Сюжет — краткое содержание
Лягушка живет в своем болоте и однажды знакомится с утками, которые рассказывают ей о теплом юге, где полно комаров.
Лягушка хочет отправиться на юг вместе с утками, и те соглашаются довезти ее, если она придумает, как это осуществить.
Лягушка придумала, что можно лететь с утками, если две из них понесут в клювах прутик, к которому прицепится лягушка.
Утки восхитились умом лягушки и понесли ее на юг, а лягушка смотрела на землю, что пролетала внизу.
Ей захотелось, чтобы все узнали о том, какая она умная, и лягушка закричала, что это она придумала такой способ полета.
Лягушка упала в болото и стала рассказывать местным лягушкам о своем полете, но утки больше к ней не прилетали.
Чему учит?
Анализируемая нами сказка показывает, насколько неудачным и даже трагичным может стать финал такого, казалось бы, хорошего начинания. А причиной этому может стать обычное хвастовство. Желание полюбоваться собой, похвалиться, было настолько сильным, что превзошло все остальные намерения героини. Автор хочет сказать людям, что быть более сдержанным, скромным – это куда лучше и может принести больше пользы, чем тщеславность и самолюбование. Эти качества далеко не всегда ведут к конечной цели, наоборот, мешают ее достижению.
Человек порядочный, скромный и тактичный не будет на всех углах кричать о собственных успехах и заслугах. Ведь, жаждая услышать одобрение окружающих, человек отклоняется от своей цели, теряет ее из виду и не достигает. Поразмышлять о том учит нас рассматриваемое произведение.
Жанр, направление
Сочинение Всеволода Михайловича является авторской сказкой. На принадлежность его к этому жанру указывает то, что у произведения есть конкретный автор, этот признак отличает его от народных сказок.
Невзирая на сказочность сюжета, в произведении весьма реалистичные персонажи и их окружение. В него автор включил описания русских пейзажей: порыжевших полей, посветлевших осенних лесов, водоемов.
Литературное направление, в котором написана сказка, – магический реализм. В ней писатель совмещает художественное обрамление и достоверность, глубину смысла и детальность, реалистичность происходящего и фантастику.
Вариант 1
Сказка Лягушка-путешественница Гаршина – это история о лягушке, которая отправилась в путешествие, чтобы найти свою судьбу. В ходе своих приключений она встречает разных животных, которые помогают ей в ее поисках.
Одним из главных моментов сказки является тема поиска своего места в жизни. Лягушка не чувствует себя счастливой в своем привычном окружении и решает отправиться в путешествие, чтобы найти свое истинное предназначение.
Кроме того, сказка подчеркивает важность дружбы и взаимопомощи. Лягушка встречает разных животных, которые помогают ей в ее поисках, и она в свою очередь помогает им
Это показывает, что взаимная поддержка и дружба могут помочь преодолеть любые трудности.
Также в сказке присутствует тема преодоления страхов. Лягушка боится путешествовать одна, но она все же решается на это и в итоге находит свое счастье. Это показывает, что страхи могут быть преодолены, если на них не останавливаться и идти вперед.
В целом, сказка Лягушка-путешественница Гаршина является прекрасным примером литературы для детей, которая передает важные жизненные уроки. Она учит детей не бояться идти за своими мечтами, доверять друзьям и преодолевать свои страхи.
Рецензии на книгу «Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин
Я уже писала рецензию на издание серии «Книга за книгой» — «Говорилка и забивалка» С.Георгиева. https://www.labirint.ru/comments/books/128822/ — Немного повторюсь — вся серия «Книга за книгой» издательства «Детская литература», на мой взгляд, — большой подарок детям и их родителям. У нас пока три таких книжечки: «Лягушка-путешественница» В.Гаршина , — «Плутишка-кот» К. Ушинского https://www.labirint.ru/books/128829/ — и книга Сергея Георгиева «Забивалка и говорилка» https://www.labirint.ru/comments/books/128822/ — Все перечисленные производят на меня самое благоприятное впечатление. Более того, серия рекомендована Министерством образования и науки РФ. Теперь о «Лягушке-путешественнице» В.М. Гаршина. Это сказка, известная многим с детства. В одном из детских журналов я как-то встретила ее название в списке литературы, рекомендуемой детям от 1 года до 3 лет. Тем более, обрадовалась, увидев ее отдельным иллюстрированным изданием, а не в составе хрестоматий, которые я обычно не покупаю. На самом издании — помета «для младшего школьного возраста». Мы ее читали в возрасте около трех лет. Ребенок сказку выслушал, но она оставила его равнодушным, что никоим образом не умаляет в моих глазах литературно-художественной ценности текста. Вернемся к нему позже, когда сын подрастет. Сказка написана чудесным литературным языком 19-го века. Она забавна и остроумна: «Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться». Если кому-то сюжет неизвестен, коротко его обозначу: лягушка уговорила уток взять ее с собой на Юг, они согласились нести ее на прутике, который держали клювами. Она, в свою очередь, ухватилась за этот прут ртом. Все бы хорошо, кабы не… гордыня лягушки. Одним словом, прочитать стоит:) Иллюстрации Т.Юматовой неброские, но, на мой взгляд, соответствуют духу повествования. Их немного, но и книга, по сути, — небольшая брошюра. Только один разворот остался без иллюстраций. Обложка из плотной бумаги, гладкая. Мне кажется, ребенка постарше можно увлечь коллекционированием книжек серии, а заодно приобщить к образцам хорошей литературы.
Сюжет произведения
Лягушка-квакушка сидела в болоте на коряге, она наслаждалась дождливой погодой и своей жизнью. Однажды перелётные утки опустились на болото, где жила лягушка. Птицам предстоял долгий путь в тёплые края, и они решили подкрепиться. Лягушка испугалась, что её съедят и нырнула в воду. Ей было интересно, куда летят утки, поэтому она подслушала их разговор.
Лягушка не выдержала и спросила, что такое юг. Утки так хвалили тёплые края, что обитательнице болота тоже захотелось улететь с птицами. Но у неё не было крыльев. Находчивая лягушка вытащила прутик из болота – на нём то она и полетит. Две утки возьмут оба конца в клюв, а лягушка прицепится посередине. Птицам понравилась идея, всю дорогу на юг они восхищались умом лягушки.
Лягушка хотела, чтобы её заметили и попросила лететь уток пониже. Она гордилась собой и слышала, как внизу все восхищаются путешественницей. Детям было интересно, кто придумал такой необычный способ. Лягушка не вытерпела и заквакала «Я, это я!». По счастливой случайности она не разбилась, а упала в грязный пруд. Так и осталась там, хвастаясь другим лягушкам. А утки улетели и больше не вернулись.
Разбор действия сказки
Популярные сегодня пересказы
- Жалобная книга — краткое содержание рассказа Чехова Сюжета в «Жалобной книге» Антона Чехова совершенно нет, она является коллекцией записей о разных посетителях, а сама книга лежит на железнодорожной станции, там можно прочитать о курьезах
- Шагреневая кожа — краткое содержание романа Бальзака Гениальное произведение под названием «Шагреневая кожа» написано французским писателем Оноре де Бальзаком. Краткое содержание этого прекраснейшего роман представлено в данной статье.
- Миф о Сизифе: эссе об абсурде — краткое содержание Камю Разумности в мире нет, вера потеряла всякую актуальность, а надежда лишена всяких перспектив на будущее. Таковы основные постулаты, предлагаемые нашему вниманию автором эссе об абсурде
- Власть тьмы — краткое содержание пьесы Толстого В одном большом селе проживает зажиточный мужик Петр и его жена Анисья. Они растят двух дочерей – Акулину, падчерицу Анисьи, шестнадцати лет и Анютку, десяти лет. В доме у них живет работник по имени Никита
Лягушка-путешественница
Краткий пересказ
Повествование начинается на болоте, в котором проживает обыкновенная лягушка, она же главная героиня сказки. Осенью зарядили дожди, но обитательница водоема сидела молча, так как порядочные жабы в это время не квакают. Однажды рядом с ней появились утки, они решили передохнуть во время перелета, лягушка завела с ними беседу. Она узнала, что стая держит путь на юг, та стала интересоваться, что это за место.
Птицы начали расхваливать и красочно описывать жаркие страны, в которых постоянно светит солнышко, растет много зелени и всегда много корма. Жабе очень понравилась эта благодатная земля, поэтому она стала искать способы добраться туда. Лягушка отличалась сообразительностью, поэтому она попросила уток перенести ее с помощью прутика.
Птицы должны были обхватить веточку клювом с двух сторон, а она взять прутик в рот, так и поступили. Вскоре утки взмыли в небо.
Во время полета жаба попросила спуститься пониже, так как она хотела слышать, что говорят внизу. Увидев, как люди смотрят на необычную картинку и удивляются, решила рассказать им, что это она придумала.
Лягушке повезло, она упала в пруд, ее сразу окружили сородичи, которые с большим вниманием и удовольствием слушали ее рассказ об увлекательном путешествии. Она была уверена, что утки обязательно вернуться за ней весной, но птицы так и не прилетели
Это краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника.
История создания
Сказка «Лягушка-путешественница» увидела свет в 1887 г., ее напечатали в журнале для детей «Родник». Она была последним творением Всеволода Михайловича. Вскорости после ее издания жизнь Гаршина трагически оборвалась. Мужчина страдал психическим расстройством, уже несколько месяцев он не мог спать, и его мучили приступы. Писатель собирался ехать на Кавказ, поправить свое здоровье, но не стерпел мучений и выбросился в лестничный пролет. Невзирая на жуткое самочувствие, Гаршин был в работе до того рокового дня. Поражает то, что, находясь в таком состоянии, автор нашел в себе мужество сочинять сказки и отразить в них много позитивного, доброго, светлого.
В рассматриваемом нами произведении Гаршин зашифровал тайное послание будущим поколениям, в котором изложил свои взгляды на устройство мира и на жизнь. Писателю удалось это сделать так, что и маленьким, и взрослым читателям становится понятен и близок ход его мыслей.
Анабиоз и простейшие
Сказка «лиса и тетерев» для читательского дневника
Самыми устойчивыми, к неблагоприятным условиям, организмами, считаются спорообразующие бактерии и грибки. Некоторые споры могут долгие годы сохранять свою жизнедеятельность. Их не пугают ни сухие почвы пустынь, ни замерзшие земли Арктики. Анабиоз стал нормальным циклом развития для многих видов семян и спор.
Из-за нескончаемых изменений условий среды обитания, в процессе постоянной адаптации находятся и большинство видов бактерий. Это становится возможным благодаря их беспрецедентной многочисленности, разнообразию форм, повсеместности распространения. Их не пугает ни высота в 80 км, ни глубина водоемов в 11 км, где давление может достигать более 1000 атмосфер. Живые бактерии могут выдерживать смертельные для других дозы радиации.
Хладнокровные и анабиоз
В животном мире истинный анабиоз встречается только у хладнокровных. При этом в их организме происходит накопление особых веществ, антифризов. Они необходимы для предотвращения внутриклеточной кристаллизации воды, что приводит к неминуемой гибели.
Рассмотрим пример лягушки. С наступлением холодов лягушка готовится к самому сложному этапу в своей жизни. Как только она касается льда, в ее мозг поступает сигнал о переходе воды из центра тела к внутренним органам. Немного погодя, эта вода превращается в твердый лед. Прекращается дыхание, сердцебиение, работа почек. На несколько недель лягушка погружается в предсмертное состояние. В этом виде она напоминает ледышку. Что касается белка, то он чудесным образом переходит в состояние гидрогеля, похожего на сухой желатин. С появлением подходящих условий белок набухает, возвращая к жизни все тело. Главным секретом выживания в таком состоянии является наличие в крови лягушки особой сахарозы, работающей как антифриз. С появлением тепла, сердце лягушки неожиданным образом начинает биться. Постепенно она возвращается к жизни.
Пробуждения из глубокого анабиоза
Состояние анабиоза встречается и среди некоторых моллюсков. Например, улитка Ампулярия обитает в местах, где частыми бывают периоды засухи. В таких случаях моллюск закапывается в ил и, плотно закрыв крышку, впадает в анабиоз. Такой анабиоз можно назвать вынужденным. При отсутствии суровых условий засухи Ампулярия в спячку не впадает. Виноградная улитка так же регулярно впадает в анабиоз, который длится от 3 до 5 месяцев.
Возможен ли анабиоз человека
Бессмертие
Анабиоз в медицине
Чаще всего анабиоз применяют в медицине для приготовления живых вакцин. Благодаря этому процессу, ученые научились в течение длительного времени сохранять все свойства микробов.
Еще состояние анабиоза применяется при консервации различных органов для их дальнейшей пересадки. Этими органами являются: кожа, кости, костный мозг и аорта. Это стало возможным благодаря тому, что они на некоторое время продолжают оставаться жизнеспособными, даже после прекращения подачи кислорода и при отсутствии кровообращения. Поскольку эти органы и ткани, после их изоляции от организма, остаются живыми, их называют переживающими. Попытки заморозить такие важные органы как сердце, почки, печень, приводят к возникновению все новых трудностей, требующих более тщательных разработок.
Таким образом, анабиоз стал основным способом выживания многих видов живых организмов. Благодаря ему, такие существа смогли не только адаптироваться в суровой среде, но и приобрести необходимые навыки для дальнейшего развития. Ученые продолжают изучать состояние анабиоза с целью применения полученных знаний не только в медицине, но и в генетике, биологии и других важных науках. Возможно, такие исследования приведут к появлению новых способов выживания человека в стремительно ухудшающемся мире. В любом случае, анабиоз продолжает оставаться одной из сложных загадок природы.
Сюжет
В одном болоте жила самая обычная лягушка. С приходом осени зачастили дожди. Лягушка радовалась им, но не квакала, потому что квакать осенью не солидно. Как-то раз на болото села передохнуть стая уток, и лягушка решила поболтать с ними. Узнав, что утки держат путь на юг, она принялась расспрашивать о юге.
Утки красочно рассказывали о тёплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Лягушка представила себе это чудесное место, и ей так сильно захотелось побывать на юге, что она решила отыскать какой-то способ сделать это. Лягушка была очень сообразительной и попросила уток перенести её на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Лягушка схватилась за прутик, и утки, взяв его в клювы с обеих сторон, взмыли ввысь.
Поначалу лягушка приноравливалась к полёту, затем она догадалась перевернуться, и так ей стало лучше видно всё вокруг. Спустя время лягушка попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чём говорят на земле. Люди, видя пролетающих уток с лягушкой, очень удивлялись. Не выдержав, лягушка закричала, что это она всё придумала – ей хотелось, чтобы все знали, какая она умная и находчивая. С этим криком лягушка упала в небольшой пруд. Она рассказывала местным лягушкам о своём необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за ней весной, но утки так и не прилетели.
Главный смысл истории
Квакушка умеет мечтать. Она способна на решительные шаги и большие перемены в жизни. Болотная жительница умеет идти на риск, чтобы увидеть что-то новое и неизведанное. Хоть её планам не суждено сбыться, идея эффективно работала.
Авторская мораль
Изобретательной лягушке из-за собственного тщеславия не досталось желаемого — вот краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника. Но автору нравится образ героини. Он повествует о лягушке с добрым сарказмом. Описывая болотную жительницу В. Гаршин использует следующие определения: пёстренькая и лакированная спинка, брюшко и лапки.
На страницах своего произведения автор в некоторой мере посмеивается над главным персонажем. Всё повествование превращается в забавный анекдот. Болотная жительница с острым умом, она хороший изобретатель, но не умеет владеть собой.
После падения хвастливой путешественницы вниз стая птиц предположили, что она умерла, и отправились дальше
Писатель своей сказкой иносказательно желает донести до читателя, что безграничное стремление обратить на себя всеобщее внимание неотвратимо будет наказано
Героиня произведения обожает похвалу. Когда после полёта лягушка приземлилась в другое болото, то новым подружкам-соседкам она изрядно приврала для полноты картины. Это неуместное преувеличение и искажение событий выставляет болотную жительницу в не очень хорошем свете. Героиня нарисовала картинку, что птицы являются её собственностью, будто она уже успела побывать в тёплых странах.
Гаршин Всеволод Михайлович — знаменитый русский писатель. Родился при семействе военного в 1855 году. Поэтому он с малых лет путешествовал по гарнизонам. Ему удалось увидеть многие города Российской империи. Как только научился складывать из букв слоги, сразу принялся читать книги на разные темы, какие ему только не попадались.
В десятилетнем возрасте приезжает с матерью в столицу Петербург, где поступает в гимназию. Обучение проходило легко, юноша обретает много новых друзей. Всеволод Гаршин любил проводить время на природе. В летние месяцы в русской деревне он изучал лягушек, жуков, птиц.
План «Лягушка-путешественница» (сказка для 4 класса):
- беззаботность на болоте;
- желание увидеть мир;
- смекалка и находчивость лягушки;
- хвастовство;
- итог полёта;
- беседы с новыми соседками.
Главная идея произведения заключается в том, что, даже имея некоторые таланты и успех, нельзя ими восхвалять себя. Героиня сказки огромная молодец. Она составила план, как птицы отправят её в тёплые края. Но не смогла предвидеть, что чересчур любит похвалу.
В итоге, так и не добравшись до места назначения, бултыхнулась в тёмный труд. Сюжетом сказки автор показывает, как плохо задаваться. Конечно же, скромность — это добродетель и она украшает. При анализе пересказа становится ясно, что нельзя быть пассивным и прозябать бездейственно. Необходимо жить полной жизнью и осуществлять свои мечты.
Причины провала квакушки
Ложь и тщеславие не принесут ничего хорошего. В сказочном сочинении они становятся причиной провала героини. Для воплощения мечты героине не хватило упорства. Жанр произведения можно отнести к басням, потому что есть осмысленная сюжетная линия и очевидная мораль в произведении. Литературная работа о любительнице путешествовать учит читателя благоразумному поведению.
В свою очередь, необходимо отметить, что от добра добра не ищут. Полёт удался, всё проходило спокойно и благополучно. Путешественница даже умудрилась расположиться таким образом, что можно было любоваться открывающимся прекрасным видом. Зачем ей понадобились дифирамбы и фанфары в свою честь? Лучшее — это враг хорошего.
Лягушку охватила страсть, с которой та не смогла совладать. Слава манила героиню. В любом случае за несколько суток она проделала довольно длинный путь. Сказка учит, что всегда есть возможность осуществить собственную заветную мечту, необходимо только лишь слегка поразмыслить. Невозможное, конечно же, возможно.
Важно отметить, нельзя праздновать победу заблаговременно, вспоминается пословица: «Не говори Гоп, пока не перепрыгнешь». Иначе все труды могут напрасно пропасть
Это литературное произведение очень оптимистическое и поучительное. Оно рассказывает о том, каким образом реализовывать свои желания. Стремление всем нравиться, самообожание, чрезмерная самоуверенность — вот те пороки, что мешают осуществляться замыслам лягушки-квакушки.
Прелестная милая история для детей. С нею знакомятся в младших классах, а потом с теплотой вспоминают всю жизнь. Сегодня «Лягушка-путешественница» стала фразеологизмом и именем нарицательным. Так зовут тех, кто не может долго находиться на одном и том же месте.
Композиция и конфликт
Сказка имеет линейную композицию. Такой принцип характерен для большого числа литературных творений. Он выражается в следующей схеме:
Завязка. В ней описывается жизнь болотной лягушки, появление уток на водоеме и утиный разговор, из которого становится известно о теплом и чудесном юге. Лягушка предлагает уткам унести ее в прекрасные края с собой на прутике.
Развитие сюжета. Здесь говорится о том, как утки хвалят квакушку за то, что она удачно придумала для себя способ путешествия, потом стая поднимается в небеса вместе с выдумщицей. Также автор описывает чувства путешественницы при полете: боязнь, восхищение, наслаждение, гордость за себя.
Кульминация. Лягушкой овладевает тщеславие – она упрашивает птиц лететь более низко, чтобы с земли ее было видно людям
Она слушала, что о ней говорят, и желание похвалить себя, крикнуть, что это она придумала, привело ее к неосторожности раскрыть рот в полете. Лягушка с большой высоты падает на землю.
Развязка
Главная героиня, к счастью, не пострадала, так как упала не на землю, а в водоем. На новом месте обитания квакушка знакомится с такими же пучеглазыми кумушками, как и она сама, и увлекает их своими историями о прекрасном юге.
В рассматриваемом произведении смысл конфликта состоит в столкновении сокровенной мечты с самолюбованием, которое не дает кому-то взглянуть на иной мир, а кому-то проявить смекалку и огромное терпение, чтобы оставить собственное «болото» и добиться желанной жизненной цели.
Центральную героиню раздирает противоречивость души: крепко держа палочку ртом, находясь высоко над землей, лягушке хочется похвастаться, какая она умная и изобретательная, и ее тщеславность, любование собой затмили ум и заставили забыть о цели полета, осторожности и страхе
«Лягушка-путешественница» читательский дневник
Автор — В. Гаршин
Год написания — 1887
Сколько страниц — 9
Жанр — литературная сказка о животных
«Лягушка путешественница» главная мысль
Нужно быть скромнее и не хвастаться своими достижениями и идеями, так можно избежать проблем.
Мораль сказки в том, что скромность украшает не только человека, но и любое живое существо
«Лягушка-путешествен ница» чему учит сказка?
Сказка учиттому, что можно добиться успеха, если проявить находчивость и смекалку, при этом не нужно хвастаться своими успехами. Учит скромности и терпеливости. Учит умению находит выход в любой ситуации, достигать своих целей.
Отзыв о сказку «Лягушка-путешествен ница»
Сказка Гаршина мне очень понравилась, она хоть и небольшая, но очень интересная и поучительная. А особенную симпатию заслужила главная героиня этой сказки — Лягушка, которая придумала как ей отправится в путь на далекий, теплый, богатый комарами юг вместе с утками. Жаль, что в дороге лягушку обуяла гордыня и жажда славы, и она не долетела до юга, но все-таки за два с половиной дня путешествия она должно быть очень далеко улетела от своего родного болота.
Утки согласились помочь ей долететь в теплые страны. Лягушка очень гордилась своей хитрой затеей. Все люди удивлялись при виде летящей лягушки. Но вскоре, пролетая над очередной деревней, лягушка-путешественница громко хвастливо заквакала. Она мгновенно упала, стремительно полетев прямо вниз, и оказалась в новом болоте. Она здесь громко хвасталась и рассказывала всем обителям этого болота, какой отличный способ она придумала, чтобы добраться с утками на юг. Она поведала, что просто сама этих уток отпустила на время, они скоро весной вернутся за ней. Но утки подумали, что упавшая лягушка разбилась и не вернулись.
Ответы к стр. 43 — 44
1. Докажи, что прочитанное тобой произведение В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» — это сказка.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
2. Напиши синквейн о лягушке-путешественнице или просто о лягушке.
Лягушка;
Большая, толстая;
Соображает, болтает, хвастает;
Изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.
3. Проверь себя: внимательно ли прочитана сказка «Лягушка-путешественница». Ответь на вопросы теста.
1. Где жила лягушка-квакушка?
V в болоте
2. Чем наслаждалась лягушка, сидя на коряге?
V тёплым дождиком
3. Для чего утки прервали полёт?
V чтобы поесть
4. Что особенно интересовало лягушку в разговоре о далёком юге?
V много ли там мошек и комаров
5. Как утки объяснили своё желание лететь на юг?
V Тут холодно!
6. Сколько времени понадобилось лягушке, чтобы придумать способ путешествия?
V пять минут
7. Какие расстояния должны были преодолеть утки?
V три тысячи вёрст
8. Чем прицепилась лягушка к прутику?
V ртом
9. Почему лягушка отцепилась от прутика?
V она закричала
10. Куда упала лягушка-путешественница?
V в грязный пруд
4. Как ты думаешь, почему лягушка решила отправиться в далёкое путешествие?
Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними.
5. Говорят: «Хвастовство само себя наказывает». А ты как считаешь? Объясни. Напиши об этом: вспомни случай из жизни или придумай смешную историю.
Хвастливая секвойя
В тропическом лесу на берегу моря росла секвойя. Она очень любила хвастаться:
— Я — самое красивое дерево! — кричала секвойя утром.
— Я — самое сильное дерево! — шумела она днём.
— Я — вечнозелёное дерево! Я не боюсь ни солнца, ни ветра, ни дождя! — твердила секвойя вечером.
Даже ночью, когда все деревья в лесу засыпали, секвойя не уставала твердить: «Я — самое… Я не боюсь… Я…» И так её распирала гордость за свои превосходства, что тянулась она всё выше и выше и не могла остановиться. Выросла секвойя выше всех деревьев.
— Я — самое высокое дерево! — глядя с высоты на другие деревья, не переставала хвастаться секвойя.
И от радости, что стала самой-самой, начала раскачиваться из стороны в сторону. Но тут ствол секвойи не выдержал этой хвастливой пляски и сломался.
С этого дня секвойи перестали хвастаться, но по-прежнему упорно растут ввысь, стараясь стать самыми высокими деревьями.
План для волшебной сказки
Начиная придумывать, нужно помнить нюансы жанра: герой всегда побеждает, магия имеет уникальные особенности. По типу конфликта волшебные сказки подразделяют на:
-
героические (борьба против волшебной силы, например проклятия);
-
социально-классовые (борьба героя против несправедливости от барина, короля или господина);
-
семейные (поучительная история о конфликте в семье и его решении).
Важно обозначить, как волшебная сила влияет на сюжет. Кто её использует? Герой или злодей – и прописать соответствующие свойства. Продумать, как магия злодея вредит, а волшебство героя помогает
Продумать, как магия злодея вредит, а волшебство героя помогает.
Суть: о чем?
В сказке говорится об обычной лягушке, которой захотелось пожить на теплом юге, услышав истории уток об этом крае. Квакушка оказалась изобретательной и нашла способ перелета в далекую страну. Она решила, что если возьмет ртом прутик и крепко сожмет его, то уткам будет удобно нести ее на палочке, взявшись клювами за ее края. И только тщеславие подвело квакшу. Разжав рот во время полета, она сорвалась с прутика и полетела к земле, где благополучно угодила в чужое болото.
Но квакушка не растерялась и принялась рассказывать новым приятельницам о собственных приключениях, о чудесном юге, чем вызвала у них любопытство и уважение.
Анализ и основная мысль произведения
Жанр произведения Гаршина — авторская сказка, но смысл, заложенный в неё, в некоторой степени приближает её к притче. Проводя анализ этой поучительной истории, можно выделить главную мысль «Лягушки-путешественницы» — никогда не стоит хвастаться своими успехами, нужно быть скромным и уметь сдерживать свои эмоции.
Если бы лягушка молчала до конца путешествия, она благополучно добралась бы до юга, её мечты были бы исполнены. Однако она не могла допустить, чтобы люди вдруг решили, будто это утки придумали такую хитрую штуку, поэтому она поспешила прокричать, что это её задумка, но это её и погубило: она упала и оказалась в другом болоте. Таким образом, сказка «Лягушка-путешественница» — иллюстрация того, что хвастовство всегда наказывается по заслугам.
Ещё одна мысль, заложенная в произведении, — нужно стремиться к своим мечтам, не боясь придумывать для этого самые смелые планы, и никогда не отступать от задуманного.
Пословицы и поговорки, отражающие главную мысль сказки:
- Смекалка во всяком деле поможет.
- Слово — серебро, молчание — золото.
- Сто раз подумай, прежде чем что-то сказать.
- Хвастовство до добра не доводит.
- Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
- Высоко летаешь — низко падаешь.
- Хотел черт на Луну взлететь, да сорвался.