Краткое содержание
Уже в первом действии читателя ждёт знакомство с «палачами» и «жертвами». Сначала был разговор Кулигина с теми, кто близко знал купца Савелия Прокофьевича Дикого. Оказалось, что этот карикатурный самодур постоянно ругался, без ругани жить не мог, а особенно сильно злился Дикой, когда начинался разговор о деньгах.
Потом начинается разговор купца-самодура с племянником: короткий и очень резкий. Дикой нещадно ругался, а Борис покорно слушал брань вечно сердитого дяди. Затем купец уходит, а Борис рассказывает о том, каково жить в доме Диких, где глава семейства постоянно буянит.
После разговора с Кулигиным Борис призадумался: нравы в городе Калинове жестокие – типичные для провинции. Больше всего тревожила молодого человека любовь к замужней женщине.
Впереди читателя ждёт знакомство с иной семьёй – Кабановыми. Суровая купчиха, прозванная Кабанихой, нещадно придирается к сыну, Тихону. Главный упрёк – якобы перестал молодой человек любить родную мать, лишь о жене думает. Когда Кабаниха ушла домой, Тихон с огорчением говорит, что не может угодить матери: раньше были придирки из-за холостой жизни, теперь же из-за жены. Он решает пойти к Дикому и напиться, чтобы хоть как-то разогнать невыносимую тоску.
Сестра Тихона, Варвара, поговорила с Катериной. Оказалось, что до замужества Катерина жила, как вольная птица, видела приятные сны, а после замужества всё изменилось. Всё чаще и чаще приходило желание уйти из опостылевшего дома, а всё потому, что Катерина полюбила Бориса Григорьевича. Несчастная героиня начинает задумываться о самоубийстве – измена мужу для нее ужасный грех. Символично появление полусумасшедшей старой барыни, «олицетворяющей рок» (по словам Вайля и Гениса).
Во втором действии Тихон уезжает, выслушав от жестокой матери много наставлений. Читатель узнаёт, что Катерина лишь жалеет мужа, а полюбить вряд ли сможет. Когда же героиня остаётся одна, то понимает, что сердце обмануть нельзя – всё равно хочется встретиться с Борисом – и нетерпеливо ждёт ночи.
В начале третьего действия к Кабанихе приходит Дикой. Купец нетрезвый, как всегда, раздражённый, и хочет, чтобы суровая купчиха разговорила его. Беседа завязывается, а затем «палачи» уходят в дом Кабановых.
Борис встречается с Катериной. Оказалось, что Тихон вернётся не очень скоро, а значит, можно вволю погулять.
В четвёртом действии разворачивается драма: Тихон Кабанов вернулся раньше, чем ждали. После неожиданного появления старой барыни героиня раскаивается и говорит о том, что всё то время, пока муж был в отъезде, гуляла с Борисом. Кабаниха не упускает возможности придраться к сыну: дескать, не послушался матери, и стряслась беда.
В пятом действии драма перерастает в трагедию. Узнав, что Катерина полюбила Бориса, Кабаниха решила, что любовника надо прогнать, а невестку хорошенько проучить. Тихон поговорил с Диким, и суровый купец одобрил план Кабанихи. Попрощавшись с Катериной, Борис уехал в далёкий сибирский город. Сама же героиня решила, что жить ей незачем, и бросилась с обрыва в речной омут.
Узнав, что жена пропала, Тихон нервничает. Начинаются поиски, и вскоре Кулигин находит утопленницу. Увидев мёртвую Катерину, Тихон в отчаянии заявляет, что виновница трагедии – Кабаниха.
Тема произведения
Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.
Образ Катерины собирательный. В нём автор воплотил чувства сотен девушек, страдающих от гнёта домостроевских обычаев. Невестка Кабанихи не могла мириться с обывательскими взглядами, но не знала, как вырваться из оков. Религиозность и особенности воспитания сделали своё дело. Как многие девушки того времени, главная героиня «Грозы» считала себя обязанной до гроба жить с тем, кто стал её супругом. Но душа не могла с этим смириться, и единственным путём к свободе оказался уход из жизни.
Кризис общества — ещё одна важная тема, поднятая Островским. В стране давно назревал социальный перелом, и это подчёркивает название произведения. В природе после грозы всё оживает, обновляется, хотя во время стихии гибнут растения и животные. Фальшь, суеверия, предрассудки — всё, в чём погряз Калинов, после грозы должно было потерпеть крах. Но читатели этого уже не увидят. Для них сюжет закончился гибелью девушки, которая принесла себя в жертву переменам.
Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.
Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.
Главная идея, основные темы
Главная идея (мысль) произведения состоит в том, что даже в самых тяжелых условиях у человека сохраняется стремление к свободе, любви и счастью.
Символом протеста в пьесе является гроза. Это стихийное явление символизирует собой и ту бурю, которая разворачивается в душе главной героини, и грозное предзнаменование предстоящих общественных потрясений. Автор призывает задуматься над тем, что если молодые люди готовы идти на смерть, лишь бы не подчиняться старым устоям, то не является ли это следствием глубочайшего духовного кризиса общества?
Главной темой пьесы является критика традиционных устоев патриархального общества, основанных на насилии, лицемерии, страхе и страданиях.
- Конфликт между поколениями. Старое поколение символизируют собой купец Дикой, Кабаниха, полусумасшедшая барыня. Они навязывают свои представления о мире молодым людям, стыдят их и запугивают. Новое поколение отвечает на это по-разному. Кто-то смиряется, как Борис. Кто-то пытается бунтовать, как Катерина и Варвара. Даже забитый Тихон в конце пьесы осмеливается бросить упреки в сторону деспотичной матери.
- Нравы жителей провинциального города. В вымышленном городке Калинове нашли свое отражение наблюдения Островского за поведением мещан таких приволжских городов как Тверь, Торжок, Кинешма и др. В пьесе описывается их быт и нравы, страхи и предрассудки, типичные разговоры и суждения.
- Вера. Подлинной верой в пьесе обладает только Катерина. Она часто и подолгу молится, с наслаждением ходит в церковь, боится божьего гнева. Вера Кабанихи насквозь фальшива и лицемерна. Она оделяет милостыней нищих, но при этом превращает жизнь своих домашних в ад. Нет настоящей веры и у барыни, которая всех пугает геенной огненной. Подлинное христианство основано на милосердии к ближнему, а не на ненависти к людям.
- Власть денег. Вся жизнь в городе подчинена власти денег. Уважаемым считается не добродетельный человек, а тот, у кого больше состояние, даже если оно нажито нечестным трудом. Борис не в силах отказаться от своей доли наследства и подчиняется воле своего деспотичного и жадного дяди. Любовь Екатерины оказывается для него менее ценной, чем призрачная надежда получить часть наследства.
- Любовь. На настоящую любовь способны только такие цельные натуры как Катерина. Она любит безоглядно, без корыстных расчетов и далеко идущих вперед планов. Паре Катерина—Борис противопоставляются отношения между Варварой и Кудряшом. Их чувства поверхностны и неглубоки, они просто приятно проводят вместе время, не теряя холодного рассудка и скептичного взгляда на мир.
Композиционные особенности
Проводя анализ «Грозы», можно обратить внимание на своеобразие композиции. Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:
- Объёмная экспозиция. Она раскрывает перед читателем обстановку в Калинове и нравы этого города. Островский создаёт декорации, на фоне которых будут происходить драматические события.
- Завязка. В этой части показан конфликт Катерины и семьи, в которой она живёт. Обстановка в доме становится всё более напряжённой. Катерина и Кабаниха не желают понять друг друга, а слабовольный Тихон предпочитает не вмешиваться.
- Развитие действия. Катерина борется и с обстоятельствами, и с собой. Её натуре претят навязанные порядки, но и что-либо изменить она не в силах. Глотком свежего воздуха становится любовь к Борису, но Катя, будучи совестливой и воспитанной в религиозных традициях, понимает, что предала супруга и совершила тяжкий грех. Её чувство вины вдвое тяжелее по сравнению с тем, какое испытывала бы другая девушка на её месте.
- Кульминация. Стеснение обстоятельств приводит к тому, что Катерина признаётся супругу в измене. На необдуманный шаг её толкают гроза и проклятия сумасшедшей старухи, на которые накладываются душевные терзания. После этого Кабаниха измывается над ней ещё сильнее, и девушка бросается в Волгу.
- Развязка. Тихону нечего терять, и он открыто протестует против деспотизма матери, а Варвара убегает из дома с возлюбленным.
Поднимаемые темы и проблематика
Фото: akademia-club.ru
Островский в своем произведении «Гроза» придерживается следующих тематик:
- Быт и нравы Калинова – автор концентрируется на описании захолустья провинциальных городков, где люди привыкли жить по старинке и цепляться за прошлое. Обитатели Калинова будто застыли во времени, они полны суеверий и консерватизма, а самодуры не спешат меняться к лучшему. Таковые реалии, по мнению Островского, и мешают России встать на рельсы процветания и мирового господства.
- Любовь и семья – это важная тема, которая показывает нам, как личность меняется и формируется под воздействием окружающей среды и взрослых вокруг. Например, Катерина выросла прогрессивной и свободолюбивой благодаря своим родителям, а ее муж Тихон стал бесхарактерным только из-за тирании матери над ним.
- Грех и покаяние – героиня, которая предавалась запрещенной любви с другим, решила все таки открыться и покаяться в своих грехах перед мужем и свекровью. С точки зрения христианской веры, именно такое поведение полностью оправдывает ее, и избавляет от греха.
Фото: skazkaslog37.ru
Гроза Островского, о чем мы уже говорили, полна конфликтов
Автор концентрирует внимание читателей на такие проблемы:
- Самодурство –русскому писателю претит самодурство, которое он переносит в разряд психологических явлений. Яркие представители – это Дикий и Кабанова. Эти люди намеренно играют с судьбами своих подчиненных, вытаптывая зачатки индивидуальности и свободомыслия. Из-за их ограниченности и тирании молодое поколение вырастает таким же порочным.
- Слабость, повиновение и эгоизм – автор говорит, что из-за этих качеств у молодого поколения, Тихон, Борис и Варвара потворствуют своим мучителям, и позволяют им ломать свою жизнь.
- Противоречивость русского характера – Островский показывает на примере глубоко верующей Катерины, как женщина может в поисках и обретении решиться на измену, после совершить добродетель, признавшись в содеянном, а затем покончить жизнь самоубийством.
- Невежество – все жители Калинова глупы и верят гадалкам, а не просвещенным ученым и профессионалам, которые потратили годы на получение знаний. Мировоззрение провинциального люда обращено в прошлое и они страшно консервативны.
- Трагедия совести – практически все главные персонажи пьесы «Гроза» идут на сделку с совестью. Например, Тихон должен принять решение во время нападок матери на его жену – встать на защиту или промолчать, а Катерина сближается с Борисом, прекрасно понимая в глубине души, что совершает грех.
Смысл произведения «Гроза»
Фото: topuch.ru
Автор убежден, что в стремлении к свободе нет ничего постыдного, наоборот, это должно стать краеугольным камнем русского народа. Тяга к прекрасному, новому и более прогрессивному не должны быть разрушены небольшими неудачами в жизни, а также самодурством старшего поколения. Поэтому свои взгляды и убеждения нужно отчаянно отстаивать, чтобы заслужить право прожить жизнь намного более хорошую, чем предки. Такие идеи отражены в мыслях и поступках Кулигина, который стал своеобразным рупором самого Островского.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» ясна – Катерина не права, что избрала такой способ убежать от проблем. Однако у нее были прекрасные задатки для того, чтобы добиться в жизни многого. Кабаниха в своей закостенелости и консерватизме также не права. У нее получилось отчасти сохранить традиции, однако это только продлило падение уровня жизни и мысли у русского народа.
Несмотря на довольно мрачный финал, Островский верит, что у русского народа есть все, чтобы сбросить с себя оковы самодурства и невежества. Именно в этом смысл произведения «Гроза» –показать людям, что можно и нужно жить по-другому ради будущего страны и всего русского народа.
Как мы увидим далее, призыв все же достиг нужных ушей, и общество постепенно стало прозревать, что вылилось в огромные социальные катастрофы. Однако время, когда можно было перестроить общество относительно безболезненно, осталось в поколении Островского, возможно, его родителей.
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Другие детали анализа драмы «Гроза»
Конечно же, в драме Островский заложил конфликт, который обязательно нужно учесть при написании сочинения по теме «Гроза». Этот конфликт становится очевидным после анализа образа Катерины. Она попала в безысходное положение, но рядом с ней те, кто могут выбирать, как жить.
Например, Варваре хочется продолжать видеться с тем, кого она любит – девушка решает поменять замок на садовой калитке. Или Тихон. Он жалуется, что мать контролирует его, но и дальше подчиняется ее указаниям. И это одна сторона конфликта драмы.
Вторую сторону мы видим, составляя идейный анализ «Грозы». Главная героиня, как мы отметили выше, хочет быть честной и жить по таким устоям, а остальным жителям Калинова хочется врать, сплетничать и осуждать других, как это делают Феклуша и Глаша.
Итак, конфликт в драме «Гроза» Островского очень ярко выражен. Это конфликт старых и новых порядков, прошедшего и будущего времени
Причем, очень важно сказать, что Островский заложил конфликт не между героями драмы, а во внутреннем мире Катерины, которая не в силах жить по старым устоям, и она не хочет этого. В то же время, по новым порядкам жить тоже невозможно, потому что старых законов пока не преодолеть
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
- Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
- С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
- Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Гроза»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Гроза»
для самых компанейских —
Главные герои «Гроза»
для самых крутых —
Читать «Гроза» полностью
Композиция
Пьеса создана в соответствии с канонами драматургии XIX века. Вначале зрители и читатели знакомятся с героями, которые сами себя характеризуют и заодно высказывают мнение о других персонажах и жизни в их городке. Далее разворачиваются драматические события: две пары влюбленных по-разному пытаются обрести счастье. Фоном любовных отношений служат житейские подробности купеческого быта, описанные Островским со знанием дела и с юмором. Автор отмечает косность провинциального общества, склонность к предрассудкам, презрение к науке и учености, неприятие всего выходящего за грани принятых правил.
Как уже упоминалось, кульминация произведения – летняя гроза и покаяние Катерины перед мужем и людьми. После этого поступка женщина обречена на всеобщее презрение, и трагическая развязка следует закономерно.
Литературоведы спорят о том, можно ли назвать своеобразным «тёмным царством» мир провинциального города Калинова или нет. В сущности, провинциальное купечество Калинова не хуже и не лучше своих современников, их добродетели и пороки типичны для той эпохи.«Жертвы» (Тихон, Борис) в нравственном и житейском отношении ничем не лучше «палачей» (Дикой, Кабаниха).
Композиция и конфликт
Островский уделил особое внимание композиции произведения, которая сильно отличалась от стандартной схемы построения пьес. Все начинается с экспозиции, где описывается жизненный уклад жителей города
За ней следует завязка, а между героями начинается настоящее противостояние. В развитии действия читатель узнает о страданиях главной героини на почве совершенного греха, а затем наконец доходит до кульминации, коей является признание Катерины, и развязки сюжета, где герои решают пойти против порядков.
Конфликт произведения строится на противостоянии двух сторон: старшего поколения, привыкшего жить по установленным нормам, и молодых людей, желающих пробовать новое и отказываться от навязанных обществом правил.
Главные герои
Возглавляет список персонажей человек с поистине говорящей фамилией – купец Савелий Прокофьевич Дикой. Уже в начале пьесы понятно, почему Дикого прозвали пронзительным мужиком: этот купец – карикатурный самодур, жадный, придирчивый, всегда готовый обругать кого угодно и постоянно скандалящий с родными детьми.
Дикой не пытается скрыть свой дурной характер: он, наоборот, не упускает возможности показать своё презрение к тем, кого не считает себе ровней. Однако при встрече с суровой купчихой Марфой Кабановой Савелий Прокофьевич готов рассказать о своих обидчиках и о том, как пришлось просить прощения у обруганного мужика (ибо тогда был великий пост, а Дикой всё-таки был религиозен, побаивался гнева Божьего).
Богатая вдова купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова неспроста получила прозвище Кабаниха. Под внешней учтивостью скрывается жестокая деспотичная натура. Кабаниха настолько сурова, что Дикой невольно уважает её (по словам купца-самодура, во всём городе лишь она «может разговорить его сердце»).
Все слова о любви к сыну – лишь притворство. Марфа Игнатьевна постоянно донимает Тихона придирками. До женитьбы были постоянные упреки: почему сын всё ещё холост. После Кабаниха возмущается, что Тихон перестал любить родную мать. По мнению литературоведов, Кабаниха опаснее Дикого, потому что самодурство ее замаскировано благочестием.
Борис Григорьевич – молодой и «порядочно образованный» человек, одевающийся по-европейски. Приехал в провинциальный город, чтобы получить наследство от дяди, и сразу же столкнулся с суровой реальностью. Самодур Дикой постоянно ругает племянника, называя его дармоедом, а в финале отправляет Бориса в сибирский город – фактически в ссылку за его роман с замужней женщиной.
Тихон Кабанов – молодой человек, выросший в атмосфере ханжества. Деспотичная мать подавляла волю сына постоянными придирками и нравоучениями. Неудивительно, что Тихон начинал пить, как только вырывался из-под нестерпимой опеки. Он боялся суровой матери, а потому не мог защитить жену от постоянных упрёков свекрови. В финале пьесы Тихон невольно завидует жене: она покончила с собой и свободна от страданий, а слабовольный муж будет «страдать и мучиться».
Катерину Вайль и Генис образно назвали «Волжской Бовари», и неспроста: в какой-то степени судьбы героинь схожи. Но различий больше, и они связаны с упомянутой ролью денег. Если героиня французского романа выросла в бедности, а после замужества завела любовника, залезла в большие долги и покончила с собой, запутавшись в них, то для Катерины самый серьёзный грех – неверность супругу. Любовь к другому мужчине так мучила замужнюю женщину, что она всерьёз боялась Божьей кары за грех и в итоге бросилась с обрыва.
По словам Вайля и Гениса, Катерина хоть и глупее, нежели Бовари, зато куда чище душой («русские, уступая Западу ум, оставляли себе душу», потому что знали, что сам по себе ум, без души, не стоит ломаного гроша).
Основная тема
Главная тема – трагический конфликт между любовью и долгом. Пусть у героини нет любви к мужу, но она обвенчана с ним и дала клятву перед алтарем. Образ жизни, патриархальные устои, традиции русского провинциального общества требуют от женщины безусловной покорности мужу, женская измена – страшный непростительный грех. Но страстная натура Катерины одерживает верх над разумом, женщина решает погубить себя, но обрести счастье хотя бы на короткий срок.
К финалу пьесы постепенно нарастает напряжение, кульминацией является летняя гроза с громами и молниями, которую экзальтированная Катерина воспринимает как Божий гнев, обращенный к ней. Она принародно кается в грехе. Ее жизнь после такого признания становится невыносимой, она становится отверженной в своей семье и обществе. Доведенная до отчаяния женщина бросается с обрыва в омут.
Значение пьесы «Гроза»
Среди творений Островского «Гроза» занимает особое положение не только из-за названия и трактовки слова как в прямом, так и в переносном смысле. Главная причина: пьеса заинтересовала тогдашнюю либеральную общественность (так называемых революционных демократов).
«Революционный демократ» Добролюбов увидел в пьесе смысл, вряд ли предусмотренный драматургом: бунт простых и просвещённых людей против традиционных русских устоев и церковных правил. Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», где высказал сочувствие тем, кто боролся за свободу слова, свободу выбора и свободу любви (а традиционные русские ценности названы в статье «мракобесием»). По мнению «революционного демократа», именно Катерина стала тем самым лучом света, надеждой на изменение жизни к лучшему.
В советских учебниках русской литературы, в главе, где разбиралась драма «Гроза», ссылались именно на статью Добролюбова, хотя не было принято слишком вникать в буквальное содержание и смысл этой статьи. Свобода любви, которую смело пропагандировали нигилисты в XIX веке, вовсе не считалась приемлемой в светском обществе.
Сегодня это литературное произведение интересно вне зависимости от действительного или мнимого революционного подтекста. «Гроза», как и другие пьесы Александра Островского, неоспоримый элемент русской и мировой культуры. Они второй век не сходят со сцен российских театров, потому что ценятся за свои художественные достоинства и признанное место в русской истории, за связанные с ними судьбы великих актеров, исполнявших главные роли, за русскую старину, которую мы узнаем, благодаря таким произведениям.
Суть
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Общий вывод
Сделав краткий анализ драмы «Гроза» Островского, мы рассмотрели не просто сюжетную линию и некоторые характерные черты произведения, но получили общий характер жизни русского обществе той эпохи накануне отмены крепостного права.
И в творчестве самого автора «Гроза» стала наиболее известным и талантливым произведением, и в русской драматургии она заняла важнейшее место.
Надеемся, что для вас оказалась полезной эта статья, в особенности, если вы готовите сочинение по драме «Гроза», или хотите в общем сделать ее анализ. Будем рады, если и другие статьи из нашего литературного Блога вам пригодятся.