↑ Содержание книги
Призведение начинается как песенный запев: «Любавиных в деревне не любили. За гордость…». В книге рассказывается о семье Любавина Емельяна Спиридоновича и с первых страниц произведения дается характер его четырех сыновей.
Сам Любавин сравнивается с огромной угловатой корягой, человек, который уважает только силу. Старший сын – Кондрат основательный, лобастый, угрюмый, мало кто испытывал желание просто поговорить с ним за жизнь, а Кондрат верил безоговорочно только отцу.
Второй, Ефим – отличался умением говорить с людьми, иногда улыбался для солидности, мог найти выход из любого положения. Два младших Макар и Егор – лихие, горячие, не прощающие обид.
Люди в деревне боялись Любавиных, никто не вставал у них на дороге. Неуживчивый характер и разбойничий дух Любавиных не мог смириться с советской властью, на них узду просто так не накинуть. Писатель любит своих героев, ему жаль и молодого чекиста Кузьму Родионова и его противника Егора младшего из братьев Любавиных.
Действие происходит в богатой южносибирской деревне Баклань, крае славном своими разбойничками, крае куда испокон века ссылали каторжан и куда по своей воли сбегали жить смертники, наводившие на местных жителей страх.
Кузьма, как оперуполномоченный ОГПУ приезжает в деревню где живут Любавины чтобы найти и уничтожить банду, славившуюся своей неуловимостью. Не останавливаясь, ни перед чем он арестовывает родственников девушки, которую любит, и даже родной дядя, старый революционер, сроднившийся с Сибирью, не способен остановить его от жестких необдуманных поступков.
Перед Кузьмой стоит задача невзирая ни на что заставить людей жить по-новому. Актив новой власти состоит из кузнеца Федора, отличающимся большой физической силой, с которым подружился Кузьма и Яша, человека готового всех раскулачить, сбившего церковный крест, и выжившего из деревни священника.
Классовая борьба построена на личных мотивах Кузьмы, который вместе с Егором Любавиным любят одну и туже девушку Марию Попову. Любавины всей душевной силой ненавидят советскую власть, несущую гибель сибирской воле и собственной независимости. Егор крепкий хозяин у которого все спорится в руках, Кузьма совершенно не знает, чем можно заняться в деревне.
Интрига романа замешана на разладе младших сыновей с отцом, череде кровавых преступлений. Происходит убийство Егором бандита Закревского, брат Макар убивает Яшу Горячего и погибает сам. Все это, выходит в месть, из-за которой Любавины сжигают школу, как символ новой Советской власти.
«Кулаки» в романе представлены как сильные и трудолюбивые крестьяне, которые должны быть уничтожены как класс, они не собираются сдаваться и вооружившись, противостоят власти. Следуя исторической и жизненной логике сибирская банда уничтожена, у единоличников, крепких своим хозяйством, отобран хлеб, крестьяне никогда не будут свободны. Победил Кузьма, закончивший спецкурсы. Но Любавины не сломлены, они могут быть только уничтожены. Егор, покидает деревню скрывшись в тайге.
Сюжет
Роман основан на семейных преданиях. Прототипы героев пока окончательно не определены, но известно, что семьи Байкаловых, Колокольниковых, Малюгиных, Поповых и поныне живут в Сростках — родном селе Шукшина. Исследователи видят связь между героиней романа Марией Поповой и матерью писателя — Марией Сергеевной Шукшиной (урождённой Поповой).
В глухое сибирское село приезжают дядя и племянник Родионовы, командированные из уездного центра для организации школы. На самом деле это уполномоченные ГПУ, и их основная задача — выяснить местонахождение многочисленной и очень опасной банды, которая наводит страх на местных жителей. Сразу по прибытии Родионовы вступают в конфронтацию с семьей местного кулака Емельяна Любавина. По многим признакам, Любавин и его сыновья связаны с бандой. Любавины, в свою очередь, ни минуты не сомневаются, что приезжие присланы заниматься не только школой.
↑ История создания романа
Первая часть романа была опубликована в 1965 г, вторая часть увидела свет лишь через 13 лет после смерти автора, ее напечатали в журнале «Дружба народов» в 1987 году.
Под обаяние романа можно попасть с первых его строк. Шукшин так вывел характеры героев, что самому бесхарактерному персонажу веришь безоглядно.
Судьбы героев одновременно такие простые и вместе с тем сложные заставляют читателя волноваться и глубоко переживать за своих героев. Любовь, ненависть, кровь — являются составляющими крутого замеса романа.
Выход первой книги вызвал множество споров, книга была подвергнута резкой критике. Лишь после смерти Шукшина, его произведением стали восхищаться. Книга актуальна для любого времени. Вторая книга освещает события через 30 лет после первой.
Роман-эссе В. Чивилихина «Память»
Творческое наследие В.А. Чивилихина состоит из большого количества художественных произведений, публицистики, обширной переписки, дневников, путевых заметок, текстов выступлений.
- Памятников русскому зодчеству;
- Истории земли вятичей;
- Русской средневековой литературы;
- Летописания.
Замечание 2
Вторая книга романа, которая была издана раньше первой, в 1982 году была отмечена Государственной премией СССР.
Над романом писатель работал больше десяти лет. Это сложное, поисковое, синтетичное произведение. В этом романе присутствует и гражданская публицистика, и элементы научного исследования, и полемика, и гипотезы. «Память» — это произведение о тысячелетней истории России, зарождении русской государственности и культуры, о мирных и ратных днях русского народа.
Композиционным и тематическим центром произведения является героическая оборона Козельска в 1238 году.
Герои романа – патриоты, ученые, подвижники утверждают уважение к прошлому, принципы патриотизма, интернационализма, антимилитаризма.
Историческая тема в творчестве В. Шукшина
В. Шукшин особенно известен благодаря своим рассказам. Но он работал во всех прозаических жанрах. Шукшин является автором двух романов и нескольких повестей. Первая часть первого романа В. Шукшина «Любавины» создавалась в одно время с первыми рассказами. Опубликовано произведение в 1965 году. Роман задумывался автором как семейное предание. Имена героев – это имена людей, которые и сейчас живут в родной деревне Шукшина Сростки на Алтае (Байкаловы, Поповы, Малюгины, Колокольниковы). Эти фамилии встречаются в рассказах, кинофильмах Шукшина, так как на свое творчество писатель смотрел как на единое целое. Прототип семьи Любавиных – зажиточная семья Петровых, которые жили в Сростках.
В этом романе писатель, по своему происхождению крестьянин, рассказывает о жизни деревни 1920-х годов. Действие романа происходит с 1922 по 1923 гг. В центре повествования произведения – семья Любавиных, которая практически вся погибла.
Вторая часть романа написана в конце 1960-х годов.
Роман Шукшина «Я пришел дать вам волю» тоже о крестьянстве, но триста лет назад. Писателя интересовала личность Степана Разина как гениального организатора крестьянских масс в 17 веке. Самоотречение, бесстрашие, вольнолюбие Разина и поныне живут в народных песнях и народной памяти. В лице Степана Разина писатель нашел героя большой судьбы, вписанного в историю российского крестьянства.
Шукшин изображает Степана Разина сорокалетним сформировавшимся человеком, который действует на небольшом отрезке исторического времени.
Список использованной литературы
1.Бинова Г. Творческая эволюция В.Шукшина: Нравственно-философские искания и жанрово-стилевые особенности художественной системы. – Брно, 1988
2.Есин А. Б. Художественное время и художественное пространство // Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998
3.Жилина Н. П. Категория образа автора и ее воплощение в новеллистике Шукшина // Жилина Н. П. Новеллистика В. М. Шукшина в литературном процессе 60-70-х годов ХХ века. – Калининград, 2000
4.Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах // Шукшинские чтения. Барнаул, 1989. Вып.2
5.Залыгин С. Трифонов, Шукшин и мы // Новый мир. 1991. № 11
6.Корман Б. О. Классификация субъектов речи // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972
7.Корниенко Н.В. «Сказано русским языком…» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М., 2003
8.Кофанова Е.В., Кощей Л.А., Чувакин А.А. Творчество В.М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения. Вместо предисловия // Творчество В.М. Шукшина как целостность. Барнаул, 1998
9.Кощей Л.А. Философская позиция Шукшина // Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т.1. – Барнаул, 2004
10.Кричевская Л. И. Портрет в прозе Пушкина // Филологические науки. – 1979. – № 3
11.Пьецух В. Я и прочее. М., 1990
12.Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. – М., 1999
13.Творчество В.М.Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т.1: Филологическое шукшиноведение. Личность В.М.Шукшина. Язык произведений В.М.Шукшина / Науч. ред. А.А.Чувакин; Ред.-сост. В.А.Чеснокова, А.А.Чувакин. Барнаул:Иизд-во Алт. ун-та, 2004
14.Шукшин В. Если бы знать… // Шукшин В.М. Нравственность есть правда. М., 1979
15.Шукшин В. М. Любавины // Шукшин В. М. Собр. соч.: В 5 т. – Екатеринбург, 1992
16.Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю. Роман. Публицистика. Барнаул, 1991
17.Юркина Л. А. Портрет // Введение в литературоведение. – М., 2004
Выдержка из текста
Введение
Разнообразие прихода, характер восприятия, освоения и бытования творчества Шукшина, «ядра современной русской прозы» (А. Солженицын), в зарубежных культурах позволяют выявить непреходящие всечеловеческие духовные ценности, активно используемые в мировом культурном процессе и оказывающие на него плодотворное воздействие. Вместе с тем возникает потребность взглянуть на феномен Шукшина, имеющего авторскую историософскую концепцию национальной судьбы, поразительную прогнозирующую проницательность и личностную философию .
Чешский славист-культуролог Г. Бинова утверждала, что русский художник, будучи максималистом во всём, щедро и неистово расплескивал свой талант, мучаясь и выбирая между двумя континентами-призваниями – литературой и кинематографом. «Под феноменом Шукшина мы и понимаем прежде всего этот художественный сплав» . В нём жизнь более показывается, чем описывается: не случайно у некоторых исследователей шукшинские образы ассоциируются с колоритными полотнами Рембрандта и Брейгеля. Эстетические взгляды Шукшина тем интереснее, что по отношению к его творческой судьбе, полагает Г. Бинова, можно с полным правом говорить о художественной интерференции отдельных видов искусства. Он убежден, что нет и не может быть писателя без искренней, тревожной думы о человеке, его судьбе. Художник верит в самоценность человеческой личности и ценность личности в искусстве.
Творчество В. М. Шукшина традиционно воспринималось в контексте «деревенской» прозы, ставшей одним из наиболее значительных литературных явлений ХХ века. Сегодня художественное наследие писателя все чаще рассматривается в контексте мировой культуры.
Объект исследования: повести В. М. Шукшина «Любавины» и «Я пришел дать вам волю». Предмет исследования: особенности поэтики повестей В.Шукшина.
Исторические романы Л. Бородина
Л
Бородин уделяет особое внимание истории России. Повесть «Царица Смуты» была удостоена в 1996 году Пушкинской премии
Главный герой произведения – Марина Мнишек, но главной силой является народ. Согласно взглядам писателя, смутное время и современность имеют общие черты. А сходство кризисных эпох Бородин видит в умалении православия. В каждой такой исторической воронке царствует духовная деградация.
Когда в политической элите преобладали либеральные взгляд, Бородин пишет публицистические статьи, в которых отстаивает необходимость возвращения к традиционным ценностям. Он критикует действительность именно за духовно-нравственную нищету. «Лукавым временам» посвящен роман Бородина «Трики, или Хроника злобы дней».
Статья: Историческая тема в советской литературе. Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Бородин постоянно возвращается к изображению прошлого – 30-х, 40-х, 50-х гг. 20 вв. Именно в это время, по мнению писателя, наиболее остро стояла проблема нравственного выбора, за который приходилось отвечать собственной жизнью и судьбой, жизнью близких людей. Этому выбору посвящена «Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова».
Роман «Трики, или Хроника забытых дней» можно назвать самым лиричным произведением писателя. Если повесть «Год чуда и печали», написанная после освобождения из лагеря, наполнена мечтательностью, то в романе «Трики…» писатель дает оценку себе другому, такому, каким стал, пройдя путь, принятый без выбора. Он дает оценку своим убеждениям и ошибкам, утратам и находкам.
Главными героями произведения являются:
- Виктор Крутов,
- Семен Крапивин,
- Олег Климов.
Замечание 1
Трики – не просто друзья, у которых общее детство и общие воспоминания. Трики – это видение Бородиным символического образа государства.
Трики – три друга – это три составляющих государственной жизни. стоящий на службе государства Семен является служащим «охранительной» системы. Олег – технарь, которому не чужды попытки стихотворного самовыражения. На этом пути он стремится соединить правду народную с традиционной советской правдой. Виктор исполнен внутреннего бунта по отношению к этой правде. Он стремится свое бунтарство если не преодолеть, то хотя бы обозначить во внутренней рефлексии.
Герои романа словно задержались в юности, а «триковский» союз притормозил их взросление и сохранил романтизм, который присущ всем героям прозы Бородина.
События этого произведения разворачиваются в начале 1990-х годов в стране, которую стремительно охватывает смута. Но основное действие романа происходит на рубеже 1960-1970 годов, а память героев временами забрасывает их дальше – в 1953 год, год смерти Сталина и ухода из политического бытия одной из сложнейших, по мнению Бородина, исторических фигур 20 века. Именно это время соединило героев, чтобы затем, в эпоху Брежнева, внести в их отношения раскол, который, казалось бы, невозможно преодолеть.
История
Первоначально Шукшин планировал назвать своё первое большое произведение «Баклань». Роман был задуман и начат во второй половине 50-х годов. В. М. Шукшин, студент ВГИКа, приезжая на каникулы в Сростки, подолгу беседует со старожилами о временах гражданской войны и коллективизации, собирая материал для своего произведения. Работа над романом (иногда с длительными перерывами) шла до 1963 года. Работая над темой, автор стремился создать произведение, ничуть не похожее на известные образцы, во всех отношениях самостоятельное и самобытное.
Первая часть романа была написана в 1959—1961 годах, в основном в общежитии ВГИКа, где тогда жил Шукшин. Его рассказы тогда уже печатались в двух крупных журналах: «Октябрь» и «Новый мир», и Шукшин хотел издать свой роман в одном из них, однако колебался, не зная в каком лучше. В конце концов выбор пал на «Новый мир, однако в итоге редакция журнала решила роман не печатать.
В 1963 году роман был предложен издательство «Советский писатель» и, после долгих согласований и правок, весной 1964 года одобрен. 5 апреля 1964 года в «Московском комсомольце» был напечатан его отрывок.
Первая часть полностью впервые была опубликована в 1965 г. в журнале «Сибирские огни» и в том же году вышла отдельным изданием в «Советском писателе».
Вторая часть, законченная в конце 1960-х гг., обнаружена в архиве писателя после его смерти и опубликована в 1987 г. в журнале «Дружба народов».
«Отдавая роман на суд читателя,— писал Шукшин в „Литературной России“,— испытываю страх. Оторопь берет. Я, наверно, не одинок в этом качестве испугавшегося перед суровым и праведным судом, но чувство это, знакомое другим, мной овладело впервые, и у меня не хватило мужества в этом не признаться».
В 1972 году в Петрозаводске роман был переведён на иностранные языки. Только в Польше, к примеру, вышел тремя изданиями. Главные достоинства «Любавиных» — в многообразии характеров, в том немалом художественном мастерстве, с каким эти характеры выписаны, в передаче душевных движений людей, человеческих страстей и столкновений, в точной обрисовке сельского труда и быта.