Коляска (повесть)

Анализ произведения «коляска» николая гоголя

Краткое содержание Гоголь Коляска

Однообразную и ужасно скучную жизнь небольшого города Б. Меняет кавалерийский полк, прибывший в город. Все неожиданно оживает

Генерал имеет обычай устраивать званные обеды, которые привлекают внимание многих офицеров и помещиков. Чертокуцкий Пифагор Пифагорович один из известных помещиков, любящих присутствовать на таких мероприятиях

В очередной раз был организован званный обед, на котором собралось много народа. Присутствовал и помещик Чертокуцкий. Такое собрание дает отличный повод похвастаться перед всеми каким-либо особым имением. На этот раз генерал после обеда перед всеми расхваливает свою новую кобылу. Чертокуцкий предлагает приобрести у него коляску, которая отлично подойдет для кобылы. Надежда удачно и дорого продать коляску вынуждает помещика пригласить всех присутствующих и конечно же генерала к себе в поместье на следующий же день. Хорошенько напившись на обеде Чертокуцкий забыл о приглашении и не предупредил супругу. Она спохватилась на следующий день, увидев множество экипажей, ехавших к ним домой.

Помещик прячется, яко бы уехал на весь день. Генерал возмущен его отсутствием и решает осмотреть коляску. Она самая обыкновенная снаружи, а изнутри есть нечто особенное. Там спрятан сам помещик. Генерал рассердился и уехал.

Вывод: нужно уважать гостей, которых пригласили

Важно ценить время других людей

Оцените произведение:

  • 3.02

Голосов: 224

Читать краткое содержание Коляска. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Краткое содержание

С появлением кавалерийского полка «городок Б. очень повеселел». До той поры в городе было невероятно скучно: по унылым улочкам с облупленными домами лишь изредка проезжал какой-нибудь помещик. Но как только появился полк, «улицы запестрели, оживились — словом, приняли совершенно другой вид».

Местное общество заметно оживилось. Когда же в городок прибыл бригадный генерал, сюда стали стекаться «окружные помещики, о которых существовании никто бы до того времени не догадался».

Генерал решил дать большой обед, пригласив лишь «мужчин: офицеров и некоторых окружных помещиков». Среди приглашённых оказался и «Пифагор Пифагорович Чертокуцкий, один из главных аристократов Б… уезда». В прошлом он служил в кавалерийском полку и был одним из видных офицеров. Когда-то давно он оказался в центре одной неприятной истории: «он ли дал кому-то в старые годы оплеуху или ему дали её», и после этого ушёл в отставку.

Чертокутцкий выгодно женился на хорошенькой девушке, чьё приданое спустил на атрибуты красивой жизни. С той поры привык вести себя по-барски и при всяком удобном случае стремился «видеться с господами офицерами».

После обеда генерал решил показать гостям свою красавицу-кобылу по имени Аграфена Ивановна, которая вызвала искреннее восхищение у всех присутствующих. Чертокуцкий сказал, что у него есть «чрезвычайная коляска настоящей венской работы» и предложил её купить генералу. Желая повыгоднее продать ненужную вещь, он пригласил к себе на обед генерала и офицеров.

Чертокуцкий хотел было тотчас покинуть компанию, чтобы успеть сделать необходимые приготовления, но «как-то так странно случилось, что он остался ещё на несколько времени». Он с азартом играл в вист, обсуждал нюансы эскадронного учения, без удержу пил вино.

Домой Чертокутцкий вернулся под утро. Проснувшись поздним утром, хорошенькая жена Чертокуцкого решила не будить храпевшего мужа и, как ни в чём не бывало, занялась своим делами. Был уже полдень, когда она увидела коляску, в которой «сидел генерал с толстыми, блестевшими на солнце эполетами и рядом с ним полковник». Далее следовало ещё несколько колясок с господами офицерами.

Хозяйка дома кинулась будить мужа. Чертокуцкий, ещё не придя в себя ото сна, «минуту лежал на постеле, как громом поражённый». В полной панике он приказал прислуге сказать гостям, будто он уехал с самого утра, а сам убежал в сарай, спрятался в коляске и «для большей безопасности закрылся фартуком и кожею и притих совершенно, согнувшись в своём халате».

Гости были крайне недовольны, узнав, что хозяина нет дома. Они собирались было вернуться назад, но генерал решил осмотреть обещанную ему коляску. Конюх вывез её из сарая, и стало понятно, что «коляска самая обыкновенная» и совершенно не стоила своих денег. Чтобы в этом окончательно убедиться, генерал решил заглянуть внутрь и с удивлением обнаружил там Чертокуцкого в халате. Хлопнув дверью, генерал «уехал вместе с господами офицерами».

Заключение

В своём произведении автор обличает пустых людей, которые не смогли добиться положения в обществе ни своими знаниями, ни своими талантами. Единственный выход для них — беззастенчиво врать и пускать окружающим пыль в глаза, однако в итоге они непременно окажутся в смешном положении.

После ознакомления с кратким пересказом «Коляска» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Отрывок, характеризующий Коляска (повесть)

Приди, утиши муки моего мрачного уединения И присоедини тайную сладость К этим слезам, которых я чувствую течение.] Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого. Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли. – Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери. – Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают! Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину. – Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна. Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.

Сюжет

Основной сюжет разворачивается в городке Б. С появлением кавалерийского полка «городок Б. очень повеселел». До той поры в городе было невероятно скучно: по унылым улочкам с облупленными домами лишь изредка проезжал какой-нибудь помещик. Но как только появился полк, «улицы запестрели, оживились — словом, приняли совершенно другой вид». Местное общество заметно оживилось с появлением офицеров. Когда же в городок прибыл бригадный генерал, сюда стали стекаться «окружные помещики, о которых существовании никто бы до того времени не догадался». Званые обеды, которые он часто устраивал, собирали много народа. Это общество состояло из офицеров и некоторых окружных помещиков. среди них оказался и один из главных аристократов Б… уезда Пифагор Пифагорович Чертокуцкий. Когда-то он служил в одном из кавалерийских полков и был одним из видных офицеров. Когда-то давно он оказался в центре одной неприятной истории: «он ли дал кому-то в старые годы оплеуху или ему дали её», и после этого ушёл в отставку. Будучи в отставке, он бывал на всех праздниках, ярмарках, выгодно женился на хорошенькой девушке, чьё приданое спустил на атрибуты красивой жизни. С той поры привык вести себя по-барски и при всяком удобном случае стремился «видеться с господами офицерами». Однажды генерал устроил званый обед. Приехало несколько помещиков, офицеров, в том числе Пифагор Чертокуцкий. После обеда гости встали «с приятной тяжестью в желудках», а генерал решил показать гостям свою покупку: красавицу-кобылу по имени Аграфена Ивановна. Она вызвала искреннее восхищение у всех присутствующих. Чертокуцкий поинтересовался: есть ли у генерала соответствующий экипаж для подобной лошади? Как оказалась, подходящего экипажа у генерала не было, тогда Чертокуцкий предложил ему свою коляску, удобную, вместительную и красивую — «чрезвычайная коляска настоящей венской работы». Рассчитывая выгодно организовать продажу коляски, Чертокуцкий пригласил генерала и офицеров на следующий день «отобедать и осмотреть коляску». Обед в доме генерала затянулся до вечера, было много вина и виста. Чертокуцкий вернулся домой под утро тотчас же уснул. Супруга его проснулась в полдень и, вспомнив, что Чертокуцкий приехал под утро, будить его не стала. Она вышла в сад и стала рассеянно глядеть на большую дорогу. «Безлюдную пустынность» неожиданно нарушило несколько экипажей, которые направлялись к дому Чертокуцкого. Она увидела коляску, в которой «сидел генерал с толстыми, блестевшими на солнце эполетами и рядом с ним полковник». Далее следовало ещё несколько колясок с господами офицерами. Хозяйка дома в ужасе вскочила и побежала в дом будить супруга. Чертокуцкий «минуту лежал на постеле, как громом поражённый» а потом «вскочил в одной рубашке». В полной панике он приказал прислуге сказать гостям, будто он уехал с самого утра, а сам убежал в сарай, спрятался в коляске и для большей безопасности закрылся фартуком и кожею и притих совершенно, согнувшись в своём халате. Экипажи подъехали к дому. Известие о том, что «барин уехал на весь день» вызвало негодование со стороны генерала и офицеров. Однако потом решено было осмотреть коляску и без хозяина. Позвали конюха, объяснили ему, что хотят посмотреть коляску. Конюх вывез её из сарая, и стало понятно, что «коляска самая обыкновенная» и совершенно не стоила своих денег. Чтобы в этом окончательно убедиться, генерал решил заглянуть внутрь и с удивлением обнаружил там Чертокуцкого в халате. Хлопнув дверью, генерал уехал вместе с господами офицерами прочь

Жанр и стиль произведения «Коляска» Гоголя

Стиль произведения Гоголя можно охарактеризовать как реалистический. Автор описывает реальные события и персонажей, показывает их повседневную жизнь и проблемы. Он не приукрашивает действительность, а вместо этого делает акцент на деталях и эмоциональных переживаниях героев.

Гоголь использует яркий язык и образы, чтобы передать настроение и атмосферу произведения. Он описывает окружающую среду и внутренний мир героев с помощью живописных сравнений и метафор. Это помогает читателю лучше понять и сопереживать персонажам.

В «Коляске» Гоголь также использует элементы юмора. Он порой иронизирует над героями и их ситуацией, добавляет комические ситуации

Это создает легкость и разнообразие в чтении, а также помогает акцентировать внимание на основной теме произведения — ничтожности и бессмысленности жизни

По сути, «Коляска» представляет собой небольшую характеристику русской действительности и нравов в конце XVIII века. Гоголь, как и во многих своих произведениях, критикует общество и показывает его проблемы через призму одной незначительной, но символической ситуации.

Краткое описание сюжета «Коляска» Н.В. Гоголя

Здравствуйте, дорогой читатель! Сегодня я хочу рассказать вам о захватывающей истории, которая запечатлена в произведении «Коляска» Н.В. Гоголя. Позвольте мне рассказать вам о сюжете этой краткой повести.

Центральный персонаж истории — молодой служащий Акакий Акакиевич Башмачкин, честный и скромный человек, который работает на государственном предприятии

Его жизнь протекает однообразно и серо, он полностью погряз в работе, не обращая внимание на окружающий мир и свою личную жизнь

Однажды Акакий потерял свою старую и изношенную шинель, которую недавно отремонтировал. Это происшествие внесло смятение в его жизнь и привело к решению приобрести новую шинель. Акакий собирал средства на покупку в течение долгого времени, отказывая себе во многом, и, наконец, собрал необходимую сумму.

Однако, судьба не была благосклонна к Акакию и его мечте. Вместо покупки новой шинели, ему предложили выплатить дополнительный налог, который он не в состоянии был оплатить. Отчаявшись, Акакий обратился за помощью к начальству, но его просьбы оказались напрасными.

Вскоре после этого у Акакия случилась несчастная случайность — его шинель была украдена. Без своего драгоценного предмета, Акакий потерял последнюю ниточку надежды и погрузился в отчаяние. Его здоровье начало ухудшаться, и скоро он заболел тяжелой болезнью.

Когда Акакий скончался, его коллеги, которые никогда не обращали на него внимания, начали говорить о нем весьма несколько неуважительно. Однако, после смерти Акакия, его душа возвращается в виде привидения и преследует всех тех, кто никогда не ценил его.

Вот и вся история «Коляска» Н.В. Гоголя. Эта история рассказывает нам о том, как одно простое, но великое желание может изменить жизнь человека, а также о том, что никогда не следует относиться пренебрежительно к другим и их мечтам.

Примечания

  1. Полное собрание сочинений: в 10 т. / А. С. Пушкин; . — 4-е изд. — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, Т. 10: Письма 1815—1837. // примеч. Л. Б. Модзалевского., И. М. Семенко. — 1979. — 711 с. — С.429
  2. ↑ Гоголь : Энциклопедия / Борис Соколов. — Москва : Алгоритм, 2003. — 538 с. — ISBN 5-9265-0001-2
  3. Н. В. Гоголь: Материалы и исследования / АН СССР. Ин-т рус. лит.; Под ред. В. В. Гиппиуса; Отв. ред. Ю. Г. Оксман. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — Т. I — С.306-308
  4. ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — : Изд-во АН СССР, 1937—1952
  5. ↑ Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского . — Москва : Гослитиздат, 1959
  6. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  7. . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  8. ↑ Коляска : Повесть В. Н. Гоголя. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. о-во грамотности, 1902. — 18 с.
  9. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3-х т. / В. Г. Белинский ; Под общ. ред. Ф. М. Головенченко. — Москва : Гослитиздат, Т. 3: Статьи и рецензии. Т. 3: 1843—1848. — 1948. — 928 с
  10. Н. К. Пиксанов Украинские повести Гоголя. «О классиках», М., 1933, стр. 118—119

Вариант 2

Повесть “Коляска” Гоголя – это история о том, как маленький городок был потрясен неожиданным приездом богатого дворянина. Главный герой, Иван Иванович, был простым человеком, который не мог представить себе, что его жизнь изменится так резко. Он был рад, что ему доверили заботу о коляске, которая была приготовлена для гостя. Но вскоре Иван Иванович понял, что коляска не простая, а особенная, и что она может принести ему не только радость, но и проблемы.

Иван Иванович был очень любопытным человеком, и он решил изучить коляску. Он обнаружил, что в ней находится маленький человек, который был похож на куклу. Иван Иванович был удивлен и испуган, но он решил помочь этому человеку. Он понимал, что коляска необычная, и что она может принести ему много проблем, но он не мог оставить маленького человека в беде.

Иван Иванович начал заботиться о маленьком человеке, который находился в коляске. Он понимал, что этот человек был необычным, и что он мог помочь ему в жизни. Иван Иванович стал думать о том, как он может использовать коляску, чтобы изменить свою жизнь. Он понимал, что коляска может принести ему богатство и славу, но он не хотел использовать ее для своих личных интересов.

В конце концов, Иван Иванович понял, что коляска не принесет ему счастья. Он понимал, что он должен использовать свои собственные усилия, чтобы изменить свою жизнь. Он понимал, что коляска была просто символом того, что он может достичь в жизни, если будет работать усердно и настойчиво.

Однако, повесть “Коляска” Гоголя – это не только история о том, как человек может изменить свою жизнь, но и о том, как важно сохранять свою человечность и сострадание. Иван Иванович понимал, что маленький человек в коляске нуждался в его помощи, и он не мог оставить его в беде

Он понимал, что даже если коляска не принесет ему богатства и славы, он все равно должен помочь тому, кто нуждается в его помощи.

Кроме того, повесть “Коляска” Гоголя – это история о том, как важно быть благодарным за то, что у тебя есть. Иван Иванович понимал, что он был счастливым человеком, потому что у него была работа и дом, и что он должен быть благодарен за то, что у него есть

Он понимал, что коляска была просто символом того, что он может достичь в жизни, но что настоящее счастье находится в другом.

Таким образом, повесть “Коляска” Гоголя – это история о том, как человек может изменить свою жизнь, если он будет работать усердно и настойчиво, но также это история о том, как важно сохранять свою человечность и сострадание, и быть благодарным за то, что у тебя есть. Это история о том, что настоящее счастье находится внутри нас, и что мы должны ценить то, что у нас есть, и помогать другим, когда они нуждаются в нашей помощи

Значение и влияние произведения «Коляска» на литературный мир и читателей

Во-первых, «Коляска» поражает своим уникальным стилем и особым подходом к изображению событий и образов. Гоголь применяет реалистический подход, сочетая его с фантастическими элементами. Это позволяет ему создать неповторимую атмосферу и раскрыть глубину русской души.

Также, «Коляска» стала источником вдохновения для многих русских писателей. Произведение Гоголя влияло на развитие литературы и стало примером нового подхода к созданию образов и сюжетов. Оно стало отправной точкой для формирования литературного реализма, который получил широкое распространение в XIX веке.

Однако, «Коляска» не только влияла на литературный мир, но и оказала большое влияние на читателей. Роман Гоголя вызывает у людей размышления о многих актуальных проблемах общества, таких как коррупция, моральный упадок и нравственность. Он учит нас видеть и понимать глубину человеческой природы, а также задумываться о своих действиях и последствиях.

Основные темы и символы в романе «Коляска» Н.В.Гоголя

Давайте поговорим о романе «Коляска» Николая Васильевича Гоголя. Это произведение, написанное в 1836 году, вошло в золотой фонд русской литературы и стало одним из самых известных произведений этого великого писателя.

Само название романа уже является символом. Коляска в данном контексте не только предмет быта, но и символ нищеты, унижения и безысходности. Она становится главным героем романа, отражая не только физическое состояние героя, но и его душевное состояние.

Важной темой романа «Коляска» является социальное неравенство. Гоголь рисует картину жизни обывателя, погруженного в нищету и безысходность

Основной герой романа, мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, является ярким примером того, как общество игнорирует и унижает человека, несмотря на его усердие и преданность работе.

Другой важной темой является бюрократия и беспомощность чиновников. Гоголь критикует бюрократическую систему, показывая, как она разрушает личность и лишает человека смысла жизни

Акакий Акакиевич становится жертвой этой системы, в которой его усилия не приносят никаких результатов.

Отдельно стоит отметить тему одиночества. Акакий Акакиевич не имеет друзей или близких людей, он замкнут в себе и полностью зависим от своей работы. Его одиночество подчеркивается еще больше в контексте общества, которое не признает его и не ценит его труд.

В романе также присутствует символ зимы. Зима является символом холода, жестокости и безжалостности окружающего мира. Она усиливает одиночество и нищету Акакия Акакиевича, создавая атмосферу безысходности и отчаяния.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что основные темы романа «Коляска» — социальное неравенство, бюрократия, одиночество и холодный окружающий мир. Символика, использованная Гоголем, подчеркивает эти темы, придавая им еще большую глубину и значимость.

Немного об истории создания «Коляски»

Повесть «Коляска» Гоголя, краткое содержание которой будет представлено в статье, не включена в цикл «Петербургские повести» и печатается отдельно. Это неправильная позиция издателя, потому что это произведение по своему содержанию и смыслу должно включаться в сборник, несмотря на то что ее действие происходит не в Петербурге, а в провинциальном городе.

Повесть напечатали в «Современнике» в 1836 году. Первоначальный вариант, по которому печаталось произведение в альманахе, был утерян и не дошел до наших времен. Гоголь завершил работу над текстом в 1835 году и отдал рукопись Пушкину, который был благодарен писателю.

Мнение критиков и экспертов о романе «Коляска» Николая Гоголя

Роман «Коляска» Николая Гоголя, опубликованный в 1836 году, вызвал широкий отклик среди литературных критиков и экспертов своего времени

Произведение стало объектом дебатов и анализов, привлекая внимание как поклонников, так и критиков Гоголя. Взгляды на роман были разнообразными и вызывали споры

Одни критики отмечали гениальность Гоголя в создании живописных образов и описании реалий российской жизни. Они почитали «Коляску» как отличный образец психологической прозы, раскрывающей глубокие человеческие страсти и моральные дилеммы. Критики высоко оценивали художественный стиль Гоголя и его мастерство в рассказе о сложных эмоциональных состояниях героев.

Тем не менее, другие эксперты считали, что «Коляска» является менее значимым произведением в сравнении с другими романами Гоголя, такими как «Мертвые души» или «Ревизор». Они отмечали некоторые недостатки в структуре романа и замечали, что его сюжет не всегда ясен и последователен. Эти критики утверждали, что «Коляска» не соответствует высокому уровню литературного мастерства, который обычно связывали с именем Гоголя.

Позитивные отзывы
Негативные отзывы
• «Гоголь великолепно описывает российскую действительность и показывает сложные психологические аспекты героев.»
• «Роман не достигает уровня мастерства, присутствующего в других произведениях Гоголя.»
• «Работа с языком и стилем замечательна, Гоголь умело передает настроение и эмоции героев.»
• «Сюжет иногда путает, а написание романа не всегда последовательно.»
• «Произведение стоит внимания и является важной частью литературного наследия Гоголя.»
• «В целом, «Коляска» оказывает меньшее влияние на читателя, чем другие романы автора.»

Однако, несмотря на различные точки зрения, роман «Коляска» Николая Гоголя остался важным произведением русской литературы и вызывает интерес у исследователей и любителей литературы по сегодняшний день.

анализ рассказа коляска гоголя

«Коляска», анализ повести Гоголя Повесть Гоголя «Коляска» впервые была напечатана в 1836 году в пушкинском «Современнике». В основу ее сюжета положена анекдотичная история, которая в реальности произошла с одним забывчивым графом в Петербурге. Но писатель перенес действие в маленький провинциальный городок, а также изменил саму суть происшествия. Причиной конфуза главного героя стала не забывчивость, а хвастовство.

Повесть можно условно разделить на две части. В первой писатель демонстрирует унылую картину провинциального быта. Небольшой городок Б., в котором «страх скучно», описывается с теплой иронией. Тут и дородные свиньи, которых градоначальник называет «французами», и «модный дощатый забор»цвета грязи. «Низенькие маленькие домики» выглядят «до невероятности кисло», даже рыночная площадь, самое оживленное в городе место, «имеет несколько печальный вид». Городское общество состоит из окружного судьи и градоначальника, который спит «решительно весь день».

Городок пробуждается с появлением кавалерийского полка. Правда, оживление это несколько своеобразное. Гоголь описывает повсеместное появление усов, солдатских фуражек и шинелей. Их серый цвет не добавляет улицам красок и чистоты, а развлечения господ офицеров сводятся к игре в карты на одни и те же дрожки, которые меняют хозяев по кругу.

Основные события происходят во второй половине повести. Если первая часть вводит читателя в атмосферу, окружающую главного героя, то вторая раскрывает его характер. Пифагор Пифагорович Чертокуцкий считается в уезде одним из «главных аристократов». Отставной офицер и «изрядный помещик», как саркастически замечает Гоголь, ведет широкий образ жизни. Он ездит по ярмаркам, участвует в выборах и ведет себя «по-барски».

Хозяйственная деятельность Чертокуцкого характеризуется расплывчатым определением «коммерческие обороты», ради которых он заложил всех своих крестьян в ломбард. Читатель догадывается, что именно на эти деньги и ведет свою «аристократическую» жизнь герой повести. Удачная женитьба дала ему «несколько тысяч капитала», которые он тут же употребил на вызолоченные дверные замки, шестерку лошадей и ручную обезьянку.

Стремление пустить пыль в глаза, заводит Чертокуцкого в ловушку на генеральском обеде. Пытаясь замять свой промах в неумении отличить верховую лошадь от упряжной, он нагромождает одну ложь на другую. Автор подводит читателя к мысли, что бывший кавалерист не может допустить такую оплошность. Рассказы Пифагора Пифагоровича о своей службе в полку, кавалерийские усы и военный крой сюртука становятся таким же обманом, как и невероятные качества коляски.

Еще одна заметная черта героя – безответственность. Пригласив на обед генерала с офицерами, Чертокуцкий не спешит домой готовить встречу. Вместо этого он играет в карты и напивается. Случается это у него «как-то странно», незаметно. Спокойная реакция супруги на позднее появление пьяного мужа наводит на мысль, что подобное поведение для героя – обыденность. Что делает Чертокуцкий, когда внезапно застает гостей на пороге? Снова врет и прячется.

Образ «хорошенькой» жены героя изображен в том же сатирическом ключе. Похоже, эту даму не интересует ничего, кроме собственной внешности. Поэтому она часами просиживает возле зеркала или в саду, рассеянно глядя на дорогу. А ласкательные взаимные прозвища супругов «пульпультик» и «моньмуня» вовсе не говорят о крепких чувствах. «Душенька» не горит желанием помочь мужу выбраться из неловкой ситуации, а только томно произносит: «Я не знаю».

В повести названы по имени только главный герой и лошадь. Все остальные персонажи упоминаются исключительно по званию или общественному положению: генерал, майор, судья, помещик. Не описана в «Коляске» и внешность Чертокуцкого. Этот прием позволяет Гоголю создать эффект обобщения и обезличенности. Перед нами не столько конкретные люди, сколько типажи.

«Коляску» можно рассматривать как некоторое промежуточное звено в творчестве Гоголя между «Миргородом» и циклом петербургских повестей. Провинциальный колорит в ней изображен сочными мазками, характерными для ранних произведений сатирика. Но через него уже проглядывает строгий рисунок автора «Мертвых душ».

Сюжет и описание книги «Коляска» Гоголя Н. В.

Главный герой книги – инспектор Мюллер, переживает кризис человеческой справедливости и попадает в трудное положение, когда ему предлагают взять взятку от семьи, которая готова сделать что угодно, чтобы спасти своего ребенка от тюремного заключения. В конечном итоге, Мюллер принимает взятку и сталкивается с серьезными последствиями своих решений.

Сюжет «Коляски» Гоголя как бы обращается к читателю с вопросом: в чем же заключается истинное понятие справедливости и почему оно может быть подвержено сомнению?

Гоголь показывает нам, что идеалы добра и справедливости могут быть размытыми, зачастую бесперспективными и впустую, что каждый может потеряться в них, потерять свои убеждения, забыв о том, что не все они благосклонны к ним. События, представленные в романе, происходят в XVIII веке и явно демонстрируют, что справедливость может быть подвержена разрушению временем и эгоистическими интересами.

Гоголь со своим произведением «Коляска» предлагает нам взглянуть на людей и судить их по истинным ценностям, не всегда явственным, а также видеть значение заключенных в наших сердцах и душах сокровищ, которые можно найти только посредством самоотверженности и храбрости, несмотря на трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.

Оценка и критика

Литературный критик Виссарион Белинский в своей статье «Несколько слов о „Современнике“» для журнала «Телескоп» определил повесть «Коляска» как «мастерскую шутку», в которой «выразилось всё умение Гоголя схватывать эти резкие черты общества и уловлять эти оттенки, которые всякий видит каждую минуту около себя и которые доступны только для одного г. Гоголя». В 1843 году Белинский в статье «Сочинения Николая Гоголя» охарактеризовал повесть как «мастерской юмористический очерк, в котором больше поэтической жизни и истины, чем во многих пудах романов многих наших романистов…»

Литературовед Николай Пиксанов писал что: «„Коляску“ принято рассматривать как повесть, стоящую особняком среди произведений Гоголя первой половины 30-х годов. Тематически она выпадает из цикла „петербургских повестей“ и, в то же время, по своей стилистической манере значительно отличается от ранних украинских повестей Гоголя, хотя в бытовой её основе можно усмотреть черты украинской обстановки»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: