«дон кихот» мигеля де сервантеса

Дон кихот: краткое содержание, структура и персонажи книги

Как образ Христа отразился в мировой литературе?

Еще Блаженный Августин считал уподобление Христу целью христианской жизни и средством преодоления первородного греха. Если брать западную традицию, об этом писал святой Фома Кемпийский, из этого представления исходил святой Франциск Ассизский. Естественно, это отразилось и в литературе, например, в «Цветочках Франциска Ассизского», жизнеописании святого, столь ценимого, в том числе и Сервантесом.

Есть «Маленький принц» с героем, явившимся на землю ради спасения пусть не всех людей, но хотя бы одного человека (потому он и маленький). Есть удивительная пьеса Кая Мунка «Слово», недавно напечатанная в журнале «Иностранная литература», но давным-давно известная синефилам по гениальной экранизации Карла Теодора Дрейера. Есть роман Никаса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Есть и тексты с довольно шокирующими образами — с традиционной религиозной точки зрения. Всё это свидетельствует о том, что евангельская история — одна из основ европейской культуры. И судя по новым и новым вариациям на темы евангельских образов (какие бы странные трансформации они не претерпевали), этот фундамент вполне крепок.

Судя по «Дон Кихоту», евангельские мотивы могут проявляться в литературе неявно, подспудно, даже незаметно для самого автора, просто в силу его естественной религиозности. Нужно понимать, что если бы автор XVII века вводил религиозные мотивы в текст намеренно, он бы куда заметнее их акцентировал. Литература того времени чаще всего открыто демонстрирует приемы, не скрывает их; так же мыслит и Сервантес. Соответственно, говоря о религиозных мотивах в романе, мы самостоятельно выстраиваем полную картину мировоззрения писателя, домысливаем то, что он обозначил лишь несколькими несмелыми штрихами. Роман это позволяет. И в этом тоже его подлинная современная жизнь.

Герои романа

Главный герой – Дон Кихот Ламанчский. Такое имя придумал себе испанский идальго (испанский дворянин) Алонсо Кехана. «Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав». От Санчо Пансы герой получил прозвище Рыцарь Печального Образа: «…У вас был такой жалкий вид, какого я что-то ни у кого не замечал». Дон Кихот постоянно терпит насмешки и унижения ради рыцарского служения: избиение, выбивание зубов, падение с высоты.

Дон Кихот начитался рыцарских романов, в основе которых была кельтская мифология, легенды о рыцарях и драконах. Конечно, эта мифология была далека от реальной жизни, как и любая другая, и любителями рыцарских романов воспринималась просто как сказки. Но Дон Кихот принимает за мифологических существ реалии современности, а современная герою жизнь полна примет технического прогресса, например, знаменитые ветряные мельницы. Мир Дон Кихота – его идея: «Я по воле небес родился в наш железный век, дабы воскресить золотой».

Образ Дон Кихота вечный, существуют понятия дон кихот (бесплодный благородный мечтатель) и донкихотство. Образ «печального рыцаря» стал вечным во многом благодаря верному оруженосцу Санчо Пансе.

Санчо Панса – бедный крестьянин, односельчанин Дон Кихота, человек добропорядочный, с мозгами «сильно набекрень». Дон Кихот наобещал ему многого, в том числе – губернаторство на отдалённом острове, который завоюет Дон Кихот. Так что Санчо бросил жену и детей, отправившись в сомнительное путешествие.

Санчо – единственный, кто верит в образы и идеи он Кихота, но не единственный, кто живёт в вымышленном мире.

В мире идиллии, пасторали живут студенты, встреченные Дон Кихотом и Санчо Пансой в горах Сьерра-Морены. Как и Дон Кихот, студенты играют, но не в рыцарский роман, а в пастораль. Прекрасная Марселла переодевается пастушкой и уходит в горы, потому что ей надоела толпа влюблённых в неё студентов. Тогда студенты тоже переодеваются пастухами и идут за ней. Как и в случае с Дон Кихотом, они переживают настоящие страдания в своём вымышленном мире. Ведь студент-пастух Хризостом умирает от любви к Марселе не в игре, а по-настоящему. Чтобы подчеркнуть правдивость событий в этой вставной новелле, Сервантес публикует в «Дон Кихоте» один из стихов Хризостома, которые студент завещал похоронить вместе с собой. Но его друзья-козопасы (наверное, потому, что они были на самом деле студентами), отказались сделать это, помня, что и Октавиан Август не позволил друзьям Вергилия сжечь «Энеиду».

Сюжет

В одной деревушке Ламанча жил преклонного возраста идальго Алонсо Кихано, чьё имущество заключалось лишь в древнем щите, копье, борзой собаке и тощей лошадёнке. Наибольшей его слабостью были рыцарские романы, которые он читал дни напролёт. Под их влиянием герой решил стать странствующим рыцарем, чтобы путешествовать по миру, совершая благородные поступки. Он начистил свои доспехи, назвал свою старую клячу Росинантом, а себя стал именовать не иначе как Дон Кихот Ламанчский.

Прежде чем отправиться в поход, Док Кихот позаботился о том, чтобы у него был не просто слуга, а верный оруженосец. На эту роль он пригласил простого селянина Санчо Пансу, который, послушав рассказы о дальних странствиях, с удовольствием сбежал от своей жёнушки. Кроме того, у настоящего рыцаря должна была быть дама сердца, и ею стала соседка Альдонса Лоренсо, которую Дон Кихот нарёк Дульсинеей Тобосской.

Нацепив на себя железки, которые выполняли роль доспехов, и кое-как взгромоздившись на Росинанта, Дон Кихот отправился в путь в компании Санчо Пансы, ехавшем на осле. Путники остановились на постоялом дворе, где Дон Кихот потребовал от хозяина посвятить его в рыцари. Смекнув, что перед ним сумасшедший, владелец таверны поспешил избавиться от странного постояльца, посвятив его в рыцари при помощи подзатыльника и удара шпаги в спину.

Во время путешествия рыцарь и его оруженосец увидели ветряные мельницы. Дон Кихот не сомневался, что перед ним стояли чудовищные великаны, заколдованные чародеем Фрестоном

Он отважно бросился сражаться с мельницей, но потерпел в этой битве поражение – лопасти мельницы отбросили его в сторону, сломав копьё

Спустя время странникам повстречалось стадо баранов. Дон Кихот был уверен, что и в этот раз не обошлось без колдовства коварного Фрестона, и могущественные армии были превращены в домашних животных. Санчо Панса хотел было разубедить в этом рыцаря, но бесполезно. Дон Кихоту не терпелось принять участие в сражении, но он был вынужден ретироваться под градом камней, которыми его закидали возмущённые пастухи.

Странствующий рыцарь и его верный оруженосец ещё не раз попадали в нелепые ситуации, и окружающие принимали их за сумасшедших. Некоторое время родственники удерживали Дон Кихота дома, но когда он узнал, что о его приключениях была написана книга, вновь отправился в путь. Его пригласил к себе герцог, который сделал вид, что восхищён подвигами рыцаря, но на самом деле лишь смеялся над ним. Когда Дон Кихот понял, что был лишь посмешищем, он заболел от горя. Он написал завещание, в котором всё своё скромное имущество завещал племяннице при условии, что она никогда не выйдет замуж за странствующего рыцаря.

Вечные образы в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – одно из самых популярных произведений мировой литературы, созданное испанским писателем Мигелем де Сервантесом Сааведрой (1547–1616 гг.) – повествует о приключениях славного рыцаря, который совершил множество героических, но абсолютно бесплодных поступков ради своей возлюбленной Дульсинеи. Сам роман Сервантеса «Дон Кихот» – пародия на рыцарские романы эпохи Ренессанса.

Дон Кихот – центральный образ этого романа, его настоящее имя – Алонсо Кехано. По версии писателя Германа Арсиньегаса, одним из прообразов Дон Кихота для Сервантеса мог послужить завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада, чьи походы в поисках Эльдорадо обросли многочисленными домыслами и легендами.

Библиография исследований образа Дона Кихота литературоведами, философами и другими специалистами весьма обширна. Истолкованием этого образа занимались и классики литературы. При всём различии толкований почти все писавшие о Доне Кихоте сходились на утверждении, что он является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, его причисляли к «вечным спутникам» человечества.

Кроме того, этот образ впоследствии неоднократно использовался в художественной литературе другими авторами, которые давали ему собственную интерпретацию, пародировали, либо ссылались на него. Уже некоторые современники и ближайшие литературные потомки Сервантеса начали создавать подражания его роману, где описывались неизвестные читателю приключения Дона Кихота. Эта тенденция была в дальнейшем продолжена.

Образ Дона Кихота был воспринят многочисленными исследователями какархетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породив даже философское понятие «донкихотство» – поведение, образ жизни Дона Кихота, благородного и прекраснодушного человека-мечтателя, стремящегося приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.

Всё это свидетельствует о том, что образ Дона Кихота – «вечный образ» в литературе.

«Вечные образы» – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.

Образ Дона Кихота олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство.

Верными спутниками Дона Кихота являются его оруженосец Санчо Панса и конь Росинант.

Санчо Панса был простым крестьянином-хлебопашцем на землях Алонсо Кехано, был женат и имел двух детей. Завлечённый обещаниями Дона Кихота сделать его в будущем графом и губернатором острова, Санчо соглашается сопровождать его в качестве оруженосца. Не веря в мечтания и миражи Дона Кихота, Санчо часто проявляет в своих речах здравый смысл и пытается отговорить Дона Кихота от наиболее безрассудных подвигов. Тем не менее он охотно пользуется преимуществами странствующего рыцарства. Он хитёр и часто обманными путями пытается получить выгоду. Считая, что Дон Кихот не в себе, он тем не менее почитает его за ум и образованность.

Имя коня Дона Кихота является составным словом: «росин» – кляча; «анте» – прежде, впереди. Дон Кихот долго выбирал имя для своей лошади – по его замыслу, оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, и соответствовать новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант – по его мнению, оно было «благородным и звучным, поясняющим, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Свой роман Сервантес адресовал детям и мудрецам, но он слишком скромно оценил своё великое творение, и Рыцарь Печального Образа в сопровождении своего верного оруженосца продолжает свое нескончаемое путешествие по векам и странам, покоряя сердца всё новых и новых читателей.

Вечные образы в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – одно из самых популярных произведений мировой литературы, созданное испанским писателем Мигелем де Сервантесом Сааведрой (1547–1616 гг.) – повествует о приключениях славного рыцаря, который совершил множество героических, но абсолютно бесплодных поступков ради своей возлюбленной Дульсинеи. Сам роман Сервантеса «Дон Кихот» – пародия на рыцарские романы эпохи Ренессанса.

Дон Кихот – центральный образ этого романа, его настоящее имя – Алонсо Кехано. По версии писателя Германа Арсиньегаса, одним из прообразов Дон Кихота для Сервантеса мог послужить завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада, чьи походы в поисках Эльдорадо обросли многочисленными домыслами и легендами.

Библиография исследований образа Дона Кихота литературоведами, философами и другими специалистами весьма обширна. Истолкованием этого образа занимались и классики литературы. При всём различии толкований почти все писавшие о Доне Кихоте сходились на утверждении, что он является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, его причисляли к «вечным спутникам» человечества.

Кроме того, этот образ впоследствии неоднократно использовался в художественной литературе другими авторами, которые давали ему собственную интерпретацию, пародировали, либо ссылались на него. Уже некоторые современники и ближайшие литературные потомки Сервантеса начали создавать подражания его роману, где описывались неизвестные читателю приключения Дона Кихота. Эта тенденция была в дальнейшем продолжена.

Образ Дона Кихота был воспринят многочисленными исследователями какархетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породив даже философское понятие «донкихотство» – поведение, образ жизни Дона Кихота, благородного и прекраснодушного человека-мечтателя, стремящегося приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.

Всё это свидетельствует о том, что образ Дона Кихота – «вечный образ» в литературе.

«Вечные образы» – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.

Образ Дона Кихота олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство.

Верными спутниками Дона Кихота являются его оруженосец Санчо Панса и конь Росинант.

Санчо Панса был простым крестьянином-хлебопашцем на землях Алонсо Кехано, был женат и имел двух детей. Завлечённый обещаниями Дона Кихота сделать его в будущем графом и губернатором острова, Санчо соглашается сопровождать его в качестве оруженосца. Не веря в мечтания и миражи Дона Кихота, Санчо часто проявляет в своих речах здравый смысл и пытается отговорить Дона Кихота от наиболее безрассудных подвигов. Тем не менее он охотно пользуется преимуществами странствующего рыцарства. Он хитёр и часто обманными путями пытается получить выгоду. Считая, что Дон Кихот не в себе, он тем не менее почитает его за ум и образованность.

Имя коня Дона Кихота является составным словом: «росин» – кляча; «анте» – прежде, впереди. Дон Кихот долго выбирал имя для своей лошади – по его замыслу, оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, и соответствовать новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант – по его мнению, оно было «благородным и звучным, поясняющим, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Свой роман Сервантес адресовал детям и мудрецам, но он слишком скромно оценил своё великое творение, и Рыцарь Печального Образа в сопровождении своего верного оруженосца продолжает свое нескончаемое путешествие по векам и странам, покоряя сердца всё новых и новых читателей.

Второстепенные персонажи

Простая крестьянка из соседней деревушки, Альдонсо Лоренсо, хорошенькая девушка, получила из уст Дон Кихота почетный титул благородной дамы, и звучное имя Дульсинея Тобосская. Именно во славу этой прекрасной особы, Рыцарь Печального Образа должен был совершать свои подвиги, и бросать к ее ногам поверженных противников, а Дульсинея должна была решать их участь. Является для Дон Кихота символом прекрасной дамы, платоническая любовь к которой и движет его благородными помыслами.

Молодая племянница странствующего рыцаря. Очень любит и уважает Дон Кихота, с нетерпением ждет его возвращения домой. Дон Кихот завещает Антонии все свое имущество с наказом, что она получит его только в том случае, если выйдет замуж за человека, который не имеет никакого отношения к рыцарям и рыцарским романам. Искренне переживает болезнь и смерть благородного рыцаря.

Верная и преданная служанка Дон Кихота, искренне любящая своего безрассудного хозяина. Занимается хозяйственными делами. Дон Кихот уважает и ценит свою экономку, находясь при смерти, он особо указывает в своем завещании, чтобы экономке была выплачена вся сумма полностью, за все время ее службы, и помимо этого, Дон Кихот, выдает ей дополнительные деньги на платье.

Цирюльник, близкий товарищ Дон Кихота, разумный и рассудительный человек. Он переживает за благородного рыцаря, старается своими советами отговорить того от безрассудных идей и поступков.

Бакалавр, один из верных и преданных друзей рыцаря Печального образа. Сильно переживает о состоянии Дон Кихота, находится с ним рядом в его последние часы жизни.

Трактирщик, посвятивший Дон Кихота в рыцари. Увидев перед собой такого странного постояльца, и услышав его речи, он охотно согласился совершить обряд посвящения. Подумав, что этот человек рехнулся, он решил подыграть ему, выполнив все его пожелания, для того, чтобы повеселиться от души. Видя доверчивость и простодушие Дон Кихота, он взял свою амбарную книгу, сделал вид, что читает, хлопнул мечом по плечу идальго, и объявил его рыцарем, в надежде, что этот чудак быстро покинет его постоялый двор.

В романе Сервантеса использовано более шестисот персонажей, представляющих различные сословия общества, начиная от мелких мошенников, и до высокопоставленных представителей знати. Здесь дана краткая характеристика лишь нескольких героев «Дон Кихота» для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Дон Кихот»

для самых компанейских —

Главные герои «Дон Кихот»

для самых занятых —

Читательский дневник «Дон Кихот»

Самые популярные материалы сентября для 6 класса:

История жизни Владимира Дубровского

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Владимир Дубровский

Месть и великодушие (Дубровский)

Краткое содержание «Властелин колец»

Сочинения на темы «Чудесный доктор»

Детство и юность Лермонтова

Краткое содержание «Страшная месть»

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Символика и метафоры в романе

В романе «Дон Кихот» символика и метафоры играют важную роль в создании образов и передаче идей автора. Одним из наиболее ярких символов является сам главный герой — Дон Кихот. Он символизирует идеализм, романтическое стремление к героизму и борьбе за справедливость. Однако, его идеализм часто приводит к комическим ситуациям и неудачам, что является метафорой для того, что идеализм не всегда соответствует реальности и может привести к разочарованию.

Еще одним важным символом является его верный спутник — Санчо Панса. Он символизирует прагматизм и здравый смысл, что является контрастом к идеализму Дон Кихота. Вместе они создают дуэт, который отражает противоположности в человеческой природе и показывает, что только сбалансированное сочетание идеализма и прагматизма может привести к успеху.

Кроме того, в романе много символов, связанных с рыцарской тематикой, таких как щит, меч, доспехи и т.д. Они символизируют рыцарские идеалы и героизм, но также могут быть метафорой для того, что эти идеалы устарели и не соответствуют современной реальности.

Таким образом, символика и метафоры в романе «Дон Кихот» помогают создать глубокий и многогранный образ мира, который отражает противоречия и сложности человеческой природы.

Суть

Популярность первого тома романа еще при жизни автора объяснялась приключенческой основой текста и его новизной. Сочинение Сервантеса весьма разнообразило жанр. Но если тогдашняя популярность могла быть обязана жанровой необычности и множеству невероятных приключений героев, то интерес к «Дон Кихоту» спустя 400 лет обязан более глубинным смыслам произведения. Оно имеет множество функций и особенностей.

Так как произведение во многом политическое, Сервантес был вынужден писать осторожно. Автор настолько хорошо спрятал многие задуманные им смыслы, что сегодня некоторые из читателей не понимают гениальности этого сочинения и считают его не более, чем хорошим приключенческим романом. Основная цель писателя — борьба против двух крайностей — против феодального засилья (старый мир) и против небывалой прежде жажды наживы (новый, буржуазный мир)

По сути обе проблемы от невоздержанности человека, от его желания обогатиться за счет другого. Поэтому властные особы показаны скудно, и жизнь их ничем не примечательна. Жизнь же низших сословий — бедных крестьян и даже мелких разбойников — литератор описывает во всей ее полноте, нередко приукрашивая, ведь у них Сервантес видит тот бодрый человеческий дух, который так уважается им как гуманистом. Этот дух есть у главного героя. В нем, более того, есть и сам автор, который всю жизнь стремился делать мир лучше и быть полезным обществу, однако только и делал, что терпел неудачи

Основная цель писателя — борьба против двух крайностей — против феодального засилья (старый мир) и против небывалой прежде жажды наживы (новый, буржуазный мир). По сути обе проблемы от невоздержанности человека, от его желания обогатиться за счет другого. Поэтому властные особы показаны скудно, и жизнь их ничем не примечательна. Жизнь же низших сословий — бедных крестьян и даже мелких разбойников — литератор описывает во всей ее полноте, нередко приукрашивая, ведь у них Сервантес видит тот бодрый человеческий дух, который так уважается им как гуманистом. Этот дух есть у главного героя. В нем, более того, есть и сам автор, который всю жизнь стремился делать мир лучше и быть полезным обществу, однако только и делал, что терпел неудачи.

История создания романа и его значение

Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» относится к тем произведениям, которые определяют мировую литературу. Название этого произведения на слуху даже у далеких от чтения людей, что свидетельствует о его значимости.

Мигель де Сервантес написал это произведение в последнее десятилетие своей жизни. Ранние произведения писателя – драматические рассказы и новеллы, основанные на назидательных идеях. Писатель, обеспокоенный упадком человеческих ценностей и нравственной деградацией общества, отражал это в литературе. «Дон Кихот» оказался произведением, в котором идеи писателя обрели законченную форму.

Популярность первой части произведения еще при жизни писателя обусловливалась приключенческой основой текста, а также его новизной. «Дон Кихот» очень разнообразил жанр. Однако если популярность произведения в то время можно объяснить новизной и необычностью жанра, то спустя четыре столетия интерес к произведению объясняется глубинным смыслом романа.

Роман «Дон Кихот» является во многом политическим памфлетом

Автору был вынужден писать очень осторожно. И ему удалось настолько хорошо спрятать многие смыслы, что некоторые современные читатели не осознают до конца гениальности произведения, считая его лишь неплохим приключенческим романом. Главной целью писателя при создании произведения была борьба против двух крайностей – феодального засилья и небывалой жажды наживы

Обе проблемы, по сути, возникают из-за невоздержанности человека, желания обогатиться за счет других. В связи с этим в произведении властные особы показаны скудно, а их жизнь ничем особо не примечательная. Но писатель во всей полноте описывает жизнь низших сословий – крестьян и даже мелких разбойников. В них автор видит бодрый человеческий дух, уважаемый им. И этот же дух есть у главного героя

Главной целью писателя при создании произведения была борьба против двух крайностей – феодального засилья и небывалой жажды наживы. Обе проблемы, по сути, возникают из-за невоздержанности человека, желания обогатиться за счет других. В связи с этим в произведении властные особы показаны скудно, а их жизнь ничем особо не примечательная. Но писатель во всей полноте описывает жизнь низших сословий – крестьян и даже мелких разбойников. В них автор видит бодрый человеческий дух, уважаемый им. И этот же дух есть у главного героя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: