Краткое содержание «горячий снег»

Краткое содержание «горячий снег»

Краткое содержание

Роман начинается с того, как командир взвода лейтенант Кузнецов получает приказ о переброске их дивизии на Сталинградское направление фронта. В его взводе 12 бойцов. Один из них, Уханов, в мирное время работал сыскарем в уголовке, а потом поступил в училище и учился вместе с Кузнецовым, а теперь должен подчиняться своему однокурснику. На одной из остановок к эшелону подъехали командир дивизии Деев и командующий армией генерал Бессонов.

У последнего недавно пропал сын без вести, и сейчас, глядя на молодого лейтенанта, он вспоминает своего мальчика. Последовал приказ далее продолжать путь на лошадях. Дивизия Деева получила задание «деблокировать окруженную в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса». Им навстречу и должна идти наскоро сформированная в тылу армия, чтобы соединиться с армейской группой «Дон».

Задачей армии, которой командовал Бессонов, было задержать немцев во что бы то ни стало. Получен приказ ни в коем случае не отдать город врагу. Солдаты укрепились на берегу реки Мышкова. Посланные в тыл врага за языком, разведчики были замечены немцами и вынуждены отстреливаться. Немецкая авиация и танки в этот момент усиленно двигались к реке и прорвали сопротивление наших войск.

Генерал приказывает сражаться до последнего патрона. Весь день шли жестокие бои. Окрыленные успехом немцы до темноты хотели закрепить прорыв фронта и бросили все свои силы. Бессонов понял:

  • наступил тот критический момент, когда нужно выпускать подкрепление;
  • отдал приказ об атаке.

Основные события произведения

События начинаются с того, что дивизию Деева, в которой служит Кузнецов, направляют под Сталинград, а не на Западный фронт, как ожидалось ранее. Эшелон вынужденно останавливается в открытой степи, где сильный мороз – больше 30 градусов. Во время вынужденного отдыха многие бойцы развлекают себя тем, что флиртуют с Елагиной. Кузнецов тем временем понимает, что девушка часто наведывается к ним в вагон не из-за того, что вынуждена проводить проверку, а из-за того, что желает видеть Дроздовского.

Дивизии Деева приходится выгрузиться из эшелона и двигаться вперед на лошадях. Бойцы голодают – от них сильно отстает полевая кухня. Им приходится перебивать голод, поедая снег. Дроздовский просит готовиться к бою, а не думать о еде. Кузнецов понимает, что Сталинград, к которому они должны направляться, находится позади, но еще не знает, что они движутся навстречу немцам для того, чтобы затормозить их подход к городу.

Дивизии Манштейна начинают бои, прорываясь о Сталинград, который в настоящее время находится в длительной битве, туда, где советскими войсками зажата армия Паулюса. Немцам медленно, но верно удается приблизиться к Сталинграду. Основная задача, которая ставится командованием перед Бессоновым – задержать противника, не давая быстро прорваться к городу.

Дивизия Деева располагается на северном берегу реки Мышкова. Дроздовский говорит Кузнецову и Давлатяну о том, в каком положении они находятся. Для выяснения места, где расположились немцы, вперед высылается разведка. Если ночью разведка выйдет к мосту, значит, все прошло хорошо.

Елагина приходит к Дроздовскому. Они пара, Дроздовский ревнует девушку к Кузнецову, так как боится, что она предаст его, как родители в детстве.

Они ожидают разведчика с плененным немцем, однако разведгруппа застряла – об этом сообщает разведчик, прорвавшийся к своим. Разведчики ведут бой, пленный находится у них. Дивизия в окружении, она в любой момент может потерять связь со своими.

При резкой атаке со стороны немцев Елагина погибает, и Кузнецов винит в этом Дроздовского, который не перестает проявлять ревность по отношению к телу уже мертвой девушки.

Плененного немца, доставленного разведчиками, удается разговорить, и Бессонов разворачивает ответную атаку. Ход битвы преломлен. Из взвода Кузнецова выживают четыре бойца, которых награждают.

Анализ романа на уроке

Написать роман о нескольких днях Сталинградской битвы Бондарева побудили воспоминания тех военных событий 1942 года, участником которых был он сам. Писатель и критик Владимир Бондаренко в статье об авторе написал, что до Бондарева ни один военный роман не перевернул наше представление о войне, какой на самом деле она была: «Все мы вышли из «Горячего снега».

Затем можно спросить о впечатлении, которое произвело на детей знакомство с книгой. Наверняка они отметят смелость и самоотверженность советских солдат. Нескольким ученикам следует поручить подготовить сообщения по главам, где описывается героизм и удаль простых бойцов, как наравне с ними бок о бок сражаются их командиры

Необходимо обратить внимание детей на характеристику образов Кузнецова и Дроздовского, в каких чертах они противостоят друг другу и в чем их взаимная неприязнь. Истинная сущность одного из них позналась в бою:

  1. Дроздовский проверки на прочность не выдержал.
  2. Получивший право влиять на судьбы других людей, он в минуту опасности забывает, что ответственен за этих молоденьких мальчишек, которых ждут дома.
  3. Он стремится выполнять распоряжения любой ценой, даже порой вопреки своей совести.

Кузнецов тяжело переживает гибель любимой девушки Зои: «Что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… снег на рукаве ватника был горячим от слез». Во время сражений снег тоже был горячий от раскаленного металла орудий, от пота и крови погибших людей.

https://youtube.com/watch?v=9GVwyCUezUo

Критический анализ сюжета

Роман «Горячий снег» Бондарева – это яркий образец военной литературы, который затронул многие важные темы, связанные с жизнью и судьбой людей в военное время

Одним из наиболее заметных элементов является сюжет, который привлекает внимание необычной постановкой событий и эмоциональной насыщенностью

В центре сюжета находится история о бойцах, которые ведут свой бой на территории врага. Многие персонажи в романе соотносятся с реальными людьми, которые боролись на фронтах Второй мировой войны, и их действия порой кажутся невероятными и героическими.

Однако именно в этой яркой постановке событий можно увидеть один из недостатков сюжета – элемент фантастики, присутствующий в поведении нескольких персонажей, создает впечатление, что автор старается отвлечь внимание читателей от более серьезных моментов. Тем не менее, роман «Горячий снег» хорошо передает атмосферу того времени и позволяет осознать масштабы трагедии Второй мировой войны

Сюжет полон красивых описаний и сильных эмоций, которые переносят читателя за пределы реальности и позволяют почувствовать себя свидетелем ужасов войны

Тем не менее, роман «Горячий снег» хорошо передает атмосферу того времени и позволяет осознать масштабы трагедии Второй мировой войны. Сюжет полон красивых описаний и сильных эмоций, которые переносят читателя за пределы реальности и позволяют почувствовать себя свидетелем ужасов войны.

Последний рубеж

Рубеж, на который выдвигалась батарея Дроздовского, был последним. Именно здесь произойдут основные события, о которых написано произведение «Горячий снег». Прибыв на место, лейтенант получает приказ окапываться и готовиться к отражению возможной танковой атаки.

Командарм понимает, что усиленная батарея Дроздовского обречена. Настроенный более оптимистично дивизионный комиссар Веснин не согласен с генералом. Он считает, что благодаря высокому боевому духу советские солдаты выстоят. Между офицерами возникает спор, в результате которого Веснин отправляется на передовую подбодрить готовящихся к бою воинов. Старый генерал не очень доверяет Веснину, считая в глубине души присутствие того на КП лишним. Но ему некогда проводить психологический анализ.

«Горячий снег» продолжается тем, что бой на батарее начался с массированного налета бомбардировщиков. Первый раз попав под бомбы, большинство бойцов испытывает страх, в том числе и лейтенант Кузнецов. Однако, взяв себя в руки, он понимает, что это только прелюдия. Совсем скоро ему и лейтенанту Дроздовскому придется применить все знания, которые им дали в училище, на практике.

Танковый резерв

Как раз в этот момент возвращается долгожданная разведка, которая подтверждает, что немцы ввели в бой все резервы. Бойца отправляют на наблюдательный пункт генерала Бессонова. Командарм, получив эту информацию, приказывает ввести в бой свой последний резерв — танковый корпус. Чтобы ускорить его выход, навстречу подразделению он направляет Деева, но тот, нарвавшись на немецкую пехоту, погибает с оружием в руках.

Был полной неожиданностью для Гота, в результате чего прорыв немецких сил был локализован. Более того, Бессонов получает приказ развивать успех. Стратегический замысел удался. Немцы стянули все резервы к месту операции «Зимняя гроза» и их потеряли.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (914)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (803)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (768)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (783)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (869)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (640)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

  • Silentium Тютчев анализ стихотворения
    (660)

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…

  • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
    (766)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…

  • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
    (550)

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…

  • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
    (577)

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…

Горячий снег

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В качестве солдата артиллериста он прошёл путь от Сталинграда до Чехословакии. Ю. Бондарев входит в когорту писателей-фронтовиков: К. Симонов, В. Быков, Б. Васильев и другие. Все ужасы этой кровавой бойни он испытал на себе. Драматизм, точное описание военной жизни, тонкий психологический подход к описанию героев – это характерная черта художника. Известность имени писателя принесли повести и романы: «Юность командиров», «Батальоны просят огня«, «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег». Ю. В. Бондарев лауреат Ленинской и Государственной премий.

Роман «Горячий снег» хотелось бы рассмотреть более подробно. В этом произведении автор с максимальной полнотой раскрыл тему войны и беспримерный героизм русского народа. Нравственные и психологические аспекты занимают в книге ключевое место.

Студеный декабрь 1942 года. Немецкая 6-я армия генерала Паулюса окружена советскими войсками в приволжских степях, под Сталинградом. Танковые дивизии фельдмаршала Манштейна пытаются сделать проход к окружённым фашистам. Армия генерала Бессонова, ценой неимоверных усилий и многочисленных жертв, сдерживает удар превосходящего противника.

В романе задействовано, сравнительно, небольшое количество персонажей. На примере одной батареи, которой командовал Дроздовский, автор раскрывает великую силу русского характера, страшную трагедию народа. Действующие лица этой трагедии, простые советские люди. Это молодой лейтенант, командир взвода, Кузнецов, командир орудия сержант Уханов, опытный, спокойный наводчик Евстигнеев, ездовой Сергуненков, санинструктор Зоя Елагина, комдив Деев, генерал Бессонов, член Военного совета Веснин. Юрий Бондарев пытается донести до читателя, что перед смертью все равны. Застенчивый ездовой Сергуненков, красавица Зоя Елагина, спокойный, умудрённый жизненным опытом Веснин, Касымов – все они жертвы войны.

Один из главных героев романа, лейтенант Кузнецов, всем своим существом ощущает саму суть смерти. Он бессилен предотвратить бессмысленную гибель Сергуненкова, на которую послал его комбат Дроздовский. Молодой лейтенант знает наверняка, что проклянёт себя за эту ненужную смерть, которую не мог предотвратить.

Очень органично писатель вплетает в канву романа прошлое героев. Не отдельными главами, а как бы между делом, ненавязчиво, вливая в настоящее прошлое, раскрывая их взаимосвязь.

Одна артиллерийская батарея в таком грандиозном сражении, это песчинка в море, но художник, на примере этой батареи, насмерть стоявшей на рубеже у реки Мышкова, показал несгибаемость русского характера. Из более сотни бойцов от батареи осталось всего несколько человек, но враг не прошёл. И эти страшные жертвы были не напрасны; даже одна батарея, один взвод, один человек способны решить исход грандиозного сражения. Но во веки веков, Родина не забудет своих героев!

Основные персонажи произведения

Персонаж Краткое описание
Бессонов Генерал. Характеризуется сдержанностью во взглядах и поведении. Зрелый, ответственный человек.
Кузнецов Один из главных героев произведения. Вынужден ощущать саму сущность смерти. Наблюдает бессмысленную гибель Сергуненкова, выполнявшего поручение Дроздовского. Знает, что будет винить себя за эту смерть, так как не смог ее предотвратить. Молод, является командиром взвода.
Дроздовский Командир артиллерийской батареи. Влюблен в Зою Елагину. Проявляет дисциплинированность, имеет волевой характер.
Елагина Девушка, санитарный инструктор. К ней испытывают романтические чувства Кузнецов и Дроздовский.
Уханов Командует орудием. Имеет звание старшего сержанта.
Чибисов Самый старший боец взвода (по возрасту). Ему примерно сорок лет.
Евстигнеев Наводчик орудия, спокоен и опытен в бою.
Нечаев Оружейный наводчик.
Рубин Ездовой. Прямолинеен в общении с другими, проявляет грубое отношение ко многим.
Деев Командир дивизии.
Веснин Член Военного совета.
Давлатян Командует вторым взводом.

Лейтенанты Дроздовский и Кузнецов

Задачу по блокированию танковых колонн врага получает армия под командованием генерал-лейтенанта Бессонова. Именно в ее состав входит описываемое в повести артиллерийское подразделение, которым командует лейтенант Дроздовский. Даже краткое содержание «Горячего снега» невозможно оставить без описания образа молодого командира, только что получившего офицерский чин. Нужно упомянуть, что еще в училище Дроздовский был на хорошем счету. Дисциплины давались легко, а его стать и природная военная выправка тешили взгляд любого строевого командира.

Училище располагалось в Актюбинске, откуда Дроздовский отправился прямо на фронт. Вместе с ним в одну часть получил назначение еще один выпускник Актюбинского артиллерийского училища — лейтенант Кузнецов. По стечению обстоятельств Кузнецов получил в командование взвод именно той батареи, которой командовал лейтенант Дроздовский. Удивившись превратностям военной судьбы, лейтенант Кузнецов рассудил философски — карьера только начинается, и это далеко не последнее его назначение. Казалось бы, какая карьера, когда вокруг война? Но даже такие мысли посещали людей, ставших прототипами героев повести «Горячий снег».

Краткое содержание стоит дополнить тем, что Дроздовский сразу же расставил точки над «и»: он не собирался вспоминать курсантскую пору, где оба лейтенанта были равны. Здесь он — командир батареи, а Кузнецов — его подчиненный. Поначалу отнесшийся спокойно к таким жизненным метаморфозам, Кузнецов начинает тихо роптать. Ему не нравятся некоторые распоряжения Дроздовского, но обсуждать приказы в армии, как известно, запрещено, и поэтому молодому офицеру приходится смириться с текущим положением вещей

Отчасти этому раздражению способствовало явное внимание к командиру санинструктора Зои, которая в глубине души нравилась самому Кузнецову

Награды героям

Наблюдая со своего НП за танковой атакой, Бессонов с удивлением замечает одиночное орудие, которое тоже ведет огонь по немецким танкам. Генерал потрясен. Не веря своим глазам, он достает все награды из сейфа и вместе с адъютантом идет на позицию разгромленной батареи Дроздовского. «Горячий снег» — роман о безусловной мужественности и героизме людей. О том, что независимо от своих регалий и чинов, человек должен выполнять свой долг, не заботясь о наградах, тем более что они сами находят героев.

Бессонов поражен стойкостью горстки людей. Лица их были закопчены и обожжены. Знаков отличия не видно. Командарм молча взял ордена Красного Знамени и раздал всем выжившим. Кузнецов, Дроздовский, Чибисов, Уханов и неизвестный пехотинец получили высокие награды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: