь.
И это все не только на Руси. Как её ни отгораживай от остального, достаточно страшного мира, Царство Божье не построишь в одной, отдельно взятой стране. «Царство Божье не придет приметным образом — оно внутри нас».
Главные и второстепенные герои
Повествование строится вокруг двух соседей рассказчика. Они оба — помещики, живут поблизости от автора и дружат с ним. Все вместе часто выезжают на охоту.
Помещиков зовут:
- Мардарий Аполлоныч Стегунов;
- Вячеслав Илларионович Хвалынский.
Отставной генерал Хвалынский высок и статен, как положено военному, но уже немножко обрюзг и потерял несколько зубов. Вячеслав Илларионович — не злой человек, но он почти не замечает нужд своих крестьян. Несмотря на жесткую дисциплину, его хозяйство плохо управляется и дышит на ладан.
Второй герой — Мардарий Аполлоныч Стегунов. Он абсолютно гражданский человек, далекий от армейских порядков, с полным телосложением и лысой головой. Мардарий Аполлоныч гостеприимен, охотно принимает гостей и до отвала их кормит. Кроме того, он любит старую жизнь и, в отличие от Хвалынского, не выносит новых порядков.
В тексте есть второстепенные персонажи:
- важный петербургский чиновник — косвенно упоминается, как он распорядился посеять вместо пшеницы мак и носить крепостным бабам городские кокошники;
- молодой, недавно закончивший семинарию священник;
- Юшка — старик лет 80, дворовый Мардария Апполоныча;
- Наталка — дочь Ермилы-кучера, девочка лет 11;
- ключница Авдотья;
- Вася-буфетчик.
Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показывает отрицательное влияние крепостного права на человека. Несвобода убивает достоинство не только в крестьянах, но и в их хозяевах.
Уже по описанию внешности, поведения и образа жизни Стегунова и Хвалынского видно старание автора донести до читателей мысль о том, что люди, управляющие крестьянами, никуда не годны.
Они не способны стать причиной положительных перемен, потому что не образованы.
Помещики не только не хотят, но даже и не могут облегчить жизнь крестьян.
Краткий пересказ
Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.
Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.
Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.
Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.
Отправляясь домой, рассказчик встретил в деревне вышеупомянутого Васю. Он спокойно грыз орехи, а на расспросы ответил, что барин наказал его справедливо.
Основная идея произведения
Автор откровенно высмеивает главных героев. Они проводят свои дни бессмысленно и бесцельно, не принося пользы ни себе ни людям. Пустая и никчемная жизнь их не угнетает. Наоборот, они считаются людьми достойными и уважаемыми. Это говорит о том, что остальные и хозяева округи под стать главным героям.
Тургенев изобразил два основных типа представителей помещичьего сословия:
- военного, вышедшего в отставку и не имеющего никаких боевых заслуг, так как служба пришлась на мирное время;
- штатского человека — малообразованного, получившего власть над людьми только по праву рождения.
Краткое содержание «Двух помещиков» показывает намерение автора хотел описать жизнь российской провинции во время крепостного права и показать, что тяжелое положение крестьян складывается в том числе из-за бездарного управления. Тургенев раскрывает тему ужасной жизни русского народа, находящегося в рабстве, и показывает, как неволя деформирует самих крестьян и их хозяев.
После ознакомления с кратким содержанием и анализом произведения Тургенева «Два помещика» рекомендуется самостоятельно прочитать его. Это поможет оценить богатство русского языка, благодаря которому автор метко передал особенности характера и образа жизни провинциальных обитателей.
Популярные сегодня пересказы
- Десять негритят — краткое содержание романа Агаты Кристи На Негритянском острове неизвестный миллионер выстроил роскошный дом. Позже он был продан мистеру и миссис Оним. Однажды хозяева пригласили к себе на остров 10 человек. Кому-то предлагалась работа
- Буква ТЫ — Краткое содержание рассказа Пантелеев Автор вспоминает о том, как когда-то он учил читать и писать четырехлетнюю девочку Ирину, которая оказалась не по годам смышленой. Всего за 10 дней она освоила почти всю азбуку и свободно читала слова типа «мама» и «Саша»
- Находка — краткое содержание рассказа Зощенко Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора
- Валя — краткое содержание рассказа Андреева Маленький Валя увлеченно читал большую книгу, когда к нему в комнату мама ввела незнакомую худую женщину. Обе были заплаканные. Бросившись к мальчику, незнакомка, от которой неприятно пахло гнилью и сыростью
Краткий пересказ
Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.
Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.
Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.
Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.
Мы напишем — Анализ рассказа Два помещика Тургенева. Подсказки школьнику
Рассказ Тургенева «Два помещика» был напечатан в журнале Современник. Вот только его не пропустили, а все, потому что в нем было очень много цензуры. И только спустя некоторое время автору удалось его выпустить и сделать так чтобы его стали читать.
Главными героями стали два помещика. Одного зовут Слава. Он очень добрый человек и отзывчивый. Вот только не всегда это играет с ним положительно. С другими помещиками он ведет себя открыто и даже немного дерзко. А некоторыми из них даже старается командовать и управлять. Но когда он видит людей высшего света, то замолкает и больше не произносит ни единого звука пока этот человек не покинет их. Домик у него небольшой, да и книг он практически не читает. У него есть человек, который выполняет все дела по дому, а вот сам герой ничем практически не занимается.
А второго зовут Мардарий. Многим может показаться, что он является полной противоположностью первого героя. У него не было никогда девушки. Да и никто никогда не бегал за ним. Больше всего ему нравится сидеть дома и кушать разные вкусные штучки, которых у него очень много. Дом у него намного больше, чем у предыдущего героя и состоит из нескольких комнат. Практически никогда он не убирается в каждой из своих комнат. Именно поэтому в каждой из них уже давно поселился таракан и не один. Очень редко он выезжает на поля или сорвать цветов с полей. Если раньше больше всего на свете ему нравилось читать сонник, то теперь и это дело ему наскучило, а чем заниматься дальше он пока не решил. Кроме этого к нему приходит очень много разных гостей, и он принимает их со всеми почестями.
Больше всего на свете ему нравится при этих гостях читать умные книги, но спорить или вступать в беседу о них он не хочет и сразу отметает любые напоминания об этих книгах. Но при этом все его соседи считают его умным и начитанным человеком, который соблюдает все правила и законы и ни в коем случае не нарушает их. Частенько к нему приходит батюшка из церкви и тогда он приносит из подвала большую бутылку водки и не отпускает ее, пока она не опустеет. Кроме этого ему нравится, когда бьют плетьми разных людей. А вот про своих крестьян порой забывает и очень долго не вспоминает. Он может сначала подарить кур, которые пасутся у него в ограде, а уже через пять минут отправить людей и привезти кур назад.
Здесь автор старается высмеять каждого из героев. Ни у одного из них нет определенного занятия, и они делают только то, что считают нужным и удобным для них. У них не только пустая, но еще и никчемная жизнь.
Все сочинения
Герои
Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.
Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а редкие волосы поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.
Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.
Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».
На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.
Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.