Новое прочтение романа алексея толстого «хождение по мукам»

Хождение по мукам алексей толстой: обзор произведения и основные темы

«Хождение по мукам»: краткое содержание

Роман-трилогию «Хождение по мукам», краткое содержание которого знакомо многим из школьной программы, в свое время неоднозначно восприняли критики:

  • одни сетовали на непохожесть художественных стилей в каждой из трех книг;
  • другие испытывали сомнения по поводу точности исторических фактов;
  • третьи были недовольны выбором главных героев — представителей русской интеллигенции.

Какое значение романа? «Хождение по мукам» — своеобразный гимн любви к Отчизне. В нем утверждалась ценность порядочности, верность принципам и желание изменить все к лучшему. Автор создал образ переломных исторических событий, показал, как они повлияли на судьбы обычных людей.

Это монументальный труд, отображающий настроения того времени. Чтобы понять замысел автора, рассмотрим роман «Хождение по мукам» кратко:

Книга первая. «Сестры»

Роман «Хождение по мукам» начинается с затяжной и объемной экспозиции, в которой описаны настроения, витающие в обществе в 1914 году. Петербург охвачен паникой, а люди агрессивны. Все это — предвестники скорых перемен. Об их приближении свидетельствовали такие события:

  • массовое недовольство;
  • первые демонстрации;
  • революционные течения;
  • критика существующего политического устройства.

Все эти моменты знаменовали переход государства в новую историческую плоскость. Автор знакомит с главными героинями книги:

  • Дарьей Булавиной — провинциальной наивной девушкой, которая приехала в Питер, чтобы учиться на юридических курсах;
  • ее старшей сестрой Екатериной Смоковниковой, которая на тот момент уже была жительницей столицы.

Супруги Смоковниковы вели активную светскую жизнь, устраивая пышные празднования и рауты. Частый гость на приемах адвокатской четы — Алексей Бессонов — поэт и революционер. Его пылкие речи сразу запали в душу Дарьи, но красавица даже не подозревала, что поэт имел тайную связь с ее сестрой Екатериной.


Дарья и Екатерина Булавины в сериале «Хождение по мукам»: YouTube / Александр Князев

Когда отношения возлюбленных вскрылась, назрел серьезный скандал, и супруги разъехались. То лето было одновременно самым волнительным и прекрасным в жизни юной Дарьи:

  • она познакомилась с инженером Иваном Телегиным, между молодыми людьми вспыхнула страсть;
  • после визита к отцу в Самару Дарья переезжает в Евпаторию, где у девушки появляется много поклонников;
  • планы красавицы рушат тревожные новости о начале войны. Перед уходом на фронт к ней приезжает проститься и признаться в чувствах Телегин;
  • в это время поэта Бессонова убивают на фронте;
  • Дарья и вернувшаяся в Москву Екатерина работают сестрами в госпитале.

Напряжение в обществе растет, в городе проходят погромы немецких магазинов. Телегин попадает в плен к немцам, но ему удается сбежать. Вернувшись на домой, он делает Дарье предложение руки и сердца, но девушка не дала ответа. Бывшего пленного отправляют на балтийский завод в Петрограде. Там Телегин становится свидетелем начала революции.

В это же время на фронте убивают Николая Ивановича, а его вдове Екатерине начинает оказывать знаки внимания капитан Вадим Рощин. Уже осенью он признается в своих чувствах.

Книга вторая. «Восемнадцатый год»

Эта часть трилогии одна из самых динамичных, об этом говорил сам Толстой. «Хождение по мукам» во второй части — это история революции в России:

  1. Дарья стала женой Телегина. Преждевременные роды делают ее несчастной: ребенок умирает.
  2. Екатерина с Рощиным живут в Самаре, присматривают за отцом девушки. Вскоре они рассорились, и Рощин примкнул к белогвардейцам на фронте.
  3. Получив уведомление о ложной смерти мужа, Екатерина уехала в Ростов. По пути она попала в засаду махновцев.
  4. Телегин в это время отправился на фронт воевать за большевиков.

Книга третья. «Хмурое утро»

После ряда драматических событий Телегин и Даша смогли воссоединиться в военном госпитале, где девушка работала сестрой. По окончании военных действий Екатерина вернулась в Москву и обрела семейное счастье с Рощиным.

После пережитого сестры изменились: кое-что у них в корне поменялось — появилось желание работать во благо Родины, за которую было пролито так много крови.

Книга 1. Сёстры

Начало 1914 г. Петербург, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна жил словно в ожидании рокового и страшного дня». Молодая чистая девушка Дарья Дмитриевна Булавина приезжает в Петербург на юридические курсы из Самары и останав­ливается у старшей сестры Екатерины Дмитриевны, которая замужем за известным адвокатом Николаем Ивановичем Смоковниковым. Дома у Смоковниковых — салон, его посещают разные прогрессивные личности, толкующие о демокра­тической революции, и модные люди искусства, среди них — поэт Алексей Алексеевич Бессонов. «Все давным-давно умерло — и люди и искусство, — глухо вещает Бессонов. — А Россия — падаль… А те, кто пишет стихи, все будут в аду». Чистую и прямодушную Дарью Дмитриевну так и тянет к порочному поэту, но она не подозревает, что её любимая сестра Катя уже изменила мужу с Бессоновым. Обманутый Смоковников догадывается, говорит об этом Даше, обвиняет жену, но Катя убеждает обоих, что все неправда. Наконец Даша узнает, что это все-таки правда, и со всем жаром и непосред­ственностью молодости уговаривает сестру повиниться перед мужем. В результате супруги разъезжаются: Екатерина Дмитриевна — во Францию, Николай Иванович — в Крым. А на Васильевском острове живет добрый и честный инженер с Балтийского завода Иван Ильич Телегин и сдает часть квартиры странным молодым людям, которые устраивают на дому «футуристические» вечера. На один из таких вечеров под названием «Великолепные кощунства» попадает Дарья Дмитриевна; ей совершенно не нравятся «кощунства», но сразу зато ей понравился Иван Ильич. Летом Даша, направляясь в Самару к отцу, доктору Дмитрию Степановичу Булавину, неожиданно встречает на волжском пароходе Ивана Ильича, к тому времени уже уволенного после рабочих волнений на заводе; их взаимная симпатия крепнет. По совету отца Даша едет в Крым уговаривать Смоковникова помириться с женой; в Крыму бродит Бессонов; там же неожиданно появляется Телегин, но только для того, чтобы, объяснившись Даше в любви, проститься с ней перед отъездом на фронт — началась первая мировая война. «В несколько месяцев война завершила работу целого века». На фронте нелепо гибнет мобилизованный Бессонов. Дарья Дмитриевна и вернувшаяся из Франции Екатерина Дмитриевна работают в Москве в лазарете. Смоковников, воссоеди­нившийся с женой, приводит в дом худощавого капитана с обритым черепом, Вадима Петровича Рощина, откоман­ди­ро­ванного в Москву для приема снаряжения. Вадим Петрович влюблен в Екатерину Дмитриевну, пытается объясниться, но пока без взаимности. Сестры читают в газете, что прапорщик И. И. Телегин пропал без вести; Даша в отчаянии, она еще не знает, что Иван Ильич бежал из концентра­ционного лагеря, был пойман, переведен в крепость, в одиночку, потом еще в один лагерь; когда ему угрожает расстрел, Телегин с товарищами снова решается на побег, на этот раз удачный. Иван Ильич благополучно добирается до Москвы, но встречи с Дашей длятся недолго, он получает предписание ехать в Петроград на Балтийский завод. В Питере он становится свидетелем того, как заговорщики сбрасывают в воду тело убитого ими Григория Распутина. На его глазах начинается февральская революция. Телегин едет в Москву за Дашей, потом молодые супруги снова переезжают в Петроград. Комиссар Временного правительства Николай Иванович Смоковников с энтузиазмом выезжает на фронт, где его убивают возмущенные солдаты, не желающие умирать в окопах; его потрясенную вдову утешает верный Вадим Рощин. Русской армии больше нет. Фронта нет. Народ хочет делить землю, а не воевать с немцами. «Великая Россия теперь — навоз под пашню, — говорит кадровый офицер Рощин. — Все надо заново: войско, государство, душу надо другую втиснуть в нас…» Иван Ильич возражает: «Уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля…» Летним вечером 1917 г. Катя и Вадим гуляют по Каменно­ост­ровскому проспекту в Петрограде. «Екатерина Дмитриевна, — проговорил Рощин, беря в руки её худенькую руку… — пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше…» Они как раз проходят мимо бывшего особняка знаменитой балерины, где размешается штаб большевиков, готовящихся к захвату власти.

Алексей Толстой и его произведение

Это эпическая повесть, в которой автор описывает жизнь и страдания русского народа в драматическом историческом периоде. Он показывает множество событий и перипетий, что делает рассказ захватывающим и увлекательным.

Основная тема произведения — тернистый путь, который люди проходят через испытания, чтобы достичь своей цели. Алексей Толстой рассказывает о герое, который переживает много трудностей и несправедливостей, но не сдаётся и продолжает верить в свои идеалы.

Одна из главных сильных сторон произведения — это ярко и живо описанные персонажи. Они часто сталкиваются с моральными дилеммами и противоречиями, и читатель может почувствовать их эмоции и переживания.

Алексей Толстой не только повествует о страданиях и тяготах, но и о силе воли и надежды. Он показывает, что даже в самые тяжелые времена человек может найти в себе силы идти вперед и бороться за свои идеалы.

Исторические события, которые разворачиваются в произведении, также придают ему особый интерес и остроту. Алексей Толстой исследует период русской истории, когда страна была переполнена социальными противоречиями и трудностями.

Катя Рощина

Едва окончив первую часть романа, «Сестер», Толстой признавался: «Катя — это все Наталья Васильевна». Да, это была она, его «Туся» — в непростой, но счастливый период жизни, когда Толстой был рядом.

Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963) выросла в «литературной» семье и была невероятно одарена. Писать стихи она начала в семь лет, ее еще полудетскую прозу читал Горький, а стихи — Иван Бунин, который стал ее литературным учителем и критиком. Бунин научил ее запредельной строгости к себе, отчего Крандиевская выпустила не так много книг. После первой встречи с Толстым Крандиевская тонко высмеяла его откровенно слабые стихи, писателю «шпильку» передали, чем дело и кончилось. Но потом Наташа волей случая оказалась за соседним столиком со второй женой Толстого, Софьей Дымшиц: они учились живописи. Она уже была замужем, Толстой находился в стадии предразвода; так странно и вопреки всему завязался их роман. Пережив непростые расставания, они соединились и прожили вместе двадцать лет — с 1914 до 1935 года. Надо признать, что Толстой был вполне прагматичен: он понимал, что Крандиевская, для которой любовь означала самоотречение и полное растворение в любимом, обеспечит ему быт и комфорт на высоте. Так и было.

В трудные времена в эмиграции, например, Крандиевская выучилась на портниху, чтобы обеспечивать семью. Она обшивала русских эмигранток, что еще были при деньгах, а затем капризных француженок и не роптала. Летом 1923 года они решили вернуться: пароход «Шлезиен» доставил всю семью в Советскую Россию.

Тяготы эмиграции были позади: Толстого встречали с триумфом. Прежде не изданные романы обрели союзную славу, Крандиевская находилась в глухой монументальной тени мужа, вела его дела, от переписки до вычитки корректуры, а стихи написала лишь единожды, откликнувшись на просьбу любимого сочинить «Песенку Пьеро». Тем временем приближается беда: Толстой заявляет, что у него осталась лишь работа, никакой личной жизни нет. В своих воспоминаниях Крандиевская констатирует: «События развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне…» Притом что она любила его больше жизни, Наталья Васильевна была едва ли не единственной из тех, кто пытался… оправдать мужа: «Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар — ты не прав и ты побежден. Если ты молод — ты прав и ты побеждаешь». Не сойти с ума ей помогли осознание долга — надо было поднимать детей, да творчество. В октябре 1935 года 52-летний Алексей Толстой женился на 29-летней Людмиле Баршевой, заявив, что прежде никогда не любил.

«Туся» осталась в Ленинграде, он уехал в Москву, где был осыпан благами. Во время войны она город на Неве не покинула. Выжила на пайке хлеба в 125 граммов. Хоронила близких. Ее стихи о блокаде уникальны…

Известие о смерти Алексея Толстого пришло в 1945 году. Это был непереносимый удар… А вскоре в издательстве «зарубили» ее книгу, что было еще одним ударом. Наталья Васильевна скончается в 1963 году, и книга эта увидит свет лишь спустя двадцать лет после ее ухода.

Образ войны и мотивация героев в контексте романа

Во время чтения романа, мы видим, как герои сталкиваются с ужасами военных действий, смертью и разрушениями. Многие герои испытывают на себе физическую и психологическую боль, утрату друзей и близких. Автор показывает, как война меняет героев, их представления о мире и жизни.

Мотивация героев в контексте романа тесно связана с образом войны. Многие герои идут на войну, чтобы отстоять свою Родину, веря в правоту своей борьбы. Патриотические чувства и приверженность идеалам оказывают огромное влияние на их решение идти на фронт.

Однако, с течением времени и опытом войны, многие герои начинают задавать себе вопросы о смысле войны и своей роли в ней. Их мотивация постепенно меняется, и они начинают относиться к войне критически. Война становится для них символом беспорядка, бессмыслицы и грязи.

Автор через образ войны и мотивацию героев передает свою критику войны и военного конфликта. Он показывает, что война разрушает не только физически, но и душевно, меняет ценности и приоритеты героев. Толстой отвергает идеализацию войны и подчеркивает, что она является источником страданий и разрушений.

Критика режима и описание жестокости его последствий

В романе «Хождение по мукам» Алексей Толстой смело критикует режим и описывает жестокость его последствий на примере жизни главного героя, Ивана Петровича Павлова. Автор не только выявляет негативные стороны режима, но и рассказывает о негуманности и бесчеловечности, которые преобладали в то время.

В романе подробно описываются методы и инструменты принуждения, используемые режимом для подавления своих противников. Это включает в себя пытки, издевательства и унижения, а также принудительный труд и лишения базовых прав и свобод. Толстой изображает эти сцены с большой детализацией, что позволяет читателю почувствовать всю жестокость и ужас государственного подавления.

Одной из главных тем, развиваемых автором, является изображение множества формы подавления и страдания, которые толкают героев романа на постоянную борьбу. Толстой умело показывает, как режим влияет на психологию человека, его чувства и мысли, превращая его в «человека с муками».

Автор также снисходительно относится к своим героям, показывая, что они, несмотря на все трудности, сохраняют свою человечность и достоинство. Режим может оставить на них только рубцы и следы лишений, но не может полностью сломить их дух. Таким образом, Толстой не только критикует режим, но и подчеркивает силу человеческого духа и его способность выдержать испытания.

Описание жестокости
Ивана Павлова подвергают пыткам за его участие в революционной деятельности
Героя вынуждают работать в сложных условиях с низкой оплатой и лишенными правами
Жесткие методы подавления, которые приводят к смерти значительной части героев романа

В целом, роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого ставит под сомнение не только действующий режим, но и саму идею подчинения и апатии. Автор показывает, что даже в условиях крайней жестокости и несправедливости, человек может сохранять свою нравственность и надежду, и бороться за свободу и справедливость, несмотря ни на что.

Одной из главных тем романа является тема человеческого страдания. Главный герой романа, Иван Паравин, переживает множество тяжелых испытаний, как душевных, так и физических. Автор тонко раскрывает его внутренний мир, показывая, как Ивану удается сохранять человеческое достоинство и верность своим убеждениям в условиях экстремальной жизни.

Другой важной темой, присутствующей в романе, является тема взаимоотношений людей. Толстой показывает сложность общения, неполноценность и противоречия между людьми, которые часто ведут к разочарованию и разрушению отношений

Тема нравственного выбора также занимает важное место в романе. Автор поставляет своих персонажей перед сложными моральными дилеммами и показывает, какие последствия могут возникнуть в результате принятого выбора

Кроме того, роман «Хождение по мукам» рассматривает и другие актуальные для своего времени исторические и политические вопросы, такие как социальная несправедливость и борьба за свободу.

В целом, роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого является глубоким и содержательным произведением, в котором автор исследует различные аспекты человеческой жизни и позволяет читателю задуматься над важными вопросами смысла, страдания, нравственности и свободы.

Книга 2. Восемнадцатый год

«Страшен был Петербург в конце семнадцатого года. Страшно, непонятно, непостигаемо». В холодном и голодном городе Даша (после ночного нападения грабителей) родила раньше срока, мальчик умер на третий день. Семейная жизнь разлаживается, беспартийный Иван Ильич уходит в Красную Армию. А Вадим Петрович Рощин — в Москве, во время октябрьских боев с большевиками контужен, едет с Екатериной Дмитриевной сначала на Волгу к доктору Булавину пережидать революцию (уж к весне-то большевики должны пасть), а потом в Ростов, где формируется белая Добровольческая армия. Они не успевают — добровольцы вынуждены уйти из города в свой легендарный «ледовый поход». Неожиданно Екатерина Дмитриевна и Вадим Петрович ссорятся на идейной почве, она остается в городе, он следует на юг вслед за добровольцами. Белый Рощин вынужден вступить в красногвар­дейскую часть, добраться вместе с нею в район боев с Добровольческой армией и при первом же случае перебегает к своим. Он храбро воюет, но не доволен собой, страдает из-за разрыва с Катей. Екатерина Дмитриевна, получив (заведомо ложное) известие о смерти Вадима, отправляется из Ростова в Екатеринослав, но не доезжает — на поезд нападают махновцы. У Махно ей пришлось бы худо, но бывший вестовой Рощина Алексей Красильников узнает её и берется опекать. Рощин же, получив отпуск, мчится за Катей в Ростов, но никто не знает, где она. На ростовском вокзале он видит Ивана Ильича в белогвар­дейской форме и, зная, что Телегин красный (значит, разведчик), все-таки не выдает его. «Спасибо, Вадим», — тихо шепчет Телегин и исчезает. А Дарья Дмитриевна живет одна в красном Петрограде, к ней является старый знакомый — деникинский офицер Куличек — и привозит письмо от сестры с ложным известием о смерти Вадима. Куличек, посланный в Питер для разведки и вербовки, втягивает Дашу в подпольную работу, она переезжает в Москву и участвует в «Союзе зашиты родины и свободы» Бориса Савинкова, а для прикрытия проводит время в компании анархистов из отряда Мамонта Дальского; по заданию савинковцев она ходит на рабочие митинги, следит за выступлениями Ленина (на которого готовится покушение), но речи вождя мировой революции производят на нее сильное впечатление. Даша порывает и с анархистами, и с заговорщиками, едет к отцу в Самару. В Самару же нелегально добирается все в той же белогвар­дейской форме Телегин, он рискует обратиться к доктору Булавину за какой-нибудь весточкой от Даши

Дмитрий Степанович догадывается, что перед ним «красная гадина», отвлекает его внимание старым Дашиным письмом и по телефону вызывает контрразведку. Ивана Ильича пытаются арестовать, он спа-

сается бегством и неожиданно натыкается на Дашу (которая, ничего не подозревая, была все время тут, в доме); супруги успевают объясниться, и Телегин исчезает. Некоторое время спустя, когда Иван Ильич, командуя полком, одним из первых врывается в Самару, квартира доктора Булавина уже пуста, стекла выбиты… Где же Даша?..

«Хождение по мукам»: анализ произведения

«Хождение по мукам» — книга монументальная, но динамичная. Она красочно и реалистично описывает важные исторические события в жизни России, которые отразились на жизни интеллигенции в том числе. Чтобы лучше понять замысел автора, проанализируем произведение:

История создания

Книга «Хождение по мукам» — это трилогия-эпопея, написанная под влиянием аналогичного произведения «Война и мир» Льва Толстого

Важно рассматривать каждую часть по отдельности:. Кадр из художественного фильма «Хождение по мукам» 1977 года: YouTube / Beggars Banquett


Кадр из художественного фильма «Хождение по мукам» 1977 года: YouTube / Beggars Banquett

  1. Первую часть романа «Сестры» Алексей Толстой писал в 1920 году, когда пребывал в эмиграции. Поэтому в книге так много ностальгических моментов, описаний родного автору Петербурга.
  2. Во время написания второй книги «Восемнадцатый год» настроение Толстого кардинально меняется. В этот момент он уже возвращается в Россию и конец 1920 года встречает с недовольством и критикой существующего политического строя.
  3. Третью часть трилогии автор закончил в 1940 году, пребывая практически на смертном одре. Большой временной разрыв накладывает отпечаток на стилистическое единство романа.

В Советском Союзе роман экранизировали дважды: в 1957–1959 сняли трехсерийный фильм по мотивам произведения, а в 1977 году вышел на экраны сериал, состоявший из 13 фильмов.

Тема и конфликт

Сквозной темой, объединившей все три книги, стала тема патриотического движения, единства народа, который готов действовать сообща ради общего будущего. Желание перемен как демократических, так и радикальных наполняло все общество

Автор акцентировал внимание на тяготах и лишениях, которые ждали романтиков на этом пути

Исходя из темы, раскрываются и конфликтные узлы масштабного романа:

  • конфликт потерянной и вновь обретенной Родины (как у главных героев, так и у самого писателя);
  • конфликт разных точек зрения, двух полюсов одного общества (гражданский конфликт);
  • конфликт новых прогрессивных изменений и укоренившегося старого устоя.

Эти силы постоянно противостоят друг другу, но все же они неразделимы в жизни и истории человечества.

Особенности композиции и жанр

Сам автор стилистику произведения определял как монументальный реализм, акцентируя внимание на том, что речь идет о масштабном пласте истории. Эксперты называют «Хождение по мукам» романом-эпопеей

На эту жанровую природу указывают такие особенности произведения:


Анализ произведения «Хождение по мукам»: Pxhere

  • несколько сюжетных линий, что развиваются параллельно;
  • в центре повествования — судьбы маленьких людей;
  • структура линейная, сюжет развивается динамично;
  • все книги связаны между собой, главные герои — целостные персонажи;
  • историческая действительность изображается многопланово и с разных ракурсов.

Характеристика главных героев

По определению самого автора, главный герой произведения — народ, но судьба его показана через призму судеб отдельных личностей:

  • Екатерина Булавина — жена известного адвоката и хозяйка модного московского салона, утонченная и образованная женщина, красива и пользуется успехом у мужчин, поддерживает своего мужа Рощина.
  • Дарья Булавина — младшая сестра Екатерины, наивная красавица, долгое время живущая в мире романтических грез о прекрасном чувстве.
  • Вадим Петрович Рощин — второй муж Екатерины, отставной офицер, приверженец монархии.
  • Иван Ильич Телегин — перспективный инженер с пылким сердцем, муж Дарьи, принимал участие в революции на стороне большевиков.

Роман «Хождение по мукам» — это история тяжелых испытаний, которые выпали на долю русской интеллигенции и России в целом. Автору удалось создать масштабную картину социальных и духовных изменений, которые случились в России на изломе столетий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: