Краткое содержание рассказа «История болезни» подробно
Рассказчика с брюшным тифом и высокой температурой отправляют на лечение в больницу. Там он стоит в очереди в регистратуру и на стене читает табличку: Выдача трупов с 3-х. до 4-х., данная надпись нервирует больного, и он вступает в словесную перепалку с фельдшером или лепкомом. Фельдшер хамит и удивляется прыти еле живого пациента.
К спору присоединяется медсестра, она зовет пациента в «обмывочный пункт». Рассказчик жалуется на странную формулировку, а медсестра в ответ язвит.
Больного приводят в ванную комнату и просят раздеться. Он замечает в ванне старушку, протестует и грубит персоналу. Сестра с фельдшером возмущены поведением пациента и пытаются уговорить на совместное купание с бабушкой. Раздражённая пожилая леди сама просит вытащить её из воды, герой купается в одиночестве.
После процедуры ему выдают больничную одежду не по размеру с табличкой на рукаве. Герой возмущен, но замечает у других больных худшее положение.
В маленькой палате тридцать человек с разными заболеваниями. Рассказчик сравнивает помещение с сумасшедшим домом. Он выясняет отношения с медсестрой, ничего не добивается и требует главного врача. В палату заходит фельдшер, герой теряет сознание от слабости и выпадает из реальности на несколько дней.
Лечение проходит небрежно, больного оставляют у открытого окна. Пациент приходит в себя и чудом идёт на поправку, медсестра торопит его с выздоровлением.
Перед выпиской рассказчик заражается коклюшем. Персонал объясняет это наличием инфицированных больных в соседнем флигеле. Герой проходит лечение и снова заболевает на нервной почве. Врач дает дельный совет – перестать возмущаться.
Рассказчик продолжает жаловаться на беспорядочную работу персонала. Он застревает в больнице на восемь дней. Фельдшер злится на ворчание героя и рассказывает о трёхнедельных «заключениях» других пациентов. Остаток дней проходит в дикой суматохе.
В финале страдалец возвращается домой. Оказывается, его жена уже получила ошибочное свидетельство о смерти супруга. В больнице перепутали адреса и извинились за ошибку. Рассказчику неприятно, но поднимать скандал он не собирается. С тех пор лечится дома.
Содержание рассказа «Истории болезни»
Краткое содержание Зощенко «История болезни»:
Начинается рассказ с признания героя, что «хворать» он предпочитает дома, хотя в больнице всё должно быть, в принципе, культурней и правильней. Однако тут уж – с брюшным тифом деваться герою было некуда, он попадает в больницу.
Пациента привезли, и, хотя он и в бреду, но ему первым делом бросилось в глаза объявление о часах, когда можно забирать трупы. Кстати, у самого героя такой характер, что он начинает со всеми спорить, всему возмущаться, доказывать что-то… Над ним только смеются! Дескать, к вам часового ещё приставить?
Но против системы и её «адептов» ничего нельзя сделать. Например, его приводят на «обмывочный пункт». Само это название до глубины души возмущает больного. Кроме того, на этом пункте уже моют старуху, а ему предлагают не обращать внимания на «маленькое» неудобство, но тут уж возмущается старая женщина. И это только начало его испытаний…
Пижаму выдают ему не по размеру и, что самое неприятное, с печатью (почти клеймом), как и всем пациентам. В маленькой палате, куда его приводят, лежат около тридцати больных. Пациенты здесь не столько лечатся, сколько проводят время. И если бы это было приятным времяпровождением! Герою кажется, что он попал не в больницу, а просто в сумасшедший дом. Понятно, что все друг от друга заражаются.
Когда этот «двужильный» пациент, к удивлению врачей, перенёс благополучно всё лечение, выздоровел, даже подготовился к выписке, его никак не могут отпустить. Тут, как всегда, Зощенко показывает нелогичность советской системы.
Парадокс заключается здесь в том, что больных поступает так много, что выздоровевших не успевают выписывать. Это могло бы показаться бредом, но такое, действительно, возможно при бюрократичной системе, когда приходится выдавать каждому сотни справок.
Когда герой всё-таки вернулся домой, его жене как раз и сообщили письменно, что нужно явиться за телом мужа. Оскорбившись, как всегда, он хотел было бежать в больницу, возмущаться, доказывать… но махнул рукой – систему не исправить. Вот только лучше держаться от нее подальше. В данном случае – болеть дома, а лучше совсем не болеть.
«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.
Краткое содержание
Главный герой, от лица которого ведется повествование, заболел брюшным тифом и его положили в больницу. Испытания начинаются уже в приёмном покое, где он видит надпись о расписании выдачи трупов. Рассказчик спорит с фельдшером, утверждая, что такие информационные стенды не нужно располагать на видном месте. Это не добавляет сил пациентам, которые начинают нервничать и становятся морально подавленными.
Следующее испытание ожидало в помывочной комнате. Рассказчик стал уверять медсестру, что такое название больше подходит для колхозной фермы. Ведь именно там в помывочной купают и чистят коров и других животных. Как только его привели в эту комнату, главный герой замечает, что ему предлагают раздеться в то время, когда в ванне моется какая-то старушка. После непродолжительных споров пожилую пациентку всё же уводят, что позволяет вымыться рассказчику и одеться в больничную одежду, которая оказалась на несколько размеров больше.
Рассказчик, оказавшись в палате на 30 человек, вновь был недоволен лечением и попросил позвать лечащего врача. Вместо него, пришёл санитар, однако у рассказчика уже не было сил спорить, он потерял сознание от высокой температуры, а очнулся лишь через несколько дней. По словам санитарки, несколько суток он находился между жизнью и смертью, у него был жар и лихорадка, но молодой организм победил, а рассказчик очнулся и пошел на поправку.
Краткое содержание
Рассказчик поделился, что предпочитает болеть дома — «конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней», но дома ему было спокойнее. Однажды он уже лежал в больнице с брюшным тифом и знает, о чём говорит.
Близкие Петра были уверены, что в больнице ему будет лучше, но ему «попалась какая-то особенная больница», где пациентам было совсем непросто. Так, например, при регистрации больному на глаза попадался плакат «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Рассказчик, который еле держался на ногах из-за высокой температуры, при виде этого плаката чуть было не упал на пол.
Пётр обратился к фельдшеру с вопросом: как они могут вешать подобные плакаты перед глазами больных, на что получил совет помалкивать, в противном случае ему же будет хуже. Рассказчик, у которого была «высокая температура, 39 и 8», решил не продолжать спор.
К Петру подошла медицинская сестра и предложила пройти на обмывочный пункт. Он предложил заменить «обмывочный пункт» на «ванну»: это звучит куда более «красивей и возвышает больного». Медсестра удивилась такой щепетильности у больного и заметила, что вряд ли он выздоровеет, если будет во все совать свой нос.
Оказавшись на месте, медсестра велела рассказчику раздеваться, но тут он заметил, «что в ванне над водой уже торчит какая-то голова». Это была какая-то старушка, судя по всему, тоже больная. Медсестра посоветовала рассказчику не обращать внимания на старушку с высокой температурой, но он наотрез отказался принимать ванну.
Вошёл фельдшер и принялся возмущаться наглостью пациента. Ему больше нравились, когда больных доставляли без сознания — «тогда им все по вкусу, всем они довольны». Пётр все-таки искупался, после чего ему принесли огромное, не по росту, белье. Поначалу он решил, что это такая месть, но затем понял, «что у них это — нормальное явление». Кроме того, на больничной одежде у каждого стояло клеймо, «и это морально унижало человеческое достоинство».
Рассказчика положили в небольшую палату, «где лежало около тридцати разного сорта больных». Среди них были и тяжелобольные, и те, кто уже шёл на поправку. В палате было очень шумно: больные здесь свистели, играли в пешки, читали вслух. Пётр решил, что «попал в больницу для душевнобольных». Он хотел позвать главного врача, но вместо него вновь пришёл фельдшер, и рассказчик потерял сознание.
Очнулся герой лишь спустя три дня. Медсестра призналась, что у него «прямо двужильный организм», который выдержал все испытания. Теперь, если он не заразится от других больных, то обязательно пойдёт на поправку. Пётр держался до последнего, но неожиданно перед «самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем». Медсестра предположила, что он просто поел «из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок».
Следующим испытанием для Петра стало нервное заболевание. У него «на нервной почве на коже пошли мелкие прыщики вроде сыпи», и всё потому, что его долго не выписывали из больницы по разным причинам.
Когда же рассказчик оказался дома, супруга призналась, что готовилась к похоронам — из больницы ей пришло «извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа»». С тех самых пор Пётр предпочитал лечиться дома.
Главные герои
Пациенты являются главными героями, так как именно их истории болезни рассказываются. Зощенко представляет различных пациентов с их комическими недугами и странностями. Он критикует не только сами болезни, но и поведение пациентов, которые нередко проявляют глупость и эгоизм.
Медицинский персонал также играет важную роль в истории болезни. Врачи, медсестры и другие работники больницы постоянно оказываются в нелепых ситуациях и делают странные ошибки. Зощенко непреложно показывает их некомпетентность и нежелание работать.
Таким образом, главные герои истории болезни — это пациенты и медицинский персонал больницы. Зощенко передает свою главную мысль о том, что болезни и медицина — это серьезные вещи, но в реальности они часто искажаются и становятся объектом сатиры и иронии.
Протагонист
Протагонистом истории является главный герой, который страдает от своей собственной болезни — непредсказуемых судорог. Он проживает определенный период жизни, постоянно заботясь о своем здоровье и неожиданностях, связанных с его болезнью. Его главными героями являются препараты и лекарства, которые он постоянно принимает для облегчения своего состояния.
Таким образом, протагонист истории представляет собой человека, страдающего от болезни, который, однако, не позволяет ей полностью определить свою жизнь. Он прилагает усилия, чтобы преодолеть свою болезнь, и в конце концов находит способ привести себя в нормальное состояние. Таким образом, основная мысль истории заключается в том, что главный герой сам противостоит своим проблемам и находит путь к оздоровлению.
Антагонист
Доктор представляет собой властного и самоуверенного специалиста, который уверен, что знает лучше всех, что делать с пациентами. Он непреклонен и пренебрежителен к страданиям главного героя, относя его болезнь к категории мелочей и пустяков.
Таким образом, антагонист в истории болезни играет важную роль во взаимодействии с главным героем и формировании основного конфликта. Он становится преградой на пути к выздоровлению и противодействует основной мысли произведения — о необходимости сочувствия и поддержки тех, кто страдает от болезней.
Второстепенные персонажи
- Главная роль в истории болезни принадлежит главным героям — болезням. Они являются основными двигателями сюжета и влияют на жизнь всех других персонажей.
- Однако помимо главных героев, Зощенко вводит и других персонажей, которые оказывают определенное влияние на главных героев и их болезни.
- Например, врачи и медсестры, которые занимаются лечением героев. Их профессиональные навыки и решения играют большую роль в истории болезни.
- Также в истории встречаются друзья и родственники главных героев, которые поддерживают их в трудную минуту и помогают им справиться с болезнями.
Второстепенные персонажи в истории болезни Зощенко являются неотъемлемой частью сюжета и помогают читателю лучше понять и пережить главные моменты истории.
Палата
Поместили героя в небольшое больничное помещение, где уже находилось около тридцати больных. Это были самые разные по состоянию пациенты, и этот момент тоже покоробил Петра. Одни были тяжело больны, другие поправлялись и им было нечем заняться. Поэтому кто-то шлялся по палатам, кто-то играл «в пешки», а кто-то свистел.
Снова возмутился больной: «Это что, больница для душевнобольных или это базар?» — закричал он. И тут от общей ослабленности организма и от собственного крика потерял сознание.
А очнулся Петр только дня через три. Стоит над ним медсестра и удивляется: «Ну, надо же! Живы! А мы вас, больной, у открытого окна случайно оставили, а вы прямо двужильный — выдержали и даже поправляться стали.
Актуальность
С момента написания рассказа Зощеко История болезни, по которому написан отзыв, прошло 87 лет. А поднятые писателем проблемы до сих пор актуальны. Равнодушие докторов, увы, встречается и в современных поликлиниках. Во многом потому, что финансирование здравоохранения в полной мере не осуществляется. Недовольные зарплатой и тяжелым, изнуряющим трудном врачи и медсестры выплескивают свой негатив на несчастных больных, которые не в силах ответить им из-за своего слабого, беспомощного состояния.
Безысходность, комичность, страх – так можно описать чувства многих, кто попал в медучреждение времен Петра или же отправляется в больницу сейчас. Конечно, текущий уровень развития медицины в разы выше. Но пациентам, которые по-прежнему чувствуют себя незащищенными перед бездушными и агрессивными докторами, от хорошей больничной койки и современного оборудования легче не становится.
Главные герои: гении их времени
Иван Петрович, по мнению его коллег и знакомых, обречен на великие дела и успехи. Он яркий представитель интеллигенции, который стремится к новым знаниям и накоплению опыта. Однако, его болезнь и чихание становятся препятствием для развития и профессионального роста. Все попытки Беляева избавиться от непрекращающегося чихания, посещение врачей и самолечение приносят только временное облегчение.
Второстепенным героем рассказа является Ариадна Васильевна Катаняна — жена Ивана Петровича Беляева. Ариадна Васильевна, будучи любящей и заботливой женой, страдает и опасается за своего мужа. Она проявляет большое терпение и заботу к нему, поддерживая его в сложные моменты. В своем рассказе Зощенко описывает ситуации, в которых Иван Петрович и Ариадна Васильевна оказываются, их взаимоотношения во время болезни и попытки найти решение для проблемы чихания.
Эта история болезни не только рассказ о необычной проблеме главного героя, но и о том, как человек может быть обделен судьбой, несмотря на все свои достоинства. Иван Петрович Беляев — гений, человек с необычным взглядом на мир, который, однако, страдает от необычной и редкой болезни. История его болезни ставит под сомнение справедливость мира и вынуждает задуматься о том, какое значение придаем своим талантам, когда они так контрастируют с ежедневными проблемами.
История написания
Рассказ «История болезни» написан в 1936 году, а впервые его напечатали в журнале «Крокодил» в 1937—1938 годах. Это произведение автор задумал после посещения им больницы, где Михаил Зощенко оказался по причине тяжёлой болезни. Его удивило холодное и бессердечное отношение медицинских работников к пациентам, при этом декларировалась забота о каждом из больных. Работа над этим коротким рассказом заняла буквально несколько дней, однако с его печатью появились определенные сложности.
Издатели не хотели рисковать, публикуя такой острый сатирический рассказ, который в 1937 году мог им стоить не только работы, но и жизни или отправки на десяток лет в лагеря. Лишь после одобрения «Истории болезни» высоким начальством, Зощенко со всеми необходимыми бумагами отправился в журнал «Крокодил», а в последующем это произведение появилось уже в его общем сборнике.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – обычный советский человек. Он сам не обладает никакими негативными качествами, достойными осмеяния. Очевидно, человек он образованный, во всяком случае, не простак. Об этом свидетельствует его правильная речь, не лишённая образности: «Жизнь еле теплится в моём организме, на волоске висит».
«Неудобное» качество героя – его стремление к правильности. Это борец за справедливость, но при этом человек не склочный, не конфликтует по мелочам. Например, он не называет глупой или даже преступной надпись о выдаче трупов, а выбирает для её характеристики более мягкое слово – «пошлая». Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать вместе со старухой. Только тогда он называет медперсонал собаками.
И даже после того как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».
Через образ главного героя Зощенко передаёт своё отношение к новшествам в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.
Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».
Герой рассказа относится к тому странному типу невезучих людей, которые в любой ситуации останутся виноватыми. Его ругает и фельдшер, называет привередливым больным и нахалом, и медсестра, которая предрекает ему, что он не выздоровеет, раз во всё нос суёт.
Зощенко как автор и герой
В рассказах и романах Зощенко часто присутствуют элементы автобиографии. Он описывает события из своей жизни и рисует образы, которые находятся под влиянием его личного опыта. Это позволяет читателю лучше понять автора, взглянуть на мир его глазами и почувствовать его эмоции и переживания.
Зощенко часто выступает в роли сатирического героя своих произведений. Он описывает житейскую реальность и смешные ситуации, в которых оказываются его герои. При этом он использует острый юмор и иронию, чтобы подчеркнуть абсурдность и нелепость происходящего. В результате читатель получает не только развлекательное чтение, но и возможность задуматься над серьезными проблемами общества и человеческого бытия.
Главными героями произведений Зощенко являются обычные люди – простые, но забавные, смешные и глупые, иногда несчастные, но всегда живые и настолько реальные, что кажется, будто они существуют рядом с нами. Они отражают те качества и проблемы, которые есть у каждого из нас, и мы легко можем отождествиться с ними. Это создает эмоциональную связь между читателем и героями, и мы начинаем жить их историей вместе с ними.
Таким образом, Зощенко как автор и герой создает уникальный мир, в котором смесь реальности и фантазии позволяет нам взглянуть на себя и общество с новой стороны. Его острый юмор и искренний взгляд на жизнь делают его творчество не только увлекательным, но и умозрительным, и это делает его произведения вечно актуальными.
Вариант 2
В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.
Врачи и медсестры привыкли ежедневно сталкиваться со смертью пациентов и считают ее обычным делом. Поэтому к вновь поступившим относятся черство и с высоким цинизмом. Медперсонал, не стесняясь больных, выстраивает догадки, умрет кто-то или нет, а в коридоре при входе висит плакат, на котором значится расписание выдачи трупов.
Герою рассказа, поступившему в больницу в плохом состоянии и повышенной температурой, это безобразие не придает оптимизма. Он начинает возмущаться форменному безобразию, на что медсестра ему ответила «Наверно, вы не выздоровеете, раз во все нос суете», а фельдшеру вообще нравятся только те пациенты, которых привозят без сознания.
После того, как пациента записали в журнал, его отправили на обмывание. Но это слово ему было неприятно. У него в воображении возникли ассоциации — обмывание трупов. Возмущаясь, он попросил называть это действие, как принятие ванны, в которой его ждал очередной сюрприз. Ванна была занята больной старухой.
В больнице и во всех отделениях был полный бардак, а медики относились ко всем одинаково, будь то старуха, мужчина или уже труп. Пациента раздражало все: плакаты на стене о получении трупов, хамское отношение медперсонала, нательное белье неподходящего размера и разные опасности для людей.
Из-за халатности персонала, его с температурой 40 градусов положили у открытого окна. Когда герой рассказа пошел на поправку, медсестра сильно удивилась и сказала «двужильный организм». Он имел большую волю к жизни, которую не смогли сломить ни болезнь, ни плохое лечение: «Организм взял свое, и я начал поправляться».
После выздоровления, на нервной почве герой получает новую болезнь – мелкое высыпание на коже. Он долго ждет выписки, а медики забывают это сделать. Им некогда заполнить соответствующие бумаги, то никого нет для подписи. Пока он ждал «началось движение жен больных», они хотели быстрей забрать домой своих родных из больничного плена.
Когда героя рассказа выписали, дома ему сказали, что считали мертвым. В бухгалтерии перепутали его с другим пациентом и прислали уведомление «срочно явитесь за телом вашего мужа».
После этой истории он предпочитает «хворать дома» и не ходить в больницу.
О героях рассказа
В кратком анализе «Истории болезни» Зощенко достаточно отметить, что очень сжато сюжет произведения можно изложить следующим образом: «Герою очень не понравилась больница, в которую он попал. Поэтому впредь он старается туда не попадать».
Совершенно очевидно, что такое изложение не передает читателю почти ничего от содержания рассказа. Ведь дело не в том, почему герой пришел к такому выводу, а в том, что его подтолкнуло к нему.
По ходу чтения рассказа складывается впечатление, что Петр, герой рассказа «История болезни» человек не простой, он — требовательный эстет. Ему не по нутру грубость обычного быта, в том числе простой лечебницы. Быть может, ему, как и персонажу раннего рассказа Зощенко «Страдания молодого Вертера», в мечтах
А повсюду — вечное неискоренимое хамство и черствость по отношению к ближнему. И должен бы привыкнуть уже человек, но не привыкается ему как-то. Особенно, когда на стене заведения, которое по определению призвано заботиться о твоем здоровье, висит страшная табличка о выдаче трупов. А на лице главных героев «Истории болезни» Зощенко — фельдшера и медсестры — пациент так же ясно читает изумление по поводу того, что больной-то еще не только жив, но и разговаривает.
Сквозь горькие шутки и юмор с черным оттенком писатель мечтает о тонкости и деликатности человеческих отношений, высказанных все в тех же «Страданиях молодого Вертера»: «Давайте же наконец уважать друг друга, товарищи!»
И вот какую эволюцию претерпели взгляды писателя: если молодой Вертер еще в 1914 году готов был ждать и верить в благожелательность в любой сфере человеческих отношений — потому что был молод, и душа у него тоже была молода, то Петр в 1936-ом приходит к безнадежному выводу, что в больницу все-таки лучше не попадать (читай: к людям за помощью лучше не обращаться и на их доброту не рассчитывать).
Проблематика рассказа
Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.
Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.