Краткое содержание повести
Лена Бессольцева – новая ученица одной из школ в небольшом городке. В этом городе живет дедушка Лены Николай Николаевич, которого местные жители не очень любят, называют «заплаточником» из-за того, что он постоянно ходит в одном и том же очень старом пальто. Дедушка увлечен коллекционированием – он собирает картины, собираясь открыть музей.
В классе Лены учатся самые разные ребята – есть среди них и дети из богатых семей, и дети, чьи родители зарабатывают совсем немного. Лене симпатизирует Дима Сомов – мальчик, в которого влюблены многие девочки из класса. Остальные ученики класса дают ей понять, что она здесь чужая, называют ее «чучелом». Ради того, чтобы стать «своей» в классе Лена старается не обижаться, когда одноклассники высмеивают ее деда и ее – она даже смеется вместе с ними.
Ребята мечтают поехать в осенние каникулы в Москву. Для того чтобы собрать деньги на поездку, они идут работать на фабрику. После того как зарплата получена, ребята решают отметить это, сходив в кино вместо урока. Все полученные деньги хранятся в копилке у Димы Сомова, и когда ребята уходят с урока, он забывает копилку в классе. Лена вызывается принести деньги, но, возвращаясь в школу, спотыкается и падает. Тогда Дима, назвав ее «недотепой», идет за деньгами сам. Лена тоже идет в школу и, стоя около двери класса, слышит, как учительница выспрашивает Диму, куда делись все ученики. Дима сознается, что они вместо урока пошли в кино. Класс наказан, поездка отменяется.
Ребята решают наказать того, кто сорвал им поездку. Дима не может сознаться в том, что это он во всем виноват. Лена, видя это, говорит, что это она рассказала учительнице о том, что все сбежали с урока и пошли в кино. Никто даже не подозревает, что кроме Димы и Лены, есть еще люди, которые знают правду, – это ученики того же класса Шмакова и Попов, которые во время разговора Димы с учительницей сидели под партой.
Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется на то, что Дима сознается в том, что сделал. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной.
В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города. Перед отъездом девочка решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится». Она остриглась наголо, и в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена каждого поставила на место и напоследок сказала, что ей искренне жаль ребят. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись. На следующее утро главная героиня стала свидетельницей погони всего класса за Димой. Попов рассказал правду. Ребята загоняют виновного в кабинет школы и желают объявить ему бойкот. Только Лена отказалась от участия во всеобщей травле. Хоть и она тоже становилась жертвой, но всегда была выше издевательств и оскорблений над другими.
А Николай Николаевич подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых. Также он дарит школе картину – портрет бабушки, практически точной копией которой является Лена.
Ученики растеряны и чувствуют свою вину перед Леной. Все в тишине смотрели на картину. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». На доске в классе появляется надпись, выведенная Рыжим: «Чучело, прости нас!»
Пересказ первых глав
В шестом классе провинциальной школы появляется новенькая — Лена Бессольцева. Девочка живет у своего деда, старого коллекционера, который настолько погружен в свое хобби, что совершенно не следит за внешним видом, тем самым вызывая насмешки со стороны одноклассников внучки. Ребята с первых дней невзлюбили Ленку, поскольку она им показалась странной, чудаковатой и нелепой.
Один лишь Дима Сомов, мечта многих девочек и любимчик учителей, интересуется жизнью «белой вороны», и вскоре между ребятами завязывается дружба, что вызывает у одноклассников дополнительную порцию агрессии. Свои правила в классе устанавливает группа, которую возглавляет Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Она не церемонится с теми, кто, по ее мнению, идет против общего течения.
За несколько дней до начала осенних каникул Маргарита Ивановна, классный руководитель, объявляет приятную новость — ребятам предстоит туристическая поездка в столицу. Смекалистый Дима предложил товарищам не выпрашивать деньги у родителей, а заработать их самостоятельно. Класс дружно поддержал эту идею. Сомов раздобыл вместительную копилку, куда все начали складывать деньги, заработанные сбором яблок и уборкой улиц.
Однажды Лена и Дима увидели, как их одноклассник Валька ловит беспризорных собак и отводит их на живодерню, чтобы получить за это материальное вознаграждение. Сомов, возмущенный диким поступком товарища, отобрал у него бедного пса и пригрозил обо всем рассказать взрослым, если тот не прекратит свой промысел. На сторону Вальки встал его старший брат, недавно вернувшийся из армии и тоже занимающийся ловлей собак. И тут Бессольцева впервые увидела, как ее друг, смелый борец за справедливость, моментально спасовал перед более сильным.
Перед самыми каникулами дети решили сбежать с уроков, чтобы сходить в кинотеатр. Оставшиеся в школьном кабинете Шмакова и Попов случайно услышали разговор Маргариты Ивановны и Сомова.
Вариант 3
Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.
Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.
Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.
Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.
По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника. Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.
Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.
В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.
Повесть «Чучело Железников»: проницательные уроки для нас
Один из главных уроков повести — понимание того, насколько важно быть самим собой. Главный герой, Лёва Железников, изначально не особенно выделялся среди своих сверстников и был постоянно ставлен на место
Однако, в процессе повести, он узнает, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны. Этот урок напоминает нам о важности принятия себя такими, какими мы есть, и не пытаться перестраиваться, чтобы угодить окружающим.
Другой важный урок, который можно извлечь из повести, это значимость дружбы и поддержки. В процессе своих приключений, Лёва обретает верных друзей, которые всегда готовы ему помочь. Это напоминает нам о необходимости не забывать о своих друзьях, быть рядом и поддерживать их в трудные моменты. Дружба — это ценная и важная составляющая нашей жизни, и повесть «Чучело Железников» напоминает нам об этом.
Третий урок, который можно вынести из повести, это настойчивость и сила воли. Главный герой сталкивается с множеством трудностей и препятствий на своем пути. Однако, он не сдается и продолжает идти к своей цели. Этот урок учит нас не сдаваться даже в самых тяжелых ситуациях, а проявлять силу воли и настойчивость в преодолении препятствий на пути к своим мечтам.
Все эти уроки, воплощенные в повести «Чучело Железников», имеют огромную ценность и актуальны для нас сегодня. Читая эту повесть, мы можем увидеть самих себя в главном герое и понять, что и мы можем переживать похожие события и уроки, которые он узнал на своем пути. Это делает повесть по-настоящему ценным и значимым произведением литературы.
Смысл произведения
В повести ярко показана жестокость детей, их бессердечие к тем, кто выбивается из общей массы. Каждый из детей раскрыт, и оказывается, что дети стали заложниками взрослых драм – у каждого в семье происходит то, что заставляет их срывать злость на Лене. Дети ищут справедливости, но понимают ее неправильно. Учитель – взрослый человек, который должен был заметить проблему, но не делает этого. Поведение классной руководительницы становится катализатором конфликта – ничего не объяснив, она уезжает в Москву. Детям нужно помнить о добросердечности, взрослым – не погружаться в свои проблемы, а видеть, что происходит с детьми.
Краткий анализ
«Чучело» Железникова принадлежит к жанру бытовой повести. Это направление в советской литературе было особенно популярно в 70−80-е годы. По словам писателя, «Чучело» — прозаическое произведение с элементами автобиографии, что позволяет говорить о реалистическом характере повествования. С душераздирающей драмой в детстве столкнулся не сам автор, а его племянница.
В чем заключается смысл названия повести? Автор наградил главную героиню прозвищем не только из-за ее нелепого вида. Как известно, чучело — это садовое пугало, служащее для отгона птиц. Вот и униженной девочке удалось напугать целый класс, произведя настоящий переполох среди «хищных» детей, пытавшихся всячески ее уколоть. После ее откровенного признания, когда все тайное стало явным, дети отказались от насильственных методов решения конфликтов.
Переполненный драматическими коллизиями фильм «Чучело», анализ которого проводят на уроках литературы, мало чем отличается от одноименной повести. В кинематографической версии книги изменено лишь несколько эпизодов, в том числе сцена избиения главной героини.
Острое, местами накаленное до глубокого трагизма, произведение предостерегает юных читателей от поспешных суждениях о конкретном человеке, учит чуткости и взаимовыручке. Автор осуждает жестокое обращение и черствость, решительно отстаивая высокие нравственные идеалы.
Вариант 3
Повесть «Чучело» Железникова стала популярным после выхода одноименного фильма с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным. Это жестокая история о трогательной и доверчивой девочке Лене Бессольцевой, которую ни за что затравили одноклассники.
Девочка переехала жить к дедушке в небольшой городок и пошла в шестой класс. Лена имеет тонкую нескладную фигурку, какая обычно бывает у подростков в двенадцать лет. С лица Бессольцевой никогда не сползает широкая улыбка. Многие считают, что Лена не дружит головой, в классе не понимают, как можно постоянно всему радоваться. Но никто не хочет понять внутренний мир девочки, ведь возможно она просто светлый и добрый человек либо улыбка — это защитная реакция девочки на стресс.
Отношения у Лены с классом не складываются сразу же. Лидер шестого класса Миронова даже дает ей кличку Чучело, и все подхватывают эту идею. Все ребята издеваются на Леной, однако стороной от этих колкостей в ее адрес держится красивый мальчик и отличник из обеспеченной семьи Дима Сомов. Порой он даже пытается как-то защитить девочку, что Лена сразу же понимает для себя как симпатию к ней.
После прогула всем классом урока Миронова наказывает ребятам молчать о сговоре. Однако учительница узнает правду от Сомова, так как учительница надавила на него, и мальчик из страха все рассказал. Очевидцами этого невольно становятся Бессольцева и самая красивая, но подлая девочка класса Шмакова. Когда ребята узнают о предательстве, то решают разузнать, кто сдал весь класс. Лена не выдерживает и решает сообщить, что она рассказала о прогуле. Она надеется, что Дима сам признается в содеянном, но мальчик оказывается трусливый и слабым, поэтому молчит. Шмакова же молчит, так как хочет шантажировать Сомова, который ей нравится.
Теперь одноклассники объявляют Лене бойкот. Однако их бойкот довольно странный, ведь вместо того, чтобы просто игнорировать и не замечать девочку, жестокость ребят начинает переходить все рамки дозволенного. Над ней издеваются не только в школе, но и за ее пределами. Караулят, когда она идет в магазин и даже приходят к дому и стучаться в окна. Однажды даже через окно вечером, когда девочка остается одна в доме, пугают головой-чучелом медведя. Кульминацией всего становится поджог чучела, на которое дети надевают сворованное у Лены платье.
Главные герои
Герой | Описание |
Лена Бессольцева | Главная героиня повести. Девочка 12 лет, добрая, наивная, любящая. Имеет твердый характер и не боится высказать правду в лицо. Не унывает, несмотря на травлю со стороны одноклассников. |
Николай Бессольцев | Дедушка главной героини. Одинокий старик, погрузившийся в поиски картин, написанных его дедом. Поскольку покупка картин стала целью его жизни, он не обращает внимания на одежду, отказывает себе в других радостях жизни. Мудрый человек, несмотря на то, что не может защитить Лену, подталкивает ее в сторону верных решений. |
Маргарита Ивановна | Классная руководительница. Со своими обязанностями не справляется – дети ее не приняли, да и она, не замечая обстановку в классе, занята решением других вопросов, в том числе – подготовкой к собственной свадьбе. |
Дима Сомов | Лидер класса, любимец учителей. Желает поступать правильно, но когда доходит до дела, действует наоборот. Не может защитить Лену и отказывается от дружбы с ней, не выдержав натиска класса. По итогу класс начинает его презирать, а сама Лена показывает в его сторону искреннее сожаление. |
Железная кнопка | Реальный лидер класса. Считает, что любая ложь и предательство должны быть наказаны. Беспощадна, не знает меры в своей жестокости. Уважает Лену за ее характер, но не может поступиться своими принципами. |
Валька | Груб, жесток, лжив. Любит причинять боль и проявляет особенную жестокость по отношению к Лене. Живодер. |
Шмакова | Красивая, популярная девочка. Избалована, любит только себя. Моральных ценностей не имеет, постоянно хитрит и лукавит. Знает правду о Лене, но скрывает ее до конца, спокойно наблюдая за тем, как ту травят одноклассники. |
Васильев | Изгой класса. Из-за своего положения не переживает. Единственный, кто осмелился защитить Лену, за что получает еще больший бойкот. |
Характеристика главных героев
Центральные персонажи произведения — ученики шестого класса. У них еще только формируются взгляды на окружающий мир, собственное мнение и характер, поэтому они часто совершают ошибки в отношениях со сверстниками. Сюжетная линия строится вокруг следующих действующих лиц:
- Лена Бессольцева (Чучело). Добродушная, общительная девочка, волею случая вынужденная противостоять агрессивно настроенному коллективу. Несмотря на тяжелые испытания, которые ей пришлось вынести, она не разучилась радоваться жизни, не стала равнодушной и озлобленной. Ее храбрость выражается не только в умении противостоять толпе, но и в осознании своих недостатков, над которыми она готова работать.
- Дима Сомов. Гордость школы, красивый и умный мальчик, который на поверку оказался малодушным трусом, неспособным признать свою вину. Его дружба с новенькой терпит крах, потому что Дима испугался осуждения одноклассников, в результате чего из-за него был вынужден страдать неповинный человек.
- Миронова (Железная Кнопка). Признанный лидер класса. К мнению этой принципиальной дерзкой девочки прислушиваются абсолютно все.
- Шмакова. Объект обожания мальчишек. Пользуется своей внешностью для достижения корыстных целей.
- Валя. Лишенный чувства сострадания к ближнему хулиган. В жизни его волнуют только деньги. Чтобы заработать, занимается ловлей бродячих собак.
- Попов. Ухажер Шмаковой. Ради этой эгоцентричной и пустой девочки готов на многое.
- Васильев. Слабохарактерный мальчик, с которым никто не дружит. Единственный, кто не принимал участия в травле Лены.
Кроме детей, в повести присутствуют и взрослые. Среди них следует выделить следующих героев:
- Николай Николаевич (Заплаточник). Дедушка Лены Бессольцевой. Этот мудрый и чуткий пожилой человек, чуждающийся общества людей и увлекающийся коллекционированием картин, наталкивает внучку на принятие верных решений.
- Маргарита Ивановна. Классный руководитель класса, где училась Лена. Женщина целиком сосредоточена на своем муже, что мешает ей посвятить себя школьным делам. Пылкой и энергичной учительнице так и не удалось завоевать расположение учеников. Во многом из-за ее попустительства в классе возникла напряженная обстановка.
Вариант 2
Автор известной советской повести «Чучело» Железников сумел раскрыть в своем произведении такие острые и трепещущие темы как детская жестокость и бесчеловечность по отношению к своим сверстникам. Сюжет повести сосредоточен на истязаниях всего класса девочки Леной Бессольцевой, которая была новенькой в их классе.
Девочка переехала жить к своему дедушке и пошла в местную школу в шестой класс. Она имела невзрачную внешность, и обладала мягким и безвольным характером. Но читателя сразу же привлекает другая сторона ее образа, Бессольцева честная и справедливая, она готова пожертвовать своим спокойствием ради своих друзей. Однако единственный мальчик, который действительно за нее заступается в классе оказывается не другом, а трусливый предателем. Его звали Дима Смирнов и он нравился Лене, однако, будучи наивной и доверчивой, ей не сразу удалось разглядеть настоящее нутро «умного одноклассника из хорошей семьи». Отличник класса и защитник, коим его считала Бессольцева, на деле оказался отрицательным персонажем.
События повести рассказывает о взаимоотношениях Бессольцевой с одноклассниками. Ребята сразу же невзлюбили Лену и причиной этому в большей степени стало то, что девочка не понравилась лидеру класса Мироновой, которую все за черствый и жестокий нрав называют Железной кнопкой. Именно с подачи Мироновой все в классе, а потом уже и вне его, начинают называть лену Чучелом. Взрослые никак не замечают страданий Бессольцевой и никак не реагируют. Особенно классная руководительница класса Маргарита Ивановна. Это молодая женщина, хоть и не вызывает у читателя отвращения, но пугает ее озабоченность только своими проблемами. Она готовится к свадьбе и не замечает, что твориться в ее классе. Маргарита Ивановна не ведет себя как взрослый и понимающий человек, она будто сама ребенок, мир которой зациклен только на собственной персоне.
Однажды весь класс решает уйти с урока, после того как учитель опаздывает на него. Ребята договариваются, что все должны молчать о сговоре. Однако правда скрывается, так как Сомов рассказывает все классной руководительнице. Шестой класс решает узнать правду и разузнать кто предатель. Лена пытается защитить Сомова и признается, что виновата она. Теперь начинается настоящая и беспощадная травля девочки, ведь Дима не защитил и не признался в содеянном, а промолчал.
К концу повести Лена, пройдя все издевательства, становится сильной личностью. После того, как класс узнает о настоящем предателе, девочка вместе с дедушкой решают уехать из городка. Только к концу произведения весь класс будто наконец-то начинает анализировать свой ужасный поступок со стороны. Многим из класса становится ужасно стыдно за себя, они испытывают вину перед Леной и желают одного – ее прощения.
Об авторе
Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую короткую, — имеется в виду детство, — много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…
Стать детским писателем ему помогла любовь к детям и любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».
Его первая книга – сборник рассказов «Разноцветная история» – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Главное умение автора — ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни.
Вариант 1
Советский детский писатель и драматург Железников Владимир Карпович свою повесть «Чучело» адресовал в первую очередь детской аудитории и только потом родителям этих детей. Произведение учит любви, пониманию, дружбе и способности противостоять несправедливости и жестокости.
В повести затрагиваются такие острые темы как дружба, предательство, сострадание и справедливость. Главным персонажем произведения является ученица шестого класса Лена Бессольцева. Она предстает перед читателем как чистая, наивная, честная и доверчивая девочка. Она чересчур добродушная и невинная для такого дикого, беспощадного и злого мира подростков, в который она, взрослея вступает. Лена хоть и старается быть честной и справедливой, однако в силу мягкого характера не может отстаивать свое мнение. Она хочет всем понравиться, однако это играет против нее.
Сюжет повести рассказывает нам о взаимоотношениях Леночки с ее классом, в который она приходит как новенькая после переезда к своему дедушке Бессольцеву Николаю Николаевичу. Все свои деньги старик тратит на скупку картин местного художника. В городке многие считают его не просто чудаковатым, но даже свихнувшимся умом и чокнутым. Конечно же, и эти слухи оборачиваются против Лены в школе.
В своем новом классе Бессольцева сразу же сталкивается с четким разделением детей на группы. Однако ни одна из них девочку к себе не принимает, только красивый мальчик из обеспеченной семьи по имени Дима Сомов не обижает Лену и относится к ней хорошо. Наивная девочка сразу же чуть ли не влюбляется в «положительного» мальчика.
Лидер класса жесткая, бессердечная и черствая к чужим эмоциям девочка с прозвищем Железная кнопка сразу же невзлюбила Бессольцеву, и именно с ее подачи все начинают называть Лену Чучелом.
Кульминацией сюжета повести и страданий Леночки становиться прогул всего класса с урока. Однако учительница от одного из учеников класса узнает о сговоре класса. Леночка принимает всю вину на себя перед классом, ведь наябедничал Сомов, и она хочет его оградить от бед. Внутри возможно Бессольцева надеется, что вскоре Дима признается о своем поступке и защитит ее. Однако «хороший и добрый» мальчик Дима оказывается еще тем подлым трусом и предателем. Он не только не признается в своей ошибке учителю и классу, а также спокойно наблюдает и никак не препятствует бойкоту и травле, что обрушивается на бедную девочку. Мягкая и наивная Леночка же, здесь, наоборот, показывает себя сильной личностью – она не сдает Сомова и готова простить его, если тот признается в своей подлости.
Клички учеников 6 «А» класса
Когда Лена пошла в новую школу, все изменилось. В первый же день ребята стали издеваться и паясничать. Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого девочке не приходилось сталкиваться с лицемерием.
Попадая к ребятам в класс, сразу замечаешь, что у многих нет имен, только фамилии, клички. Давайте разберём значение некоторых прозвищ:
Железная Кнопка (Миронова)
Такая кличка дана девочке не только из-за роста. Слово «кнопка» заимствованно из немецкого языка, где «knopf» — «пуговица, кнопка», производное от knüpfen «сцеплять, соединять». Действительно, Миронова железно, крепко сплачивала ребят, когда объявляла против кого-то бойкот. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно.
Валька
У этого героя есть имя, но его никто в повести не называет Валей, Валентином, Валечкой и т.д. Владимир Карпович не случайно добавил к имени суффикс -к-, выражающий пренебрежительное значение. Ведь Валька твёрдо уверен, что главное в жизни – деньги.
Лохматый
Слово «лохматый» произошло от польского łосh «тряпка» или украинского лохма́тє «тряпка, лоскут». Любую проблему можно решить силой – такова жизненная позиция мальчика. Но, как известно, люди, демонстрирующие физическую силу в любом вопросе, морально слабы и жалки.
Шмакова
Одна из версий происхождения фамилии говорит нам о том, что «Шмакова» образовано от «шмак», означавшего в некоторых говорах «вкус». Это могло быть ласкательное прозвище ребенка, нечто вроде — вкусный, сладкий, милый. И героиня повести «Чучело» была очень красивой и кокетливой девочкой снаружи, но хитрой и соблюдающей только свои интересы внутри.
Я считаю, что автор, называя некоторых ребят только кличками, хочет подчеркнуть, как это больно. Прозвища нередко разрушают личность: человек невольно начинает им подражать.
Вывод
Изучив повесть В.К. Железникова «Чучело», мы рассмотрели взаимоотношения подростков между собой, а также взаимоотношения взрослых и подростков, рассмотрели различные ситуации поведения ребят и поняли, почему ребята поступают так, а не иначе. На мой взгляд, мы сумели определить истоки детской жестокости и пришли к следующим выводам:
Истоки детской жестокости кроются в неправильных взаимоотношениях взрослых и подростков. Если родители не научили своих детей жалеть животных, то дети не будут жалеть и людей; если в семье взаимоотношения построены только на деньгах, то дети будут пользоваться их властью над человеком и измерять всё только ими; если взрослые думают только о себе, то дети будут обращаться за помощью не к ним. Следствием всего этого и стали события, развернувшиеся в повести. Душа подростка настолько сложно устроена, что многие взрослые не в силах её понять. Когда подросток обижен, он всегда стоит на своём и ничего не замечает вокруг себя. Если подросток зол, он не может контролировать свои действия, делая больно другим людям. Когда подросток в отчаянии, из маленького робкого котёнка, он превращается в огромного свирепого тигра, который крушит всё на своем пути. Именно в такие моменты подростку нужна поддержка взрослого человека, знающего, как поступать в сложной жизненной ситуации
Трудно представить, что могло бы произойти, если бы дед оттолкнул своим невниманием внучку, и мы видим, чем обернулось равнодушие учителя к проблемам её подопечных