Краткое содержание
Рассказчик поделился, что предпочитает болеть дома — «конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней», но дома ему было спокойнее. Однажды он уже лежал в больнице с брюшным тифом и знает, о чём говорит.
Близкие Петра были уверены, что в больнице ему будет лучше, но ему «попалась какая-то особенная больница», где пациентам было совсем непросто. Так, например, при регистрации больному на глаза попадался плакат «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Рассказчик, который еле держался на ногах из-за высокой температуры, при виде этого плаката чуть было не упал на пол.
Пётр обратился к фельдшеру с вопросом: как они могут вешать подобные плакаты перед глазами больных, на что получил совет помалкивать, в противном случае ему же будет хуже. Рассказчик, у которого была «высокая температура, 39 и 8», решил не продолжать спор.
К Петру подошла медицинская сестра и предложила пройти на обмывочный пункт. Он предложил заменить «обмывочный пункт» на «ванну»: это звучит куда более «красивей и возвышает больного». Медсестра удивилась такой щепетильности у больного и заметила, что вряд ли он выздоровеет, если будет во все совать свой нос.
Оказавшись на месте, медсестра велела рассказчику раздеваться, но тут он заметил, «что в ванне над водой уже торчит какая-то голова». Это была какая-то старушка, судя по всему, тоже больная. Медсестра посоветовала рассказчику не обращать внимания на старушку с высокой температурой, но он наотрез отказался принимать ванну.
Вошёл фельдшер и принялся возмущаться наглостью пациента. Ему больше нравились, когда больных доставляли без сознания — «тогда им все по вкусу, всем они довольны». Пётр все-таки искупался, после чего ему принесли огромное, не по росту, белье. Поначалу он решил, что это такая месть, но затем понял, «что у них это — нормальное явление». Кроме того, на больничной одежде у каждого стояло клеймо, «и это морально унижало человеческое достоинство».
Рассказчика положили в небольшую палату, «где лежало около тридцати разного сорта больных». Среди них были и тяжелобольные, и те, кто уже шёл на поправку. В палате было очень шумно: больные здесь свистели, играли в пешки, читали вслух. Пётр решил, что «попал в больницу для душевнобольных». Он хотел позвать главного врача, но вместо него вновь пришёл фельдшер, и рассказчик потерял сознание.
Очнулся герой лишь спустя три дня. Медсестра призналась, что у него «прямо двужильный организм», который выдержал все испытания. Теперь, если он не заразится от других больных, то обязательно пойдёт на поправку. Пётр держался до последнего, но неожиданно перед «самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем». Медсестра предположила, что он просто поел «из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок».
Следующим испытанием для Петра стало нервное заболевание. У него «на нервной почве на коже пошли мелкие прыщики вроде сыпи», и всё потому, что его долго не выписывали из больницы по разным причинам.
Когда же рассказчик оказался дома, супруга призналась, что готовилась к похоронам — из больницы ей пришло «извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа»». С тех самых пор Пётр предпочитал лечиться дома.
Краткое содержание «История болезни»
Главные герои:
рассказчик (обычный пациент), фельдшер приемного покоя, медсестра помывочной, главврач больницы
изъяны общества
Брюшной тиф. Госпитализация. Шокирующая надпись
Главный герой, он же рассказчик повествования, с диагнозом брюшной тиф срочно госпитализируется в стационар. С первых же минут пребывания в больнице его шокирует расписание в приемном покое о выдаче трупов. Он возмущенно доказывает фельдшеру, что такая информация не должна располагаться на видном месте. Эта надпись может травмировать даже здорового человека, не говоря уже о больных, которым как никогда нужны положительные эмоции для выздоровления.
Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник
Обмывочный пункт
Очередное испытание подстерегает его в помывочной комнате. Пациент снова пускается в дебаты с медсестрой, что такое название не соответствует учреждению, в котором лечат людей. Оно больше подходит для животноводческой фермы.
Когда ему предложили раздеться, он заметил сидевшую в ванне старушку. После очередных разбирательств пожилую пациентку уводят. Рассказчик принимает ванну и облачается в больничную, на несколько размеров больше, одежду. На огромной пижаме красуется печать, что равнозначно клейму, которым отмечены здесь все пациенты.
Выздоровление
Палата, куда поместили больного, была маленькой, но в ней каким-то чудесным образом, помещалось тридцать человек. Пациенты здесь не столько получали лечение, сколько занимались своими делами. Естественно, что при такой скученности они легко заражали друг друга. Когда герой увидел все это, ему показалось, что он сходит с ума.
Свое недовольство он решил выразить в разговоре с лечащим врачом. Однако вместо врача к нему отправили санитара. Сил для выяснения отношений у пациента уже не осталось, и он потерял сознание. Находясь между жизнью и смертью несколько дней, он, наконец, пришел в себя. Санитарка сказала ему, что все это, благодаря его молодому и сильному организму. Через некоторое время рассказчик был уже почти здоров.
Извещение о смерти
Уже перед самой выпиской он узнал, что его жена получила извещение о его смерти. Оказывается, «похоронка» была составлена на другого человека. На этом больничные приключения заканчиваются, рассказчик, немного недолеченный и с остатками сыпи, выписывается. Дома он клянется себе, что его нога больше никогда не перешагнет порог лечебного заведения.
Ирина Зарицкая | | Оценить:
Содержание рассказа «Истории болезни»
Краткое содержание Зощенко «История болезни»:
Начинается рассказ с признания героя, что «хворать» он предпочитает дома, хотя в больнице всё должно быть, в принципе, культурней и правильней. Однако тут уж – с брюшным тифом деваться герою было некуда, он попадает в больницу.
Пациента привезли, и, хотя он и в бреду, но ему первым делом бросилось в глаза объявление о часах, когда можно забирать трупы. Кстати, у самого героя такой характер, что он начинает со всеми спорить, всему возмущаться, доказывать что-то… Над ним только смеются! Дескать, к вам часового ещё приставить?
Но против системы и её «адептов» ничего нельзя сделать. Например, его приводят на «обмывочный пункт». Само это название до глубины души возмущает больного. Кроме того, на этом пункте уже моют старуху, а ему предлагают не обращать внимания на «маленькое» неудобство, но тут уж возмущается старая женщина. И это только начало его испытаний…
Пижаму выдают ему не по размеру и, что самое неприятное, с печатью (почти клеймом), как и всем пациентам. В маленькой палате, куда его приводят, лежат около тридцати больных. Пациенты здесь не столько лечатся, сколько проводят время. И если бы это было приятным времяпровождением! Герою кажется, что он попал не в больницу, а просто в сумасшедший дом. Понятно, что все друг от друга заражаются.
Когда этот «двужильный» пациент, к удивлению врачей, перенёс благополучно всё лечение, выздоровел, даже подготовился к выписке, его никак не могут отпустить. Тут, как всегда, Зощенко показывает нелогичность советской системы.
Парадокс заключается здесь в том, что больных поступает так много, что выздоровевших не успевают выписывать. Это могло бы показаться бредом, но такое, действительно, возможно при бюрократичной системе, когда приходится выдавать каждому сотни справок.
Когда герой всё-таки вернулся домой, его жене как раз и сообщили письменно, что нужно явиться за телом мужа. Оскорбившись, как всегда, он хотел было бежать в больницу, возмущаться, доказывать… но махнул рукой – систему не исправить. Вот только лучше держаться от нее подальше. В данном случае – болеть дома, а лучше совсем не болеть.
«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.
«История болезни» — краткое содержание для читательского дневника
Дата создания:
1936.
Жанр:
сатирический рассказ.
Тема:
«маленький человек» в государственной системе.
Идея:
неуважение к личности «маленького человека», унижение его человеческого достоинства в казенных заведениях.
Проблематика.
Безобразия в больнице, халатность, равнодушие медперсонала к больным.
Основные герои:
Петр, пациент больницы.
Сюжет.
В начале рассказа герой заявляет о своем предпочтении болеть дома, но делает оговорку, что в больнице, по определению, все должно быть больше приспособлено для больного человека. Однако Петра сразил брюшной тиф, болезнь весьма серьезная, и пришлось герою, по настоянию родных, ложиться в больницу.
Петра привозят и, как положено, записывают прибывшего, но первое, что видит тяжело больной человек, в больнице — это объявление о выдаче трупов в положенные часы. Петр, хоть и с высокой температурой, но нашел в себе силы возмутиться таким беспардонным отношением к больным. В ответ фельдшер и медсестра осыпали его насмешками. Фельдшер предложил Петру заниматься критикой только в случае выздоровления, в коем он очень сомневался.
Далее героя ждал так называемый обмывочный пункт. Петр оскорбляется этим унизительным для человека названием. Медсестра возмущается претензиями больного и тоже сомневается в его выздоровлении. Мало того, в ванне находится старушка. Ему советуют ее игнорировать под предлогом, что старушка от высокой температуры ничего не замечает. Петр продолжает возражать, не желая раздеваться в присутствии женщины, хоть и почтенного возраста. Приходит фельдшер и высказывает недовольство крайней привередливостью больного, попутно замечает, что он любит больных, поступающих в без сознания. Таких все устраивает. Тут старая женщина вдруг подает голос, полный негодования, требуя вынуть ее из воды.
После того как омовение героя наконец состоялось, ему выдали больничное белье, превосходящее пациента по размерам. Петр заметил, что в данном заведении это нормально: маленьким больным выдавали большие рубахи, большим — маленькие. Но так как ему становилось все хуже, он уже не отпускал критических замечаний.
В палате, куда героя положили, содержалось порядка тридцати пациентов. Тяжелобольные находились в одной палате с выздоравливающими, поэтому покоя для тяжелых больных там не было. Петр, обращаясь к медсестре по этому поводу, назвал такое состояние дел «базаром». Та в ответ издевательски спросила, не прикажет ли он поместить его в персональную палату с часовым.
Наш герой сорвался в крик, требуя главврача, но добился только знакомого уже фельдшера и по слабости здоровья лишился при виде его сознания.
Дня через три Петр пришел в себя. Приветствовали его удивлением тому, что он выжил, несмотря на «случайное» нахождение у открытого окна. Медсестра обрадовала его перспективой выздоровления, если только он не заразится от соседей по палате.
Организм Петра оказался стойким, но перед выходом из больницы его угораздило заразиться детским коклюшем. Сестра прокомментировала ситуацию так: в соседнем флигеле находится детское отделение, и Петр, очевидно, был неосторожен в приеме пищи с посуды, которой ранее пользовался коклюшный ребенок.
Организм Петра и в этом случае выправился. Однако вскоре с ним случилось нервное заболевание, на теле выступила сыпь. Связан этот недуг был с проблемой выписки. Оказывается, в этой больнице к выписке больного было много препятствий — то одно, то другое. Петру еще повезло, что его передержали в больнице только восемь дней, некоторые выдерживали трехнедельный срок.
По возвращении домой наш герой узнает, что его жена получила из больницы извещение с предложением забрать тело мужа. Когда супруга появилась по месту требования, ей принесли извинения: дескать, в бухгалтерии ошиблись, его с кем-то перепутали. Хотел было Петр бежать в больницу поругаться, но, вспомнив больничный «порядки», раздумал.
И с тех пор хворает в домашних условиях.
Отзыв о произведении.
Конечно, в рассказе присутствует гротеск, но в советских больницах частенько с чем-то подобным люди сталкивались. Да и сейчас еще наследие того времени сказывается. А уж равнодушие отдельных медиков — фактор человеческий, оно не изживаемо.
Темы и проблемы
Основная проблема, которая затрагивается автором в рассказе «Беда» — пьянство. Через конкретную ситуацию читателям показывают, к чему может привести зависимость от спиртного. Конечно, крестьянин пьет не от безысходности, как это обычно бывает, а от большой радости, но итог все равно печальный. Да и несмотря на умение жертвовать комфортом, герой все равно разрушает собственную мечту, когда поддается минутному желанию.
Помимо этого, говорится о стойкости духа. С одной стороны, Глотов готов на любые лишения только для того, чтобы достичь цели. С другой же, он человек бесхарактерный, так как не смог противиться пороку. Главной причиной его поражения является алкоголь. Без него он мог контролировать себя, поступать разумно и даже достигать больших достижений.
Еще одна тема произведения — зависимость Глотова от общественного одобрения. Он и покупку лошади пошел «отметить» только потому, что нашелся кум, который мог разделить его радость. Глотов всячески хвастался покупкой и навлек на себя беду: нечистые на руку люди наверняка взяли у него лошадь за бесценок. А ведь если бы герой жил своей головой, считался только со своими интересами, то он не допустил бы такой ошибки и не искал облегчения в утешениях.
Персонажи автора
Своих персонажей Зощенко иллюстрировал всегда с юмором. Произведения писателя понятны и доступны простым читателям, и прежде всего потому, что их герои являют собой обычных людей того времени, простых обывателей. Так, к примеру, в рассказе «Баня» персонаж несколько рассеян, неуклюж, явно небогат. В произведении иллюстрируется ситуация, когда главный герой потерял свой номерок и предлагает поискать его «по приметам», предлагая веревку от номерка, после чего описывает потрепанное, старое пальтишко с оторванным карманом и одной пуговицей. Автор в этом рассказе показывает комичность ситуации именно через иллюстрируемый образ. Да и все произведения писателя посвящены именно таким случаям.
Смысл рассказа «История болезни» Зощенко
«История болезни» — это короткий, написанный в свойственном автору комическом стиле, рассказ.
История ведется от первого лица. Герой рассказывает о том, как проходил лечение в одной из рядовых больниц города. Все начинается с того, что его привезли туда в тяжелом состоянии с брюшным тифом. Еще в регистратуре он натыкается на плакат, который предупреждает посетителей, о том, что трупы выдаются исключительно по определенным часам. Будучи шокированным подобной бесцеремонностью, мужчина вступает в перепалку с фельдшером. Тот дает неутешительный прогноз по поводу выздоровления и предполагает, что информация на плакате вскоре пригодится родственникам больного. Только угроза главного героя, что он напишет жалобу руководству больницы, заставляет доктора «замять» разговор.
На этом беды больного не закончились. После регистрации его прямиком ведут в обмывочную, заставляют снимать одежду в присутствии пожилой больной женщины, которая принимала ванну. Медицинский персонал успокаивает пациента, что бабушка находится на волоске от смерти и вряд ли придет в смущение от вида обнаженного мужчины.
После водных процедур герою выдают больничную одежду, очень напоминающую тюремную форму. Синяя печать на рубашке придает облачению еще большее сходство с робой заключенного.
Дальнейшее пребывание в палате оказалось для мужчины не лучше: его определили в маленькую палату, наполненную тридцатью пациентами с различными болезнями, прямиком у открытого окна и по соседству с инфекционным блоком. Не успев оправиться от брюшного тифа, герой заражается коклюшем, а потом неким «нервным» кожным заболеванием. Он начинает смиряться с установленными в лечебном учреждении порядками, равнодушием врачей и медсестер и почти перестает возмущаться.
С выпиской тоже не все прошло гладко. Задержавшись в больнице на лишних восемь дней, по причине сильной занятости врачей, он все-таки попадает домой. От жены узнает, что близкие его почти похоронили, так как недавно, по ошибке и халатности медицинских работников получили известие о его смерти и необходимости забрать труп.
Создавая образ главного героя, автор намеренно не указывает детали его характера, внешности, социального статуса и другие особенности. Делается это для того, чтобы каждый читатель смог узнать в рассказчике самого себя, ведь каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с подобным проявлением работы медицинских работников. Комический на первый взгляд рассказ показывает все несовершенство советской медицинской системы, отголоски которой дошли и до современности. Медицинские работники ко всему подходят формально, делают из потока больных проходящий конвейер. Им безразлична судьба пациентов, они не борются за их жизнь, предпочитая бессознательных больных тем, кто находится в рассудке, так как первые доставляют меньше проблем.
Автор показывает этапы формирования отношения людей к подобному обращению на примере своего героя. Сначала он был шокирован и пытался добиться к себе человеческого отношения, потом почти уже не возмущался абсурдом, который происходит в больничных стенах, затем и вовсе смирился, беспрекословно ожидая момента своей выписки, лишь изредка спрашивая у лечащего врача, не дошла ли до него очередь. Даже после рассказа жены о то, что ее вызывали «срочно явиться за телом мужа», герой не проявляет удивления и не возмущается произошедшим, ему лишь становится «немножко неприятно».
Несмотря на стиль изложения в произведении раскрывается один из главных пороков советского общества – формализм и равнодушие к чужой беде. Несмотря на то, что с момента создания рассказа прошло более восьмидесяти лет, проблема никуда не исчезла, а только усугубилась и приняла устрашающие формы. Автор осуждает подобное поведение и на протяжении всего произведения чувствуется его надежда на исправление ситуации.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 10
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Жанр рассказа
Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Это тонкая сатира на существующие в те времена медицинские учреждения и систему врачебной помощи в Советском Союзе. На бумаге высокое начальство рапортовало о заботе о человеке, однако в действительности, каждый больной считался винтиком в системе, поэтому не стоит удивляться пренебрежительному, а порой и хамскому отношению к больным со стороны медицинского персонала.
Несомненно, в своём произведении Михаил Зощенко преувеличивал несчастья главного героя, показав его придирчивым, а порой и занудным человеком. Однако все его требования полностью объективны, подчеркивая безразличие врачей и медсестёр к пациентам в больницах. Зощенко при создании этого рассказа отказался от описания типовых героев, выбирая в качестве главных персонажей обычных людей, с которыми может ассоциировать себя каждый читатель.
Юмор в этом произведении, а также его повествование схоже с великими рассказами Марка Твена. Ситуация, в которую попадает рассказчик, одновременно комичная и трагичная. Каждый советский человек угадывал в таком персонаже свои приключения в больницах и поликлиниках. Неудивительно, что это произведение было актуально не только в тридцатых годах прошлого века, но и на протяжении многих десятков лет, когда пациенты сталкивались в медицинских учреждениях с таким отношением к себе.
Главные темы и проблематика произведения «История болезни» Зощенко
Произведение «История болезни» Николая Зощенко рассказывает историю главного героя, который оказывается в больнице и переживает множество нелепых и забавных ситуаций. В центре внимания автора находится проблематика медицинской системы, взаимодействия пациентов и врачей, а также общественного отношения к болезни.
Одной из главных тем произведения является сатира на медицинскую систему. Автор с юмором и иронией показывает недостатки системы здравоохранения, такие как отсутствие внимания к пациентам, некомпетентность врачей, бюрократия и произвол. В течение произведения главный герой сталкивается с рядом неудачных встреч с врачами, необъяснимыми процедурами и странными правилами больницы.
Также одной из важных проблематик произведения является взаимодействие пациентов и врачей. Зощенко показывает, как пациенты могут страдать от некомпетентности и безразличия врачей, а врачи иногда могут быть непонятливыми и необразованными в отношении своей работы. Взаимное непонимание и конфликты в процессе лечения становятся источником комических ситуаций в произведении.
Третьей главной темой произведения является отношение общества к болезни. Зощенко поднимает вопросы о том, как люди обращаются к больным, какие стереотипы и предрассудки существуют в обществе и как это влияет на самочувствие и настроение больных. Автор высмеивает безразличное и часто лицемерное отношение общества к болезни, что делает произведение актуальным и современным даже спустя много лет после его написания.
Популярные сегодня темы
- Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского
Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.
- План романа Герой нашего времени Лермонтова
овествователь романа, офицер из России, странствует по Кавказу. Встречает он здесь Максима Максимыча – штабс-капитана. Максим Максимыч выбалтывает историю о Григории Печорине
- Анализ финальной сцены пьесы Гроза Островского
В драме «Гроза» А.Н. Островский изображает трагическое противостояние живой, жаждущей любви натуры женщины и устаревших, отживших свой век семейных устоев. Катерина, главная героиня произведения, воплощает одновременно чистоту
- Сочинение Доброта и красота
Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот
- Сочинение по картине Фельдмана Родина от первого лица 9 класс
Никто не мог бы представить, как долго я этого ждал – возвращения домой! Да, можно сказать, конечно, четыре года. Или столько-то дней, сколько-то часов, минут… Но моё ожидание длилось почти вечность.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – обычный советский человек. Он сам не обладает никакими негативными качествами, достойными осмеяния. Очевидно, человек он образованный, во всяком случае, не простак. Об этом свидетельствует его правильная речь, не лишённая образности: «Жизнь еле теплится в моём организме, на волоске висит».
«Неудобное» качество героя – его стремление к правильности. Это борец за справедливость, но при этом человек не склочный, не конфликтует по мелочам. Например, он не называет глупой или даже преступной надпись о выдаче трупов, а выбирает для её характеристики более мягкое слово – «пошлая». Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать вместе со старухой. Только тогда он называет медперсонал собаками.
И даже после того как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».
Через образ главного героя Зощенко передаёт своё отношение к новшествам в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.
Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».
Герой рассказа относится к тому странному типу невезучих людей, которые в любой ситуации останутся виноватыми. Его ругает и фельдшер, называет привередливым больным и нахалом, и медсестра, которая предрекает ему, что он не выздоровеет, раз во всё нос суёт.
Художественные приемы
Фельетон направлен против существующего «малосимпатичного стиля» (как деликатно выражается сам автор) работы учреждений, в соответствии с которым установлена внешне слабо различимая, но достаточно действенная система разделения населения на две категории, неравенство между которыми было выражено довольно явно: по одну сторону «мы», а по другую — «вы». В действительности же, как сам автор утверждает, «вы» — это и есть «мы», а «мы» — отчасти «вы». В финале звучит грустное предостережение о некоторой несообразности. Именно эта несообразность, достигшая определенной гротесковой степени, и изобличена в произведении М. М. Зощенко «История болезни». Что же собой представляет повествование? Об этом далее в статье.
«История болезни» Зощенко иллюстрирует нравы и быт некой особенной больницы, где посетителей встречает «жизнерадостный» плакат на стене о режиме выдачи трупов. При этом вновь поступивший больной выражает свое недовольство подобным объявлением. На что фельдшер отвечает, что критике данный плакат может быть подвергнут только выздоровевшими людьми, а выздоровление в больнице — явление маловероятное.
Далее по ходу повествования главному герою приходится пережить еще несколько потрясений. Сначала медсестра его приводит в ванную комнату, где стоит одна ванна, в которой уже сидит престарелая женщина. Герою предлагается залезть к старухе и вымыться. Понятное дело, при нормальных обстоятельствах медсестре следовало бы принести извинения и перенести процедуру купания на другое время. Но сотрудница больницы привыкла видеть перед собой пациентов, а не людей. А с больными церемониться она не считает нужным. И при виде замешательства вновь поступившего больного она просто говорит о том, что старухе, собственно, все равно, кто будет с ней в ванной, поскольку она не реагирует ни на что, ввиду повышенной температуры тела. На этом испытания героя не заканчиваются. Он получает халат не по размеру, потом, спустя несколько дней, приближаясь было к выздоровлению, заражается коклюшем. И все та же, что и в начале повествования, медсестра говорит ему о том, что, видимо, он подхватил болезнь из соседнего флигеля. По соседству располагалось детское отделение
Медсестра предположила, что герой имел неосторожность покушать из тарелки, которой перед этим пользовался кто-то с коклюшем. При этом Зощенко подчеркивает, что виновен не персонал больницы, отвечающий за стерильность, а сам пациент, который ведет себя столь неосмотрительно
Когда же главный герой поправляется, ему никак не удается выписаться. То о нем забывают, то кого-то нет на месте, то персонал учреждения занят. Мы привели далеко не все события, имевшие место быть в повествовании, а только их краткое содержание. «История болезни» Зощенко заканчивается для пациента уже дома.
Анализ 2
Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.
Сюжетная линия рассказа выстраивается на воспоминаниях бывшего пациента городской больницы, где он проходил, на первый взгляд, обычное стационарное лечение, которое потрясло его до глубины души, отбив всякое желание в будущем обращаться за оказанием медицинской помощи.
С момента поступления в приемный покой и до окончания больничного лечения пациент сталкивается с невероятным проявлением человеческой черствой и равнодушной натуры, проявляющейся во всех сотрудниках медицинского учреждения, начиная от санитарок и заканчивая докторами.
С помощью применения талантливого слога и смешных диалогов писатель изображает печальную картину реальной действительности в виде грубого, неуважительного отношения медицинского персонала к пациентам больницы.
В качестве средств художественной выразительности в рассказе используются неправильные грамматические фигуры, синтаксические блоки, а также искаженные выражения и фразы, которые писатель заимствует из речей неграмотных обывателей.
Актуальность проблемы подчеркивается в произведении доведением происходящего с главным героем до ситуации полного абсурда, в которой больничные порядки представляются как проявление бездушия, цинизма и непрофессионализма по отношению к беспомощным, больным людям.
Медики настолько в своей работе привыкли к человеческой смерти, что не стесняясь в выражениях в присутствии пациентов обсуждают даты их кончины, не задумываясь при этом о душевном состоянии человека. Кроме того, при размещении больных в палате никто не задумывается о выдаче нормального больничного белья или помещения пациентов в палаты в зависимости от их диагноза.
Помимо ужасного лечения больные испытывают трудности и при выписке из лечебного учреждения, поскольку и в бумажном делопроизводстве больницы творится беспросветный бардак.
Именно поэтому, вернувшись домой благодаря своему сильного организму, главный герой ошарашен новостью от собственной жены, которую медики оповещают о смерти мужа.
Рассказ повествует о насущных общественных пороках, подчеркивая в авторском повествовании ноты надежды на исправление сложившегося негативного положения вещей.
История создания сатирического рассказа «История болезни»
Михаил Зощенко свой рассказ написал в 1936 году. Произведение сразу же было напечатано в популярном сатирическом журнале «Крокодил», затем оно вошло в зощенковский сборник «Рассказы. 1937—1938». Многие современники автора считали, что с наследием прошлого давно покончено, но Михаил Михайлович это мнение не разделял.
В своём рассказе Зощенко показал, как люди зависят от общественного устоя, который никто не желает менять. Человек оказывается ничтожным, стараясь приспособиться, причём не желает при этом проявлять свои личностные качества. Но тогда нельзя говорить об индивидуальности каждого, а это значит, что и счастье невозможно.
Актуальность
С момента написания рассказа Зощеко История болезни, по которому написан отзыв, прошло 87 лет. А поднятые писателем проблемы до сих пор актуальны. Равнодушие докторов, увы, встречается и в современных поликлиниках. Во многом потому, что финансирование здравоохранения в полной мере не осуществляется. Недовольные зарплатой и тяжелым, изнуряющим трудном врачи и медсестры выплескивают свой негатив на несчастных больных, которые не в силах ответить им из-за своего слабого, беспомощного состояния.
Безысходность, комичность, страх – так можно описать чувства многих, кто попал в медучреждение времен Петра или же отправляется в больницу сейчас. Конечно, текущий уровень развития медицины в разы выше. Но пациентам, которые по-прежнему чувствуют себя незащищенными перед бездушными и агрессивными докторами, от хорошей больничной койки и современного оборудования легче не становится.
Анализ рассказа
Произведение Зощенко отражает советскую действительность. Это сатира на медицинское обслуживание, которое зачастую бывает формальным, а о больном человеке никто не заботится, ему не уделяют должного внимания. На месте Петра может оказаться любой читатель. Хоть герой пытается противостоять этой системе в начале рассказа, потом он смиряется и становится её пассивным участником.
Основная мысль рассказа, которую писатель старается донести до читателя, заключается в том, что формальный подход и халатность могут уничтожить все ценные медицинские открытия и навредить человеку вместо того, чтобы приносить ему благо. Михаил Зощенко так интересно композиционно строит своё произведение, чтобы показать постоянные нарушения, царящие в медицине.
Сатира помогает писателю привлечь внимание зрителя, чтобы решить эту проблему и избавиться от небрежного отношения к больным людям, ведь на месте главного героя может оказаться каждый
Комическая проза как новый художественный инструмент
Следует отметить, что Зощенко стоял у самых истоков сатирико-юмористической русской прозы. Именно он создал оригинальную комическую новеллу, ставшую продолжением традиций раннего Чехова, Лескова и Гоголя в новых исторических обстоятельствах. В итоге ему удалось сформировать свой собственный, абсолютно неповторимый художественный стиль. Порядка сорока лет посвятил русской прозе «История болезни», «Баня», прочие рассказы и фельетоны стали классикой сатирического жанра того времени. На пути своего творчества сам автор отмечает, что постепенно лишает свои рассказы утрирования, подчеркивая, что когда в обществе будут говорить абсолютно изысканно, он от века не отстанет.
Проблемы, поднятые в повести
В произведении Зощенко «История болезни» вскрывается сразу несколько проблем. Одна из них – жестокость. Она присуща всем докторам, которые отправляют больных с разным диагнозом в одну палату, понимая возможные последствия этого. Петру, главному герою, лично пришлось столкнуться с тем, что врачи обсуждали его выписку лишь в случае, если он не подхватит чего-либо еще от больных с соседних коек.
О тактичности и сохранении человеческого достоинства в больницах явно не слышали. Это не проблема, а настоящая беда, о которой буквально кричит Зощенко, показывая сцену с купающейся старухой. Бедному Петру, робеющему при виде голой пожилой женщины, пришлось бороться с бурей эмоций, став случайным свидетелем обнажения чужого для него человека.
Одним из главных событий, в котором раскрывается невнимательность, поспешность принятия решений и излишняя бюрократия, служит отправленная жене Петра бумага о его смерти. Сам герой узнал о том, что якобы скончался на больничной койке, только о возвращении домой.
ВАЖНО: можно лишь предположить, что пришлось пережить его близким после получения такой вести. Поэтому решение, принятое Петром «лечиться дома и только дома», после таких больничных приключений даже истинному ценителю медицины покажется весьма разумным