Анализ романа сервантеса «дон кихот»

Дон кихот: смысл, краткое содержание, анализ романа сервантеса

Сочинения

Испанский писатель Сервантес подарил читателям много интересных произведений, но больше всего мне нравится его роман о Дон Кихоте, который называется «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Роман повествует о разных приключениях героя, где переплелись романтика стремлений и душевная жизнь героя со скучной прозой окружающего мира. Используя тонкую иронию и грустный юмор, писатель с помощью своего главного персонажа высказал мысли о личной свободе, о равенстве и правах человечества.

Дон Кихот краткий анализ

Сюжет романа знакомит нас с благими намерениями главного персонажа, что решил бороться со злом. Прочитав множество рассказов о рыцарях, Дон Кихот и сам решил совершать подвиги. Оседлав лошадь, взяв с собой оруженосца Санчо Панса, он отравился в путь. Дон Кихот обладает сильным воображением, поэтому для него кляча — это боевой конь, а сельская девушка — благородная дама. Дон Кихот верит рыцарским романам и даже не думает о том, что это всего лишь выдумка. Вот только беда, сталкивается он с несоответствием и противоречиями, где реальность побеждает иллюзорный мир рыцарства и эта действительность далека от сказки.

Герой Сервантеса постоялый двор видит огромным замком, воюет с великанами, которые на самом деле оказываются обыкновенными мельницами. Себя же Дон Кихот представляет могущественным рыцарем, но вот мы видим простого старика, что живет в своем воображаемом мире и странствует, принимая женщин легкого поведение за принцесс, а стада баранов за армии.

Дон Кихот хочет помогать людям, а получается наоборот. Причем сколько бы персонаж не пытался творить добро, все его попытки были безуспешными, он так и не смог изменить мир к лучшему.

Характеристика героев

Создав свой роман, автор показал читателям испанскую действительность и взаимоотношения людей разных сословий и различных профессий. Здесь изображены дворяне и крестьяне, пастухи и священники, бандиты и коменданты, солдаты и купцы. Около шестисот персонажей задействованы в произведении, но главные из них — это наши герои Дон Кихот и Санчо Панса. Их давайте и охарактеризуем.

Прочитав роман, мы можем сделать характеристику Санчо Панса. Это крестьянин, который соблазнился обещаниями Дон Кихота заполучить губернаторский пост на завоеванном острове и вызвался быть оруженосцем. С этой ролью он и отправился с главным персонажем в путь, где с ними происходили разнообразные приключения. Он остроумный, забавный, немного хитрый, мудрый, живет земной жизнью, в отличие от Дон Кихота.

Характеристика Дон Кихота

Дон Кихот — дворянин, старик и чудак. Фантазер, что вообразил себя рыцарем. Это персонаж, который не просто начитался, а стал жить сказками о рыцарях и во имя своей прекрасной дамы пошел творить добро и делать мир лучше. Его намерения были замечательными, но вот воплотить их в жизнь у него не получалось, так как он не имел понятия, как это сделать в реальном мире. Да, мечты героя были разбиты действительностью, но он дал читателям хорошие уроки жизни.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Глубокий смысл

Действие событий происходит в значимый период истории, когда встречаются феодализм и Новое время. Автору удается ярко выразить недовольство несправедливым устройством феодального строя, доказать глупость предрассудков и губительность негуманного подхода к низшему сословию, испытывающему на протяжении многих поколений нестерпимое угнетение. Сервантес вложил самого себя в персонаж главного героя, став его глазами и прояснив, насколько зависим простой люд от разрушающей греховности и самодурства господ. Дон Кихот глубоко уважает традиции народа, главные стороны деятельности и быта крестьян. Гуманистическому мировоззрению отдается особенная роль при написании романа, а это явление начало только воздействовать на умы проживающих в Испании людей.

Темы

  • Основная тема романа — идеал. Автор, который сам некогда верил в значимость собственных поступков, теперь словно проводит тезис о том, что геройство — это скорее занятие глупое, чем благородное. Это демонстрируют комичные попытки Дон Кихота изменить мир к лучшему. Они приносят страдания как ему самому, так и тем, кому он хочет помочь. Однако полного разочарования Сервантес в своих нравственных установках не достиг. Потому стремления к хорошему автором одобряются, но читателю ясно, что это не совсем те стремления, что были у главного героя.
  • Следующая тема романа «Дон Кихот» — социально-политическая. Действие произведения происходит во времена встречи двух важнейших стадий развития цивилизации — феодализма и Нового времени. Сервантес выступает против феодализма с его абсурдным устройством, предрассудками и угнетением крупнейшего сословия. Но и новая система автора не радует, так как она также, как и старая подразумевает зависимость народа от порочности и самодурства власть имущих. Именно поэтому для него бедный крестьянин честнее и лучше, чем любой политический деятель.
  • Обе названные темы являются частями одной большой — темы назидания. Автор показывает читателю, что будет, если слепо верить своим установкам и подкреплять их действиями, идущими вразрез с разумным поведением. В тоже время без эталона и вдохновения человеку не обойтись. Для Сервантеса этим образцом является гуманистическое мировоззрение. Данное явление только приживалось в Испании времен жизни автора, поэтому идеи гуманизма он продвигает завуалированно. Они встречались в его предыдущих сочинениях, и в романе о Дон Кихоте обрели полную форму, иллюстрирующую все стороны жизни, где нужен гуманизм.

Дон Кихот — «мудрый безумец»

Дон Кихот — “мудрый безумец” Это произведение было написано в Испании М. Сервантесом. Во времена, когда создавалось произведение люди зачитывались рыцарскими романами, и Сервантес решил показать нелепость этих романов. После того как издалось его произведение “Дон Кихот” рыцарские романы потеряли свою популярность. Главный персонаж книги — Дон Кихано, Испанский идальго. На вид ему 50 лет. Автор описывает его как худощавого, сильного, крепкого человека, который в праздники одевает одежду из тонкого сукна и бархата и попроще в будни. На ужин он ел кусок коровьего мяса или баранины, чечевицу в постные дни и жареного голубя по воскресеньям. Все свободное время он проводил за чтением рыцарских романов и вскоре от своего увлечения, которое переросло в страсть он потерял рассудок. И однажды в его голову пришла самая невообразимая мысль: стать странствующим рыцарем. На мир он смотрит не глазами обычного человека, а словно это происходит во времена странствующих рыцарей. Однако простой народ не понимает его мировоззрения и только смеется и шутит над ним. Только сумасшедший может отправиться на войну с этим миром. Он верит в обещания и клятвы и судит человека по его делам. Конфликт произведения заключается в сталкивании между воображаемым миром Дон Кихота и реальным миром, без которого он не может жить. В восьмой главе первой части, в схватке с мельницами наиболее хорошо проявляется его храбрость до безрассудства и, он не побоялся выйти на бой с группой “Великанов” — мельниц. В 17-ой главе в схватке со львами он готов пожертвовать жизнью ради своих безумств. В 19-ой главе в истории с мертвыми телами проявляется его справедливость. И хотя он окончательно потерял рассудок, во второй части в споре с духовником проявляется его большая мудрость, образованность, человечность и демократизм. Также его мудрость проявляется в сцене, где он дает советы Санчо Пансе по правлению островом. Если в первом томе произведении они противопоставляются друг другу, то во втором, после скитаний по Испании и разговоров они сближаются, и между ними стирается социальная граница – они становятся единым целым. Его друзья: Бакалавр Карраско, Цирюльник Николас и Священник смотрят на него как на сумасшедшего и соответственно так к нему и относятся, пытаются вернуть домой. Даже во время его смерти они продолжают так же к нему относиться. А Санчо Пансе очень сложно было перенести его смерть. В большинстве случаев Дон Кихота окружают злобные люди или те, кто хочет посмеяться над ним. Дон Кихот и Санчо Пансо – любимые герои Сервантеса. Сервантес был убежден в подвиге Дон Кихота во имя справедливости. Когда Дон Кихот спасает герцогиню – это его настоящий подвиг, в котором был уверен Сервантес. В конце, когда Дон Кихот умирает, автор пишет послесловие, в котором заключает большой смысл.

Характерные черты и качества героев

С помощью описания и характеристики Дон Кихота и других персонажей писатель хотел показать их мнение о жизни и заменить фантастическое представление о мире верной картиной. Он заложил основы другого видения реализма, получившее развитие в литературе буржуазного общества. Жанр его книги — приключенческий роман.

Рыцарь и его оруженосец

Дон Кихот — пожилой причудливый дворянин и фантазер. Считается, что ему столько же лет, сколько автору. Герой вообразил себя рыцарем, начитавшись сказок. Это привело к тому, что он стал жить в иллюзорном мире, где хотел творить добро во имя возлюбленной и делать мир лучше. Конечно, эти намерения были прекрасны. Только вот воплотить их в жизнь ему не получалось, так как персонаж не знал, как это можно осуществить в настоящем мире, применить в действительности.

Героя называли Рыцарем Печального Образа, Львов. Он имел прозвище Добрый. Персонаж попадал в разные ситуации, переделки. Его мечты были разбиты реальностью, но, несмотря на это, герой показал читателям прекрасные уроки жизни.

Внешне он худой и бледный. На его тощем коне по имени Росинант старые доспехи.

Странное поведение и поступки рыцаря приносят ему славу сумасшедшего, чудака и безумца. Если кратко, то он считает, что мир заколдовали злые волшебники, поэтому его призвание — сражаться с ними. Герой видит опасность и врагов там, где их нет.

В произведении он рассуждает о:

  • литературе;
  • воспитании;
  • правителях;
  • свободе;
  • войне;
  • мире.

Перед смертью главный герой отрекается от своих рыцарских деяний и признает, что был неправ и безумен. Его образ сложен и многолик. Порой кажется, что он только претворяется безумцем, а на самом деле сам всех обманывает. Этот персонаж подражает языку рыцарских романов, выступает как гуманист, обличает общественные пороки.

Санчо Панса — добрый и верный друг рыцаря, а также его оруженосец.

Он принадлежит к крестьянскому сословию, имеет следующие характерные черты:

  • наивность;
  • доверчивость;
  • бескорыстность;
  • остроумие;
  • хитрость;
  • мудрость.

Его главным отличием от Дон Кихота является то, что Санчо живет в реальности, в разумной жизни. Но приключение пошло ему на пользу, так как этот персонаж превратился в честного и справедливого человека. Он стал прагматичным и практичным.

Второстепенные герои

Дульсинея Тобосская — крестьянка, получившая из уст рыцаря почетное звание благородной дамы. Именно во славу этой особы он собирался творить подвиги, менять мир, хотел бросить к ее ногам поверженных противников, а девушка должна была решить их участь. Крестьянка подвигла героя на благородные дела.

Помимо нее, в романе описывается племянница рыцаря — Антония, которая любит и уважает своего дядю, всегда ждет его домой. Она получает от Дона все имущество, но только в случае, если выйдет замуж за человека, не имеющего ничего общего с рыцарями и рыцарскими романами.

У Кихота была верная и преданная экономка. Эта женщина искренне любила своего безрассудного хозяина. Главный герой уважал и ценил ее, поэтому в своем завещании указал, чтобы ей была выплачена вся сумма за все время ее работы и средства на покупку платья.

Также в романе встречается близкий товарищ рыцаря — цирюльник. Это разумный и рассудительный человек, переживающий за своего знакомого. Он пытался переубедить Дона, чтобы тот не совершал безумные поступки.

Таким образом, с помощью характеристики героев автор показал противостояние между идеалом и действительностью. Попытки Кихота сотворить добро и справедливость оказались безуспешными. Получилось, что «один в поле не воин». Одинокий рыцарь не сможет изменить мир, несмотря на то, что будет пытаться хоть что-то сделать.

Ради этих взглядов он проявляет большую отвагу, желает пожертвовать собой, что вызывает восторг и настоящее уважение. Тема этого произведения актуальна до сих пор. По мотивам романа сняли фильм, в школах пользуются популярностью сочинения, затрагиваемые вопросы книги.

Вечные образы в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – одно из самых популярных произведений мировой литературы, созданное испанским писателем Мигелем де Сервантесом Сааведрой (1547–1616 гг.) – повествует о приключениях славного рыцаря, который совершил множество героических, но абсолютно бесплодных поступков ради своей возлюбленной Дульсинеи. Сам роман Сервантеса «Дон Кихот» – пародия на рыцарские романы эпохи Ренессанса.

Дон Кихот – центральный образ этого романа, его настоящее имя – Алонсо Кехано. По версии писателя Германа Арсиньегаса, одним из прообразов Дон Кихота для Сервантеса мог послужить завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада, чьи походы в поисках Эльдорадо обросли многочисленными домыслами и легендами.

Библиография исследований образа Дона Кихота литературоведами, философами и другими специалистами весьма обширна. Истолкованием этого образа занимались и классики литературы. При всём различии толкований почти все писавшие о Доне Кихоте сходились на утверждении, что он является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, его причисляли к «вечным спутникам» человечества.

Кроме того, этот образ впоследствии неоднократно использовался в художественной литературе другими авторами, которые давали ему собственную интерпретацию, пародировали, либо ссылались на него. Уже некоторые современники и ближайшие литературные потомки Сервантеса начали создавать подражания его роману, где описывались неизвестные читателю приключения Дона Кихота. Эта тенденция была в дальнейшем продолжена.

Образ Дона Кихота был воспринят многочисленными исследователями какархетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породив даже философское понятие «донкихотство» – поведение, образ жизни Дона Кихота, благородного и прекраснодушного человека-мечтателя, стремящегося приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.

Всё это свидетельствует о том, что образ Дона Кихота – «вечный образ» в литературе.

«Вечные образы» – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.

Образ Дона Кихота олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство.

Верными спутниками Дона Кихота являются его оруженосец Санчо Панса и конь Росинант.

Санчо Панса был простым крестьянином-хлебопашцем на землях Алонсо Кехано, был женат и имел двух детей. Завлечённый обещаниями Дона Кихота сделать его в будущем графом и губернатором острова, Санчо соглашается сопровождать его в качестве оруженосца. Не веря в мечтания и миражи Дона Кихота, Санчо часто проявляет в своих речах здравый смысл и пытается отговорить Дона Кихота от наиболее безрассудных подвигов. Тем не менее он охотно пользуется преимуществами странствующего рыцарства. Он хитёр и часто обманными путями пытается получить выгоду. Считая, что Дон Кихот не в себе, он тем не менее почитает его за ум и образованность.

Имя коня Дона Кихота является составным словом: «росин» – кляча; «анте» – прежде, впереди. Дон Кихот долго выбирал имя для своей лошади – по его замыслу, оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, и соответствовать новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант – по его мнению, оно было «благородным и звучным, поясняющим, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Свой роман Сервантес адресовал детям и мудрецам, но он слишком скромно оценил своё великое творение, и Рыцарь Печального Образа в сопровождении своего верного оруженосца продолжает свое нескончаемое путешествие по векам и странам, покоряя сердца всё новых и новых читателей.

О чем история печальная

Написанное сугубо как сатира и пародия, произведение становится важнейшим романом своего века; все читают его как глубокую философскую притчу. Герой, которого Сервантес задумывал как нелепого, но все же отрицательного персонажа, становится образцом мечтателя, революционера, альтруиста; в нем складываются все фантазеры и легкие на подъем люди, в том числе и сам автор, наполнивший Дон-Кихота всеми чертами, которые находил у себя. Спутник протагониста, его лучший друг, Санчо, мечтающий о богатстве грязный крестьянин, превращается в символ народа и его бесконечной мудрости.

Итак, в своем поместье проживает немолодой дворянин Алонсо Кехано. Все свободное время он проводит за чтением рыцарских романов, хотя институт рыцарства исчез сто лет назад. В какой-то момент он понимает, что готов отдать жизнь за все те идеалы, с которыми столкнулся в книгах. Он принимает решение стать рыцарем.

Кехано находит себе коня (настолько же старую развалюху, как и он сам) — Росинанта, обзаводится здравомыслящим, но мечтающим о деньгах оруженосцем по имени Санчо Панса. Рыцарь находит даму сердца и, назвавшись звучным «Дон-Кихот», отправляется вершить свои подвиги.

Вот только подвиги эти нелепы и полны безумия: сражение с ветряными мельницами-великанами, нападение на монахов-призраков, «спасение» девушки от собственных слуг – «злобных разбойников».

Несмотря на придуманный Санчо титул, «Дон-Кихот, Рыцарь Печального Образа», путешественники становятся лишь объектами для насмешек. Главные козни им строит студент Самсон Карраско. Во второй трети романа он был повержен нашим героем в ходе дуэли, которую сам злодей создавал как злобную постановку. Это так задело самолюбие молодого человека, что теперь он мечтает отомстить.

Студент подначивает дворянство к тому, чтобы разыграть спектакль перед Дон-Кихотом – им забава, а ему справедливость. Пройдя через тысячу унижений, незаметных для него самого, при дворе Рыцарь Печального Образа (к тому времени уже Рыцарь Львов) сражается с Рыцарем Луны – и проигрывает. Доспехи победителя же – на Самсоне. Он требует от Дон-Кихота отречься от своих странствий и путешествий.

В итоге старик тихо умирает в постели. Он знает, что совершал глупости – но уверен, что он все же хороший человек, что образ Дон-Кихота – это светлое пятно в темном мире. К тому моменту так думает уже не только он, но и плачущие слуги во главе с верным оруженосцем Санчо.

История создания романа и его значение

Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» относится к тем произведениям, которые определяют мировую литературу. Название этого произведения на слуху даже у далеких от чтения людей, что свидетельствует о его значимости.

Мигель де Сервантес написал это произведение в последнее десятилетие своей жизни. Ранние произведения писателя – драматические рассказы и новеллы, основанные на назидательных идеях. Писатель, обеспокоенный упадком человеческих ценностей и нравственной деградацией общества, отражал это в литературе. «Дон Кихот» оказался произведением, в котором идеи писателя обрели законченную форму.

Популярность первой части произведения еще при жизни писателя обусловливалась приключенческой основой текста, а также его новизной. «Дон Кихот» очень разнообразил жанр. Однако если популярность произведения в то время можно объяснить новизной и необычностью жанра, то спустя четыре столетия интерес к произведению объясняется глубинным смыслом романа.

Роман «Дон Кихот» является во многом политическим памфлетом

Автору был вынужден писать очень осторожно. И ему удалось настолько хорошо спрятать многие смыслы, что некоторые современные читатели не осознают до конца гениальности произведения, считая его лишь неплохим приключенческим романом. Главной целью писателя при создании произведения была борьба против двух крайностей – феодального засилья и небывалой жажды наживы

Обе проблемы, по сути, возникают из-за невоздержанности человека, желания обогатиться за счет других. В связи с этим в произведении властные особы показаны скудно, а их жизнь ничем особо не примечательная. Но писатель во всей полноте описывает жизнь низших сословий – крестьян и даже мелких разбойников. В них автор видит бодрый человеческий дух, уважаемый им. И этот же дух есть у главного героя

Главной целью писателя при создании произведения была борьба против двух крайностей – феодального засилья и небывалой жажды наживы. Обе проблемы, по сути, возникают из-за невоздержанности человека, желания обогатиться за счет других. В связи с этим в произведении властные особы показаны скудно, а их жизнь ничем особо не примечательная. Но писатель во всей полноте описывает жизнь низших сословий – крестьян и даже мелких разбойников. В них автор видит бодрый человеческий дух, уважаемый им. И этот же дух есть у главного героя.

Характеристика главных героев

Главными героями произведения являются:

  • Дон Кихот;
  • Санчо Панса;
  • Дульсинея Тобосская.

Дон Кихот является одной из сторон личности идальго Алонсо Кехано, который выбрал это имя для своего рыцарства. Большую часть произведения занимает именно Дон Кихот, а Алонсо появляется только тогда, когда главный герой приходит в рассудок. Безрассудный и отважный рыцарь верит в свой идеал и стремится сделать мир лучше. Главными целями в жизни Дон Кихот считает помощь слабым, защиту угнетенных, улучшение общества, однако его старания несут только вред, но он этого не замечает, так как идеализм затмил его рассудок. Писатель сопереживает своему герою.

Замечание 1

Образ Дон Кихота – это отражение типа человека «не от мира сего», романтика и идеалиста. Такие люди были и будут в мире всегда, поэтому образ Дон Кихота вполне можно назвать вечным.

Санчо Панса в романе выступает в роли антагониста Дон Кихота. Крестьянин согласился ехать с рыцарем, преследуя одну единственную цель – цель наживы. Дон Кихот в романе олицетворяет веру, Санчо Панса же рационален и очень скоро понимает всю бессмысленность затей своего господина. Однако у этих персонажей есть и сходства, например, мудрость, которая проявляется в некоторые моменты.

Дульсинея Тобосская является одним из объектов мотивации рыцаря, его идеалом. На самом деле это крестьянка Альдонса Лоренсо, которую главный герой видел всего однажды, и которая не подозревает даже о его существовании. Все подвиги Дон Кихот совершает в ее честь. Дульсинея – его Прекрасная Дама, его платоническая любовь, вдохновляющая на подвиги. В средневековой литературе такой типаж героини был очень популярным.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Волки и овцы Островского К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке
  • Краткое содержание Островский Сердце не камень В поместье на краю Москвы живет богатый старый купец Каркунов со своей семьей. Он много гуляет, разъезжает по клубам и трактирам и ведет разгульный образ жизни, при этом жутко ревнует свою жену и не позволяет ей покидать пределы своего поместья
  • Фицджеральд
  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и философский камень Роулинг Гарри Поттер — мальчик со шрамом на лбу, воспитывающийся в семье дяди и тети. Родители мальчика погибли. Несладкая жизнь у сироты: избалованный двоюродный брат постоянно обижает его
  • Краткое содержание О. Генри Короли и капуста Действие романа происходит в стране Анчурии, расположенной на латиноамериканском континенте. Жители этого государства живут за счет экспорта фруктов, переправляемых в Соединенные Штаты

Смысл произведения «Дон Кихот»

Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами. Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными. События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.

У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот. Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка. Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.

В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается. Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его. Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.

Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы. Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения. У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.

Дон Кихот — вечный образ в литературе

По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все «серьезные» литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал «Дон Кихота» в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, «пейзаж», на котором происходят приключения героя. Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист

Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом

Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота. Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара. Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из «Идиота» — Достоевский. Герой романа Замятина «Мы», у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово «донкихотство» часто употребляется в значении «бессмысленная борьба с придуманными врагами», «деятельность благородная, но обреченная на неудачу», «геройский поступок, основанный на неверных предпосылках». Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о «прогрессорстве», благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям. Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя

Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота. Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара. Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из «Идиота» — Достоевский. Герой романа Замятина «Мы», у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово «донкихотство» часто употребляется в значении «бессмысленная борьба с придуманными врагами», «деятельность благородная, но обреченная на неудачу», «геройский поступок, основанный на неверных предпосылках». Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о «прогрессорстве», благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям. Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.

5 глава

В своем странствии герои набредают на ветряные мельницы. Незадачливый Дон Кихот принимает их за великанов и бросается в бой. Ветер отбрасывает его в сторону, изломав копье в щепки. Наконечник оружия приходится надеть на палку, а путь продолжить только с помощью верного оруженосца.

В Дон Кихоте двух искателей приключений ждет новый подвиг при встрече с парой монахов и каретой. Иноков герой принимает за разбойников, взявших прекрасную даму в плен. Опрокинув их на землю, он получает отпор от слуг дамы и даже первое ранение. Милостиво пощадив их, господин рассказывает своему оруженосцу легенду о целительном бальзаме. Герои отправляются дальше, попутно разыскивая новый шлем вместо разрубленного.

М. Сервантес

История создания романа

Испанский роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведры намеренно задумывался как пародийный рыцарский роман. Первая часть была опубликована в 1605 году, ко второй части писатель приступил в 1615 году.

Рыцарский роман, представитель средневековой литературы, исчерпал себя к концу 16 века, стал настолько типичным и пошлым, что напоминал лубок.

Появились народные анекдоты, в которых рассказывалось, что юноши, начитавшиеся таких романов, мнили себя рыцарями и попадали в смешные ситуации, так как действительность сильно отличается от рыцарского романа.

Автор «Дон Кихота» поставил целью нейтрализовать тлетворное влияние рыцарского романа на читателя, уничтожить «рыцарские» идеалы, выступить против многочисленных дурно состряпанных образцов рыцарского романа с чем-то более весомым и сделанным со вкусом, пусть даже и в стиле пародии.

Сюжет и герои романа

Главным героем романа Сервантес делает бедного идальго (мелкий дворянин, рыцарь в средневековой Испании) Алонсо Кихана. Мужчине уже около 50, а он проводит все свободное время за чтением рыцарских романов.

Рыцарский мир из посредственных произведений настолько сильно проник в его голову, что довел Алонсо до помешательства.

Он решил стать странствующим рыцарем, сменил имя, выбрал дому сердца, крестьянку из села по соседству, взял в компанию оруженосца и отправился на поиски приключений, благо что они ему мерещились повсюду, так же как сказочные принцессы, великаны и чудовища.

Символично: всё, что окружает дона, звучит и выглядит смешно: Дульсинея Тобосская в испанской игре слов звучит так же грациозно, как «принцесса Дунька Тобольская».

Санчо Панса, кругленький мужичок, – весьма расторопный оруженосец, а его брюхо («Панса» и означает «брюхо»), едва ли может увезти осел. Конь дона, Росинант, переводится как «вчерашняя кляча».

Рыцарские латы дону вполне заменяют помятые тазы.

Приключения следую одно за другим – то Дон Кихот спасает прекрасных дам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются либо свиньями, либо проститутками, то кидается на ветряные мельницы, приняв их за великанов, то гоняется за призраками.

Племянники и слуги дона разыскивают его повсюду и то и дело возвращают домой, как ребенка, отощавшего, израненного, усталого. Заколачивают его библиотеку, подозревая, что дядя сошел с ума от бесконечного чтения историй про рыцарей, но все тщетно.

В финале романа он будто бы прозревает, видит, каким никчемным и пустым было его времяпрепровождение, завещает племяннице никогда не выходить замуж за рыцаря и умирает.

Дон Кихот, по сравнению со всеми этими лицами демонстрирует поразительное благородство, человеколюбие, верность рыцарским принципам – и это притом, что он сумасшедший. Дон Кихот становится символом эпохи, где всё из лучших побуждений и внешне красиво, а внутри пусто, направлено на достижение добра и не находи цели – таково понятие типичного донкихотства.

Типичен и образ Санчо Пансы, который после выхода романа становится символом настоящего крестьянина – хитрого, юморного, остроумного, но в то же время – добряка и простака. Тощей фигуре своего дона круглый Панса противостоит так же, так противостоит его житейская мудрость абсолютному безумию своего господина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: