Комплексный анализ текста 9 класс «а.и.солженицын «костер и муравьи»»

Анализ цикла а.и. солженицына «крохотки»

Ответы на вопрос

Отвечает Биличенко Виктория.
25.11.2023 в 00:01

В рассказе «Костер и муравьи» Александр Солженицын обращается к проблеме индивидуальной и коллективной ответственности, а также к теме свободы и нравственности.
Главная мысль рассказа заключается в том, что каждый индивид должен нести ответственность за свои поступки и не иметь полного доверия к обществу или системе. В рассказе приводится пример невиновного мужчины, который по ложному обвинению был арестован и отдан на поругание массам. Это иллюстрирует несправедливость и безразличие системы к индивидуальной судьбе.
Солженицын также подчеркивает, что каждый человек должен воспитывать у себя мораль и совесть, чтобы справедливость и свобода смогли победить в обществе. Автор обращается к образу муравьев, которые в рассказе являются символом коллективной силы и дисциплины. Муравьи, соседствуя с людьми, обнаруживают свою доброжелательность, доблесть и способность к самопожертвованию.
Таким образом, главная мысль рассказа заключается в призыве к активной ответственности каждого индивида и обращению к нравственным идеалам, чтобы противостоять безразличию, несправедливости и всем негативным аспектам общества

Важно помнить о своей совести и стремиться к нравственному благородству

Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына

Сюжет

Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.

Отзыв

Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.

Основные проблемы

Солженицын раскрыл разные идеи в миниатюрах

Так, в «Грозе в горах» писатель описал важность умения сопротивляться жизненным невзгодам. Лирические герои наблюдали за природной стихией

Они перестали бояться грома, молний, ливня и словно стали каплями в море, которые не страшатся урагана, почувствовали себя частицами мира.

Эта идея нашла яркое отражение в «Костре и муравьях». Герой бросил бревно в огонь и не посмотрел, что там много насекомых. Позже он вытащил тлеющее дерево, часть муравьев убежало, но еще больше их вернулось к бревну. Они гибли, но их словно манило.

В этом крохотном рассказе писатель отразил свое мнение о событиях 1917 года. Многие оставались в России, хотя она была окутана Гражданской войной. Люди отказывались покинуть родину.

Солженицын затрагивал проблему преемственности и памяти. В рассказе «Старое ведро» писатель поведал о незавидной участи обычного ведра. Он сравнил его с судьбой фронтовиков, ведь все, что они делали, чаще забывается.

В рассказе «Утенок» писатель описывал маленького птенчика. Он восхищается чудом жизни и подчеркивает: люди на Венеру полетят, за 20 минут весь мир обойдут, но этого живого существа в пробирке не создадут. Могущество рождения жизни недоступно человечеству. Только природа способна на это.

Своеобразие романа

«Архипелаг ГУЛАГ» состоит из трех томов. В каждом из них автор излагает разные периоды в истории лагерей. На примере частных случаев приведена технология ареста, следствия. Изощренность, с которой работали сотрудники учреждения на Лубянке, поражает. Чтобы обвинить человека в том, чего он не делал, сотрудники спецслужб совершали ряд сложных манипуляций.

Автор заставляет читателя почувствовать себя на месте обитателя лагеря. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» – тайна, которая влечет и притягивает. Знакомство с психологией человека, изуродованной постоянным страхом и террором, формирует у читателей стойкую ненависть к тоталитарному режиму во всех его проявлениях.

Человек, превращающийся в зэка, забывает о нравственных, политических и эстетических принципах. Единственная цель – выжить. Особенно страшным является перелом в психике заключенного, воспитанного в идеалистических, возвышенных представлениях о собственном месте в обществе. В мире жестокости и беспринципности быть человеком почти невозможно, а не быть им – значить сломать себя навсегда.

Произведения

Список включает следующие романы, повести и рассказы:

  • «Один день Ивана Денисовича».
  • «Матренин двор».
  • «Случай на станции Кочеткова».
  • «Захар Калита».
  • «Молодняк».
  • «Все равно».
  • «Архипелаг ГУЛАГ».
  • «В круге первом».

До первой публикации своих творений более двенадцати лет занимался литературным творчеством Солженицын. Произведения, список которых приведен выше, — лишь часть его творческого наследия. Но эти книги должен прочитать каждый человек, для которого русский язык является родным. Темы произведений Солженицына не сконцентрированы на ужасах лагерного быта. Этот писатель, как никто другой в XX веке, смог изобразить настоящий русский характер. Характер, поражающий своей стойкостью, основанный на неких природных и глубинных представлениях о жизни.

Исследование на тему «Понимание жизни в произведениях А.И. Солженицына»

Понимание жизни – это наиболее личное и интимное понятие, которое у каждого человека формируется индивидуально и зависит от широкого круга обстоятельств. Однако, в литературе искусство автора может передать свою точку зрения или оставить на читателей какие-то следы или впечатления.

17 стр., 8388 слов

Образ автора в философском цикле А.И. Солженицына «Крохотки»

… них, ходивших в «самиздате», не был напечатан. Вернувшись на родину, Солженицын создал и опубликовал ещё … эссе, итог многолетних раздумий А.И. Солженицына о человеческой жизни, о природе, о судьбе России, о … Но никогда…со всем нашим атомным могуществом… мы не смонтируем этого невесомого жалкенького жёлтенького ут … — разобрали здание на кирпичи. Но в то же время в Воронежской области на месте …

Колода дерева в миниатюре «Вязовое бревно»

Произведение А.И. Солженицына «Вязовое бревно» является философским по своему содержанию, потому что сравнивает стойкость и могущества природы с человеческим достоинством. Одинокое бревно заставляет читателя понаблюдать за силой природы, а также за тем, как удивительно велик человек. Это произведение призывает каждого уважать свою жизнь и сохранять свои живительные силы, дабы не считать свою жизнь прошлой или тоскливой.

Рассказ «Утенок»

Произведение «Утенок» автора А.И. Солженицына идеално передает концепции природы, которые являются неповторимыми и единственными: курица вынашивает был живые яйца, ошибки случайные, но природа их покрывает своей мантией. Мы можем клонировать разнообразный биокод бытия, но только ошибка, только пощады и формы ее звукового восхождения неповторимо. Человек не сможет создать природу, только оставляемся каждый в своей душе с мельчайшим чудом миллионов эмоций.

Рассказ «Лиственница»

А.И. Солженицын посвятил рассказ «Лиственница» сравнению крепости и надежности дерева с человеком. В произведении на листьях этого дерева есть мягкая сердцевина, которая олицетворяет доброту и мягкость в трудностях. тем не менее, дерево жестко и настойчиво вторит своим козырей с прочностью. В рассказе символизм выделяется в клочьях, изрядно положительными и отрицательными чертами человеческой личности.

Рассказ «Мы-то не умрем»

В рассказе А.И. Солженицына «Мы-то не умрем» поднят вопрос о чрезмерной жизни и поиске прибежища после ее конца. Автор приводит мнение, что все люди считают свою жизнь вечной, но увы, это не так. Он также отмечает, что особенный страх налагается на слова «смерть» и «умерший» в нашем обществе, которое строится на этой территории.

Вывод

Таким образом, произведения А.И. Солженицына помогают читателю понимать разные аспекты жизни и ценности

Важно понимать значение каждого произведения и что автор хотел передать своими словами. Широко известный писатель может вызывать ностальгические чувства в сердце читателей, вдохновлять, улаживать конфликты в обществе и потакать всем настроениям

Солженицын цикл крохотки анализ

А.И. Солженицын. «Крохотки». Комплексный анализ текста.

Групповые задания:

  1. Какие проблемы поднимает автор в своих миниатюрах? Актуальны ли они сегодня?
  2. Запишите комментарий к поставленной проблеме, сформулируйте авторскую позицию.
  3. Выразите своё отношение к авторской позиции.
  4. Какие средства выразительности использует Солженицын, чтобы привлечь читателя к заявленным проблемам, вызвать отклик в нашей душе?
  5. Напишите сочинение по одной из миниатюр, используя свои наблюдения.

Материал для обобщения.

«Крохотки» относят к двум условным периодам: написанные в 50-е – 60-е годы и в конце 90-х годов.

Читая их сегодня, мы воспринимаем эти миниатюры так, словно написаны они в наши дни и именно для нас. А всё потому, что тема Родины, России, с её волей и неволей, по-прежнему дорога сердцу до боли. Нам опять не хватает той «воли – единственной, но самой дорогой воли», которая позволяет дышать запахами родной земли, а значит, жить.

Крохотные рассказы Солженицына, столь различные по тематике, жанру, образуют единый цикл, что создаёт эффект всеохватности взгляда писателя на мир.

Всё интересует автора: и озеро Сегдэн («вот тут бы и поселиться навсегда»), и могила поэта Я. Полонского, и город на Неве – «наше славное великолепие», построенное « на косточках наших предков», и трепетная песчинка мироздания – «тёпленький жёлтый утёнок».

Объединяет миниатюры в единое целое бьющаяся в каждом слове душа автора, трепетная, сострадающая и гневная одновременно – живая! «Мы-то не умрём», – рассуждают живые, утрачивая память об ушедших. А душа автора не может смириться с вандализмом, царящим на кладбищах. Он-то всегда помнит, что «ещё есть такие, кто умер за Отечество – ну, как тебе или мне придётся». И это доверительное, не отделяющее «себя» от «нас» придаёт особую значимость авторскому слову.

Иллюстрации учащихся 7 класса МОУ «Гимназия № 47»

к лирическим миниатюрам А.И. Солженицына из цикла «Крохотки»

Ткач Кристина «Костер и муравьи» Кириллова Мария «Шарик» Леготина Юлия «Костер и муравьи»

72 стр., 35504 слов

Все на Конкурс к 100-летию Александра Солженицына

… «Блаженны изгнанные за правду…» В подоснове творчества Солженицыны, конечно же, русская жажда свободы во Христе. Тем убедительней, что воззвание «Жить не по лжи» было опубликовано в день ареста … ё сочинение писателю, к которому особое отношение… Друзья, у которых я останавливался, приезжая в Москву, жили на Плющихе. Зашёл разговор, что в новом доме по соседству Солженицын …

Меньшикова Анастасия Леготина Екатерина Кокотеева Лада Ткач Кристина

«Утенок» «Лиственница» «Молния» «Мы-то не умрем»

Быков Дмитрий «Утенок» Макарова Ксения «Шарик» Мартынова Наталья «Утенок»

Приложение 3

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Шарик»

В этом рассказе А. Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения – свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.

Для меня свобода – это не только освобождение от веревок, цепей, узлов, это ещё и соединение с природой. Я считаю, что жить в городе и быть свободным нельзя. Мне сложно в городе, если я не выезжаю на природу, не ощущаю запахи леса, цветов, грибов в августовском лесу. Для меня свобода – это возможность уехать в горы, где нет цивилизации, зато чистый воздух, где можно дышать полной грудью, где ты по-настоящему объединяешься с природой.

Крохотки 1996-1999 г.г.

Лиственница

Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.

Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.

Молния

Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.

Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.

Колокол Углича

Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.

Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.

Колокольня

Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.

Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.

Старение

Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.

Отзыв

Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно

Позор

Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…

Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.

Лихое зелье

Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.

Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.

Утро

Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно

И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня

Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.

Завеса

Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.

Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.

В сумерки

Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.

Отзыв

Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире

Петушье пенье

Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.

Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.

Ночные мысли

Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.

Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.

Поминовение усопших

Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.

Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.

Молитва о России

Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.

Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Утенок»

Этот рассказ о том, что все первозданное непосильно ни изменить, ни воссоздать человеку, даже в нашем, «атомном», 21 веке. А. Солженицын это еще раз подчеркивает в своей миниатюре. Такого маленького «невесомого, жалкенького, желтенького утенка», который бегает, «чуть не падая с тонких своих ножек», которого даже если «чуть-чуть сжать – и нет», нельзя искусственно воссоздать даже высокими технологиями.

Автор в начале рассказа не случайно задает вопрос: «В чем тут держится душа?» Вроде небольшой, ничем не примечательный утенок, но даже, «со всем нашим атомным могуществом не смонтируем вот этого утенка». Да и зачем…

Автор противопоставляет мир современной технике, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного.

Александр Солженицын в коротком рассказе затронул очень важную тему, показал, какой хрупкой может быть жизнь, При прочтении этого произведения, невольно задумываешься о жизни всего живого на земле. Именно этим мне особенно понравилась данная миниатюра.

Ксения Макарова

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 11.10.2023 21:09 1527 Ситникова Евгения.

Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?

Ответов: 1

Образование 06.10.2023 16:43 992 Романов Ярослав.

Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 26.08.2023 14:06 2380 Пинчук Никита.

Какие фрукты начинаются на букву «Р»?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.

Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?

Ответов: 1

Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.

Какое проверочное слово к слову иссЯкать?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 880 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Образование 16.11.2023 07:16 1456 Карпов Андрей.

Чем искусство связано с моралью?

Ответов: 1

Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.

Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Жанровая принадлежность

У критиков нет однозначного мнения о том, к какому жанру принадлежит цикл. Б. Кодзис причислял работы к лирической миниатюре. Долгое время в советской литературе не приветствовался такой жанр. Солженицын умело сочетал беллетристику и публицистику, поэтому его работы приобрели особую привлекательность.

Если внимательно изучить рассказы, то можно заметить: писатель словно намеренно отказывался от прямого выражения мыслей и больше зарисовывал мелкие эпизоды. Именно мгновения наиболее полно отражали идеи автора. Тексты напоминают стихотворения следующими признаками:

  • интонационные перебои;
  • эмоциональная выразительность;
  • ритм словесных повторов.

Л. Колобаева настаивала на том, что цикл относится к жанру малого эпоса. В небольших рассказах Солженицын не только показывает субъективное авторское виденье, но и раскрывает суть этих моментов. Если сравнивать две части цикла, то в первой чувствуются социальные проблемы, а во второй — общие философские. Например, в «Колокольне» Солженицын показал свои переживания за судьбу родины.

Некоторые литературоведы сравнивали «Крохотки» с хлебными крошками, которые писатель щедро рассыпал для страждущих. Этот цикл призван напитать души, возродить в них светлые чувства. Хоть тексты небольшие по размеру, в них выделяют завязку, кульминацию, развязку.

Особенности выразительности речи А. И. Солженицына исследованы недостаточно

На мой взгляд, особый интерес представляют прозаические миниатюры «Крохотки», написанные в связи с велосипедными поездками А. И. Солженицына по Средней России.

Анализируя философские миниатюры «Крохотки», я поставила перед собою задачу выяснить, как Солженицын использует «закон употребления языка», в чём заключается особенности выразительности речи Солженицына-философа.

В работе попытаюсь ответить на следующие вопросы:

• Каково жанровое своеобразие философских миниатюр А. И. Солженицына?

• Каковы лексические, словообразовательные и синтаксические средства авторской выразительности в «Крохотках»?

• Каковы индивидуально-авторские способы слововыражения писателя?

В критической литературе, посвящённой творчеству А. И. Солженицына, его лирическим миниатюрам, написанным в 1958-1960гг. в Рязани и известным под заглавием «Крохотки», отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них сообщается бегло. Критических статей по данной теме в библиотеке не обнаружила, в Интернете нашла статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына».

При анализе философских миниатюр использовала пособие Симаковой Е. С. «Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи», различные словари и справочники, статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына», в которой автор говорит о том, что «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора, и историко-литературного процесса 50-х — начала 60-х годов». Анализ текста проведён по книге «Солженицын А. Рассказы» (М. : Современник, 1989).

Влияние неуважения к памяти усопших на современное общество

В настоящее время неуважение к памяти предков становится все более распространенным явлением. Один из примеров — закатывание кладбищ и уничтожение мемориальных мест. Но это не только проявление неуважения к усопшим, но и к истории своей страны и народа.

Необходимо помнить, что люди, которые нас покинули, оставили свой след в истории. Они строили эту страну, защищали ее в разные периоды, преодолевая свои страхи и невзгоды. Уважение к их памяти является не только нашим культурным наследием, но и своеобразным долгом.

6 стр., 2575 слов

Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина

… мимо себя. Сочинение на тему Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре …

Одним из негативных последствий неуважения к истории будет потеря связи с корнями и абсолютная потеря национальной идентичности.

К счастью, много различных инициатив и мероприятий, направленных на сохранение памяти о прошлом и предках. Праздник Дня памяти и скорби помогает сохранить память о жертвах войны, а государственная программа «Родина в сердце» позволяет возродить старинные места и помогает обществу сохранять наследие своих предков

Чтобы общество не теряло связь со своей культурной и исторической индентичностью, необходимо сохранять память о наших предках и беречь места их погребения. Только так мы сможем сохранить нашу культурную идентичность для будущих поколений.

В литературном подполье

Много лет Солженицын создавал свои произведения, а затем сжигал. Содержание уничтоженных рукописей хранилось лишь в его памяти. Положительные моменты подпольной деятельности для писателя, по мнение Солженицына, заключаются в том, что автор освобожден от влияния цензоров и редакторов. Но спустя двенадцать лет непрерывного написания рассказов и романов, которые оставались безвестными, одинокое творчество стала его душить. Лев Толстой сказал однажды, что писатель не должен публиковать свои книги при жизни. Потому как это безнравственно. Солженицын утверждал, что со словами великого классика можно согласиться, но все же каждому автору необходима критика.

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Костер и муравьи»

А. И. Солженицын создал прозаические миниатюры «Крохотки». Он передал их друзьям, для того чтобы те смогли прочесть сами и передать всем желающим. В свободной печати произведений этого автора у нас в России тогда не было.

Я считаю, что это правильный поступок, потому что люди не только знакомились с творчеством писателя, но и глубоко задумывались над прочитанным, стараясь что-то изменить в своей жизни.

Произведения А. Солженицына проникают в душу, они наполнены философией. В таких маленьких рассказах автор защищает свободу человека, высказывает свое мнение по поводу духовности, веры в Господа.

Рассказ «Костер и муравьи» повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали.

Муравьи — весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И. Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

В этом небольшом рассказе заключен глубокий смысл, который будет актуален и у следующих поколений. Я считаю, что Александра Исаевича Солженицына по праву назвали символом 20 века.

Виктор Киселев

История написания

После ссылки Солженицын прожил почти год в глухой деревне. Работал учителем. Снимал комнату у местной жительницы, которая и стала прототипом героини рассказа «Матренин двор». Рассказ был опубликован в 1963 году. Произведение высоко оценили как читатели, так и критики. Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский отметил, что малограмотная и простая женщина по имени Матрена заслужила интерес читателей благодаря своему богатому душевному миру.

В Советском Союзе всего два рассказа смог опубликовать Солженицын. Произведения «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» были изданы впервые на Западе.

Темы книг

Творчество Солженицына – это история Архипелага ГУЛАГ. Особенность его книг заключается в изображении противостояния человека силам зла. Александр Солженицын – человек, который прошел войну, а в конце нее был арестован за «измену Родине». Он мечтал о литературном творчестве и стремился изучить как можно глубже историю революции, потому как именно здесь искал вдохновение. Но жизнь подбросила ему иные сюжеты. Тюрьмы, лагеря, ссылки и неизлечимый недуг. Затем чудесное исцеление, всемирная слава. И наконец – изгнание из Советского Союза.

Итак, о чем писал Солженицын? Произведения этого писателя – долгий путь самосовершенствования. А дается оно лишь при наличии огромного жизненного опыта и высокого культурного уровня. Настоящий писатель всегда находится немного над жизнью. Он словно видит себя и окружающих со стороны, несколько отстраненно.

Александр Солженицын прошел долгий путь. Он видел мир, попадая в который, человек имеет мало шансов выжить как физически, так и духовно. Он выжил. Более того, смог отразить это в своем творчестве. Благодаря богатому и редкому литературному дару стали достоянием русского народа книги, которые создал Солженицын.

ШколеNET

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали. 11 декабря 1918 года в Кисловодске родился Солженицын Александр Исаевич. Мальчик еще в школе увлекался литературой, писал статьи, занимался в драмкружке. Но то, что он хочет быть писателем, достаточно четко понял лишь к окончанию университета. Почти сразу же возникла и идея написания серии романов о революции. Солженицын принялся за работу, но в октябре 1941 его призвали в армию, а к концу войны (в феврале 1945) писателя, уже ставшего капитаном и награжденного двумя орденами, арестовали за переписку со старым товарищем, в которой он нелестно отзывался о вожде. Александр Исаевич прекрасно знал о цензуре, но внутреннее противостояние тоталитаризму не позволяло ему молчать, и он решается критиковать «самого Сталина» . Солженицын крохотки краткое содержание Учитывая жесткую политику вождя, ожидаемым итогом стал суровый приговор суда – 8 лет лагерей за пропаганду и агитацию. Но именно во время заключения у Солженицына возникает мысль о необходимости рассказать миру обо всех ужасах сталинских лагерей. В марте 1953, в день смерти вождя, писатель освобождается из лагерного ада. Важным этапом в последующих событиях в жизни писателя стал доклад Генсека СССР Хрущева о «культе личности», разоблачающий преступления умершего Сталина. К тому времени Александр Исаевич заканчивает работу над своим произведением «Один день Ивана Денисовича», а вскоре последовало произведение «Матренин двор» . Но время не стояло на месте, события стремительно развивались, и хрущевская оттепель подошла к концу. Страну ожидал новый виток репрессий и гонений на представителей интеллигенции и культуры. В этих условиях опять был неизбежен конфликт Александра Исаевича с правительством. В 1969 году его исключили из « Союза писателей» всего лишь за стремление говорить правду. Всю жизнь Солженицын, как он сам выражался, «вскрывал все нарывы на лице советской власти». В 1973 году КГБ конфисковало рукопись произведения «Архипелаг ГУЛАГ «, в основу которого легли собственные воспоминания автора, а также свидетельства более 200 заключенных. Солженицын крохотки краткое содержание 12 февраля 1974 года писателя вновь арестовали, обвинили в государственной измене и, лишив гражданства СССР, депортировали в ФРГ. В 90-х годах Александр Солженицын возвратился на Родину, но уже в 2008 на 90-м году жизни писатель умер от сердечной недостаточности. Солженицын до последнего дня своей жизни оставался обличителем тяжелой эпохи, ставшей одной из самых драматичных страниц ру сской истории. Солженицын крохотки краткое содержание Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза. Вот и все более месяца назад

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: